История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Максим Шерстюгов

НОВЫЙ ГАМЛЕТ И АНТИ-АНТИХРИСТ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© М. Шерстюгов, 1999

Книжный клуб (Екатеринбург).- 1999.- 15-21 марта.- ( 11 (128)).- С. 4-5.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

"Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам". На эту гамлетовскую ноту настроены, кажется, все любители и создатели "фэнтези". Ничем не ограниченное воображение готово вместить любую форму монстра, сколько угодно "тонких" и "потусторонних" миров, огромное разнообразие заколдованных артефактов, а также центральную фигуру супергероя, наделенного, естественно, суперсвойствами. Суперсвойства эти таковы, что центральный персонаж "фэнтези" уже почти не может участвовать в чисто человеческих - то есть литературных, психологически наполненных - конфликтах: слишком малы и слабы возможные противники. Поле его героической деятельности - сверхчеловеческое. Враг супергероя - всегда некая темная Сила, обладающая чем угодно, только не психологией. Отсюда основное внутреннее противоречие жанра "фэнтези": при том, что воображение авторов как будто ничем не сковано, сюжеты произведений довольно однообразны. В конце концов, нет большой разницы, предстает ли Зло в виде колдуна, волкодлака или тиранозавра с тремя головами: форма монстра, на разработку которой у писателя уходит немало сил и слов, очень быстро теряет художественный смысл. Тем более что редко кто из фантастов удерживается от того, чтобы не переборщить по части монструозных форм - в ущерб самой простой "интересности" своего романа.

Видимо, единственный выход лежит в очеловечивании супергероя: пройдя по полному кругу "полетов во сне и наяву", он должен вернуться к какой-то своей несовершенной сущности. "Быть или не быть", - вот вопрос, который должен задать себе фэнтезийный супермен, понимая уже, что решение не сводится к исходу поединка с каким-нибудь очередным внешним супермонстром. К счастью, именно по этому пути пошел молодой писатель из Нижнего Новгорода Андрей Плеханов, дебютировавший подряд тремя книгами в московском издательстве "Центрполиграф".

Первые две книги - "Бессмертный" и "Мятежник" - представляют собой цельный цикл, или круг. Главный герой сериала Демид Коробов поначалу наделен всеми исходными гамлетовскими комплексами: это нерешительный, не особо активный по жизни человек, целиком погруженный в свои научные биологические изыскания. Правда, он не вял и не толст: как и положено супергерою, он мастер единоборств, хотя мастерство свое предпочитает держать в пределах спортивного зала. По Демиду, маленькая университетская зарплата лучше больших неприятностей. Иногда Демид ради некоторых денег соглашается исполнить роль телохранителя. Но не потому, что у него чешутся кулаки: просто он "счастливчик", "везунчик", пуля, выпущенная в него, всегда пролетает мимо, и наниматели надеются, что, если взять с собой на разборку живой талисман, то на них распространится аура его везенья. Не все и не всегда проходит благополучно: во время разборок Демид не избежал замазаться в крови, но радикально действовать начинал только тогда, когда обстоятельства уже не допускали иного. На свои паранормальные способности - чтение мыслей, изредка предвидение будущего - герой старался не обращать особого внимания.

Но, как это часто случается в "фэнтезийных" сюжетах, Демид был изначально избран для великой миссии: естественно, для спасения мира от Зла. Далеко не сразу автор знакомит читателя с тайной его рождения - да поначалу это и неважно. Толчком к событиям становится встреча героя с девушкой Яной, канадкой русского происхождения: хорошая, благочестивая, верующая девушка, подав нищему на паперти, подпала под влияние злых чар. Нищий был не кто иной, как злобный колдун Агей, решивший превратить Яну в свою помощницу-ведьму. Чтобы избавиться от порчи, Яна приехала в Россию. Нанятый телохранителем к богатой иностранке, Демид в действительности стал ее помощником в поисках мистического "противоядия". Ясное дело, что не обошлось без внезапно вспыхнувшей любви: только когда это произошло и было осознано, Демид получил достаточную мотивацию для борьбы с непонятной нечистью. Вернее, чувство к Яне временно устранило сомнения героя, что в накатившем на него клубке есть Добро и что есть Зло.

