История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

И. Семибратова

СОЮЗ ФАНТАЗИИ С ОПЫТОМ ЖИЗНИ

О писателях-фантастах Сибири

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© И. Семибратова, 1988

Детская литература.- 1988.- 3.- С. 19-23.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

"Сибирь давно уже стала заметной литературной державой. И в прошлом она давала не только талантливых выходцев, но создавала замечательные книги и в своих глубинах" 1. Эти слова известного советского писателя Валентина Распутина относятся и к научной фантастике - самобытной ветви литературы художественной, как в минувшем, так и в настоящем прочно укоренившейся на сибирской почве.

Молодой читатель - как правило, ярый поклонник фантастики, несомненно, знаком с рядом писательских имен, имеющих непосредственное отношение к богатейшему во всех отношениях сибирскому краю. Жаль, что нет критических работ, прослеживающих истоки фантастики в творчестве современных сибирских писателей. Задача эта еще стоит перед нашей критикой, и, подступаясь к ней, намечу пока лишь отдельные вехи в развитии научной фантастики Сибири, остановясь несколько подробнее на творчестве сравнительно молодых авторов - тех, кто уже опубликовал хотя бы несколько произведений в этом жанре и тем самым вступил на нелегкий, но увлекательный путь писателя-фантаста.

Но сначала немного истории. Как и вся отечественная литература, фантастика Сибири восходит к устному поэтическому народному творчеству - легендам, сказаниям, мифам. Фантазия древних людей одухотворяла загадочные и мощные силы природы, а эстетическое чувство наших предков помогало обрести художественно выразительную форму представлениям об окружающей действительности. Сквозь века дошли до современного человека волшебные сказки, предания, мифы, повествующие о суровых условиях жизни народов сибирского края, об их представлениях и традициях, об особенностях мировоззрения, отражающего поэтический взгляд на мир, мечты о счастливой доле.

Фольклорные истоки питали творчество сибирских писателей прошлого, в частности - Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, в произведениях которого можно обнаружить ряд фантастических тем, мотивов, образов, или менее известного массовому читателю Антона Сорокина, в своей повести "Хохот Желтого Дьявола" (1913) предугадавшего события первой мировой войны 2. С Сорокиным, жившим в Омске, часто общались не чуждые фантастической литературе поэт Леонид Мартынов и прозаик Всеволод Иванов, творчество которых теснейшими узами связано с Сибирью, как и творчество крупного ученого-геолога академика В. А. Обручева - участника экспедиций в различные уголки обширного сибирского региона. И его роман "Плутония", опубликованный в 1924 году, где действие происходит в глубинах Арктики, в неизведанном, а потому и таящем любые неожиданности крае, и роман "Земля Санникова, или Последние онкилоны", опубликованный в 1926 году и рассказывающий об экспедиции на загадочный остров в Ледовитом океане, кроме научно-фантастических допущений и изрядной доли вымысла содержат ряд чисто сибирских реалий, базирующихся на глубоком знании автором сибирских условий жизни, тамошнего колорита.

Классик советской фантастики И. Ефремов, крупнейший ученый-палеонтолог, не раз бывавший в Сибири с экспедициями, в своих научно-фантастических рассказах также не обошел этот край. Он ярко отразил его в удивительных, насыщенных оригинальными гипотезами и прогнозами произведениях, где фантастика потом зачастую оборачивалась реальностью. Например, в рассказе "Алмазная Труба" - о находке геологами в Сибири алмазов - автор, сам прошедший нелегкими сибирскими маршрутами как исследователь, вложил свой опыт и знания в подробное описание этого открытия, обосновал его вероятность схожестью геологических условий Сибири и знаменитых южноафриканских месторождений. А спустя двенадцать лет после написания рассказа в точно такой же геологической обстановке, что и в нем, только несколько южнее места действия "Алмазной Трубы", на самом деле были обнаружены первые сибирские алмазы. Богатейшая, полная загадок природа Алтая отражена Ефремовым в научно-фантастических рассказах "Озеро Горных Духов", "Голец Подлунный" и др.

