История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

МИРОЗДАНИЕ И «ДУХИ ЗЛОБЫ ПОДНЕБЕСНЫЕ»

Фантастика в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2014

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2014

Выпущено много почтовых марок, посвящённых космической фантастике. Например, серия СССР 1967 года так и называется – «Космическая фантастика» (Michel № 3403–3407). То же самое и в некоторых других странах, к примеру, блок Болгарии 2003 года «Космическа фантастика» (Michel Block № 258). Две почтовые серии Кубы 1974 и 1975 гг. – «El cosmos del futuro» (Michel № 1956–1961, 2039–2044), сцепка марок США 1993 года – «Space fantasy» (Michel № 2337–2341), венгерская серия 1978 года – «Fantasztikum az űrkutatásban» (Michel № 3265–3271), серия Узбекистана 1997 года – «Коинот ва хаёл» (Michel № 129–135, Block № 15)... Продолжать можно долго.

СССР, 1991 год

(Michel № 6202)

Как правило, на таких марках изображены футуристические космические корабли и станции, пейзажи иных планет и странные существа. Но есть марки, на которых «космическая фантастика» – нечто совсем иное, на них почти нет техники, а чужие планеты оказываются удивительно похожими на Землю. Например, почтовый выпуск СССР, посвящённый Советскому детскому фонду им. В. И. Ленина. На двух марках картины художника Виталия Григорьевича Лукьянеца «Мироздание» (Michel № 6202) и «Иная планета» (Michel № 6203). Сегодня мало кто помнит, что несколько десятков лет назад эти картины (вместе с другими работами художника) участвовали в международном конкурсе научно-фантастической живописи, а сам Лукьянец занял на нём второе место.

СССР, 1991 год

(Michel № 6203)

В феврале 1977 года популярный советский журнал «Техника – молодежи» объявил международный конкурс научно-фантастических рассказов, статей, очерков о смелых проектах и гипотезах, а также произведений научно-фантастической живописи и графики. Конкурс назывался «Время – Пространство – Человек». И раньше журнал проводил подобные мероприятия, к примеру, в июне 1954 был объявлен конкурс научно-фантастического рассказа. Что же касается картин и рисунков, то в августе 1974 года был объявлен конкурс «Сибирь завтра», в январе 1972 года – «Мир 2000 года», а ещё раньше – «Мир завтрашнего дня».

СССР, 1991 год

(Конверт первого дня)

Конкурс «Время – Пространство – Человек» продолжался три года, и за это время в редакцию журнала поступило более 1000 картин и рисунков из многих союзных республик и из-за рубежа. Около двухсот работ, вместе с сопроводительными статьями, опубликованы на страницах журнала и других изданий. «500 лучших работ отобрано в фонд галереи научной и космической фантастики журнала «Техника – молодежи» для постоянного экспонирования в здании журнальных редакций издательства ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», а также в фонд передвижной выставки «ВРЕМЯ – ПРОСТРАНСТВО – ЧЕЛОВЕК», предназначенной для показа в городах СССР и за рубежом. В программу показа выставок введены лекции о новом жанре живописи и творчестве отдельных художников, сопровождаемые демонстрацией цветных слайдов. Крупные итоговые выставки снабжаются каталогами» (Итоги конкурса: Время – пространство – человек).

По результатам конкурса москвич В. Лукьянец, чьи картины помещены на почтовые марки, занял второе место, и ему была вручена премия в 100 рублей. Кроме того, его работы оказались среди картин, демонстрировавшихся на международной выставке «НТТМ–80», поэтому художнику был вручён почётный знак этой выставки.

Разнообразна тематика картин, присланных Лукьянецем на конкурс:

«Автор многочисленных празднично-ярких холстов В. Г. Лукьянец поистине универсален. Древние цивилизации, НЛО, выросшие под иными солнцами дети будущего, отдаленные драматические эпохи земной истории, имеющие, по мысли художника, неоспоримую связь с «космическим фактором», – все это входит в круг его интересов». (Кленов В. Гагаринский смотр искусства: К итогам Международной художественной выставки «Время – Пространство – Человек», состоявшейся в Киеве в апреле-мае 1981 года).

Любопытно, что среди наиболее активных и талантливых участников «Время – Пространство – Человек» был назван Василий Головачев из Днепропетровска, ему был вручён почётный диплом. Теперь Василий Васильевич известный московский писатель-фантаст и не участвует в конкурсах фантастической живописи.

В. Головачев на конвенте фантастики «Аэлита–1983»

(Фото В. Коблова, Екатеринбург)

Один из рисунков Головачева, присланных на конкурс «Время – Пространство – Человек»:

Головачев В. Остров Белой Планеты

«Раскованная фантазия художника так представляет себе иной мир Солнечной системы, куда занесло космический корабль землян в их извечном поиске нового». (Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. – М.: Дет. лит., 1982. – С. 120).

В Интернете можно найти фотографии, сделанные Александром Климовым 30 января 1979 года. Это фотодокументы с записи на центральном телевидении передачи «Это вы можете», посвящённой художникам-фантастам. Запись проходила на фоне выставки «Время – Пространство – Человек». На фотографиях некоторые художники, принимавшие участие в конкурсе «Техники – молодежи».

