История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Мостков

ПИСАТЕЛЬ-КОММУНИСТ ВИВИАН ИТИН

К 90-летию со дня рождения

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

(?)

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006

Вивиана Азарьевич Итин, человек удивительной судьбы, писатель своеобразный и многогранный, неутомимый путешественник и исследователь, родился в Уфе.

Алексей Максимович Горький, задумав сборник «Азия» из произведений писателей-сибиряков, в 1929 году одному из своих корреспондентов писал, упомянув, что присланные рукописи не отвечают требованиям: «Не следует ли признать необходимым участие в сборнике Зазубрина, Итина и др.?»

Уже одна эта фраза говорит о том, что А. М. Горький высоко ценил талант Вивиана Итина-прозаика. «Большой художник слова», – так оказал об Итине-поэте Леонид Мартынов, назвавший строки его стихов «прекрасными».

Но Вивиан Итин был не только прозаиком и поэтом. Он был еще первоклассным очеркистом и вдумчивым литературным критиком, драматургом и страстным публицистом.

Стоит напомнить, что первый номер «Сибирских огней», старейшего литературно-художественного и общественно-политического журнала в нашей стране, вышел в 1922 году в Новониколаевске, нынешнем Новосибирске. Итин был сотрудником журнала с первых дней его возникновения.

В. Итин прожил насыщенную событиями жизнь. Он еще до революции поступил в психо-неврологичесний институт в Петербурге, а затем, в 1913 году, на юридический факультет Петербургского университета.

После Октябрьской революции начал работать в Наркомюсте – со времени возникновения комиссариата. В 1920 году его назначили временно исполняющим должность заведующего губернским отделом юстиции в Красноярске. «Это был первый оседлый год, считая с октября 1917 г., – вспоминал Итин. – В «Красноярском рабочем» я редактировал «Бюллетень распоряжений». В Красноярске были поэты. Я стал редактировать еженедельный литературный уголок, называвшийся «Цветы в тайге». Кажется, именно в «Красноярском рабочем» было напечатано первое мое стихотворение».

Так же самозабвенно работал В. Итин в Канске, куда его «перебросили» из Красноярска. В Канске, писал он впоследствии, «я был одновременно завагитпропом, завуполитпросветом, завуроста, редактором газеты и председателем товарищеского суда». Здесь, в Канске, увидела свет первая книга Итина.

В сибирском старинном городке Канске вышла повесть, которая оказалась первым произведением советской литературы в жанре фантастики. «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого появился на несколько месяцев позже повести молодого писателя-сибиряка «Страна Гонгури».

Свою повесть Вивиан Итин готовил к печати в годы, необычайно трудные для страны, и особенно для Сибири. Совсем недавно были разгромлены полчища Колчака: в промышленности и сельском хозяйстве царила разруха. Кое-где вспыхивали кулацкие мятежи. И в этой-то обстановке молодой писатель, работник трибунала, выступает с повестью, в которой предсказывает лучезарное будущее, воздушные корабли, межпланетные полеты, море энергии, сверкающие драгоценными минералами города.

Сегодня нам, современникам космических полетов, остается поражаться умению Итин а заглянуть в будущее и передать свое восхищение тем, что он там увидел. В повести настойчиво звучит тема мира между народами – люди будущего навсегда уничтожили войны. Эта тема подчеркивается тем, что писатель показывает панораму первой мировой войны. «То была, скорее, не война, а коллективно задуманное самоубийство», – говорит герой, повести.

К антивоенной теме, обратился В. Итин и в повести «Урамбо» (1923), показав, что война несет страдания и гибель людям труда, независимо от их национальности, и неслыханные барыши тем, кто греет руки на крови и слезах миллионов.

А в 1926 году публикуется повесть В. Итина «Каан – Кэрэдэ», навеянная впечатленными писателя от агитполета по Горному Алтаю, в котором он принимал участие в 1925 году. Эта повесть только печаталась, когда ее автор уже работал в комитете Северного морского пути и собрался в полярное плавание. Он участвовал в гидро-географической экспедиции в Карское море, совершил путешествие по Енисею – до впадения его в океан.

Летом 1929 года Итин на борту ледокола «Красин» дошел Северным морским путем до Ленинграда. Об уникальном путешествии писатель поведал в книге очерков «Выход к морю»; «северную тему» он разрабатывал в ряде очерков, в повести «Белый кит», в неоконченном романе «Чистый ветер». Многие ученые и полярные летчики отмечали, что произведения В. Итина о Севере – не только заметный факт художественной литературы, но и труды, имеющие несомненное научное значение. Велики заслуги В. Итина в пропаганде и отстаивании идеи Севморпути, которая оспаривалась сторонниками прокладки железнодорожного полотна вдоль северного побережья страны.

В начале 30-х годов В. Итин был главным редактором журнале «Сибирские огни». Ему адресовал письмо от 5 января 1933 года А. М. Горький: «Очень рад узнать, что «Сибирские огни» снова разгораются, искренне желаю им разгореться ярко, уверен, что так и будет. Если Вам удастся сорганизовать бригаду энергичных огнелюбов, да вместе с ними привлечь работать побольше молодежи и пригреть ее внимательным, дружеским к ней отношением, дело пойдет отлично...»

Вивиан Азарьевич Итин, успевший так много сделать за свою короткую жизнь (он умер 14 декабря 1945 года), предсказывал: «Сибирская поэзия гораздо раньше сельского хозяйства, индустрии и всех прочих видов человеческой деятельности перешагнула довоенный уровень, превзойдя его в десятки раз. Когда-нибудь этот взлет станет величайшей гордостью Сибири, когда-нибудь он будет провозглашен первой сигнальной ракетой, возвестившей будущий рассвет сказочной нашей страны».

Память выдающегося уроженца Уфы, так много сделавшего в Сибири, чтут и сибиряки, и уфимцы.

Ю. МОСТКОВ,

член Союза писателей СССР.

г. Новосибирск.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001