 From : Dmitriy Gromov                      2:461/76.2      Суб 05 Июн 99 19:58
 To   : All                                                 Вск 06 Июн 99 01:52
 Subj : "Суд" над Олди (Киев, сентябрь 1998 г.) (5/5).
* Crossposted in KНARKOV.AUTHORS
* Crossposted in RU.FANTASY
* Crossposted in RU.FANTASY.ALT

     А. ВАЛЕHТИHОВ: Что значит -- приводить примеры? Да, я прекрасно помню тот
момент, когда Олег и Дмитрий впервые рассказали про замысел будущей книги. Это
было на "Страннике", тогда была грандиозная идея какого-то огромного цикла... но
о нем, может, еще говорить рано. И "Баламут" -- только часть цикла, связанного
не с мифами, а с некоей идеей. Таким образом, я видел, как это все рождалось,
сам замысел. А потом, где-то в течение... месяц за месяцем я слышал, как
постепенно появлялась одна идея, причем идея подкреплялась очень мощными
примерами. Не такими, как в этом... "Бхагават-Гита, как она есть", (ну, то, что
продают на всех переходах!). Так вот, не этими, а из тех томиков, которые в свое
время издавала Академия Наук, которые все были проштудированы... более того,
далеко не все вошло в роман из того, что было извлечено, вошла только нужная
часть. Понимаете, каждый может остаться при своем мнении. Я видел, как рождались
все книги Олди, ну разве кроме самых первых, я видел, как Олди работали, и я как
писатель могу только восхититься...

     Возглас из зала: Можно короткий пример...

     Судья: Братцы, вопрос свидетелю. Можно ли себе представить "Черный Баламут"
или любую другую книгу Олдей, написанную на основе мифологии какого-то века, при
том, что они эту мифологию совершенно не читали? Что изменится...

     А. ВАЛЕHТИHОВ: Олди так не работали!

     Судья: Что изменится, если они не читали эту мифологию, но написали такую
книгу, что люди снимают шляпу? О чем мы сейчас говорим? Это детский уровень
обсуждения и споров. Тебе приходится доказывать, что они смотрели такие-то
книги. Это их личное дело...

     А. ВАЛЕHТИHОВ: Каков вопрос, таков и ответ.

     Судья: У меня другой вопрос. Как человек, хорошо знающий Олдей... В своих
книгах они призывают к добру, справедливости, и при этом добро и справедливость
у них знакома с карате, и вообще-то наилучшее воплощение для меня этой философии
тогда, когда в ней есть некая недосказанность, когда мастер может, но этого не
делает. Но тот, кто хочет сотворить зло, чувствует эту потенцию и тушуется. Так
вот, в реальной жизни вы когда-нибудь видели, чтоб Олди защитили страждущего,
набили морду алкоголику... Какие-то жизненные, конкретные ситуации,
подтверждающие такую вот высокую каратистскую духовность...

     А. ВАЛЕHТИHОВ: Я отрицаю, что Олди в своих произведениях... ладно. Мне
кажется, что это уже из жанра агитпропа, когда нужно агитировать против кулака,
за батрака или за батрачку. Олди этим не занимаются. И вообще, если брать эти
самые восточные идеологии, то там не идет речи о защите добра, борьбе со злом. Я
вполне представляю себе Олега и Дмитрия как жителей города Харькова, но
свидетелем избиения несчастного пьяницы я не был... (Смех в зале.)
     Кстати, если хотите, приведу пример. Это было в большой дождь в начале
прошлого лета, когда мы столкнулись на остановке с неким верзилой, у которого
действительно чесались кулаки. Так как Олег себя повел? Как настоящий знаток
каратэ. Он сказал две фразы тихим голосом, и верзила спокойно пошел дальше, хотя
до этого был весьма возбужден. Это поведение настоящего каратиста. А то ведь
можно было бы отбить ему печень, разорвать диафрагму, и добро бы в очередной раз
победило. (Смех и шум в зале, аплодисменты.)

     Судья: Спасибо. Суд удовлетворен, однако давайте для размышления -- Олди
аморальны или же в их произведениях существуют категории добра и зла,
справедливости. Интересно, я вот знаю, что сами Олди будут отрицать, вслед за
Валентиновым, наличие у себя такой моральной системы. Но я такую моральную
систему просто ощущаю из "Перекрестков", из многих других книг. Не есть ли здесь
феномен такого подсознательного стремления к этому самому добру, что является,
ну, агитпропом, комсомольскими заповедями и прочим. Может, это живет у них
где-то там, внутри...

     Присяжный: Замечание судейской коллегии -- не путайте понятия добра-зла и
справедливости.

     А. ВАЛЕHТИHОВ: Я очень боюсь тех, кто стремится к добру. Известно, чем
вымощена...

