История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Максим Шерстюгов

999 ЛИТЕРАТУРА

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Максим Шерстюгов, 1999

Книжный клуб (Екатеринбург).- 1999.- 12.- С. ?

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Число 999 стало для сегодняшних изданий (в том числе периодических) почти таким же роковым, как пресловутое 666. Как известно, тираж в 999 экземпляров не требует лицензий и регистраций и является в свет на правах рукописи. Почти всегда это характеристика не количественная, но качественная. Издание числом 999 – вольное: может быть, местами и блестящее, но не самодисциплинированное. Иногда это просто типографским способом отпечатанное сырье.

Пермский журнал «Лавка фантастики» (где выход номеров, по сведениям Суперфэна РФ ИГОРЯ ХАЛЫМБАДЖИ, задерживается примерно на год по отношению к объявленному на обложке) принадлежит именно к 999-литературе. Понятно, что самый факт его существования отраден. И выстроен журнал – на уровне отдельного номера – неплохо. По любому из попавшихся мне в руки трех номеров даже не-фэну становится понятно, что фантастика – не просто жанрово-тематическая область литературы, но своеобразное общественное явление. В каждом номере присутствуют «портретные» материалы о деятелях фэн-движения. Мне, например, показалось интересным небольшое интервью с художником-фантастом Дмитрием Земляниным, подготовленное Игорем Легковым. Порадовал раздел, посвященный фантастике в кинематографе. Я с благодарностью к редакции прочел переводную статью Анджея Сапковского «Пируг, или нет золота в серых горах». В то же время подбор рецензий в рубрике «Там-сям-издат» выглядит случайным. Такое могло бы практиковаться, если бы журнал выходил хотя бы ежемесячно: тогда содержимое рубрики выглядело бы просто очередным «уловом» из моря фантастики, не претендующим ни на какую концепцию. Если же издание появляется в свет столь редко, ему имеет смысл более ответственно подходить к своему разделу критики: говорить о тенденциях, о каких-то базовых событиях, знаковых новинках. Вообще редакция не очень чувствует, что помимо уровня номера есть еще и уровень целого. Скорее всего, виной тому отсутствие нормальных материальных возможностей. С другой же стороны, у редакции между номерами есть время просто подумать.

И наконец – о прозе журнала. Здесь основные авторы – редактор «Лавки фантастики» В.Запольских и известный писатель, финалист Букеровской премии В.Букур. Можно сказать, эти имена – почти журнальные рубрики. Что же мы имеем? В номерах журнала представлен главным образом загнанный в угол и почти уничтоженный жанр фантастического рассказа. И это хорошо. Любопытные идеи и нетривиальные образы – присутствуют. Рассказы В.Запольских и В.Букура вполне осуществляют свое право не быть коммерческими. С другой же стороны, они осуществляют свое полное право обходиться без редактора – то есть без ценза профессионализма. При ярком блеске отдельных частей, ни одна часть текста не отвечает в целом за текст. О стилистических ляпах я уже не говорю.

Видимо, есть большая разница между периодическим изданием, выходящим регулярно, и периодическим изданием, выходящим время от времени. Регулярность выхода «тренирует мускулы», поддреживает форму, заставляет чувствовать процесс. Понятно, что плохая периодичность – беда не только «Лавки фантастики». Тот же журнал «Урал» никак не может очухаться от почти годичной летаргии: первые номера за 1999 год – все еще сонные, совсем не лучшие в истории журнала. Тем не менее я, как читатель, эгоистичен: мне подавай «Лавку» по высшему разряду.

Эх, этому бы журналу да спонсора хорошего...

    Максим Шерстюгов



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001