История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

ДРАКА В КОСМОСЕ

Фантастика в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2020

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2020

8 февраля 1974 года для Экваториальной Гвинеи выпущена серия марок, посвящённая 500-летию Николая Коперника. На каждой из них изображен Коперник и космические аппараты – на почтовых марках реальные, а на авиапочтовых – космические проекты.

Экваториальная Гвинея, 1974 год

(Michel № 334)

Но на самом деле на рисунке не драка, а неудачный коллаж из нескольких иллюстраций. Орбитальная станция позаимствована с иллюстрации к проекту космической станции США на сто человек (о ней я писал в статье «Крутятся, вертятся сто человек»), а астронавты с рисунка в итальянской книге 1962 года. В свою очередь итальянская иллюстрация создана по мотивам фильма Диснея 1955 года.

Экваториальная Гвинея, 1974 год

(Michel № A 334)

Марки выпущены с зубцами и в беззубцовом варианте, причём беззубцовые покрыты тонировочным розовым лаком. Марки выпущены в марочных листах по 12 штук (4x3). На полях марочных листов серебряной краской напечатаны изображения и надписи на испанском языке: слева и справа стилизованные изображения первого искусственного спутника Земли, сверху название серии «500-летие Н. Коперника 1473–1973», а снизу название государства «Республика Экваториальная Гвинея». Вверху показан фрагмент верхней части марочного листа беззубцовой марки.

Марки изготовлены в швейцарской типографии «Hostettler S. A.», расположенной в городе Крисье около Лозанны. Сокращение «S. A.» указывает, что это компания с ограниченной ответственностью.

Внизу показаны типографские пробы – комплект шкальных оттисков с печатных форм для всех красок, использовавшихся при печати марок. Пробы выполнены на той же гуммированной бумаге, на которой в тираже изготовлены почтовые марки. По шкальным оттискам можно определить, в какой последовательности наносились краски.

Экваториальная Гвинея, 1974 год

(шкальные оттиски C, Y, CY)

Первой нанесена голубая краска (C), затем жёлтая (Y). Вверху слева и в центре показаны оттиски каждой краски отдельно, а справа – совмещённый оттиск двух красок (CY).

Экваториальная Гвинея, 1974 год

(шкальные оттиски M, CYM)

Затем нанесена пурпурная краска (M). Справа вверху показан совмещённый оттиск голубой, жёлтой и пурпурной краски (CYM).

Экваториальная Гвинея, 1974 год

(шкальные оттиски S, CYMS)

Следующей нанесена серебряная краска (S). Справа – совмещённый оттиск голубой, жёлтой, пурпурной и серебряной краски (CYMS).

Экваториальная Гвинея, 1974 год

(шкальный оттиск K)

После того, как серебряная краска подсохла, нанесена чёрная краска (K).

Полный комплект шкальных проб этой серии встречается очень редко – обычно в нём нет совмещённого оттиска пятью красками (голубой, жёлтой, пурпурной, серебряной, чёрной). Как правило, филателистические дилеры ошибочно относят такие совмещённые оттиски к беззубцовым маркам и продают их отдельно. Вверху показан скриншот со страницы аукциона Delcampe – совмещённые оттиски продавались как беззубцовые марки. На самом же деле все беззубцовки этой серии покрыты тонировочным розовым лаком.

Экваториальная Гвинея, 1974 год

(шкальный оттиск CYMSKW)

Последним по всей поверхности листа нанесён розовый тонировочный лак (W) – вверху показан совмещённый оттиск голубой, жёлтой, пурпурной, серебряной и розовой краски (CYMSKW). Этот шкальный оттиск ничем не отличается от беззубцовой марки.

В 2000-х германская филателистическая компания «Hermann E. Sieger» выпускала сувенирные папки с шкальными оттисками, в том числе и выпусками Экваториальной Гвинеи 1974 года. На внутренних страницах папки наклеены 9 оттисков из десяти – 6 на левой стороне папки, и 3 на правой. Внизу указано название государства, название выпуска, валюта, дата выпуска. Также там размещена имитация технологического контроля печати – напротив названия красок стоит отметка «Правильно».

