История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Евгений Харитонов

«ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ» И ТЕ, КТО ПОСЛЕ...

Киносудьба книг Александра Беляева

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Е. Харитонов, «Если», 1998

Харитонов Е. В., Щербак-Жуков А. В. На экране Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии / НИИ Киноискусства; журнал «Если». - М.: В. Секачев, 2003. - 320 с.

Любезно предоставлено авторами, 2003

Фирма http://linapack.ru предлагает скидки на оборудование для пищевой промышленности.

Александр Романович Беляев - натура разносторонняя и увлекающаяся - любил киноискусство и мечтал о создании советского научно-фантастического кинематографа, способного составить достойную конкуренцию западным научно-фантастическим лентам.

В 1926 г. фантаст написал кинорассказ "Остров погибших кораблей" (годом позже переделанный в роман) - вольное переложение одного из голливудских фильмов. Сей факт примечателен, в первую очередь, тем, что советский фантаст невольно оказался основоположником популярного ныне на Западе жанра новеллизации (литературной интерпретации популярной киноленты)! Беляев весьма вольно обошелся с американским первоисточником, значительно изменив сюжетную и, в особенности, смысловую структуры, адаптировав голливудский материал для советского читателя, и подготовил добротный сюжет для "вторичной" экранизации. Рассказ-роман получился и в самом деле кинематографичным и буквально просился на экран в качестве основы приключенческой ленты с элементами научной фантастики. Это и случилось, но 60 лет спустя. Увы, увлекательный роман Беляева был ужаснейшим образом загублен кинематографистами. Впрочем, об этом чуть позже.

Неизвестно, рассчитывал ли сам писатель на экранизацию своего произведения или это была всего лишь литературная игра, но в 1940 году (за два года до своей смерти в оккупированном фашистами Пушкине) он серьезно увлекся идеей постановки отечественного НФ фильма и даже вел переговоры с режиссерами. Но картине "Когда погаснет свет" по оригинальному киносценарию А. Беляева не суждено было состояться, а сам сценарий опубликовали только в 1960 году. Время для НФ было не самое подходящее, а что уж говорить о НФ кино!

Кинематограф обратился к произведениям одного из самых популярных советских фантастов лишь через 20 лет после смерти писателя. Стоит, однако, напомнить, что практически до середины 1950-х гг. имя А. Р. Беляева было незаслуженно забыто. Своему новому литературному рождению писатель обязан главным образом деятельности библиографа и подвижника научной фантастики Б. В. Ляпунова. Однако едва ли меньшую роль в этом сыграл кинематограф. В 1961 году студия "Ленфильм" экранизировала самый известный роман писателя "Человек-амфибия" (режиссеры В. Чеботарев и Г. Казанский). Честно говоря, самым известным (в послевоенное время) роман стал именно благодаря фильму. Режиссеры весьма бережно (хотя и были изменены некоторые сюжетные линии) перенесли роман на экран. Лента была обречена на успех, который не суждено было повторить больше ни одному отечественному НФ фильму. Трогательная и красочная история юноши, для которого морские глубины были естественной средой обитания, экспрессивный сюжет, красивые подводные и "наземными" пейзажи. Все это, дополненное хорошей операторской работой, запоминающейся музыкой А. Петрова и, что не маловажно, экзотичной внешностью главных героев (В. Коренев, А. Вертинская), не оставило равнодушным советского зрителя. по посещаемости фильм побил все рекорды отечественного проката. Думаю, успех у фильма был бы еще более ошеломляющим, знай зрители, что почти все сложные трюки (в частности, съемки под водой) актеры исполняли... сами!

Стоит сказать, что "Человек-амфибия" с его "человеческой концепцией" и созвучными времени размышлениями о стране свободных (внутренне свободных, о чем не могли напрямую сказать режиссеры), об ответственности за человеческую жизнь и его судьбу стал одним из символов только что начавшейся кратковременной эпохи "оттепели".

Но как это не раз случалось, всенародная любовь не спасла картину от убойной критики. Создатели фильма получили сполна за идеализацию буржуазного образа жизни, за легковесность отражения темы борьбы народа с угнетателями-капиталистами. Собственно говоря, эта тема, как атрибут советского искусства, напрочь отсутствовала уже в романе ("Идеологически адекватные" страницы писатель безжалостно вырезал при подготовке книжного издания). Образ коварного Зуриты (Михаил Козаков) воплощал порочность отдельно взятого человека, но никак не системы.

