| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Время течет, унося с собой события и жизни людей. Но те из них, кто посвятил себя служению народу, внес в сокровищницу передовой мысли свою часть "прибавочной стоимости", дающей новые знания, духовно обогащающей нас, - не уходят в небытие. Их живое присутствие мы постоянно ощущаем рядом с собой. К таким людям принадлежит и Мариэтта Сергеевна Шагинян - писательница, диапазон художественного творчества которой представляет собой удивительное явление русской культуры XX века. Завтра исполняется сто лет со дня ее рождения. Писатель-коммунист, великий интернационалист, Герой Социалистического Труда, человек страстного темперамента и огромной эрудиции, она вписала свое имя в историю советской литературы, как один из начинателей: ее, как блестящий художник-мыслитель, неутомимый исследователь социалистической нови, запечатлевший в своих произведениях основные этапы развития Страны Советов. ЛИТЕРАТУРНАЯ деятельность Мариэтты Сергеевны продолжалась семьдесят девять лет. Случай довольно редкий в мировой культуре. Редчайшими можно назвать и орбиты ее творчества. Ей было тесно в границах одного или двух литературных жанров, она испробовала почти все их многообразие. Прозаик, поэт, драматург, критик, переводчик, эссеист, публицист, мемуарист, музыковед, ученый - такой предстает она перед нами в своем литературном наследстве. Родилась Мариэтта Сергеевна в семье московского профессора-медика, где любили искусство, особенно музыку и поэзию. Уже в юности она открыла для себя интересы, которыми жила рабочая окраина Петрограда, его Выборгская сторона. Рабочие пригласили ее, студентку историко-философского факультета, в конспиративный кружок читать лекции по древнегреческой философий. Весть о Великой Октябрьской революции застала Мариэтту Шагинян на родине ее матери, в бывшем пригороде, ныне одном из районов Ростова-на-Дону. К тому времени она уже приняла близко к сердцу большевизм и, находясь в центре осиного гнезда контрреволюции, ждала переворота как спасения и освобождения. И не только ждала, но и действовала: участвовала в подпольных кружках, встречалась с рабочими, читала им запрещенные большевистские издания. Октябрь, пришедший в Ростов-на-Дону, стал для нее, как не раз повторяла она, переживанием самого огромного счастья в ее жизни. Захваченная свежестью утреннего ощущения нового мира, чувством внутреннего переворота в себе, недавняя эстетствующая интеллигентка прерывает работу пером и выражает желание стать рядом с чернорабочими, чтобы собственными руками класть кирпичи в фундамент строящегося здания нового общества. Ей предложили должность инструктора текстильного дела при только что возникшем Донском отделе профессионального образования. В тяжелейших условиях послевоенной разрухи, почти на пустом месте в короткий срок создает она в Ростове-на-Дону первую прядильно-ткацкую школу и ее филиалы в ряде станиц. Все перипетии создания школы Мариэтта Сергеевна запечатлела в очерке "Как я была инструктором ткацкого дела". Эта страница в ее жизни обогатила литературное творчество новым для нее жанром - публицистическим очерком. Позднее очерк станет одним из любимейших ею жанров, она возведет его в ранг большой литературы. Молодым литераторам, которые обращались к ней за советом, Шагинян не уставала повторять: - Нас окружает новый мир. Готовым в руки он не дается никому. Получить его, не познав его, нельзя. А познать его, не участвуя в его делании, невозможно. Написать очерк - значит увидеть, познать, пережить, осмыслить и перенести пережитое в форму общения с читателем. Работу над очерками она не прерывала до последних дней жизни. Для них она находила время даже в пору создания таких романов, как "Перемена" (по ряду свидетельств, он понравился В. И. Ленину), "Кик", "Приключения дамы из общества", детективного романа-сказки "Месс-менд, или Янки в Петрограде", а также цикла драматических произведений из девяти стихотворных пьес, о которых Александр Блок писал, что они произвели на него сильное впечатление. Летом 1922 года Мариэтту Сергеевну пригласили в редакцию газеты "Правда". Мария Ильинична Ульянова предложила ей поработать специальным корреспондентом газеты в республиках Закавказья. Отложив в сторону начатые романы, писательница отправилась в путь. Текст выданного ей командировочного удостоверения в наши дни любопытно перечесть. Вот он: "Редакция "Правды" командирует писательницу Мариэтту Шагинян в Азербайджанскую, Грузинскую и Армянскую советские республики для информации "Правды" о