Про Виталия Григорьевича Лукьянеца мало что известно, зачастую информация противоречивая. Известно, что он родился и вырос на Черниговщине, потом перебрался в Москву. Член Союза художников.

В. Г. Лукьянец

Фотография с сайта «Solovki-энциклопедия»

Участвовал в нескольких выставках и конкурсе «Время – Пространство – Человек».

Известный писатель-фантаст Александр Петрович Казанцев был знаком с Лукьянецем с начала 1970-х и высоко ценил его творчество:

«А здесь, на стене, – «Спящая галактика», картина, подаренная мне художником Виталием Лукьянцем. В его работах особенно ценно осмысление таких абстрактных категорий, как время, пространство, движение...» (Острее шпаги: взгляд сквозь время: На вопросы нашего корреспондента кандидата геолого-минералогических наук Владимира Авинского отвечает писатель-фантаст Александр Казанцев).

А. Казанцев на «Аэлите–1981»

(Фото В. Коблова (?) (Екатеринбург))

Одна из заметок Казанцева посвящена творчеству В. Лукьянца (Казанцев А. Вселенная в капле росы).

Известно два письма В. Г. Лукьянеца к М. С. Горбачеву, в которых художник выражает обеспокоенность по поводу падения духовного уровня культуры в СССР. В этих письмах встречаются и спорные положения, например:

«Вам известны многие разрушители истинной красоты. Иных из них, как, например, Пикассо, нам настырно суют в нос, как образец великой гениальности. Что поделаешь: ведь кому-то больше нравятся шуты при королевах!..» (Лукьянец В. Открытое письмо президенту СССР М. С. Горбачеву).

И хотя письмо, из которого взята цитата, датировано 12 маем 1985 года, в нём упоминается Президент СССР. Довольно странно, если учесть, что этот пост введён значительно позже 1985 года.

Во второй половине 1980-х – начале 1990-х Лукьянец занимался весьма специфической деятельностью и даже стал членом-корреспондентом Международной академии информатизации по отделению «Уфология и биоэнергоинформатика»:

«Тема романтичного и необычного заполнила его последние годы. Исколесив всю страну, он находил и расспрашивал сотни очевидцев, чтобы реставрировать по их рассказам конкретные уфологические ситуации. Так когда-то антрополог Герасимов по деталям черепа воссоздавал облик умерших в древности людей. Родились сотни бесценных документальных этюдов. За этот беспрецедентный творческий вклад в науку Уфологическая ассоциация представила кандидатуру Виталия Лукьянца на конкурс для избрания членом-корреспондентом МАИ [Международная академия информатизации – Ю. З.] без какой-либо ученой степени и званий. И он был избран. В порядке исключения. Я бы сказал, в порядке исключительности таланта и научно-философского подхода к жизни». (Ажажа В. Иная жизнь).

Лукьянец не раз публиковался в газете «Аномалия». В 1992 организовал художественно-иллюстрированный журнал «Светлояр», вышло 3 номера. Журнал издавал за свой счёт, был в нём автором статей, поэтом, редактором, и, конечно же, художником.

При чтении воспоминаний о Лукьянеце озадачивает следующее:

«Троякая борьба: с нечистыми духами, с природной стихией, с собственными слабостями была уделом каждого монаха, жившего на Соловках. После долгих поисков ответа, в конце жизни Лукьянец убежденно говорил, что НЛО – это те самые «духи злобы поднебесные», о которых Евангелие предостерегает христиан». (Маслова Ю. Соловки и картина художника).

А вот немного о поздних картинах:

«Из наших современников одним из первых воспроизвел славянские эйдосы и этнонациональные хронотопы северянской эниоэстетики художник Виталий Лукьянец. Рожденный на Черниговщине, несмотря на московскую внешнюю жизнь, он до последних дней пребывал в сакральном хронотопе своего детства – в «Светло-яре». Его видение метафизических, космических аналогий между английским Стоунхенджем и северянскими Радулем и Радичевым отпечаталось в живописных образах «Речка моего детства», «Красавица Десна», «Древний Чернигов», «Дорога на Любеч», в графических работах «Чернигов», «Пятницкая церковь», «Радуль». Художника привлекает и космогоническая тема («Миросотворение»), и исторический портрет («Княжна Ольга»), и сюжеты народных сказок, из которых он улавливал энергоинформационные архетипы древнеславянского культурного космоса». (Личковых В. Энерго-информационная эстетика: «физика» или «метафизика» художественных хронотипов: Национальные архетипы и универсальные кенотипы (пост) современного искусства).

Умер в 1993 (по другим данным – в 1994) году.

На конкурс «Время – Пространство – Человек» В. Лукьянец предоставил несколько картин. Репродукции некоторых из них я приведены ниже. Несколько репродукций из журнала «Техника – молодежи». В 1980-е журнал печатался массовым тиражом, зачастую было много полиграфического брака, поэтому изображения плохого качества.

