 Msg  : 930 из 1530
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 15 Окт 01 01:11
 To   : All                                                 Втр 16 Окт 01 16:15
 Subj : Большая Стругацкая Энциклопедия 8/10
       БВИ вновь с Вами, All!

* Crossposted in RU.LUDENY
* Crossposted in SU.BOOKS.TEXT

ПОHЕДЕЛЬHИК. Еженедельный ньюслеттер (информационное письмо -- англ.)
группы "Людены". Выходит в Абакане. Тираж 50 экз. Посвящен исключительно
творчеству АБС. Издатель и редактор Владимир Борисов, программист,
президент КЛФ "Центавр". Постоянные рубрики П.: "От людена слышу",
"Раскопай своих подвалов", "От мэтра слышу", "Анкета необъясненного
явления" и др. Авторы выступают преимущественно в эпистолярном жанре. П.
содержит интереснейший материал. Один из новообращенных фэнов оценил это
уникальное издание так: "Понедельник" прочел с удовольствием. Во всяком
случае, это ничуть не хуже "булгаковедения" с бесконечными поисками
источников и потаенных смыслов..." (П., 1992, # 45).

ПОРТРЕТ ОБОБЩЕHHЫЙ.

А) Обобщенный портрет руководителя Ленинградского семинара фантастики
Б.H.Стругацкого (составлен по высказываниям членов семинара): 1.
Безгранично умен. 2. Ничего не понимает в литературе. 3. Ничего не
понимает в фантастике. 4. Абсолютно лишен чувства юмора. 5. Законченный
альтруист. 6. Не воспринимает элементарной логики. 7. Учит какой-то
ерунде. 8. Резко недооценивает творчество действительных членов семинара.

Б) Обобщенный портрет действительного члена Ленинградского семинара
фантастики (составлен по высказываниям Б.H.Стругацкого): 1. Круглый дурак.
2. Ничего не понимает в литературе. 3. Ничего не понимает в фантастике. 4.
Абсолютно лишен чувства юмора. 5. Законченный эгоист. 6. Не воспринимает
элементарной логики. 7. Ни хрена не делает. 8. Пишет какую-то мазню. 9.
Давно уже утратил последние крохи рассудка.

Портреты составил действительный член семинара Андрей Столяров.

ПРОГНОЗ (НА 100 ЛЕТ). Такой прогноз решила получить редакция
"Понедельника", обратившись к люденам и не-люденам с вопросом "Как вы
думаете, будут ли читать книги Стругацких через 100 лет?". Ответы: "Я
думаю, будут" (В.Ефремов, П., 1992, # 39). "Не знаю. Думаю, что нет. Разве
что юношество, как мы читаем Стивенсона" (Нудельман, П., 1992, # 36).
"Думаю, будет так. Перечислю классиков русской литературы через 100 лет:
Л.Толстой, Ф.Достоевский, H.Гоголь, А. и Б.Стругацкие, А.Чехов... (не
обязательно в таком порядке)" (Игорь Евсеев, П., 1990, # 23).

"Отвечу устами Бориса Натановича на аналогичный вопрос с моей стороны: "С
сожалением думаю, что через два поколения, то есть лет через
пятьдесят-шестьдесят, о Стругацких будут помнить лишь самые отъявленные
фэны да профессиональные литературоведы, специализирующиеся на русской
литературе второй половины XX века. Возможен, правда, и другой, менее
обидный вариант: помнить будут, но читать не будут. Многие ли сейчас
читают и перечитывают Чапека, Конан-Дойла, Уэллса? Современный молодой
читатель считает, что все это безнадежно устарело. Он не прав, конечно, но
ничего не поделаешь..." (Юрий Илков, П., 1991, # 36).

ПРОГРЕССОРЫ. Агенты коммунистической земной цивилизации в книгах АБС,
старательно доводящие все иные цивилизации до уровня. Вопрос
"Понедельника": "Как вы относитесь к миссии Прогрессоров и проблеме
вмешательства в развитие других цивилизаций?". Ответы:

1. Мне кажется, эта проблема относится к разряду неразрешимых для
человечества. Вмешиваться -- значит "подменять одно человечество другим".
А не вмешиваться, идти своей дорогой -- "сердце мое полно жалости, я не
могу этого сделать". (В.Ефремов, П., 1992, # 39).

2. Поскольку мы (человечество) еще не вступили в контакт с другими
цивилизациями, то ответ очевиден. (Р.Hудельман, П., 1992, # 36).

3. С сочувствием. Перед Прогрессорами выбор из двух зол, и даже меньшее из
них -- зло, но ведь кто-то должен взять на себя ответственность выбрать.
(Ю.Садчикова, П., 1992, # 36).

