История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Бугров

ЗНАТОКИ ОТВЕЧАЮТ...

ЮМОР, КОНКУРСЫ

© В. Бугров, 1981

/ Рис. Е. Кулинич // Уральский следопыт.- 1981.- 12.- С. 72-77.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Финиширует наша очередная - седьмая по счету - викторина. Чем порадовали нас читатели на этот раз? Многочисленны разнообразные классификации, таблицы, схемы. В форме фантастических рассказов попытались ответить на викторину В. Ковалев (Калуга), ростовчане С. Битюцкий и И. Павловский. Изящное эссе "К вопросу о превращениях" прислал Г. Прокопик (Вязники Владимирской области).

Снабдили эпиграфами свои ответы уфимцы В. Карабаев и Р. Кадиков, В. Мезрин из Ижевска. Наконец, портфель отдела солидно пополнился новыми рассказами, составленными из названий... Но и рассказы, и даже эссе рассыпаются, когда пытаешься втиснуть в их хрупкие формы информацию, которой щедро снабдил нас каждый участник викторины. Не удалось нам пока задействовать таблицы и схемы: объем журнала невелик, страниц, отводимых под "Калейдоскоп", - немного. Ждут лучших времен рассказы из названий... Единственное новшество, которое мы с удовольствием использовали, - эпиграфы к ответам. Кстати, читатели не смогут не отметить, что на этот раз мы охватили в своем обзоре почти все вопросы... кроме третьего из второго тура (об исчезнувших марсианах), который пришлось все-таки отложить на будущее.

ПЕРВЫЙ ТУР

    Всех нас ждут превращения...

      Л. КЭРРОЛЛ.
      Алиса в Стране Чудес.

1. В каких НФ произведениях герои волшебством науки превращаются: в слона? в собаку? в суслика? в дельфина? в кальмара? Продолжите, если сможете, этот ряд превращений.

    Отражение... было голубое, в семнадцать дюймов длиной, и на его безобразном носу торчал рог.

      Э. Ф. РАССЕЛ.

Воздержимся от продолжения нашего ряда: материала для размышлений и без того предостаточно.

"Проблема взаимных превращений "человек-животное" уже волновала умы наших далеких предков, - выражая мнение многих, пишет Е. Щербакова (Миасс Челябинской области).- За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить народные (да и не только народные) сказки: царевна-лягушка, царевна-лебедь, принцы-лебеди, дикое чудище-добрый молодец и еще великое множество образов, знакомых с детства. Правда, в старину все было проще, механизм превращения определялся одним словом - "волшебство". Снять же чары обычно помогало извечное средство от всех напастей - любовь. Иногда механизм превращения как-то зависел от формулы волшебства - заклинания..."

В фантастике, чье родство со сказкой несомненно, и сегодня можно, разумеется, встретить превращения, эквивалентные сказочному: "Попил Иванушка из козлиного копытца - и обернулся козленочком..." Однако значительно чаще современные фантасты в поисках большего правдоподобия ситуации прибегают к формальной или развернутой ссылке на науку, ее безграничные возможности. Многие участники викторины, не ограничившись простым ответом на вторую часть вопроса, разработали даже в разной степени солидные классификации: Е. Кулинич, В. Черник и П. Роскладко из Горловки, Л. Абдулин (Казань), В. Карабаев и Р. Кадиков (Уфа), М. Исангазин (Омск), А. Громов (Мурманск), А. Почуев (Тульская область), А. Замкин (Горький), А. Савин (Москва), девятиклассник Юрий Зубакин (Коркино Челябинской области)... Суммируя предложенное ими, рискнем предложить компромиссный вариант подобной классификации.

Во-первых, пересадка мозга (или части его) хирургическим путам. Именно таким образом профессор Вагнер в рассказе А. Беляева "Хойти-Тойти" спасает от полной гибели своего коллегу, сохранив и затем поместив его мозг в тело слона. Так же появляются и "очеловеченные" дельфин ("Дорогостоящий опыт" М. Грешнова), кальмар ("Мефисто" А. Якубовского), колли ("Вопрос формы" Г. Голда).