Лукьянец В. Мироздание

«Входи в этот мир, дитя! Смотри, здесь тесно от созвездий...» (Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. – М.: Дет. лит., 1982. – С. 164).

«Точно так же исполнено высшего гуманизма и «Мироздание» (слева). Кстати, эта работа очень высоко оценена устроителями выставки космической живописи в Хьюстоне. В фантастический мир космоса, к сверкающим центрам атомного кипения материи, к звездам живым и рождающимся, к светилам гигантским и карликовым, в мир феерических комет, задумчивых лун, цветущих и обледенелых планет, в бездонный космос уходит женщина Земли, ведя за руку своего малыша – истинного хозяина всей необъятной и зовущей вселенной!» (Казанцев А. Вселенная в капле росы).

Лукьянец В. Иная планета

Воспроизведено по книге:

Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. – М.: Дет. лит., 1982. – С. 166.

Другое время, иной мир: земные женщина и ребёнок на далёкой планете. На марке рисунок мутный, поэтому космический шлем, лежащий на траве перед женщиной, почти незаметен. Возможно, именно поэтому многие филателисты не относят марку с этим рисунком к «космосу» и «космической фантастике». Да и в специализирующемся на космической филателии каталоге «Lollini» нет марок с «Иной планетой» и «Мирозданием».

Лукьянец В. Цветы Вселенной

«Не чужды философские искания и другим работам Лукьянца. Внимательный зритель сразу увидит, что в «Цветах вселенной» на фоне космического неба, расцветающего лепестками звездных взрывов и спиралями галактик, земной мальчуган держит в руке «цветок», словно сорванный с этого необыкновенного небесного луга». (Казанцев А. Вселенная в капле росы).

«Радужный и прекрасный мир. Он весь пронизан светом и цветом. Он заставляет мечтать и удивляться. Он твой, этот мир... Вот что хочет утвердить своим творчеством талантливый художник». (Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. – М.: Дет. лит., 1982. – С. 166).

Лукьянец В. Травы

Воспроизведено по книге: Захарченко В. Наперегонки со временем, или Мир принципиально возможных чудес. – М.: Дет. лит., 1982. – С. 166.

Соприкасаются два мира – земной и космический. На траве – бабочка, а ниже, на красноватом фоне, в котором угадывается чужая планета, другая «бабочка» – космический корабль иной цивилизации.

Фотография Джорджа Адамски, 1952 год

Этот рисунок НЛО сделан по известной, 1952 года, фотографии Джорджа Адамски (George Adamski). Даже марки с изображением этой «тарелочки» появлялись, например, в Гренаде в 1978 году (Michel № 919).

Гренада, 1978 год

(Michel № 919)

Лукьянец В. Соловки

«Так в чем же суть фантастического искусства последователя реалистической школы? В символике и глубоком подтексте, унаследованных от великих. Потому-то напоена земным очарованием его картина «Соловки». Глубокого смысла исполнены два небесных светила – дневное и ночное, две искрящиеся дорожки на водной глади, устремленный ввысь силуэт древнего монастыря и загадочный летательный аппарат в северном небе...»

(Казанцев А. Вселенная в капле росы).

На картине изображён Заяцкий остров с Андреевской церковью. В небе хорошо различим силуэт летающей тарелки. По форме она такая же, как на картине «Травы», только немного изменён ракурс. Это тоже венерианская «тарелочка» Адамски.

Экваториальная Гвинея, 1974 год

(Michel № 595)

Лукьянец В. Петрозаводское диво

«А «Петрозаводское диво» наверняка взволнует не только поклонников НЛО, но и серьезных ученых». (Казанцев А. Вселенная в капле росы).

НЛО на картине выполнено по рисунку очевидца и изображает объект, появившийся 20 сентября 1977 года над Петрозаводском.

Лукьянец В. Северное диво

Ещё одна картина с НЛО, своеобразный симбиоз «Петрозаводского дива» и «Соловков».

В конце 1970х – начале 1980х только два журнала Советского Союза активно общались на своих страницах с любителями фантастики – свердловский «Уральский следопыт» и «Техника – молодежи». Если бы московский журнал плотней работал с фэнами и был менее консервативным, то история советского Фэндома была бы иной. Журнал «Техника – молодежи» очень многое сделал для пропаганды фантастики в СССР. Издаваемый массовым тиражом, доступный, с постоянными рубриками «Клуб любителей фантастики», многочисленными статьями о фантастической живописи и репродукциями картин, заметками о КЛФ, интервью с фантастами – он формировал будущий советский Фэндом. Поэтому не случайно, что картины В. Лукьянеца, опубликованные в журнале, запомнились многим любителям фантастики. К примеру, в 1989 году южно-сахалинскими фэнами были подготовлены вопросы для конкурса-встречи между клубами любителей фантастики. На вопрос: «Назовите не менее 3 художников, рисующих на космические и фантастические темы», прилагался ответ: «Леонов, Соколов, Джанибеков, Лукьянец, Курнин, М. К. Чюрленис».



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001