История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Е. Неелова

«ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА» Н. Ф. ФЕДОРОВА И НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© Е. Неелова, 1988

Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 63 - 66.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

1. Научная фантастика, как хорошо известно, пользуется репутацией в высшей степени занимательного жанра. (1)

Однако, по справедливому замечанию М. М. Бахтина, "ни один художественный жанр не может строиться на одной голой занимательности. Да и для того, чтобы быть занимательным, он должен задеть какую-то существенность". (2)

Вот эта-то "существенность" и есть то, что можно назвать жанровым содержанием. Точнее говоря, жанровое содержание составляет наиболее общий, абстрактный уровень этой "существенности". Если воспользоваться словами В. Я. Проппа (сказанными, правда, по другому поводу), то этот уровень "можно сравнить с нулем, который в ряду цифр представляет собой определенную величину". (3)

Таким образом, жанровое содержание составляет как бы "нулевой", исходный уровень жанровой проблематики научной фантастики, неизменно присутствующий в том или ином виде в конкретных произведениях.

2. Этот "нулевой" уровень Правомерно представить в виде некоторого набора идей, общих и исходных для всего жанра. И вот этот-то набор идей и заставляет вспомнить о Н. Ф. Федорове. Первое впечатление от философии общего дела - удивительно современное научно-фантастическое звучание этого произведения, создававшегося еще в прошлом веке. При этом все многообразие федоровской утопической мысли покоится, как на трех китах, на трех главных, основных идеях. Эти идеи - родственности, регуляции, патрофикации - оказываются не только близкими научной фантастике, но и определяют ее жанровое содержание. В этом убеждает анализ федоровских идей в контексте научной фантастики, который предлагался в докладе. Н. Ф. Федоров говорил о настоятельной необходимости "обращения народного мировоззрения в Колумбо-Коперниканское". (4) Стоит задуматься: ведь обращение народного мировоззрения (здесь, пожалуй, точнее было бы - мироощущения) в "Колумбо-Коперниканское" составляет, в сущности, главную задачу научно-фантастической литературы и определяет в самом общем смысле ее воспитательное значение. Одно из самых ярких доказательств этого - творчество И. А. Ефремова.

3. Естественно, научные фантасты - и это надо подчеркнуть - не просто повторяют Н. Ф. Федорова. Речь идет о другом: исходные идеи, волновавшие Н. Ф. Федорова, определяют жанровую проблематику научной фантастики (фантасты же вообще могут не думать о Н. Ф. Федорове и не читать его сочинений), что не исключает, а предполагает иное, чем у Н. Ф. Федорова развитие этих идей. Но при всем возможном несходстве этого развития исходные импульсы остаются общими, а многообразие вариантов, предлагаемых фантастами, придает этим импульсам проблемность, неоднозначность, динамичность.

4. Сходство жанрового содержания научной фантастики и философии "общего дела" вызывается общим глубинным источником. Тот комплекс идей, который обнаруживается и в научной фантастике, и в "проекте" Н. Ф. Федорова, в своих истоках существовал прежде всего в фольклорном сознании. Художественная натурфилософия волшебной сказки - вот родник, равно питающий и жанровое содержание научной фантастики в целом и, в частности, научно-фантастическое (и в то же время сказочное) учение Н. Ф. Федорова.

В силу такой изначальной близости оказывается сходным и изображение человека в научной фантастике, восходящее на жанровом уровне к поэтике фольклорной волшебной сказки, и изображение человека в "Философии общего дела". Оказываются сходными также не только общие, но и конкретные темы и идеи федоровского "проекта" и многих писателей-фантастов.

5. Словом, если посмотреть на "Философию общего дела" с позиций научной фантастики, то общих точек соприкосновения окажется очень много. Мы говорили лишь об одном уровне - уровне жанрового содержания. Однако федоровская утопия - настоящая энциклопедия научно-фантастических тем, сюжетов, образов, многие из которых еще не освоены научно-фантастической литературой.

1. Термин "жанр" применительно к научной фантастике иногда вызывает споры. Не вдаваясь в эти споры, заметим, что употребляя этот термин сознательно и специально, мы исходим из жанровой концепции В. Я. Проппа, считавшего, что понятие жанра "определяется совокупностью поэтической системы" (Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976, С. 35 - 36).

2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, С. 257.

3. Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969,с. 37.

4. Федоров Н. Ф. Философия общего дела. Статьи, мысли и письма. Т. 1. Верный, 1906, С. 291.

    Е. М. НЕЕЛОВ
    Петрозаводск



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001