Во-вторых, "пересадка" с помощью хитроумных приборов и аппаратов (а точнее - перезапись) сознания, своеобразный "обмен душ". В теле бульдога оказываются, например, изобретатель Беллоу и финансист Гроппер из повести 3. Юрьева "Финансист на четвереньках".

В-третьих, подключение (частичное или полное) к мозгу подопытного животного. Так, в суслика "превращается" мальчик в рассказе С. Гансовского "Зверек".

В-четвертых, целенаправленная перестройка организма, названная у Г. Гуревича "волетворчеством" (облик дельфина, собаки, слона, и сотню самых любопытных иных ипостасей принимают герои рассказов "Когда выбирается я", "Нелинейная фантастика", "Дель и Финия"), а у К. Булычева - "биоформированием" ("О некрасивом в биоформе", "Белое платье Золушки"), встречаются также у П. Амнуэля ("Иду по трассе"), Б. Романовского ("Преступление в Медовом Раю").

И, наконец, как чрезвычайно отдаленная перспектива, маячит в фантастике коренная трансформация вещества тела - отказ от этого последнего, существование человека в виде энергетического облака, при надобности принимающего любой облик...

2. "Темой сегодняшней лекции будет: почему студент потеет на экзамене?" В каком произведении и кем была прочитана эта лекция?

    Много поту, да мало проку.

      В. И. ДАЛЬ
      Толковый словарь.

В отношение нашего вопроса поговорка оказалась неверна.

"Вопрос, конечно, относится к классу сверхлегких, но интересных, - пишет челябинец А. Безлатний. - Лекцию, прочитанную профессором Андросиашвили, я как-то даже переписал а тетрадку и время от времени читаю своим знакомым, которые думают, что в фантастике не может быть ничего интересного. Смеются..."

Вопрос и в самом дела не был труден. Роман В. Савченко "Открытие себя", в котором и была прочитана эта лекция по курсу физиологии человека, помнят три четверти участников викторины.

3. В каких НФ произведениях инопланетяне внешним обликом похожи на земных животных?

    Ба! знакомые все лица...

      А. С. ГРИБОЕДОВ.
      Горе от ума.

И впрямь - знакомые! Обезьяны, кенгуру, "джентльмены моря" - дельфины, кошки, лошади, наши четвероногие друзья собаки, даже... серенький ослик, в рассказе Ф. Брауна "Кукольный театр" преехидно комментирующий слова землянина о "высшей расе человекообразных"!

Класс "quasianimal sapiens" (название предложено В. Карабаевым и Р. Кадиковым) необычайно обширен в фантастике, собственно, это даже не класс, он обнимает едва ли не все типы, классы и виды животного сообщества нашей планеты - от простейших (амебы) до позвоночных. Нам попросту на перечислить всех прототипов инопланетян, названных в ответах на этот, по выражению абаканца В. Борисова, "страшный вопрос". Списки закаленных в викторинных ристалищах читателей достигают тридцати - шестидесяти пунктов, ведь, как подсказывает Е. Ладыгин (Усть-Каменогорск), инопланетяне похожи на земных животных в любых НФ произведениях, где не напоминают людей. (А впрочем, и человек, гомо сапиенс, тоже - животное, уточняют С. Битюцкий с И. Павловским...)

Любопытно замечание А. Козаленко (Курганинск Краснодарского края): "Предпочтение отдается либо домашним животным, либо травоядным, либо дельфинам... А вот хищников что-то не видно". Это не совсем так (в списках фигурируют и медведи, и крокодил с леопардом, и кое-кто еще, с кем вне зоопарка очень не хотелось бы встретиться), но во всяком случае - близко к истине. Возможно, потому, что в инопланетянах фантасты видят, как правило, братьев по разуму...

А приведем-то мы лишь одну-две цитаты.

"Кое-кто полз по земле, кое-кто летел над нашими головами, под ногами мелькали коллекционеры ростом чуть побольше муравья, а рядом с ними шествовали коллекционеры ростом чуть пониже слона..." ("Путешествие Алисы" К. Булычева).

