История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

ТУРИСТЫ НА ЛУНЕ ИЛИ ГОД 1901

Фантастка в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2013

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2013

В 1972 году для Манамы, зависимой территории маленького ближневосточного эмирата Аджман, была выпущена серия марок, посвящённая полёту космического корабля «Аполлон–16». Интересен рисунок марки блока (Michel block № 153): странный крылатый корабль, парящий в звёздном небе. Оказалось, что воздушный корабль напрямую связан с полётами на Луну, и, скорее всего, именно благодаря ему появилось название «Луна-парк».

Манама, 1972 год

(Michel block № 153 A)

Блок красивый и красочный, отпечатан пятью красками (триада плюс золото), и выпущен в зубцовом и беззубцовом вариантах. В германском филателистическом каталоге «Michel» рисунок ошибочно описан как «Утопический космический корабль Жюля Верна». И хотя изображённое на марке и можно отнести к плавающему и летающему аппарату «Грозный» из книги Жюля Верна «Властелин мира» (1904), на самом же деле на почтовой миниатюре совсем другой аппарат, появившейся на три года раньше книги французского писателя.

А в каталоге «Lollini» ошибочно указана дата выпуска блока – 24 августа 1971 года. На самом же деле экспедиция «Аполлон–16» состоялась через восемь месяцев и проходила с 16 по 27 апреля 1972 года. Эта ошибка подвела «Lollini» – сейчас эта компания торгует конвертами первого дня с блоком Манамы, погашенным штемпелем от 24 августа 1971 года. Понятно, что эта поделка не имеет ничего общего с настоящим КПД и сделана задним числом через несколько лет после выпуска марок.

Рисунок на поле выполнен по фотографии астронавта Базза Олдрина, сделанной на Луне во время экспедиции «Аполлон–11».

Рисунок марки позаимствован с чёрно-белой иллюстрации, появившейся во многих изданиях, рассказывающих о Пан-Американской выставке, проходившей в Буффало с 1 мая по 2 ноября 1901 года. Как правило, под рисунком надпись «Путешествие на Луну», но встречаются и дополнительные надписи. Вот две из них, появившиеся в разных изданиях – в альбоме «Последние и лучшие виды Пан-Американской выставки», изданном Робертом Аланом Ридом в 1901 году в Буффало, и иллюстрированного буклета «Пан-Американская выставка», также изданного в Буффало в 1901:

«Путешествие на Луну. На воздушном корабле «Луна», посещение Королевского Город Луны и удивительного дворца Человека-на-Луне».

«Потрясающая иллюзия, представляющая полёт воздушного корабля из Пан-Американской выставки на Луну».

Это иллюстрация к аттракциону-представлению «Путешествие на Луну», которое придумал и воплотил Фредерик Томпсон.

О самой Пан-Американской выставке написано много, поэтому я не буду подробно рассказывать о ней, скажу лишь, что для своего времени это было грандиозным предприятием, имевшим оглушительный успех. Очень интересны фотографии и заметки того времени, из которых можно узнать много интересного. Вот что пишет Эдвард Хейл Браш в заметке «Пан-Американская выставка: Некоторые развлекательные особенности для Большой Выставки в Буффало», опубликованной 17 июня 1901 года в «North Adams Transcript»:

«К примеру, позвольте мне рассказать историю того, как «Путешествие в Луну» придумалось её изобретателю мистеру Фредерику Томпсону.

Однажды мистер Томпсон размышлял, как создать некоторые новые и потрясающие эффекты для [аттракциона] «Тьма и Бездна», которым он также интересовался, и в которых пересматривается и осовременивается «Ад» Данте. Развалившись на диван в своем кабинете, и мечтательно глядя полузакрытыми глазами на круги дыма из трубки, он искал решение проблемы, как провести пассажиров над глубокими и почти бездонными ущельями, которые он создал в самом сердце преисподней. Внезапно он пришёл к великой мысли. Вскочив с дивана, он воскликнул: «Придумал! Но это никогда не будет делаться для «Тьмы и Бездны. Я сделаю «Путешествие на Луну».

Так родилась идея, которая привела к строительству большого здания, которое каждый видит при входе на Выставку, и которое называется «Путешествие на Луну». В здании находятся некоторые из самых странных и таинственных иллюзий, которые можно обнаружить в путешествии по всему миру. Мистер Томпсон будет нести своих посетителей на Луну на воздушном корабле «Луна». Научный принцип, который он разработал в подготовке этого путешествия, делает поездку восхитительной, а также захватывающей.