"Сибирское диво" - до сих пор до конца не объясненное падение знаменитого Тунгусского метеорита - вдохновило другого выдающегося советского писателя-фантаста А. Казанцева на создание рассказа "Взрыв" (1946), где была выдвинута гипотеза о том, что метеорит мог быть космическим кораблем иной цивилизации. Немало энтузиастов, включая Главного конструктора в области ракетостроения и космонавтики академика С. П. Королева - организатора экспедиции в Сибирь к месту таежной катастрофы, поддержали гипотезу писателя, а споры ученых и фантастов вокруг нее не стихли и по сей день, приобретя международный характер и породив целый поток научно-фантастических произведений о тунгусской загадке.

Один из старейших литераторов Сибири В. Итин - организатор и ряд лет главный редактор журнала "Сибирские огни" - явился автором одного из первых в советской литературе произведений, посвященных коммунистическому грядущему. Его научно-фантастическая повесть "Страна Гонгури" (1922) пронизана глубокой верой в революционное преобразование старого мира. Своеобразным ритмическим строем речи, романтической приподнятостью чувств повесть напоминает поэму в прозе, ведь недаром ее автор был не только прозаиком, но и поэтом, воспевшим мощь, красоту и надежды своего края.

Характерно, что основные черты, свойственные книгам предшественников современной сибирской фантастики, были подхвачены следующим поколением писателей, творчеству которых присущи и героическое начало, и смелые научные поиски, и стремление к светлому грядущему, и антивоенная направленность, и влюбленность в родной край, и раздумья о судьбах людских, о человеке-творце. Для молодого читателя особенно важно, что произведения сибирских писателей-фантастов неназойливо, но последовательно, а порою страстно способствуют перестройке сознания человека в процессе научно-технического прогресса, его воспитанию в духе гуманистических идеалов.

Острое чувство глобальных проблем эпохи - таких, как мир и возможность новой войны, нарушение экологического баланса в природе, особенно ощущаемое при соприкосновении с историей озера Байкал, суровая романтика сибирского края - все это занимает воображение и находит свое место в творчестве сибирских писателей, условно говоря, "среднего" поколения - С. Павлова и В. Назарова (Красноярск), Г. Прашкевича, М. Михайлова, А. Якубовского (Новосибирск), В. Колупаева (Томск), Б. Лапина (Иркутск), В. Митыпова (Улан-Удэ) и др.

Книги этих авторов не обязательно посвящены сугубо сибирской тематике. Их волнуют общие для фантастов различных стран проблемы жизни на планете в настоящем и будущем, вопросы мира и гуманизма. Но особый сибирский колорит сказывается и в творческой манере, пусть индивидуальной у каждого, но имеющей общие истоки в непременно остро ощущаемом патриотическом долге перед своим краем, Родиной, в пристрастном, живом отношении к нравственным коллизиям, в непрестанном поиске беспокойных умов первопроходцев во многом неизученной и непознанной, но богатейшей и обширнейшей земли сибирской.

Объединяет этих авторов не только принадлежность их к писательскому клану, но и привязанность к совершенно конкретным профессиям, значительный опыт дел практических, лежащих в основе литературной деятельности.

Так, Сергей Павлов - инженер-геофизик, участвовал в ряде геологических экспедиций в сибирской тайге, на просторах Арктики не раз попадал в сложные обстоятельства, что послужило ему материалом для творчества, придало его научно-фантастическим книгам ("Лунная радуга" и др.) аромат подлинной действительности, порой превосходящей в своей суровой простоте любые ухищрения вымысла, свойственного тем, кто создает свои произведения исключительно опираясь на игру фантазии, не подкрепленную житейским опытом.

Сибирский прозаик А. Якубовский до того, как посвятил себя литературе, был охотником, работал топографом. Читая его книги, наполненные невыдуманной правдой о Сибири, словно бы видишь краски и чувствуешь запахи таежного края. Во многих его научно-фантастических произведениях сибирский быт так или иначе входит в будущее планеты, где идет битва за спасение первородной земли, ее богатств и красоты. Герои Якубовского тонко, по-новому постигают неуловимые связи природы и всего живого в ней, употребляют свои, зачастую фантастические, способности во имя утверждения добра. Они воплощают стремление людей к справедливости, к коллективной и дружной жизни, не мыслят счастья без творческого труда, торжества разума (сборник "Прозрачник" и др.).