"В щелках опухших глаз проплывают страшные призраки - помесь зоопарка с фильмами ужасов: змеи в пенсне, хохлатая птица с клювом, словно намазанным губной помадой, жуки с моноклями, мохнатые чертенята, рыбы с подведенными ресницами, сросшиеся ежи с глазками на колючках, студенистый мешок с крыльями, спруты в шляпах..." ("Приглашение в зенит" Г. Гуревича).

Кому этого недостаточно, пусть обратится к "Экспедиции в преисподнюю" С. Ярославцева - "современной сказке", в которой есть и Великий Спрут, и паук Искусник Крэг, и "говорящие лягушки из системы Серого Солнца", и "трусливые коты с Цирцеи", и сколопендры, тритоны, скорпионы, и странная тварь, похожая на пингвина, слона, летучая мышь и кролик одновременно, и пожилая разумная лошадь - профессор Ай Хохо с планеты Мокса... •

В "оправдание" же фантастов напомним слова французского астронома К. Фламмариона, сказанные им о человеке: "Он не в состоянии ни отрешиться от земных представлений, ни почерпнуть в неизвестном основы для своих сил. Все, что ни создал бы он, увлекаемый задором самого отважного воображения, всегда будет отзываться чисто земным происхождением..."

4. "Капес позволяет установить надлежащий баланс между противоположными гравитационными полями. Различные сочетания цветных огней указывают на степень и интенсивность разбалансировки гравитационных полей в любой заданный момент..." Согласны ли вы с таким определением "капеса"?

    - Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор...

      Н В. ГОГОЛЬ.
      Ревизор.

Хотя один наш читатель и ответил на этот вопрос энергичным "согласен!", хотя и еще кое-кто поддержал его - правда, много сдержаннее, выдвинув при этом собственные, подчас вполне мудрые условия (к примеру, такое: "если имеется в виду полярное сияние, сочетание цветных огней которого показывает на степень разбалансировки магнитных полей"), - подавляющее большинство (пять шестых!) участников викторины решительно опротестовало приведенное нами определение "капеса".

Э. Ф. Рассел мог бы начать свой рассказ "Аламагуса" нашим эпиграфом. В самом деле, на космический корабль "Неугомонный" нагрянула внезапно инспекция - и вот, из страха перед нею, а также из-за опечатки в инвентарном списке, вместо казенного корабельного пса (сокращенно: "каз. пес") появился таинственный "капес"... Примерно так, как в свое время родились знаменитый "подпоручик Киже" у Ю. Тынянова или "медная калябра" в нефантастическом рассказе И. Варшавского "Ветеран", о котором нам напомнили Г. Фатеев (из Молдавии) и З. Трегубова (Воронеж).

Не будем пересказывать злоключений, пережитых экипажем "Неугомонного". Отметим вместо того, что от внимания читателей не ускользнули и превращения самого рассказа. В других русских переводах вместо "капеса" фигурируют "офес" ("официальный корабельный пес") и "корес" ("корабельный пес"), вместо "Неугомонного" - "Бастлер", а в одной из публикаций и сам рассказ назван куда привычнее для нашего слуха: "Абракадабра".

Вместе с москвичом А. Савиным выразим в заключение надежду: "Может быть, со временем человечество овладеет силами гравитации. Может быть, в этом случае появится прибор, более или менее соответствующий описанию Э. Ф. Рассела. Может быть, его создатели назовут его "капесом" - отдавая должное фантастике..." Отличный сатирический рассказ Рассела, право, того заслуживает.

5. Найдите в фантастике примеры мимикрии животных. И постарайтесь вспомнить: кто притворился... пультом управления космического корабля?

    Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим.

      Козьма ПРУТКОВ.
      Мысли и афоризмы.

Позволим-ка мы себе на миг, вслед за В. Карабаевым и Р. Кадиковым не согласиться с досточтимым Козьмой Петровичем: даже и слону в фантастике ничего не стоит оказаться леопардом; что же говорить о тех созданиях (мурманчанин А. Громов отсылает нас в данном случае к рассказу С. Вейнбаума "Марсианская одиссея"), в ком "птица весной увидела бы себе пару, лиса на охоте увидела бы беззащитного кролика"?! Хищники в фантастике коварны и многолики!

