Ю. Зубакин
КОСМИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА ИЛИ «БИГУДИ С ДУРШЛАГОМ»
Фантастка в филателии
|
|
|
|
Michel № 3403
|
Michel № 3405
|
Michel № 3407
|
|
|
Michel № 3404
|
Michel № 3406
|
20 октября 1967 года в СССР выпущена серия почтовых марок «Космическая фантастика». Одна марка «На Луне» с рисунком лётчика-космонавта СССР Алексея Леонова (Michel № 3404), на остальных почтовых миниатюрах рисунки московского художника-фантаста Андрея Соколова.
Марки очень известные, о них много писали. Поэтому эта статья в большей степени обобщение, чем полноценное исследование.
Марки СССР «Космическая фантастика» 1967 года стали знаковым этапом в «космической» тематической филателии. На них впервые был показан пейзаж планеты другой планетарной системы и инопланетная цивилизация. До этого в филателии уже были сюжеты с высадкой людей на Луну и спутник Сатурна, полёты к Луне, Солнцу, Венере, Марсу, Сатурну, Юпитеру. На почтовых миниатюрах встречались рисунки будущих космических кораблей, пилотируемых орбитальных станций, базы на Луне, реальные прототипы лунных скафандров и концепты лунной программы «Аполлон». И если бы были выпущены только три первые марки серии, то они потерялись на фоне других почтовых выпусков, которые уже неоднократно обыгрывали похожие сюжеты ближайшего будущего. Несмотря на фантастичность, многие элементы на трёх начальных марках серии «Космическая фантастика» отражали реальные научно-технические концепции того времени. Это фантастика «ближнего прицела» то, что случится в самое ближайшее время.
Но две концевые марки серии показывают не ближайшее освоение космоса с предсказуемыми марсианскими тракторами и монтажниками на орбите, а намного более далёкое будущее исследование планет в других звёздных системах и встречу в космосе с инопланетным разумом. Эти марки, вместе с другими произведениями советской научной фантастики (книгами и фильмами), формировали образ будущего, вдохновляли на мечты о далёких путешествиях и открытиях.
 |
Писатель-фантаст Аркадий Стругацкий (слева) и художник-фантаст Андрей Соколов (Автор фото: А. Моклецов. Кредит: РИА Новости)
|
В связи с этим очень интересно высказывание писателей-фантастов А. и Б. Стругацких в предисловии к набору открыток А. Соколова «Космическая фантазия» (М.: ИЗОГИЗ, 1963):
«Как и писатели-фантасты, Андрей Соколов не ставит перед собой задачу создавать картины-предсказания, изобразить то, что увидят космонавты в ближайшем и отдаленном будущем. Создать свой мир, увидеть хотя бы в воображении гигантское многообразие Вселенной, расширить представление о ней, возбудить воображение, заставить человека задуматься, поразиться, заспорить, представить себя в Мире, как частицу его, но частицу разумную, покоряющую и познающую вот задача художника. Его картины вызывают самые разнообразные чувства и мысли. [...] Чем привлекает нас Соколов, как художник? У него великолепно развито пространственное воображение. Взгляните на диковинные, фантастические конструкции творения наших потомков. Мы не знаем, что это за сооружения, мы можем только догадываться, каким целям они служат, но как превосходно чувствуется в их странных поворотах, неожиданных формах скрытая целесообразность, мощь, скрытая разумность их создателей. Цветовые контрасты, непривычные и кажущиеся неправдоподобными, подчеркивают странность изображаемых пейзажей, и в их бросающейся в глаза чуждости опять-таки чувствуется богатая фантазия. Соколов широко пользуется цветом, чтобы создать у зрителя впечатление незнакомости материалов естественных и искусственных объектов, которые он изображает».
У Андрея Соколова есть несколько иллюстрация к научно-фантастической повести Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Но сюжеты марок не привязаны к конкретным фантастическим произведениям. Отмечая связь фантастической литературы и живописи, А. Соколов говорил:
«Ведь картины (за исключением крайне редких случаев) не иллюстрации к научно-фантастическим произведениям. Даже тогда, когда в картине и рассказе обнаруживается сходный сюжет, следует помнить, что в их основе сведения о состоянии науки или техники, одинаково доступные писателю и художнику. Думаю, что сегодня уже можно говорить о взаимном влиянии, а не о численном подавлении одного жанра другим.
