История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Алексей Андреев

HOMO NOVUS ИЛИ ОБРЕЧЕННЫЕ НА СУДЬБУ

Доклад на семинаре конвента Киев-КОН 2003 «Фантастическая литература и развитие индивидуальности в III тысячелетии». Ведущий семинара Г. М. Прашкевич.

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© А. Андреев, 2003

Любезно предоставлено автором, 2003

Добрый день, дамы и господа! Тема нашего сегодняшнего семинара - Фантастическая литература и развитие индивидуальности в третьем тысячелетии. Но прежде, чем обратиться к будущему, стоит еще раз обратиться к прошлому и крайне внимательно исследовать настоящее. Я заранее приношу свои извинения всем тем, кто почувствует себя оскорбленным в ходе моего выступления. Я не ставил своей целью оскорбить или унизить, кого бы-то ни было. Итак, приступим...

1.

И сейчас, и сто, и двести лет назад старики любят рассуждать: - Эх, молодежь! Да мы, в ваши годы полками командовали, мир изменяли да женщин любили так, как вам и не снилось. Обычно, подобные высказывания мало кто воспринимает всерьез. Дескать, отцов-дедов чтить надо, пущай болтают. Вот и в Библии про это написано, мол, чти отца и мать своих аки самого себя. Но, пусть библия остается библией, нас интересуют не байки, а развитие человека и социума в целом.

Если внимательно проанализировать все закономерности и отбросить все лишнее в замшелых байках, начинает вырисовываться весьма любопытные закономерности. Все мы слышали про Гайдара, в шестнадцать лет командующего полком, про фельдмаршалов, адмиралов и дипломатов, достигших вершин карьеры к двадцати пяти годам. Разные страны, разные века, но принцип остается неизменным - действия сих эпических героев происходят либо в форс-мажорных обстоятельствах, либо до начала двадцатого века. Сегодня, в начале двадцать первого века, все эти предания старины глубокой, вызывают лишь скептическую усмешку либо самоуничижительное пожимание плечами от проливающего горькие слезы Юлия Цезаря: - Мне двадцать шесть, а для вечности еще ничего не сделано!

Но оставим вечность вечности. В данном случае любой историк или философ сделает важную мину и соизволит промолвить: - Ничто не вечно под Луной. Времена меняться, нравы народов также подвержены переменам. Фразы до боли банальны, но банальность - не значит мудрость. Может, попробуем разобраться, кто есть "ху"?

2.

Рубиконом для столь разительных перемен в представлении о роли личности в обозримой истории служит рубеж 20 века. Парадокс заключается в том, что в роли убийц для юных гениев и вершителей судеб мира, явилась медицина. Достаточно вспомнить, что Моцарт выжил во время очередной эпидемии оспы лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств. Нам остается лишь гадать, сколько равных ему гениев так и не дожили до реализации своего творческого потенциала. Достаточно вспомнить эпидемию чумы, унесшую жизни каждого четвертого европейца.

Но природа не терпит пустоты. Думаю, что эта фраза всем знакома. Природа загодя готовит запас кадров, будущих ученых, вождей, полководцев и творцов: художников, писателей, музыкантов. Готовит впрок, с большим запасом. Вид должен жить и развиваться, не взирая на все эпидемии и катастрофы.

Проведем некоторые условные параллели из жизни пчел и муравьев: есть рабочие особи, есть трутни и матки. Человеческая психика намного сложнее рефлексов насекомых, но существуют условное деление психотипов человеческой природы на подобные классы. По последним данным психологических исследований, представителей современного социума, можно условно разделить на следующие группы:

1. Рабочие особи. (т.е. люди, изначально психически ориентированные на однообразную и монотонную работу)

2. Лидеры. (Полководцы, политики)

3. Творцы. (Поэты, музыканты, художники, скульпторы, литераторы)

4. Ученые. (По психотипу, чаще относятся к категориям 3, изредка категория 4. В процентном соотношении приблизительно 7/1.)

3.

И вот тут возникает известное противоречие. Законы эволюции не учитывают двух факторов: снижение процента детской смертности и проистекающего из него демографического взрыва. И если раньше, в девятнадцатом веке лишь один младенец из ста доживал до шестнадцати лет, то в данный момент из 100 выживают 89.

