История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

К. Земан

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПЕРВОБЫТНЫЕ ВРЕМЕНА

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© К. Земан, 1955

Пер. с чеш. // Смена (М.). - 1955. - 17. - с. 17, 2 стр. вкл.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2014

Мальчик Йирка нашел на берегу реки какой-то странный камень. Старшие товарищи объяснили Йирке, что это окаменевший трилобит, одно из первых живых существ на земле, вымершее миллионы лет назад.

Йирка потрясен. Во что бы то ни стало он хочет найти хотя бы одного живого трилобита. Друзья рассказывают Йирке, что в те далекие времена на нашей планете существовали и другие не менее интересные животные. Ребята идут в музей, и то, что Йирка увидел здесь, еще больше разожгло его фантазию.

Йирка предлагает товарищам отправиться путешествовать в первобытную эпоху. Смогли же это сделать герои Жюля Верна! А ведь в наши дни многое из того, о чем писал Жюль Верн, уже исполнилось.

Четыре юных путешественника собираются в путь. Погрузив в лодку все необходимое, они поплыли вверх по течению реки. Вскоре из-за леса показалось огромное животное, похожее на слона. Это был самый настоящий мамонт.

С ребятами происходят удивительные приключения. Они бродят по болотам под густыми зарослями мелового периода, выходят к древнему, архейскому морю. Путешественники обнаруживают стоянку первобытного человека, наблюдают яростный бой носорогов и страшную схватку первобытных ящеров, спасаются от преследования гигантской птицы, похожей на страуса, отбивают нападение птеродактилей, видят бронтозавров...

Об этой увлекательной экспедиции вглубь прошедших эпох рассказывает чехословацкий цветной полнометражный фильм «Путешествие в первобытные времена».

Идея создания фильма, показывающего, как выглядела жизнь на Земле миллионы лет назад и как изменялась она с течением времени, возникла не случайно. Научная книга на подобную тему может содержать самые детальные описания, но наглядного представления о жизни в первобытные эпохи читатель не получит. Эту задачу может выполнить кино. Только оно в состоянии «оживить» давно вымершие существа и воссоздать картину природы далекого прошлого.

Для того, чтобы сделать фильм по-настоящему интересным, необходимо было приблизить прошлое к настоящему, ввести зрителя в обстановку незапамятных времен. Избранная нами форма фантастического путешествия оказалась очень плодотворной.

Постановщики фильма стремились показать влечение юного поколения к новым открытиям. Окном в таинственный мир прошлого послужила детская фантазия. Но первобытная природа, в которую попадают мальчики, конечно, уже не из мира фантазии. Все детали фильма, вплоть до самых мельчайших, созданы на глубоко научной основе.

Прежде чем приступить к съемкам, нам пришлось прочитать немало трудов ученых-палеонтологов. Художники сделали множество эскизов моделей доисторических животных, а также декораций. В ходе фильма отважные следопыты попадают в условия пяти различных геологических периодов. Поэтому художники должны были создавать не только отдельные модели растений и животных, но и целые первобытные пейзажи.

Вся эта сложная, кропотливая работа проводилась с помощью научных консультантов. Тесное сотрудничество с учеными позволило нам точно воспроизвести облик первобытных животных и растений.

Самой трудной для нас проблемой явилось «оживление» древних зверей. В фильме воссоздано около ста различных животных – от жирафов и диких лошадей до летающих великанов-птицеящеров и гигантских стрекоз мелового периода. Все эти существа по ходу действия бегают, прыгают, летают, плавают, дерутся. Движения каждого животного должны были соответствовать его величине, форме, весу. Чтобы успешно решить эту задачу, мы изучили повадки современных зверей, которые своим видом, «комплекцией», хотя бы отдаленно напоминают вымерших животных. Пришлось также прибегнуть и к теории: произвести расчеты ритма движений чудовищ, весивших несколько десятков тонн.

