История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Б. Ляпунов

ЛЮБИТЕЛЯМ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Б. Ляпунов, 1967

Мир приключений: Альм. - М., 1967. - Кн. 13. - С. 626-633.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Что нового написали фантасты за последнее время? На этот вопрос отвечает наша очередная книжная полка любителей фантастики.

Фантастическая литература развивается сейчас особенно бурно и, как растущее дерево, дает всё новые и новые побеги. Она меняет и свой характер.

Где бы и когда бы ни разворачивалось действие - на другой планете или на Земле, в наши дни или несколько веков спустя, кто бы конкретно ни был героем - люди грядущего либо наши современники, - фантастика сегодняшнего дня рассказывает о Человеке. Его дела, переживания и поступки, его поведение в необычной обстановке, где резче выявляется характер, - вот главное у фантастов, и каждый по-своему говорит о том, что волнует писателя.

Одного увлекают неразгаданные тайны окружающего мира. Другой переносит нас и будущее и набрасывает широкое полотно следующего (или следующих) века. Третий обращается к фантастическому памфлету, к сатире, юмору, четвертый - и научно-фантастической сказке. Пятый вводит фантастику в сугубо реалистическое произведение. Повсюду для фантазии открывается широчайший простор. Такого разнообразия но было раньше.

В последние годы начали выпускаться сборники, альманахи, серии, библиотеки фантастики. Они знакомят с новинками как советской, так и зарубежной фантастической литературы, печатают произведения писателей известных и авторов, написавших свои первые вещи. Сборники и серийные издания занимают теперь на полке любителя довольно большое место.

В наш обзор входит фантастика за 1966 год и некоторые книги, изданные в конце 1965 года, по не попавшие на предыдущую "книжную полку". Как и раньше, мы познакомимся с наиболее интересными и значительными произведениями, выпущенными преимущественно центральными издательствами.

Фантасты А. и Б. Стругацкие написали повесть "Понедельник начинается в субботу" (издательство "Детская литература", 1965). Это "сказка для научных сотрудников младшего возраста". Вот что о ней говорят в предисловии авторы:

"...Есть в ней всякого рода драконы. Есть настоящий сказочный герой, не то Александр-царевич, не то Александрушка-дурачок, - обыкновенный, вполне современный и совершенно настоящий младший научный сотрудник. Есть заколдованный замок - заурядный Научно-исследовательский институт Чародейства и Волшебства Академии наук. Есть в повести пригоршня вурдалаков, несколько кощеев бессмертных, попадаются отдельные, совсем не типичные колдуны и маги, небрежно обращающиеся с волшебной палочкой. Наконец, есть там и Великая Тайна, относительно которой ни горой, ни авторы не уверены: удалось ее раскрыть или нет..."

Мы живем в такое время, когда научно-технические "чудеса" встречаются на каждом шагу. Мы перестали им удивляться. А ведь они поистине удивительны - намного удивительнее самых волшебных сказок, которые нам, уж конечно, хорошо известны.

Но эта сказка еще и сатирическая - она высмеивает лженауку, порочные методы научной работы и руководства ею, отношение некоторых ученых к своей работе. В ней есть над чем посмеяться.

В 1965 году вышел сборник фантастических повестей А. и Б. Стругацких "Хищные вещи века" (издательство "Молодая гвардия"). В него, помимо одноименной повести, включена "Попытка к бегству" (мы упоминали о ней в предыдущем обзоре- "Мир приключений" № 12).

"Хищные вещи века" - своего рода "антиутопия". Что может произойти с обществом, достигшим вершин материального благополучия, но в котором все еще остался капиталистический строй?

Этот вопрос поставлен в повести.

"Исходя из реальных тенденций современного буржуазного общества, - пишет о повести И. Ефремов, - и более всего из свойств его идеологии разлагать души людей, воспитывать отупелых потребителей, ищущих во всем широком мире только сытости и наслаждения, Стругацкие создают модель воображаемой страны, где многое условно, где люди живут, не задумываясь о завтрашнем дне, о куске хлеба. Люди в этой стране имеют все - еду, одежду, развлечения - и тем не менее опускаются до состояния наслаждающегося животного, лучшие из них мучаются и погибают... Повесть А. и Б. Стругацких насыщена ненавистью к подобному благополучию, достигнутому ценой измельчания идей, человеческой личности".

С новым сборником фантастических рассказов "Солнце заходит в Дономаге" (издательство "Молодая гвардия", 1965) выступил И, Варшавский. Сборник состоит из трех разделов и название получил благодаря вымышленной стране Дономаге, о некоторых событиях в которой рассказывается в новеллах второго раздела.