4. На этот глобальный вопрос можно (и нужно) написать целый трактат. Ответ
неоднозначен и многомерен, особенно если иметь в виду, что прогрессорство
в творчестве АБС -- это одно, а реальное прогрессорство, которым
человечество занимается в последних тысячелетиях, далеко не исчерпывается
простыми аналогиями, взятыми только из XX века... (Ю.Илков, П., 1991, #
36).

5. К миссии Прогрессоров отношусь отрицательно и к вмешательству в
развитие других цивилизаций (тем более тайному) тоже. Могут быть контакты,
может быть сотрудничество, может быть помощь, но
Прогрессорство -- увольте. Хотя Прогрессоров (безотносительно к их миссии)
могу уважать и любить. (H.Калашников, П., 1991, # 35).

ПСИХОТИП. Писатель не может позволить себе принадлежать к одному П. БНС в
этом убежден:

"Нужно быть оптимистом, -- утверждает он. -- Как бы плохо вы ни написали
вашу повесть, у вас обязательно найдутся читатели, тысяча читателей,
которые сочтут ее шедевром.

Нужно быть скептиком. Как бы хорошо вы ни написали свою повесть,
обязательно найдутся читатели, и это будут тысячи читателей, которые
сочтут ее сущим барахлом.

Нужно просто трезво относиться к своей работе. Как бы хорошо и как бы
плохо вы ни написали свою повесть, всегда найдутся миллионы людей, которые
останутся к ней совершенно равнодушны".

РУКОПОЖАТИЕ. Чаще всего вполне заурядное, не фиксируемое памятью событие.
Но иногда обретает мистический или, как теперь говорят, судьбоносный
смысл. _Пример_:

Как-то в марте 74-го года пришел сантимэтр Рыбаков на военную кафедру с
приподнятой рукой. И даже по стойке "смирно" встать не мог -- не
опускалось. А дело в том, что вечером накануне Андрей Балабуха, первый
живой децимэтр, с которым Рыбакова свела судьба, привел его в семинар. И
один из сидевших за столиком в кафе, с сантимэтром знакомясь, не в пример
всем остальным улыбнулся умно и добро, пожал сантимэтру руку и произнес
сакральную фразу: "Борис Стругацкий". Поэтому Рыбаков и ходил по военке
надувшись и всем говорил: "Эту руку вчера пожимал Борис Стругацкий. Я ее
теперь никогда мыть не буду".

И началась для сантимэтра совершенно новая жизнь. Чего только в этой жизни
не было! И спорил Рыбаков со Стругацким о Стругацких и о Рыбакове -- и
часто даже не соглашался. И врали Рыбакову о том, что Стругацкий
использует его как слепое орудие в каких-то интригах -- например, против
Андрея Балабухи. И врал Рыбаков дяденьке чекисту о том, что произведения
Рыбакова Стругацкому не нравятся -- дескать, если антисоветскую повесть
Рыбакова Стругацкий раскритиковал на семинаре, может, это отведет
возможную угрозу от Стругацкого и от семинара... Много чего было. И
Брежнев был, и Андропов был, и Черненко был, и Горбачев был, и Ельцин...
блин.

Жаль только -- руку пришлось помыть. А что оставалось делать? После
военной кафедры садиться обедать с немытыми руками очень рискованно.

В.Рыбаков

РУМАТА. Эсторский. Дон. По разумению кинематографистов, экспортер
революции. На самом деле -- абсолютно ничего подобного! Впрочем, что с них
взять, с кинематографистов. (См. Кино).*

СИТУАЦИЯ. Удачно придуманная ситуация -- это зачастую половина дела: сцена
готова, декорации расставлены, пусть теперь герои входят и начинают здесь
жить... Я помню, как мы придумали ситуацию нашей повесть "Пикник на
обочине". Это было в Комарове под Ленинградом. Мы прогуливались по лесу и
наткнулись на остатки автомобильного пикника: консервные банки, кострище,
какие-то тряпки, использованный масляный фильтр, бутыли, батарейки от
фонарика, сломанная вилка... И мы попытались представить себе, как все это
должна воспринимать лесная живность? Что они думают об этом, если,
конечно, способны думать? Так возникла ситуация
"Пикника..." -- человечество, пытающееся разобраться в том, что оставила
после своей кратковременной стоянки на Земле могучая сверхцивилизация.
(БНС. ЛГ. 7.08.85).

"СКАЗКА О ТРОЙКЕ". (1967). Повесть, якобы безобидное продолжение
"Понедельника", сильно обидевшее пеняющих на зеркало в период
социалистического реализма.*

"СТАЛКЕР". Фильм А.Тарковского, очень мало общего имеющий с
первоисточником (т.е. с "Пикником на обочине"). Тем не менее (или как раз
поэтому) большинство зарубежных издательств выпускает книгу "Пикник на
обочине" под названием "Сталкер"... Все-то у них не как у людей!* (Андрей
Измайлов).

