История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Элка Константинова

ЭКОЛОГИЯ И НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Э. Константинова, 1990

Холод и пламя: Рассказы. - София: София Пресс, 1990. - С. 5-10.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2009

Экология и научная фантастика

Человечество давно уяснило себе, что технический прогресс в нашу эпоху служит вооружению, угрожающе отравляет воздух, которым мы дышим, и воду, которую пьем, что радиация обладает всепроникающей силой и рано или поздно убивает живые клетки, что мы сами стали опасны для нашей планеты. Но несмотря на угрозу глобальной катастрофы, люди продолжают уничтожать природу, хотя сами они ее часть. Это самый большой абсурд из многочисленных абсурдов нашей цивилизации, так что не приходится удивляться тому, что именно этот парадокс очень стимулирует сегодня воображение людей искусства, особенно фантастов.

Не удивляет и тот факт, что в наше время из литературы начали исчезать утопические модели и все меньше писателей верят во всемогущество положительных наук и техники, которые якобы могут достичь мирового равновесия между человеком и окружающей средой. Сегодня любому мыслящему человеку ясно, какую спасительную роль играет человеческая духовность и разумность в деле прекращения вооружения на планете и сохранения природы.

В настоящее время наиболее универсальной в науке и литературе стала экологическая проблематика. Она объединяет ученых: физиков, химиков, биологов и инженеров с представителями гуманитарного познания и всех видов искусств и культуры независимо от их расовой и национальной принадлежности. И если идет речь о единстве художественной мысли нашей эпохи, то нужно сказать, что оно реализуется и через экологическую тему. Искусство, посвященное экологии, использует язык, доступный всему человечеству, чьей целью должно быть объединение во имя сохранения природы.

Сегодняшняя художественная фантастика на экологические темы является оправданно антиутопической, иногда даже диаболической. В ней утверждаются не технические и научные, а нравственные ценности. Это особенно важно для современной болгарской фантастики, затрагивающей проблемы экологии. Она продолжает традиции Святослава Минкова и Георгия Илиева, создателей национального научно-фантастического жанра, которые не оставляют без внимания экологические проблемы двадцатого века (Например, в рассказе Светослава Минкова «Возможная утопия» и в романе Георгия Илиева «О-Корс»).

По традиции болгарская художественная мысль ищет близость и единство между человеком и природой. В прошлом наши писатели воспевали родную природу как естественную среду, где проявляются подвиг, благородство, доброта, милосердие, культ прекрасного. Она же являлась и источником физического и эстетического упоения. А уничтожение щедрой природы из-за наступления урбанизации, начатого после первой мировой войны, порождает мрачные предчувствия в нашей городской поэзии и беллетристике. Это произведения болгарского экспрессионизма и диаболизма после войны.

В современной литературе Болгарии экологическая проблематика толкуется наряду с вопросами целостной перестройки страны и трудного исторического и общественно-психологического перелома в сознании людей. Их убеждение, что отравление природы качественно изменит сущность человека и ликвидирует его как совершеннейший образец природы предопределяет их доверие к художественной антиутопии, где трактуются и экологические темы. Речь идет о некоторых произведениях писателей Любена Дилова, Павла Вежинова, Емиля Манова, Светослава Славчева, Велички Настрадиновой, Агопа Мелконяна, Веселы Люцкановой и других, более молодых авторов. Изображенная в этих произведениях деформация современного общества в невероятной гротескной и пародийной трактовке производит сильное впечатление.

Наиболее частыми компонентами антиутопической научной фантастики с элементами экологической тематики являются атрибуты будущей земной цивилизации, и космической техники, летающие тарелки и пришельцы с других планет, причудливые вне – планетные приключения и абсурдные ситуации, в которых люди чувствуют себя беспомощными перед мощным кибернетическим мозгом, среди уничтоженной природы. Чтобы найти первые проявления такой тематики, вернемся назад в прошлое к рассказу патриарха болгарской литературы Ивана Вазова «Последний день XX века», где он описывает десятки фабричных труб, извергающих ядовитый дым над девственными лесами и полями. Далее эта тема встречается в кошмарном бреду психически больных героев Георгия Райчева, Владимира Полянова, Чавдара Мутафова... Но особенно часто она стала встречаться в настоящее время, например, в книге Николая Хайтова «Колючая роза», где факты говорят о зловещем уничтожении лесов, рек, морей и воздуха планеты, о безумных преступлениях нашей цивилизации, чьи ядовитые колючки мы уже не в силах отрезать и выбросить. Многие представители молодого поколения фантастов затрагивают экологическую проблематику параллельно с разработкой новых научных мифов.

Болгарская фантастика давно нашла признание как высокохудожественная литература. В ней экологические проблемы связаны с морально-этическими и философскими идеями конца нашего века. Взять, к примеру, повесть Павла Вежинова «Белая ящерица». Аномалии в организме героя-мутанта, бесспорно, порождены насилием над природой и главной целью писателя является открытие жестокой трагедии этого мутанта с нечеловеческим мозгом и духовностью, как и опасности его поведения для всего общества нормальных людей. В психологические лабиринты нелюдей пытаются войти и молодые фантасты, чьи произведения красноречиво говорят о настроениях и взглядах их поколения, об их покачнувшейся вере в «чистую науку» и сверхразвитую технику.

