История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Василий Владимирский

«АЭЛИТА-99»: ВРЕМЯ УТРАТ

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© В. Владимирский, 1999

Анизотропное шоссе (СПб.).- 1999.- С. 2-4.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Случилось горе. Тяжелейшая утрата постигла фэндом и отечественную фантастику и целом. Умер Игорь Георгиевич Халымбаджа. Редактор, писатель, публицист, ведущий библиограф фантастики на территории бывшего СССР, знаток и ценитель этой литературы, которому не было равных. Один из отцов-основателей "Аэлиты", знавший в лицо и по имени едва ли ни каждого, кто когда-либо побывал на свердловском фестивале фантастики. Замечательный профессионал, широкой души человек, он ушел от нас на 62 году жизни, не дожив до "Аэлиты-99" всего нескольких дней...

...И все же, несмотря на горькое известие, которым встретил нас в этом году Свердловск-Екатеринбург, нынешняя "Aэлита", по общему мнению, удалась - словно назло, наперекор беде. Праздник все-таки состоялся, хотя невосполнимая потеря и внесла в распорядок фестиваля свои коррективы

Сперва несколько слов о том, как на ceй раз распределились премии, вот уже который год вручающиеся на ежегодном фестивале фантacтнкн "Азлнта". Конечно, об этом уже немало писалось - благо результаты были оглашены заранее, - н будет написано еще больше, но все же не удержусь от некоторых комментариев. После прошлогоднего вручения старейшей и престижнейшей премии страны Евгению Гуляковскому (представителю бесславной когорты "Ф-писателей" но давней классификации Виталия Бабенко), присуждение "Аэлнты" Сергею Лукьянеико прозвучало радостным аккордом, вероятно, для каждого настоящего любителя фантастики. Остальные награды распределились следующим образом: мемориальную Бугровскую премию (за вклад в фаитастиковеденне) увез в Москву Евгении Харитонов, Ефремовскую премию (за вклад в пропаганду фантастики) получил Александр Сидорович, вот уже десятый год устраивающий "Интерпресскон" под Питером, ну а "Старт" достался нижегородскому дебютанту Андрею Плеханову за книгу "Бессмертный". Наверное, возможны были н иные варианты - но разве когда-нибудь случалось, чтобы вручение "Аэлиты" н прилагающихся премии устраивало всех без исключения участников фестиваля? Так что не будем гадать, почему "Аэлиту" получил, скажем, не Вячеслав Рыбаков или Виктор Пелевин. Лучше побережем нервные клетки и тихо порадуемся, что в итоговой шестерке не оказалось ни В.В. Головачева, ни даже А. Бушкова.

"Аэлита-99": Кир Булычев, Евгений Харитонов

Парадоксально, но факт: нынешняя конвенция выдалась достаточно многолюдной - при том, что особого притока новых лиц на фестивале как-то не наблюдалось. Зато из тех, кто так или иначе отметился на предыдущих трех "Аэлитах", приехали многие. Писатели Кнр Булычев, Сергеи Лукьяненко, Юлий Буркин, Сергеи Щеглов, Владимир Талалаев, Андрей Плеханов, журналисты Александр Ройфе (газета "Книжное обозрение") и Евгении Харитонов (журнал "Библиография"), представитель сайга "Русская фантастика" Дмитрий Ватолин, многочисленные фэны из множества городов России и Украины - чтобы перечислить всех, объем статьи пришлось бы увеличить как минимум вдвое. И это не считая местных фэнов, писателей и издателей, регулярно посещавших большую часть мероприятий фестиваля. Всего народа набралось сотни за полторы. По сравнению с почти тысячной аудиторией "Аэлит" начала девяностых это не так уж и много, но, думается, если конвент не прекратит свое существование, упущенное можно будет наверстать с лихвой.

Первый официальный рабочий день "Аэлиты-99", 25 марта, был полностью посвящен прощанию с Игорем Георгиевичем Халымбаджой. Таким образом, все запланированные семинары фестиваля оказались сдвинуты на 26 число. Ничего удивительного, что некоторые из этих мероприятий с самого начала пошли в параллель. Скажем, семинар молодых авторов, который на сей раз проводили Татьяна Суворова и Игорь Кузовлев, мне удалось задеть лишь "по касательной". А жаль - речь там шла о вещах, интересных не только для обсуждаемых авторов. Пищи для размышлений хватало, но катастрофически поджимало время. Увы, насколько можно понять, организаторам семинара удалось на сей раз плотно поработать лишь с произведениями екатеринбургских дебютантов. По крайней мере, именно тексты этих авторов разбирались Татьяной Суворовой в течении первого часа работы семинара - разбирались, отметим, весьма подробно и профессионально. С другой стороны, в составленный по результатам прошлогодней "Аэлиты" сборник "Точка отсчета-98" (достаточно сильный для антологии подобного рода), вошел целый ряд текстов, не обсуждавшихся на семинаре годичной давности. Так что и на сей раз у авторов, которые по той или иной причине не попали на семинарское обсуждение, но сумели-таки передать свои рукописи устроителям конвенции, есть шанс угодить в сборник "Точка отечста-99". Если тот будет когда-либо составлен, конечно же...