Общность научной фантастики во всех видах искусства явление крайне интересное. Её основу составляет литература научная и научно-популярная. Именно из неё черпают теперь мысли, преобразуемые в изображения. Современная научная литература способна оказать эстетическое воздействие, вызвать многочисленные ассоциации даже у неспециалистов» (Соколов А. Сквозь время и пространство / Беседу провёл Р. Тумановский // В мире книг (М.). 1982. № 7. С. 50).
 |
Журнал «Филателия СССР», 1968, № 1, 2 стр. обл.
|
За месяц до выпуска марок, в журнале «Филателия СССР» (1967, № 9, С. 31) появился репортаж с художественного совета Дирекции по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты. На нём утверждались эскизы для марок «Космическая фантазия». И если к четырём рисункам не было больших претензий (за исключением эскиза «Космонавты на Луне» скафандры назвали «слишком уж марсианскими»), то эскиз «Спутник внеземной цивилизации» утверждался с большим трудом. Ф. Богданчиков, автор репортажа, едко прошёлся по рисунку: «Спутник внеземной цивилизации» называется последний рисунок серии. Усы, спирали, антенны... Абстракционистам бы понравилось. Наверное, и название бы придумали. Что-нибудь вроде «Ноктюрн», «Нежность» и т. п. Но в данном художник изображал внеземной спутник. И спорить с ним не приходится. Поди знай, как он выглядят!».
А. Смыслов, заместитель председателя Правления Всесоюзного общества филателистов СССР, тоже не был в восторге от рисунка: «Эскиз «Спутник внеземной цивилизации» выпадает из общего строя серии. Теплые тона других рисунков не приемлют, отталкивают его».
Категоричнее всех был художник Василий Завьялов: «Как уже здесь сказали, не должно делать скидок ни на тему, ни на имена. Пусть ни звучит парадоксом, но мне кажется, что представленные рисунки малореалистичны. Снимите подпись: «Спутник внеземной цивилизации», и я скажу, что это «Бигуди с дуршлагом». Совсем не ясно, из каких технических предпосылок исходил художник».
Интересен рассказ о рисунках марок «Космическая фантастика» самих авторов А. Леонова и А. Соколова. Вот что они писали:
«В следующей серии «Космическая фантастика» мы также основывались на уже готовых рисунках, но возможность выбора сюжетов была, естественно, значительно шире.
Подбирая рисунки для этой серии, мы руководствовались двумя принципами: во-первых, нам хотелось, чтоб вся серия из пяти марок в целом была интересной по содержанию насколько это возможно, чтобы получился последовательный рассказ о космосе, о космическом пространстве, каким его знают ученые и каким его представляют научные фантасты. Мы не хотели ограничиваться ближайшими задачами космонавтики, а попытались заглянуть в далекое будущее, а может быть, и не такое уж далекое.
[...]
Этими рисунками, безусловно, не исчерпывается огромное разнообразие окружающих нас миров ведь Вселенная бесконечна.
Поэтому, возможно, нам еще представится случай рассказать филателистам и о других мирах в марках следующей космической серии» (Леонов А., Соколов А. Космос с натуры: О сюжетах марок серии «Космическая фантастика» рассказывают художник А. Соколов и летчик-космонавт, герой Советского Союза А. Леонов // Филателия СССР (М.) 1968, № 1. С. 23).
Репродукции картин, по которым выполнены рисунки марок, неоднократно печатались в книгах и журналах. Рассмотрю их подробно.
НА СЕЛЕНОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ОРБИТЕ
 |
СССР, 1967 (Michel № 3403)
|
Первая марка номиналом 4 коп. называется «На селеноцентрической орбите». На рисунке большой ретрансляционный спутник на лунной орбите. В его нижней части видна огромная параболическая антенна-ретранслятор. Около спутника дежурная бригада космонавтов проводит монтажные или ремонтно-профилактические работы.
Изображение на марке не очень высокого качества, поэтому кажется, что большая автоматическая станция «Луна-10» (в верхнем правом углу марки) находится за космонавтами и спутником. На самом деле станция небольшая, длинной всего 1,5 м, находится на переднем плане, и космонавт в центре рисунка приближается к ней.
Вот что рассказывают о рисунке А. Леонов и А. Соколов:
«На первой марке серии «На селеноцентрической орбите» (марка 4 коп.) окололунное пространство. Луна, в отличие от Земли, не имеет ионосферы, и поэтому радиосвязь на ней возможна только в пределах прямой видимости. Человек, по всей вероятности, сумеет исправить этот досадный недостаток природы. Для этого на околоземной орбите можно смонтировать ряд спутников-ретрансляторов. И кто знает, может быть, космонавты, работающие над монтажом такого ретранслятора-спутника, встретят один из первых искусственных спутников Луны, запущенных еще в 1966 г., например, «Луну-10» (на марке в правом верхнем углу)» (Леонов А., Соколов А. Космос с натуры // Филателия СССР (М.) 1968, № 1. С. 2.)