жизни, нуждах и достижениях братских республик в их упорной работе по залечиванию ран, восстановлению хозяйства, водворению мирного сожительства народов под знаменем совместной трудовой жизни". - Я бережно храню выданное мне "Правдой " первое командировочное удостоверение из-за его необычного текста, - вспоминала Мариэтта Сергеевна. - Он красноречив, литературен и характеризует положение газетчика-очеркиста в то незабываемое время. Начало работы в "Правде" было для меня затруднительным из-за требования от очеркистов крайнего немногословия, строгой фактичности, несмотря на художественное многословие самого удостоверения. Но именно это требование приучило меня к очень важной стороне творчества - к экономии изобразительных средств. Из республик Закавказья М. Шагинян прислала в "Правду" шесть подвальных очерков. Результатом командировки писательница считала и зарождение замысла книги - знаменитой "Гидроцентрали", одного из первых художественных произведений, посвященных индустриализации нашей страны. "Гидроцентраль" Мариэтта Сергеевна писала, поселившись рядом со штабом стройки горной электростанции на реке Дзорагет в Армении. Полтора года провела она здесь среди строителей, деля с ними трудности и радости, помогая им личным участием, почти как прямой член коллектива. За непосредственное участие в сооружении Дзора-ГЭС правительство наградило ее орденом Трудового Красного Знамени. Шестьдесят лет продолжалось сотрудничество Мариэтты Сергеевны в "Правде". Автору этой статьи приходилось не раз близко наблюдать общение писательницы с людьми - героями ее очерков. На полке моей личной библиотеки стоит ряд ее книг с дарственными надписями. Последнюю свою книгу "Столетие лежит на ладони" Мариэтта Сергеевна прислала мне из больницы 20 февраля 1982 года, за месяц до смерти. На титульном листе фломастером выведены слова: "Спасибо за верную дружбу". А началась эта дружба летом 1933 года. Судьба свела меня, юную выпускницу школы колхозной молодежи, с 45-летней писательницей на моей родине, в полевом таборе тракторной бригады Кавуновской МТС Одесской области. Мариэтта Сергеевна прибыла туда в составе группы профессоров и слушателей Тимирязевской академии, решивших, как сообщала ранее "Правда", отдать себя на лето в распоряжение политотделов МТС, чтобы помочь им в укреплении колхозов и успешном проведении уборки урожая. В течение почти двух месяцев я сопровождала ее в поездках по полям, колхозам, на встречи с тружениками полей и ферм. В пожелтевшей школьной тетради перечитываю запись своего первого впечатления: "Очень, очень городская, очень интеллигентная женщина. Она в скромной белой блузке и синей юбке... Вся - слиток энергии. Атакующий взгляд темных крупных глаз. Но чаще всего они бывают мягкими, теплыми, даже бархатными. Из них смотрит на тебя сама доброта. У нее часто прорывается какой-то азарт все видеть, везде побывать, все прощупать своими руками. Среди пожилых колхозников и опытных механизаторов ведет себя как прилежная ученица, желающая запомнить то, что они знают и умеют. Перед ними ни разу не оттенила своей образованности". Не было в работе нашего политотдела такого мероприятия, к которому Мариэтта Сергеевна не приложила бы своих усилий. Вместе с начальником и его замами она осмысливала наши недостатки и искала пути их устранения. Молодых механизаторов приобщала к селькоровскому движению и некоторых из них, не зная того сама, увлекла на путь журналистики. С марта 1939 года - начала моей работы в "Правде" - по март 1982 года мне нередко приходилось выполнять роль своеобразного связного между тем или иным отделом редакции и писательницей. Многие ее материалы, написанные для "Правды", так или иначе проходили через мои руки. А это не всегда было легким делом. И вот почему. Мариэтта Сергеевна решительно не признавала редакторской правки и сокращений. Малейшие попытки изменить что-нибудь в строке вызывали: у нее настоящую бурю протестов. Как-то после очень острого спора, грозившего, казалось, полным разрывом с редакцией, Мариэтта Сергеевна позвонила мне: - Знаете, сколько времени отняло у меня сражение с вашим правщиком? Почти половину дня! А мне дорог каждый час, я не позволяю себе пауз в работе. А теперь передайте вашему правщику, пусть запомнит: растущий коралл мягок, он затвердевает, когда перестает расти. И еще. Простое человеческое деяние выше книжной мудрости. В этом наставлении явно чувствовалась обида за попытку внести в очерк затасканную фразу, конкретный пример заменить известной цитатой. В 1936 году коллектив Центрального телеграфа