| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Первый советский фильм ужасов! Это о "Вельде". Реклама привычно сделала нам "медвежью услугу". Впрочем, любители острых ощущений, действительно, имеют возможность (и не одну) ужаснуться, подпрыгнуть на стуле и вцепиться в руку соседа. Но я буду говорить с теми, для кого "Вельд" стал откровением, философской притчей о Жизни, Душе, Любви, Человечестве и Человечности. Сначала "Вельд" вызвал недоверие: не центральная, периферийная киностудия, неудачная реклама, неизвестный режиссер... Признаюсь, "соблазнило" имя Рэя Брэдбери - фильм создан по мотивам его произведений. Однако уже первые десять минут ленты заставили пристально вглядываться в фильм, вслушиваться в речи его немногословных героев, поражаться краскам, операторским и музыкальным находкам... - Тарковский... Мы выходили из кинотеатра и кто-то вслух сказал это имя. Действительно, первое сравнение манеры режиссера Туляходжаева - именно это: Андрей Тарковский. В каких-то отдельных кадрах и сценах - специфический цвет Тарковского, обшарпанные стены и дома, необычная камера... И все же во всем этом есть новизна, свое видение мира. Много можно говорить на эту тему. Но я хочу о другом. О том, для чего все эти ужасы, зачем режиссер снял такой фильм? Хотите знать, куда меня занес ветер "Вельда"? В дикие степи человеческой души. В наш, людской, вельд. Добро и зло... Жестокость и милосердие... Любовь и ненависть... Извечное стремление к гармонии и дисгармония в реальности... Стремление к свободе и преграды на пути к ней... Вековые конфликты и реальные столкновения вроде бы по мелочам... Одночасовой фильм "успел" высказаться об этом и о многом другом. ...Две семьи. Два разных мира. Майкл и Линда - близкие друг к другу и такие далекие от сына и дочери. "Я боюсь собственных детей", - с ужасом говорит мать. И этот ужас реален - жестокий, беспощадный суд детей отдает родителей разъяренным львам. - Но почему-то нет сил и поводов обвинить во всем этого мальчишку и эту девчушку - кто знает, почему они такие? Почем беспомощны родители, вроде бы обязанные знать своих сыновей и дочерей? Почему они, взрослые, с облегчением, без страха принимают смерть? Почему так поразительно единодушны в своих поступках дети? На первый взгляд, "Вельд" - мозаика, набор сюжетов, не связанных друг с другом. Но банальные постулаты типа "зло всегда наказывается", "добро торжествует" вдруг наполнятся новым содержанием - глубоким и ярким. ...Полковник Стоун - отец Майкла - уже много лет живет в доме престарелых. Шум океана в телефонной трубке - единственная для него радость. Сколько умиротворенности, блаженства в глазах старика, прижимающего к уху телефонную трубку! Боже, как он одинок... Сын? А что сын? Он тоже - сам по себе. "Майкл..." - со слезами на глазах шепчет отец. Но любовь не выплескивается из души - старик отпрянул от окна, лишь только обернулся Майкл... Как мы боимся своих чувств! Как далек полковник Стоун от своего сына, так и тот далек от своих детей. Линда только раз протягивает руку к своему взрослому и непонятному сыну - и то не для того, чтобы погладить его по голове, приласкать, а наказать - истерично, жестоко... Всеобщее отчуждение. Майкл и Линда спасаются от него под опускающимся на кровать балдахином. А где-то за сумрачным пустынным городом живут несчастные, но такие счастливые Эрнандо и Кора. Они, сохранившие нежность и любовь друг к другу, полны ею и сейчас, под старость. Они, простые бедные люди без машины и телевизионной комнаты в огромном особняке, хотят и не могут раздать переполняющую их душу любовь. Но возвращается их сын. Том - для них он живой, а не призрак! - и сколько нежности в жестах слепой Коры! Сколько любви в голосе Эрнандо. Мальчик кричит в одной из сцен: "Не надо во мне сомневаться!". И родители не сомневаются - они принимают его таким, какой он есть, и такому дарят свои нежность и тепло. Но это иллюзия счастья. И, как всякая иллюзия, она до крови разбивает душу: приезжает отряд карантинной службы и убивает Тома. Но Эрнандо и Кора должны жить. И они живут с разрушенной верой в разрушенной церкви, где статуи святых давно стали достоянием пейзажа и природы... Сюда, на развалины, приходит и Майкл, жестоко наказанный за попытку совершить зло. Два страшных от мук и терзаний души лица сталкиваются на экране. И старик молча протягивает Майклу маленький грязный кусочек хлеба, взятый из руки спящего Тома за несколько минут до его гибели. Эрнандо молчит - он понимает, что пришедшему сюда человеку нужна не еда, а вот это добро, которое он, как и яблоко, выкатившееся из окна пассажирского поезда, передает по кругу - Коре, Майклу. Она - Тому, а Майкл - кому?.. ...Эрнандо и Майкл стоят на морском берегу. У каждого своя боль, свои думы, свои мечты. Майкл ищет свой остров: "Уедем, - говорит он, вернувшись домой, Линде, детям, себе. - Уедем на остров, где никого нет, только ты, я и дети, где никогда не кончается лето... Устроим себе каникулы лет на 30. Мы слишком долго были мертвыми...". Но ему не верят. Не верят в лучшее. Не верят в остров Счастья и Вечного лета... Он, Майкл, что-то ужасное понял в своей жизни. Они не успели - крик дочери взорвал душу. Это была ловушка детей, последний день их суда. Это была смерть. Но страх, где он? Лица Майкла и Линды спокойны. У Линды в глазах равнодушное ожидание конца. У Майкла - удивление: а как же Остров, Лето..?. - Ну что, малыш, все бежишь и бежишь? - ласково спрашивают в психбольнице у человека в красном просторном одеянии. Он бежит к морю. Он поднимает к нему руки... Он проходит мимо людей, и все замечает, все понимает и... не мешает. Скажите, кто имеет право отнять у него свободу? Отнимают. Зачем? Почему? Пусть стремится себе к ней, пусть бежит к своей новой жизни! К той, о которой мечтал Майкл; "Пусть останется все, что растет, - трава, цветы, деревья, пусть живут животные. Пусть останется все, кроме человека, который убивает, когда не голоден, жесток, когда его не трогают...". В неласковом небе четко виден крест, сколоченный из простых досок. Но вера в него ушла вместе с гибелью отца Тома. ...На фоне заходящего солнца идет по холму старик. Лошадь тянет за собой крест, ставший обычной сохой... Через экран, через сердце проходит эта свежевспаханная борозда. Может, она - начало той новой жизни и нового города, где будет тепло от человеческих душ?
Член Союза журналистов СССР.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Зубакин Ю. «Проект аэроплана для вылета из земной атмосферы» Зубакин Ю. Семейный пикник под двумя Лунами Харитонов Е., Щербак-Жуков В. Дорога к звездам
|
|
|
||