История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

ФАНТАСТИКА ФРЭНКА ТИНСЛИ

Фантастка в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2011

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2011

Мали, 1976 год

(Michel № 530-531)

10 мая 1976 года в африканском государстве Мали появилась серия почтовых марок «Космос будущего». На них изображены монтаж орбитальной станции и необычный космический корабль с солнечными батареями. Невзрачные марки с не таким уж и фантастическим космосом на них...

Но сейчас мало кто помнит, что рисунки, по мотивам которых выполнены марки, были очень популярны 50 лет назад.

СССР, 1967

(Michel № 3407)

Рисунок марки выполнен по картине А. Соколова «Спутник внеземной цивилизации»

Остров Мэн, 2003 год

(Michel block № 47)

Рисунок блока выполнен по мотивам картины Р. Макколла «Прибытие к Марсу»

Имена Алексея Леонова, Андрея Соколова, Роберта Макколла хорошо знакомы любителям космической и фантастической живописи. Рисунки этих художников много раз появлялись на почтовых марках, издавались миллионными тиражами.

Йеменская Арабская Республика, 1963 год

(Michel block № 19)

А есть художники, о которых мало кто помнит сегодня, но рисунки которых видели не раз. В СССР такой полузабытый художник – Николай Михайлович Кольчицкий (1907–1979), автор многих интересных космических и фантастических иллюстраций 1940-х – 1960-х годов. Его рисунок 1955 года «Заправка межпланетного корабля на спутнике» в 1963 году появился на марках и блоке Йеменской Арабской Республики (Michel № 320, block № 19).

В США такой полузабытый художник – Фрэнк Тинсли.

Фрэнсис Ксавьер Зибан Тинсли родился 29 ноября 1899 года в Нью-Йорке. Сотрудничал со многими изданиями, рисовал комиксы, писал статьи для «Mechanix Illustrated» и иллюстрировал их. Умер 23 июня 1965 года.

Наиболее известные рисунки Тинсли «Шаги космической гонки» выполнены для серии рекламных объявлений «American Bosch Arma Corporation». В 1959–1961 годах эта реклама появилась во многих американских периодических изданий.

В такой рекламе рисунок Тинсли занимает значительное место и показывает один из этапов освоения космоса в будущем. Под рисунком расположен небольшой пояснительный текст, а справа от него – несколько слов об «American Bosch Arma Corporation».

Для рекламы были использованы несколько рисунков: «Ядерный ракетный корабль», «Монтаж станции в космосе», «Космическая бабочка», «Атомная импульсная ракета», «Марсианский шпион», «Спасение в космосе», «Уборка космического мусора», «Корабли солнечного ветра у Титана», «Флот марсионской доставки» и «Лунный уницикл». Рисунки необычные и запоминающиеся, впоследствии они неоднократно появлялись в книгах и журналах. По мотивам иллюстраций Тинсли выполнены рисунки нескольких марок, в том числе и тех, которые упоминались в начале статьи – серии Мали 1976 года.

Мали, 1976 год

(Michel № 530, беззубцовая)

Марки выпущены в марочных листах 2x5 шт. 1000 марок из основного тиража традиционно оставляют без перфорации, причём бумага, клей, рисунок и прочее остаются такими же, как у зубцовых почтовых миниатюр. Беззубцовые марки являются образцами и предназначены для формирования и пополнения официальных коллекций, а оставшиеся избытки распространяются среди высокопоставленных чиновников и представителей почтовой администрации. В филателистическом каталоге «Lollini» тираж беззубцовых марок указан 800 шт.

Мали, 1976 год

(Michel № 530, люкс-блок)

Люкс-блоки марок Мали 1976 года типичны для выпусков Франции и французских территорий периода 1971–1991 годов: они отпечатаны на плотной бумаге без клея, цвет рисунка такой же, как у марок, люкс-блоки не подписаны, в правом нижнем углу указание типографии, находящейся во французском городе Перигё – «IMPRIMERIE des TIMBRES-POSTE – FRANCE». Обычно люкс-блоки выпускаются тиражом 200–300 шт. и предназначаются высокопоставленным чиновникам.

В действительности количество беззубцовок и люкс-блоков на филателистическом рынке меньше, потому что лица, которым они первоначально предназначаются, зачастую передаривают их нефилателистам или попросту уничтожают. К тому же часть беззубцовок и люкс-блоков не продаётся по этическим соображениям, а также находится в музеях и официальных коллекциях.

Рисунок первой в серии марки Мали 1976 года (Michel № 530) – это вольная интерпретация иллюстрации Тинсли «Монтаж станции в космосе» (1958).

Ф. Тинсли «Монтаж станции в космосе» (1958)

В правом нижнем углу рисунка изображена станция-спутник, построенная в орбите вокруг Земли. Электричество для станции вырабатывается от солнечных лучей. В гидропонных трубах на верхнем уровне оранжереи выращивается морские водоросли.

