История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Георгий Курнин

ДОЧЬ РАЗУМА И МЕЧТЫ

ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ

© Г. Курнин, 1980

Техника-молодежи.- 1980.- 3.- С. 20-22.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Уже многие годы проводит "ТМ" работу в области научно-фантастической живописи. Целям развития этого нового вида изобразительного искусства хорошо послужили проведенные журналом конкурсы "Мир 2000 года", "Сибирь завтра", "Время - Пространство - Человек"... По инициативе журнала организуются мемориальный музей художника-фантаста Геннадия Голобокова на его родине, в городе Балаково, и постоянная картинная галерея научно-фантастической живописи в Москве. Передвижные выставки, составленные из картин, присланных в редакцию, триумфально прошествовали не только по всему Советскому Союзу, но и по многим зарубежным странам. Сотни произведений научно-фантастической живописи были за последние годы воспроизведены на страницах журнала с рецензиями и аннотациями как искусствоведов, так и самих художников-фантастов.

Сегодня мы предоставляем слово художнику-фантасту Георгию Курнину (г. Сочи), о творчестве которого рассказывалось в "ТМ" № 5 за 1971 год и № 4 за 1972 год.

Рождение планеты.

Природа наделила нас не только аналитическим умом, но и неоценимым даром воображения. Этот дар - самое великое преимущество человека как существа разумного, познающего законы природы и общества, активно переделывающего природу для себя и совершенствующего себя для природы и общества. В многогранной деятельности людей немалую роль играет фантазия - образно говоря, дочь разума и мечты. Если она опирается на твердую почву науки, то становится научной фантастикой - своего рода Кассандрой, провидящей дальнейшие пути науки и искусства.

Фантазия способна не только перенести нас в необозримые дали прошлого, но и, опираясь на прошлое и настоящее, правильно прорисовать контуры грядущего. Фантастика подготавливает наши чувства и наш интеллект к чудесному коммунистическому будущему человечества, к встрече с ошеломляющими формами и красками, с причудливой природой и неведомой еще жизнью иных миров. Трудно представить себе разумное существо, ум которого лишен Дара воображения. Такой разум не способен к творчеству, даже самому примитивному. Ум же современного человека, окрыленный воображением и мечтой, способен вершить поистине невозможное: открывать планеты "на кончике пера", восстанавливать облик давно вымерших ящеров по нескольким костям и т. д.

Но чтобы фантазия посещала ученых и художников и вдохновляла их творчество, нужны соответствующая подготовка и упорный труд. Художник-фантаст, в частности, обязан основательно и широко изучать точные и гуманитарные науки, а также постоянно тренировать свое воображение. Воображение необходимо развить до такой степени, чтобы картину, рожденную в мыслях, видеть как живую и реально существующую.

Планета Голубого Солнца.

У меня было в разные годы немало всяких увлечений, но три из них прошли через всю мою жизнь: фантастическая литература, изобразительное искусство и музыка. Увлечение фантастикой началось в юности. После долгих лет учебы (художественная школа, искусствоведческий и художественный вузы) в 1950 году созрело решение - посвятить себя фантастической живописи. Но только через пять лет упорного и целенаправленного труда (для тренировки я рисовал на "земные темы" по памяти) я написал первую законченную картину о другой планете. Постепенно накапливался опыт. Разумеется, это облегчило дальнейший путь, но и сейчас работа "по воображению" остается нелегкой.

Необходимо большое волевое усилие для того, чтобы сконцентрировать все свое внимание на картине, которую задумал, чтобы наконец увидеть ее четко и ясно. Но это не все. Нужно держать в воображении увиденную картину, пока она в основных формах и красках не выльется на полотно. Потом начинается процесс гармонизации ансамбля форм и красок в единое целое, похожий на работу дирижера с оркестром, когда устраняются все диссонансы, чтобы инструменты звучали так, как того требует идея произведения. Мне лично в гармонизации картины очень помогает развившаяся у меня способность как бы слышать звучание красок. Это помогает устранять диссонансы в колористическом строе картины.

Однако этим дело опять-таки не исчерпывается. Какой бы фантастический мир ни возник на полотне, нужно картину написать так, чтобы у зрителя возникла полная уверенность, что такой мир существует где-то на самом деле. Только в том случае, если зритель сможет мысленно "перешагнуть" за раму картины и побывать в ее фантастическом мире, произведение убедит зрителя, оставит след в его разуме и его чувствах, станет как бы частью его жизненного опыта.

Конечно, мое описание слишком схематично. Процесс созревания картины в мыслях и последующего воплощения ее на полотне чрезвычайно сложен, необычен и сам по себе фантастичен. Иногда мысленно видятся такие картины, которые не опишешь никакими словами. Да и красками на полотне удается воплотить лишь очень немногое.

Ночь под пятью лунами.

Но если задача четко поставлена, кое-что все-таки получается. Так, в "Рождении планеты" я попытался изобразить совсем юный мир в системе двух солнц. Планета только-только формируется, ее поверхность еще не затвердела. Над горизонтом поднимаются огромные, вполнеба, языки пламени. От подземных толчков по озеру расплавленной магмы идут тяжелые волны, и базальтовые скалы слева вот-вот обрушатся. А из туч пепла проглядывают два солнца. Каким-то будет завтра нового мира?..

На картине "Ночь под пятью лунами" я попробовал изобразить пейзаж планеты в одном из шаровых скоплений нашей Галактики. Небо здесь необычное, потому что небесные тела в шаровых скоплениях разделены гораздо меньшими расстояниями, чем в других областях вселенной. Поэтому в небе так "тесно". Но жизнь есть и здесь... Вот только атмосфера, как и на "Планете Голубого Солнца", имеет иной состав, чем земная. Все-таки это чужие миры, и космонавтам на моих картинах, как правило, приходится пользоваться скафандрами...

В заключение мне хочется выразить надежду, что уже недалеко время, когда научно-фантастическая живопись, нынешняя Золушка изобразительного искусства, превратится в Принцессу. Ибо, как писал в статье "Открытие нового жанра" первый секретарь Союза художников СССР Т. Т. Салахов, "возможности научно-фантастической живописи воистину безграничны, главная тема - вселенная - неисчерпаема, а поле деятельности - все полотнище неба".

    ГЕОРГИЙ КУРНИН,
    художник-фантаст



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001