История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Л. Дудюк

ШКОЛА БУДУЩЕГО В РОМАНЕ И. А. ЕФРЕМОВА «ТУМАННОСТЬ АНДРОМЕДЫ»

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© Л. Дудюк, 1988

Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 44 - 48.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Русские писатели всех времен заинтересованно относились к проблемам воспитания и образования будущих поколений. Свои мысли они высказывали в завещаниях, наставлениях, поучениях в древние времена, изображали рост героя в обществе при участии родителей, учителей, в рассказах, повестях, романах. Многие русские классики создали автобиографические и мемуарные произведения, в которых главная проблема - становление личности молодого героя.

В советской литературе эта традиция получила своеобразное развитие. Многие писатели видят в юколе начало формирования новой смены, где общественные противоречия отражаются во взаимоотношениях учеников между собой, учеников и учителей, детей и родителей.

В 60-е годы начался новый период в жизни нашего общества и в развитии советской многонациональной литературы. Первые шаги демократизации общества дали новый толчок в развитии "школьной прозы".

В 70-е - 80-е годы писатели на примерах школьной жизни высказывают свое отношение к проблемам воспитания современного человека. Появилось немало повестей и романов, в которых изображена сегодняшняя школа. Заметна неудовлетворенность современным ее состоянием у Г. Медынского ("Честь", "Трудная книга"), А. Алексина ("Безумная Евдокия"), А. Лиханова ("Благие намерения"), В. Тендрякова ("Чрезвычайное", "За бегущим днем", "Ночь после выпуска", "Расплата"), О Гончара ("Бригантина") и др.

Другие писатели обращаются к школе прошлого, в которой видят основу воспитания революционности юного поколения. Это Ч. Айтматов ("Первый учитель"), В. Каверин ("Освещенные окна"), К. Паустовский ("Повесть о жизни"), А. Топоров ("Я - учитель"), М. Шагинян ("Первая всероссийская", "Человек и время").

А о школе будущего интересно сказал писатель-фантаст И. А. Ефремов в романе "Туманность Андромеды" (1957). В основном писатель остается верен мыслям педагогов того времени, а его герои, люди отдаленного будущего, формируются в школе, очень похожей на ту, которую пытаются создать наши современники, учителя-новаторы Ш. Амонашвили, М. Щетинин, В. Шаталов и др.

Человек будущего у И. Ефремова - гуманист и интернационалист. Его учителя - ученые педагоги - совершают важнейшую задачу общества - воспитывают людей творческих, развитых физически, умственно и духовно. Основа их воспитания заключается в рационализме, самоограничении воли и желаний, необходимости строгой общественной дисциплины, высокой нравственности, искоренения вражды, лжи, равнодушия и лени.

Безусловно, эти задачи стоят перед нами сегодня. И. Ефремов, мечтая о будущем, дал немало мыслей современникам о воспитании молодежи. Гармонически развитая личность, человек-борец - цель настоящего.

Формы и метод" воспитания писатель приводит традиционные. Это пробуждение интереса к учебе переменой впечатлений, своевременное выявление способностей, выбор деятельности при обязательном участии старшего советника, учитывая врожденные способности. Для конца 50-х годов это было смело и ново.

Есть у И. Ефремова и традиционные заблуждения в вопросах воспитания, Это также характерно для того времени.

В романе говорится, что в школе изучают в совершенстве новейшие научные достижений естественных, точных наук; знания эти необходимы для овладения многими профессиями, которыми должен владеть каждый человек коммунистического общества.

Но более всего интересует писателя-фантаста воспитание души человеческой. Поэтому он отводит целую главу о музыке, о танцах, как о высших формах эстетического творчества человека.

Писатель убеждает в том, что главная задача воспитания - это его гуманизация. Поэтому самым важный предметом в школе он называет историю. "И до сих пор главное в школьной истории - изучение исторических ошибок человечества и их последствий," (1) -говорит учительница. Высказанная мысль И. Ефремова после XX съезда партии сегодня звучит также современной, когда перестройка школы стала важнейшим государственным делом.

В нашу эпоху активного воздействия на природу идея писателя о взаимоотношении человека и природы ничуть не устарела. Героиня романа Веда Конг размышляет: "Важнейшая сторона воспитания - это развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения. Притупление внимания к природе - это, собственно, остановка развития человека, так как, отвыкнув наблюдать, человек теряет способность обобщать." (2)

Так, по мнению И. Ефремова, создается красота человеческой души.

По сравнению с развитием науки и техники в обществе будущего, которые достигают действительно фантастических успехов, школа у И. Ефремова больше напоминает ту, которую стремятся создать передовые современные педагоги. В этом и заслуга писателя.

1. Иван Ефремов. "Туманность Андромеды". М., 1965, С. 325-326.

2. Иван Ефремов. "Туманность Андромеды". М., 1965, С. 300.

    Л. П. ДУДЮК
    Николаев



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001