История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

С. Казанцев

СОЦКОН-1

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© С. Казанцев, 1990

Уральский следопыт.- 1990.- С. 24-26.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Лет через пятьдесят наберите это название на терминале своего персонального компьютера (наверное, не такого простенького, как наш нынешний редакционный "Атари"), и информаторий ВС КЛФ выдаст на ваш дисплей такие данные:

"Соцкон-89 - первый международный конгресс любителей фантастики социалистических стран, первая на территории СССР международная фан-встреча, организованная ВС КЛФ и КЛФ "Арго" (г. Николаев, пред. Л. Куриц) по решению Совещания заведующих отделами культуры Центральных комитетов Коммунистических союзов молодежи (Москва, 1989). 3-9 сентября 1989 г., база отдыха "Бригантина" Николаевского обкома ВЛКСМ, пос. Коблево, берег Черного моря. Участники: 70 КЛФ из 52 городов СССР, 120 чел.; 7 КЛФ из 7 городов Болгарии, 33 чел.; 2 КЛФ ГДР, 6 чел.; 2 КЛФ Польши, 3 чел.; 1 КЛФ Румынии, 4 чел.; 2 КЛФ Чехословакии, 5 чел."...

...И строчки будут дальше плыть, светясь, по вашему экрану... А мы отвлечемся от сухой информации и вспомним, как это было.

Одесса встретила нас дождем... Нет, не так. Дождь - он и в Африке дождь. Одесса встретила нас громадным синим транспарантом, растянутым над площадью у аэропорта. На транспаранте оранжево: "ФАНКОН". "Фанкон", "Фанкон", "Фанкон" - на каждом перекрестке, на Привозе, над аллеями каштанов, за стеклами витрин... Одесситы, празднуя день рождения родной "жемчужины у моря", в тот же день открывали свой праздник любителей фантастики.

Первая мысль: как неудачно!.. Совпали два интереснейших фестиваля фантастики. Куда смотрел ВС КЛФ?!

Повздыхали. Побродили полдня под проливным дождем по "маме", на Дерибасовской полюбовались карнавальным шествием, в котором мужественные одесситы и еще более героические одесситки оказались не все прикрыты зонтами, а некоторые и не полностью одеждой; поклонились отчего-то нахмурившемуся Дюку и черным южным вечером вдевятером в кряхтящем от усердия и старости ГАЗ-69 ринулись в Коблево, на свой остров в местном океане фантастических торжеств.

Стихия нас не баловала. На второй же день (вернее, ночь, но на Соцконе все они сливались воедино) разразилась страшная гроза, от которой светилось море и фосфоресцировал прибой (безумно фантастическое зрелище!), из-за чего весь наш социалистический фан-лагерь остался на сутки без электричества и на трое - без воды. По-моему, никто не обратил на это внимания.

Для рассказа об одесском фестивале процитирую пришедшее в редакцию письмо от участника Фан-кона-89 Константина РЫБАЛКО из Саратовской области:

На Фанконе

"ФАНКОН" - это фантастика для всех! Это фантастика плюс контакты, конкурсы, концерты. Вечером 2 сентября в мелькании лазерных лучей и под вибрирующие звуки электронной музыки фестиваль фантастики открылся. Среди поздравивших хозяев и гостей были и известные всем любителям КВН члены "Клуба одесских джентльменов". Опустел Украинский театр далеко после полуночи, когда закончился фильм К. Лопушанского "Посетитель музея". Да и в дальнейшем много спать не приходилось. Рабочий день Фанкона начинался за час до полудня на "круглом столе" "Человек и будущее", который вел Георгий Щедровицкий, и завершался в три ночи, когда заканчивал работу "Профессиональный клуб".

На Фанконе прошли конкурсы фантастов-профессионалов, молодых авторов, зарубежных фантастических кинофильмов, дипломных работ ВГИКа, конкурс фантастического юмора ФАНТЮМ с участием Михаила Жванецкого, выставка фантастического рисунка, контакты с учеными, писателями, деятелями кино, откликнувшимися на приглашение организаторов фестиваля. Член-корреспондент международной ассоциации парапсихологов Эдуард Наумов привез в Одессу обозрение "Психонавтика - мир внутри нас"; о своих походах по следам снежного человека рассказывал Игорь Бурцев; делились с собравшимися мыслями о путях и перспективах развития советской фантастики Еремей Парнов и Василий Головачев; с лекцией выступал Владимир Савченко.

