История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

О. Семенов

РАССКАЗЫ О ЗАГАДОЧНОМ И ВООБРАЖАЕМОМ

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© О. Семенов, 1983

Двигатель (Волгоград.- Моторный з-д).- 1983.- 17 окт.- ( 41 (903)).- С. 2.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

"Пал Гарминон, последний оплот думающих папоротников..." Помните? Конечно, это он, писатель-фантаст из миниатюры Михаила Жванецкого. Витающий не в облаках - в иных галактиках, живущий не в окружающем, а в выдуманном мире, этот персонаж неизменно вызывает общий смех.

Однако приблизительно такое же мнение существует у многих о всей фантастике как литературном направлении. Именно направлении, ведь диапазон жанров, проблем и художественных средств современной научной фантастики всеобъемлющ. По мнению американского писателя и издателя фантастического журнала "Галактика" Горация Голда, ни один другой жанр не отражает столь остро желания, тревоги, страхи и надежды, внутреннюю и внешнюю напряженность нашего времени, как научная фантастика.

Я не буду говорить сейчас о путях развития научной фантастики, о сбывшихся ее предвидениях, об ученых, пищущих научно-фантастические романы, и тех, кто пришел в науку под влиянием фантастических идей. Об этом написано много, написано увлекательно, глубоко и обоснованно. К примеру, можно порекомендовать вышедшую в прошлом году книгу ученого и писателя-фантаста Е. Парнова "Зеркало Урании". Давайте задумаемся вот над чем: что такое научная фантастика - чтепие для развлечения или продолженное нашим техническим веком художественное средство решения извечных вопросов, стоящих перед Человечеством? И каково соотношение фантастики и реальности сейчас, в последней четверти XX века? Может быть, незачем городить весь этот инопланетный огород? У мира хватает житейских, повседневных дел и проблем, и писать о них можно (или нужно?) так, как писали всегда.

"Но что страннее, что непонятнее всего, это то, как авторы могут брать подобные сюжеты, признаюсь, это уж совеем непостижимо, это точно... Нет, нет, совсем не понимаю". Эти слова Гоголя братья Стругацкие взяли эпиграфом к своей знаменитой "Сказке для младших научных сотрудников", роману "Понедельник начинается в субботу". Лукаво-иронический смысл этих слов, конечно, ясен. Ни для Стругацких, ни для гениального русского сатирика не было секретом, зачем авторы берут подобные сюжеты. Все же давайте вспомним...

В силу неизвестных причин обретает способность к самостоятельной деятельности и даже делает служебную карьеру часть тела чиновника Поприщина, а именно нос... Обыватели некоего города вдруг узнали, что их градоначальник, можно сказать, представляет собой робота с нехитрой программой: он запрограммирован на то, чтобы пороть горожан и произносить "разорю!" и "не потерплю!"... Совершенно верно, это же "Нос" и "История одного города". Не надо, я думаю, объяснять, зачем великим реалистам потребовалось прибегнуть к подобным сюжетам. На сто процентов научно-фантастическим сюжетам, как мы можем сказать сейчас. Отточенным скальпелем фантастики и гротеска издавна вскрывались язвы современности.

Сатира - лишь одна из граней фантастики. Литературная фантастика, одухотворенная мифологией, непознанными тайнами и человеческого сознания, - ровесница литературы вообще. Она берет исток из преданий, сказок, легенд и золотой нитью вьется в пестром узоре культурного наследия человечества, фантастика влечет к себе свежим дыханием тайны, будит воображение и мечту - ведь мы убеждены, что любая тайна подвластна разуму человека.

Наш век дал огромный импульс развитию научной фантастики. Ведь век, в котором мы живем, - эра глобальных революций в обществе: социальной, научной, технической. Одна из особенностей нашего времени - невиданное ускорение научно-технического прогресса, гигантский темп изменений. Олвин Тоффлер, американский футуролог, отмечал, что со времен Цезаря до конца XIX века мир изменился менее чем за 60 лет века XX. В самом деле, существование, к примеру, Собакевича мало чем отличалось от существования его отца и деда, и дети Собакевича имели перспективу долгих лет жизни в привычном окружении тех же вещей, явлении и социальных условий. А на смену нашим старшим современникам возникли и стали неотъемлемой частью реальности и быта радио и телевидение, электроника, полимеры и антибиотики, авиация и космонавтика, кибернетика и ядерная энергетика. Человечество осознало, что будущее создается сегодня, ежечасно, сиюминутно. А задуматься об ответственности за будущее помогает научная фантастика.

Предупреждать об угрожающих тенденциях социального и научно-технического прогресса необходимо. Но не менее важно рисовать возможность пути создания цивилизации, будущего, социальные и этические принципы общества, которое строит наш народ, черты, присущие человеку, этого более совершенного общества. Обе эти задачи тем более важны, что грань между фантастикой и реальностью становится все неопределимое. Бредовые планы космических войн, кажущиеся взятыми из худших образцов западной фантастики, нынешний президент США сейчас пытается воплотить в жизнь.

Однако фантастика - это прежде всего вера в человеческий разум, в будущее, в развитие всех творческих и духовных возможностей человека. Это готовность бороться за идеалы добра и разума. Именно таков облик грядущего, которому суждено стать настоящим. Вот еще один факт: на майском Пленуме ЦК КПСС прозвучали слова о необходимости развития, применения в производстве роботов и компьютерной техники, о развитии биомеханики. Несколько лет назад это были термины научной фантастики. Но таково наше общество и наше время, что мечта на глазах становится действительностью.

    О. Семенов.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001