История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Евгений Харитонов

ПЕРВАЯ ЛЕДИ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Е. Харитонов, 1996

Библиография. - 1997. - 1. - C. 56-61.

Статья любезно предоставлена автором, 2002

            Да не подумают читатели, что автор писал под влиянием какого-то адского кошмара. Пусть взглянут они испытывающим трезвым взором вокруг и тогда ясно увидят зародыши всех ужасов, которые пышно расцветут в будущем.

              В. И. Крыжановская. Смерть планеты

Никакого преувеличения в таком названии нет. Все совершенно верно: русская писательница и спиритуалист Вера Ивановна Крыжановская исторически действительно является первой женщиной фантастом в мировой литературе, и уж точно первым профессиональным писателем-фантастом в России. Обращение к фантастике Мэри Шелли, создательницы знаменитого «Франкенштейна», фрагментарно, а общепризнанный «первый» отечественный профессионал НФ (под данным понятием мы подразумеваем писателя, чье творчество целиком или почти целиком располагается в русле научной фантастики) А. Р. Беляев дебютировал в жанре лишь спустя год после смерти В. И. Крыжановской.

Так что писательница по праву претендует на титул «Первой леди научной фантастики».

Впрочем, все не так просто. Больше семидесяти лет Вера Ивановна Крыжановская была закрыта для отечественного читателя. Если же в каких справочниках или статьях и упоминалось ее имя, то исключительно с оттенком негативного, как типичной представительницы буржуазных направлений литературы, чуждых советской идеологии. Если быть объективным, то и при жизни – не смотря на феноменальную популярность ее книг – писательницу оценивали преимущественно в контексте бульварного чтива. Что ж, выдающимся художником слова ее трудно назвать. И все-таки книги ее были по своему замечательны и умны. А уж мастерицей по части сюжетов Вера Ивановна была отменной.

Происходила Вера Ивановна из старинного дворянского рода Тамбовской губернии, однако родилась в Варшаве 14 июля 1861 г., где отец ее – генерал-майор артиллерии Иван Антонович Крыжановский – командовал артиллерийской бригадой. Хорошее образование будущая писательница получила еще дома. Книги в семье Крыжановских были в почете. И с раннего детства Вера Ивановна увлеклась древней историей и оккультизмом. Она была очень болезненной девочкой и, по ее собственному признанию, искренне верила, что таинственные космические силы уберегут ее от зла и болезней.

В 1871 г. умирает отец, семья оказалась в сложном материальном положении. С большим трудом удалось пристроить Веру в Петербургское Воспитательное общество благородных девиц. Уже в следующем году будущая писательница поступила в Санкт-петербургское училище св. Екатерины (Екатерининский институт), но слабое здоровье и финансовые проблемы помешали ей закончить полный курс – в 1877 г. она была уволена и закончила обучение дома.

С восемнадцати лет Вера Ивановна стала пробовать свои силы в литературе. В 1880 г. она уезжает во Францию, где небезуспешно выступает на сеансах в качестве медиума и... пишет, пишет, пишет. Многие современники отмечали удивительную при ее слабом здоровье работоспособность. В 1886 г. в Париже вышла и первая книга В. Крыжановской – историческая повесть «Episode de la vie de Tibere» (В русском переводе «Эпизод из жизни Тиберия», 1906). Следует отметить, что Вера Ивановна, в совершенстве владея французским языком, все свои произведения писала исключительно на французском, и только потом они переводились на русский.

Уже в первом опубликованном произведении писательницы явно проскальзывают оккультные и фантастические мотивы. Некоторые биографы (в частности Вс. Нымтак, Б. Влодарж) полагают, что значительную роль в творческой ориентации писательницы сыграл ее муж С. В. Семенов, камергер при Собственной Его Императорского Величества канцелярии и известный в свое время спирит, председатель Санкт-Петербургского «Кружка для исследования в области психизма». Однако, это сомнительно. Вера Ивановна личность самодостаточная, к моменту ее знакомства с С. В. Семеновым, она была уже весьма авторитетным медиумом, ее спиритические сеансы посещал даже цесаревич. Что же касается творческих ориентиров, то несомненно на Крыжановскую-писательницу оказали значительное влияние оккультные доктрины Е. П. Блаватской, Папюса и Аллана Кардека, и, конечно же, европейская литературная фантастика.