Особой популярностью на фестивале пользовались выступления знаменитого Алана Чумака.

Под председательством И. Н. Ковшуна проходили заседания семинара по аномальным явлениям. Тематика обсуждений была столь же фантастичной, сколь и разнообразной - от спектрального анализа "вакшской находки" (возможно, обломка НЛО) до демонстрации фотографий зрительных галлюцинаторных образов. На семинар приехали из Ярославля руководители групп по изучению АЯ Валерий Кукушкин и Юрий Смирнов; Владимир Мантулин из Харькова информировал собравшихся о близких контактах первого, второго и третьего рода; Валерий Двужильный из Приморского края доложил об исследованиях на месте вварим НЛО. Огромный интерес вызвал рассказ заведующего лабораторией психотроники НИИ теоретических проблем АН СССР В. Т. Исакова об исследовании случаев полтергейста - Барабашки, Домовушки и самых разнообразных Чебурашек.

Кого только не было на Фанконе в Одессе - философы, социологи, астрономы, физики, врачи... Всех их объединила фантастика. И наверняка каждый участник фестиваля увез домой фанконовский сувенир - "действующую модель неразменного пятака ГОСТ 718-62", о массовом изготовлении которой позаботились организаторы фестиваля - одесское творческое хозрасчетное объединение любителей фантастики "Земляне".

Однако вызывает удивление то обстоятельство, что Фанкон в Одессе и Соцкон в Николаевской области проводились одновременно. Ведь в году пятьдесят две недели - неужели так необходимо было проводить оба столь редких у нас фестиваля фантастики в один и тот же срок?.."

К сожалению, ничего не могу добавить к словам Константина Рыбалко, ибо сам не видел и не слышал, не имел счастья лицезреть. Выезжали мы из Коблево экскурсией в Одессу, ан увы... "Все билеты проданы, мест свободных нет!" - и пошли мы во второй раз любоваться прекрасным городом...

Ну, все. Вернемся, наконец, к Соцкону.

Начался он с радостных кликов узнавания. Боже, боже, сколько лиц, знакомых по свердловским "Аэлитам"! Неужто нас так мало, и лишь перемещаясь одной группой по стране, мы создаем видимость массового движения? Нет, нет же, прочь, лукавый, - дело, видно, просто в том, что на масштабные мероприятия сбираются одни и те же. Как мне показалось, в основном председатели КЛФ. Демократично, а? Поскольку, похоже, и на "Аэлиту" придется-таки устанавливать квоту - проблема обострится. Так, может, проводить в клубах конкурсы и победителям вручать путевки на фан-фестивали, да еще помочь им материально, а то что-то стало дорожать бескорыстное ранее увлечение: 120 рэ вступительный взнос на Соцкон - не шутка! Для нас же - хороший урок: "Аэлита" твердо решила не приставать с подобными нескромными предложениями ни к мужчинам, ни к женщинам, не выворачивать их карманы.

...Ах, как умилительно смотрелись в фирменных, с рисунком инопланетянина майках Соцкона Еремей Парнов и Аркадий Стругацкий, сидючи в президиуме торжественного открытия. Зрители в зале от восторга падали рядами. В буквальном смысле, потому что оказалось, что ряды не успели к полу прикрепить. Если это было задумано нарочно, - гениальная соорудилась приправа, скрасившая, а то и закрасившая дипломатическую чопорность и всяческий официоз.

Которого, вроде, и не было. Задушевное приветствие произнес В. И. Савченко на украинском языке. Чем вызвал бурные аплодисменты. "Вас встречает, - перешел на международный русский язык Владимир Иванович, - страна с 50-миллионным населением и духовным потенциалом не меньшим, чем у Франции". Страна эта - Украина. В. И. Савченко подвел итоги первого конкурса - на название соцконовского талисмана. Симпатичного зелененького инопланетянина (его, как и все оформление фестиваля, создал художник КЛФ "Арго" Игорь Шаганов) назвали Фэнко. В имени, звучащем по-украински, слились "фэн" и первый слог от "Коблево". Как ни странно, автор-победитель пожелал остаться неизвестным. Экспресс-расследование предположило, что им был кто-то из болгар.