Разумеется, не только хищники. На планете Стовера водится, например, безобидный в сущности паук, который "умеет маскироваться под самых опасных животных, да так ловко, что ему не нужна никакая другая защита" ("Неукротимая планета" Г. Гаррисона).

Однако чаще мимикрируют именно хищники. Причем - в соответствии с неписаными правилами хамелеонов - притворяются отнюдь не только живыми существами. Загляните космический заповедник, о котором пишет Ийон Тихий в открытом письме, озаглавленном весьма характерно для наших насыщенных экологическими заботами дней: "Спасем космос!" Обитатели заповедника, существа, генетически крайне талантливые, приспособились к присутствию бесчисленных туристов и извлекают из того ощутимую выгоду. Чаяки-проглотники притворяются здесь общественными туалетами; муравей стульник мучипула предстает в виде плетеных кресел для отдыха; рипула недолетка, мочистик пресник и мокрец грубный прикидываются киосками с газированной водой, гамаками и даже душами с кранами и полотенцами; змееног телескопник превращается в подзорную трубу; путальник прохвостный имитирует дорожные указатели. И все это - с целью заманить неосторожного туриста, сбить с пути, усыпить бдительность и, в конце концов, употребить в пищу...

После С. Лема трудно сказать что-либо новое - и мы не будем пытаться это делать. Отметим только, что конкретную часть вопроса "указали" лишь две трети участников викторины.

Под пульт космического корабля "загримировала" себя прикорнувшая на этом пульте полутораметровая марсианская ящерица Верочка - любимица Юрковского из повести А. и Б. Стругацких "Путь на Амальтею".

6. На какой планете (и в каком произведении) разумные существа настолько углубились в процесс мышления, что собственные тела перестали их слушаться и сами заботятся о пропитании?

    А Васька слушает да ест...

      И. А. КРЫЛОВ
      Кот и повар.

Доподлинно зная ответ, нам нетрудно провести параллель между крыловским Васькой и разумными существами с Трансплутона. (По свидетельству А. Щербаковой из Перми, "Трансплутон" Д. Кемпбелла - это переведенная у нас глава из его романа "Планетчики"). Никем не одергиваемые, привыкшие кормиться под мирный говорок хозяев, тела этих последних проста обязана были обзавестись вторичным мозгом - дабы выжить и существовать совсем уже независимо от собственного мыслительного аппарата, оказавшегося в незавидной роли беспомощного пассажира-интеллектуала... Мораль, как говорится, ясна: не позволяйте Ваське безнаказанно нарушать древние обычаи - либо не пеняйте на необходимость их пересмотра.

На вопрос ответили около половины участников викторины.

7. "- Это кайтиту так пахнет?.. Их надо убрать. Запах дразнит чудовищ.

- Куда убрать? Бросить им?..

- Жалко... Давай их лучше съедим..."

Где описан этот "пир во время чумы"?

    Обед брюха не ищет.

      В. И. ДАЛЬ.
      Толковый словарь.

"Вопросец-то с двойным дном!" - не без удовольствия отметил А. Коваленко, один из тех читателей, что ответили и точно, и полно.

В самом деле, четверть участников викторины в качестве источника нашего "пира" назвали "Последнее путешествие полковника Фосетта" М. Емцева и Е. Парнова. Другая четверть - их же повесть "Слева Большого водопада". И лишь 16 читателей (из трехсот...) указали на обе эти повести: вторая, написанная позже, включила в себя некоторые сцены из первой. В том числе - приведенную нами.

8. Как действует на инопланетян... обыкновенный земной чай?

    - А если и то, что для них мясо, и то, что для них яд, для нас - яд?
    - Тогда все равно погибать с голоду...

      Р. ШЕКЛИ.
      Где не ступала нога человека.

Чаще всего, как вдруг выяснилось, сталкивается инопланетянин с традиционным нашим напитком... добрейший сказочник Кир Булычев. Настороженно относятся к чаю добродушные короны в его романе "Последняя война": "Чай очень возбуждает. Два-три глотка - и я уже всю ночь не сплю..." И все же корона Аро увозит на родину пачку чая. А вот пришелец в рассказе "Надо помочь" уже прямо заявляет: "Это для меня есть быстродействующий яд. Я умирать от чай в судорогах!" В повести" "День рождения Алисы" вторит ему ("Это для меня чистой воды яд!") и симпатичнейший Громозека...

