История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Сергей Орехов

АЭЛИТА-94

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© С. Орехов, 1994

Вестник АТН (Барнаул).- 1994.- 2 июля.- 26.- С. 13.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2003

    Что там было? Как ты спасся? -
    каждый лез и приставал.

      В. Высоцкий

С 19 по 22 мая сего года в городе Екатеринбурге произошло событие, называемое в отечественном фэндоме "Аэлита". Что скрывается за этим красивым марсианским именем, придуманным землянином? Я с 1988 года приезжаю на "Аэлиту", но, боясь допустить неточность, попросил ответить на этот вопрос редактора отдела фантастики журнала "Уральский следопыт" Виталия Ивановича Бугрова *.

"В 70-х годах, - рассказал Виталий Иванович, - к двум-трем журналам, традиционно опекавшим в нашей стране научно-фантастическую литературу, присоединился "Уральский следопыт" - журнал, выходивший в довоенном Свердловске и возродившийся вновь а 1958 г. С давних пор отдавая предпочтение отечественной фантастике и стремясь максимально способствовать ее развитию, редакция журнала совместно с Союзом писателей РСФСР учредила первую в стране литературную премию в области фантастики, названную "Аэлитой" и присуждаемую с 1981 г. за лучшее произведение года."

В дальнейшем добавились еще две номинации: за вклад в развитие отечественной фантастики - "Приз имени И. Ефремова", и за лучшую первую книгу начинающего автора - приз "Старт".

Если в 1981 г. в Свердловск на церемонию приехали 15 соседей-пермяков, то в 1983-м гостей уже было более ста (из 34 городов), а в 1990 (пиковый год) - 547 человек из 124 городов и поселков (от Петропавловска, что на Камчатке, до Львова и от Мурманска до Тбилиси и Баку)! Изначально ориентируясь на отечественного читателя, организаторы никогда не зазывали гостей из-за рубежа, однако с 1989 г. появляются на "Аэлите" болгары, поляки...

Фестиваль в Екатеринбурге славится своим демократизмом. Приезжать может любой вне зависимости от членства в КЛФ, вне зависимости от того, начинающий ты автор или "мастодонт"; даже ненавистникам фантастики дорога открыта - приезжай и действуй-злодействуй. А уж кого организаторы желают обязательно видеть на "Аэлите", тому присылаются официальные приглашения.

Дважды, когда устроители находили спонсора, "Аэлита" проводилась на турбазах (Хрустальная, Биатлон), обычно же гости размещались в гостиницах города; основные торжества проводились в крупных ДК, секции и семинары работали в помещении редакции и ДК Автомобилистов.

Количество секций каждый раз варьируется, но вот основные: фантастиковедение, обмен опытом клубной работы, фэн-пресса, библиография НФ, секция детских КЛФ, семинар начинающих авторов, объединение любителей творчества Стругацких, ролевые игры, книгоиздание и книготорговля.

За все годы существования "Аэлиты" торжественная церемония открытия назначается на пятницу, но фэны подъезжают кому как приведется, и фактически праздник фантастики начинается со вторника (а то и с понедельника), и официальное торжество лишь констатирует факт - "Да. Началось".

В нынешнем 1994-м, не считая екатеринбуржцев, на "Аэлиту" прибыло 63 человека из 31 города СНГ, в том числе представители Украины, Казахстана, Азербайджана, Молдавии и Приднестровья.

Из писателей были: екатеринбуржцы Александр Крапивин, Сергей Другаль, Александр Больных, новосибирец Геннадий Прашкевич, Владимир Васильев из Новониколаевска (Николаева - Ю.З.), москвичи Александр Громов и Андрей Щербак-Жуков, томич Юлий Буркин, и, ваш покорный слуга, Сергей Орехов представлял Барнаул.

Я участвовал в работе литературного семинара. На семинар привозят (и присылают) рукописи не только начинающие, пробующие себя в фантастике авторы, но и уже имеющие публикации. Приезжают, чтобы узнать мнение, получить первые отзывы. И в этом году рукописей было много; рекомендованные сразу "ушли в работу" к издателям, которые сидели здесь же и внимательно слушали, выбирая "жертву".

О чем говорили на "Аэлите", о чем спорили? Ну понятно же, о судьбе фантастики как жанра. Я не буду распространяться на тему "Что такое фантастика", описывать ее цели и задачи, упаси Бог! И у любителей ее, и у противников давно сформировались собственные оценочные критерии, как и у меня свои. Хотел бы только отметить новые тенденции. Если "на заре человечества" научная фантастика пропагандировала какую-нибудь научную идею, изобретение, открытие, и весь сюжет строился на этом, а следующая волна в фантастике поднимала на щит вопросы социальные, общечеловеческие, "пробовала на зубок" наши общепринятые ценности, то теперь большее развитие находит фантастика отвлеченного мира, фантастика "второй реальности", позволяющая уйти от сегодняшних проблем, и фантастика... вернее сказать, фантастический реализм - обычные события и факты дня сегодняшнего, поданные под необычным углем зрения, отчего все переворачивается с ног на голову, и наше Сегодня просто не узнать, а если и узнать, то с трудом превеликим.

