История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

ТАЙНА ПЛАНЕТ БУРУНДИ

Фантастика в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2015

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2015

Бурунди, 1973 год

(Michel block № 71 A, 72 A)

27 июля 1973 года для африканской страны Бурунди была выпущена большая красочная серия почтовых марок, посвященная 500-летию Коперника и состоящая из 32 марок и двух блоков. Рисунки двух почтовых миниатюр выполнены по мотивам рисунков ландшафта планет чужих звёздных систем, одна – по мотивам рисунка будущей экспедиции людей на отдалённую планету Солнечной системы, а ещё на двух марках проекты космического телескопа и орбитальной станции. Серия выполнена на высоком полиграфическом уровне на хорошей бумаге, многокрасочная, с яркими насыщенными цветами и нарядным оформлением.

В то время в Бурунди были сложные внутренние политические и межнациональные проблемы. Внешнеполитическая ситуация тоже оставалась крайне напряжённой, народность хуту из Руанды активно влияла на соплеменников в Бурунди, призывая их к неповиновению правящей народности тутси. Страна ещё не оправилась от геноцида 1972 года, когда армия тутси жестоко подавила мятеж хуту, под шумок вырезав большую часть интеллигенции и военной элиты хуту. Тогда в Бурунди погибло от 80 до 210 тысяч человек, причём очевидцы описывают не поддающиеся логическому объяснению поведение людей. Так, в деревнях хуту выдавались предписания явиться к месту сбора, где людей грузили в машины и отвозили к месту их убийства. Хуту знали, что их убьют, но приходили к машинам. Если не хватало мест, то людям предписывалось прийти утром, и они приходили утром, хотя знали, что их тоже убьют. Западные миссионеры устранились от конфликта, опасаясь потерять своё влияние в стране, а другие страны почти не отреагировали на события в Бурунди и не вмешались в происходящее. В марте 1973 года бурундийские воздушные силы провели бомбардировку трёх деревень в Танзании. А в июле, когда были выпущены красочные марки, посвящённые 500-летию Коперника, на бурундийско-танзанийской границе продолжался вооружённый конфликт, в котором погибли несколько человек.

Марки подготовлены и напечатаны в испанской типографии «Heraclio Fournier S. A.», находящейся в городе Виториа (Гастейс). В 1960-х – 1970-х типография печатала марки для многих стран. Печать – фотогравюра. Как правило, выпуски «Fournier» отличаются очень хорошим полиграфическим исполнением.

Сейчас типография не печатает почтовые марки, переориентировавшись на выпуск игральных и гадальных карт. А в 2007 году часть архива типографии попала на филателистический рынок.

Сохранилось видео конца 1970-х о картах, выпускаемых «Fournier». Помимо прочего, показано печатное оборудование и работа художников. И хотя в видео рассказывается о картах, можно предположить, что печать и подготовка почтовых марок были примерно такими же.

Выпуском марок Бурунди 1973 года занималось филателистическое агентство, и почтовые миниатюры в первую очередь предназначались для продажи зарубежным филателистам. В то время филателистические агентства активно выпускали марки стран третьего мира и, случалось, оставляли себе весь тираж. Так, 9 мая 1970 года почтовое ведомство эмирата Фуджейра расторгло договор с филателистическим агентством о выпуске марок, печатавшихся на «Fournier», и заключило договор с другим агентством. Тем не менее, типография «Fournier» продолжила печатать марки и выпустило несколько красочных серий с названием эмирата. Эти марки не имеют отношения к почтовому ведомству Фуджейры, признаны им нелегитимными, но, тем не менее, включены в каталог почтовых марок «Michel» и им присвоены порядковые каталожные номера. А 30 мая 1973 года появились красочные «космические» марки Гаити, напечатанные в «Fournier» и не поступившие в почтовое ведомство Гаити, полностью оставшись у филателистического агентства. И хотя в каталогах «Michel» и «Scott» этот выпуск упоминается, но сообщается о его непочтовости и маркам не присвоены каталожные номера. В филателистическом каталоге «Yvert et Tellier» эти марки включены в общую нумерацию.

В отличие от Гаити, часть тиража почтовых марок Бурунди 1973 года осталось у филателистического агентства, а часть была передана почтовому ведомству и эти марки использовались в качестве знаков почтовой оплаты. Вверху показан конверт, отправленный 9 февраля 1976 гда из посольства Франции в Париж и франкированный одной из марок серии Бурунди.