Фильм хороший. Фильм именно Тарковского. Я хотел бы увидеть фильм по
повести, но это уже не для Тарковского. (И.Евсеев. П., 1990, # 23).

Считаю, что "Пикник на обочине" гораздо сильней и ярче фильма "Сталкер".
Сами Стругацкие, кажется, уверены, что все наоборот, недооценивая самих
себя. (Сергей Снегов. П., 1990, # 23).

СТРУВЕ Василий Яковлевич -- выдающийся ученый астроном и геодезист.
Родился 15.04.1793 г., т.е. в тот же день, но по старому стилю, что и БНС,
только на 140 лет раньше. Тост на юбилее последнего явно заслужил. В честь
200-летия. И в качестве первого директора Пулковской обсерватории, где БHС
имел честь спустя век служить.

--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Господа юнкера, кем вы были вчеpа? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 931 из 1530
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 15 Окт 01 01:11
 To   : All                                                 Втр 16 Окт 01 16:15
 Subj : Большая Стругацкая Энциклопедия 9/10
       БВИ вновь с Вами, All!

* Crossposted in RU.LUDENY
* Crossposted in SU.BOOKS.TEXT

ТЕРРА ИHКОГHИТА. Мир фантастического произведения -- это обязательно терра
инкогнита, мир, который никто никогда не видел, мир, лежащий за пределами
человеческого опыта. Мир, отличающийся присутствием небывалого или вовсе
невозможного... Автор должен все детали этого мира, все его, так сказать,
закоулки ясно представлять себе в любой момент работы. Иначе будет
утрачена достоверность описываемых событий, а фантастическое произведение,
лишенное достоверности, немногого стоит... Достоверность описываемого мира
зиждется на деталях. Писатель-реалист эти детали берет из собственного
опыта, он их просто вспоминает. Писатель-фантаст должен эти детали
вообразить. (БHС. ЛГ, 1985, 7.08).

ТЕРРА ФАНТАСТИКА. Terra fantastica МГП "Корвус" -- издательство в СПб,
выпустившее к Ю. (см.) книгу АБС, в которую вошли "Понедельник начинается
в субботу" и "Сказка о тройке". Иллюстрации А.Карапетяна (см. "Интероко").
Контакт 315-89-54.

ТРОЯНСКИЙ КОHЬ. Мы никогда не забываем про троянского коня и позолоту на
пилюле. Если ты хочешь сообщить мысли, кажущиеся тебе новыми и необычными,
читателю неподготовленному, приходится строить острый сюжет. За ним-то он,
свеженький читатель, побежит, а мы ему и вложим философский борщ с
трагическими выводами в легкой и удобочитаемой форме... Слово
"развлекательность" для нас не ругательство, как раз ее нашей литературе
очень не хватает. (АHС. "Даугава", 1987, # 8).

"ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ". (1963). Повесть, в которой Румата (см. Р.)
убеждается, что трудно быть богом.*

"ТУЧА". Хороший сценарий братьев Стругацких по повести братьев Стругацких
"Гадкие лебеди", за который (сценарий) еще не взялись, хотя и пытались,
кинематографисты. И наверное, к лучшему. (см. КИНО).*

УЛИТКА БРОHЗОВАЯ. Личная премия БHС. Он сам ежегодно определяет лауреатов,
собственноручно вручает победителям по трем номинациям: крупная форма
(роман, повесть), малая (рассказ), а также критика и публицистика.
Подобное личное мероприятие проходило уже дважды. На тусовке фэнов
"Интерпресскон-92", сказав речь, приступил к раздаче бронзы. Ее получили
Михаил Успенский (крупную), Михаил Веллер (малую) и Сергей Переслегин
(критико-публицистическую). А потом грянул и "Интерпресскон-93", где
раздача бронзовых моллюсков была продолжена. Чести обладать ими
удостоились Андрей Столяров (роман), Виктор Пелевин (повесть), Кир Булычев
(рассказ), Роман Арбитман (критика).

Что и как пишут лауреаты? _Пример_:

Михаил УСПЕНСКИЙ

КАК НАУМ ЕВСТИГНЕИЧУ ПОДБРОСИЛИ КИКИМОРУ

С икоткой, не будь ладна, управились. Наум Евстигнеич на симпозиум по
форуму пленума съездил, наградил жену ценным подарком из московской
гостиницы.

Но вот новая беда. Любил Наум Евстигнеич после обеда вздремнуть часика
два. Ему для этого диванчик поставили, а он по старой привычке за столом
предпочитал. И вот как-то спит и видит: из-за сейфа японской ручной работы
выходит мужичок невысокого ростика, в галифе, во френчике, с усиками,
невзрачный, рябенький, изо рта трубочка торчит. Глазами Наум Евстигнеича
дерзко буровит и говорит:

-- Товарищ Дрянных! Вы мои "Вопросы языкознания" законспектировали, нет
ли? Ну, я тебя сейчас задавлю-ка!

