История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

А. Гусев

«СТРАННИК-97»

Конгресс фантастов России?

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© А. Гусев, 1998

Анизотропное шоссе (СПб.).- 1998.- февр.- 0.- С. 9 - 11.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2000

Брюс Стерлинг

Не успели фэны и писатели смыть черноморскую соль после одесского Фанкона, а в Питере их уже ожидал следующий конвент с пышным названием "Конгресс фантастов России "Странник"". Конвенция, практически целиком протекавшая на территории гостиницы "Русь", официально открылась 25, а закрылась - 27 сентября 1997 года. В отличие от демократического "Зиланта" или "Аэлиты" прежних лет, "Странник" изначально планировался как явление "элитарное": небольшое количество участников, уютные номера на двух человек максимум, конференц-зал для выступлений и докладов...

В этом сентябре "конгресс фантастов России" проходил в качестве самостоятельного мероприятия уже во второй раз, и в дальнейшем, судя по всему, устроители собираются превратить его в регулярную конвенцию традиционного типа, разве что обставленную с чуть большим комфортом и, соответственно, с чуть более высоким оргвзносом, чем на других конах. Впрочем, тем, кто все-таки попал на "Странник" в этом году - а всего их собралось менее сотни - грех было жаловаться. Помимо комфорта, сытного стола и довольно насыщенной программы, они имели возможность непосредственно пообщаться с живыми легендами американской фантастики: писателями Робертом Шекли и Брюсом Стерлингом и редактором "Локуса" Чарльзом Брауном. Забегая вперед, замечу, что именно это обстоятельство (в первую очередь - приезд Шекли) наряду с вручением одной из премий "Странника" Виктору Пелевину, не прошедшему в финал "Букера", вызвало наибольший ажиотаж у освещавшей конвенцию прессы.

Роберт Шекли

Из писателей и профессиональных любителей фантастики, присутствовавших на "Страннике" в этот раз, нельзя не назвать Андрея Лазарчука и Михаила Успенского (Красноярск), Сергея Иванова, Николая Гуданца и Далию Трускиновскую (Рига), Евгения Лукина (Волгоград), Юлию Латынину, Александра Ройфе, Сергея Лукьяненко, "поросят" в полном составе, Вадима Кумка (или все-таки "Кумока"?) (все - Москва), эсквайра Г. Л. Олди из Харькова (обоих), Юрия Брайдера и Николая Чадовича (Минск), Марину Дяченко (Киев), писателей Льва Вершинина и Василия Спринского (Одесса), принципиального фэна Boxy Васильева то ли из Москвы, то ли из Николаева, и прочих, так или иначе причастных к книжно-издательскому бизнесу. Не обошлось и без представителей фирм-спонсоров. Само собой разумеется, на мероприятиях конвента присутствовала масса питерских писателей и представителей околофантастических кругов Александра Викторович Сидорович даже произнес на финальном банкете тост от имени "Интерпресскона". Так сказать, от нашего стола - вашему столу. Конгресс почтил своим присутствием и сам первый русский киберпанк Александр Тюрин, проживающий ныне в Германии. Как сообщил Александр в пику своему американскому коллеге (утверждающему, что киберпанк-де как жанр уже исчерпал себя и умер) безвременная кончина - в творческом плане - постигла скорее самого Брюса Стерлинга, киберпанк же и ныне "живее всех живых".