Микронезия, 1995 год

(Michel № 446)

Здесь Тинсли традиционен: использование оранжерей для получения воздуха и продуктов питания встречается в более ранних работах теоретиков космонавтики. Например, на марке Микронезии 1995 года (Michel № 446) на фоне звёзд изображена реконструкция космического жилища по рисунку Циолковского 1933 года. В конической части этого жилища, на внутренней поверхности, расположена оранжерея.

Куба, 1985 год

(Michel № 2935)

Что же касается получения энергии от солнечных лучей, то в более поздних фантастических рисунках это стало общим местом, достаточно вспомнить рисунок Андрея Соколова «Станция «К. Э. Циолковский и экспедиционный корабль» (1972), на которой изображена тороидальная космическая станция с многочисленными солнечными батареями. Этот рисунок повторён на марке Кубы 1985 года (Michel № 2935). По сравнению с оригиналом, рисунок марки зеркально перевёрнут.

По замыслу Тинсли, астрономы должны оценить превосходные условия для фотографирования и спектроскопии. На такой станции можно проводить уникальные исследования в физике, электронике, предсказании погоды, и многом другом. Три такие станции, расположенные должным образом, могут ретранслировать телевизионные передачи на весь мир.

Атомные ракеты-носители доставляют на орбиту слои обшивки, являющиеся строительными материалами для станции, а затем возвращаются в Землю. Такой же корабль будет обслуживать работающую станцию.

На рисунке, слева, изображён корабль, доставляющий на орбиту компоненты станции, внизу, на заднем плане – корабль возвращается на Землю. В центре – строящаяся станция, под ней – разгружаемый космический корабль. Один из астронавтов-монтажников, сидящий верхом на персональной ракете, прикрепил трос к доставленному космическим кораблём грузу и летит в направлении станции.

Чехословакия, 1963 год

Конверт первого дня

Рисунок конверта первого дня Чехословакии 1963 года выполнен по мотивам рисунка атомной ракеты-носителя Тинсли.

Куба, 1974 год

(Michel № 1959)

Отмечу, что использование микроракет при монтаже орбитальных станций встречается и на других марках. Например, на почтовой миниатюре Кубы 1974 года (Michel № 1959), выполненной по рисунку А. Соколова «Космические шоферы», показаны подобные устройства.

Шарджа, 1972 год

(Michel einzelblock № 989 B)

Отмечу также, что использование персональных ракет для перемещения в космосе также не изобретение Тинсли. В 1950-х появилось много рисунков с подобными устройствами. Например, за шесть лет до появления рисунка Тинсли, в 1953, американский художник Рольф Клеп выполнил иллюстрацию для книги «Across the Space Frontier» (NY: Viking Press, 1952). Эта иллюстрация воспроизведена на марке эмирата Шарджа 1972 года (Michel № 989). Вверху показан люкс-блок с этой маркой.

Центральноафриканская Республика, 1982 год

(Michel block № 204)

Также, как и на марке Шарджи, на поле люкс-блока Центральноафриканской Республики 1982 года (Michel block № 204) – иллюстрация к реальному проекту. В центре рисунка изображено устройство перемещения грузов в космосе, управляемое астронавтом. Космические монтажники собираю европейскую орбитальную станцию. Изображение искажено, потому что мы видим отражение в стекле шлема одного из монтажников.

Чехословакия, 1967 год

(Michel № 1689)

Выпущено много марок, посвящённых монтажу космических станций будущего. Например, станция, наиболее схожая со станцией Тинсли, появилась на почтовой миниатюре Чехословакии 1967 года (Michel № 1689).

Польша, 1979 год

(Michel block № 80)

Впоследствии фантастическую космическую станцию с чехословацкой марки появилась на купоне блока Польши 1979 года (Michel block № 80).

Но вернёмся к рисунку Тинсли. В правом нижнем углу изображена полностью смонтированная и работающая станция. Под ней видна часть космического корабля, состыкованного со станцией.

На рисунке монтажными работами заняты десять астронавтов. Подробнее рассмотреть работы в открытом космосе можно на другой иллюстрации Тинсли – «Уборка космического мусора». Хорошо видно, какими инструментами и приспособлениями пользуются астронавты.

Ф. Тинсли «Уборка космического мусора» (1959)

По прогнозам Тинсли, к 1970 году Солнечная система будет заполнена неработающими спутниками с неисправными батареями и электронным оборудованием. Чтобы такие спутники не мешали другим космическим аппаратам, их нужно убирать с орбит и уничтожить. Для этого будут разработаны специальные космические баржи (на рисунке – справа вверху). Баржа, снабжённая электро-ядерным двигателем, может передвигаться со скоростью до 25000 миль в час. Её обратимые двигатели позволяют тормозить, когда баржа приближается к обнаруженному объекту. Члены команды прикрепляют тросы к спутнику (на рисунке он слева внизу) и подводят буксир вперед так, чтобы его носовой обтекатель прижался к ракетному соплу спутника. После этого двигатели баржи переключаются на обратный ход, и спутник доставляется в безопасное место (на рисунке это изображено в левом верхнем углу). Баржа выпускает спутник, и он сгорает в атмосфере. После этого баржа направляется к следующему объекту, расчищая космическое пространство от мусора.