 |
А. Леонов, А. Соколов. На селеноцентрической орбите (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 45)
|
Рисунок марки очень сильно отретуширован, пропали многие мелкие детали. Например, на борту «Луны-10» неразличим вымпел с гербом СССР. После ретуши изменилась контрастность Земли в верхней части рисунка тёмная суша стала светлой, а светлая водная поверхность тёмной. Рисунок хорошего качества, по которому выполнен рисунок марки, можно найти в альбоме А. Леонова и А. Соколова «Ждите нас, звёзды!» 1967 года. Поясняющий текст к рисунку:
«Освоение Луны идет и с помощью её искусственных спутников. Их много обращается вокруг Луны. Это и научные обсерватории и спутники связи... И как приятны неожиданные встречи на орбите, особенно если встретишь самый первый искусственный спутник Луны!».
 |
А. Соколов. Встреча на селеноцентрической орбите (Леонов А., Соколов А. Человек в космосе: 16 открыток. М.: Сов. художник, 1967)
|
В том же 1967 году этот рисунок появился в наборе открыток «Человек в космосе». Репродукция плохого качества, очень сильно отретуширована, но интересна тем, что показывает верхнюю часть рисунка, обрезанного на марке. Зачастую художники, изображая Землю из космоса, показывают её повёрнутой со стороны своей страны, тем самым подчёркиваю значимость своей Родины. Вот и на рисунке А. Соколова Земля повёрнута к Луне со стороны СССР. Но на марке значительная часть территории СССР обрезана и тем самым сведён на нет идеологический подтекст рисунка Земля стала просто планетой, а не местом расположения Советского Союза. Текст на обороте открытки:
«На Луне отсутствует ионосфера, поэтому радиосвязь на ней возможна лишь в пределах прямой видимости. Чтобы исправить это, человек смонтирует на селеноцентрической орбите целый ряд спутников-ретрансляторов, работающих по принципу искусственных спутников Земли «Молния-1».
 |
А. Леонов, А. Соколов. На лунной орбите (Леонов А., Соколов А. К звёздам! Л.: Аврора, 1970)
|
В 1970 году этот же рисунок появился в альбоме А. Леонова и А. Соколова «К звёздам!». Репродукция не очень качественная, тёмная. В книге нет описания рисунка, дано только название «На лунной орбите». В подписи к рисунку ошибочно указано, что автором рисунка, помимо А. Соколова, является А. Леонов.
|
|
Бурунди, 1977 (Michel № 1445 A)
|
Бурунди, 1977 (Michel № 1445 B)
|
На этом история почтовой миниатюры не закончилась. В 1977 году в испанской типографии «Heraclio Fournier S. A.» были изготовлены почтовые марки Бурунди «60 лет русской революции». В серии 16 марок, на каждой изображение марки СССР. На одной из почтовых миниатюр (Michel № 1445) размещена репродукция марки СССР «На селеноцентрической орбите».
 |
А. Соколов. Первая «Луна» Луны (Леонов А., Соколов А. Космические дали. М. Изобразит. искусство, 1972)
|
В 1972 году, к 15-летию запуска первого искусственного спутника Земли, издательство «Изобразительное искусство» выпустило альбом живописи А. Леонова и А. Соколова «Космические дали». Репродукции большие, отличного качества. В альбоме 34 листа с иллюстрациями. 16 из них выполнены в виде рисунков, состоящих из двух частей: в левой многокрасочное изображение реальных космических достижений, а в правой, серебристо-чёрной будущих. У обеих частей рисунка общий фон, что подчёркивает тезис «Будущее в настоящем». На рисунке «Первая «Луна» Луны» своеобразное продолжение сюжета марки «На селеноцентрической орбите» станция «Луна-10» (слева) и лунный космический корабль с космонавтами, обслуживающими тарелкообразный спутник, конструктивно очень похожий на спутник с марки. Поясняющий текст к рисунку:
«Искусственные спутники Луны позволяют получить огромное количество важной научной информации.
Диапазон исследований, которые можно осуществить с их помощью, очень широк, в частности, может изучаться плотность метеорных потоков, радиационная обстановка и многое другое. Только спутник Луны может глобально исследовать химический состав пород, слагающих поверхность Селены, ее форму, а также гравитационное поле... По-видимому, в недалеком будущем на селеноцентрических орбитах будут трудиться многочисленные спутники, проводящие самые разнообразные научно-технические исследования».
 |
Журнал «Техника молодёжи», 1973, № 4, С. 24
|
Позже, в апреле 1973 года, этот рисунок появился в популярном журнале «Техника молодёжи». Под рисунком селеноцентрического спутника поясняющий текст: «В будущем непременно возникнет «служба Луны», включающая в себя целый комплекс автоматических средств. Но контролировать работы экспериментов будет человек».
 |
СССР, 1967 (Michel № 3338)
|
Попутно отмечу, что Алексей Леонов и Андрей Соколов неоднократно рисовал космический аппарат «Луна-10», изображённый в правой, «реалистической», части рисунка. Вверху показана марка СССР 1967 года (Michel № 3338), выпущенная к Дню космонавтики. Авторы рисунка А. Леонов и А. Соколов. С советской идеологией, в отличие от марки «На селеноцентрической орбите», здесь всё в порядке: на Земле полностью видна территория СССР, а на корпусе «Луны-10» красуется красный серп и молот.
 |
Картмаксимум
|
Официальных картмаксимумов для марок этой серии не издавалось, филателисты делали их самостоятельно. Вверху показан один из них. И карточка, и марка, очень сильно отретушированы при печати. Но вместе с лаконичным оттиском московского штемпеля «День космонавтики» 12.04.1964, получилось на удивление стильно.