Словно чистый спирт, чай валит с ног незадачливого воришку-кенгурянина в рассказе В. Фирсова "Кенгуру". Он же, наш чай, грозит осложнить трансфокацию марсианин в рассказе Н. Введенского "Странная встреча"... Зато во всех остальных случаях чай абсолютно безвреден для инопланетян!

Разумеется, как пишут Е. Кулинич, В. Черник и П. Роскладко, он "противопоказан всем, кто проживает при слишком высокой либо слишком низкой температуре. Не отведают его ни существа кристаллические, ни роботы, ни "фторные", "аммиачные", "серные" люди, ни те, чья форма существования - сгусток энергетических полей. Но вот гуманоиды, чей жизненный цикл также основан "на углероде...

"Наши лаборанты сделали анализ пищи землян, и можно с уверенностью сказать, что и желудки у нас родственны", - "читаем мы, например, в романе П. Аматуни "Парадокс Глебова". И вскоре же земляне в этой книге безболезненно лакомятся "гаянским освежающим чаем, густым и кисловатым"... Уже наш, земной чай с удовольствием поглощают (закусывая целым лимоном!) такриоты в повести "Заколдованная планета" А. Валентинова. В повести С. Ярослаацева "Экспедиция в преисподнюю" совместное чаепитие (с самоваром!) для людей и самых разных инопланетных существ устраивает доктор Айболит - "и некоторое время слышно было только, как звякают ложки, как фыркает профессор Ай Хохо, шумно хлебает и отдувается Двуглавый Юл и шипит, обжигаясь кипятком, Мээс..."

"Я обнаружил, что чай предлагают инопланетянам только в советской фантастике, - пишет В. Мезрин (Ижевск). - Может быть, потому, что именно в советской атмосфера общения самая дружественная?"

Что ж, согласимся?

9. Где можно купить яйцо пштемоцля всего за четыре мурпля!

    Некоторые люди воображают, будто они совершенно точно знают птицу, если видели яйцо, из которого она вылупилась.

      Г. ГЕЙНЕ.

Ответ у этого вопроса абсолютно однозначный. Купить яйцо пштемоцля можно только в созвездии Ориона, на "четвертой планета слева". Причем за четыре мурпля - это почти даром, ведь пштемоцль - "это, должно быть, птица, размером, наверное, со слона", не зря же и сами яйца - величиной с дыню... Перед нами - опять Станислав Лем! Однако назвать его пьесу "Путешествия профессора Тарантоги" сумели лишь около половины отвечавших.

ВТОРОЙ ТУР

    - Продолжим разговор...

      А. ЛИНДГРЕН.
      Малыш и Карлсон, который живет на крыше.

1. "Ну так в чем дело? Почему Брэдбери не хочет поговорить с живым капитаном Йорком?" Откуда взяты эти грубоватые фразы? Кстати, не встречался ли вам Рэй Брэдбери в произведениях других фантастов?

    Вы, фантасты, все что-нибудь да придумаете сногсшибательное!

      Л. ДИЛОВ.
      Ограбленная истина.

Один из читателей "Марсианских хроник" вообразил себя капитаном Йорком (по Брэдбери - первым человеком, ступившим на Марс). И от он стучится к писателю, добиваясь встречи, желая поговорить о космических полетах, о марсианских песках... История эта, приключившаяся в рассказе В. Щербакова "Читатель", известна почти половине участников викторины.

Имя Рэя Брэдбери, названия его книг, ссылки на знаменитый "парадокс бабочки" (из его рассказа "И грянул гром...") часто встречаются в фантастике, перечислять подобные факты мы не будем. Отметим лишь, что в рассказе С. Панасенко "Следы на мокром песке", названном в каждом третьем письма, выведен и сам писатель - в ситуация, в какую "попал" другой реальный писатель - Томас Вулф - в рассказе самого Брэдбери "О скитаньях вечных и о Земле".