Ещё один конверт с 8 марками Бурунди, прошедший реальную почту и отправленный 3 апреля 1974 года: на обратной стороне вмятины от штемпеля, мастика в отверстиях перфорации, дата на штемпеле не совпадает с датами штемпелей CTO.

Бурунди, 1973 год

(Michel block № 71 A)

Бурунди, 1973 год

(Michel block № 72 A)

Марки и блоки выпущены в зубцовом и беззубцовом вариантах. Визуально марки разделены на квартблоки с общим рисунком и выпущены в восьми марочных листах 8x4 (4x2 квартблока каждого вида на листе) и двух блоках 4x4 (2x2 квартблока). Марочные листы с художественным оформлением полей: вверху надпись «Республика Бурунди», внизу «500 лет со дня рождения Николая Коперника», по периметру виньетки. Надписи и виньетки нанесены золотой краской. На блоках слева и вверху слева изображения девяти планет Солнечной системы и Солнце, вверху справа надпись «Республика Бурунди», внизу «500 лет со дня рождения Николая Коперника».

В архиве «Fournier» сохранился комплект шкальных оттисков пробы по дизайну и эталонные оттиски марок Бурунди. Помимо того, что они интересны сами по себе, они проясняют подготовку к печати тиража.

После подготовки рисунков, цветоделения и другой допечатной подготовки, была сделана проба по дизайну и цвету. В архиве типографии сохранился комплект шкальных оттисков такой пробы. Шкальные оттиски нужны для контроля допечатной подготовки и печати, они представляют собой оттиски отдельно для каждой печатной краски, а также оттиски в две, три и т. д. краски, нанесённые в той последовательности, которая будет использована для печати тиража.

Комплект в единственном экземпляре и состоит из восьми листов на гуммированной бумаге. Проба активно использовалась в работе и небрежно хранилась, отчего на некоторых листах со стороны изображения появились отпечатки пальцев, а на бумаге образовались заломы и с одного края она измята.

На печатном листе было несколько вариантов дизайна, один из них выбрали для печати тиража, остальные отклонили.

По всей видимости, после использования листы сложили вместе и прихватили скотчем с одного края – следы от липкой ленты хорошо видны на лицевой стороне листа с чёрной краской и оборотной стороне листа с красками CMYK. Также слабые следы скотча видны на лицевой стороне листа с золотой краской. Вверху показана оборотная сторона листа с CMYK. Лист отсканирован так, чтобы помятости и заломы на бумаге располагались перпендикулярно направлению движения каретки сканера, поэтому дефекты листа хорошо видны. Несмотря на то, что бумага гуммированная, из-за особенностей клея «пальчики» на нём не остаются.

Судя по шкальным оттискам, первой нанесена пурпурная краска.

Затем жёлтая краска – оттиск показан вверху.

Оттиск с пурпурной и жёлтой краской показан вверху.

Затем нанесена голубая краска.

Вверху оттиск с пурпурной, жёлтой и голубой краской. Изображение получилось похожим на окончательную картинку, но ему не хватает глубины в тенях и чёрных надписей.

После этого нанесена чёрная краска.

Теперь полноцветное изображение на марках стало почти таким, как на будущих почтовых миниатюрах.

В конце нанесена золотая краска.

Бурунди, 1973 год

(Реконструкция пробы)

В этом комплекте пробы по дизайну, обнаруженному в архиве «Fournier», не оказалось оттиска со всеми пятью красками. Вверху показана анимированная картинка, на которой реконструкция фрагмента пробы по дизайну, отпечатанная пятью красками, сменяется зубцовым квартблоком из выпущенного блока Бурунди. Хорошо видны различия в дизайне пробы: лента с надписью «Николай Коперник (1473–1543)» удалена от многоцветного изображения, надпись чёрная; надпись «Республика Бурунди» удалена от многоцветного изображения; надпись «36 ф [ранков]» меньшего размера, другого начертания и нанесена золотой краской.

В пробе по дизайну квартблоки марок напечатаны рядом друг с другом, отдельно расположены надписи и рисунок поля блоков.

Показанный выше шкальный комплект проб по дизайну предназначался для использования внутри типографии, и этим он принципиально отличается от многих других «проб» и «редкостей», которые некоторые типографии выпускают специально для филателистов. Так, швейцарская типография «Imprimerie Hostettler S. A.» печатала для филателистов комплекты шкальных оттисков многих марок, британская «Format International Security Printers Ltd.» сознательно выпускала многочисленные «пробы», разновидности, «ошибки» печати, перевёрнутые надпечатки и др. Как правило, подобные типографии скрывают, сколько «редких» материалов ими изготовлено. Также встречаются имитации, например, германская филателистическая фирма «Hermann E. Sieger» выпускает папки с шкальными оттисками, в которых сымитированы технологические надписи.

