История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Е. Парнов

СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Е. Парнов, 1968

М.: Знание, 1968. - С. 88-89.

Пер. в эл. вид А. Кузнецова, 2001

Проблематика небольшой повести Ольги Ларионовой "Планета, которая ничего не может дать" лежит в сфере социологии. Автора интересуют пути и принципы развития инопланетных цивилизаций. Здесь для фантастики просторы необъятные. Смысл повести Ларионовой заключается в том, что прогресс цивилизации определяется не только уровнем наука и техники, не только мощностью производительных сил, но и гуманизмом общества. Без теплоты человеческих чувств мертвы самые хитроумные машины. Они ничего не способны сделать для счастья людей, как, впрочем, и создавшая их холодная мысль.

Кроме научной, технической и даже эстетической информации, каждая цивилизация накапливает и нравственную, этическую информацию. Роль ее трудно оценить в конкретном количестве битов. Она не сказывается прямо ни на развитии производительных сил, ни на проникновении в еще неизведанные тайны природы. И все же. жизнь цивилизации без этой, передаваемой из поколения в поколение "неписаной" информации, была бы невозможна.

Может быть, поиски именно такого нравственного начала и бросили звездолет логитан в долгое плавание по космическим просторам. Какую планету посетили логитане? Землю?

Автор верит, что духовная мощь человечества могла бы возродить к жизни зашедшую в тупик механоцивилизацию. Люди никогда не жили только рассудком, живое чувство согревает и одухотворяет любые плоды человеческой деятельности. Именно это и хотела сказать Ларионова в своей повести.

Вопросам воспитания нового человека много внимания уделяют А. и Б. Стругацкие - известные советские фантасты. Герои их книг - люди коммунистического будущего - наделены лучшими чертами наших современников. В этом авторы видят преемственность эпох, неразрывную связь поколений, идущих к великой цели.

Будущее Стругацких предметно ощутимо, их герои по внешнему облику, нравственному складу и поведению почти не отличаются от наших современников. Недаром одна из ранних их публикаций носила декларативное название "Почти такие же".

"Возвращение", "Стажеры", "Страна багровых туч", "Шесть спичек" - эти книги Стругацких пользуются необыкновенной популярностью, В них не только показаны картины будущего, где человечество совершает межпланетные перелеты, переделывает климат, заселяет океан. Главное в том, что это будущее "населяют" живые, полнокровные люди. "Почти такие же", как мы.

В ряде последних произведений Стругацкие заявили о новой тенденции своего творчества. Они напоминают людям о реальной опасности, против которой нужно долго и упорно бороться. Это - воинствующее мещанство. В образе мещанства Стругацкие обличают косность, равнодушие и темные устремления человека, оболваненного пропагандистской машиной капиталистического общества.

Стремителен и напряжен сюжет великолепного произведения Стругацких "Трудно быть богом". Глубокое осознание личной ответственности перед историей, присущее людям коммунизма, противопоставляется здесь воинствующему фанатизму некоего условного общества, где слиты воедино черты мрачного средневековья и оголтелого фашизма. Обнаженная сущность их начал предстала на вымышленном скрещении исторических путей как цель, пойманная лучами прожекторов. Это не игра ума, не любопытный социологический опыт, а наступление против любых проявлений античеловечности.

Внимание к человеку, к героическому началу человеческой натуры характерно для Стругацких. Возьмем повесть "Далекая Радуга". В ней появляются новые черты будущего, развертываются более широкие ощутимо-зримые полотна. Действие повести протекает на крошечной планетке, где проводятся работы по исследованию "нультранспортировки" - мгновенному перемещению сквозь пространство. Один из таких экспериментов заканчивается трагически. На полюсах астероида поднимается волна плазменной материи, которая медленно ползет к обитаемым зонам, испепеляя все на своем пути.

Неудачный опыт неотделим от истории науки. За драматической развязкой всегда открывались новые пути познания. Вероятно, и в будущем научные поиски не застрахованы от неудач. Развитие немыслимо без борьбы. Читатель "Далекой Радуги" становится свидетелем острой схватки с взбунтовавшейся стихией, в которой раскрываются лучшие черты человеческого характера, воли, интеллекта. Творчество Стругацких исключительно многообразно и ярко. Здесь сложная, многоплановая, полная недосказанностей "Улитка на склоне"; веселая остроумная повесть "Понедельник начинается в субботу", где в НИИЧАВО (научно-исследовательский институт чародейства и волшебства) воскресают сказочные персонажи - Кот ученый, Говорящая щука" Баба Яга; и едкая сатирическая "Второе пришествие марсиан", в которой с обнаженной ясностью показан мещанин без маски, мещанин, в котором скрывается коллаборационист.

Особенную силу и значение в наши дни приобрели произведения, предупреждающие о возможных ошибках и катастрофах, ожидающих человечество на пути прогресса.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001