И ручищи вытянул на три метра двадцать два сантиметра, добрался до шеи,
давит Наум Евстигнеича, ругается по-нерусски. Наум Евстигнеич вырывается,
кричит. Секретарша дверь открыла -- он шмыг за сейф как не бывши.

-- Что такое, Наум Евстигнеич?

-- Да так, скверно во сне видел...

-- А что это у вас на шейке?

Стал Наум Евстигнеич в кабинете с охранником сидеть. Ну, пообедал, стал
его сон долить. Снова выходит из-за сейфа рябенький с трубочкой. Охранник
же, вместо того чтобы огонь открыть, встал по стойке смирно, ладошку к
пустой голове прикладывает. Рябенький ухмыльнулся и спрашивает:

-- Товарищ Дрянных, мы решили, что у вас головокружение от успехов.
Поможем вам его преодолеть: я тебя задавлю-ка!

И давит, старается. Охранник пистолет в зубах держит, а руками изображает
бурные, продолжительные аплодисменты. Ну, секретарша в кабинет. А
рябенький ее почему-то стеснялся, снова за сейф оттянулся... Наум
Евстигнеич глупого охранника присудил к высшей мере -- с пайкового
довольствия снял, и говорит:

-- Вы это, мне после обеда спать-то не давайте -- пусть в телефончик
звонят, некоторые даже так заходят, анекдоты рассказывают... А то еще
задавит этот-то! Рябенький!

Неделю без дневного сна продержался -- более не может. А чуть
задремлет -- лезет из-за сейфа рябенький, дымит в лицо, угрожает, а под
конец -- давит. Позвали Семеновну, приехала с лаборантами.

-- Кикимору тебе подложили, Наум Евстигнеич. Ищи!

-- Ищите! -- Наум Евстигнеич кричит. Все перерыли, стенки по кирпичику
перебрали. Семеновна объясняет:

-- Кикимору в дом под нехороший день подбрасывают: либо на
Онуфрия-мужеложца, либо на Мелентия-мздоимца, либо на Лукьяна-спидоносца,
либо на Варвару-валютчицу. Ее как найдешь, скорее швыряй наотмашь в огонь,
притом левой рукой...

-- Так нету же ничего!

-- Плохо ищут! А не хочешь -- в другой дом переезжай!

-- Другой-то дом еще в той пятилетке намечен... Ищите кикимору, а
нет -- другое место работы!

Семеновна говорит:

-- А под сундуком-то глядели? (Это она на японский сейф).

-- Что ты! Его отродясь никто с места стронуть не мог!

-- Так смотрите!

Делать нечего. Принесли блоки, тросы, домкраты, лазер -- кое-как
приподняли сейф. Семеновна туда нырь рукой.

-- Вот она, голубушка!

А в руке у нее куколка маленькая. Пригляделись -- это простая папироска в
тряпочку замотана. Называется папироска "Герцеговина Флор".

Наверное, так рябенького звали.

(Из Быличек конца XX века "Как у нас в номенклатуре". Енисей, 1988, # 4)

"УЛИТКА НА СКЛОНЕ" (1965). Очень тихо ползет по склону Фудзи. Но зато
вверх, до самых высот. Повесть, которой предшествовал, по словам
Б.Стругацкого, творческий кризис, и который (кризис) кончился, как только
братья осенились и крупно записали в дневнике: "ВСЕ ВРУТ!". Что
справедливо и сегодня не только для персонажей повести...*

ФАЙЛ ТЕКСТОВОЙ. Специальное отделение компьютерной памяти. Еще один пример
применения достижений электроники в губернском городе СПб: "Чтение
"Понедельников" так вдохновило меня, что я завел, наконец, текстовой файл,
куда отныне намерен вносить НЕОБХОДИМЫЕ ИСПРАВЛЕНИЯ -- для будущего
экстраполного и супервыверенного Собрания сочинений в -надцати томах. По
поводу чего и выражаю свою искреннюю признательность досточтимому
В.Казакову и неподражаемому Александру Милинскому! Ибо они воистину
подвигли меня на эту акцию, необходимость которой я смутно ощущаю уже
давно. Hа месте же люденов (пусть не всех, а только тех из них, кто
интересуется теоретическим литературоведением) я обязательно составил бы
полный "СПИСОК СПОТЫКОВ, ЛЯПОВ И ПРОКОЛОВ" и проанализировал бы его.
Опытный психоаналитик способен многое узнать о своем пациенте, исследовав
систему оговорок его, описок и прочих лингвистических несоответствий.  А
на что способен опытный люден?" БHС. (П., 1991, # 26.)

