История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Стариков

ПЕРЕД ЛИЦОМ БУДУЩЕГО

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© В. Стариков, 1974

Уральский следопыт.- 1974.- 3.- С. 76-77.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Я читаю свою дневниковую запись 1969 года: "Какая сегодня лунная ночь! Здесь, в лесном краю, ее диск особенно ясен. Такой в городе, где всегда стоит пыль, не увидишь.

Сегодня я смотрю на луну по-особому. На ней сейчас два земных человека - Нейл Амстронг и Эдвин Олдрин. Наверное, они уже положили визитную карточку: "Здесь люди с планеты Земля впервые ступили ногой на Луну. Июль, год 1969-й нашей эры. Мы пришли с миром от всего человечества".

Силюсь представить, как они ходят по ней, пробуют прочность почвы, трогают руками камни. Что они испытывают, эти два человека, которые фантазию превратили в реальность? Человек на Луне! Мы, современники, должны гордиться, что в наши дни совершен этот подвиг".

А до этого был апрельский день 1961 года, когда наш Юрий Гагарин взлетел в высокое небо и совершил первый виток вокруг Земли. Первый человек в космосе! Казалось фантастикой. А потом события все убыстрялись. Полет за полетом - коллективами, со все более продолжительным отрывом от Земли. Подвиг Валентины Терешковой! Вот уже и вымпел Советского государства доставлен на Луну. Сейчас советские и американские космонавты готовятся к совместному полету.

Неужели прошло всего только 12 лет с того дня, когда Юрий Гагарин произнес крылатое слово: "Поехали!.."?

Фантастика вошла в каждый дом. Отсюда и повышенный интерес читателей к фантастической литературе, желание заглянуть в волнующие дали будущего человечества.

Поэтому читатель не пропустит сборника научно-фантастических рассказов "Ниточка к сердцу" известного современного английского писателя Э. Ф. Рассела, выпущенного московским издательством "Мир". Отдельные его рассказы появлялись в наших популярных еженедельниках и обратили на себя внимание тех, кто увлекается фантастикой. Книга же его, включающая двенадцать рассказов, выходит впервые.

Писатель владеет искусством движения лаконичного остродинамичного сюжетного повествования. Каждый рассказ сборника напоминает стремительный полет стрелы, пробегающей путь от спуска тетивы до центра мишени, куда она вонзается острием. Второе достоинство - автор избегает усложненной терминологии, которой щеголяют иные, пытаясь тем самым вроде раскрыть всю непохожесть мира техники будущего. Автор как бы обращается к самому широкому кругу читателей, далеких от сложной техники.

Его герои действуют в эпоху, когда совершилась научно-техническая революция и человечество вышло в просторы галактик, свободно сообщается с другими планетарными системами, входит в контакты с иноземными цивилизациями и те в свою очередь входят в контакты с землянами.

Рассказы Э. Рассела реалистичны по самой своей сути. Характеры современных людей автор переносит в условия будущих веков. Условия эти, естественно, таковы, какими их представляет художник. Это сопоставление, совмещение характеров и обстоятельств необычайно интересно. Вот юноша, который огнеупорное чрево обыкновенной печи, выпекающей хлеб, хочет видеть машинным отсеком космического корабля. Он мечтает о звездах. Он пекарь, а мечтает о полетах в далекие миры. Встреча с полковником Космического корпуса переворачивает его жизнь. С помощью полковника юноша поступает в Космический колледж, где из десяти тысяч принятых восьми тысячам обычно "не хватает пороха выдержать четыре года упорного труда и сосредоточить все помыслы и силы души на одном" - готовности полной самоотдачи делу. Полковник, напутствуя юношу, просит: "Всегда быть таким, чтобы мне не было стыдно за тебя".

Об этом Жюль Риу, став командиром корабля, всегда помнил.

"Он был штурманом, вторым пилотом, потом первым, и место его было на носу корабля, как он всегда мечтал, и он действительно погружался в необъятный звездный мир, который так любил. Размеренно чередовались часы, отведенные на сон, отдых и работу, и, когда он работал, его постоянно переполнял неослабевающий восторг перед тем, что ему доводилось видеть, наблюдать, изучать... Когда корабль после долгого полета наконец приземлялся, один лишь капитан спускался по трапу неверными шагами, голова у него кружилась от постоянного нервного напряжения и недосыпания, и это никого не удивляло, словно так и надо. Временами его одолевало искушение подать рапорт с просьбой понизить в чине, но ведь: "ВСЕГДА БУДЬ ТАКИМ, ЧТОБЫ МНЕ НЕ БЫЛО ЗА ТЕБЯ СТЫДНО", и это все решало". Внешний пересказ дает слабое представление о духовной силе человека, посвятившего свою жизнь любимому делу.

Или вот рассказ "Ниточка к сердцу", по которому получил название сборник.