В Париже В. Крыжановская создала целый ряд историко-оккультных романов: «Фараон Мернефта» (1888), Царица Хатасу» (1894), «Сим победиши» (1893), «Месть еврея» (1890) и др. Исторические произведения писательницы привлекли к себе внимание читающей публики. И не только увлекательными сюжетами, захватывающими интригами. Критик В. П. Буренин, высоко оценив роман «Царица Хатасу», отмечал, что «мадам Крыжановская» знает быт древних египтян «может быть даже лучше, чем прославленный исторический романист Эберс» «Новое время», 1895, 13 янв.). Оценка критика и в самом деле не противоречит истине. В. Крыжановской удивительно точно удавалось передавать сам дух исторической эпохи, отображенной в романах, произведения насыщены множеством интересных деталей. За роман «Железный канцлер Древнего Египта» (1899) французская Академия Наук удостоила писательницу титула «Офицер Французской Академии», а в 1907 г. Российская Академия не менее высоко оценила роман «Светочи Чехии» (1903).

Однако чаще всего российская критика предпочитала игнорировать творчество писательницы. По-своему, впрочем, обратил внимание на писательницу А. М. Горький. В своей известной работе «Ванькина литература» (1899) он в пух и прах разнес прозу Крыжановской, отмечая, что писательница ориентируется на малокультурного обывателя, предпочитающего бульварные развлекалочки высокой литературе.

Параллельно с историческим циклом В. И. Крыжановская начала серию романов «чистой» фантастики – «оккультно-космологический цикл» (определение самой Крыжановской).

Однако, прежде чем перейти к обзору фантастических произведений писательницы, несколько слов о мистике вообще и о возникновении псевдонима «Рочестер», поскольку имя это имеет самое непосредственное отношение к мистическому, фантастическому. Уже на титулах ранних книг Веры Ивановны значился таинственный автор «Рочестер», чаще, правда, через дефис после настоящей фамилии автора.

«К этому периоду жизни [1890-е гг. – Е. Х.] относится событие огромной для нее важности, – вспоминает один из биографов писательницы Блажей Влодарж, – а именно: первая встреча с ее Учителем и невидимым покровителем И. В. Рочестером. Он полностью материализовался, воспользовавшись медиумическими способностями самой Веры Ивановны, и предложил ей всецело отдать свои силы на служение Добру. Предложил писать под его руководством <...> Но фактически Рочестер не псевдоним Веры Ивановны Крыжановской, а соавтор ее романов» (Б. Влодраж. Вера Ивановна Крыжановская-Рочестер // Аккультизм и йога. Вып. 25. Асунсион, 1961, с. 32).

У нас, живущих в атеистическом мире конца ХХ века, подобные пассажи с вызыванием духов умерших (граф Рочестер – английский поэт Дж. Уилмот (1647–1680), чей дух якобы и «диктовал» писательнице ее произведения) могут вызвать разве что усмешку. Всегда легче не верить в то, что не можешь понять. По правде говоря, я и сам скептически отношусь к подобным вещам. Однако вот доподлинно известный факт: после вступления в медиумический контакт с Учителем, Вера Ивановна излечилась от тяжелой и в то время не поддающейся лечению болезни – хронического туберкулеза. Без врачебного вмешательства! Мистика? Может быть. Кто знает...