В рисунках Тинсли больше инженерного расчёта, чем чувственного. Даже такую катастрофу, как разрушение космической станции, он изобразил прагматично и безэмоционально.

Ф. Тинсли «Спасение в космосе» (1959)

Собранные в космосе спутники будущего – сложные инженерные сооружения, поэтому на них могут происходить аварии, они могут сталкиваться с другими искусственными космическими объектами, могут быть атакованы или захвачены противником во время военных действий. Но вероятней всего встречи с метеоритами. Когда это случится, спасательные лодки благополучно доставят экипажи спутников обратно на Землю.

На рисунке «Спасение в космосе» Тинсли, с присущей ему инженерной дотошностью, изобразил одну из таких спасательных капсул и расписал последовательность действий при спасении в космосе:

1. Члены команды надевают скафандры, переходят в неповреждённый модуль и ждут, когда давление выровняется.

2. По сигналу «Покинуть корабль», запускаются ракеты малой мощности, расположенные по периметру герметичной капсулы, и она покидает станцию (на иллюстрации – вверху справа).

3. Действуя по сигналам компьютера, тормозные ракеты изменяют скорость капсулы и сводят её с орбиты. (Передний план. Обратите внимание на детали теплозащиты, люки и крышки, за которыми находятся парашюты).

4. Когда капсула входит во внешнюю атмосферу, тепловой экран защищает астронавтов.

5. Выпускаются четыре парашюта, они действуют, как аэродинамические тормоза.

6. Капсула приводняется, надувные баллоны заполняются воздухом. Эти баллоны удерживают капсулу на поверхности воды. Радиопередачи и яркий зонтик служат визуальной и радиолокационной целью для спасателей. Приводняющийся аппарат изображён в левой части рисунка.

Подробное описание можно найти в статье Тинсли «Спасательная капсула для космических кораблей», появившейся в 1958 году в американском журнале «Mechanix Illustrated». Вверху показаны две иллюстрации из эой статьи.

Технические идеи на рисунках Тинсли тщательно проработаны и логичны, а темы, над которыми он работал, актуальны до сих пор.

Палау, 2000 год

(Michel block № 110)

Взять, к примеру, то же самое спасение экипажа космической станции в случае аварии – выпущено несколько марок на эту тему. Например, на блоке Палау 2000 года (Michel block № 110) изображён спасательный корабль, который при чрезвычайной ситуации доставит экипаж международной космической станции на Землю.

Рисунки Тинсли, выполненные для рекламы «American Bosch Arma Corporation», дополняют друг друга, придавая многоплановость изображённому на них будущему.

Мали, 1976 год

(Michel № 531, беззубцовая)

Мали, 1976 год

(Michel № 531, люкс-блок)

Оказывается, космический корабль странной формы на марке Мали 1976 года (Michel № 531) отправился в путешествие от космической станции Тинсли, ведь рисунок почтовой миниатюры выполнен по мотивам иллюстрации «Космическая Бабочка» этого же художника.

Ф. Тинсли «Космическая Бабочка» (1959)

Ранее Тинсли уже обращался к теме Космической Бабочки, в 1956 году в январском номере журнала «Mechanix Illustrated» появилась статья художника с его иллюстрациями. Статья называлась «Полёт к звёздам на солнечной энергии». Рисунок к статье отличается от более позднего рисунка Тинсли.

Иллюстрация Ф. Тинсли к своей статье «Полёт к звёздам на солнечной энергии» (1956)

Гайана, 1994 год

(Michel № 4717)

Космическая Бабочка – это космический аппарат наподобие того, который в конце 1950-х придумал доктор Эрнст Штулингер из Редстоунского арсенала. Ему посвящено несколько марок, одна из них (Гайана, 1994 год (Michel № 4717)) показана вверху.

Либерия, 1973 год

(Michel block № 69 A)

На почтовых марках появлялись и другие проекты Штулингера. Так, на блоке Либерии 1973 года (Michel block № 69) изображён космический корабль для пилотируемой экспедиции к Марсу. Об этом проекте я рассказал в заметке «Следы на Марсе».

50-футовые параболические зеркала на крыльях концентрирует лучи Солнца на бойлере. Вода закипает и пар поступает в газотурбинный генератор на 200 киловатт. Охлажденный космическим холодом в тепловых диффузорах, пар вновь превращается в воду и снова поступает в бойлер – и так повторяется многократно.

Полученный таким образом электрический ток поступает на главный модуль двигателя, ионную ракету, в которой сильные электрические поля ускоряют заряженные частицы, выстреливая их из хвостовой части ракеты.

В отличие от обычных ракет, Бабочка всё время подпитывается энергией. На полпути до цели полёта, Бабочка начинает тормозить.

