История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Э. Попова

«УРАВНЕНИЕ МАКСВЕЛЛА»

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Э. Попова, 1960

Техника - Молодёжи. - 1960. - 12. - С. 33.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2010

Можно сказать, что научно-фантастическая литература отстает у нас от жизни. Наблюдается «острый недород» фантастов. Еще хуже с тематикой, с сюжетами. Даже умеющие писать фантасты порой не могут вырваться из круга одних и тех же тем. Редакции завалены «космическими» произведениями, описывающими довольно шаблонные ситуации.

Слов нет: космическая тема в наше время самая волнующая. А для нашей страны – самой передовой страны в завоевании космоса – она вполне оправдана. Но, во-первых, надо же и эту тему художественно разнообразить, не повторять одного и того же. Во-вторых, не следует злоупотреблять популяризацией антинаучных гипотез и тем. Наконец, в-третьих, есть ведь у нас и должны быть в фантастике «земные» темы. Разве мало интересного и нового творится в нашей стране! Разве мало увлекательных тем для фантастики можно выбрать в лабораториях наших ученых, в цехах заводов, на полях прогрессивного земледелия? Молодежь хочет зримо видеть контуры созидаемого коммунистического общества. Кому, как не писателям, рисовать пленительные картины «земного» будущего?

Всегда приятно встретить свежую книгу, нового автора, не скрывающегося под спасительным покровом шаблона. Хорошим подарком для молодежи является, например, недавно вышедшая книга молодого писателя А. Днепрова.

А. Днепров заглянул в будущее кибернетики и автоматики – областей науки, граничащих с миром чудесного. Со страниц его книги глянут на вас страшные автоматы-крабы, с невероятной быстротой воспроизводящие себе подобных. Прочтя ее, вы познакомитесь с «мыслящей», говорящей и даже «чувствующей» машиной–роботом по имени Суэма, которая глубоко обиделась бы, если бы услышала, что ее назвали роботом. Суэма так легко и просто рассказывает о своем богатом «внутреннем мире», о своей необычной судьбе, что, слушая ее, начинаешь «входить в ее положение», даже «сочувствовать» ей.

Но обо всех этих чудесах писатель рассказывает не ради одной возможности занимательно пофантазировать. Нет! Заглядывая в будущее науки, А. Днепров волнуется, как и для чего будет использоваться это могущество. И вот история черного котенка Джойса, без умысла принесшего смерть многим людям, по воле писателя превращается в обвинительный акт против вдохновителей атомной войны. Вместе со своими героями задумываясь над тем, «что в наше время многие умные люди тратят силы своего разума, чтобы причинить гадости другим людям», А. Днепров вступает в бой с этими «умными людьми». Так в научно-фантастической книге появляется, выходя на первый план, второй ее герой – человек – созидатель и борец. Его воля и разум оказываются сильнее адских машин, способных превращать людей в «жалкую толпу существ с отнятой волей». Сильнее – потому что вместе с ним ведут бой тысячи, миллионы честных и мужественных бойцов.

Каждая страница книги пропитана любовью к человеку, восхищением перед силой его разума и непоколебимостью его доброй воли. Писатель дает возможность постигнуть поэзию научного творчества и как бы говорит: «Искусство, жизнь, наука едины, и разделить их невозможно!»

Э. ПОПОВА

А. П. Днепров. Уравнения Максвелла. Изд-во «Молодая гвардия», 1960, 126 стр.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001