Интересно, что главный герой романов Андрея Плеханова внутренне не приемлет именно того расклада, который и формирует обычно "фэнтезийный" сюжет. Демид не может простодушно встать на сторону того, что именует себя Добром, и отдать все силы борьбе за его торжество. Тем более что колдун, которому, по всем нормальным человеческим понятиям, следовало отрубить голову и вогнать в сердце осиновый кол, оказался далеко не прост. Далее по сюжету выяснилось, что источник колдовской силы Агея имеет очень древнюю историю. Оказывается, данный монстр был всего лишь воплощением, или телом, одного из бесчисленных Духов Тьмы, являющихся, в порядке живой очереди, в наш Цветной Мир, чтобы позабавиться игрой с людишками. Очередь возникла потому, что в незапамятные времена один из Духов взбунтовался против Мира Тьмы и запечатал лаз между мирами, так что теперь в оставшуюся щелочку может просочиться только один из темных игроков, а остальные вынуждены томиться бездельем и вынашивать замыслы. Этот Мятежник, своеобразный анти-Антихрист, сохранил родовую способность вселяться в человеческое сознание и тело: человек, носитель Мятежника, становится Защитником Господа, его благородная задача - расстраивать козни очередного темного гостя и, по возможности, отправлять его обратно в Преисподнюю.

Таким образом, история с Яной оказалась предысторией: вся комбинация была затеяна, чтобы предыдущий Защитник обнаружил Демида и передал ему Имя и вместе с Именем - целый комплекс паранормальных сверхспособностей. Демид не хотел такого подарка, он стремился всего лишь решить свои личные проблемы. Но так уж карта легла, что он не смог отвертеться. Став полноправным Защитником, получив в наследство от предшественника серебряный меч и мыслящий компьютер, Демид все равно не принял на веру правила игры. Его с самого начала смущала подозрительная бесконечность битвы Добра со Злом. Выходило, что ни одна сторона не имет шанса победить окончательно. Отсюда возникал простой вопрос: кому все это нужно в действительности? Чтобы разобраться в положении дел, Демид прошел через множество испытаний, через потерю любви, потерю памяти, через борьбу с так называемой Армией Добра. Эта полуфашистская секта стала для Демида наглядным примером "перевертыша": очередной гость из Преисподней, приняв личину святого, привлекал романтически настроенных подростков и формировал из них штурмовые отряды. Секта, под лозунгом борьбы с криминалом, уже заняла позиции перступных группировок в различных сферах влияния, включая рэкет, и нацелилась заместить собой какую-никакую, но все-таки легитимную власть. Сила, вытесняя Зло, сама становилась Злом, и физическая гибель главы секты не решила ни одной возникшей проблемы.

На счастье Демида (как выяснилось позже, потомственного Защитника), Мятежник не мог, подобно прочим Духам Тьмы, целиком овладевать сознанием своего носителя. Главной борьбой Демида становится борьба за свою человеческую сущность и свободу воли. Осознав, что без человеческой составляющей Зобро и Зло теряют всякий смысл, он задался вопросом: а так ли нужен в Цветном Мире собственно Мятежник? И не лучше ли будет вовсе запечатать Врата, через которые в наш мир проникают темные игроки?

Не совсем понятно, почему сериал Андрея Плеханова оказался в серии "Загадочная Русь", где до того выходили лубочные "славянофэнтезийные" произведения Юрия Никитина. Особой связи со славянской мифологией и былинным антуражем Андрей Плеханов, к счастью, не поддерживает. В первой книге он предпринял некоторую стилизацию языка под русскую народную сказку, но, почувствовав, как видно, противоречие между формой и содержанием, вовремя от такой стилизации отказался. И вообще - чем дальше, тем больше в сериале китайского. Оказывается, борьба Мятежника с Духами Тьмы исторически протекала в основном на территории Поднебесной, поскольку конфуцианский тип сознания - готовность к подчинению и служению - был идеален для Защитника. Прямым предшественником Демида, его предыдущим воплощением был средневековый медик и воин по имени Лю. Только Лю не сумел оказать своему Хозяину настоящего сопротивления, а Демид взял за и запечатал дырку в Преисподнюю непосредственно камнем Нуклеусом, в котором сосредоточилась сущность анти-Антихриста.

Несмотря на то, что "Бессмертный" и "Мятежник" - дебютные книги Андрея Плеханова, они сделаны очень добротно, можно сказать, вполне профессионально. Впечатляет эрудиция молодого автора - хотя в "фэнтезийном" сериале она могла проявиться только в каких-то поверхностных вещах. Профессионализм выразился и в том, что сериал продолжился третьей книгой: "Лесные твари". В этом романе Враг, разумеется, оживет, и приключения героя пойдут по новому витку. В смысле бесконечных продолжений коммерческое ремесло, безусловно, враг художественности. Но посмотрим, что будет дальше. Хорошо уже то, что третья книга сериала Андрея Плеханова не слабее первых двух.

    Максим Шерстюгов



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001