Космическая Бабочка никогда не садится на большие планеты, потому что не сможет взлететь с них. Она монтируется в космосе и курсирует между искусственными станциями-спутниками. Тинсли показал траекторию движения бабочки, она начинается от космической станции и огибает Землю. Космическая Бабочка может доставить 10 пассажиров и 50 тонн груза от станции на околоземной орбите до станции на орбите вокруг Марса приблизительно за один год непрерывного полёта.

Глядя на рисунок Космической Бабочки, вспоминается проект компании «Боинг» 1958 года. На иллюстрации к проекту изображён ионный космический корабль с гелеотермической энергетической установкой.

Модификацию этого корабля можно увидеть на рисунке Сола Дембера, который в 1950-х и 1960-х выполнил много иллюстраций к проектам НАСА.

Рас аль Хайма, 1970 год

(Michel № 443)

Рисунок ионного космического корабля можно увидать на марке эмирата Рас аль Хайма 1970 года (Michel № 443). Французский художник Бернар Лоллини внёс небольшие изменения в конструкцию аппарата. Поясняющая надпись на марке: «Завоевание Марса пилотируемой космической станцией».

Нигер, 1972 год

(Michel № 330)

Интересно, что в 1972 году на марке Нигера (Michel № 330) космический корабль с рисунка Бернара Лоллини трансформировался в телекоммуникационный спутник.

Доминиканская Республика

(Michel № 2896–2901)

А в 2000 году на марочном листе Доминиканской Республики (Michel № 2896–2901) этот же проект видоизменён в «Большую космическую обсерваторию в будущем». По словам Александра Лоллини, которые выполнил рисунок, это огромная космическая станция, собранная на орбите. Станция снабжена 300-метровой радиоантенной и 25-метрoвым телескопом.

По всей видимости, Александр Лоллини использовал рисунок своего отца, который тот сделал для марки Рас аль Хаймы 1970 года.

Австралия, 2000 год

(Michel block № 36)

Загадочный Марс издавна привлекал людей, поэтому тема путешествия к Красной Планете и её колонизация очень популярна в фантастических книгах и рисунках.

Парагвай, 1978 год

(Michel № 3059)

Аджман, 1971 год

(Michel einzelblock № 682)

Многие страны выпустили марки, посвящённые предстоящим пилотируемым экспедициям на Марс и его колонизации. Наиболее запоминающиеся и обширные серии выпустили Австралия (2000, Michel № 1990IA–1996BA, block № 36), Парагвай (1978, Michel № 3051–3059), Мальдивские острова (2000, Michel № 3345–3362, block № 440, 441), Сьерра-Леоне (1990, Michel № 1356–1391, block 120, 121), Йеменская Арабская Республика (1971, Michel № 1390–1404, block № 165, 166) и некоторые другие. Вверху показана марка Парагвая (Michel № 3059) и люкс-блок эмирата Аджман (Michel einzelblock № 682) из «марсианских» серий.

Ф. Тинсли «Марсианский шпион» (1959)

Ещё один рисунок Фрэнка Тинсли посвящён полёту к Красной Планете. Он называется «Марсианский шпион» и показывает разведывательный аппарат на ядерном топливе.

Тинсли изобразил проект Джорджа Гарри Стайна, писателя-фантаста, увлекающегося ракетным моделированием.

Марсианский Шпион – это модифицированная и улучшенный вариант Космического Скаута, космического корабля, оснащённого ядерными ракетами для уничтожения противника в космосе и на Земле.

На рисунке показан Марсианский Шпион, летящий над Деймосом, марсианской луной. Над скалистым горизонтом возвышается Марс с характерными линиями «каналов». Космический корабль готовится к посадке. На М-образных крыльях хорошо видны амортизирующие посадочные опоры. Команда из четырёх человек располагается в носовой части корабля.

Марсианский Шпион передвигается как космическая ракета, носовой частью вперёд, но при приближении к земной атмосфере ориентируется хвостом вперёд и превращается в самолёт с М-образными крыльями, при этом «лепестковые двери» облегают ракетное сопло. Для быстрейшего спуска в атмосфере, рифлёная хвостовая полусфера охлаждается жидким кислородом. Для маневрирования в атмосфере и посадки на Землю, корабль снабжён тремя реактивными двигателями.

Чехословакия, 1963 год

(Michel № 1400)

Рисунок получился очень запоминающимся, поэтому не удивительно, что через четыре года, в 1963, Марсианский Шпион появился на почтовой миниатюре Чехословакии (Michel № 1400). По сравнению с оригинал, у чехословацкого космического корабля появились дополнительные стабилизаторы и летит он теперь не над Деймосом, а к Юпитеру.

Куба, 1964 год

(Michel № 923–927)

Годом позже, к 25-летию кубинской ракетной почты, на Острове Свободы была выпущена большая серия марок с изображением космических аппаратов. Все они позаимствованы с рисунков почтовых марок других социалистических стран, в том числе и Чехословакии 1963 года. Марки отпечатаны на пяти листах, один из листов показан на рисунке вверху.