Чарльз Браун

За исключением вручения премий основные мероприятия конвента - выступления Бориса Натановича Стругацкого с рассказом о причинах, побудивших АБС создать "Мир Полдня" и Сергея Переслегина с провокационно названым докладом "Должна ли фэнтези быть глупой?", многочисленные пресс-конференции отечественных и заезжих знаменитостей, и, естественно, банкеты - проходили в конференц-зале на пятом этаже гостиницы. На мероприятиях было тесно от прессы, весело, сытно и интересно. Правда, самое массовое действо "Странника" - торговлю авторов своими книгами с автографами, год назад прозванную в народе "мероприятие "детки в клетке"" - как и прошлый раз проходило на книжной ярмарке в ДК имени Крупской. Очередь, выстроившаяся за автографами к Роберту Шекли, была сравнима с очередью в Мавзолей в лучшие годы и приводила в священный трепет. Там же, в ДК, проходило и вручение "жанровых премий", ставших в этом году гораздо более демократичными, чем раньше. Теперь за кандидатов может проголосовать любой оказавшийся на конвенции писатель или критик, у которого вышла как минимум одна авторская книга фантастики. Результат не замедлил сказаться: пожалуй, именно "Жанровый Странник", хотя за него и проголосовало в этот раз менее полусотни писателей, хоть в какой-то степени может претендовать на роль, сравнимую с ролью американской "Небьюлы".

Вячеслав Рыбаков, Ооно Норихиро

Увы, такого звездопада премий и наград, как на "Фанконе", на "Страннике" в этом году все же не случилось, но тем не менее подавляющее большинство присутствующих остались довольны результатами голосования.

Премии "Паладин фантастики", вручавшейся в уже ставшем почти родным для посетителей питерских конвентов Доме Композиторов, был удостоен Роберт ШЕКЛИ, с формулировкой "за неоценимый вклад в развитие российской фантастики". Вручение было воспринято присутствующими с немалым энтузиазмом - впрочем, причина этого энтузиазма становится еще более ясной, если вспомнить, что церемония вручения задерживалась в течение примерно часа по причине отсутствия почетных гостей, застрявших в автомобильной пробке.

Собственно "Странники" (памятная многим бронзовая фигурка мужика "с посохом в руках и вороном за поясом", как отметила одна из газет) распределились следующим образом. За крупную форму: Виктор Пелевин, "Чапаев и Пустота";

За среднюю форму: Лев Вершинин, "Первый год Республики";

За малую форму: Евгений Лукин, "Словесники",

За лучший перевод: Александра Петрова, перевод романа Майкла Суэнвика "Дочь железного дракона";

За критику, публицистику, литературоведение: Эдуард Геворкян, "Бойцы терракотовой гвардии";

Лучшему редактору или составителю: Вадим Назаров, за составление серии "Русская fantasy" (СПб.: Терра-Азбука);

Лучшему издательству: Издательство "ACT" (Москва);

Лучшему художнику либо иллюстратору: Яна Ашмарина.

Премии "Странник-97" в жанровых категориях, соответственно, получили:

"Меч Руматы" (за героико-романтическую и приключенческую фантастику) - Сергей Лукьяненко за роман "Императоры Иллюзий";

"Меч в зеркале" (за альтернативно-историческую фантастику и фантастику о параллельных мирах) - Лев Вершинин за повесть "Первый год Республики";

"Меч в камне" (за фэнтези, сказочную фантастику) - Марина и Сергей Дяченко за роман "Шрам";

"Лунный меч" (за мистику, хоррор, ужасы) - Генри Лайон Олди за роман "Пасынки восьмой заповеди".

Премия "Малый Золотой Остап", вручаемая обычно за самое смешное произведение года, досталась в этот раз в этот раз в номинации "Мастер" мастеру юмористической фантастики Роберту Шекли.

Несомненно, подобные результаты - присутствие в финальных списках книг Дяченко, Вершинина, Олди, Лукьяненко (то есть авторов, начавших активно печататься лишь в последние четыре-пять лет), - говорит о постепенной демократизации "Странника" и примыкающих премий. Да, в этом году не удалось обойтись без спорных вручении (вспомним того же Пелевина - фантастика ли его "ЧиП"? Большую ли роль в развитии отечественной фантастики сыграл этот роман, чем этапное для "четвертой волны" произведение - титаническая эпопея "Опоздавшие к лету" Андрея Лазарчука? Бог весть...), но не было премий, не заслуженных вовсе.

Хотелось бы надеяться, что в следующем году "Странник" полностью сохранит свои позиции...

    Анатолий Гусев



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001