Художник М. Верхоланцев. А. Казанцев. Гибель Фаэны. М., "Радуга", 1987

Главной темой для сибирского фантаста В. Колупаева стал поиск человеком дела всей жизни. Автор - радиотехник по специальности - концентрирует свое внимание на возможной встрече с необычным, что служит отправной точкой многих его произведений Определить для себя те нравственные основы, которыми нельзя поступиться ни в каких, пусть даже самых невероятных ситуациях, - вот в чем видят свою роль герои писателя. Он не связывает, как правило, свое творчество скрупулезной научной достоверностью, но показывает ответственность людей перед будущим, раскрывает проблемы морали, нравственного выбора. В этом плане особенно характерна его повесть "Фирменный поезд "Фомич", действие которой происходит в наши дни.

Б. Лапин - сценарист-документалист часто обращается к сложным темам, казалось бы, далеким от родной сибирской почвы. Он пишет и о телепатии, и о межзвездных экспедициях. Но в его произведениях, то остродраматичных, то пронизанных иронией и беспощадной сатирой, постоянно звучат раздумья писателя о человеческих исканиях, присущие сибирской фантастике в целом. Касаясь подвигов, происходящих не только на земле, но и в межзвездном пространстве, в повести "Под счастливой звездой" автор отмечает, что "увлеченность, одержимость, самопожертвование - отнюдь не положительные качества сами по себе. Важно, для чего совершается поступок, вернее, для кого: для себя или для людей..."

Духовно близки искания Лапина сибирскому писателю В. Назарову, автору нескольких поэтических сборников. Его произведения в области научной фантастики раскрывают романтику научного поиска, содержат размышления об этике современной науки и аргументированную критику капиталистических норм жизни ("Зеленые двери Земли", "Силайское яблоко" и др.). В них выражена убежденность автора в конечной победе принципов коммунистической морали в глобальном масштабе. Готов ли человек к встрече с далекими мирами, к пониманию их? Эти вопросы решает Назаров в своих повестях, антимилитаристской направленностью которых писатель отстаивает идею ответственности человека за свои дела, где бы он ни был - на Земле или в Космосе.

Свой вклад в развитие научной фантастики вносит представитель бурятской литературы В. Митыпов, проявляющий особый интерес к вопросам биологии и эстетики. Фантастика выступает в его творчестве как своего рода катализатор мыслей и чувств человека коммунистической морали, обличающего мир капитала (повесть "Приход больших обезьян"). Интересную гипотезу о создании скульптурного портрета древнеегипетской царицы Нефертити выдвигает автор в повести "Ступени совершенства".

Как видим, диапазон - как временной, так и тематический - в творчестве сибирских писателей-фантастов "среднего" поколения достаточно широк и многообразен. А каковы перспективы фантастики Сибири? Что сулят здесь произведения молодых авторов?

В июне 1987 года в Новосибирске по инициативе издательства "Молодая гвардия" проходил семинар молодых фантастов Сибири и Дальнего Востока. Обсуждались и уже опубликованные рассказы и повести более тридцати молодых авторов из различных сибирских городов, и рукописи новейших произведений, причем в обсуждении участвовали и представители издательства, и члены московского отделения Союза писателей - известные фантасты С. Павлов, В. Щербаков, Е. Гуляковский, Ю. Медведев, а также Г. Прашкевич, представляющий писательскую организацию г. Новосибирска.

Семинар работал неделю с большой нагрузкой. Остановлюсь лишь на нескольких именах авторов-фантастов, по необходимости кратко рассматривая их уже опубликованные произведения.