НА ЛУНЕ
 |
СССР, 1967 (Michel № 3404)
|
Марка номиналом 6 коп. называется «На Луне». Это единственная марка серии, рисунок которой выполнен по эскизу А. Леонова.
Судя по репортажу с художественного совета Дирекции по изданию и экспедированию знаков почтовой оплаты (Филателия СССР, 1967, № 9, С. 31) первоначально эскиз марки назывался «Космонавты на Луне» и был обвинён художником В. Завьяловым в том, что скафандры «слишком уж марсианские».
Марке не повезло с названием. Тираж был напечатан с надписью «На Луне. Восходит Земля», но кто-то усмотрел в ней ошибку полноценный восход Земли невозможен из-за того, что Луна всегда повёрнута к Земле одной стороной. Лунная либрация предполагает незначительные визуальные перемещения Земли, но это нельзя назвать полноценным восходом. Из-за этой ошибки весь отпечатанный тираж снова прогнали через печатную машину, нанеся чёрную плашку на текст «Восходит Земля».
А. Леонов и А. Соколов рассказывают о рисунке марки:
«Место действия второго рисунка «На луне» (марка 6 коп.). Наша Земля, неподвижная на лунном небе, видна из-за горизонта только наполовину. Два космонавта их можно назвать селенодезистами (т. е. лунными «геодезистами»), проводят подробную съемку рельефа планеты. Ведь когда-нибудь человек будет не только исследовать Луну, он станет строить города, лаборатории, космодромы, а для этого точный план совершенно необходим. Красные фонари большой мощности используются как маяки, которыми отмечаются характерные точки рельефа» (Леонов А., Соколов А. Космос с натуры // Филателия СССР (М.) 1968, № 1. С. 23.)
 |
А. Леонов Человек на Луне (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 36)
|
Репродукция рисунка, с которого была сделана марка, в 1967 году появилась в альбоме А. Леонова и А. Соколова «Ждите нас, звёзды!» Репродукция хорошего качества. При сравнении с рисунком марки хорошо видно, что изображение на марке очень сильно отретушировано, пропали многие мелкие детали это хорошо видно по звёздам и деталям рельефа. Поясняющий текст к рисунку в альбоме:
«Твердые темные породы под ногами первых лунопроходцев. Резкие изломы трещин. Ни один звук не слышен на Луне: говорить друг с другом и Землей можно только при помощи радио. На черном со звездами «небе» Земля».
 |
А. Леонов. Лунные «геодезисты» (Леонов А., Соколов А. Человек в космосе: 16 открыток. М.: Сов. художник, 1967)
|
В том же году выпущен набор немаркированных открыток А. Леонова и А. Соколова «Человек в космосе». На открытке «Лунные «геодезисты» не самая лучшая репродукция изображение очень сильно отретушировано, краски блёклые, картон немелованный. Пояснение к рисунку на обороте:
«Одной из первых задач, стоящих перед разведчиками Луны, будет подробная селенодезическая съемка её рельефа без этого нельзя начать строительство различных сооружений городов, складов, ракетодромов.
Для обозначения характерных точек рельефа вершин скал можно использовать яркий красный фонарь, который в условиях отсутствия атмосферы будет виден на огромном расстоянии».
 |
А. Леонов. Селенодезисты (Леонов А., Соколов А. К звёздам! Л.: Аврора, 1970)
|
В 1970 году рисунок появился в альбоме А. Леонова и А. Соколова «К звёздам!». Изображение тёмное, в тенях теряются детали рисунка. Поясняющий текст:
«После разведчиков на Луну, возможно, придут строители. И вероятно, первыми из них будут геодезисты, наверное их назовут «селенодезистами». На скале над простором равнины двое. Яркий красный фонарь, видимый при отсутствии атмосферы на десятки километров, заменяет им традиционную рейку земных геодезистов. Падающий сзади, прямо от зрителя, солнечный свет обесцветил бурую поверхность лунных скал и равнин: сейчас они кажутся серебристо-серыми. А на горизонте гигантский голубой купол наша Земля. Она ведь почти неподвижна на лунном небе. Видимая с этой точки Луны поверхность нашей планеты полусфера, Земля будет казаться такой всегда, как неизменная деталь пейзажа (А. Леонов. «Селенодезисты»)».
 |
Картмаксимум
|
Вверху показан неофициальный картмаксимум с оттиском штемпеля калужского узла связи «День космонавтики» 12.04.1968.