     Судья: Хорошо. У кого есть какие вопросы?

     Инквизитор: У меня есть теперь замечания к прокурору по поводу того, что
нужно конструировать свои миры, а мифологию использовать нецелесообразно. Дело в
том, что...

     Прокурор: Вибачьте...

     Инквизитор: На основе опыта видно, что когда человек что-то создает свое, у
него уходит больше энергии на то, чтобы этот мир создать, чем на решение
социальных и прочих его проблем. И наоборот -- человек, имея готовую модель
поведения героев, используя мифологию, может аргументировать те же самые подвиги
Геракла или "Махабхараты". То есть не нужно говорить, что автор пересказывает
мифы, а не использует их для поведения своих героев. А что касается свидетеля...
Ну, во-первых, это его замечание об инквизиции, -- я должен сказать, инквизиция
давно занимается литературой в некотором роде, следит и за ней, и за тем, что с
ней потом происходит... Так что не нужно говорить, будто мы к литературе не
имеем отношения... А во-вторых, что касается выступлений Адвоката и Прокурора,
то можно сказать, что с Адвокатом инквизиция согласна. И обвинение, что это не
"философский боевик" нужно отклонить. Но в чем инквизиция собирается обвинить
авторов, так это в потакании популяризации своих книг. Там слишком много таких
особенностей стиля, которые... ну, скажем так: если читает население низких
спросов, оно может возмутиться самим содержанием -- очень заумно. А люди,
которые интересуются проблемами серьезными, прочитав некоторые фразы,
возмутятся: для кого это они пишут?!

     Присяжный: Не будете ли Вы утверждать, что эти книги не читают... (Смех в
зале.)

     Инквизитор: Нет, их читают! Но у людей разные мнения. Слишком разные и не
всегда позитивные. Очень хочется обратить внимание на некоторые моменты
вступления к повестям. Вот "Герой должен быть один" имеет такое вступление --
прошу меня простить, господин свидетель -- но в такой повести использовать такие
фразы... Инквизиция выражает неудовольствие. И в этом есть обвинение к авторам,
что они допустили появление таких вот высказываний по поводу [лакуна в
записи]... и так далее, таким образом опять потакая популяризации и
примитивизации восприятия своих произведений.

     Судья: Хорошо. Вот еще один свидетель -- Борис Штерн.

     Б. ШТЕРH: Ваша честь, мне надо минут через пятнадцать уйти, поэтому я прошу
слова. Я хочу выступить свидетелем защиты... Вы помните такую криминальную
пословицу "врет, как свидетель". Ну, я попытаюсь говорить только то, что знаю, и
достаточно коротко, не расплываться там волком по древу или как там в "Слове..."
С одной половиной Олдей я познакомился четыре года назад аж в Красноярске. Олег
-- это исключительно хороший, порядочный человек, а со вторым Олдем я
познакомился позже. Держать их на скамье подсудимых -- это... Освобождать их
надо. (Перекрывая нарастающий шум в зале.) Свободу Громову и Ладыженскому!

     Прокурор: Тут адвокат с прокурором поменяются.

     Б. ШТЕРH: Второе. Я, сидючи на своем лесном массиве последние годы, мало
читаю. Ну, я прочитал харьковскую книгу Олдей, три года назад она вышла в
пятитомнике; "Восставшие из рая". У меня в памяти осталось хорошее впечатление.
Я не могу подробно говорить, бо это много. И третье, не говорилось еще -- Олди
еще и издатели. Они издают книги. И они издали мою книгу три года назад и
заплатили неплохой гонорар... так что свободу им, свободу. Вот что я хотел
сказать.

     Судья: Спасибо. Особенно последняя деталь... интересно, насколько тогда все
было беспристрастно сказано?

     Б. ШТЕРH: Пристрастно, пристрастно. Но я свидетель защиты.

     Судья: Если кто не знает, буквально два слова. Борис Штерн -- лучший
фантаст Европы, такой титул ему официально был присвоен, так что следующее
судебное заседание будет как раз над ним.
=== Cut ===

    P. S.: Это последняя запись публичного выступления Бориса Штерна. Через
месяц Бориса Гедальевича не стало...

    Далее фонограмму восстановить не удалось.

---
 * Origin: H Oldie (2:461/76.2)
 From : Dmitry Skurzhansky                  2:5025/95.26    Суб 05 Июн 99 22:29
 To   : All                                                 Вск 06 Июн 99 01:52
 Subj : Перумов <Алмазный меч, деревяный мечь>
Да поможет тебе F1, да сохранит тебя F2 All ?

Народ он енту книгу писал, походу дела когда обыгрался в Героев2.
Вам так не кажется? Хотя нечего получилось.

                В добрый путь.
 * Origin: Такие вопросы с кандачка не решаются! (2:5025/95.26)