Куба, 1964 год

(Michel № 927)

В рисунке кубинской марки (Michel № 927) нет ничего криминального или политизированного, но, учитывая, что в 1961 году США разорвали дипломатические отношения с Кубой, а в октябре 1962 года произошёл Карибский кризис, маловероятно, что почтовое ведомство Кубы рискнуло бы выпустить марку, пропагандирующую американский проект завоевания космоса. Видимо, кубинскому художнику понравился рисунок на чехословацкой марке и он даже не догадался, какую идеологическую свинью подложили ему коллеги из дружественной социалистической страны.

Отмечу, что на Кубе больше никогда не выпускали марок, посвящённых космическим достижениям или проектам США. Исключением стали две марки, на которых космические аппараты США оказались почти что случайно: одна, выполненная по мотивам рисунка лётчика-космонавта А. Леонова, выпущена в составе серии к советскому Дню Космонавтики в 1976 (Michel № 2130), а вторая выпущена в 1977 году к 20-летию полёта в космос первого советского искусственного спутника Земли (Michel № 2212). На марке 1976 года – «Союз» и «Аполлон» в момент сближения (рисунок Леонова, по мотивам которого нарисована кубинская марка, можно найти, к примеру, на марке СССР 1975 года); на марке 1977 года – почтовая миниатюра Югославии, на которой вместе с советским спутником изображён первый спутник США «Explorer».

Конверт США, 1962 год

Нужно отметить, что Марсианский Шпион появлялся не только на официальных почтовых марках.

16–18 ноября 1962 года в Нью-Йорке прошла 14-я национальная выставка почтовых марок. Американская Ассоциация Филателистических Дилеров (ASDA) выпустила к этому событию две виньетки: на одной из них изображена космическая капсула «Меркурий», а на другой – межпланетный космический корабль. Художник-оформитель – R. Dyle.

В фантастическом межпланетном корабле без труда угадывается «Марсианский шпион» с рисунка Тинсли.

Эти виньетки менее известны, чем марки Чехословакии и Кубы, поэтому расскажу о них подробнее.

В верхней части каждой виньетки указано мероприятие, которому они посвящены и время его проведения, в нижней – адрес, по которому проходила нью-йоркская выставка. На виньетке с межпланетным космическим кораблём, справа, нанесён логотип Ассоциации Филателистических Дилеров.

Виньетки отпечатаны парами по 10 (2x5) штук на листе, двумя красками: поля и фон – тёмно-синей, а космические корабли – другой краской. Известны листы с оранжевым, зелёным, светло-коричневым и коричневым цветом космических кораблей. Часть тиража отперфорирована.

Рисунок космической капсулы на одной из виньеток не случаен: капсула, подобная той, в которой полковник Джон Гленн три раза облетел Землю, демонстрировалась на 14-ой национальной выставке почтовых марок. Посетители выставки могли даже рассмотреть внутреннюю часть капсулы и сидящего в ней манекена.

На виньетке характерная для того времени ошибка: космическая капсула, летящая над Землёй, изображена с системой аварийного спасения (САС).

Корейская Народно-Демократическая Республика, 1980 год

(Michel № 2006 A)

Интересно, что летящую над Землёй космическую капсулу с САС можно обнаружить и на фантастическом рисунке марки КНДР 1980 года. Марка выпущена в серии «Покоритель Вселенной» и её рисунок составлен из фрагментов книг и журналов англо-американской фантастики.

Похожие на Марсианского Шпиона космические корабли можно увидеть на ещё одном рисунке Тинсли, названном «Корабли солнечного ветра у Титана».

Ф. Тинсли «Корабли Солнечного Ветра у Титана» (1959)

Большие круговые объекты – это Корабли Солнечного Ветра, приводимые в движение потоком солнечного излучения. Эти корабли несут астронавтов через солнечную систему. Для парусов используется пластмассовая пленка, покрытая блестящим слоем алюминия. Флотилия пилотируемых Кораблей Солнечного Ветра приближается к Сатурну. Справа Титан, наибольшая из девяти лун Сатурна. Он единственный из известных в солнечной системе спутников, имеющий атмосферу. Экипаж астронавтов входит в маленькую ракету, буксируемую Кораблём Ветра. По внешнему виду эти ракеты напоминают «Марсианский шпион». Корабль Ветра не может приземлиться на планетах, поэтому астронавты исследуют Титана на атомной ракете, а затем возвращаются к флотилии, чтобы вместе с ней долететь до Сатурна.

Сент-Винсент, 1991 год

(Michel № 1733)

Помимо проектов передвижения в космосе с помощью солнечного ветра, существует много проектов, в которых используется давление солнечного света. Один из них – солнечный парус – можно найти на марке Сент-Винсента 1991 года (Michel № 1733). На почтовой миниатюре изображена международная космическая регата космических аппаратов с солнечными парусами, запланированная на 1992 год. К сожалению, осуществить эту космическую гонку не удалось.