Вторая обсуждаемая тема - западная фантастика. Наш читатель увидел столько, что и не ожидал даже. Но в чем обозначилась проблема? Издатели, стремясь успеть выбросить книгу на рынок и быстрее окупить затраты, забыли, что дело имеют с литературой, что незамедлило отразиться на качестве перевода. В давешние времена профессионалу-переводчику с трудом удавалось опубликовать свои перевод. В наше же время появился такой термин - "экспресс-перевод". Это когда текст-подстрочник кое-как приводится в соответствие с нормами русского языка (сравните построение предложений у немцев, англичан, японцев, русских, и вы поймете, о чем идет речь), затем выбрасываются все описания, оставляется так называемое "экшн-экшн", диалоги и - вперед, в типографию. В результате кому-то попадает Толкиен "Северо-запада", а кому-то любого другого издательства; первые в восторге, а вторые не возьмут в толк, с чего бы от этой серятину балдеть. Да, чуть не забыл! Еще откуда-нибудь заимствуется картинка на обложку, чаще всего не соответствующая содержанию. Или еще вариант (чему я сам не раз был свидетелем), когда художнику говорится: нарисуй то-то и то-то"; и художник берется за работу, даже не читай книги.

Еще говорили о судьбе "Аэлиты"-95. Вопрос совсем не праздный. Устроители фестиваля опасались, что не соберут в этом году "кворума", но, как уже понятно, "кворум" был, люди приехали. Но, но, но... Не было в этом году ни фэнов-москвичей и петербуржцев, ни волгоградцев. Надо отдать должное - ребята из этих городов составляли актив фэндвижения. Слухи ходили самые разные, но бесспорным было одно - представители вышеперечисленных городов пытаются создать нечто альтернативное "Аэлите" и сплотились вокруг "Интерпресскона", на котором Борис Натанович Стругацкий вручает свои персональный приз "Бронзовую улитку", отмечая тем самым наиболее понравившиеся ему произведения. Что ж, попытка - не пытка. Таких попыток уже достаточно случалось - и "Комариная плешь" в Керчи, и "Шлях" под Киевом, и "Волгокон" в Волгограде, и даже что-то происходило совсем недалеко от нас, под Бийском, и в далеком Красноярске... Но Екатеринбургская "Аэлита" жила и намерена жить и впредь.

Мысль вроде бы здравая: а почему, действительно, не организовать свой фестиваль, придумать свой приз, ведь на Западе есть не только "Хьюго". Но получалось так, что на "Волгоконы", "Плеши", "Шляхи", "Аэлиты" приезжали одни и те же люди, и явилась миру новая категория фэнов - "профи".

Теперь, похоже, действительно наступило время размежевания по региональным квартирам, у каждого будет свой праздник фантастики. Я не хочу сказать, что это плохо, потому что не знаю, насколько это хорошо. Я никогда не встревал в эти споры. На мой взгляд, не о чем спорить. Хочется волгоградцам проводить свой "Волгокон" - проводите; есть свой приз - вручайте. А спорить, кто главнее и что престижнее - удел чиновников от литературы. Я знаю, что Барнаул - Столица Мира, и мне достаточно этого знания.

Не раз Москва хотела "переместить" "Аэлиту" к себе. Помню прецедент, произошедший, кажется, в 1989 году. Какая-то барышня из Министерства культуры (какой-то там отдел по работе с самодеятельностью) вышла на сцену - такая бодрая, как "Пионерская зорька", - и заявила залу: "Ребята, мы вас всех забираем!" "Куда?" - спросили ее из зала. "С сего момента, - отвечает барышня, - "Аэлита" будет проводиться под эгидой Министерства культуры!" Поднялось такое свисто-топанье-улюлюканье, что барышню буквально сдуло со сцены. Возмущение фэнов сводилось к одному: "Хватит нам московских командиров и командиров вообще хватит!" Анархисты? - спросит кто-то. Да нет, просто к тому времени клубы любителей фантастики уже существовали почти в каждом городе (и не по одному, в нашем Барнауле их было аж три!), и был уже избран свой (в то время союзный) совет КЛФ. Москва же традиционно попыталась прибрать к рукам готовую структуру. Довелось быть свидетелем и другого случая. "Аэлита"-92 проводилась на базе МВД по биатлону. Уже по окончании всех торжеств, в последний день, собрались за одним столом писатели, издатели, редакторы, актив фэнов, и Виталий Бабенко, талантливый писатель-фантаст, один из лидеров издательства "Текст", предложил финансовую помощь "Уральскому следопыту" в проведении следующего фестиваля, но с условием - вручать "Аэлиту" в Москве. Обсуждали недолго, выведя следующее резюме: "Аэлита" - изобретение города Свердловска, пусть в нем и остается, а Москва пусть придумает свое.