Тем не менее, не смотря на все успехи медицины, общественный и социальный строй оставался старым. Процентные соотношения между этими тремя группами осталось неизменным: в зависимости от общественного устройства, 85-88% процентов составляют рабочие особи и лишь пятнадцать-двенадцать процентов остается на долю лидеров и творцов. Социальные структуры продолжают существовать и действовать по прежней, "проверенной веками" схеме, словно не замечая невостребованные умы.

Бойни двух мировых войн притушили этот дисбаланс, но уже в середине шестидесятых годов XX века политики, социологи не говоря уже о психологах, столкнулись с феноменом потерянного поколения. Новая система ценностей, иное восприятие мира, новаторство в живописи, музыке, кинематографе и литературе - вот их неоспоримая заслуга. Возникает феномен контр-культуры, когда не востребованное социальной средой новое поколение творцов и лидеров пыталось создать собственную нишу, изменив существующий миропорядок.

Но, старые законы мироустройства оказались слишком сильны. Наиболее бескомпромиссные натуры первыми угодили под пресс традиционной морали и Его Величества ханжества. Итог общеизвестен: Кто-то сгорел от наркоты, кто-то погряз в сладком дурмане душевного мазохизма. Именно они, "неприкаянные" 20 века стали основными клиентами психоаналитиков и евангельских церквей. Тут будет уместно вспомнить Германа Гессе и его легендарную книгу "Степной Волк". Принцип: Я не такой как все, я страдаю, следовательно, я лучше всех: - является классическим примером душевного мазохизма. Впрочем, оставим в покое тень Гарри Геллера, он сделал свой выбор...

Но были еще и другие. Кто-то, а вернее подавляющее большинство нереализованных творцов, ухитрилось приспособиться к существующему миропорядку. Слабый подчиняется, сильный выживает. Именно сильный САМ создает собственную судьбу. Термин "внутренний эмигрант", родился на свет лишь благодаря нереализованным, латентным творцам и лидерам, обреченных вести чуждый им образ жизни.

Существуют два типа смирения, внутреннее и внешнее. И если внешне внутренние иммигранты коммунистического (или, в первую очередь, капиталистического) общества, выглядели его законопослушными членами, то их внутренний мир разительно отличался...

Будет уместно вспомнить Рея Брэдбери: ... - Искусство? Его место в комнате чудаковатого старшего сына, наверху. Некоторые из нас, американцев, принимают его дозу по воскресеньям, вместе с религией...

Именно благодаря этим эмигрантам из комнаты наверху, на свет появилась та часть литературы, которую сейчас называют фантастика. Вообще-то, всю мировую литературу, включая, столь суровые жанры как детектив или женский роман, можно причислить к жанру фантастики. Исключением служит разве что документальные повести, да и то, концепция авторского вымысла сводит "на нет" всю их подлинность. Автор водит читателя в свой внутренний мир и лишь в его воле цвет и вид декораций, на фоне которых разворачивается ход событий...

4.

Реальность давит и подавляет, монотонная и ненавистная работа вызывает ненависть и скрип зубовный? Что же, от них можно скрыться туда, где ты свободен, куда нет доступа ни скотине-шефу, ни стервозным соседям. Книга-таблетка, книга горе-утолитель? Не важно, что герои сделаны из картона, а сюжеты и стили подобных произведений стилизованы, как китайская пьеса. Никаких смешаний жанра, проще, проще, еще проще! И боже упаси, застрелить эльфа из бластера!..

...Двуручные мечи носят за спиной, непобедимый мечник, альтер эго бухгалтера Джона Смита, исправно шинкует в капусту несметные легионы. Я не говорю, о признанных мастерах жанра фентези, но все-таки прошло почти полвека, прежде чем в одной фентези наконец-то раздался крик: - Он искусный мечник? Так лучников сюда! И поживее, пока он мне всю дружину не покрошил!

Арбалеты обзаводятся спусковыми крючками, рыцарское копье летит на две сотни ярдов, пронзая как жука, доспехи очередного злодея. Достоверность не важна, "беглец" не замечает, вернее не хочет замечать разницы, исправно поглощая все подряд. Ему хорошо, а подсознание исправно оживит плакатных героев и раскрасит декорации. Уже в начале 60-х годов двадцатого века, с ростом числа "неприкаянных" в Западной Европе и США, возникает бум "развлекательной литературы".