Рас аль Хайма, 169 год

(Michel block № 73 A)

Космический аппарат с рисунка «Корабли Солнечного Ветра у Титана» появился на блоке эмирата Рас аль Хайма, выпущенного 5 февраля 1969 года в серии «Известные люди» (Michel block № A 62). Космический аппарат Тинсли расположен на поле блока, под маркой, посвящённой президенту США Джону Кеннеди. Блоки выпущены лондонской фирмой «Format International Security Printers Ltd» в зубцовом и беззубцовом исполнении

Через несколько месяцев, 15 августа 1969 года, на блоке выполнена надпечатка золотой краской – эмблема экспедиции «Аполлон–11» и надписи «Нейл Армстронг» и «Первый человек на Луне» (Michel block № 73). Блоки выпущены в зубцовом и беззубцовом вариантах. Встречаются также блоки с перевёрнутой надпечаткой – вполне возможно, что это специально сделанная «ошибка» для коллекционеров.

Ф. Тинсли «Лунный уницикл» (1958)

Работая над иллюстрациями для рекламы «American Bosch Arma Corporation», Тинсли не забыл о Луне. Её исследованию посвящён, наверное, самый известный рисунок – «Лунный уницикл».

Аден, государство Куайти в Хадрамауте, 1967 год

(Michel № 120 A)

Впоследствии, в 1967 году, этот рисунок появился на марке и блоке государства Куайти в Хадрамауте (Michel № 120, block № 9).

Аден, государство Куайти в Хадрамауте, 1967 год

(Michel № 120 A)

Марки выпущены в листах по 25 штук (5x5) с иллюстрациями на полях. На одной из них – проект станции–«бублика» Вернера фон Брауна 1952 года.

Аден, государство Куайти в Хадрамауте, 1967 год

(Michel № 120 B)

Также были выпущены беззубцовые марки.

В рекламе «American Bosch Arma Corporation» даётся краткое описание лунного уницикла, подробней об этом средстве передвижения рассказывается в статье Тинсли «Как мы будем исследовать Луну», написанной для журнала «Mechanix Illustrated» (1959, июнь). Там же опубликованы новые рисунки и схемы Тинсли.

Иллюстрация Ф. Тинсли к своей статье «Как мы будем исследовать Луну» (1959)

По замыслу художника, землянам, прибывшим на Луну, нужно будет специальное транспортное средство для исследования планеты. Такое транспортное средство должно передвигаться по гладким, покрытым пылью основаниям кратеров и по крутым скалистым склонам.

Таким универсальным транспортным средством может стать гигантский уницикл Лунный Исследователь, сферический корпус которого встроен во вращающееся колесо. Корпус уницикла, за исключением крепёжных элементов и люков, изготовлен из прорезиненной надутой ткани, поэтому его можно легко демонтировать и выпустить воздух из надувных элементов.

Высота Лунного Исследователя 32 фута. Он приводится в движение электродвигателями и стабилизирован гироскопом. Энергия поступает из кругового «зонта», всегда повёрнутого к солнцу и оснащённого солнечными батареями. Нижняя, обращённая к унициклу часть «зонта», снабжена тепловыми генераторами. «Зонт» – это простой и долговечный генератор без движущихся частей. Он не только производит энергию, но также защищает корпус транспортного средства от солнечных лучей. Несмотря на большой размер, «зонт» чрезвычайно легок. Он состоит из тонкой, надутой ткани, натянутой на полый обруч. Ткань армирована спицами. «Зонт» расположен над колесом и опирается на четыре легкие магниевые опоры. Он установлен на шаровом шарнире, и поэтому его можно поворачивать на любой угол. «Зонт» связан с гироскопом и автоматически отслеживает угол поворота.

Иллюстрация Ф. Тинсли к своей статье «Как мы будем исследовать Луну» (1959)

Вращающееся колесо – это самоходная шина. Она выполнена из надувных труб, внешняя сторона которых оснащена протекторами, а на внутренней, обращённой к Лунному Исследователю стороне, расположены зубья. Колесо приводится в движение электродвигателями. Нижние пять двигателей приводят колесо в движение, а верхние три являются запасными. Запасное колесо опоясывает корпус. Оно надуто и служит бампер при пересечении узких проходов. Для удобства монтажа, запасное колесо строит из двух частей.

Корпус Исследователя – это двустенная сфера из пластичной ткани, усиленная внутренними переборками и вертикальной трубкой. Жесткий внешний слой предохраняет Лунный Исследователь от космической пыли и износа. Чтобы Лунный Исследователь был хорошо заметен, его корпус окрашен яркой краской. Внутренний слой выдерживает нормальное атмосферное давления. Между слоями находится изоляция, предохраняющая от внешней температуры и вредного излучения.