К НЕВЕДОМЫМ МИРАМ
 |
СССР, 1967 (Michel № 3405)
|
Почтовая миниатюра номиналом 10 коп. называется «К неведомым мирам». Это самая индифферентная и невыразительная марка серии. Этот рисунок легко вписался бы в любую другую нефантастическую космическую серию марок того времени. На рисунке нет ничего особо фантастического показано отделение ступени ракеты-носителя. Подобные условные изображения не раз появлялись на марках, посвящённых реальным космическим достижениям. Надпись «К неведомым мирам» можно трактовать как угодно, от условного изображения запуска первого искусственного спутника Земли до экспедиции на Луну. И, действительно, филателисты часто трактовали рисунок этой марки как нефантастический. Е. Сашенков в книге «Почтовые сувениры космической эры» (М.: Связь, 1969. С. 158169) упоминает реакцию филателистов на спуск автоматической межпланетной станции «Венера-4» в атмосферу Венеры:
«Первой реакцией почты на это событие стали спецштемпеля. В Киеве 19 октября и в Москве 20 октября состоялись спецгашения на почтамтах. Многие москвичи использовали для гашения третью (10-копеечную) марку из только что вышедшей серии «Космическая фантастика». Замысел авторов серии художника А. Соколова и космонавта Л. Леонова как бы перекликался с предполагаемым «портретом» этого запуска. На марке «К неведомым мирам» момент отделения очередной ступени ракеты-носителя. Межпланетная станция уверенно устремилась в космос».
А вот как объяснили рисунок марки А. Леонов и А. Соколов:
«На третьем рисунке «К неведомым мирам» (марка 10 коп.) изображен старт космического корабля с нашей Земли. Только что отделилась очередная ступень ракеты-носителя (в левом нижнем углу рисунка). Космический корабль уверенно стремится дальше, в космос. На земле, на космодроме ещё ночь, а для космонавтов уже взошло солнце. Впереди неведомые миры других планет» (Леонов А., Соколов А. Космос с натуры // Филателия СССР (М.) 1968, № 1. С. 3.)
 |
А. Соколов. Выход на орбиту (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 11)
|
В альбоме А. Леонова и А. Соколова «Ждите нас, звёзды!» (1967) приведена репродукция хорошего качества. Примечательно, что рисунок расположен в главе «На околоземных орбитах», посвящённой реальным космическим достижениям. Описание рисунка:
«Скоро, скоро рванется в голубую высь серебристый корабль. В гуле нарастающей скорости через считанные секунды послышится спокойный голос первого космонавта: «Всё в порядке! Вышел на орбиту!».
Старт наверное будет ночью, а всего через несколько минут для космонавта наступит день. И помчится корабль навстречу Солнцу.
В преддверии того апрельского дня, когда Юрий Гагарин сделает первый виток вокруг Земли, художник Андрей Соколов выход на орбиту изобразил так».
 |
А. Соколов. В полёте (Соколов А. Космическая фантазия: 24 открытки. М.: Сов. художник, 1965)
|
Впервые этот рисунок появился в 1965 году в наборе немаркированных открыток А. Соколова «Космическая фантазия». Рисунок открытки, традиционно для полиграфии того времени, сильно отретуширован. Поясняющий текст на обороте:
«Всё больше высота полета. Отброшена еще одна ступень, нарастает скорость. Там, на ракетодроме ещё ночь, а тут уже взошло солнце».
НА ПЛАНЕТЕ КРАСНОГО СОЛНЦА
 |
СССР, 1967 (Michel № 3406)
|
Марка номиналом 12 коп. называется «На планете красного Солнца». Это уже не фантастика «ближнего прицела», это далёкое будущее. Гигантская оранжевая звезда с огромными пятнами и багровыми протуберанцами нависает над горизонтом. Звезда отражается на зеркальной поверхности планеты, отполированной жаром и радиацией. Видны многочисленные кристаллические формы жизни на основе кремния. Между ними голубой взвесью проплывают колонии бактерий. Диск звезды и звёздное небо перечёркивает белый след от взлетающего исследовательского корабля землян.