Под Дономагой легко угадывается любая из высокоразвитых капиталистических стран нашего мира, хотя автор и не указывает конкретно, где происходит действие.

К чему приводит развитие науки и техники в стране, где властвуют монополии? Там достигнуто процветание, но человек не обретает счастья, он становится рабом того бездушного строя, который превыше всего ставит прибыль. Отсюда все конфликты, происходящий с героями в Дономаге.

Один из них, например, едва не превращается сам в автомат, другой становится живой вычислительной машиной, третий - искусственный человек, рожденный в колбе, - влачит жалкое существование придатка машины. Четвертый оказывается единственным, кто выживает после катастрофы, вызванной испытаниями нового оружия, и делит свое одиночество лишь с "электронным мозгом", а в конце концов погибает. "Солнце заходит в Дономаге"...

Какими должны быть люди будущего? На этот вопрос отвечают новеллы первого раздела сборника, озаглавленного "Вечные проблемы". Они человечны, это останется неизменным во все времена. Обреченные, казалось бы, на гибель люди не теряют надежды, что усилиями всего мира они будут спасены ("В атолле"). И потому картины счастья, отдыха и чудесном уголке природы не омрачает угроза, нависшая над этой семьей: мы верим, что ее предотвратят.

Старый "космический волк" капитан Чигин ("Курсант Плошкин") оказывается жертвой довольно хитроумной шутки своих курсантов, проходящих практику на его учебном космолете "Альдебаран". Рассказ построен на контрастах. Век широко развернувшегося покорения космоса - и романтика далекого прошлого, времен парусного флота, которой увлекается капитан. Техника, невиданно шагнувшая в космические дали, когда будущие космонавты тренируются непосредственно в космосе, - и человек, который остается человеком, со своими привязанностями и мечтами.

А вот старый космонавт, пилот резерва Климов ("Решайся, пилот!"). Он постоянно дежурит на космодроме: "Ведь я в резерве, мало ли что может случиться". И случай приходит - ему нужно лететь вторым пилотом рейсового корабля на Марс. Климов для этого слишком стар и все же получает разрешение на полет. Человеку, вся жизнь которого прошла в космосе, нельзя отказать!

В полете происходит непредвиденное, и второй пилот с риском для жизни ликвидирует аварию. Выходит, старость не помеха тому, кто верен своему делу. Решайся, пилот: остаться навсегда на Земле, обрести только личное счастье, или... "завтра в семь утра быть здесь готовым к отлету маршрутного на Луну"... "Ведь я в резерве, мало ли что может случиться"...

Герой рассказа "Лентяй" должен был бы оправдывать это название: он шахтер, управляющий биокибернетическим роботом-антропоидом, и добывает руду на чужой планете. Автомат подвластен человеческой мысли, и кажется, что не может быть легче труда при такой сверхсовершенной технике. Но это далеко не так, и случай, происшедший с шахтером Ишимбаевым, показывает: героизму всегда будет место, какими бы умными машинами мы ни обладали.

В третьем разделе сборника, "Фантастика в собственном соку", читатель найдет несколько юмористических и сатирических новелл.

В сборник М. Емцева и Е. Парнова "Зеленая креветка" (издательство "Детская литература", 2966) вошли повесть "Бунт тридцати триллионов" и рассказы.

Люди Земли получают подарок от пришельцев из космоса - препарат, дающий бессмертие. Темы победы над смертью и содружества земной и инопланетной цивилизаций переплетаются в повести, героям которой свойственны стремление к научному поиску, подвигу ради счастья всех людей планеты. Необычайные приключения переживают герои повести "Бунт тридцати триллионов". В конце концов получен препарат "виталонга-прим", который "спасает от преждевременной старости, придает необыкновенно устойчивый жизненный тонус, неиссякаемую бодрость духа, великолепную трудоспособность в любом возрасте..."

В "Зеленой креветке", как и в других произведениях тех же авторов, судьба необычайного открытия связана с судьбами героев, зависит от того, каковы их взгляды на роль науки в современном мире. Другое, что занимает фантастов, - стремление показать трудные пути открытий.

Рассказы сборника посвящены различным проблемам науки будущего: управление человеческими эмоциями ("Приговорен к наслаждению"), биокатализатор, усиливающий жизненную активность организмов и перестраивающий их природу ("Зеленая креветка"), искусственный человек ("Идеальный ариец"), действие на космонавта электромагнитных излучений другой звезды ("Желтые очи"), получение первичной материи ("Доатомное состояние"), биокибернетические и биохимические проблемы, воздействие на организм и психику человека ("Конгомато").

