История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Д. Скирюк

БЕССОНОВ, АЛЕКСЕЙ, «ЧЁРТОВА ДЮЖИНА АНГЕЛОВ»

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Д. Скирюк

Любезно предоставлено творческой мастерской «Второй блин»

Бессонов, Алексей, "Чёртова дюжина ангелов" (М. ЭКСМО, "Абсолютное оружие", 2000)

Две буквы - "О" и "А". В чём разница?

В который уже раз убеждаюсь: книжная серия "Абсолютное оружие" - это диагноз. Сопротивляться этой болезни может не каждый, имена таких счастливчиков можно пересчитать по пальцам. Лично мне на память приходит только Лев Вершинин, но он, как говорится, "поспешает медленно", да Брайдер с Чадовичем. Складывается впечатление, что каждый, попадающий в обойму этого самого "оружия", очень скоро становится писателем, производящим грамотное, коммерчески успешное, но вполне рядовое чтиво. Именно - производящим, поскольку творчеством это можно назвать с большой натяжкой.

Алексей Бессонов начинал со "звёздных саг", как именует его творения известный критик Игорь Чёрный. Тем не менее, предыдущий его роман оказался сюрпризом - неким уходом в сторону, уходом неожиданным, не без налёта элегантности и блеска. Однако его новая книга - "Чёртова дюжина ангелов" возвращает нас в мир космического боевика, в хитросплетение интриг секретных служб и звёздных перестрелок.

В книге две повести, связанные общими героями. Первая - вполне стандартная "космическая опера", где герои "робинзонствуют" и ищут сокровища. Вторая - авантюрная - своеобразный психологический триллер с уклоном в детектив (герои выслеживают террориста и пытаются предотвратить войну). По уровню исполнения обе эти вещи очень ровные, но к сожалению совершенно плоские, наполненные стандартными пальбой, космическими пиратами, погонями и хождениями по барам. Но если, скажем, в голливудском кинобоевике компьютерные спецэффекты, кривляния Джима Кэрри или трюки Марка Дакаскоса способны "вытянуть" даже совершенно безнадёжный сюжет, то в книге этого сделать невозможно, если игнорировать внутренний мир героев. Не крутятся поступки и дела вокруг картонных персонажей, не завязывается интрига, когда в книге действуют не люди, а типажи. Особенно ужасен в этом смысле главный герой - имперский офицер госбезопасности, космический пилот в отставке Хикки Махтхольф по прозвищу Хикки Непутёвый. Вот уж действительно - ничего лишнего. Аристократ, истинный ариец. Характер нордический. Не женат (по крайней мере - в первой части). Классический герой боевика, за исключением телосложения и роста. Какую сцену ни возьми, у него лишь две ипостаси: либо он с пушкой, либо - с бутылкой. В этом не было бы ничего плохого, если бы он ещё хоть что-нибудь делал. Кстати, надо отдать автору должное - пьют в романе артистически. Виртуозно пьют. Просто поражаешься, как много, оказывается, существует выражений, в которых можно описать процесс поглощения виски, рома, бренди и других спиртных напитков. Смотрите, дети, и никогда так не делайте - вот что получается, если не знаешь, чем занять своих героев. А делать им по большей части нечего: все проблемы в романе решаются путём deus ex machina - появляется кто-нибудь вышестоящий (вариант: звонит по телефону), и улаживает дело. К чему был весь сыр-бор - совершенно непонятно. В целом книга оставляет довольно блеклое впечатление. Силуэты персонажей сливаются, и трагедия Хикки Непутёвого и его спутников не выглядит трагедией, даже бравурный финал не спасает дела.

Но всё это на деле несущественно. Если смотреть совсем уж непредвзято, то по большому счёту все подобные претензии к тексту безосновательны. Ну разве можно требовать сколько-нибудь сложного сюжета от космической оперы? Того, что предлагает нам Бессонов, вполне хватает, чтобы книга читалась. К тому же этот сюжет неплохо проработан, текст вычитан, "гвозди" нигде не торчат. Несомненная (и, к сожалению - единственная) удача автора, это созданный им образ Райнера Лоссберга. В начале первого романа - полковник, в конце второго - легион-генерал, только он один и спасает честь заведения. Ветеран, флотский офицер с манерами светского льва и психологией старого служаки, блестящий тактик, стратег и философ с уклоном в дзен; он получился настолько ярким и живым, что остальные трое или четверо просто теряются на его фоне. Эффект от его присутствия сравним по силе с ситуацией "и тут выхожу я, весь в белом".

"Алые крылья огня" были событием, почти прорывом: ещё немного, и об авторе всерьёз заговорили бы, как о видном "криптоисториографе". "Чёртова дюжина ангелов" обыденна настолько, насколько может быть обыденна космическая опера. Не меньше, но и не больше. Нет, я вовсе не считаю космооперу "фантастикой второго сорта"; это тоже путь, и путь вполне достойный. Вопрос в том, стоит ли страдать из-за того, что господин Бессонов выбрал космический боевик, с которого начинал. А кто может дважды войти в одну и ту же воду? "Ветер и сталь" остались в прошлом, фантазии теперь хватает только на создание добротного коммерческого текста. Странно наблюдать, как в общем-то талантливый автор, вышедши за рамки обыденного, потом стремится залезть обратно, идя по пути наименьшего сопротивления.

Конечно, быть в обойме "Абсолютного оружия" - дело такое, специфическое дело. Многим нравится. Вот только каково это, быть холостым патроном? Грохоту - хоть отбавляй, но мишени-то целёхоньки. "Алые крылья" я буду перечитывать, "Чёртову дюжину" - сомневаюсь, что буду. Не хочется делать каких-то прогнозов, но иногда мне кажется, что ещё один такой роман, и о писателе Бессонове станут говорить в прошедшем времени.

Две буквы - "О" и "А". В чём разница?

В реакции читателя на книгу.

В первом случае: "О, Бессонов!"

Во втором: "А, Бессонов..."

Выбирайте. Лично я - пас.

    Дмитрий СКИРЮК



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001