История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

[Д. Скирюк]

БУРКИН, ЮЛИЙ, «ЦВЕТЫ НА НАШЕМ ПЕПЛЕ»

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Д. Скирюк

Любезно предоставлено творческой мастерской «Второй блин»

Буркин, Юлий, "Цветы на нашем пепле".

В сознании массового читателя фантастики (подчёркиваю - не фэна, а массового читателя) Юля Буркин всегда воспринимался как лицо второстепенное, скорее часть, чем нечто целое. Отчасти это действительно так. Мышление рок-музыканта позволяет ему с лёгкостью "работать в группе", то бишь писать в соавторстве. Вспомним "Остров Русь" и "Подлинную историю ансамбля Битлз". Вдобавок Юлий - виртуоз малой формы: лучше всего до сих пор ему удавались повести, рассказы, и поэтому появление его первого "сольного" большого опуса вызвало естественный интерес и настороженность. Надо сказать, вполне оправданные.

Хочется немного отступить от темы. Без сомнения, художник Сева Мартыненко уже давно заслужил себе бронзовый памятник. С давних пор он оформляет творения друзей - как Юлия Буркина, так и Сергея Лукьяненко, но чтобы рисунок послужил толчком к написанию книги - такого не упомню. Эльф с автоматом, а вот поди ж ты! Свой opus magnum Юлий Буркин сочинял четыре года, но воистину результат того стоит. Сюжет книги раскручивается медленно, как гигантская юла, но раскрутившись, захватывает насмерть и уже не отпускает до самого конца. А главное, Буркин знает, когда вовремя остановиться - после прочтения совершенно не хочется издать традиционный клич: "А дальше?", ибо вопросов уже не остаётся. Отточенный на малых литературных формах стиль автора чувствуется везде. Ничего лишнего, никакой "воды", всё предельно функционально, просто, и красиво этой простотой. И даже немного "хромающая" средняя часть нисколько книгу не портит.

Бледная "тарзаниада", с которой всё собственно и начинается, как-то незаметно, даже элегантно перерастает в масштабную повесть о крушении надежд, экологической и социальной катастрофе, и любви, как единственной вещи, ради которой стоит жить. Разумные бабочки с телами людей... С точки зрения генетики и биологии - полнейшая чушь, но как это обыграно социологически! После прочтения возникают определённые аллюзии на "Дюну" Херберта, романы Джека Вэнса, Дэна Симмонса, но в целом это - глубоко самостоятельное произведение. Известно, что хорошая литература никогда не даёт готовых ответов, она лишь поднимает вопросы. Но здесь автору удалось даже большее - его книга заставляет читателя задавать вопросы самому себе. И какие вопросы! Буркин не боится любых допущений, драматизирует ситуацию до предела и раз за разом ставит читателя в такое положение, когда невозможно различить, где добро, а где зло.

Надо сказать, что песенная натура автора проступает и тут: книга развивается по всем законам музыкального произведения, от увертюры до финального крещендо, которое парит в вечности как заключительный аккорд в битловской "A Day In The Life". А уж насколько великолепны стихотворные эпиграфы, объяснить не получится: это надо читать самому. Без сомнения, "Цветы на нашем пепле" на сегодня не только лучшее произведение Буркина, но и главный претендент на звание лучшего фантастического романа года.

Читайте. Хорошую песню... ой, простите, - хорошую книгу надо читать хором.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001