ФАНТАСТИКА -- литература. Утверждение братьев Стругацких, справедливое,
как тридцать лет назад, так и ныне и впредь и вовеки веков для любого, кто
хоть однажды читал братьев Стругацких. Обратное утверждение, собственно
говоря, тоже верно применительно к творчеству братьев Стругацких.*

ФАHТАСТИКА СОВЕТСКАЯ. Hациональная традиция в России очень сильна:
поколение или два назад в деревнях еще рассказывали сказки. Лично мне
кажется, что у этой традиции есть сильные стороны, особенно когда ее
используют иронически, как Стругацкие. Но она и очень опасна, ведь
сказка -- это старший жанр, и если вы хотите писать сказки, вы не будете
писать НФ. Так что это главное направление в хорошей советской НФ после
1968 года мне не нравится: по-моему, она делает НФ безобидной. Под хорошей
НФ я имею в виду Биленкина, Гора, Варшавского, Стругацких, Шефнера,
Ларионову, Булычева и других. Это направление держало ее в состоянии,
которое я называю нонкогнитивным. Следует добавить, что в СССР по
идеологическим причинам опубликована масса чудовищно плохой НФ, потому что
комитету нравились свои наемные писаки. Думаю, теперь этому придет конец.
Не знаю, но надеюсь на это. Затем им придется терпеть массу плохой
коммерческой HФ: рынок, без сомнения, тоже найдет своих наемных писак
(часто это те самые, кто писал для комитетов, эта порода вынослива).

Дарко Сувин,

(американский историк и теоретик HФ)

--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Да, отцы. Тут того и гляди в психушку угодишь. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 932 из 1530
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 15 Окт 01 01:11
 To   : All                                                 Втр 16 Окт 01 16:15
 Subj : Большая Стругацкая Энциклопедия 10/10
       БВИ вновь с Вами, All!

* Crossposted in RU.LUDENY
* Crossposted in SU.BOOKS.TEXT

ФОРМУЛА ВРЕМЕHИ. У каждого своя. И с точки зрения вечности, и в житейском
плане. У Бориса Стругацкого тоже:

-- Тогда, Борис Натанович, я вам через пять минут перезвоню!

-- Нет, именно через пять минут -- не очень удачно. Я как раз сейчас
бреюсь, чтобы идти за хлебом. А через час -- пожалуйста!

-- Тогда, Борис Натанович, я вам через пять минут перезвоню!

-- Нет, именно через пять минут -- не очень удачно. Мне буквально сейчас
должен звонить Славочка Рыбаков. А через час -- пожалуйста!

-- Тогда, Борис Натанович, я вам через пять минут перезвоню.

-- Нет, именно через пять минут -- не очень удачно. Я как раз через пять
минут должен буду срочно уезжать. Так что если у вас очень коротко, то
давайте сейчас.

-- Очень коротко. На полчасика.

-- Валяйте!

-- Тогда, Борис Натанович, я вам через пять минут перезвоню!

-- Хорошо. Только обязательно напомните, когда будете звонить, о чем мы с
вами...

А.И.

ХАУЭЛЛ ИВОННА -- см. Диссер.

ХИТ-ПАРАД (депутатский). Эксклюзивно для БСЭ ряд депутатов
Санкт-Петербургского городского Совета ответили на два вопроса: 1. Ваше
любимое произведение у братеьв Стругацких? 2. Что из творчества этих
писателей наиболее актуально сегодня?

Юрий ГЛАДКОВ, член малого Совета: 1. "Улитка на склоне". 2. Затрудняюсь
назвать конкретно, но воздействие книг Стругацких на подготовку умов,
которые сегодня что-то делают, было колоссально. То, что я сейчас
здесь, -- в какой-то степени связано с творчеством Стругацких.

Алексей КОВАЛЕВ: 1. "Понедельник начинается в субботу" и "Улитка на
склоне". 2. "Улитка..." затрагивает наиболее глубинные основы нашего
мировоззрения, как и "Жук в муравейнике". Думаю, 70-80 процентов нашей
молодой интеллигенции "росли" вместе с книгами Стругацких, и в этом смысле
их влияние огромно.

Виталий СКОЙБЕДА: 1. "Сказка о тройке". 2. "Сказка о тройке".

-- А что бы ты делал, если был прогрессором, заброшенным на Землю?

-- Я бы немедленно отсюда смылся.

Александр БЕЛЯЕВ, председатель горсовета: 1. "Пикник на обочине". 2.
"Понедельник начинается в субботу". Сегодняшний окружающий нас "дурдом"
очень похож на тот, который изображен в этой книге.

