- RU.FANTASY (2:5010/30.47) -------------------------------------- RU.FANTASY -
 Msg  : 998 из 3017
 From : Ales' Gelogaev\Kurt                 2:5020/175.2    Суб 20 Окт 01 20:23
 To   : Alexandr Velikov                                    Суб 20 Окт 01 22:55
 Subj : На: Русский лук vs Английский лук
From: "Ales' Gelogaev\Kurt" <hright@ntl.ru>

Привет!

Thu Oct 18 2001 18:17, Alexandr Velikov wrote to Ales' Gelogaev\Kurt:

 AV> Нет у меня Дельбрюка. Пожалуйста расскажи, описывает ли он клинообразные
 AV> построения конницы до 1300 года? Уж слишком противоречит твоё изложение
На работе Дельбрюка не держу. Отвечу в сл. раз.
 AV> Дельбрюка другим письменным источникам. Клинья, именно клинья, конницы
 AV> описываются в русских летописях (Войны Всеволода Большое гнездо и Олега
 AV> Рязанского, битвы с орденами Невского и его сына, Ливонские войны
 AV> Грозного).
А конкретнее?
 AV> Само по себе рассуждение здраво, но... На каждого рыцаря (первая шеренга)
 AV> в среднии века приходилось сначала один (вторая), а потом и два (третья)
 AV> жандарма. Следом ехали оруженосцы (в лучшем случае один, но могло быть и
Не понял. Насколько мне известно жандармы - это сами рыцари и есть. Во всяком
случае во франции и бургундии.
И какие именно "средние века" в данном случае имеются в виду?
Если нне ошибаюсь подобная копейная огранизация возникает только в 15 веке, но
и там отдельные части копья сводились в соответсвующие специализированные
"подразделения" (типа "собрали всех арбалетчиков всех копий в два отряда") и
дейсьвовали вне копья.
 AV> пять), и конная свита. Я не знаю сколько было человек в свите. Но туда
 AV> явно не входили лёгкие конники и конные стрелки (они всегда
 AV> рассматриваются отдельно), которые могли действовать и на флангах и
 AV> позади строя тяжелой конницы. Даже если считать, что рыцарей была одна
 AV> шеренга, всё равно глубина строя получается больше пяти шеренг. Hо...
Не понял, каким образом. То что оруженосей и кутилье могли следовать за
рыцарем - понятно, но это все-таки линия, колонной она от этого не становится.
 AV> А подобный пример _шестисотлетней_ давности приведёшь?
Hиже. 1 патрия примеров.
 AV> Когда англичане под Фалькирком атаковали шотландские каре, они про это
Это были не каре (каре - путсые внутри), а что-то вроде позднейших баталий.
 AV> ещё не знали так как в 1298 году устава не было. Да, у шотландцев не было
 AV> огнестрельного оружия, а это ещё один фактор, влияющий на построение
 AV> атакующйе конницы.
А разница в чем? Ну первые ряды напоролись на копья, рубят, режут, сами
умирают потихоньку, а все остальные (ведь колонны тем и отличается, что в
глубину она больше, чем по фронту) туда каким образом влетят? Просто придется
останавливать лошадей, чтобы передним не мешать, вот и все. И если фронт не
расширится, а первых выбьют, то придется атаку просто сначала повторять,
возвращаться, чтобы снова разогнаться и charge повторить.
 AV> Хм, смотри выше.
И?
 AV> А это откуда?  Какие глубокие и узкие колонны, да ещё и походные? "Первое
 AV> нападение было произведено 300 отборными рыцарями, за которыми следовал
 AV> отряд пеших жандармов; это распоряжение было сделано с целью овладеть
 AV> дефиле и затем под прикрытием всадников провести по нему
 AV> тяжеловооруженную пехоту для атаки английских спешенных жандармов." (с)
 AV> Дж.Денисон "История конницы". Кроме пережового отряда французское войско
 AV> было рассположено в _три линии_