Это полностью филателистический сувенир, изготовленный филателистической компанией. К тому же в папках не полный комплект шкальных оттисков.

Комплекты шкальных оттисков поступали к филателистическим дилерам в виде марочных листов, скрепленных вместе. Листы скреплялись степлером, как правило в двух местах, на одной стороне марочных листов.

Марки «500-летие Н. Коперника» – спекулятивные, такие выпуски предназначены для филателистов и редко попадают в почтовые отделения.

Выпуском и рекламой марок занималась филателистическая компания «G. Stamps and C. Establishment» из Лихтенштейна. Чтобы легализовать марки и показать их принадлежность к официальной почте, филателистическая компания открыла офис в столице Экваториальной Гвинеи, и оттуда рассылала конверты с наклеенными красивыми марками в редакции филателистических изданий и крупным филателистическим дилерам. В конвертах были информационные листки с описанием новых почтовых выпусков и просьбой включить их в каталоги.

Вверху показан один из таких конвертов, отправленный зарубежным представительством компании «G. Stamps and C. Establishment» в Экваториальной Гвинеи.

Помимо марок, конверт интересен календарным штемпелем, на котором указаны уже устаревшие названия столицы и острова, где она расположена – город Санта-Исабель и остров Фернандо-По. С 1973 года диктатор Экваториальной Гвинеи изменил испанские названия, переименовав столицу в Малабо, а острову дал своё имя – Масиас-Нгема-Бийого. Это отмечено и на конверте: на лицевой части слева внизу, под адресом филателистической компании, поставлен штемпель синего цвета с новым названием столица и острова: «Малабо (Масиас-Нгема-Бийого)».

Конверт отправлен 4 марта 1974 года, и доставлен в Берлин через два дня, 6 марта.

Несмотря на спекулятивность, выпуск «500-летие Н. Коперника» описан в основных филателистических каталогах, и маркам присвоены официальные номера. Так, для марки номиналом 10 экуле это: «Michel» 334 и A 334, «Scott» 7406, «Yvert» Pa 26.

Рисунок «дерущихся» космонавтов позаимствован из книги 1962 года «Космос: Иллюстрированная энциклопедия» французского писателя Рене Гийо (Rene Guillot. L′espace: Encyclopedie en couleurs / Ill. de Giannini. – Hachette, 1962). Рисунки к книге выполнил французский иллюстратор Жан Джаннини.

Поясняющий текст к рисунку:

«Доступ к космическим станциям будет осуществляться по стыковочным трубопроводам. Ракетные такси, войдя в них, плотно их закроют; таким образом, использование скафандров, в принципе, не будет иметь большого значения для перемещения с небольшого герметичного транспортного средства на спутник».

На рисунке астронавты находятся внутри космической станции. Один из них держится за космическое «такси», другой оттолкнулся и направляется к люку, а третий уже наполовину в люке. На левой кисти одного астронавта закреплено захватное устройство для монтажных работ в космосе.

В книге Рене Гийо есть ещё один рисунок космического «такси». Подпись к нему:

«Космические такси» будут небольшими транспортными средствами, курсирующими между прилетевшими с Земли ракетами и космическими станциями».

На одной странице с рисунком астронавтов внутри космической станции изображён астронавт в скафандре и сама станция.

Жан Джаннини воспользовался работой своего американского коллеги, иллюстратора Рольфа Клепа (Rolf Klep). Вверху показана иллюстрация Клепа к статье в американском еженедельнике «Collier′s» в выпуске 22 марта 1952 года. Поясняющий текст к рисунку:

«Астронавт привязан к станции, чтобы не уплыть, и перемещается с помощью переносного ракетного двигателя; на астронавте скафандр под давлением, а сзади радио и снабжение кислородом. Художник сделал стекло светлым, чтобы показать лицо, но в действительности у шлема будет темное стекло для отражения опасных ультрафиолетовых лучей».