На фестивале царит удивительная дружеская атмосфера. Все общаются со всеми. Это, конечно, не значит, что можно подойти, скажем, к лауреату или именитому гостю и, хлопнув того по плечу, заорать: "А-га-га! Достал-таки я тебя, однако!" Нет, конечно. Но если действовать в рамках норм поведения в обществе, то интересующий вас автор не откажет в отдельной беседе, а то, глядишь, и книжку подарит или пригласит на рюмку-другую кофе.

О фэнах. Фэнами называют тех, кто не может жить без фантастики. Здесь не играют роли ни возраст, ни должность, ни что-либо еще Главное - человек любит фантастику и зачинивается ею до самозабвения. Фэны классифицируются в зависимости от того, какой вид фантастики они потребляют: научную, фэнтэзи, социальную и т. п. Мое долгое общение с ними показало, что расстояние для них не преграда, едут туда, где что-то интересное происходит, едут, чтобы посмотреть, а если удастся, то и поучаствовать. Последние два года выделили категорию фэнов, у которых средств хватает только на дорожные расходы (в этом году появились еще и те, у кого деньги были только на приезд в один конец - до Екатеринбурга). Эти люди нелегально селятся в гостиничных номерах у своих более состоятельных сотоварищей по движению, либо живут в редакции (в буквальном смысле слова), либо где-то как-то пристраиваются еще. Зачастую они привозят с собой массу книг или другого товара, чтобы продать и тем самым хоть что-то поиметь на обратный путь. И, увы, им почти ничего продать не удается, поскольку привезенные ими книги есть почти у всех приехавших на фестиваль. Они часто занимают в долг (безвозмездно). Все эти люди первое время питаются тем, что привезли с собой из дома, а затем тем, что приносится в редакцию сотрудниками: там - чашка кофе, там - бутерброд, там - огурец... И после этого мне кто-то еще будет говорить, что фантастику у нас не любят!!!

Почему люди едут на "Аэлиту"? Бесспорно - посмотреть на церемонию вручения главного приза и на лауреата и самим поучаствовать в сем действе. Но что так же бесспорно - едут ради общения, ради общения с себе подобными. Отдадим должное ребятам из "Уральского следопыта", это очень терпеливые люди, они стоически выносят все выпадающее на их долю за время фестиваля.

Закрытие проходило в ДК Автомобилистов. Главный приз - премию за лучшее фантастическое произведение года "Аэлита" - получил новосибирец Геннадий Мартович Прашкевич за повесть "Спор с Дьяволом" и цикл "Записки промышленного шпиона".

Я Геннадия Мартовича знаю давно. Мы познакомились на Всесоюзном семинаре молодых фантастов в Юрмале в 1990 году. Он - мэтр, привезший с собой на семинар троих новосибирских авторов; я - начинающий, приехавший хоть и по приглашению Союза писателей СССР, но без "опекуна", но поскольку все сибиряки, сошлись быстро. В тот год в отделявшейся Латвии начались трудности с табачными и спичечными изделиями, но я привез с собой из дома коробок "Спичек хозяйственных", а у него был запас сигарет... Геннадий Мартович - постоянный почетный гость "Аэлиты". В этом году в Екатеринбурге выходит его двухтомник.

Андрею Щербак-Жукову, начинающему писателю из Москвы, вручили приз "Старт" за книжку "Сказки о странной любви". Если "Аэлита" вручается за лучшее произведение года, то приз "Старт" вручается начинающим за первую книгу, признанную экспертами лучшей в сезоне (подчеркиваю - за книгу, а не за публикацию). Вот здесь и начинаются те споры, которые постоянно сопутствуют "Аэлите". И вообще, вручение призов и премий - самый больной вопрос, подолгу затем муссируемый в различных литературных и фэновских кругах.