Многожанровость - вот что прежде всего присуще современной молодой фантастике Сибири. Научная фантастика со всей ее атрибутикой, разнообразно варьируемыми мотивами - путешествиями в космос и во времени, новыми техническими открытиями, встречами с инопланетянами, общением с роботами и проч. - соседствует здесь с литературной сказкой наших дней или заново переосмысленным народным преданием, старинной легендой. Зачастую сатирический гротеск сочетается с притчей, мифом, причем сложные наслоения традиций мировой фантастической литературы преломляются по-новому, самым причудливым образом. Фантастика чрезвычайно разнообразная, то восходящая к сказке, то выступающая как литературный прием, несет в себе верно отмеченную еще Чингизом Айтматовым философскую сущность: "Фантастическое укрупняет какие-то из сторон реального и, задав "правила игры", показывает их философски обобщенно, до пре- дела стараясь раскрыть потенциал развития выбранных ею черт. Фантастическое - это метафора жизни, позволяющая увидеть ее под новым, неожиданным углом зрения" 3.

По-новому стремится осмыслить сказки и легенды прошлого Александр Бачило из Новосибирска. Герой его рассказа "Ни в сказке сказать..." 4 попадает вдруг в сказочный мир, где участвует в бою богатырей, встречается с Красной шапочкой, говорящим волком и прочими чудесами. А объясняется вся фантастика рассказа проделками мальчика-изобретателя Веньки, "автора" гипноусилителя, благодаря которому "что придумаешь, то всем и кажется".

Еще более удивительная история происходит с героями рассказа "Летучий голландец". Не фантастический корабль-призрак, известный читателям по произведениям писателей прошлых веков, возникает перед изумленными автолюбителями, а своего рода машина-призрак, наполненная скелетами, причем, как лукаво поясняет сержант ГАИ, "видение это бывает только тем, кто превышает скорость или... слегка в нетрезвом состоянии". Подобный финал, как видим, не лишен педагогической цели.

Если А. Бачило склонен к ироничной научно-фантастической сказке, то Владимир Титов из Барнаула предпочитает научную фантастику как таковую. Герои рассказа "Встреча" 5 работают на метеостанции Марса. Ряд фантастических происшествий на этой планете помогает ярче показать дружбу и взаимовыручку, героические черты в характерах действующих лиц. Верность в дружбе, преданность в любви находятся в центре рассказа "Призрак ущелья Анны". Для творческой манеры автора характерно и то, что блестяще продемонстрировал в нашей литературе его знаменитый земляк Василий Шукшин. Так, с подлинно народным юмором, задорно и психологически точно раскрыт образ героини рассказа "Любаша с НЛО", где элементы фантастики соседствуют с картинами быта.

Оригинальна научная фантастика Гавриила Угарова - автора из Якутии. Его рассказ "Вернуть открытие" 6, напечатанный в переводе Д. Биленкина, интересен тем, что образы якутского фольклора соседствуют с научными рассуждениями автора, биолога по образованию. Его гипотеза возможности распознавать иммунную совместимость при пересадке органов от одного человека к другому с помощью чутья уникальной собаки лежит в основе произведения. Трагедия, происшедшая с псом - сибирской лайкой, обладавшей редкостными качествами, - лишает человечество нового открытия в области медицины. Гуманная, идущая от векового опыта идея очеловечивания природы, дружественного и бережного отношения к ней и ее представителям придает рассказу особую привлекательность. "Что вы хотите, природа - это же наш дом, где мы проводили, а многие и сейчас проводят большую часть жизни! Любим ли мы ее? Не то слово... Она и мы - это все едино... По нашим недавним представлениям, животные радуются, горюют, мыслят, как человек, у них свои заботы и думы, есть и чувство справедливости. Они могут разговаривать с человеком... Нельзя без надобности причинять боль животным и птицам. Деревья плачут, когда в лес выходит неумелец с топором... Наоборот, они радуются, когда видят мастера. И так далее. Конечно, теперь многое кажется наивным..." - пишет Угаров. Но, продолжает он свою мысль, многое из этих представлений не мешало бы нам всем перенять в теперешней экологической ситуации. И думается, что в этом автор из Якутии абсолютно прав.

