История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ОТ РЕДАКЦИИ

ТЕОРИЯ ФАНТАСТИКИ

© 1970

Советская литература.- 1970.- 4 марта.- ( 10 (4244)).- С. 5.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Научная фантастика завоевывает все большее число поклонников. Научно-фантастические книги в нашей стране читают каждый четвертый рабочий, каждый третий инженер, студент и т. д. На это обращают внимание социологи, они же утверждают, что в дальнейшем интерес к научно-фантастической литературе будет все увеличиваться.

Теория же фантастики - этой отрасли художественной литературы - пока находится в стадии становления.

Поэтому дискуссия, которую "Литературная газета" начала на своих страницах, имела целью выявить место советской научно-фантастической литературы в общем литературном процессе, уловить тенденции ее дальнейшего развития, обратить внимание на присущие ей сегодня особенности.

Разговор сразу же принял широкий характер, в нем приняли участие не только писатели, критики, но и читатели - ученые, рабочие, студенты.

Когда мы говорим о популярности того или иного художественного произведения, то прежде всего мы должны думать о степени его воздействия на читателя. Популярность же целой отрасли литературы - а научная фантастика является одной из ветвей большого дерева советской литературы социалистического реализма - требует внимательного анализа того, как литература эта выполняет свою главную функцию - воспитание коммунистического мировоззрения современников, как она отстаивает и применяет марксистско-ленинские принципы в оценке явлений действительности.

Участники дискуссии констатировали, что советской научно-фантастической литературе под силу и постановка волнующих современное общество вопросов, и глубокий социально-философский их анализ. Отмечалась примечательная особенность советской научной фантастики - пронизывающий ее пафос интернационализма, убежденность в том, что коммунизм преобразит и материальную, и духовную жизнь всего человечества.

В спорах о путях развития советской фантастики, которые горячо велись участниками дискуссии, отдавалось предпочтение одним направлениям, недооценивались другие. Думается, что делалось это в пылу полемики. Не следует переоценивать ни социально-философскую, ни так называемую чисто научную, ни "традиционную" фантастику, тем более противопоставлять их друг другу. Все направления хороши в той мере, в какой они помогают решению главных задач всей нашей литературы - задач коммунистического воспитания, утверждения идеалов коммунизма.

В этой связи нельзя не подчеркнуть еще раз, как важен в фантастической литературе показ будущего, хотя бы отдельных его черт, с позиций научного коммунизма. Подобные произведения вызывают глубокий интерес самых широких слоев читателей. Об этом свидетельствует и многочисленная почта, которую получила редакция в связи с дискуссией. Авторы писем с редким единодушием подчеркивают, что показать людей будущего, их внутренний мир - главная задача писателей-фантастов. С этим нельзя не согласиться, тем более что "человековедение" - призвание всей литературы,

В ходе дискуссии раздавались также голоса, что у научной фантастики иные цели и задачи, заключающиеся в пропаганде новых научно-технических идей, в пробуждении у молодого читателя любви к науке, наконец фантастика для них - своеобразный "отдых для утомленного мозга" и т. л. Возможно, что некоторых читателей фантастика привлекает именно этим. Но все-таки популяризация научных идей лишь частная задача, и научно-фантастическая литература решает ее попутно.

Фантастика, безусловно, заинтересовывает сущностью идей, которые несут герои. Отказ от духовно богатого героя (была и такая точка зрения) поставил бы фантастику вне художественной литературы. Научная же фантастика, поражающая смелостью воображения, неожиданностью ситуаций, парадоксальностью мышления, - прежде всего художественная литература.

Разговор о художественном уровня фантастики составил второе направление, по которому развивалась наша дискуссия. Рассматривая проблемы художественных особенностей научной фантастики, ее поэтики, ее методологии познания действительности, участники дискуссии пришли к заключению, что существующая художественная практика формирует свою поэтику, с особыми, свойственными ей специфическими чертами. Снова необходимо подчеркнуть: отсутствие живых характеров, полнокровных образов людей не является и не может являться "специфической" чертой фантастики. Очевидно: "факты" фантастики могут становиться фактами искусства лишь тогда, когда они соотнесены с человеком. Фантастический мир только тогда наполняется реальным смыслом, когда в него входят живые герои. В фантастике конфликт отражает те реальные и острейшие социальные, общественные и нравственные проблемы, которые действительность в своем непрерывном развитии может поставить перед людьми сегодняшнего дня.

Итак, дискуссия завершена. В ее ходе были высказаны разные точки зрения, прояснены некоторые проблемы. Однако обсуждение, даже самое широкое, конечно же, не может решить всех вопросов, связанных с развитием целого вида современной художественной литературы.

Подъем интереса к научно-фантастической литературе, сопровождается повышением требовательности к ее художественному уровню. Поэтому так важно сейчас, чтобы критика постоянно обращала самое пристальное внимание на книги, имеющие столь огромную аудиторию.

Заканчивая обсуждение, редакция "Литературной газеты" выражает признательность всем товарищам, принявшим участие в дискуссии.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001