А. Леонов и А. Соколов дают пояснение:
«Рисунок на четвертой марке «На планете Красного Солнца» (марка 12 коп.) это уже очень отдалённое будущее. Мир другой звезды, другого, не нашего солнца. Оно совсем не похоже на наше такое яркое, радостное, светлое. Огромным кроваво-красным шаром висит оно над горизонтом одной из своих планет. Привычная нам белковая жизнь, жизнь на основе углерода, здесь вряд ли возможна слишком жарко. Но кто знает, быть может, под лучами красного гиганта зародилась иная жизнь, на основе кремния кристаллическая? Проверить это задача астронавтов будущего. И вот над кристаллическими «деревьями» и «кустами» белая полоса след пролетающей разведочной ракеты людей Земли» (Леонов А., Соколов А. Космос с натуры // Филателия СССР (М.) 1968, № 1. С. 3).
 |
А. Соколов. Красный «вечер» (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 75)
|
Этот же рисунок из альбома «Ждите нас, звёзды!» показан вверху. Поясняющий текст:
«Днем «расцвели» под лучами двух солнц инопланетные организмы, стали похожи на каменные цветы. Их основа не белок, но что же? Может быть, кремний? И вот уже стало невидимым голубое солнце. Темнеет... Осталось второе солнце красное. Но скоро зайдет и оно».
 |
А. Соколов. На планете двойной звезды. Красный вечер (Леонов А., Соколов А. К звёздам! Л.: Аврора, 1970)
|
Ещё одна репродукция этого рисунка из альбома «К звёздам!» показана вверху. Поясняющий текст:
«Удивительные миры неведомых планет. Странные, непохожие на наше солнца светят им. Иногда бывает одновременно несколько солнц. Тогда белковая жизнь почти невозможна слишком значительными будут колебания температур, скачки солнечной радиации. Но природа изобретательна. Может быть, она создала тут жизнь на кремниевой основе, жизнь в виде различных форм кристаллов... Медленно уходит за горизонт гигантское солнце. Оно очень красиво: огненно-красное в золотистых прожилках. А навстречу ему поднимается целый лес кристаллических «деревьев» с четкими сверкающими «листьями»-гранями».
 |
А. Соколов. Мир двойной звезды. Красное солнце (Соколов А. Космическая фантазия: 16 открытых писем. М.: Изогиз, 1963)
|
Впервые этот рисунок появился в 1963 году в наборе немаркированных открыток А. Соколова «Космическая фантазия». Открытки очень сильно отретушированы, но были доступны и изданы массовым тиражом в 90 тыс. экземпляров. Смелость сюжетов (Фобос как искусственная инопланетная база, запущенная миллионы лет назад; причудливые миры двойной звезды; инопланетный спутник; полёт к соседним галактикам; планета с мощными электронными машинами, установленные на полюсах) сделали эти открытки очень популярными.
На обороте открытки текст:
«Пейзаж другой планеты, населенной невиданной кристаллической жизнью, озарен зловещим блеском красной звезды. Причудливыми голубыми туманами проплывают колонии бактерий».
Картина «На планете красного Солнца» входит в цикл из нескольких работ, посвящённых исследованию планетарной системы двойной звезды. Эти картины дополняют и переосмысливают рисунок почтовой марки.
В цикле как минимум восемь работ. Покажу их и кратко поясню каждую.
 |
А. Соколов. Звездолёт у двойной звезды (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 74)
|
Поясняющие тексты к рисунку из разных источников:
«Сквозь время и пространство мчится фотонный звездолет к неведомым мирам других солнц. Какая симфония красок... Сейчас звездолет пролетает вблизи двойной звезды. Цвет звезды зависит от температуры: от наиболее холодных красных до самых горячих бело-голубых» (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 74).
«Мир двойной звезды. Фотонный звездолет приблизился к системе двойной звезды. Одна из них красный гигант. Другая яростно полыхающее, горячее синее солнце» (Соколов А. Космическая фантазия: 16 открытых писем. М.: Изогиз, 1963).
 |
А. Соколов. Синее «утро» (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 75)
|
Поясняющий текст:
«Бесконечно разнообразна природа планет у других звезд. На этой планете с двумя разноцветными солнцами, которую обследуют сейчас люди, утро. Из-за горизонта поднимается сине-голубое Солнце, освещая неземным цветом кристаллические организмы... Интересно, каким будет здесь вечер?» (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 75).
«Мир двойной звезды. В лучах голубого солнца. Исследовательская ракета обследует одну из планет двойной системы. Красное солнце еще за горизонтом, и лишь голубые лучи озаряют странные пейзажи. Оранжевым светом мерцают туманообразные скопления колонии бактерий» (Соколов А. Космическая фантазия: 16 открытых писем. М.: Изогиз, 1963).
 |
А. Соколов. Изумрудное утро (Леонов А., Соколов А. К звёздам! Л.: Аврора, 1970)
|
Часто Андрей Соколов делал несколько вариантов своих работ, улучшая и дописывая их. В альбоме «К звёздам!» напечатан ранний вариант картины «Синее «утро» под названием «Изумрудное утро».
Поясняющий текст:
«Красный вечер на планете двойной звезды сменило изумрудное утро. Взошло второе, бело-голубое солнце. В его лучах засверкали, зазеленели грани кристаллической «травы». Для разведывательной автоматической станции времена «суток», сочетания солнц будут непрерывно меняться самым причудливым образом (А. Соколов. «Изумрудное утро»)».
