История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Б. Г. Пшеничнер

КОСМОС ДАЛЕКИЙ И БЛИЗКИЙ

ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ

© Б. Г. Пшеничнер, 1966

Земля и Вселенная (М.) - 1966, № 2. - С. 82-86.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2025

(Репортаж с выставки картин «Космос глазами ученого, художника, космонавта»)

На обложке: 1-я стр. – «Восход Солнца». Репродукция с картины лётчика-космонавта А. А. Леонова.

4-я стр. – «Венера раскалённая». Репродукция с картины художника А. К. Соколова.

В конце 1965 г. в одном из залов Московского Дворца пионеров и школьников была открыта выставка живописных работ, посвященных космосу. Авторы работ— летчик-космонавт СССР А. А. Леонов, доктор технических наук, профессор Г. И. Покровский, художник-фантаст А. К. Соколов.

А. А. Леонов, А. К. Соколов и Г. И. Покровский среди посетителей выставки

Посетители подолгу рассматривали каждую работу. Картины воспринимались ими не только как художественные произведения. Зрители словно разглядывали мир в иллюминаторы фантастического звездолета, сквозь которые как бы просматривались не только космические окрестности нашей планеты, но и архитектура далеких внеземных цивилизаций.

Большинство картин, показанных на выставке, — научно-фантастические произведения. Исключение составляли некоторые работы космонавта А. А. Леонова, с которых и начинается знакомство с экспозицией. Все-таки очень здорово, что первым в открытый космос вышел космонавт-художник!

О том, что в отряде летчиков-космонавтов есть свой художник, мы узнали задолго до полета корабля «Восход-2». На выставке представлен рисунок «Восток» идет домой», который был впервые опубликован в «Правде» еще в 1961 г. с пояснительным текстом Ю. А. Гагарина.

А. К. Соколов. «На спутнике Марса»

С волнением вглядываются посетители в пока еще немногочисленные картины Леонова, написанные им по наблюдениям и зарисовкам, выполненным во время космического путешествия. Прежде всего, поражает интенсивность цветовой гаммы картин космонавта. И дело здесь не в особенности творческой манеры художника. Таков космос с натуры. Невольно вспоминаются слова Леонова, что только средствами искусства можно передать то необычайное ощущение, которое охватывает человека в космическом путешествии.

Живописные работы А. А. Леонова имеют несомненно и научное значение. Особенно интересна воспроизведенная на первой странице обложки нашего журнала картина, запечатлевшая восход Солнца. Над темным диском планеты, украшенном красными искрами городских огней, ярко светится трехслойный ободок, состоящий из дуг красного, интенсивно-палевого и голубого цвета. В тот момент, когда красный диск Солнца показался над планетой, космонавт увидел, что наше дневное светило украсилось своеобразным венцом, напоминающим кокошник. Этот редкий, ранее никем не отмеченный оптический эффект наблюдался 19 марта 19б5 г. в 5 часов утра по московскому времени. У Алексея Леонова был с собой рисунок спектра солнечного света, с которым он и сравнивал краски космического восхода. Это позволило ему на борту корабля зарисовать наблюдаемую картину цветными карандашами.

После знакомства с художественно-документальными работами А. А. Леонова, в которых видишь воплощенную мечту, совершенно по-новому воспринимаются произведения других художников. Даже самая фантастическая из картин теперь представляется возможной.

Г. И. Покровский. «Космический корабль вблизи Венеры»

Картины профессора Г. И. Покровского это, как правило, инженерные проекты, устремленные в далекое будущее нашей цивилизации.

Яркостью красок и необычностью форм отличается картина «Высшая цивилизация» (см. репродукцию на вклейке). Изображенная здесь необычная «раковина» на первый взгляд кажется плодом произвольной, ни на чем не основанной фантазии автора. На самом же деле перед нами воплощение идеи ученого. Многим известно фантастическое

предложение американского физика Дайсона использовать вещество и энергию в масштабах всей солнечной системы. По Дайсону, масса Юпитера, «расчлененная и переработанная инженерами Земли», будет превращена в огромную сферическую оболочку радиусом более 150 млн. км. Человечество будущего, расселившись на поверхности сферы, сможет полностью использовать энергию Солнца. Однако сфера, вращающаяся вокруг центральной звезды, скорее всего обрушится на нее под действием притяжения. Уцелеет лишь экваториальный пояс сферы, где центробежные силы будут противостоять солнечному притяжению. Профессор Покровский (предлагает другое решение задачи: вместо сферы создать систему колец разных размеров, самостоятельно вращающихся вокруг центрального светила. При этом скорости вращения колец должны быть такими, чтобы в каждом случае сила притяжения к Солнцу компенсировалась центробежными силами. Система колец в совокупности составит своеобразную раковину, которая и изображена на картине Г. И. Покровского.

Близкая по характеру идея положена в основу другой картины Покровского «Строительство космического кольца вокруг Земли». Развитие космонавтики должно, по-видимому, привести к созданию очень больших орбитальных станций. По мнению Г. И. Покровского, наиболее целесообразно соединение элементов на круговой орбите в виде дуги. В дальнейшем такая дуга может замкнуться в кольцо, опоясывающее весь земной шар. Кроме среднего кольца на картине показана сборка внешнего и внутреннего колец, соединенных со средним системой тросов.

На выставке много работ известного художника-фантаста Андрея Соколова. Художник, начиная с 1957 г.— первого года космической эры, посвятил свое творчество темам космоса. Если в работах Алексея Леонова запечатлены уже достигнутые свершения советской космонавтики, а в картинах Г. И. Покровского отражены предвидения ученого и инженера, то творчество Андрея Соколова — это научная фантастика в живописи, фантастика самых дальних горизонтов. Многие картины художника переносят нас в бесконечно далекие глубины пространства и времени. Мы видим пейзажи неведомых планет, где материя проявляет себя в необычных для нас формах и состояниях. Очень интересна, например, работа Соколова «На планете двойной звезды». Здесь художник пытается представить внешние формы организмов, развившихся на основе кремния. Колонии кристаллов причудливой формы освещены красным светом огромной звезды, поднимающейся из-за горизонта...

А. К. Соколов. «Свободное плавание»

Соколов по образованию архитектор. Не случайно поэтому особенно интересна серия картин, которые можно было бы объединить под общей рубрикой «Архитектура внеземной цивилизации». Очень красива и поэтична лирическая картина «Им светит Земля». Удачно передано настроение людей, которые после длительного пребывания на обратной стороне Луны вновь увидели появившуюся над горизонтом родную планету. «Здравствуй, родная Земля» — назвал художник эту свою работу.

В последнее время Алексей Леонов и Андрей Соколов нередко работают вместе. На выставке экспонировались первые плоды этого творческого союза художника и космонавта.

А. К. Соколов. «Электронный мозг»

Кажется знаменательным, что эта выставка была организована старшеклассниками, мечтающими посвятить себя изучению и освоению космоса. Не исключено, что

некоторым из них посчастливится увидеть необычный мир космоса своими глазами.

Б. Г. ПШЕНИЧНЕР



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2025
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001