История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Г. И. Ветрова

КОНФЛИКТ И ГЕРОИ В ПОЗДНИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СТРУГАЦКИХ

К вопросу об идейно-художественном своеобразии современной научной фантастики

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Г. Ветрова, 1986

Классич. наследие и современность: Тез. докл. межвузов. обл. науч.-практ. конф. литературоведов (13-16 мая 1986 г.). - Куйбышев, 1986. - Вып.1. - С.198-200.

Пер. в эл. вид А. Кузнецова, 2003

В многостороннем осмыслении специфики современной научной фантастики в последнее время все острее выдвигается вопрос о ее художественности. Однако размышления об эстетической ценности этого жанра нередко звучат слишком общо, неконкретно, а, следовательно, неубедительно.

Конфликт, его своеобразие в значительной мере определяет и особенности действующих лиц, и их расстановку в процессе повествования. Развитие конфликта обусловливает не только связи и противоречия художественных образов, но и соотношение отдельных сторон, компонентов литературного произведения, его внутренне строение" (М. Б. Храпченко).

Структурный характер конфликтов, типологическое сходство и многообразие их художественного воплощения откроет возможность установить идейно-художественную значимость научно-фантастического произведения, степень отражения в нем реальной действительности, особенности сюжетного развития, стилевых компонентов, что, в свою очередь, в многом и решит причастность его к художественной литературе.

Интересный материал в этом плане представляют собой поздние произведения Стругацких "Отель у Погибшего Альпиниста" и "За миллиард лет до конца света". Традиционная тема научно-фантастического контакта с внеземной цивилизацией в повести "Отель у Погибшего Альпиниста" становится второстепенной, своеобразным средством обострения столкновений и противоречий между разными типами сознания, мироощущения и мировоззрения землян, обусловленных современным противоречивым развитием классово-неоднородного общества. Основной конфликтный узел повести "За миллиард лет до конца света" ориентирован на проблему духовно-нравственного выбора героев, наших современников. Собственно научно-фантастическое в ней сведено до минимума. Под давлением неизвестной, но сокрушительной силы каждый герой повести поставлен в ситуацию альтернативного выбора: прекратить научное исследование, явившееся причиной бушевания таинственной силы, или вопреки жестокому давлению и грозам, не отступая перед опасностью невосполнимых потерь и утрат, продолжать работу, обещающую коренным образом преобразовать наши представления об окружающем мире.

Духовно-нравственный конфликт и углубленное психологическое исследование характеров героев делают научно-фантастическую повесть как источником научных гипотез, способом распространения научных знаний, так и полноправным художественным произведением специфического авторского видения действительности, сближает ее, таким образом, с "большой" современной литературой.

Исследование современных научно-фантастических произведений на уровне конфликта и героев дает возможность конкретно определить степень их художественности и причастности и общей литературе, в данном случае, - к социально-психологической прозе.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001