2. В каких НФ произведениях используется миф о Пигмалионе и Галатее?

    Кадавр - вообще говоря, оживленный предмет: портрет, статуя, идол, чучело. Одним из первых в истории кадавров была небезызвестная Галатея работы скульптора Пигмалиона...

      А. И. ПРИВАЛОВ,
      м. н. с. НИИЧАВО.

Шутливый, конечно же, комментарий "сотрудника НИИЧАВО" к повести А. и Б. Стругацких "Понедельник, начинается в субботу" моментально включает древний миф в сложную систему образов современной фантастики. Впрочем, не только современной... Предоставим слово обстоятельному Л. Абдулину.

"Кадавром может быть все, хотя бы рука. Вспомним "Руку трупа" Ги де Мопассана, "Руку Геца фон Берлихингена" Жана Рея, "Как я стала писательницей" Андре Майе, американский фильм ужасов "Ползающая рука-чудовище", который остроумно спародировал Леонид Гайдай в фильме "Бриллиантовая рука" (сон Андрея Миронова)...

Но не будем трогать столоверчение, "Портреты" Гоголя и Уайльда, голема, дуболомов Урфина Джюса и даже целую толпу оживших статуй из рассказа А. Скайлиса "Путч памятников".

Ожившая статуя и любовь - вот что нас интересует.

Начнем наш рассказ ревнивым шествием статуи Командора, - другие времена, другие нравы. Совсем иную развязку сходному сюжету предложил Проспер Мериме в рассказе "Венера Илльская".

Позднее появилась НФ, и на место оживших статуй встали бесчисленные роботы. Серьезно отнесся к этому сюжету Лестер дель Рей ("Елена Лав"), позже эта тема отошла к юмористам: "Блеск и нищета кибернеросов" Э. Дертьяна, "Все началось с Евы" А. Шалимова, "Одни неприятности с этой прислугой" З. Гюнцеля...

Но и сам миф не забывают фантасты. Ольга Ларионова в маленькой повести "Планета, которая ничего не может дать" полностью перевела древнюю легенду на язык современной НФ..."

Повесть О. Ларионовой назвали три четверти участников викторины. Но фантасты и впрямь помнят об удивительной судьбе Галатеи. В читательских ответах фигурируют также рассказы "Узник" Э. Маринина, "Кабинет красоты" С. Вайнфельда, "Молчание" В. Колупаева, "Развоплощенная" С. Комацу, "Жильцы" К. Булычева, "Моя Галатея" Г. Панизовского, повести "Голубая жилка Афродиты" М. Анчарова и "Космический вальс" Н. Бондаренко, еще два рассказа О. Ларионовой - "Выбор" и "Солнце входит в знак Девы", десятка полтора других произведений, так или иначе соприкасающихся с нашим мифом...

4. "Эхо-4, - сочиняло Эхо-4 в мирном уединении нового корпуса имени Ротердама Пошлака, - блистательная новая фигура на литературной арене..." Какое произведение "сочинила" эта ЭВМ? И кто его подлинный автор?

    Нет ничего невозможного, есть только маловероятное.

      ФЕОГДИН.

На этот вопрос ответили более половины участников викторины.

Означенная ЭВМ "сочинила" роман "Оловянные солдатики", на обложке которого почему-то значится имя английского писателя Майкла Фрейна... "Впрочем, в фантастике это не редкость, - комментирует В. Борисов. - Например, опусы Голема XIV приписывают Станиславу Лему, чье существование отрицал еще профессор Тарантога; рассказ "Версификатор" считают принадлежащим итальянцу Примо Леви..." Этот список легко увеличить: электронных сочинителей в фантастике немало.

5. " - Это Иван Грозный, так ведь? - перебил Мартин. - Послушайте, а не могли бы вы наложить на мой мозг матрицу характера Ивана Грозного?" В каком произведении нашелся этот доброволец?

    - Уж больно ты грозен, как я погляжу!

      И. А. НЕКРАСОВ.
      Крестьянские дети.