Спрос рождает предложение и на полках книжных магазинов, рядом с подлинной литературой растут горы комиксов, адаптированных к внутреннему эмигранту. Во многом, именно из-за этих поделок, при упоминании слова "фантастика" литературные снобы растопыривают пальцы и брезгливо цедят сквозь зубы: "низкий жанр", "реализация застарелых комплексов". Тем не менее, чаще всего, именно подобные "снобы-лытераторы" и являются основными покупателями комиксов для малолетних дебилов, ибо иной пищи и иного источника вдохновения (помимо водки, денег и наркоты) для их разжиженных мозгов попросту не существует...

5.

Но оставим скотам - скотово. Вернемся в сегодняшний день. Что ждет нереализованных творцов в XXI веке? Ответ на это уже дал век XX. Развитие компьютерных технологий, популярность сетей ФИДО и ИНТЕРНЕТ...

Именно благодаря РС, нереализованные творцы обрели возможность творить и непросто творить, а предоставлять свои произведения на суд широкой публики. Музыканты и художники превращают свои компьютеры в студии звукозаписи и художественные мастерские. Лидеры-стратеги получили возможность без пролития крови, реализовать свои полководческие таланты на полях виртуальных сражений. Бум вокруг сетевых игр нарастает как снежная лавина, а новые технологии вызовут революцию в издательском деле.

Очень скоро, в течение ближайших 7-10 лет, с книжных прилавков исчезнут горы комиксов, замаскированных под фентези и фантастику. Системы голосового распознания текста, перегоняющие голос в печатный текст, поставят крест на "килобайтщиках". Рынок попросту переполниться "под завязку", особенно если помнить, что реализованному творцу или лидеру уже не нужна напечатанная таблетка. Их тиражи заметно снизятся, в результате, большинству авторов подобных опусов останется искать утешения, публикуя их в Интернете:

Вы спросите меня: - А как же разрядка? Ну, работа, творчество, - это мол, хорошо, а как же отдых?

Ведь все равно, бывают в жизни такие моменты, когда попросту хочется расслабиться...

Ну, начнем с того, что расслабляется каждый по своему. Сами знаете. В каждой избушке - свои игрушки. Да, это я говорю именно об играх. Именно, о них, родимых...

6.

Уже сейчас, наступает новая эпоха. Эпоха нового жанра, когда-то названного компьютерные игры. Погружение в виртуальность, превращается в увлекательное путешествие в новые миры. Не случайно, многие писатели-фантасты уже занимаются разработкой сценариев и концепций для компьютерных игр. То, что когда-то было примитивной головоломкой, превращается в новый жанр, синтез театра, кино и литературы. Перед "неприкаянными" появляются новые возможности для творчества и самореализации.

Тем не менее, это не будет обозначать заката литературы. Не смотря на все технические новинки, нужно помнить, что устный рассказ редко "играет" на бумаге. В результате, будут издаваться лишь качественные книги, ведь лишь по-настоящему талантливый автор сможет создать вместе с воображением читателя картину их общего мира. Как бы не развивались технологии виртуальной реальности, но сравниться с книгой, затрагивающей душу читателя, они не смогут никогда.

7.

Попробую подвести итог своего доклада. Возникшая в двадцатом веке проблема нереализованных творцов и лидеров никуда не делась. Увы, но в настоящий момент, большинство "неприкаянных" выполняют чуждую им работу, в чуждом им мире. Так что, далеко не случайно, роман Хайнлайна "Чужак в чужой земле" стал библией хиппи. Неприкаянные 60-х создали феномен контр-культуры, но, к сожалению их попытки изменить существующий миропорядок не увенчались успехом. Тем не менее, в настоящее время наступают определенные предпосылки, позволяющие говорить о перспективах постепенного исчезновения проблемы "неприкаянных".

Именно сейчас возникает и развивается новая культура открытого типа, позволяющая каждому человеку реализовать свой творческий потенциал. Пусть психологи и социологи ломают копья, с пеной у рта обсуждая достоинства и недостатки Интернета, его влияния на человеческую психику. Это уже было. Одним в детстве запрещали читать, другим смотреть телевизор, но еще никогда запреты не приводили к положительным результатам. Именно сегодня, впервые в истории, гуманитарная и техническая культуры создали возможность для взаимной интеграции и взаимного развития каждого индивидуума.

Конечно, сразу, сама по себе, проблема нереализованных творцов не исчезнет. Тем не менее, истинное счастье человека заключается в самореализации и общении с единомышленниками. К чему бежать от реальности, если можно реализовать свой талант здесь и сейчас?..

    г. Киев 4 апреля 2003 года.
    Первый международный фестиваль фантастики Киев КОН.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001