В пробе и тираже использованы одинаковые краски, бумага, угол поворота растра, линиатура. Угол поворота растра оказался одинаковым (45 градусов) для голубой, пурпурной, жёлтой и чёрной краски, что привело к появлению муара в некоторых частях изображения (см. картинку сверху). Линиатура очень высокая, около 260 линий на дюйм, поэтому хорошо видны мелкие детали изображения.

Отличие оттиска пробы от эталонного тиражного оттиска (на картинках внизу: слева фрагмент оттиска пробы по дизайну, а справа фрагмент эталонного тиражного оттиска):

1) Больше деталей в светах (светлых областях);

2) Мелкие дефекты изображения (устранены при дальнейшей подготовке тиража);

3) Растровая точка жёстче.

После выбора дизайна и устранения всех замеченных ошибок, приступают к печати тиража.

В архиве типографии «Fournier» сохранились эталонные оттиски марочных листов. Вверху показаны два эталонных оттиска для марок номиналом 36 франков (Michel № 959–962) – отдельно CMYK (голубая, пурпурная, жёлтая, чёрная краска) и отдельно золотая краска. Дело в том, что для контроля цветоделения, технологического процесса изготовления печатных форм, печати оттисков и пр., перед печатью тиража делают пробные (контрольные) оттиски. Если при их проверке обнаруживают ошибки, то их устраняют. Затем печатается тираж, а контрольные оттиски используют как образцы печати, и тогда их называют эталонными оттисками. Их ещё называют подписными листами, потому что они утверждаются ответственными лицами.

Для эталонных оттисков отбирают один или несколько листов с наилучшим качеством, остальные листы идут на последующие приладки тиража и в макулатуру. В архиве типографии «Fournier» было всего четыре, неразрезанных на квартблоки, комплекта эталонных оттисков марочных листов Бурунди.

На эталонном оттиске очень хорошее совмещение красок в горизонтальном направлении, это видно по приводочной метке.

Всё сказанное выше относилось к типографским работам. Но не менее интересно разобраться, что же в действительности изображено на марках, потому что пояснительные тексты на них зачастую не соответствует рисункам.

Меня в первую очередь интересует фантастика на марках, да и с рисунками 16 марок номиналом 3, 5, 7 и 13 франков и одного блока (Michel № 931–946, block № 71) всё понятно, как и понятно с портретами Коперника (Michel № 947, 951, 955). А вот с другими почтовыми миниатюрами номиналом 15, 18, 27 и 36 франком всё немного сложнее.

Оказалось, что ландшафты планет Солнечной системы выполнены по мотивам рисунков британского художника Дэвида Харди, которые он выполнил для книги «Вызов звёзд: Прогноз будущего исследования Вселенной» (Moore P., Hardy D. A. Challing of the Stars: A forecast of the Future Exploration of the Universe. – Chicago: Rand McNally & Company, 1972).

Бурунди, 1973 год

(Michel № 948 A)

На одной из марок номиналом 15 франков (Michel № 948) изображена поверхность скалистой планеты. На почтовой миниатюре надпись «Плутон».

Рисунок марки выполнен по мотивам рисунка Дэвида Харди. Большая яркая звезда в центре – Солнце. Интересно, что Солнце также изображено в центре рисунка квартблока, являясь общим изображением для четырёх марок, поэтому получается, что на марке два Солнца, расположенных одно под другим.

В работе над этим рисунком Харди, скорее всего, использовал фотографию 1911 года, сделанную во время антарктической экспедиции британца Роберта Скотта.

Харди активно рисует и обрабатывает свои картины в графическом редакторе. Художник оцифровал свои старые, нарисованные традиционным способом, картины и изменил некоторые из них, улучшив и добавив новые детали. Так, Харди добавил на картину Харон, спутника Плутона, открытый через шесть лет после появления книги «Вызов звёзд». В точности такой же спутник можно найти ещё на нескольких картинах художника.

Бурунди, 1973 год

(Michel № 949 A)

На следующей марке (Michel № 949) надпись «Юпитер». Но планета, изображённая на почтовой миниатюре, не может быть газовым гигантом, потому что у неё нет атмосферы, а ярко освещённая каменистая поверхность покрыта кратерами.

Оказалось, что на марке не Юпитер, и что рисунок почтовой миниатюры сделан по двум разным рисункам Харди.