Почти две трети корреспондентов викторины единодушно констатировали: нет, и характер грозного царя не помог герою рассказа Г. Каттнера "Механическое эго" стать "сильной личностью"...

6. В каких произведениях фигурируют: а) пять зеленых лун? б) двенадцать синих лун? в) тройные луны?

    Открылась бездна, звезд полна...

      М. В. ЛОМОНОСОВ.

а) "Очевидно, что "Пять зеленых лун" Джоан Айкен - не единственный ответ, уж слишком он лежит на поверхности, - резонно рассудили Е. Кулинич, В. Черник и П. Роскладко. - Значит, надо искать двойное дно шкатулочки... Мы надеялись сначала, что нас выручит Уран. У него пять лун, ну, а об условности передачи цвета можно судить хотя бы по описаниям земной Луны... Но произведения, посвященные Урану, редки. С. Гансовский ("Зверек") только собирается отправлять экспедицию на Уран. А. Моруа ("Из "Жизни людей"), несмотря на то, что наделил ураниан зрительными органами, луны Урана не описывает. У С. Вейнбаума ("Планета сомнений") герои не могут наблюдать спутники из-за облаков. Экспедициям в систему Урана у С. Павлова ("Лунная радуга") не до любования спутниками. Описывает луны Урана Г. Гуревич ("Первый день творения"), но с Ариэля можно увидеть лишь четыре спутника, да и цветом они весьма разнообразны - и к тому же теплых тонов.

Есть и другие произведения, в которых речь идет о пяти лунах. Ведь у Г. Гуревича ("Пленники астероида") "даже старушка Земля затребовала четыре луны" у космических мусорщиков. Итого их получилось пять, но о цвете ничего не говорится...

Казалось, были мы близки к цели, изучая систему Иалтара ("Пришельцы ниоткуда" Ф. Карсака). У двух планет этого солнца - по пять лун, и автор очень любит описания в зеленых тонах. Но действие не докатилось до этих планет...

И вот, когда уже казалось, что поиски напрасны, мы совсем неожиданно в рассказе Э. Голигорски "Он решил вернуться" обнаружили у зеленого солнца пять лун..."

Примерно половина участников викторины указала на рассказ Д. Айкен. Но лишь 23 ид них (считая и авторов приведенного ответа) вскрыли и "второе дно" вопроса.

б) Кое-кто пытался, правда, подменить "двенадцатью красными солнцами" (тот же "Первый день творения" Г. Гуревича) искомые синие луны, однако почти две трети нашли и их - в "Экспедиции в преисподнюю" С. Ярославцева.

в) Тройные луны обнаружены - каждым третьим участником викторины - в Искаженном Мире, у аналога нашей Земли из другого измерения (повесть "Обмен разумов" Р. Шекли).

7. Откуда взяты эти (см. в № 1 нашего журнала) описания суровых - по нынешним временам - зон Земли? Возможно, вы сумеете привести и другие подобные прогнозы писателей-фантастов?

    ...И на Марсе будут яблони цвести!

      Слова популярной песни.

Тропическую Гренландию участники викторины довольно легко (девять из десяти!) нашли в "Магеллановом облаке" С. Лема. С преображенным Таймыром встретились (каждый третий) в повести "Звездные берега" С. Слепынина. Пресноводные внутренние моря Антарктиды отыскали (примерно половина отвечавших) в романе "Внуки наших внуков" Ю. и С. Сафроновых. Наконец, пальмы и самшит под открытым небом в Северной Сибири 19 наших читателей (около шести процентов...) обнаружили в романе "Сокровища кряжа Подлунного" И. Сибирцева.

Задавая этот вопрос, мы сознательно шли на цитирование книг, выпущенных областными издательствами: любопытно было узнать, насколько же широко распространяются "по градам и весям" такие книги? Вывод - неутешительный. Хотя и попадают местные издания в самые удаленные уголки необъятной нашей страны, широкоизвестными они, как видно, так и не становятся... Что ж, учтем наш опыт. И поостережемся в будущем задавать конкретные вопросы по произведениям, опубликованным не в центральной печати.

Что касается других климатических прогнозов, собранных нашими читателями, со временем мы обязательно используем их для тематических подборок "Калейдоскопа".