Москвы единогласно избрал Мариэтту Сергеевну депутатом Моссовета. Утром следующего дня, уткнувшись в газету "Известия", она вдруг подскочила от неожиданно вспыхнувшего негодования. На глаза попался фельетон братьев Тур, в котором они именовали телеграф "стойкой старухой". - В другое время, - читаем мы в ее депутатском дневнике, - я хохотала бы над фельетоном, но сейчас было не до хохота. У меня за телеграф горело лицо, я приняла "стойкую старуху" прямехонько на свой счет. И смертельно возненавидела братьев Тур. Ну, подожди ж ты, думала я, а вот мы покажем, какая мы стойкая старуха! Писательницу возмутила легкость, с которой фельетонисты обвиняли телеграф в плохой работе, не указав ее причин. Со свойственным ей упорством Мариэтта Сергеевна в течение месяца ежедневно знакомилась с работой телеграфа: разговаривала с людьми за их рабочими столами, изучала оборудование, помогала приобретать новое. И только после того, как связисты вышли на передовые позиции, стали коллективом образцового труда, Шагинян послала свой отчет депутата в "Правду", а затем написала о Центральном телеграфе большой очерк, изданный некоторое время спустя отдельной книгой. Цитирую концовку этого очерка: "Заканчивая краткий отчет о первой победе моих избирателей, я вспоминаю, ведь и мне надо дать телеграмму. Мысленно сажусь за Бодо... нет, за Шорина... нет, лучше за трудный Тремль и выстукиваю на клавиатуре по буквам: "Известия" братьям Тур Стойкая-то старуха постояла за себя братцы, привет точка". В дни Великой Отечественной войны Мариэтта Сергеевна как бы удвоила свою оперативность: пишет для "Правды" серию очерков о том, как столица нашей Родины готовится к обороне, о героях-москвичах, чьи имена упоминались в сводках Информбюро, берет на себя обязанности лектора, выступает с докладами на фабриках, заводах, в кинотеатрах и бомбоубежищах. В июле 1941 года подает заявление о приеме в ряды КПСС, а в начале 1942-го с удостоверением специального корреспондента "Правды" уезжает в тыловые районы страны. За два года она объездила весь Средний и Южный Урал, Алтай и Башкирию, сделала около двухсот докладов и лекций в заводских цехах и рабочих клубах, изучила труд людей от сталевара до академика. Ее очерки, опубликованные в "Правде", были пронизаны чувством высокого патриотизма, рисовали картину сплоченного тыла, ставшего гигантской кузницей оружия, вскрывали нерешенные проблемы использования уральских и сибирских резервов. Многие из этих очерков затем вошли в книгу "Урал в обороне". Повторюсь: публицистические статьи и очерки Шагинян писала в "просветах" работы над крупными художественными произведениями. А сколько их, этих произведений? Попробуем назвать часть из них. Тетралогия "Семья Ульяновых", отмеченная Ленинской премией. "Воскрешение из мертвых" - плод девятилетнего труда, вернувшего из небытия чешскому народу и мировой культуре творчество выдающегося композитора XVIII века Иозефа Мысливечека. За эту книгу писательница была награждена золотой медалью ЧССР. "Тарас Шевченко" - монография, защищенная как докторская диссертация. "Гете" - еще одна монография; переведена на немецкий, японский, венгерский и чешский языки. "Этюды о Низами", "Человек и Время" и т. д. Вершиной художественного творчества Мариэтты Сергеевны стала тетралогия "Семья Ульяновых". Она состоит из романов "Рождение сына", "Первая Всероссийская", эскиза романа "Билет по истории" и книги лирико-философских очерков, объединенных общим названием "Четыре урока у Ленина". За этим стоит многолетний и поистине подвижнический труд художника-мыслителя, историка-исследователя. Свою первую книгу о Ленине "Билет по истории" Мариэтта Сергеевна писала при жизни Надежды Константиновны Крупской. Ей была послана на рецензию черновая рукопись. Через несколько дней писательница получила ответ: "...Читая Вашу рукопись, - писала Надежда Константиновна, - я почувствовала, насколько правильно подошли Вы к вопросу. Пожалуй, только опытный писатель может, на основе изучения материалов, дать картину той эпохи. Это имеет большое значение и с точки зрения исторической. Мне понравился не только Ваш замысел, но и сама рукопись..." Ленинскую тему Шагинян продолжала до последнего дня жизни в статьях и очерках, таких, как "За чтением Ленина", "Ленин написал рассказа, "Ленин в Швейцарии", и многих других. В них она расширила наше представление о личности вождя и прибавила новые грани к своей Лениниане. Рассказывая о собственной жизни, Мариэтта Сергеевна любила повторять фразу: "Единственное, что я умею, - это работать и