Как ни странно, мистер Томпсон придумал почти такие же идеи о подземном городе Луны, которые были написаны в рассказе мистера Герберта Уэллса, [опубликованном] в журнале «Cosmopolitan» и «Strand». Ни один из них не знаком с другим, и не мог получить свои идеи от другого, так что это лишь ещё один пример того, как великие умы работают в одном направлении.

Автор журнальной публикации привёл своих искателей приключений на Луну и заставил обнаружить её жителей под поверхностью спутника Земли, вместо вершины. Мистер Томпсон сделал то же самое в «Путешествии в Луну», которое представило посетителям Пан-Американской выставки намного более странные вещи, чем те, о которых они когда-либо мечтали».

Манама, 1972 год

(Michel block № 153 B)

Так как рисунок марки выполнен по чёрно-белой иллюстрации, художник раскрасил воздушный корабль теми цветами, которыми посчитал нужными. На самом же деле, если судить по описаниям начала XX века, корабль был бело-зелёным, а в некоторых современных описаниях иногда говорится, что, возможно, крылья корабля были красными.

Известно много рисунков и фотографий, на которых показан павильон аттракциона «Путешествие на Луну». Вверху фрагмент иллюстрации Даннаванта и Томпсона, на которой показаны основные достопримечательности выставки, в том числе, справа, павильон «Путешествие на Луну», на крыше которого находится воздушный корабль. Это не «Луна», а макет, сама же «Луна» находится внутри здания.

Существует несколько описаний аттракциона «Путешествие на Луну», в том числе и современных, но я решил воспользоваться описаниями начала XX века. Наиболее полные и интересные описания воздушного корабля и путешествия я нашёл в «Официальном каталоге и путеводителе по Пан-Американской выставке» (Буффало, 1901), «Снимках выставки Пан-Ам-Экспо» (Буффало, 1901) и патенте США № 725509, выданном 14 апреля 1903 года. В первых двух, помимо описания, находятся пять интересных фотографий аттракциона «Путешествие на Луну», а в патенте приводится чертежи воздушного корабля.

Сразу же небольшое пояснение, связанное с переводом на русский язык. Оригинальное название воздушного корабля – «Luna», что означает название Луны на испанском языке. Название же естественного спутника Земли на английском языке, с которого сделан перевод – «Moon». А «Человек-на-Луне» (The Man in the Moon) – это условное изображение человеческого лица, которое, при известной фантазии, можно разглядеть на лунном диске.

Вот что говорится об аттракционе в «Официальном каталоге и путеводителе по Пан-Американской выставке»:

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ

Посетители могут совершить тур по звездам и планетам, действительно пронестись через пространство в «Путешествии на Луну». Путешественник, отправившийся к земному спутнику, взлетая ввысь в безграничный космос, может откинуться на шезлонг и слушать сладкие звуки музыки. Войдя в атмосферу Луны, корабль медленно снижается к морю освещенных солнцем облаков, проходя сквозь них, и садится на Луну. Гиды встречают каждую экскурсионную партию на причальном доке и показывают им удивительный подземный город Луны, с его дворцами и магазинами, и ордами странных людей, а затем чудесный дворец «Человека-на-Луне», где все приветствуются Его Величеством, и развлекаются танцем «Служанок Луны».

В этом же издании можно найти фотографию, сделанную во время представления. Под фотографией поясняющий текст: «Сцена в гроте». Это Луна, подземный город селенитов. Обитателей Луны легко узнать по шипам на одежде и голове. Костюмы и декорация выглядят примитивными.

Обширное описание Путешествия на Луну» можно найти в «Снимках выставки Пан-Ам-Экспо»:

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ

Однажды сенатор Депью предпринял путешествие на Луну, и когда он вышел, то сказал изобретателю, Фредерику Томпсону:

– Я много путешествовал, но из всех замечательных вещей, которые я видел, и всех поездок, которые я совершил, это самое необычное.

Затем он пошел по улице, на бой быков. Там он оставался полчаса. Когда он вернулся в мир гама и наглой шумихи, и пошёл по Выставке в поисках других достопримечательностей, он встретил маленького мальчика с огромной, недавно нарисованным плакатом, на котором огромными буквами было написано смелое объявление:

«Сенатор Чонси Депью говорит о «Путешествии на Луну» ––––».