Сборник научно-фантастических повестей и рассказов И. Росохватского "Виток истории" (издательство "Детская литература", 1966) включает несколько печатавшихся ранее и новых произведений. Среди них - повесть "На Дальней", в которой описывается встреча землян с разумными обитателями Дальней планеты.

В новый сборник научно-фантастических повестей и рассказов А. Шалимова "Когда молчат экраны" (издательство "Детская литература", 1965) вошли, помимо одноименной повести, рассказы "Стажировка", "Концентратор гравитации", "Пленник кратера Арзахель" и повесть "Цена бессмертия".

Автор переносит нас на планету иной звездной системы ("Цена бессмертия"). Жители ее не умирают естественной смертью, они бессмертны. Но немногие из них уцелели после разрушительной термоядерной воины, и, чтобы бессмертным существовать дальше, когда жизненные ресурсы иссякнут, нужно либо уничтожить соседнюю планету Mayну, либо попытаться найти другие разумные существа, которые, быть может, обитают на той же Мауне... Молодой ассистент Од, вопреки мнению правящего Круга Жизни и Смерти, выбирает второе. Ценой собственной гибели он предотвращает гибель Мауны.

Повесть "Когда молчат экраны" посвящена победе человека над временем. Он получает возможность путешествовать в межзвездных просторах с огромными космическими скоростями. Улетает первая фотонная ракета, и экраны связи молчат. "А когда молчат экраны, решать и действовать должны люди..." И герои повести принимаются за работу - через три года полетит следующая экспедиция...

Рассказ "Пленник кратера Арзахель" описывает приключения космического "робинзона" на Луне.

В рассказе "Стажировка" автор говорит о далеком будущем Земли, когда люди научатся управлять деятельностью вулканов, климатом Крайнего Севера и Юга. На центральном посту, мозге энергетической сети планеты, проходит практику стажер. Ученые находят путь увеличить мощность природного ядерного генератора Земли, чтобы поднять из океанских глубин затонувшие в древности материки - Атлантиду и Гондвану. Человек грядущего будет владеть гигантской энергетической мощью, но он никогда не употребит ее во зло людям - такова главная мысль рассказа.

Рассказ "Концентратор гравитации" имеет подзаголовок - "На грани фантастики". И действительно, непонятно, существовал ли на самом деле чудесный прибор, который мог излучать направленное гравитационное поле. Это было бы чудовищное оружие. А может быть, герой рассказа смог, управляя биотоками, внушить лишь иллюзию происходивших необычайных событий? Возможно, и так, но все же... Концовка рассказа позволяет в этом усомниться.

В романе А. Студитского "Разум Вселенной" (издательство "Молодая гвардия", 1906) поставлена проблема, с которой человечество столкнется уже в ближайшем будущем. Как человеку приспособиться к жизни в изменившейся среде, когда он будет подвергаться воздействию излучений? Огромную роль должна здесь сыграть биология. О биологии эры атома и космоса, путях решения проблемы защиты живой материи от разрушительных сил и рассказывает автор.

В романе Г. Мартынова "Спираль времени" (Лениздат, 1966) гостями Земли оказываются жители соседнего мира, находящегося в четвертом измерении. Но случай заставляет их проделать путешествие еще и во времени, уже вместе с одним из землян. И перед читателем проходят события разных эпох и в разных местах нашей планеты - он переносится и в Атлантиду, и в Древнюю Русь, и в век XX, и в век XXII. Он как бы проходит по своеобразной спирали времени.

*

Отдельные крупные произведения писателей-фантастов печатались в альманахах и сборниках 1965 и 1966 годов.

Опубликована первая книга фантастического романа С. Снегова "Люди как боги" (сборник "Эллинский секрет".) Это утопия о далеком космическом будущем человечества.

Повесть А. Днепрова "Голубое зарево" напечатана (в сокращенном виде) в альманахе "НФ", выпуск 2. В ней затрагиваются проблемы физики будущего - создание искусственного антивещества и фотонного двигателя для космических ракет. Как и во многих других своих произведениях, писатель сталкивает в повести науку двух миров.