Зам. председателя ВС КЛФ Михаил Якубовский отметил небывалую для фан-фестивалей деталь: впервые на встрече фэнов столько представителей издательств. Добрый признак. Издатели начали прислушиваться к читателям и даже поддаваться на их просьбы. Например, Елена Клокова из Южно-Сахалинска уговорила свое издательство выпустить книгу Г. Каттнера "Механическое эго" и разослала ее по клубам.

Румынский писатель-фантаст Александру Миронов на прекрасном французском через обаятельную переводчицу предложил совместными усилиями выпускать международный фантастический журнал на многих языках. Александру напомнил, что он выступал с этим предложением еще 19 лет назад, на первом Евроконе, в Италии. Сейчас он видит, что дело может сдвинуться, наконец. И прямо здесь можно подобрать редакцию и авторский актив - столько собралось писателей, издателей и журналистов. (Забегая вперед, с сожалением констатирую, что и на этот раз мечте А. Миронова не удалось осуществиться - видать, настолько она фантастична. Хотя чем-то подобным поманил болгарский издатель Атанас Славов. Но об этом рассказ впереди.)

Омский КЛФ "Алькор" сообщил, что очередной приз "Великое кольцо" всенародным референдумом КЛФ присужден писателям Любови и Евгению Лукиным (Волгоград).

И начались встречи.

Иной раз они совпадали. Явление, в общем-то, не аномальное. На "Аэлитах" до десятка секций занимаются в одни и те же часы. Но здесь выбор был очень труден. Ну кто способен променять на любое секционное заседание встречу с Игорем Марковичем Росоховатским и Владимиром Ивановичем Савченко, предупреждающими о нравственной и экологической катастрофах с искреннейшей болью за человечество) Мир в колбе, мир перед точкой закипания... Удастся ли нам предотвратить взрыв? Нам, нам, всем нам, а не ждать, когда с этим справятся правительства.

На пресс-конференции с А. Н. Стругацким Аркадий Натанович вернулся к этой теме: мы как бы в колбе - все кипит, что-нибудь да сварится. Отвечая на просьбу высказать свой политический прогноз, А. Н. предположил, что еще год наша экономика будет ухудшаться - пока мы не научимся работать, а не зарабатывать; затем - лет пять-шесть - бушующий поток инициатив, идей - и политических, и технологических; что-нибудь да получится, мы снова встали на ноги и еще сможем показать всему миру, что способны на взлет. Если, конечно, не доведем себя до петли, от чего с тревогой предостерегал В. И. Савченко (прекрасно выступивший!). Если не - то будет та самая розовая картина, изображаемая давними утопистами; может, минус увлечение технологией и минус изучение природы, - когда-нибудь должен Homo sapiens заняться изучением самого себя. Ведь изучение природы имеет прикладной характер - как очередь с талонами на мыло и на сахар: вот подвигаемся, вот подаем талоны и получаем... Надо изучать законы массовой психологии, массовой педагогики.

Из множества вопросов и ответов рискну выбрать на свой вкус еще один. Аркадия Натановича спросили, как он относится к идее и надежде создать серию детской фантастики? Вопрос актуальный, с этой идеей уж не впервой выступает (в том числе и в "Уральском следопыте") член ВС КЛФ Анна Белошистая (Мурманск).

- Идея эта, - отвечал А. Н., - старинная мечта Детгиза, где я работал в середине 60-х годов. К сожалению, тогда не удалось ее осуществить в полной мере, получилась только не очень удачная "Библиотека приключений и научной фантастики". Создать сегодня подписную библиотеку детской фантастики было бы роскошно! Да сделать ее дешевой, да издавать миллионами экземпляров... Памятник надо поставить тому, кто этого добьется. Я мог бы здесь назвать состав ее редколлегии, но начальство все равно назначит своих - тут вы и ахнете... А в свой том в этой библиотеке братья Стругацкие включили бы "Малыша".

Не удержусь передать даже в кратком отчете еще один ответ А. Н. "Когда будет новый роман?"

- Нескоро. Пока мы пребываем в полной растерянности, не зная, о чем писать о главном - а фантастика должна быть только о главном. Так что придется два-три-четыре года простоять "всухую"...