8. В каких НФ произведениях действие происходит в 1981 году?

    Все врут календари...

      А. С. ГРИБОЕДОВ.
      Горе от ума.

Читатели правы: фантасты почему-то предпочитают круглые даты. Нынешний год встречался участникам викторины много реже, чем предыдущий... Но все же - встречался, и соответствующая хроника у нас - получилась. А потому мы рискнем повторить наш вопрос и в новой викторине. Не для того, чтоб досадить читателям. На наш взгляд, подобные подборки оригинально и разносторонне высвечивают мир фантастики. Но ведь в одиночку-то их не составишь...

В заключение отметим следующее обстоятельство.

Среди участников викторины все чаще появляются маленькие сплоченные коллективы из двух-трех читателей. Хорошо это или плохо? Две головы, как известно, лучше, и викторина в целом от этого только выигрывает: ответы проходят дополнительную обкатку, становятся полнее, точней, весомее. Но вот дальнейшее расширение таких коллективов (а они потихоньку наметились), пожалуй, не очень желательно: в соревновании даже с небольшим, но монолитным КЛФ едва ли способен выстоять самый эрудированный одиночка. "Этично ли помогать искать ответы или, скажем, консультироваться друг с другом по вопросам викторины?" Уже и читатели, как видим, высказывают озабоченность сродни нашей... У ростовчан М. Якубовского и А. Тетельман мы нашли сказанное по иному поводу, но удивительно уместное в данном случае: "Мы считаем, что играть надо честно, ответы давать самому, и, как пелось в старой песне, - это серьезное дело нельзя поручать никому".

Давайте и в самом деле так: дружба - дружбой, а задачи викторин - "решать самому"? В крайнем случае, вдвоем-втроем, но не более.

    Виталий БУГРОВ,
    редактор отдела фантастики.

    Рисунок Елены Кулинич
    (Горловка Донецкой области).

ИТОГИ ВИКТОРИНЫ-81

Исчерпывающе ответили на все вопросы В. ВЕЛЬЧИНСКИЯ и Л. ФИЛАТОВ (Москва), В. ГУРЕВИЧ (Комсомольск-на-Амуре), Е. КУЛИНИЧ, В. ЧЕРНИК и П. РОСКЛАДКО (Горловка), А. СМИРНОВ и Ю. ЛЕВИН (Донецк). Чуть менее полно, но тоже на все вопросы ответили В. ЗАБИРКО (Донецк), Г. КУЗНЕЦОВ и В. ЛЕПИЛИН (оба - Новосибирск). Вплотную за ними - споткнувшись в конкретной части лишь одного-двух вопросов - следуют А. БЛАГОДАРОВ (Петрозаводск), А. КОВАЛЕНКО (Курганинск Краснодарского края), В. РЫБКИН (Ростов-на-Дону), А. САВИН (Москва), А. БЕЗРУКОВ (Баку), С. БИТЮЦКИЙ и И. ПАВЛОВСКИЙ (Ростов-на-Дону), П. БОНДАРЕНКО (Новочеркасск), В. БОРИСОВ (Абакан), А. ГРОМОВ (Мурманск), М. ИСАНГАЗИН (Омск). Ю. МАКАЕВ и И. МАКУШИН (оба - Армавир), А. МЕШАВКИН (Кудымкар), К. МЗАРЕУЛОВ (Баку), М. ЯКУБОВСКИЙ и А. ТЕТЕЛЬМАН (Ростов-на-Дону), И. АРТЕМЬЕВ (Харьков), А. БЕЗЛАТНИЙ (Челябинск), А. БУШКОВ (Абакан), В. ЗАСЕЕВ (Солнцево Московской области), С. ПОШЕВЕЛЯ (Новочеркасск), Г. ПРОКОПИК (Вязники Владимирской области), А. ЩЕРБАКОВА (Пермь). Среди школьников отметим девятиклассника К. НИКИФОРОВА (Куйбышев) и десятиклассника А. МИНИНА (Саратов).

Всем перечисленным здесь читателям высланы книги с автографами советских писателей-фантастов.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001