История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Александр Осипов

ГЛАВА I

От истоков и далее

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© А. Осипов, 1988

Осипов А. Миры на ладонях. Фантастика в творчестве писателей-сибиряков: Лит.-крит. очерк // Красноярск: Кн. изд-во, 1988.- С. 13-16.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Когда говорят о генетической связи литературы с фольклором, сказкой, народным эпосом, вообще устным народным творчеством в широком смысле слова, нередко забывают о том, что эта связь обусловлена не только историческим первородством: она вообще предопределена органической потребностью человека отражать и истолковывать окружающий его мир, многокрасочную жизнь, сложность столкновений в ней в масштабах сиюминутного времени и предвосхищаемого народной мудростью завтрашнего дня по самой природе человеческого существования и межличностного общения.

С этой точки зрения современная литература в основе своей говорит о том же, о чем рассказывали друг другу наши отдаленные предки - усложнилась лишь форма, углубился анализ, иными стали слова... Но осталась живая человеческая мысль, обращенная к другому человеку или сообществу во имя благородства деяний сегодняшних и завтрашних.

Для фантастики такая связь с культурным прошлым народа характерна в еще большей мере, поскольку сказки седой старины во многих случаях являются прародителями современной фантастики в тех или иных ее проявлениях. И в сказке, и в современной фантастике речь идет о самых сокровенных и долговечных мечтах народных, о том, чего не было в жизни, но что должно появиться для торжества силы и разума человека. И сказка, и современная фантастика экзаменуют человека на порядочность, честность, доброту и вообще многогранные проявления гуманизма. И сказка, и современная фантастика обращены к современнику во имя воспитания его в лучших традициях народной мудрости, во имя горения его сердца страстным желанием сотворить чудо для всех и для каждого.

Фольклорное наследие народов Сибири - богатейший источник сказочной фантастики, из которого берет начало свое и литература сибирская, и сибирская фантастика в частности. Отсюда, если быть точным, и следует вести родословную фантастики. Уже в этих сибирских сказках (с учетом национальных интерпретаций народов и малых народностей) отражена и суровая природа края лесов и рек, и становление сибирского характера, и переосмысленное на свой лад толкование природных загадок и явлений. Поэтические воззрения народа, имея в основе своей своеобразную философию, преображали мир, объясняя его и для повседневного обиходного восприятия, и для нарождающегося поколения. Достаточно заглянуть в сборники сибирских сказок и легенд, чтобы убедиться в справедливости сказанного и отыскать в сказках корни самых прозорливых и ярких прозрений народных.

Но издавна шли в Сибирь люди от западных оконечностей - кто по зову первооткрывателей новых земель, кто по воле несправедливости великой, а кто из нужды... Только несли они с собой большей частью добро, несли знания, сеяли зерна культуры, и формирование литературы как таковой в жизни Сибири во многом связано именно с этим благотворным процессом, история которого насыщена и фактами героическими, и фактами остродраматическими, как и вся история открытия и освоения этого огромного и богатейшего края, тесно связанного впоследствии с жизнью всего государства Российского.

И каждая эпоха делала эту связь все более заметной, весомой, значительной. Если говорить о каких-то более конкретных фактах, повлиявших на историю сибирской фантастики (история в данном случае, разумеется, достаточно условна!), то не могло не отразиться на всем этом, в частности, как и на развитии культуры в Сибири в целом, влияние декабристов, сосланных в этот край, но не утративших живой революционной мысли, оставленной в наследство тем, с кем общались великие вольнодумцы в местах своей ссылки, кому доверяли мысли свои и мечты. Вспомним, что в творчестве ряда декабристов мы встречаем факты обращения к фантастике научной, художественной, социальной... Общение с Сибирью отразилось и в их творчестве. Вообще, поселения ссыльных в Сибири и тогда, и в более поздние периоды до революции, были настоящими форпостами культуры и вольномыслия, адекватного в данном случае искре великой мечты.

В историю формирования фантастики в Сибири впишется и творчество таких самобытных писателей, как Д. Мамин-Сибиряк, В. Шишков, пронизанное во многих случаях образами и духом фольклора, сибирских легенд и сказок. Эти примеры как нельзя лучше демонстрируют очень тесную связь литературы с поэтическим народным творчеством.

Так или иначе оставили свой след в сибирской фантастике такие ученые и писатели, как В. Тан (Богораз) - роман "Жертвы дракона" (навеянный также темами сибирских тайн и легенд), академик В. Обручев (роман "Земля Санникова" местом действия и идейно связан с севером Сибири) - их произведения хотя и не назовешь непосредственно "сибирской фантастикой", но все-таки они были основаны на сибирском материале, художественно переосмысляя отдельные реалии местной действительности. Но все перечисленное выше можно отнести к факторам, способствовавшим формированию и развитию фантастики в сибирской прозе, хотя и выходили эти произведения уже в XX веке. А что же сама фантастика? Когда же стали появляться фантастические произведения, созданные непосредственно в Сибири?

Не претендуя на исчерпывающее раскрытие темы (эти проблемы заслуживают специального историко-литературного исследования, связанного с архивными разысканиями, многотрудным просмотром периодических изданий Сибири за большой исторический период), попытаемся найти и здесь любопытные факты, намечающие исторические истоки.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001