Только что закончилась воина, а империалисты уже охотятся за трофейными научными материалами и немецкими специалистами. В лаборатории доктора Роберто велись исследовании, связанные с получением ядерной энергии "третьим путем" - не делением или синтезом ядер, а с помощью аннигиляции вещества. И новые сеятели смерти мечтают о том, чтобы создать столь могущественное оружие, которое могло бы буквально взорвать весь земной шар. Над той же идеей - получения ядерной энергии, но только в иных целях - работают и советские ученые.

Ход решения идей, с одной стороны, и борьба, развернувшаяся вокруг открытия, - с другой, и составляют содержание повести.

Запуск первой советской фотонной ракеты воспринимается как победа сил творящего разума. Это он становится покорителем Вселенной, он "смело схватит за крыло сияющую жар-птицу и подчинит ее своей воле!.."

В романе О. Ларионовой "Леопард с вершины Килиманджаро" (альманах "НФ", выпуск 3) ставится вопрос: что было бы, если бы человек знал заранее час своей смерти, знал, сколько ему предстоит прожить? Действие романа происходит в будущем, и один из главных его героев - космонавт, возвратившийся на Землю после длительного рейса.

Космический корабль "Овератор" привез необыкновенную информацию о чужой планете, во всем подобной Земле и населенной как бы двойниками землян. Каждому землянину соответствовал свой инопланетник, "таукитянин". Сведения об этих двойниках и стали известны на Земле. Однако произошел своеобразный перескок во времени, и "Овератор" принес сведения не о настоящем, а о будущим каждого из обитателей Земли. Так оказалось, что люди стали обладателями необычайного знания- времени, которое они должны прожить. Переживания героев, узнающих свою судьбу, и человеческие трагедии, связанные с полученным "знанием", стоят в центре внимания автора.

В альманахе "НФ", выпуск 4, помещена повесть Л. Обуховой "Лилит" (выпущена также отдельным изданием в издательстве "Знание", 1966). В повести рассказывается о посещении Земли в очень далеком прошлом разумными существами с другой звездной системы.

Повесть Г. Гора "Мальчик" (сборник "Фантастика, 1965", выпуск 2) рассказывает о том, как ученым удалось разгадать тайны пришельцев, посетивших Землю в доисторические времена. Пришельцы оставили свои "информационные копии", и пятнадцатилетний сын археолога, профессора Громова, воспринял психологию и знания мальчика, который летел с пришельцами на их корабле. Он и рассказал о космосе, о полете, о жизни на древней Земле. Повесть вошла также в сборник Г. Гора "Глиняный папуас" (издательство "Знание", 1966), в который включены две повести - "Глиняный папуас" и "Докучливый собеседник", а также рассказы "Великий актер Джонс", "Необычайная история", "Капитан Кук", "Ольга Нсу" н "Аппарат Аристотеля".

В том же сборнике "Фантастика, 1965", выпуск 2, помещена повесть А. Громовой "В круге света". Пользуясь фантастическим допущением о возможности передачи мысли на расстояние и мысленного воздействия на людей, автор разворачивает действие в нашем времени - в недавнем прошлом. Она развенчивает индивидуализм, неверие человека в свои силы, приводящие к страху перед Большим миром и уходу в свой маленький мирок.

*

В нашей фантастике появляются все новые и новые имена, в ней начинают работать писатели, которые писали и пишут в других жанрах.

Мы говорили уже о романе прозаика С. Снегова, выступившего с первым фантастическим произведением - романом "Люди как боги".

Писательница Н. Соколова опубликовала повесть "Захвати с собой улыбку на дорогу..." (сборник "Фантастика, 1965", выпуск III). В сборник Н. Соколовой "Тысяча счастливых шагов" (издательство "Советский писатель", 1965) вошла фантастическая повесть "Пришедший оттуда", в которой фантастика, как и в другой ее повести, служит средством резче обрисовать противоречия современной жизни.

С сатирической фантастикой выступил А. Шаров ("После перезаписи" - в альманахе "НФ", выпуск 4, "Редкие рукописи" - выпуск 5, "Остров Пирроу" - в сборнике "Фантастика, 1965", выпуск II).

Ученый-хирург П. Амосов, автор повести "Мысль и сердце", написал "Записки из будущего" (сокращенный вариант - в сборнике "Фантастика, 1966", выпуск I; печатался также в журнале "Наука и жизнь", 1965).

Перу Д. Гранина принадлежит фантастический рассказ "Место для памятника" (журнал "Изобретатель и рационализатор", 1966, №9).

Поэт и прозаик В. Шефнер в своем сборнике "Счастливый неудачник" (издательство "Советский писатель", 1965) поместил фантастическую повесть "Девушка у обрыва, или Записки Ковригина".

[...]



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001