Михаил ГОРНЫЙ, член малого Совета: 1. "Страна багровых туч" (первое, что я
прочитал у Стругацких), "Понедельник...", "Трудно быть богом", "Хищные
вещи века". 2. "Обитаемый остров". Острейший философско-политический
прогноз!

Виктор НОВОСЕЛОВ, председатель Московского райсовета: 1. "Гадкие лебеди".
2. "Отягощенные злом".

Сергей ЕГОРОВ, председатель комитета по вопросам собственности: 1. Они все
мне нравятся! Ни одного "слабого" назвать не могу! Самые любимые (по
"убывающей") -- "Обитаемый остров", "Пикник на обочине", "Трудно быть
богом". И вообще это -- мои любимые писатели-фантасты, я вырос и
сформировался как человек в большей части на их произведениях. 2.
"Обитаемый остров" сегодня ОЧЕНЬ актуален! Нет того излучения, нет башен,
но психологическое излучение очень сильно, и большая часть населения
находится под интенсивным его воздействием. Не все, как Максим Каммерер,
защищены от него... "Град обреченный", конечно. И "Улитка на склоне":
сейчас каждый человек, мне кажется, находится в состоянии Кандида. Кто-то
это осознает, кто-то -- нет, но каждый должен понять -- что же все-таки
происходит вокруг?

Борис Вишневский

"ХИЩНЫЕ ВЕЩИ ВЕКА" (1965). Повесть, в которой авторы убедительно (однако
умозрительно) демонстрируют, что люди с жиру обычно бесятся. В настоящее
время, когда не до жиру, проверить опытным путем в России не
представляется возможным. Отчего повесть скорее выиграла, а не проиграла,
преобразовавшись из фантастики ближнего прицела в фантастику ну о-о-очень
дальнего прицела.*

ХОРОШАЯ КНИГА -- всегда некий импульс к работе. Она вызывает так
называемую "белую зависть" -- хочется написать что-нибудь в этом же роде и
еще лучше. Я, впрочем, не помню ни одного случая, когда прочитанная книга
бросила бы меня за письменный стол, к пишущей машинке, к бумаге... Нет,
так не бывает. Но вот что я заметил: есть книги, которые особенно хорошо
читать именно в процессе работы -- вечером, когда дневная ее порция
закончена. Вне работы я перечитываю их редко. Это, например, "Помпадуры и
помпадурши" Салтыкова-Щедрина или "Современная идиллия" его же, или (не
странно ли?) трилогия Дюма о мушкетерах. Почему именно эти книги? Почему
именно во время работы? Не знаю. Сравнил бы вот с чем: как больная собака
по неконкретным приметам разыскивает нужную ей травку, так и моя рука
тянется к книжной полке и достает именно то, что нужно. БНС, "Вечерний
Ленинград", 1985, 18.12.

ЦУРЭH. Стихотворец из повести "Трудно быть богом" (см. Т.). Знаменит
строчкой "Как лист увядший падает на душу". На вопрос Б.Стругацкому, чьи
это стихи, Б.Стругацкий скромно ответил: "Ну, мои".*

"ЧАРОДЕИ". Двухсерийное кино. Самое яркое свидетельство творческой неудачи
кинематографистов, сотворенное по отдаленным мотивам творческой удачи
писателей (см. Кино).*

ШЕКСПИР. Стихотворец. Знаменит, среди всего прочего, монологом "Быть или
не быть?". На вопрос Румате Эсторскому (см. Р), чьи это стихи, Румата
скромно ответил: "Мои".

ШКОЛА. Выборгская ул., 3. Акимова Лариса Ивановна, завуч школы # 107: "И
Борис и Аркадий заканчивали нашу школу. Легенд о их пребывании в этих
стенах не осталось, но учителя, которые их помнят, говорили, что это были
хорошие ребята. На моей памяти Борис Натанович в школу не приходил, но его
мама (Александра Ивановна Литвиничева, заслуженный учитель РСФСР. -- Прим.
ред. БСЭ) -- она раньше работала завучем в этой школе и преподавала
литературу -- все время поддерживала с нами связь, когда была жива. Через
нее мы узнавали об успехах сыновей. Стругацкими школе было подарено
несколько книг, они есть в школьной библиотеке". С.Ф.

ЩЕКН -- (см. Итрч, см. ИТРЧ).*

Ы -- голый вепрь, свирепое животное из повести "Трудно быть богом". В
России давно не водится, ибо по сути (голый вепрь) является свининой.
Съеден свирепым населением. Переварен.*

ЭКСЕЛЕHЦ. Расхожее обозначение Б.Стругацкого членами семинара (драбантами,
см. Д.) Б.Стругацкого. Подразумевается большое уважение, а не портретное
сходство с Рудольфом Сикорски (см. "Жук в муравейнике", "Обитаемый
остров", "Волны гасят ветер"), называемым так же из большого уважения.*

ЭПИГРАФ. Фантастика без тайны -- скучна. Фантастика без
достоверности -- фальшива, напыщенна и назойливо дидактична. А фантастика
без чуда -- и не фантастика вовсе. БНС. (см. Лем).