Легкие полы разделяют корпус на три части. Верхний уровень отделан пластмассой. Он опоясан приборными панелями, приспособлениями и т. п. В центре, в месте наилучшего обзора, находятся места командира и водителя.

Верхняя часть корпуса опоясана тремя трубами с морскими водорослями. Этот гидропонный сад поглощает углекислый газ и отходы жизнедеятельности экипажа, вырабатывая свежий кислород. Морские водоросли быстро размножаются и используются с другими продуктами питания для приготовления пищи. Таким образом, транспортное средство производит свой собственный свежий воздух и пищу.

На средней палубе расположены жилые помещения. Есть обширная комната для экипажа из шести человек. Здесь также находятся удобные ванная и камбуз, запасы пищевых концентратов, книги, проигрыватели и телевизор. При желании можно посмотреть кинофильмы.

Нижняя палуба – это трюм. Здесь находится склад, скафандры в шкафчиках, баки с водой, кислородные аппараты и многое другое. С обеих сторон этого уровня расположены сферические воздушные шлюзы, через них члены команды входят в Лунный Исследователь и выходят наружу.

Лунный Исследователь сопровождают астронавты, у каждого из них длинные щупы. Нижней частью щупов люди проверяют лунную поверхность – под слоем пыли может оказаться опасная расщелина. В верхней части щупа находится антенна.

Либерия, 1967 год

(Michel № 678)

Йеменское Мутаваккилийское королевство, 1969 год

(Michel № 749 A)

На некоторых марках можно встретить лунных исследователей, держащих в руках подобные щупы. Вверху показаны марки Либерии 1967 года (Michel № 678) и Йеменского Мутаваккилийского королевства 1969 года (Michel № 749). Несмотря на кажущуюся фантастичность одеяния астронавта на йеменской марке, этот лунный скафандр был разработан фирмой «Republic Aviation» в 1960 году.

Аден, государство Куайти в Хадрамауте, 1967 год

(Michel block № 9 A)

Марки государства Куайти в Хадрамауте (Michel № 120, block № 9) появились за два года до посадки людей на Луну, 3 августа 1967 года. На блоке показаны этапы предстоящей лунной экспедиции (рисунок на поле блока). На правой марке показано возвращение астронавтов на Землю, а на левой – немного изменённый рисунок Тинсли.

Аден, государство Куайти в Хадрамауте, 1967 год

(Michel block № 9 B)

Блоки выпущены в беззубцовом и зубцовом исполнении, у беззубцовых блоков в правом верхнем углу нанесён порядковый номер.

К сожалению, на марке воспроизведён не весь рисунок Тинсли. Справа от космических кораблей не показан монтаж лунного уницикла: круглый корпус без «зонта» и колёс закреплён на опорах, вокруг него расставлены контейнеры с комплектующими.

На рисунке изображены два космических корабля. Один из них взлетает, а второй разгружается: около него расставлены контейнеры, выгруженные из трюмов корабля. С корпуса космического корабля снимается часть обшивки, она будет использована при строительстве лунной базы.

Подобный космический корабль изображён на ещё одном рисунке Тинсли, который называется «Ядерный ракетный корабль».

Ф. Тинсли «Ядерный ракетный корабль» (1959)

Стоимость транспортировки грузов на Луну будет очень высокой, поэтому людям придётся развивать лунное производство. Используя неограниченную солнечную энергию и передовые технологии, на Луне можно добывать редкие полезные ископаемые, производить точные приборы и многое другое, что можно эффективно обработать или изготовить в прекрасном лунном вакууме.

Для снабжения лунных колонистов и доставке их продукцию на Землю, будут разработаны специальные ракетные корабли. В корабле, показанном на рисунке, используется термоядерный синтез. Из герметичных баков газ поступает через теплообменник, расширяется и создаёт движущую тягу.

Направляющийся с Земли космический корабль несёт столько газа, сколько необходимо для полёта до Луны. Для возвращения на Землю корабль заправляется водородом и кислородом, которые лунные поселенцы добывают из местных горных пород. Благодаря этому на корабль можно будет установить меньший топливный бак, освободив больше места для полезной нагрузки.

Слева от ракетного корабля нарисован комплекс сооружений. Возможно, именно здесь расположены основные промышленные производства лунных колонистов.

Чехословакия, 1963 год

Конверт первого дня

Этот же лунный ядерный космический корабль появился на рисунке конверта первого дня Чехословакии 1963 года. Рисунок выполнен по мотивам иллюстрации Тинсли.

Экваториальная Гвинея, 1975 год

(Michel № 594)

Лунные промышленные комплексы можно встретить не только на рисунке Тинсли, но и на марках. Например, на почтовой миниатюре Экваториальной Гвинеи 1974 года (Michel № 594) изображён лунный автономный комплекс. Он работает на атомной энергии и предназначен для производства кислорода, жидкого водорода, и других видов топлива, добываемых из лунных ресурсов. Для марки использован рисунок 1966 года, автор иллюстрации – американский художник Рой Скарфо.