Вся жизнь Веры Ивановны окутана каким-то мистическим ореолом. Вот, к примеру, свидетельство В. В. Скрябина о том, как она писала свои оккультные романы: «Часто во время разговора она вдруг замолкала, слегка бледнела и проводя рукою по лицу, начинала повторять одну и ту же фразу: «Скорее карандаш и бумагу!» Обычно в это время Вера Ивановна сидела в кресле за маленьким столом, на котором почти всегда были положены карандаш и кипа бумаги. Голова ее слегка откидывалась назад и полузакрытые глаза были направлены на одну определенную точку. И вдруг она начинала писать, не глядя на бумагу. Это было настоящее автоматическое письмо. <...> Это состояние транса продолжалось от 20 до 30 минут, после чего Вера Ивановна обычно впадала в обморочное состояние. <...> Каждый раз письменные передачи заканчивались одной и той же надписью: «Рочестер». По словам Веры Ивановны, это было имя (вернее – фамилия) Духа, который входил с нею в сношение». (В. В. Скрябин. Воспоминания).

Подобное же свидетельство мы находим и в «Литературных заметках» М. Спасовского: «Она всегда пишет на французском языке, в бессознательном состоянии... Написанное ею переводится на русский язык и тщательно редактируется иногда самим автором, иногда близким ею человеком». (М. Спасовский. Лит. заметки // «Вешние воды», 1916, кн. 7–8, с. 145).

Основная тема фантастических романов В. И. Крыжановской-Рочестер – вселенская борьба божественных и сатанинских сил, взаимозависимость скрытых сил в человеке и космосе, тайны первородной материи... Тайны реинкарнации сознания и душ раскрыты писательницей уже в исторической серии («Царица Хатасу», например). Спиритуалистическая и научно-фантастическая линии закрепились в ранних романах «Заколдованный замок» (1898), «Два сфинкса» (1900), «Урна«(1900) и во всем блеске раскрылись в самой популярной серии В. И. Крыжановской – пенталогии «Маги», в которую вошли романы «Жизненный эликсир» (1901), «Маги» (1902), «Гнев Божий» (1909), «Смерть планеты» (1911) и «Законодатели» (1916).

Бедному, умирающему от болезни врачу Ральфу Моргану таинственный посетитель предлагает... бессмертие. В обмен на искреннее служение божественным идеалам. Ему предстоит нести слово Божие в другие миры, отдать все силы для самосовершенствования и спасения рода человеческого от неминуемой гибели. Оказавшись в рядах братства бессмертных, Ральф (теперь ему дано новое имя – Супрамати), пройдя «курс обучения», становится полноправным членом братства – бессмертным магом. Ему предстоит пережить немало приключений, познать тайны Мироздания, совершить путешествия во времени и в космосе в качестве миссионера. И все равно Земля гибнет – обезумевшее человечество, погрязшее во грехе и неверии, «спровоцировало» глобальную экологическую катастрофу, приведшею к закономерному финалу – гибели планеты и человеческой цивилизации. Вера в последний раз столкнулась с неверием и неверие одержало победу. Братство бессмертных покидают Землю на заблаговременно построенных космических кораблях, чтобы на Новой планете, где человечество едва вышло из первобытного состояния, создать новую цивилизацию, общество, в котором невозможно повторение трагедии Земли.

Конечно, с высоты сегодняшнего дня многое в романах Крыжановской выглядит наивным. Но вместе с тем, пенталогия насыщенна массой любопытных тем и идей. В романе, едва ли не впервые в мировой фантастике, описан метод телепортации – как способ путешествия в космосе, космические корабли, изображенные в последнем романе «Законодатели» привлекли внимание профессора Н. Рынина, автора капитальной «Энциклопедии межпланетных сообщений». В романах присутствует популярная в современной фантастике тема цивилизаторства отсталых космических рас. Нужно отметить, что роман «Смерть планеты» – эмоционально очень мощная антиутопия, его следует рассматривать как роман-предупреждение. Просто поражаешься, читая историю гибели человечества, как точно писательница предугадала многие черты будущего (нашего настоящего), насколько верно предсказаны – и детально описаны! – исторические моменты нашей родной страны – России: революция, разрушение храмов, диктатура, проблемы СОВРЕМЕННОЙ России!

Право же, цикл «Маги» – весьма актуальное чтение и сегодня, заставляющее о многом задуматься.