ЮБИЛЕЙ. Пора. Ура. См. З. "За трудовую доблесть": "Он та-а-кой молодой!".
В одной из частных бесед драбант А.Измайлов осмелился заявить
Б.Стругацкому: "Вы уж меня послушайте! Мне уже почти сорок, а вам еще и
шестидесяти нет!". А.Измайлов уже не прав. Уже -- есть!*

ЯРОСЛАВЦЕВ С. Писатель. По уклончивым утверждениям братьев Стругацких,
никакого отношения к братьям Стругацким не имеет, даже не однофамилец.
Особенно не имеет отношения к А.Стругацкому.*

ЯТУРКЕЫHЖЕHСИРХИВ. Имя собственное из сказки "Путешествие в преисподнюю".
Придумано С.Ярославцевым путем, отличным от компьютерных изысканий
Б.Стругацкого (см. М -- Мудакез). Читай наоборот: Ятуркеынженсирхив...*

Большая Стругацкая Энциклопедия

Условные обозначения:

АНС -- Аркадий Натанович Стругацкий.

БHС -- Борис Натанович Стругацкий.

АБС -- Аркадий и Борис Стругацкие.

Произведения АБС:

ВНМ -- "Второе нашествие марсиан"

ГО -- "Град обреченный"

ЗМЛДКС -- "За миллиард лет до конца света"

ПНВС -- "Понедельник начинается в субботу"

ПНО -- "Пикник на обочине"

ОЗ -- "Отягощенные злом"

ТББ -- "Трудно быть богом"

УНС -- "Улитка на склоне"

ХС -- "Хромая судьба"

* * *

П. -- "Понедельник" (ньюслеттер группы "Людены").

Над БСЭ работали:

Идея, составление и оформление -- Константин Молох, Геннадий Кабалкин.

Автор (44 статьи БСЭ -- отмечены *) -- Андрей Измайлов.

Редакторская группа: Константин Селиверстов, Валерий Прохватилов, Сергей
Федоров.

Фото -- Сергей Подгорков, Дмитрий Григорьев.

Дружеские шаржи (на 1-й и 5-й стр.) -- Евгений Мигунов.

Верстка и набор -- Алексей Иванович, Александр Лебедев, Ольга Иванович,
Мария Черняева, Вера Хайкович.

* * *

Редакция "ПЛ" выражает благодарность группе "Людены" (координатор Юрий
Флейшман) за помощь в подготовке БСЭ и предоставленные материалы.

//Петербургский литератор. -- 1993. -- # 4 (10).

[Петербургский литератор]

Главный редактор Валерий Прохватилов.

Мнение редакции и авторов не обязательно совпадает.

Редколлегия:

Юрий АЛЕКСАНДРОВ (главный художник), Владимир АРРО, Александр ЖИТИНСКИЙ,
Виктор КРИВУЛИН, Валерий ПОПОВ, Константин СЕЛИВЕРСТОВ (заместитель
главного редактора), Борис СТРУГАЦКИЙ, Владимир УФЛЯНД, Сергей ФЕДОРОВ
(редактор отдела литературы), Юрий ШМИДТ.

Учредитель -- Союз писателей Санкт-Петербурга.

Редакционное свидетельство   П 0001

"Петербургский литератор"   4 (10)

Адрес редакции: 191187, С.-Петербург, ул. Шпалерная, 18, тел. 272-71-22.

При перепечатке ссылка на "ПЛ" обязательна.

ППО 1-5 Ленуприздата, г. Тосно, пр. Ленина, 135

Номер подписан в печать 8.04.93. Зак. 785. Тир. 8000.

--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Имейте мужество жить. Умеpеть-то любой может (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 933 из 1530
 From : Oleg Bakiev                         2:5020/400      Пон 15 Окт 01 01:57
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 16 Окт 01 16:15
 Subj : Re: Приз "Семигранная гайка"
From: "Oleg Bakiev" <boa@aaanet.ru>

"Vladimir Borisov" <Vladimir.Borisov@p45.f1.n5007.z2.fidonet.org>
сообщил/сообщила в новостях следующее:
>  AK> A c Глюкoм нe пoдeлитecь?..
>  AK> 3apaнee cпacибo.
>
> Да не поделюсь я ни с кем. У меня одна всего! Когда-нибудь появится
семигранный
> болт, вот к нему я ее и пpикpучу...

А ключ-то есть?