В их рассказах и новеллах антиутопические интерпретации научных мифов охвачены глубокой тревогой о судьбах человечества перед неудержимым наступлением машин. Молодые фантасты Велко Милоев, Любомир Николов, Александр Карапанчев, Миг – лена Николчина, Тодор Ненов и другие убеждены, что только человеческие разум и дух вернут равновесие планете, поэтому они рисуют зловещие поражения человеческой психики, вызванные уничтожением естественной природной среды, их мучает наступление техники на невидимые области нашего сознания. Для этих авторов характерны надежда и предчувствие того, что с расцветом гуманизма наступит эпоха, в которой человеческая личность, ее суверенные права и неразрывная связь с природой будут возведены в культ.

В настоящем сборнике «Холод и пламя», в основном, подобраны рассказы молодых беллетристов: для некоторых из них это дебют, другие уже издавались, а третьи имели публикации только в периодической печати. В сборник вошли произведения, награжденные на конкурсах в городе Козлодуе и в новом журнале «ФЕН», выходящем с 1988 года и служащем популяризации мировой и болгарской фантастики.

Открывая дорогу новому поколению нашей национальной беллетристики, мы надеемся заинтересовать читателя этим первым по своему роду сборником, объединенным экологической темой, как наиболее актуальной, универсальной и тревожной. Рассказы в сборнике «Холод и пламя» в полной мере раскрывают перед нами ужасы эвентуальной экологической катастрофы. В этом отношении находчивость и воображение Александра Карапанчева и давно известного фантаста Агопа Мелконяна производят сильное впечатление на современных почитателей научно – фантастической литературы.

Молодой Карапанчев предупреждает человечество о драме ужасающего мира среди исчезнувшей природы. Это мир, где реально существуют только технические приспособления, успокаивающие средства и изнурительный труд на голых пространствах городов. В рассказе «Братья с Левса» этот же автор описывает кошмарную планету, где хозяйничают цветы, деревья и животные, а управляемые ими механизмы убивают молодых красивых девушек и мудрых стариков также, как мы высекаем леса, превращая их в древесину. Такое же воздействие оказывает и рассказ Орлина Крумова «Солнце на ладонях», где люди превращены в вещи, которыми манипулируют роботы.

В рассказе-эссе «Холод и пламя» Миглена Николчина философски рассуждает о бессилии нашего познания, о том, что известно одной природе, а наш разум не может постигнуть. Николчина ищет человеческий смысл в нечеловеческих вещах, анализируя поэтически надменный взгляд вековой сосны и мудро рассуждая о невыстраданном познании. В ритме музыки и поэзии она добивается апофеоза в природе, несмотря на прозаическое повествование о девочке с грешными глазами, о встрече с деревенским знахарем, о женщине, которая пытается объяснить, почему мы, люди, тянемся к таинственному и неизвестному, не ведая границ своего поиска.

Совсем по-другому звучит рассказ «Электрические слезы» Ивана Мариновского, с печальным юмором рисующего забавные поступки электрических домовых с их тоской о прошлом, когда они были просто домовыми и жили счастливо и уютно у домашних очагов. Со слезами умиления на глазах они вспоминают о деревьях, травах, снегах, морях, которые уже давно не существуют в описываемое фантастом время.

В сборнике ярко выделяются произведения Велко Милоева, чья дебютная книга была радушно принята и читателями, и критикой. Его герой в рассказе «Тополь» попадает в безжизненный и обезлюдевший город – копию его родного. Это параллельный мир, переживший нейтронную войну. И чудесным образом уцелевший тополь внушает герою мысль о вечности жизни. В рассказе, Доку да доходит взгляд» В. Милоев с лирическим и психологическим проникновением рассказывает о людях, обреченных жить в экологическом кошмаре большого города.

И сатирический рассказ Любомира Николова «Пиршество гуннов», чья увлекательная интрига мастерски описана, и рассказ Светослава Николова «Вергилий и вода», созданный со знанием и чувством древности, каждый по-своему осуждают варварское уничтожение природы. Очень горька, но оптимистична надежда Николая Йочева, показывающего в своеобразном ракурсе ядерную катастрофу, после которой все-таки существует возможность нового возрождения человека.

Научно-фантастические рассказы в сборнике «Холод и пламя» изображают или холодный ужас экологического катаклизма, или огненный след прошлого с буйной и могучей природой. Все в произведениях этих авторов холод и пламя: холодна убивающая самонаводящаяся техника, направленная в огненное человеческое сердце, холодна искусственная плоть робота по сравнению с огненным эмоциональным миром человека.

ЭЛКА КОНСТАНТИНОВА



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001