На первом рисунке, выполненном гуашью, изображён Меркурий. Скала закрывает слепящее Солнце, и сразу становятся заметен зодиакальный свет. Хорошо различимы детали ландшафта – камни и пыль. Слева в чёрном небе видны Земля и Луна, они похожи на двойную звезду.

С этого рисунка на марку попали чёрное звёздное небо и скала, закрывающая Солнце.

На втором оригинальном рисунке Харди изображена марсианская пустыня.

Рисунок интересен тем, что на нём показано тёмно-голубое небо. А через четыре года после выхода книги, когда межпланетные автоматические станции «Viking» передали на Землю фотографии марсианского ландшафта, оказалось, что цвет неба совсем иной. Позже Харди изменил цвет неба на некоторых своих прежних рисунках, сделав его коричнево-оранжевым.

Работая над картиной, Харди использовал чёрно-белые фотографии Марса, в 1965 году переданные на Землю американской межпланетной станцией «Mariner 4». На этих фотографиях Марс казался похож на Луну – безжизненный каменный мир, изъеденный метеоритными кратерами.

С этого рисунка на марку Бурунди попала марсианская пустыня и внешний вид большой скалы.

Гвинея, 1973 год

(Michel № 681 A)

По мотивам этого же рисунка Харди выполнен рисунка ещё для одной марки, выпущенной в Гвинеи 17 декабря 1973 года (Michel № 681). Как и почтовая серия Бурунди, гвинейская марка изготовлена в типографии «Fournier», и тоже посвящена 500-летию Коперника.

Бурунди, 1973 год

(Michel № 950 A)

На следующей марке (Michel № 950) изображена Земля. Подобных иллюстраций и фотографий очень много, поэтому невозможно сказать наверняка, какая из них вдохновила художника почтовой миниатюры.

Бурунди, 1973 год

(Michel № 952 A)

Марка с надписью «Венера» (Michel № 952).

Венера на рисунке Дэвида Харди. Багровое небо с бешено мчащимися тёмными облаками серной кислоты, молнии, скалы, раскалённое лавовое поле.

Бурунди, 1973 год

(Michel № 953 A)

На марке (Michel № 953) поясняющая надпись «Сатурн».

Вверху, на оригинальном рисунке Дэвида Харди из книги «Вызов звёзд», вид на Сатурн и четыре спутника с его второй по величине луны, Реи.

Нужно отметить, что большое влияние на творчество Харди оказали работы американского иллюстратора Чесли Бонестелла (1888–1986). Вверху картина Бонестелла: Рея, вид на Сатурн и четыре его спутника.

Вот что Харди пишет о том, что с ним произошло в 14 лет: «В 1950 году в нашей местной библиотеке я нашёл книгу «Завоевание космоса». В ней находятся высокофотографичные картины Луны и планет, выполненные великим американским астрономическим художником Чесли Бонестеллом. Почти сразу я решил рисовать так же!»

Через два года, в 1952, Харди нарисовал Сатурн и четыре его луны, какими они выглядят со спутника Диона (вверху). Влияние творчества Бонестелла очевидно.

Гвинея, 1973 год

(Michel № 683 A)

Спутники Сатуран расположены в плоскости его колец, поэтому при таком расположении планеты, как на рисунках Бонестелла и Харди, спутники кажутся нанизанными на кольцо. Именно такими, нанизанными на кольцо, изобразил их художник гвинейской марки 1973 года (Michel № 683).

Бурунди, 1973 год

(Michel № 954 A)

Если судить по надписи на следующей марке, на ней изображён Марс. Большое жёлтое солнце, красное небо с багровыми облаками, растрескавшаяся красная поверхность планеты, камни, на горизонте скалы и жидкость у их подножья, в которой отражается солнце. В рисунке много странного. Во-первых, большое солнце, даже больше, чем его видно на Земле. Во-вторых, красное небо, хотя в то время полагали, что марсианское небо должно быть тёмно-синим.

Как оказалось, на рисунке изображён не Марс и даже не наша Солнечная система.

Вверху показан фрагмент рисунка Харди из книги «Вызов звёзд». Рисунок выполнен акриловыми красками, на нём изображена самая близкая к Солнцу звезда, красный карлик Проксима Центавра, и её гипотетическая планета. На сайте Харди поясняется, что для того, чтобы на планете была жидкая вода, планета должна находится на таком расстоянии от Проксимы Центавра, чтобы совершать полный оборот вокруг звезды за 10 дней.

Позже Харди оцифровал этот рисунок и добавил новые детали. Так, на красном карлике появились тёмные пятна.