«Ну», – сказал сенатор. – «Это самое большое предприятие, которое я когда-либо знал». Фредерик Томпсон, который получил это уведомление от Депью, проектировал «Путешествие на Луну», и помог в строительстве всех других достопримечательностей Выставки, за исключением пяти. Путешествие на Луну является последней и новейшей достопримечательностью. Щедрые обещания, которые каждый отца делает своему ребёнку, что у того будет Луна для игры, теперь можно выполнить. Иллюзия воздушного полёта настолько совершенна, что в кабине «Луны» мужчины заключали пари, покидает ли лодка здание. Ощущение полета по воздуху достаточно сильно для того, чтобы довести некоторых до обморока.

Путешествие начинается с вида «Луны», спокойно лежащей в доке в бледном лунном свете. Кажется, что вы находитесь на высоте нескольких сот футов. Ниже находится Выставка, рядом башня, показывающая свои лампы накаливания через перфорированные отверстия приглушённого сияния. Невдалеке рассеянные пятна освещают темноту, показывая расположение города. «Луна» это зелёно-белое устройство сигарообразной формы, размером с небольшой озёрный пароход с большой кабиной посередине. «Луна» медленно поднимается, и начинает долгое восхождение. Выставка удаляется. Город кажется большим раскинувшимся существом с тысячами крошечных, моргающих глаз. Видна Ниагара. Вам кажется, что слышен рёв воды. Всё это сливается в большой земной шар. Он уменьшается в размерах. Он становится шаром, просто пятнышком и, наконец, пропадает из вида. Начинается буря, вспышки молнии, сумрак, раскаты грома, абсолютная темнота, мрачный рокот, сильный треск, а потом всё исчезает и грозовое облако рассеивается. Внизу видна Луна, и иссушенное лицо – ясно видно лицо Человека-на-Луне. Камни и нагромождения лавы, окрашенные красным, жёлтым и зелёным, как будто под воздействием огня и разложения. «Луна» замедляет. Она поворачивает направо и останавливается в своём посадочном доке, зияющей дыре на Луне, кратере потухшего вулкана.

Путешествие по Луне, её фантастическая красота, её странные чудеса и её странные люди являются дополнением к чудесам воздушного полёта. Грибы, вулканические возвышения, наросты сталактитов, чудесные кристаллические минералы, которые образуют замороженную мечту, все обманы и великолепие сказки, показаны в разнообразии, которое папье-маше и опытные бутафоры могут соткать при подсказке лёгкого воображения. Вот и лунный город. Это странное подземное жильё карликов и странных великанов. На спинах селенитов ряды длинных шипов, топорщащихся под углом, как причёска ирокезов. У входа в длинный проход, который тянется от освещённой листвы фантастических деревьев и поганок, которые никогда не существовали иначе как в зловещем воображении Шахерезады, стоят двое мужчин. Простые смертные им по талию. Они гиганты Луны, в четыре раза выше карликов. Они стоят на страже. Появляется широкий ров. За ним морщинистая стена и высоко вверху большая башня. Это замок Человека-на-Луне.

В тронном зале Человека-на-Луне – места для гостей. Бронзовые грифоны расположены по бокам. Человек-на-Луне в центре на перламутровом троне. Впереди электрический, сценический театр, в окружении стеклянных колонн. Здесь взрыв великолепия. Это нежное, тонкое, воодушевляющее создание – электрический фонтан Гейслер. Все цвета спектра в сияющем изобилии проходят через проточную воду, а на возвышении показываются служанки Человека-на-Луне, и вступают в ритмичный, грациозный танец. Они исчезают, и занавес падает».

Текст проиллюстрирован четырьмя фотографиями. Надпись под первой: «Лунный телец – мстительный дух Луны».

Надпись под второй фотографией: «Проход в замок Человека-на-Луне. Место обитания гномов и странных великанов, стражей замка Человека-на-Луне».

Надпись под третьей фотографией: «Улица города Луны. Населена селенитами – место странных, фантастических наростов, что делает путешествие на Луну жутко увлекательным».

Надпись под четвёртой фотографией: «Тронный зал, дворец Человека-на-Луне. Финальная сцена «Путешествия на Луну».

Между двух тёмных истуканов на сцене, сидит Человек-на-Луне, у его ног служанки. Над сценой видны электрические лампы, а стеклянные колоны, о которых говорится в описании, расположены по бокам сцены. Слева и справа стоят селениты с алебардами. Судя по фотографии, лица жителей Луны окрашены. В правом нижнем углу виден один из двух грифонов.