На Маяке в глубине Вселенной служит смотритель. Он живет на крошечной планете с почти земной атмосферой, с крошечными скалистыми островками, на которых нет ни одного живого существа. Он, смотритель, прилетел ради очень высокого заработка на десять лет службы. От одиночества, утраты всех людских связей, от вечной тишины три его предшественника сошли с ума. Он чувствует, что и с ним может случиться подобное. Жизнь на планете страшна своей монотонностью, но она необходима. Ведь маяк светит всем проходящим в галактические дали кораблям. Он для них путеводная звезда, связь с домом. Без него они не могут обойтись. Но что будет со смотрителем? Земной мир манит его к себе. Хоть бы какое-нибудь существо рядом! И вот однажды он услышал какие-то звуки, выбежал из своего домика и увидел сотни чаек над озером. "В их крике он слышал песню пустынных островов, гимн вечного моря, дикую ликующую мелодию - голос родной Земли". Кто-то понял тоску этого одинокого и по-настоящему мужественного человека, понял, что вот эта ниточка к сердцу от Земли может спасти его.

Это рассказы одного порядка, проникнутые гуманизмом, человеколюбием. Но такими ли будут человек и общество того далекого космического века? В других рассказах автор рисует будущий мир, в котором человек и все отношения остались прежними, антигуманными, основанными на силе, на корысти, на подавлении человеческой личности.

Естественно, Э. Рассел рассматривает проблемы будущего со своей точки зрения, которая отражает то, что сейчас волнует передовые умы капиталистического общества. Он рисует разрушительные, разъедающие душу и мозг стихии - силу наживы, захватнические стремления.

Он как бы противопоставляет мир, созданный гуманным общественным строем, живущим и развивающимся по законам добра, красоты, миру наживы и корысти, несущему разрушение не только тем, на кого они нападают, но и себе самим.

Командор Круин из рассказа "Конец долгой ночи" явился на планету, чтобы объявить ее собственностью другой планеты - планеты Гульда, во главе армады кораблей, команды которых состоят из 70 человек, снабженных оружием уничтожения. Инопланетяне, достигшие большой культуры, встретили пришельцев дружелюбно, но Круина это не устраивает, он готовится к уничтожению большей их части и порабощению оставшихся.

Другая проблема, тревожащая автора, - в чьих руках должны быть открытия, совершенные великими умами человечества?

Ответ, который вытекает из рассказов "Кресло забвения" и "Будничная работа", однозначен. Только люди доброй воли, подлинные гуманисты, имеют право распоряжаться высочайшими достижениями техники. Значит, общество должно быть всерьез озабочено воспитанием своих членов такими, чтобы исключались преступления против нравственности. Иначе легко может сложиться ситуация вроде той, которая изложена в рассказах "Кресло забвения" и "Будничная работа".

Ученый изобрел кресло, которое позволяет духовной силе одного человека воплотиться в материальную оболочку другого. Ученый думает, что таким образом высший интеллект может, путем перехода в тело физически сильного человека, существовать бесконечно. Но его кресло попадает в руки убийцы, и тот спасается от наказания смертью за совершение кровавого преступления.

Техническая революция совершилась, но общество, как его изображает Э. Рассел, в своем развитии осталось на той ступени, когда власть находится в руках привилегированного слоя, когда по-прежнему торжествует сила денег. Таковы и представители инопланетных цивилизаций. В рассказе "Будничная работа" Вэнеш, инопланетянин, обладает такой силой гипноза, что в тысячную долю секунды может убедить мыслящий мозг в чем угодно. Он появился среди людей, внушая, что у него такой, как и у них, внешний облик. Знакомясь с новой для него цивилизацией в шпионских целях, он устанавливает, что тут большую силу имеют деньги, необходимые на каждом шагу. Путем внушения он устраивает дерзкие ограбления банков. За ним идет изощренная охота. Побеждают земляне, убивая выслеженного ими Вэнеша, не сумевшего учесть всех обстоятельств жизни этой планеты.

Мы себе будущее представляем по-иному. Вместе с торжеством научно-технической революции человек пройдет сложный путь духовного обновления, расставшись со всеми отрицательными качествами, наложенными на него веками существования эксплуататорского общества. Почему же хочется рекомендовать молодому читателю книгу Э. Ф. Рассела? В ней убедительно раскрываются те возможности, которые даются человечеству при торжестве овладения вершинами науки и техники. Человек свободно общается с иными мирами, устанавливает связи с Вселенной. В ней есть и тревоги за будущее, когда достижения науки и техники могут оказаться орудием порабощения и угнетения представителей других цивилизаций.

Книга поможет осознать молодому читателю, что за будущее надо бороться, что каждый шаг человека сегодня - это крохотный кирпичик здания будущего. Каким оно будет? В чьих окажется оно руках? Ответственность за это ложится на всех нас, живущих сегодня. И особенно - на молодых.

    Виктор СТАРИКОВ



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001