История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Ревич

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА, НТР И НРАВСТВЕННОСТЬ

О чем пишут сегодня советские писатели-фантасты

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© В. Ревич, 1974

Магнитогорский рабочий (Магнитогорск).- 1974.- 19 окт.- ( 206 (12085)).- С. 3.

Выложено с любезного разрешения Ю. В. Ревича - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Советская современная фантастика тесно связана с научно-технической революцией. Изображая небывалые технические и научные открытия и предвосхищая новые, советские фантасты показывают нравственные плоды НТР, влияние технического прогресса и социальных сдвигов на души людей.

Время действия романа И. Давыдова "Я вернусь через 1000 лет" отнесено в отдаленное будущее. На Земле царит всеобще братство людей: преступность полностью ликвидирована, сильно развиты наука и система образования, даже школьники делают открытия... Однако среди этого благоденствия не угасла в людях жажда подвигов, приключений, путешествий. И вот поднимаются отряды молодежи осваивать планету Рита. Они никогда не вернутся на Землю - путь до Риты слишком далек. Тем не менее добровольцев много, идет жесткий отбор, полетят только лучшие из лучших.

И вот земляне на планете Рита.

Аборигены, находящиеся на низком уровне развитая, встречают переселенцев с нескрываемой враждебностью. С большим трудом удается выяснить причину этой враждебности. Но еще труднее убедить жителей планеты в дружелюбии землян. Добровольцы, рискуя жизнью, безоружными идут в "народ", чтобы сжиться с ним и исподволь подружить его с землянами.

Эта тема - столкновение культурной и технической отсталости с развитой цивилизацией - получает разностороннее отображение в советской фантастике. Высокое развитие науки и техники несет с собой много проблем, и среди них одна яз основных - научиться правильно обращаться с собственным знанием, использовать его на благо человечеству.

"Все прогрессы бесчеловечны, если рушится человек" - эту строку поэта Андрея Вознесенского могли бы поставить эпиграфом к своим произведениям многие советские фантасты.

Об аморальности "холодного" научного любопытства - рассказ Ольги Ларионовой "Обвинение".

Жители одной из планет - темиряне, среди которых ведет научную работу экипаж земного звездолета, устроены особым образом. Они могут жить только рядом друг с другом, согретые волнами дружбы и сочувствия ближнего. Оказавшийся в одиночестве, темирянин погибает, "замерзает", как они говорят.

Из-за непростительного поведения одного из членов экипажа Грога умирает мальчик-темирянин, которого он попытался было оторвать от соплеменников и увезти на свой звездолет. С гневом и презрением обрушиваются на Грога товарищи. Окруженный неприязнью, и он вдруг "замерз" в своей каюте. "Человек не может жить, если все кругом думают о нем плохо", - говорит один из героев произведения. Так рассказ о технических достижениях перерастает в тему сугубо нравственную.

В книге писательницы Валентины Журавлевой "Снежный мост над пропастью" создан привлекательный образ молодого талантливого психолога Киры. Задача ее научной работы - развить возможности человеческого мозга. Процесс психологического "перевоспитания" Насти из самой бестолковой девчонки в школе, которая даже таблицу умножения не может запомнить, в первоклассного, талантливого математика изложен забавно и занимательно.

В данном случае достижения науки обращены на благо человеку. Однако подобные эксперименты могут обратиться и против него. Безнравственный смысл научных достижений в этой области иллюстрирует рассказ А. Якубовского "Мефисто". Мозг своего умирающего сына ученый пересадил большому кальмару и пользуется разумным животным в своих эгоистических целях. "Самое важное, в конце концов, знания", - успокаивает себя исследователь. Но он ошибается, знания теснейшим образом связаны с моралью, и если эту связь порвать, то это может привести к тяжелым, опасным для человечества последствиям.

А что должно чувствовать Мефисто - несчастное существо - получеловек, полукальмар? Его настроения эволюционируют - от страха и отчаяния ("Возьми меня к себе, мне страшно") к ненависти. Постепенно он теряет человеческую мораль. Разумный зверь - что может быть ужаснее? Мефисто становится убийцей и в конце концов убивает своего создателя. Эта кара, вероятно, заслуженна.

Так возникает тема социальной ответственности ученого, перед которым научно-технический прогресс ставит суровый вопрос: что делать с открытием, от которого по крайней мере на данном этапе развития вреда больше, чем пользы?

Советские писатели-фантасты в один голос говорят: запретить, спрятать, уничтожить, задержать ценой не только славы, но даже собственной жизни.

Прежде всего - интересы человека, его счастье на мирной земле.

    Всеволод РЕВИЧ,
    литературный критик.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001