ООН (Нью-Йорк), 1975 год

Гашение первого дня

10 января 1975 года Организация Объединённых Наций в Нью-Йорке выпустила аэрограмму с 18-центовой маркой, на рисунке которой изображён нью-йоркский комплекс ООН. Для гашения первого дня на аэрограмму был нанесён рисунок фантастической ракеты и надписью «Атомная импульсная ракета в будущем».

Этот рисунок также иллюстрация Фрэнка Тинсли, она называется почти так же, как написано на конверте – «Атомная импульсная ракета». Подобный космический проект проходил предварительное исследование в Министерстве Обороны США.

Ф. Тинсли «Атомная импульсная ракета» (1959)

Атомная Импульсная Ракета, пузатый космический корабль размером с Эмпайр-стейт-билдинг, приводится в движение серией атомных взрывов.

Это огромный космический корабль (вместе с полезной нагрузкой его вес составляет 75000 тонн) взлетает с Земли. Тысяча атомных взрывов – каждый равен 1000 тонн в тротиловом эквиваленте – вырываются из тяжёлого стального ракетного двигателя, по одному в секунду, пока корабль не минует атмосферу Земли.

Жилые помещения расположены в «колесе», которое вращается для создания искусственной силы тяжести. Трубчатые гидропонные сады вдоль края «колеса» поставляют кислород и богатую белками пищу.

По расчётам Тинсли, сделанным в 1959 году, Атомная Импульсная Ракета может доставлять на Луну полезные грузы из расчёта 6,74 доллара за фунт, что составляет четверть стоимости авиаперевозок на такое же расстояние.

Рисунки Тинсли создают логичный и убедительный мир будущего. Это особенно заметно при сравнении технических устройств на его рисунках со схожими на иллюстрациях многих других художников.

Гвинея, 1973 год

(Michel block № 34 A)

Например, на купоне блока Гвинеи 1973 года (Michel block № 34) изображён космический корабль, у которого, как и у атомной импульсной ракеты, есть «колесо». Но, в отличие от рисунка Тинсли, это не обоснованное техническое решение, а вольная фантазия художника.

Узбекистан, 1997 год

(Michel block № 15)

Космические корабли без внутренней логики выглядят заведомо неправдоподобными, поэтому звездолёты на узбекском блоке «Космос и фантазия» (Michel block № 15) воспринимаются всего лишь как нагромождение геометрических фигур. У Тинсли же всё логично и обосновано.

Ф. Тинсли «Флот марсианской доставки»

Космический аппарат с «колесом» можно увидеть ещё на одном рисунке Тинсли, который называется «Флот марсианской доставки» и также выполнен для «American Bosch Arma Corporation». Вверху показана иллюстрация из британского ежемесячника «Meccano Magazine» (1962. – № 11. – Vol. XLVII). Под рисунком надпись «Этот марсианский флот использует транспортёры с ракетными ускорителями и межорбитальные транспортные средства на солнечной энергии. (Иллюстрация любезно предоставлена «American Bosch Arma Corp» и Фрэнком Тинсли)». А в статье «Важность общения» рассказывается о рисунке Тинсли:

«ФЛОТ МАРСИАНСКОЙ ДОСТАВКИ

Наша третья картина показывает еще более странные формы, которые однажды могут оказаться в космосе. Строительство марсианских колоний будут зависеть от поставок флота шаттлов с Земли. Этот флот будет состоять из двух основных типов транспортных средств. Большие корабли с прямоугольными солнечными отражателями, показанные на рисунке, будут основным костяком флота. Собранные на орбите из секций, предварительно изготовленных и запущенных с Земли, эти носители большой емкости с приводом малой тяги, использующих электрочастицы, их рабочий ток будет поступать из термоэмиссионных преобразователей, нагретых лучами, сконцентрированных отражателями.

В начале и конце своего путешествия, эти Солнечные корабли будут загружены и разгружены транспортными ракетами, сконструированными для перевозки длинных грузовых контейнеров, размещаемых только перед двигателями. В носовой части каждой транспортной ракеты будет пассажирская и управляющий секция с универсальным сферическим командным отсеком. Этот командный отсек будет оснащен радаром, оптическим телескопом и полным астронавигационным оборудованием.

Флот марсианской доставки завершит каждый полёт через один-два земных года, в зависимости от того, оборудованы ли Солнечные корабли вспомогательными ускорителями для дополнительной начальной скорости».

Судя по рисунку, на околомарсианской орбите груз с Солнечного корабля перемещается на транспортный корабль. К месту разгрузки приближается ещё один транспортный корабль. Внизу, на поверхности планеты, расположена марсианская колония.

К сожалению, этот рисунок не использовался на знаках почтовой оплаты.

Рисунки, выполненные Тинсли полвека назад для рекламы «American Bosch Arma Corporation», появились во многих журналах и были очень популярны. Даже сегодня они удивляют своей неожиданностью и тщательной инженерной проработкой.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001