учиться". Такое могли подтвердить все, кто с ней общался. И в работе, и в учении у нее в самом деле не было перерывов. Она окончила классическую гимназию, затем Высшие женские курсы, училась в знаменитом университете Шанявского. В совершенстве владела немецким, английским и французским языками. До революции, находясь в Германии, изучала в подлинниках философию Гегеля и Канта, а в советское время поступила в Плановую академию, где тщательно реферировала все три тома "Капитала" Карла Маркса, труды Фридриха Энгельса. Большой и постоянной школой для себя Мариэтта Сергеевна считала работу в газете. - Я почувствовала себя производственником, соучастником ежедневного трудового процесса, - рассказывала она. - Но писать для газеты без постоянного пополнения своих знаний невозможно, и газета стала моим университетом. Писательница была ярой противницей всякой сенсационности и крикливости, в газетных очерках и статьях страстно боролась за утверждение социалистической нови. Встречи Мариэтты Сергеевны с писателями, журналистами, партийными и советскими работниками часто превращались в интересные, а порой и очень острые диспуты. Ее память была сказочным вместилищем знаний. Ими она делилась щедро, с душой. Делилась, но предпочитала слушать собеседников, каждый раз прощупывая прочность их убеждений. У Мариэтты Сергеевны не было разделения между личной жизнью и теми нравственными принципами, которые она отстаивала в своих произведениях. Быт ее поражал своей скромностью. Жила в маленькой двухкомнатной кооперативной квартире. Работала в общей комнате за овальным обеденным столом. В комнатах - ни дорогих стенок, ни ковров, ни хрусталя, только то, что необходимо для работы и отдыха. Минимум комфорта и - книги, книги, книги. Личная ее библиотека разнообразна и богата по составу. Писательнице шел 94-й год. Она слушала собеседников только с помощью слухового аппарата, видела лишь смутные очертания их лиц. И все же оставалась такой, как всегда: великой труженицей, человеком, не мыслящим своего существования без ежедневной и углубленной работы. Продолжала писать только от руки, все свои произведения называла плодами "творческого самозабвения ручной записи". Но с какими неимоверными трудностями оно было связано. Представьте: в таком преклонном возрасте сохранить поразительную ясность мысли, титаническую работоспособность. И не иметь возможности прочесть то, что выходит из-под пера! Писать в таком состоянии - уже подвижничество. И Мариэтта Сергеевна, превозмогая личную трагедию, совершала его. За последние два года жизни она написала около 20 очерков, статей, в том числе восемь - для "Правды". Среди них - большой очерк "Отец Ленина", очерк "Его живое присутствие", статьи о творчестве Михаила Шолохова, Мирзы Ибрагимова и других. Всего шесть лет не дожила Шагинян до своего 100-летнего юбилея. А дожить мечтала. И собиралась посвятить эти годы только одному делу - работе над книгой, мысли о которой ее волновали особенно сильно. Она призналась мне в этом после того, как я увидела на ее столе тетрадь в зеленой обложке. На ней черным фломастером было выведено: "Мысли о коммунизме". Подступом к задуманной книге, как мне кажется, стал ее большой очерк "Не утопия, а реальный опыт", опубликованный в ноябрьском номере журнала "Коммунист" за 1980 год. Посвященная XXVI съезду, эта публикация вызвала широкий отклик но только в стране, но и в зарубежной печати. Здесь-то я и нашла часть размышлений, записанных ею в зеленую тетрадь. Мариэтту Сергеевну бесило сказочно-райское представление о будущем обществе. Поэтому она оттачивала оружие своих знаний, чтобы, накопив их, ринуться в грандиозную, по ее выражению, полемику, дать бой маловерам и облегченно примитивным представлениям горе-теоретиков общества будущего. - У нас, - говорила она мне за два месяца до кончины, - нет книг и брошюр о коммунизме, написанных хорошим языком, свежо, захватывающе. Надо восполнить этот пробел. Нужна книга, помогающая людям, особенно молодому поколению, правильно понять принцип коммунизма: "От каждого - по способности, каждому - по потребности". Нужно, чтобы люди глубоко уяснили: они будут приближать коммунизм по мере формирования в себе совершенного человека, творческий труд для которого станет жизненной необходимостью... Как жаль, что она не успела написать эту книгу.
Фото В. Новикова.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Сапковский А. «Я стараюсь писать хорошую фэнтези...» Зубакин Ю. Венгерские знакомые незнакомцы Бугров В. 1000 ликов мечты. О фантастике всерьез и с улыбкой
|
|
|
||