В изданиях 1901 года встречаются и другие описания «Путешествия на Луну», из которых можно узнать некоторые дополнительные подробности о воздушном корабле и представлении. Так, в иллюстрированном буклете «Пан-Американская выставка» (Буффало, 1901) упоминается, что площадь «Луны» составляла 30–35 тыс. квадратных футов, а в «Путеводителе по Пан-Американской выставке, Буффало и Ниагарскому водопаду» (Chicago, NY: Rand, McNally & Co., 1901) говорится, что плата за вход составляла 50 центов. Это очень много, учитывая, что плата за вход на другие аттракционы-представления Выставки была в два раза меньше. Дело в том, что первоначально вход на «Путешествие на Луну» тоже был 25 центов, но заем, видя, насколько удачным и популярным оказался аттракцион, решено было вдвое увеличить плату за вход. Интересно, что в юмористической книге Томаса Флемминга «Вокруг «Пан» (NY: The Nut Shell Pub. Co., 1901. – p. 219) упоминается об изначальных 25 центах за вход:

«Однажды два канадца обсуждают свои впечатления о Выставке. Один утверждал, что всё показанное было фальшивкой. Он сказал: «Я заплатил четвертак, чтобы попасть на «Путешествие на Луну». Они заставили меня сесть в кресло машины, и затем вокруг вращался пейзаж, показывая нам, как сказал лектор, некоторые виды Луны. Но это всё была фальшивка – они никогда не выпускали нас из здания, а тем более на Луну. Я говорю вам, там всё фальшивки».

Вверху иллюстрация из книги Флемминга.

Очень интересен патент США № 725509, выданный создателю «Луны» 14 апреля 1903 года. Томпсон не поленился и запатентовал «сценический аппарат», которым, судя по описанию, являлся воздушный корабль «Луна». Возможно, по сравнению с конструкцией «Луны» Томпсон внёс в патент некоторые изменения, но общее техническое решение осталось прежним. Этот патент доступен, и любой желающий может с ним ознакомиться, я же дам его краткое изложение.

Сценический аппарат установлен в закрытом помещении и представляет собой платформу в виде палубы корабля. В центре палубы расположена рубка с мачтой. Верхний конец мачты закреплён вантами, с противоположной стороны крепящимися к стенам здания, а нижний конец мачты неподвижно закреплён на полу. Мачту венчает подвижно закреплённая коническая «шапка», соединённая тросами с палубой, поэтому во время «полёта» палуба раскачивается, как будто не касаясь земли. По левому и правому борту находятся сиденья, установленные в два ряда.

На полу и холсте под платформой изображены земля и здания – зрителям на палубе должно казаться, что они летят высоко над землёй. Для усиления эффекта перемещения, на палубе установлены четыре вентилятора, а в здании находится устройство, имитирующее шум ветра.

Слева и справа от платформы установлены два полукруглых неподвижных сценических экрана – по одному с каждой стороны платформы – с нарисованными облаками и тому подобным. Перед каждым неподвижным (боковым) экраном расположены по три вертикальных подвижных экрана, двигающихся независимо друг от друга с разной скоростью, на них нарисована Луна и её фазы. Смена боковых экранов должна придать «полёту» дополнительную живость и достоверность. При «возвращении на Землю» экраны движутся в обратном направлении, создавая иллюзию снижения. В основании неподвижных экранов установлены лампы разных цветов, например, красного и синего, что позволит создавать световые эффекты.

В корпусе платформы, слева и справа, установлены крылья, представляющие собой жёсткие треугольные каркасы с закреплённой на них провисающей материей. Крылья закреплены в общие секции – по одной секции с каждого борта. Во время «полёта» крылья совершают махательные движения, создавая иллюзию перемещения по воздуху. Чтобы усилить достоверность, слева и справа от каждой секции установлены ограничивающие обзор и соответствующим образом раскрашенные экраны, рисунок которых продолжает рисунок на боковых экранах.

После завершения Пан-Американской выставки «Луна» была разобрана, а в 1903 году Томпсон изготовил улучшенный и более вместительный сценический аппарат «Луна III», который был установлен в созданном Томпсоном и Данди парке развлечений на Кони-Айленд, в Буклине. Парк просуществовал с 1903 по 1944 год и назывался Луна-парк. И хотя в книге «Содом у моря: Нежная история Кони-Айленд» (NY: Doubleday, Doran & Co., 1941) утверждается, что парк назван по имени сестры компаньона Томпсона, Элмера Данди – Луны Данди Ньюман, скорее всего парк назван в честь воздушного корабля «Луна», ведь именно этот аттракцион был наиболее известной достопримечательностью парка. Вверху показана иллюстрация «полёта» воздушного корабля «Луна III».



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001