История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Николай Вечканов

РАСТУЩЕЕ СКВОЗЬ ВРЕМЯ

ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ

© Н. Вечканов, 1982

Техника-молодежи.- 1982.- 5.- С. 14-15.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Джордано Бруно (дерево, 1981 г.)

Корни замечательного искусства скульптуры по дереву уходят в незапамятные времена; Дерево - самый распространенный и доступный материал, легко поддающийся обработке даже самыми примитивными инструментами. И добавим, весьма долговечный: в музеях мира нередки деревянные статуэтки, возраст которых измеряется тысячелетиями.

Деревянная резьба издавна применялась как в ритуальных, так и в прикладных целях. Еще пять тысяч лет назад безымянные мастера Древнего Египта вырезали из дерева многочисленные фигурки воинов и приближенных фараона, которые должны были сопровождать его в последнем путешествии в царство мертвых: миниатюрный, но надежный корабль для этого опасного плавания, а также разнообразные предметы домашнего обихода, которые могли ему пригодиться в "загробной жизни". Готовые скульптуры раскрашивались в натуральные цвета, устанавливались в погребение и замуровывались вместе с саркофагом. Археологи по сей день продолжают находить все новые и новые образцы этого искусства, причем зачастую в идеальной сохранности.

Многовековая традиция деревянной скульптуры характерна и для таких древнейших культурных центров, как Индия, Япония, Индонезия. Мелкая бытовая пластика, исключительно богатые архитектурные украшения, обрядовые тотемные знаки, тончайшая резьба по деревянным элементам оружия... Впрочем, нельзя объять необъятное: эта область искусства Древнего Востока настолько обширна, что ее просто невозможно втиснуть в узкие границы небольшой публикации. Да мы, разумеется, и не ставим перед собой такую задачу.

Икар. Памяти космонавтов Г. ДОБРОВОЛЬСКОГО, В. ВОЛКОВА, В. ПАЦАЕВА. (Тон. дерево, 1979 г.)

Не менее древнюю историю имеет ритуальная деревянная скульптура Австралии, Океании, Америки и особенно Африки. Наряду с тотемными знаками и знаменитыми мистическими масками талантливые негритянские мастера до сих пор изображают в дереве различные бытовые сценки, с одной стороны, следуя традиции, а с другой - видоизменяя ее в соответствии с глубокими переменами, произошедшими в жизни "черного континента". Сегодня на людных базарах, скажем, Бенина скульптурное изображение охоты на носорога зачастую соседствует с сюжетами, заимствованными из героической борьбы против колониального ига.

Все культуры и все эпохи внесли свой вклад в искусство резьбы по дереву. Например, в исламском мире строгие законы шариата, запрещающие изображать человека, заставили художников искать иные пути и, таким образом, стимулировали создание утонченных резных изображений животных, растений и геометрических орнаментов, являющих собой прочный сплав необузданной фантазии и точного математического расчета. Можно бесконечно долго рассказывать и о деревянной скульптуре готического стиля в европейском искусстве Ренессанса, перешедшей позднее в изысканные формы барокко я буйные композиции рококо... Но не менее интересно и самобытно деревянное изобразительное искусство народов, населявших необъятные просторы нашей многонациональной страны.

Наша жизнь - в грядущее рваться (Тон. дерево, 1977 г.)

Слово "Русь" всегда ассоциировалось с лесами: непроходимой тайгой, тенистыми дубравами, светлыми березовыми рощами. Так что материала у наших предков всегда было под рукой в избытке. И они умело его использовали. С далеких времен язычества они украшали свои жилища и храмы затейливой орнаментальной резьбой, изящными наличниками, коньками... Въезд во внутренний двор обязательно обрамлялся резными воротами. И так далее. Деревянные ложки и прялки, ковши и ларцы, знаменитые матрешки и другие детские игрушки, оживленные фольклорные персонажи... Даже мебель, как правило, почти сплошь покрывалась причудливыми резными орнаментами. Это исконно народное искусство, ставившее своей задачей в основном чисто эстетические цели, не только сохранилось до наших дней, но и обрело новый расцвет благодаря Великой Октябрьской социалистической революции.

Традиции народного искусства развили такие выдающиеся скульпторы, как С. Коненков и С. Нефёдов (Эрьзя), заставившие дерево выражать новые темы, властно ворвавшиеся в мир большого искусства. Примером может служить хотя бы знаменитая работа Коненкова "Освобожденный человек", навеянная героическими событиями первой русской революции. Многие советские художники приняли эстафету из рук выдающихся мастеров и продолжают вносить свой вклад в сокровищницу мирового искусства.

Под рубрикой "Время - Пространство - Человек" наш журнал уже рассказывал о таких мастерах работы с деревом, как скульптор Д. Коненкова ("ТМ" № 4 за 1979 г.) и художник Н. Якимова ("ТМ" № 12 за 1978 г. и № 2 за 1980 г.). А недавно на нашу постоянно действующую выставку принес свои работы молодой украинский художник Анатолий Покотюк, удачно совмещающий в своем творчестве плоскостную живопись со скульптурой. Характерно, что этот художник, как видно из воспроизводимых на наших страницах его произведений, часто обращается к теме космоса. Избранная им техника позволяет соединять прошлое с будущим, показывать бездонную глубину космических пространств в сочетании с реальностью, которая находится, кажется, совсем рядом со зрителем. Именно поэтому так хорошо смотрятся рядом его работы "Икар" и "Наша жизнь - в грядущее рваться". Именно поэтому так выразителен триптих "Планета в ваших руках, люди!", отражающий извечную тягу человека к небу. И наконец, скульптура "Джордано Бруно", доносящая до нас героический облик пламенного итальянского мыслителя.

Триптих "Планета в ваших руках, люди!" (Тон. дерево, 1980 г.). Первобытный человек тянулся к красоте (1-я часть). Люди не должны допустить новой Хиросимы (2-я часть). Будущее человечества связано с космосом (3-я часть).

Для человечества, столкнувшегося к концу XX века с серьезными экологическими проблемами, дерево стало своеобразным символом природы. Симптоматично, что научная фантастика, всегда чутко реагирующая на перемены в окружающем мире, уже включила "ботаническую" тематику в свой "джентльменский набор". Многим читателям наверняка запомнилась поэтичная повесть Р. Янга "Срубить дерево". В защиту земных лесов поднимает оружие герой рассказа М. Пухова "Семя зла". От лица могучего вяза ведется повествование в новелле У. Ле Гуин "Направление дороги". А советский писатель-фантаст Е. Гуляковский в романе "Сезон туманов" создал запоминающийся образ дерева, растущего сквозь время. Корни этого удивительного растения находятся в далеком прошлом, плоды вызревают в будущем, а в настоящем распускаются прекрасные большие цветы...

Этот образ, если задуматься, отражает всю человеческую культуру. И конечно, ее скромный, но неотъемлемый элемент - древнее, но вечно молодое искусство скульптуры по дереву.

    НИКОЛАЙ ВЕЧКАНОВ,
    скульптор

Мы воспроизводим работы А. ПОКОТЮКА из Львовской области.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001