Пример "тактики которая должна помочь при обстреле" - действия кавалерии
колоннами.
1. Креси.
"Французскую армию общей численностью, судя по оценкам, почти в 60 тысяч
человек составляли приблизительно 12 тысяч тяжелой кавалерии (цвет
французского рыцарства), около 6 тысяч арбалетчиков (генуэзские наемники),
примерно 17 тысяч вспомогательной легкой кавалерии (вассалы рыцарей) и больше
25 тысяч феодального ополчения - нестройная толпа пехотинцев, тащившихся в
арьергарде. Часов около шести вечера войско это, растянувшееся на марше
чрезвычайно длинной колонной, причем даже без разведывательного авангарда,
неожиданно наткнулось на английские линии. Филипп VI отдал приказ остановиться
и попытался сплотить ряды. Очевидно, ему удалось выдвинуть вперед
арбалетчиков, но запальчивые рыцари, распираемые аристократической гордостью
вкупе с порожденной незнанием доблестью, контролю не поддавались;
беспорядочной массой они стали выдвигаться вслед за генуэзцами.
По инерции часть французской тяжелой кавалерии все-таки докатилась до
английской линии обороны, где разгорелась короткая, но ожесточенная схватка;
но через каких-нибудь несколько секунд французы были контратакованы тяжелой
кавалерией принца Уэльского и отогнаны.
(И это при соотношении между количеством фр. и англ. кавалерии как минимум 1 к
4!)
По мере прибытия, каждый отряд французской колонны безрассудно бросался в бой,
незамедлительно попадая под убийственный английский обстрел. Судя по всему,
Эдуард III крайне эффективно организовал подвоз боеприпасов (стрел); кроме
того, в перерывах между атаками английские лучники выходили подбирать стрелы
на поле. Бойня продолжалась и в темноте; французы ходили в атаку 15 или 16
раз, и каждая волна одинаково кошмарно захлебывалась. Потом французы отчаялись
и сыграли отбой."

2. Пуатье.
"...Поскольку фронт английской обороны был очень узок, Иоанн II планировал
наступать колоннами. Судя по всему, он даже не задумывался о том, чтобы
маневрировать - окружить англичан (над которыми имел подавляющее численное
преимущество) или как-то выманить в чистое поле."

3. Азенкур.
"Hа рассвете английская армия заняла позицию у южного конца узкой, шириной не
более километра, теснины, образованной густыми лесами, растущими по обеим
сторонам главной дороги, ведущей на север, на Кале. Открытые поля между
дорогой и лесами были свежевспаханы и размокли после недавних ливней."

Заметьте, что англичане каждый раз стремятся к сужению фронта, что каждый раз
приводит к тому, что французы вынуждены наступать в глубоких, эшелонированных
колоннах.
И к чему это приводит.

Ales' Gelogaev\Kurt

C уважением, Ales' Gelogaev\Kurt

- RU.FANTASY (2:5010/30.47) -------------------------------------- RU.FANTASY -
 Msg  : 999 из 3017
 From : Vladimir Ponomaryov                 2:6083/1.70     Суб 20 Окт 01 22:47
 To   : Alexander Kopyl                                     Суб 20 Окт 01 22:55
 Subj : Re: Re^2: Hа: Конные арбалетчики и т.д.
  Приветствую тебя, Alexander!

  Однажды, не помню когда, но точно 19 Oct 01-го года в 19:13 Alexander Kopyl
писал:

 VP> Не помню я. Да и не было, похоже таких.
AK> Hе было. Я еще видел (и сейчас вижу) журнал посвященный юбелею куликовской
AK> битвы. Тоже много чего "мушкетерского.

Вот и не будем голову ломать ;)

 VP> Hашел. Ф. Kардини, "Истоки средневекового рыцарства".
AK> А год издания/издательсво?

1987, "Прогресс", только это сокращенный перевод.

С наилучшими пожеланиями
Владимир.
_________________________
--- TM-Ed 1.14+
 * Origin: ->> TM-Ed default Origin <<- (2:6083/1.70)
- RU.FANTASY (2:5010/30.47) -------------------------------------- RU.FANTASY -
 Msg  : 1000 из 3017
 From : Vladimir Ponomaryov                 2:6083/1.70     Суб 20 Окт 01 22:47
 To   : Alexander Kopyl                                     Суб 20 Окт 01 22:55
 Subj : Re: Re^2: Hа: Конные арбалетчики и т.д.
  Приветствую тебя, Alexander!

  Однажды, не помню когда, но точно 19 Oct 01-го года в 19:16 Alexander Kopyl
писал:

 VP> Чем меньше пробьется, тем больше шансов отбить атаку конницы.
AK> Обычно шансы эти были что так что та очень призрачны.

Обычно была еще и своя конница...

 VP> Не разбивали, но участвовали в сражениях и весьма успешно.
AK> Весьма успешно - понятие относительное.

В войнах с аварами рыцарям пришлось вооружиться столь нелюбимыми ими луками.
Чтобы не быть расстрляными на расстоянии.

 VP> Это где самурай за стариком гоняется?
AK> Говард, конан.

А название одинаковое :)

AK> это не для слабонервных занятие. Нет, она неглупый человек, но...
AK> .стереотип "чем больше-тем лучше" жив.  Так же как и другие стереотипы,
AK> общаясь же с людьми приходится иногда выберать - или ты говориш правильно,
AK> или ту говориш так чтоб тебя понимали.

Стереотип - условный рефлекс разума :)

 VP> Это к чему?
AK> Я это к тому, что даже наличие военноначальника, который вроде как "лучше"
AK> не спасет если что от паражения.

А если хуже - это поражение гарантирует.

С наилучшими пожеланиями
Владимир.