Модели зверей были сделаны из специального материала. Снаружи их покрыли несколькими пластическими слоями – резиной, полотном, тонкой проволочной тканью. Нам удалось настолько «оживить» свои модели, что они даже двигали скулами и шевелили складками кожи. Благодаря этому мы в значительной степени избежали впечатления топорности, которое, к сожалению, свойственно многим фильмам этого рода.

Чем дальше продвигалась работа, тем больше возникало трудностей. Наша модель бронтозавра, например, имела в длину лишь сорок сантиметров. А в действительности бронтозавры были гигантских размеров, по сравнению с ними даже слоны показались бы крошечными. Мы проделали десятки опытов, чтобы придать модели естественную тяжеловесность во время ее движения.

Много времени отняли у нас съемки животных в воде. Нужно было, например, показать небольших земноводных, которые водились в болотах известнякового периода. Для этого мы построили небольшое, но замысловатое приспособление, которое могло двигаться под водой. Сложный механизм соединял его с моделями животных. В результате нам удалось показать первобытных обитателей лесов известнякового периода в их стихии – воде.

Съемки происходили в студии кукольных фильмов и в обычных павильонах киностудии на фоне декораций первобытной природы. Ряд кадров снимался в Словакии и на морском побережье Германской Демократической Республики.

Особенно сложными были съемки, в которых одновременно участвовали мальчики-путешественники и первобытные звери. Мы использовали последние достижения кинотехники, для того чтобы добиться соответствия частей картин. Ведь одни кадры снимались методом маски на фоне природы, а другие – при искусственном освещении.

...Пустой, безжизненный пейзаж. Шумят волны безбрежного моря, набегая на голые скалы. Четыре юных путешественника с напряжением вглядываются вдаль. И вдруг раздается торжествующий крик Йирки. Здесь, на побережье архейского моря, нашел он наконец трилобита, из-за которого и было затеяно все это необычайное путешествие.

Маленький Йирка сумел осуществить свое желание. Он познакомился с историей нашей Земли, узнал, какие огромные изменения произошли в развитии жизни на нашей планете.

Фильм «Путешествие в первобытные времена» с интересом принят юными зрителями.

Хорошо сыграли свои роли четверо школьников из Праги и Готвальдова. Съемки фильма происходили в дни каникул. За это время юные артисты проделали очень большую работу. От съемки к съемке возрастала их уверенность. В конце концов им пришлось играть самих себя. Детям свойственно мечтать о необычайных путешествиях и приключениях.

Карел ЗЕМАН,

чешский кинорежиссер

Перевод с чешского.

Путешествие в первобытные времена

Мальчики-путешественники в изумлении рассматривают настоящего живого мамонта, который, ломая ветви, вышел из густого леса к самому берегу реки. Какая неожиданная встреча!

Много удивительных приключений ожидают мальчиков впереди в их необычной экспедиции, о которой красочно и ярко рассказывает фильм «Путешествие в первобытные времена», созданный чешским кинорежиссером Карелом Земаном.

Схватка гигантских ящеров – один из наиболее удачных эпизодов кинокартины. Она заснята с удивительным мастерством. Хищный ящер стремительно напал на стегозавра, длинными зубами впился в шею жертвы. Но в этот момент стегозавр мощным ударом хвоста отбросил противника в сторону. Кровь хлынула из груди ящера, и он с ревом отступил. Однако и стегозавр получил смертельные раны. Он вскоре затих, вытянувшись на песке.

Яростная схватка двух ящеров прошла на глазах у мальчиков, которые наблюдали за ней из-за укрытия. На следующее утро они собрались возле мертвого стегозавра. Как и полагается настоящим путешественникам, они сделали измерения и занесли свои наблюдения в путевой дневник. Уже много поразительных событий описано в этой потрепанной тетрадке, а путешествию еще не видно конца.

Один из рабочих моментов съемки фильма.

 



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001