Не миновал споров и Щербак-Жуков. Его книжка выпущена тиражом в 500 (пятьсот!) штук, объем - 64 страницы. Встает вопрос, кто ее читал? Сами понимаете, до широкого круга читателей она просто не дошла. Но автор сразу разослал книжку по экспертам (учись крутиться, провинция!), которые и утвердили кандидата на приз. Уже потом, когда отгремели тосты и речи, все задались вопросом - а как так получилось? Мое мнение - "Старт" следовало бы отдать томичу Юлию Буркину за книгу "Бабочка и василиск" и прилагающуюся к книге пластинку с собственными песнями автора, иллюстрирующими книгу. Книга Буркина вышла тиражом 5000 экз, объем - 416 страниц; в книгу вошли лучшие его повести, написанные в разное время, а запись пластинки потребовала титанических усилий и как автора, и как финансиста (спонсоры! спонсоры! спонсоры!). Чувствуете разницу - 500 и 5000? Но... Но Буркин не додумался распространить комплект по нужным адресам. И здесь вырисовывается проблема, о которой тоже говорилось на "Аэлите". Тиражи упали до 20 тысяч, а это означает, что книги разойдутся в основном там, где издались. И, скажем, книжку С. Лукьяненко "Рыцари сорока островов", изданную тиражом 30 тыс. экз. петербургским издательством "Terra Fantastika" ("Terra Fantastica" - Ю.З.) и получившую приз "Старт" в прошлом году, в нашем Барнауле просто не увидят (и не увидели). И вообще, что касается всех этих голосований... Я никогда не понимал, когда мне говорили: "У нас самые крутые эксперты, они читают все и очень грамотно оценивают". И каждый раз на "Аэлите" появлялось несколько книжек, которые эти эксперты не читали, потому как до них они не дошли (опять же, пример с томичом Буркиным). В конечном итоге, мнение эксперта - это его личное мнение и не больше, понравилось-не понравилось - все кончается этим. Другое дело - престиж приза. Но мир изменился. В прежние времена лауреаты издавались и раскупались в первую голову. А теперь хоть ты трижды лауреат "Аэлиты" или "Бронзовой улитки", или просто нелауреат, книжный рынок диктует свои законы.

О чем еще говорили на празднике фантастики? Обо всем. Помимо разговоров были речи: речи приветственные, речи торжественные, речи застольные. Еще были встречи и со старыми друзьями, и деловые, и многообещающие. Был и приятный сюрприз для меня. Наша с братом повесть "Серый" попала в сборник фантастики "Поиск"-92, вышедший в прошлом году, и мне вручили два авторских экземпляра, которые я с превеликой гордостью привез домой.

В заключение список лауреатов по годам.

Лауреаты приза "Аэлита":

1981 - Аркадий и Борис Стругацкие (повесть "Жук в муравейнике"), Александр Казанцев (роман "Купол надежды");

1982 - Зиновий Юрьев (роман "Дарю вам память");

1983 - Владислав Крапивин (повесть "Дети синего фламинго");

1984 - Сергей Снегов (трилогия "Люди как боги");

1985 - Сергей Павлов (дилогия "Лунная радуга");

1986 - премия не вручалась;

1987 - Ольга Ларионова (повесть "Соната моря);

1988 - Виктор Колупаев (книга рассказов и повестей "Весна света");

1989 - Север Гансовский (книга повестей "Инстинкт?");

1990 - Олег Карабельников (трилогия "К востоку от полуночи");

1991 - Владимир Михайлов (дилогия "Капитан Ульдемир");

1992 - Сергей Другаль (книга рассказов и повестей "Василиск");

1993 - Василий Звягинцев (роман "Одиссей покидает Итаку");

1994 - Геннадий Прашкевич (повесть "Спор с Дьяволом" и цикл "Записки промышленного шпиона");

Приз имени И. А. Ефремова,
вручаемый за вклад в развитие отечественной фантастики. Его лауреатами стали:

1987 - Георгий Гуревич,

1988 - Дмитрий Биленкин (посмертно) и Виталий Бугров,

1989 - летчик-космонавт Георгий Гречко,

1990 - Виталий Бабенко,

1991 - Игорь Халымбаджа,

1992 - Игорь Балабуха (Андрей Балабуха - Ю.З.).

(Из-за ограниченных материальных возможностей приз в дальнейшем не вручался).

Лауреаты приза "Старт":

1989 - Борис Штерн (Киев),

1990 - Андрей Столяров (Ленинград),

1991 - Вячеслав Рыбаков (Ленинград),

1992 - Александр Тюрин и Александр Щеголев (Ленинград),

1993 - Сергей Лукьяненко (Алма-Ата),

1994 - Андрей Щербак-Жуков (Москва).

    Сергей ОРЕХОВ.

*. Когда материал готовился к печати, стало известно, что В. И. Бугров скоропостижно скончался в ночь с 23 на 24 июня 1994 года.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001