Вверху показана деталь рисунка. На борту корабля хорошо различимы советские серп и молот.
 |
А. Соколов. Красный «вечер» (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 75)
|
Следующая по порядку картина «На планете красного Солнца». Пояснять её не буду, потому что подробно рассказал о ней ранее.
 |
А. Соколов. На планете двух солнц (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 76)
|
Поясняющий текст:
«А на этой планете два солнца синее и желтое дают в сочетании пронзительно зелёный цвет, который озарил неведомые образования, похожие на гигантские мыльные пузыри» (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 76).
«Полдень. На небе планеты два солнца. Совместный свет их порождает целый каскад тёплых жёлто-зелёных цветов. Переливаются в их лучах причудливые образования грозди гигантских полупрозрачных пузырей, появляющихся на поверхности «океана» и твердеющих в «воздухе». Они особенно красивы на фоне аметистового неба (А. Соколов. «Зелёный полдень»)» (Леонов А., Соколов А. К звёздам! Л.: Аврора, 1970).
«Мир двойной звезды. В лучах двух солнц. Сразу оба солнца системы голубое и красное взошли над неведомой планетой, в плотной атмосфере их объединенный свет кажется зелёным. Что это за странные формации возникли на ее поверхности? Продукты какой-нибудь химической реакции? Геологические образования неизвестного на Земле типа? А может быть это искусственные сооружения?» (Соколов А. Космическая фантазия: 16 открытых писем. М.: ИЗОГИЗ, 1963).
 |
А. Соколов Коралловые деревья (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 77)
|
Поясняющий текст:
«Оказывается, на незнакомой планете тоже «растут деревья». Как напоминают они земные кораллы!.. Так, во всяком случае, считает художник. Ну что ж, это его право».
 |
А. Соколов. У голубой звезды (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 78)
|
Поясняющий текст:
«Сейчас фотонная ракета пролетит вблизи голубого солнца одной из самых горячих звезд. Идет исследование вещества звезды. Правильны ли представления о них были у землян?».
 |
А. Соколов. Облет планеты голубого солнца (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 79)
|
Поясняющий текст:
«У голубой звезды оказалась планета, окруженная атмосферой. Идет облет планеты. Сквозь атмосферу голубое солнце кажется красноватым. Красными кажутся и просвечивающие сквозь неё звезды» (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 79).
«У голубого солнца. Окончен последний облет планеты голубого солнца. Исследования далекой планетной системы завершены. Впереди путь домой, на Землю. Сквозь атмосферу планеты голубое солнце кажется совершенно красным» (Соколов А. Космическая фантазия: 24 открытки. М.: Сов. художник, 1965).
СПУТНИК ВНЕЗЕМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
 |
СССР, 1967 (Michel № 3407)
|
Марка номиналом 16 коп. называется «Спутник внеземной цивилизации». Наверное, это самый фантастический рисунок в серии. Угрюмая планета, окружённая толстым слоем атмосферы. Исследовательский корабль землян (дискообразный аппарат со куполом посередине) приближается к гигантскому инопланетному спутнику. Его конструкцию невозможно описать причудливое переплетение изогнутых элементов, внутри сфера, вокруг которой вращаются сферы меньшего размера. Не даром же художник Василий Завьялов назвал рисунок «малореалистичным» и в сердцах бросил: «Бигуди с дуршлагом».
А. Леонов и А. Соколов рассказывают об этом рисунке:
«И, наконец, пятый, последний рисунок «Спутник внеземной цивилизации» (марка 16 коп.). Человеческая цивилизация, безусловно, не единственная в бесконечном разнообразии окружающих нас миров. Возможно, где-то живут разумные существа, близкие нам. Мы верим: придёт когда-нибудь время, когда астронавты увидят космический корабль или искусственный спутник далёкой планеты, построенный чужими, не человеческими руками. Возможно, он будет таким?» (Леонов А., Соколов А. Космос с натуры // Филателия СССР (М.) 1968, № 1. С. 3).