Фантастика в Интернете (а именно ей был посвящен следующий семинар) - тема особенная, серьезная и специфичная. Чесно говоря, заявляя в первый день фестиваля этот семинар, мы не слишком-то верили, что он заинтересует заметное количество гостей "Аэлиты", людей преимущественно книжных. Даже делая скидку на то, что по статистике фэны восточной части России предпочитают общаться именно посредством Интернета, а не через FIDO, как "в Европе", мы рассчитывали в лучшем случае на благожелательный интерес кое-кого из свердловских ннтернетчиков, да на коллег с сервера "Русская фантастика". А тут еще москвичи, оправившиеся после вчерашнего вселения в гостиницу и ночного визита в баню, передали, что Дима Ватолнн, на которого мы рассчитывали как на одного из основных докладчиков, задерживается и появится не раньше середины дня... Поэтому то, что уже через пятнадцать минут после начала первого доклада небольшое, по довольно вместительное помещение в здании "Уральского следопыта" оказалось заполнено под завязку, оказалось для нас приятной неожиданностью.

По принципу контраста за "Фантастикой в Интернете" следовало два самых традиционных для "Аэлиты" семинара - фэн-прсссы и фантастиковедення. Наметилась забавная тенденция: здесь самые интересные доклады по какому-то странному совпадению оказались прочитаны представительницами прекрасного пола. Участникам семинара особенно запомнились выступление девушек из пермского КЛФ "Солярис", а также доклады Татьяны Суворовой и Августы Кесаревой. Первый доклад представлял собой попытку в очередной раз разделить всех фантастов на две группы - на сей раз по принципу оптимистичности (Олди, Лукьяненко, Головачев) или пессимистичности (Рыбаков, Столяров, А. Громов) их творчества. Конечно же, подобная классификация просто не могла не вызвать жаркой дискуссии - как, впрочем, и любая другая попытка найти объективный критерий опенки творчества. В докладе А. Кесаревой была затронута не менее животрепещущая для большинства собравшихся тема: генезис и развитие жанра фэнтези.

Кстати говоря, самиздат - и тот, который обсуждался на секции фэн-прессы, и тот, который по какой-то причине остался обойден вниманием публики, - был представлен на нынешней "Аэлите" весьма широко, от привезенного киевлянами комикса "Эльф-Квест", который продавал В. Талалаев, до отпечатанного на машинке ньюслеттера Евгения Харитонова "Академия-Ф", и от пермского литературного журнала "Лавка фантастики" до нижегородского фэнзина "Славная подруга". Пользовалось успехом и наше "низотропное шоссе". Увы, двадцати экземпляров шестого номера "AШ", выпушенных благодаря бескорыстной помощи "оЗона", катастрофически "не хватало на всех".

Во второй половине того же дня в здании Музея Писателей Урала (Литературный поселок) состоялось странное мероприятие под названием "Концерт авторской песни". Действо сие произвело двойственное впечатление. Несмотря на то, что помещение, выделенное под концерт, оказалось роскошным и со вкусом обставленным, само мероприятие выглядело каким-то скомканным, тускловатым. На мой взгляд, его можно было без особых потерь сократить раза в два - никто бы и не заметил. Как не заметило большинство "правильных" фэнов "Ночи пожирателей мушкетеров", безостановочного сеанса просмотра фильмов про мушкетеров, организованного екатеринбургскими ролевиками в ходе подготовки к игре "Роман плата и шпаги".

Третий рабочий день конвента, 27 марта, был полностью посвящен официальным мероприятиям. Вручение премий, писательско-лауреатская пресс-конференция, в ходе которой Владислав Крапивин признался, что пишет новый роман из цикла "Безлюдные пространства", и Александр Сидорович официально объявил сроки проведения очередного "Интерпресскона", превратившаяся под конец в политическую дискуссию по поводу Югославии - все это, как и вчерашний концерт, проходило в разных зданиях так называемого Литературною поселка. Нy, а вечером грянул традиционный бал, устраиваемый ролевиками в рамках ежегодного "Веркона", с которым уже второй раз совмещается "Аэлита". На сей раз представители фэндома классического образца на балу не блистали - сказалось отсутствие Коломийца. Да и общий трагический настрой "Аэлиты-99" не очень-то располагалал к буйному веселью. Александр Ройфе, один из немногих постояльцев "Большого Урала", добравшихся до места проведения бала, высказал было мнение о "разделении "Аэлиты" на две независимые страты", но его быстро разубедили, напомнив о том, какую роль сыграли Лариса Бочарова (Лора Свердловская), Евгений Суворов (Эжен) и другие представители ролевых клубов Екатеринбурга в организации конвента. Да н "световой меч" представителей КЛФ "Солярис", всячески подчеркивающих свою принадлежность к числу ценителей именно "твердой НФ", пользовался такой популярностью у разного рода эльфов и хоботов, что о "разделении страт" н речи быть не могло. Скорее возникают мысли о грядущем слиянии двух них потоков.

Возможно, нашему сообществу фэнов действительно предстоит превращение в некое сообщество a'la американский фэндом, где клубмены н клубвумен сходятся преимущественно на почве общего увлечения "Вавилоном" или "Звездными войнами", а основным видом коллективного отдыха является бал-маскарад...

    28.03.1999 - 01.04.1999, Свердловск-Петербург



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001