...О всех встречах невозможно рассказать, не хватит целого номера нашего тощего журнала. Мне кажется, даже одни только краткие отзывы, которые я слышал об общении с критиками Анатолием Федоровичем Бритиковым и Владимиром Львовичем Гопманом, составили бы учебник для начинающих рецензентов, а кстати, рецензирование в работе фэнов должно стать одним из важнейших направлений, воспитывая зоркость чтения и правильность и корректность оценок.

В культурной программе Соцкона прекраснейшим образом выступили: детский образцовый ансамбль танца "Счастливое детство" (рук. Н. И. Калачева), камерный ансамбль "Каприччио", ансамбль бального танца "Фламинго", рок-группа "Репортаж", театр моды ШО им. Кирова, ВИА "Золотой колос" из агрофирмы "Коммунист" - всем им спасибо! За добрую сотню км добрались они сюда из Николаева и Баштанки и встретили теплый прием.

На конкурс молодых авторов был представлен 31 рассказ 13-ти авторов из 12-ти городов 2-х стран, 3-х советских союзных республик - от Вильнюса до Сахалина. Географический размах конкурса, увы, не перешел в разлет художественности. С трудом международное жюри в стеснительном лице Александра Карапакчева, добродушной улыбке Виталия Бабенко, вытянутой физиономии невольно сравнивающего с "аэлитовскими" семинарами автора этих строк, под председательством Владимира Дмитриевича Михайлова продралось сквозь иной раз и четвертые машинописные экземпляры и установило резкий отрыв от лидирующей группы Евгения Маевского (Москва), ему присужден диплом I степени, его рассказы рекомендованы к публикации в журналах "ФЭП", "Наука и религия", "Уральский следопыт". Отмечено странное совпадение: первый лауреат первого литературного конкурса первого Соцкона оказался переводчиком с японского, как некоторые уже известные писатели-фантасты. Диплом второй степени получил Атанас Славов (София, НРБ), кооперативу "Текст" предложено издать его в СССР. Третий диплом - у Владимира Васильева (Николаев), кстати, рекомендованного публикаторам еще на семинарах "Аэлитыи-88 и -89, рассказ его "Садовая, 7", отмеченный на Соцконе, напечатан в № 10 "УС" за прошлый год. Поощрительный диплом заслужили братья (что, еще одна традиция в НФ?) Виталий и Дмитрий Капрановы из г. Очакова, а ныне московские студенты.

Рис. В. Стародымова
г. Новосибирск

На встречах с зарубежными делегациями выяснилось, что у нас во многом общие проблемы - и фэновские, и социальные, и политические.

Мне посчастливилось часто беседовать с соседями по жилому корпусу - супругами Фенерковыми из болгарского города Враца. Истовые фэны, они собрали библиотеку фантастической литературы из 5 тысяч томов и составили каталог еще на 50 тысяч наименований. Кристина - филолог, переводчик (взялась, кстати, переводить свердловского фантаста Сергея Другаля). Она в своем детском КЛФ прививает детям творческое воображение, начиная свои уроки с "Учебника для волшебников" Георгия Гуревича. Но в систему государственного обучения внедрить фантастику не удается. (А я рассказал о своих детях, ушедших в альтернативную "Семейную школу", единственную в Свердловске, а может, и в СССР, работающую по собственной программе, где в гуманитарном комплексе одно из направлений - сказки и фантастика). Димитр - эколог, работает в природоохране. Браконьеров не боится, а вот химические заводы-убийцы природы - ему не по зубам. Нет у него власти над директорами - ищет Димитр в фантастике-предупреждении доводы для устных увещеваний... Да, болезни у наших стран одинаковые. Будем надеяться, что это болезни роста, и лихорадка перестройки - путь к излечению.

Оценку нашей перестройки в неожиданном ракурсе услышал я на встрече с делегацией ЧССР. Энергичный, заводной Ярослав Олша принялся азартно критиковать свое правительство за то, что оно не дает разрешение на выпуск центрального, общечехословацкого журнала фантастики. И кто-то сбоку шикнул встревоженно: "Tc-c-cl.." Ярослав, не сбавляя тона, парировал: "Ничего, теперь можно - у них перестройка!" Что ж, в таком случае и мы могли бы с горечью напомнить нашему правительству о том, что открытия советского журнала фантастики много лет ждут сотни тысяч, а то и миллионы ее любителей. Особенно нелепым кажется это ожидание сегодня, когда появляются все новые и новые издания, а старые зазывно распахивают свои страницы перед нашей Золушкой, ранее не допускавшейся на государственный печатный бал.