Бешенный успех "Человека-амфибия" помог возродить интерес к книгам Александра Беляева.

Однако успех "Человека-амфибии" не смог повторить ни один из последующих отечественных НФ-фильмов. Не исключение - и другие киноверсии беляевских книг.

Двухсерийный телефильм "Продавец воздуха" (1967 г., Одесская к/с. ; режиссер В. Рябцев) по одноименной повести А. Беляева не только не сумел повторить успех "Человека-амфибии", но вообще прошел почти незамеченным. Ленту не спасло даже участие таких ярких актеров, как Г. Нилов, Е. Жариков, П. Кадачников, В. Титова, Г. Стриженов. Жаль, поскольку телеверсия получилась удачной и точно передавала атмосферу литературного первоисточника. Хотя, конечно, ей не доставало выразительности "Человека-амфибия", но ведь и сюжет повести "Продавец воздуха" совсем иной, не предполагающий красочной сентиментальности.

Следующая киноверсия книг Беляева подоспела только к 100-летию писателя. В 1984 г. режиссер Л. Менакер на студии "Ленфильм" экранизировал второе главное произведение А. Беляева - роман "Голова профессора Доуэля". Впрочем, в отличие от двух первых картин, "Завещание профессора Доуэля" (совершенно непонятно, для чего режиссеру понадобилось менять название, поскольку такая замена никак не оправдана сюжетно) все-таки не экранизация, а фильм, снятый по мотивам. Создатели ленты пошли по пути осовременивания сюжета, что, конечно же, повлекло за собой и некоторую трансформацию идеи. Режиссер перенес действие из Франции в одну из африканских стран (правда, в кадре легко узнается Сухуми). В отличие от литературного первоисточника, сюжетная и философская нагрузка легла на образ доктора Корна (по непонятным причинам в фильме доктор Керн стал Корном), которого, надо признать, блестяще исполнил Игорь Васильев. И это, пожалуй, единственная удача фильма. Корн - фигура неодназначная, он не абсолютный злодей. "Он представляет собой как бы дальнейшее логическое развитие образа Доуэля (окружающая его действительность вполне могла бы сформировать из него такого же Корна), - говорил, представляя ленту, режиссер Леонид Менакер. - Корн искренне убежден, что науке все дозволено, а себя самого считает "человеком ХХI века".

Приключенческая линия оригинала в фильме сведена к нулю, ее заменила тема обличения мира чистогана, так что в отношении этой картины у официозной критики не возникло претензий. Справедливости ради заметим, что удач и неудач в "Завещании" поровну.

Не снискала большой славы и двухсерийная телеверсия "Острова погибших кораблей". Динамичной приключенческой ленты не получилось. По правде говоря, режиссер Евгений Гинзбург (постановщик "Рецепта ее молодости" по чапековской пьесе "Средство Макропулоса"),такой задачи перед собой и не ставил. В результате получился еще один квазифантастический и довольно унылый с намеком на пошловатость мюзикл с танцами от Константина Райкина.

Печально, но факт: в перестроечные и постперестроечные годы у нас разучились снимать КРАСИВЫЕ приключенческие ленты. И примером тому может служить лента узбекских кинематографистов "Спутник планеты Уран" (1990), снятая по мотивам последнего романа А. Беляева "Ариэль". Получилась вялая, псевдофилософская притча с пафосным, надуманным финалом: Ариэль, вернувшись в родной... Узбекистан (!), возглавляет первый советско-американский космический корабль. Немногим лучше и российская экранизация под родным названием - "Ариэль" (1992). Авторы честно перенесли на экран сюжет романа, лишь слегка осовременив, но, увы, фильм, не смотря на участие в нем интересных актеров (А. Сухов, О. Кобо, А. Филозов), просто милая, "смотрибельная" сказка, но не более того.

Исключение составляет последняя работа Виктора Аристова - фильм в жанре "фантастики предупреждения" "Дожди в океане" (съмка завершена в 1994 Ю. Маминым), весьма вольно, но оригинально трактующий роман "Остров погибших кораблей". Однако, высоко оцененная кинематографистами (призы "Киношок-94", "Ника-94", "Ленфильм-95"), лента осталась почти незамеченной зрителями.

По всей вероятности, интересных продолжений в фильмографии А. Беляева пока не предвидится. Не по карману зрелищная фантастика современному отечественному кинематографу...



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001