Интересно, что на рисунке, справа от Проксимы Центавра, хорошо видно созвездие Кассиопеи с лишней звездой – нашим Солнцем.

Харди менял рисунок несколько раз. Один из поздних вариантов показан вверху. Это рисунок с сайта Харди, на нём добавлены пятна на Проксиме Центавра, протуберанцы, облако справа сдвинуто ещё правее.

Бурунди, 1973 год

(Michel № 956 A)

Марка с надписью «Уран» (Michel № 956) – планета зеленоватого цвета, вид с её естественного спутника.

Картина Харди нарисована акриловыми красками, на неё вид Урана с его крупнейшего спутника – Титании. В 1972 ещё не было известно, что у планеты есть кольца.

Бурунди, 1973 год

(Michel № 957 A)

Судя по надписи, на марке Нептун. Но у планеты нарисованы кольца, о которых не было известно в год выпуска марки. И странное пятнистое облако над заснеженными скалами, и не менее странное зелёное небо.

Оказалось, что на самом деле на почтовой миниатюре изображён Сатурн, каким он видится со своего спутника Титана. Рисунок, показанный вверху, выполнен гуашью, и его репродукция тоже появилась в книге «Вызов звёзд».

Во время работы над книгой «Вызов звёзд» было известно, что на Титане есть атмосфера. Зная, что её большая часть состоит из метана, Харди проконсультировался у учёных Бирмингемского университета, каким должен быть цвет неба. Получив ответ, он нарисовал его зеленоватым.

На картине будущее, астронавты проводят сейсмический эксперимент, который поможет узнать, что находится под ледяной поверхностью. После взрыва в небо поднялся столб снега и камней, слева от него виден полумесяц ещё одной луны Сатурна. Два человека наблюдают за взрывом, перед ними тренога с закреплённой на ней аппаратурой.

На рисунке марки люди и аппаратура не показаны, но остался устроенный ими взрыв.

Бурунди, 1973 год

(Michel № 958 A)

Марка с надписью «Меркурий» (Michel № 958). Это невероятно странный Меркурий – в тёмно-синем небе, слева, планета, в центре то ли циклон, то ли спиральная галактика, внизу какие-то растения... Непонятно.

Рисунок гуашью из книги «Вызов звёзд». Ночь на землеподобной планете, вращающейся вокруг «бродячей звезды», выброшенной из нашей галактики. Планета находится на расстоянии примерно 200 тыс. световых лет от Земли. В небе естественный спутник планеты и наша галактика – Млечный Путь. Внизу холмистая местность, водоём и странные светящиеся организмы.

Бурунди, 1973 год

(Michel № 959 A)

На четырёх авиапочтовых марках номиналом 36 франков изображена Земля и космические аппараты. На одной из этих почтовых миниатюр (Michel № 959) показаны: автоматическая межпланетная станция «Луна–9», СССР 1966 год (на рисунке вверху); проект космической станции Вернера фон Брауна, США 1952 год (на рисунке внизу).

Аден, государство Куайти в Хадрамауте, 1967 год

(Michel № 118 A)

Гаити, 1973 год

(Yvert et Tellier № PA 507)

Проект космического «бублика» фон Брауна встречается не только на почтовых марках разных стран, но и на марочных листах почтовой серии государства Куайти в Хадрамауте 1967 года (Michel № 115–121) и Гаити 1973 года (Yvert et Tellier № PA 507). Последняя марка изготовлена на типографии «Fournier» и не поступала в почтовое ведомство Гаити – об этом рассказывалось в начале статьи.

Бурунди, 1973 год

(Michel № 960 A)

На этой марке нет ничего фантастического: метеорологический спутник «TIROS–1», США 1960 год (слева); мишень ATDA с не отделившимся головным обтекателем, США 1966 год (справа)

Бурунди, 1973 год

(Michel № 961 A)

Проект пилотируемой орбитальной исследовательской лаборатории (MORL), оснащённой 120 – дюймовым телескопом, США 1960-е (вверху); третья ступень ракеты-носителя с АМС «Луна–9», закрытой головным обтекателем, СССР 1959 год (внизу).

Остров Вознесения, 1971 год

(Michel № 151)

Выпущено несколько марок с рисунком проекта MORL. Например, эту орбитальную исследовательскую лабораторию можно обнаружить в левом нижнем углу почтовой миниатюры Острова Вознесения 1971 года (Michel № 151).

Бурунди, 1973 год

(Michel № 962 A)

На заключительной марке серии нет ничего фантастического: первый искусственный спутник Земли, СССР 1957 год (вверху); космический корабли «Gemini–7», США 1965 год.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001