История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Владимир Щербаков

ГРАВИЛЕТЫ, СНЕГА И РОЗЫ

ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ

© В. Щербаков, 1976

Техника-молодежи.- 1976.- 9.- С. 14-15.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Зимой 1959 года геологи шли по льду, сковавшему стремительную Ангару. Что надеялись найти они под толстой ледяной броней, среди сопок и заснеженных долин?.. Да, несметные богатства таятся в недрах Сибири, но бесспорно и другое: нет на свете края, где к тайнам подземных кладовых ведут столь же трудные пути.

Геологам сопутствовала удача. Они разведали богатое месторождение свинцовых руд. И помог им прибор, измеряющий гравитационное поле. Сила тяжести не всюду на земном шаре постоянна, аномалии ее, отклонения от нормы, порой говорят о многом. Над плотными породами она больше, чем над рыхлыми. Так была найдена и изучена древняя долина Волги в зоне Куйбышевской плотины; изменения силы тяжести рассказали о богатствах Криворожья, о подлинных масштабах Курской аномалии. О природе гравитационного поля, союзника геологов и противника космонавтов, известно не так уж много. Тайна гравитонов - мельчайших частичек, фигурирующих в формулах квантовой физики, - надо полагать, когда-нибудь перестанет быть тайной. Наверное, тогда осуществится и мечта художника С. Гавриша из Алтайского края о планетолетах, использующих в качестве источника энергии тяготение, то само тяготение, невидимый барьер которого отгораживал человека от иных миров. "Вечерний ритм" - так называется его картина (внизу). Бесспорно, у Сибири космическое будущее. Воображение художника непринужденно "вписывает" в сибирский пейзаж фантастические летательные аппараты и станции межпланетной связи, фосфоресцирующие следы от гравилетов и дома-паруса, обогреваемые незримым пламенем гравитации.

Другой видим мы Сибирь на картине "Как прекрасен этот мир..." того же художника (слева). Цветущее поле. Огромные розы. Жаркое солнце. Воздух, пронизанный золотыми лучами... Полет мечты беспределен. Но в том, что нанесено на холст смелой кистью художника есть, кажется, и кое-какие научные основания. Лишь первые шаги делает инженерная генетика, но ясно уже, что ей будет по силам ставить задачи, решаемые пока фантастами Конечно, быстрое создание растений, организмов с желательные свойствами - дело будущего, но основы генного кодирования ясны. Но, быть может, вовсе не методы генетики имел в виду художник. Не исключено, что в мир мечты ведут не запутанные лабиринты молекулярных спиралей, управляющих обликом всего сущего, а какие-то неизвестные еще пути. Или пути, лишь намечаемые...

Вспомним о недавних опытах советского ученого А. Вейника. Воздействуя на растения небольшим электрическим током, можно в четыре раза ускорять распускание почек и рост листьев на ветвях тополя. Разность электрических потенциалов значительно увеличивает размеры плодов, ускоряет их вызревание.

Итак, физика или генетика... Картина художника Г. Голобокова из г. Балакова так и называется "...Или генетика" (справа вверху).

На зимней тропе встретились человек и мамонт. О чем их молчаливая беседа? Что поведали они друг другу? Вряд ли мохнатый гигант сможет оценить всю фантастичность ситуации, ведь он как две капли воды - и внутренне и внешне - похож на своих предков, которые, конечно же, не умели делать серьезные выводы в сложных ситуациях. Иначе судьба их не была бы столь печальна.

И вот, взяв на себя ответственность за деяния пещерных предков, человек сотворил мамонта. Фантастика? В принципе нет. Многие писатели, вероятно, отказались бы использовать эту красивую, но слишком уж простую идею в фантастическом рассказе. Ведь необычный мысленный эксперимент по "воссозданию" сибирского гиганта можно провести и "не выходя за пределы "чистой науки". В самом деле, генетикам известно правило обратимости мутаций. Оно гласит, в общем, что если структура хромосом изменилась, то это изменение устранимо, что возможен возврат, так сказать, к исходному генетическому материалу. А раз так, нетрудно представить себе путешествие к истокам видов.

Группы "первородных" генов, определявших облик далеких предков млекопитающих, допустим, получены в лабораториях. Это исходный материал. Работая с ним, наверное, можно получить и продукты эволюции, гены мамонтов, например. Наклейки на колбах с такого рода материалом, уже готовым к применению, - "мамонты", "птеродактили", "динозавры", "архиоптериксы" - помогут избежать путаницы.

Космические масштабы свершающегося в наши дни по-новому ставят некоторые проблемы. Возможна ли марсианская жизнь? Нужен ли человеку обитаемый Марс? Вопрос сложен, ответ на него неоднозначен. Но, положим, жизни на Марсе нет. Тогда открывается широкое поле деятельности по заселению Марса растениями и организмами, специально для этого созданными в наших сибирских лабораториях.

    ВЛАДИМИР ЩЕРБАКОВ



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001