Нам есть чему поучиться у друзей-соседей. В ЧССР выходит около сорока серьезных, не на машинке отстуканных фэнзинов, среди них "Интерком", например, насчитывает уже более 70 номеров. Но - конечно же! как и у нас - есть проблемы с множительной техникой, запрет на которую чаще всего является признаком не совсем цивилизованного государства. Поскольку издавать периодический регулярный журнал так же не очень цивилизованно не разрешено, чехословацкие фэны попытаются через Международную ассоциацию журналистов выпускать НФ антологию: четыре раза в год, 64 страницы, мягкая обложка, пока до 70 тыс. экземпляров, половина - чешские авторы, половина - зарубежные; называться будет "Светы (миры) фантастики".

Польский ежемесячник "Фантастика", лауреат Еврокона-89, известен всем. Как сообщил представитель издательства "Альфа" Виктор Букато, в дополнение к нему планируется ежеквартальный "магазин" для детей, и свободная группа, выпускавшая фэнзины, решила тоже издавать свой журнал.

Третий год выходит в Болгарии журнал "ФЭП (Фантастика. Эвристика. Прогностика)". С первых выпусков он избрал одним из главных своих направлений - поиск и поддержку молодых авторов. Журнал объявил конкурс, с прошлого года получивший имя одного из основоположников болгарской фантастики Светослава Минкова (его первая книга "Синяя хризантема" вышла в 1922 году). На конкурс, рассказала член редколлегии "ФЭП" Петя Димитрова, поступает до 300 рассказов из разных стран. Одним из первых его лауреатов стал Владимир Вольф из Винницы (кстати, участник семинара "Аэлиты"-89). На Соцконе-1 заключено соглашение между "ФЭП" и "Уральским следопытом" об обмене материалами. Первые подборки наши журналы напечатают в этом году.

В Румынии под влиянием фэнов несколько лет назад начал выходить альманах "Античипация (Взгляд в будущее)". Он появляется один раз в год, зато на 1000 страницах, большинство из которых отдано молодым авторам. Плюс в каждом выпуске - один профессиональный роман (в 1988 году это был "Жук в муравейнике" Стругацких). Александру Миронов составил уже три тома антологии молодых. Он назвал мне несколько примечательных имен: Михаил Грэмэску, Кристиан Тудор Попеску, Александру Унгуряну, Овидиу Буфнила, Лючиан Ионика, художник Корнель Ионичель - А. Миронов хотел бы, чтобы с их творчеством познакомились и советские читатели. Но для этого нужен международный журнал.

Подобный проект осуществляет в Софии Атанас Славов. С помощью фирмы "Американа" он собирается издавать журнал "Орфей", типа нашего "Спутника", 300 страниц, многокрасочный, на английском языке - экспортный, чтобы представить фантастику славянских стран на Запада, в первую очередь в США. Когда накопится прибыль, через 2-3 года, "Орфей" будет выходить на болгарском и русском языках. 20 процентов валютной прибыли планируется направлять на приобретение лучших сортов бумаги и современного полиграфического оборудования для печатания фантастики в других социалистических странах. Фантастика? Увидим, доживем.

И в завершение вернемся к официальной информации.

На итоговом совместном заседании оргкомитета конгресса и руководителей национальных делегаций решено присвоить звание лауреата Соцкона-89:

за творческие достижения в фантастике: от Болгарии - Л. Николову, от ГДР - М. Самайту, от Польши - Э. Внук-Липиньскому, от Румынии - М. Грэмэску, от СССР - В. Михайлову, от Чехословакии - О. Неффу;

за достижения в развитии клубного движения: от Болгарии - И. Руневу, от ГДР - К. Хольфельду, от Польши-С. Сончеку, от Румынии - И. И. Иосифу, от СССР - С. Бережному и А. Черткову, от Чехословакии - З. Рампасу.

Наградить специальным призом Соцкона-89 Л. Курица за работу по подготовке конгресса.

Утвердить в качестве кандидатур страны-организатора Соцкона-90 Болгарию и Чехословакию.

До новой встречи!



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001