По-своему прав и стоящий на позициях подлинного гуманизма Евгений Сыч из Красноярска. Слесарь, грузчик, искусствовед - таков его непростой путь в литературу. Ему ближе всего фантастика притчи, именно в такой форме представляет он историю изобретения письменности в государстве инков в рассказе "Знаки" 7. Далеко не все в этом рассказе соответствует историческому правдоподобию, да автор и не стремится к нему. Его задача - обобщенно показать, как в государстве, основанном на принуждении, деспотизме, строгой иерархии, карается всякий проблеск творческой мысли, преследуется человек - изобретатель нового. Притчевая манера отличает и другие рассказы Сыча, сборник которого выходит в сибирском издательстве.

А вот автору из Красноярска Михаилу Успенскому ближе всего фантастический гротеск. Его сатирическая повесть "В ночь с пятого на десятое" 8 - своего рода образец этого жанра, едкого, нелицеприятного, откровенно бичующего недостатки нашего общества во имя утверждения идеалов справедливости, гуманизма и красоты.

Хочется сказать еще и о Михаиле Шабалине - философе из Новосибирска, авторе неопубликованной пока повести "НЛО из Грачевки" - произведения остросюжетного, насыщенного актуальными нравственными проблемами, интересного и для школьников, которым адресовано, и для взрослых читателей.

Нельзя не упомянуть также об Елене Грушко из Хабаровска - авторе самобытных сказочных повестей ("Добрыня" и др.), страстном патриоте родного края. И о геологе Борисе Крылове из Улан-Удэ, чьи рассказы дышат любовью к природе, призывом к защите ее. И о Татьяне Мейко из Томска, фантастические новеллы и сказки которой добры, человечны, обращены к маленькому читателю - она ведь и профессионально как воспитатель в детском саду связана с малышами. И о Леониде Кудрявцеве из Красноярска - человеке с неистощимой выдумкой, теплым юмором, хорошим чувством литературного стиля. И об Александре Шведове из Новосибирска - авторе и научной фантастики, и памфлетов, и сказок. И конечно же, о критике Георгии Кузнецове (Новосибирск), самоотверженно составляющем библиографию фантастов Сибири, выступающем со статьями о сибирской фантастике, одном из организаторов и руководителей клуба любителей фантастики "Амальтея" при новосибирском отделении Союза писателей.

Словом, хочется сказать еще многое и о многом, но основное, как представляется, уже сказано. А из сказанного видно, сколь многолика фантастика молодых писателей Сибири, устремленная в грядущее, сколь благородные, гуманные цели она преследует и сколь плодотворны традиции, ею развиваемые.

Думается, что сибирская фантастика наших дней стремится соответствовать взыскательному слову, обращенному к этой литературе И. Ефремовым: ...Фантастика должна отвечать обязательному требованию: быть умной. Быть умной, а не мотаться в поисках каких-то необыкновенных сюжетных поворотов, беспочвенных выдумок, сугубо формальных ухищрений - в общем всего того, что поэт метко охарактеризовал "химерами пустого баловства" 9.

    И. СЕМИБРАТОВА

Примечания

1. Распутин В. "Верую, верую в Родину" // Распутин В. Что в слове, что за словом? - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд.-во, 1987. - С. 195.

2. См. о нем: Кузнецов Г. Противник Желтого Дьявола // Собеседник. - Вып. 6. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд.-во, 1985. - С. 134-137.

3. Айтматов Ч. И дольше века длится день... - Фрунзе, 1981. - С. 7-8.

4. Бачило А. Рассказы // В кн.: Снежный август. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1985. - С. 5-42.

5. Там же. - С. 145-196.

6. Угаров Г. Вернуть открытие // НФ: Сб. науч. фантастики. - Вып. 24. - М.: Знание, 1981. - С. 144-153.

7. Сыч Е, Знаки: Фантаст. рассказ // Енисей. - 1986. - №6. - С. 38-48.

8. Успенский М. В ночь с пятого на десятое: Сатирическая повесть // Енисей. - 1987. - № 2. - С. 26-41.

9. Цит. по кн.: Брандис Е. Миллиарды граней будущего: Иван Ефремов о научной фантастике // НФ: Сб. науч. фантастики. - Вып. 24. - М.: Знание. 1981. - С. 200.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001