...К космической фантастике относится и роман «На соседней планете» (1903). Это своеобразная космическая утопия об идеальном государстве на Марсе, куда случайно попадает главный герой-землянин. Впрочем, идеальное общество по Крыжановской – новизной не блещет – это монархия, кастовое общество.

Теме «Идеальное государство» посвящен и роман «В ином мире» (1910). На этот раз писательница отправляет землян на Венеру.

Следует отметить, что первые отечественные фантастические фильмы были сняты по романам В. И. Крыжановской – «Кобра Капелла» и «Болотный цветок» (оба фильма – 1917 г.).

Впрочем, творческое наследие Веры Ивановны Крыжановской-Рочестер не ограничивается только историческими и фантастическими произведениями. Писала она и сочинения из современной жизни, любовные романы, снискавшие большую популярность у определенной части публики: «Паутина» (1906), «Рай без Адама«(1917), «Рекенштейны» (1894), «Торжище брака» (1893) и др.

Следует сказать, что зачастую исследователи творчества Крыжановской (В частности доктор А. Асеев, Л. Соколова-Рындина и др.) предпочитали рассматривать Веру Ивановну как пишущего медиума, нежели как писателя.

«В романах Веры Ивановны меня интересовала и интересует не фабула, иногда занятная, но часто наивная, а тот глубокий эзотерический смысл, который всегда скрыт за фабулой». (Л. Соколова-Рындина. «В. И. Крыжановская-Рочестер» // Оккультизм и Йога).

Е. И. Рерих, в целом критично оценивая творчество писательницы, писала: «Ведь и книги Крыжановской сделали свое доброе дело. Наряду с немалой пошлостью, книги эти содержат истинные жемчужины. Несомненно она достойна уважения, ибо книги ее принесли свою пользу. Также несомненно, что ее серия «Маги» несравненно талантливее и богаче верными сведениями, нежели произведения многих позднейших романистов на оккультные темы» (Е. И. Рерих. Письма. Т. 1, с. 338).

Еще при жизни писательницы ее книги – особенно серия «Маги» – выдержали несколько переизданий, выходили они и после смерти Веры Ивановны – в Риге и Берлине, вплоть до середины 30-х годов.

Не приняв революцию, Вера Ивановна Крыжановская эмигрировала в Эстонию. Но здесь она уже почти не писала – средств на издание книг не хватало. Она зарабатывала на жизнь, работая на лесопильном заводе «Форест», что очень сильно сказалось на здоровье. Денег не хватало не только на издание, но даже чтобы жить по-человечески. Вечерами подрабатывала...гадая на картах. Скончалась писательница в полной нищете 29 декабря 1924 года в Таллине, «скончалась в маленькой, убогой комнатке, на старой железной кровати. Только двое присутствовали при последний ее минутах: дочь Тамара и верный друг их дома» (Вс. Нымтак. Воспоминания. Таллин, 1935 г. Цит. по «Оккультизм и йога», 1961, с. 44).

Похоронена писательница на таллинском Александро-Невском кладбище.

За 30 лет творческой работы, В. И. Крыжановская-Рочестер создала более 80 романов и повестей (большей частью это была фантастическая проза), к сожалению многие издания и публикации практически утеряны. Сегодня книги Веры Ивановны Крыжановской возвращаются к читателю.

Е. В. Харитонов,

1996 г.

В числе первенцев межзвездных путешествий и контактов стоит назвать пенталогию Веры Крыжановской-Рочестер «Маги» (1901–1916), герои которой – некая каста бессмертных магов – вовсю странствует по временам, в параллельные и инозвездные миры. Кстати, впервые в мировой НФ здесь был описан метод телепортации. Крыжановская-Рочестер первая освоила популярную в фантастике ХХ века тему прогрессорства. В заключительной книге пенталогии, «Законодатели» (1916), бессмертные маги покидают гибнущую Землю на заблаговременно построенных космических кораблях и отправляются к Новой планете, где человечество едва вышло из первобытного состояния. Там-то земные прогрессоры и создают новое общество, воспитывая аборигенов «по своему образу и подобию».



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001