История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Михаил Пухов

ПРОНИКНОВЕНИЕ В БУДУЩЕЕ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© М. Пухов, 1980

Техника-молодежи.- 1980.- 10.- С. 54.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Владимир Щербаков. СЕМЬ СТИХИЙ. Научно-фантастический роман. М., "Молодая гвардия", 1980.

Советская научная фантастика давно и прочно заняла свое особое место в мировом литературном процессе. Это и закономерно. Но часто ли, читая фантастическое произведение, мы понимаем, что будущее, о котором повествует писатель, уходит своими корнями в окружающую нас современность или тем более в прошлое? Часто ли мы улавливаем в фантастике хотя бы слабые отзвуки нашей великой - а нам есть чем гордиться - национальной культуры?

Приходится с сожалением констатировать, что это не так. Скорее наоборот - в произведениях этого жанра зачастую поэтизируется общество без роду, без племени, подобное этакому космическому "перекати-полю". Общество, не чтящее своего прошлого. Забывшее дедов, а внуков воспитать не сумевшее...

Приятным исключением является фантастический роман Вл. Щербакова. "Семь стихий" - это поэтическое повествование о коммунистическом будущем, об эпохе энергетического изобилия, незагрязненной природы, покорения звездных миров... Сразу оговоримся - следуя устоявшейся традиции, автор обильно населяет страницы произведения персонажами с экзотическими иноземными именами - Энно, Нельга, Соолли...

Что ж, по-видимому, так и должно быть в грядущем мире, размеры которого во всех направлениях сокращены голографической "полной связью" и неисчислимыми "элями" и "террапланами" - привычным для героев романа транспортом. Но настолько выразительно зарисована природа средних широт, настолько зримы образы Глеба, Ольховского, Ольмина, что ни на миг не теряется убеждение: будущее, описанное в романе, - прямое продолжение нашего прошлого и настоящего.

Пересказывать роман трудно - слишком уж он многопланов. С искренней любовью автор (кстати, единственный среди советских фантастов лауреат Всесоюзного литературного конкурса) рисует край своего детства - Дальний Восток, где в основном протекает действие; наследника "Витязя" и "Профессора Богорова" - исследовательское судно "Гондвану"; самоотверженный труд биологов фитотрона... Многие страницы произведения посвящены осмыслению проблем, издавна занимавших читателей "ТМ": достаточно упомянуть НЛО, биополе, укрощение термояда, объяснение "эха Штёрмера", гипотетическое изобретение лазера австралийскими аборигенами... Ну а в центре повествования лежат странная судьба звездной пришелицы Аиры и героический поступок физика-исследователя Ольмина, пытающегося обуздать две грозные стихии - мощь солнечного огня и бушующую силу тайфуна.

Любопытен взгляд Вл. Щербакова на проблему взаимоотношений цивилизаций, находящихся на существенно различных уровнях развития: по его мнению, контакт в этих условиях - это ничем не подтвержденный эпизод, никак не влияющий на судьбы человечества. Эпизод, не имеющий силы факта... Интересен и сам метод построения романа, когда читатель, увлеченный приключениями героев, попутно знакомится с оригинальными мыслями о путях науки и искусства, о судьбах планеты Земля, о будущем Мирового океана...

О высоком профессионализме автора свидетельствует и язык, которым написан роман. Удивительно ценит слово Вл. Щербаков, и потому описания, выходящие из-под его пера, получаются выпуклыми и лаконичными. Именно это позволяет ему выражать немногими фразами очень глубокие философские идеи.

"Непрерывен след жизни, сильнейшей из стихий: она чем-то сродни и огню и воде, натиску ее не смогут противостоять ни ледовые пики, ни океанские впадины, ни отдаленные от нас небесные тела, купающиеся в звездном море. За ней и рядом с ней идут любовь и разум, два начала созидания, две другие стихии, подобные светлому пламени и неукротимым ветрам над земными далями. Их действие порой незаметно, словно вечная работа рек, растящих мели и острова близ своего устья.

...Что оставляет от нас время? То, что было передано другим несказанной силой любви, искусства, разума, - так, как это смогла сделать Аира. И Ольмин. Иное исчезает. Волны разрушают наши следы на песке. Ветер засыпает прахом и пылью угасшие костры, которые когда-то нас согревали. Наши тени уходят с нами. Иначе и после смерти казалось бы, будто мы еще живы".

Да, первый роман Вл. Щербакова, широко известного прежде своими научно-фантастическими рассказами, - бесспорная удача.

    МИХАИЛ ПУХОВ



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001