Uhtwbz, 1965 год

(Michel № 885)

Попутно отмечу, что иллюстрация Джаннини взята за основу рисунка почтовой марки Греции 1965 года (Michel № 885), посвящённой Международному астронавтическому конгрессу, проходившему в Афинах 12–18 сентября. На почтовой миниатюре изображён астронавт, на кистях которого закреплены захватывающие крюки. С их помощью он удерживает индивидуальное устройство для передвижения в космосе.

До сих пор многие филателисты полагают, что на марке изображён Алексей Леонов, вышедший в открытый космос за полгода до выпуска почтовой миниатюры. На самом же деле греческий художник Анастасиос Алевизос Тассос воспользовался иллюстрацией француза Джаннини.

Вверху показан конверт первого дня, отправленный из Афин в США 11 сентября 1965 года и прошедший реальную почту.

Рисуя астронавтов внутри станции, Жан Джаннини творчески переработал рисунок из фильма США. Это иллюстрация из телевизионного фильма «Человек и Луна» (Man and the Moon) компании Уолта Диснея. Впервые по телевидению фильм показан 28 декабря 1955 года.

В фильме много рассказывается о предстоящем освоении космического пространства, в частности, о строительстве космической станции на околоземной орбите. Приведу небольшой отрывок из фильма, поясняющий предысторию интересующей нас иллюстрации. Рассказывает Вернер фон Браун:

«Для сложной работы по сборке космической станции мы придумали новый тип скафандра.

Используя гироскопы и два небольших ракетных двигателя, оператор может наклоняться и двигаться в любом направлении.

Снаружи будут расположены семь механических «рук» с дистанционным управлением, каждый из которых является специализированным инструментом.

Вращаясь внутри скафандра, оператор может использовать любую «руку» для решения множества задач по сборке космической станции.

Когда наступит день начала строительства, тысячи деталей для космической станции будут доставлены на орбиту с помощью наших многоступенчатых ракет.

Мы просто заменяем крылатую пассажирскую часть простой грузовой носовой частью.

Эти грузовые корабли будут беспилотными.

Пассажирская ракета на высоте 1075 миль над Землей направит каждую из 12 приближающихся грузовых ракет к месту встречи на орбите.

Этот корабль, который совершает оборот вокруг Земли каждые два часа, будет командным пунктом до завершения строительства космической станции.

На земле первая из грузовых ракет готова к взлету.

Когда командный корабль достигает правильного положения на орбите, запускается грузовая ракета.

Во время работы двигателей грузовая ракета управляется автопилотом, как управляемый снаряд.

В космосе за запуском наблюдают с помощью оптических приборов.

На командном корабле штурман направляет свой радар на взлетающую грузовую ракету.

На высоте около 24 миль отходит первая ступень, и срабатывают двигатели второй ступени.

Две минуты спустя грузовой отсек отделяется от второй ступени и продолжает набирать скорость, пока она не достигнет 18468 миль в час.

После этого двигатель автоматически отключается.

Теперь с помощью пульта дистанционного управления штурман разворачивает взлетающую грузовую ракету так, чтобы в момент выхода на орбиту она находилась на одной траектории с главным кораблём.

Здесь, на высоте 1075 миль, выполняется основной манёвр всей операции.

Двигатель грузовой ракеты запускается снова, пока её скорость и курс не будут точно соответствовать скорости и курсу командного корабля.

Дистанционное управление радаром позволит выполнить этот маневр с высокой точности.

С момента взлета прошло 56 минут.

Грузовой корабль находится в космосе, и на 2000 футов впереди корабля-проводника.

Два члена команды направляются к грузовому отсеку, чтобы начать разгрузку.

Сначала разделяются двигатель и баки.

Затем два похожих на бутылку строительных скафандров извлекаются от корпуса.

При установке в воздушный шлюз, в каждый из этих строительных скафандров войдёт оператор».

В фильме Диснея подробно показано строительство космической станции и экспедиция вокруг Луны. Но это тема для других статей.

При сравнении всех трёх рисунков хорошо видно, как два астронавта из фильма Диснея, помогающие своему товарищу залезть в скафандр, превратились в драчунов на марке Экваториальной Гвинеи.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001