Рисунок несколько раз публиковался в книгах и в периодических изданиях. Покажу основные из них. В журнале «Искусство» (1975, № 3, С. 20) указано, что картина написана темперой в 1967 году.
 |
А. Соколов. К братьям по разуму (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. С. 92)
|
Поясняющий текст:
«Космонавты подлетают к планете далёкой звезды. На их пути странное сооружение искусственный спутник неземной цивилизации, удивительное творение разума и рук не менее мощных, чем человеческие».
 |
А. Соколов. Спутник внеземной цивилизации (Леонов А., Соколов А. К звёздам! Л.: Аврора, 1970).
|
В альбоме «К звёздам!» нет описание этого рисунка, указано лишь, что он называется «Спутник внеземной цивилизации».
 |
А. Соколов. Искусственный спутник иной цивилизации (Соколов А. Космическая фантазия: 16 открытых писем. М.: Изогиз, 1963)
|
Поясняющий текст:
«Подлетая к планете одной из отдаленных звезд, земляне обнаружили в пространстве странное сооружение чужой искусственный спутник, удивительное творение рук и разума, не менее мощных, чем человеческие. Люди, наконец, встретились с братьями по разуму!»
 |
А. Соколов. Спутник внеземной цивилизации (Леонов А., Соколов А. Звёздные пути: 32 открытки. М.: Изобразит. искусство, 1978).
|
У всех пяти показанных рисунков (включая марку) разные цветовые оттенки, иногда принципиально отличающиеся от оттенков на других рисунках. Одно несомненно: планета угрюмая, небо звёздное, спутник причудливый, корабль землян дискообразный.
КОНВЕРТЫ ПЕРВОГО ДНЯ
Помимо почтовых марок выпущены официальные конверты первого дня (КПД), изготовленные внешнеторговой организацией «Международная книга» для зарубежных филателистов и продававшихся за твёрдую валюту. Все эти филателистические сувениры изготовлены через несколько месяцев или даже лет после выпуска марок.
Известно о двух тиражах КПД.
Первый тираж выпущен с гашением «Советская станция на Венере» и датой на штемпеле 20 октября 1967 года.
Второй тираж выпущен значительно позже, не ранее 1969 года. Дело в том, то на этих КПД нанесён стандартный штемпель-«шайба» первого дня с датой 20 октября 1967 года. Но штемпели такого вида стали применять только с декабря 1968 года. Рисунок конвертов одинаковый и намного менее интересный, чем рисунки на конвертах первого тиража.
 |
Рисунок конверта первого дня, СССР
|
Серию марок «Космическая фантастика» удачно дополняет фантастический рисунок одного из конвертов. На рисунке спутник незнакомой планеты: высокие скалы, чёрное небо со звёздами и огромным полосатым шаром-планетой. Слева изображена база, к куполу которой прикреплены три антенны. В центре площадка с фермами обслуживания, на ней высится стройный космический корабль. Три космонавта стоят на каменистой поверхности спутника, на людях скафандры, к шлемам которых прикреплены антенны.
 |
А. Соколов. Сатурн. На Титане (Соколов А. Космическая фантазия: 16 открытых писем. М.: ИЗОГИЗ, 1963)
|
Этот рисунок выполнен по мотивам ещё одной фантастической картины Андрея Соколова «На спутнике Сатурна». На рисунке космонавты соединяют кабелем вездеход на гусеничном ходу и вертикально стоящий космический корабль. Впервые эта картина, под названием «Сатурн. На Титане», появилась на немаркированной открытке, выпущенной в 1963 году в наборе открытых писем «Космическая фантазия» издательства ИЗОГИЗ. Поясняющая надпись к рисунку: «Передвижная космическая станция землян на Титане, крупнейшей «луне» Сатурна. Космонавты готовят к старту исследовательскую ракету для изучения колец диковинной планеты».
Художник, выполнивший рисунок конверта, видоизменил вездеход, сделав его куполообразной базой, убрал кольца планеты, изменил детали космического корабля, иначе расположил фигуры астронавтов, но рисунок остался узнаваемым.
 |
А. Леонов, А. Соколов. На спутнике Сатурна (Леонов А., Соколов А. Ждите нас, звёзды! М.: Мол. гвардия, 1967. стр. 6263)
|
Позднее существенно изменённый рисунок А. Соколова без космического корабля, одного из космонавтов и некоторых других деталей появился под названием «На спутнике Сатурна» в изоальбоме А. Леонова и А. Соколова «Ждите нас, звёзды!». Поясняющий текст к рисунку: «Вот она, самая необычная планета с кольцами. Астрономы знали и на Земле, что эти кольца мириады камней мельчайшие луны Сатурна. Космонавты сейчас на одной из его десяти крупных лун. Скоро будут раскрыты многие загадки Сатурна. Человек идет на штурм планеты-гиганта».
 |
А. Соколов. На спутнике Сатурна (Леонов А., Соколов А. К звёздам! Л.: Аврора, 1970)
|
А ещё через несколько лет, в 1970 году, этот рисунок появился в изоальбоме А. Леонова и А. Соколова «К звёздам!» 1970 года. В этом издании рисунок незначительно отличается от рисунка 1963 года добавлены элементы космического корабля, немного изменена форма скал и др. Репродукция не очень удачная тёмная, на ней плохо различимы детали.
При сравнении всех вариантов рисунка Андрея Соколова становится понятно, что рисунок на «межкниговском» КПД выполнен по мотивам рисунка из набора открыток «Космическая фантазия» 1963 года.
|