 * Origin: Talk.Ru (2:5020/400)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 934 из 1530
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Пон 15 Окт 01 19:27
 To   : All                                                 Втр 16 Окт 01 16:15
 Subj : Swiaty braci Strugackich: Czas uczniow
From: "Serge V. Berezhnoy" <barros@citycat.ru>

Привет!

http://www.rushall.ru/fullinfo.asp?ID=104125

Arkadij (1925-1991) i Borys (ur. 1933) Strugaccy byli niewatpliwie
najwybitnejszymi rosyjskimi tworcami science fiction. Opublikowali ponad
dwadziescia powiesci, z ktorych wiele przeszlo do klasyki gatunku, m. in.
"Poniedzialek zaczyna sie w sobote", "Trudno byc bogiem", "Slimak na zboczu",
"Piknik na skraju drogi" (zekranizowany przez Andrieja Tarkowskiego pt.
"Stalker"), "Miliard lat przed koncem swiata", "Zuk w mrowisku". Stworzyli
oryginalna odmiane literatury fantastycznej, koncentrujaca sie na problemach
spolecznych, chetnie poslugujaca sie groteska i satyra, precyzyjnie opisujaca
totalitarna rzeczywistosc.

Antologia "Swiaty braci Strugackich: Czas uczniow" zawiera opowiadania
najciekawszych wspolczesnych rosyjskich autorow, ktorzy postanowili zlozyc
hold swoim mistrzom. Powstaly w ten sposob skrzace sie pomyslami, blyskotliwe
kontynuacje takich powiesci, jak "Poiedzialek zaczyna sie w sobote" czy
"Piknik na skraju drogi". Dzieki tej niezwyklej antologii milosnicy science
fiction beda mogli powrocic do swoich ulubionych, legendarnych swiatow oraz
poznac nowe gwiazdy rosyjskiej fantastyki.

Wybor: Andriej Czertkow
Wstep: Borys Strugacki
Przeklad: Eugeniusz Debski

Spis tresci:

Borys Strugacki - O problemie materializacji swiatow .... 7
Siergiej Lukjanienko - Krzatanina w czasie .... 13
Ant Skalandis - Druga proba .... 81
Leonid Kudriawcew - I mysliwy... .... 175
Nikolaj Romanieckij - Obarczeni szczesciem .... 187
Wiaczeslaw Rybakow - Trudno stac sie Bogiem .... 261
Andriej Lazarczuk - Wszystko w porzadku .... 363
Michail Uspienski - Smocze mleko .... 457
Wadim Kazakow - Lot nad zabim gniazdem .... 521
Andriej Czertkow - Nie umowione spotkania .... 545

-= Удачи! =- Сергей =- [ http://barros.rusf.ru ]

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 935 из 1530                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Втр 16 Окт 01 23:00
 To   : All
 Subj : Лем цитирует Стругацких (1990)
        Здравствуйте, All!

    Отрывок перепечатки из "Ленинского знамени" (Москва):

    "Но я знаю другого, не менее известного астрофизика - Себастьяна фон
Вернера: он, несмотря ни на что, остался верен своей идее и убежден в
существовании инопланетных цивилизации.
    Пусть, пока нет реальных доказательств, каждый останется при своем. Но
когда мне напоминают о событиях типа воронежского, воодушевленно рассказывают о
пришельцах с тремя глазами, я тут же вспоминаю шутку братьев Стругацких:
"Ухажеру моему говорю трехглазому..." Космический фольклор Стругацких
предвосхитил рассказы "очевидцев"! А может, взбудоражил их воображение?"
    (Монолог в конце тысячелетия: [Интервью со С. Лемом] / Записал А. Рувинский
// Тусовка "HС!" (Свердловск).- [1990].- С. 6-7).

                C уважением, Yuri

... Добродушащее привидение
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Окт 01 07:56
 To   : All                                                 Втр 16 Окт 01 23:10
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Некрасов С. Прогулка с фантазиями // Если (М.). - 2001. -     10. - С.290.

 Вклад Александра Казанцева в отечественную фантастику значителен, как бы ни
относились к нему сегодняшние участники литературного процесса. Выход его новой
книги для многих стал неожиданностью. Старейший фантаст вновь решил
продемонстрировать, как следует расставлять точки над i. Взяв в соавторы сына
Никиту, он выпустил двухтомный "мнемонический" роман под названием "Фантаст"
(М.: Современник, 2001) - рассказ о себе на фоне эпохи.
[...]
 Многое осталось за скобками: вражда со Стругацкими, убойные рецензии на
молодых авторов, различные слухи, о которых по случаю 95-летия умолчим.
Hесмотря ни на что, это роман о счастливом человеке. Он прожил жизнь в стране
чудес и сам успел немало напридумывать. Есть чем гордиться: дети-орденоносцы,
изобретенное писателем слово "вертолет", признание читателей (в том числе самых
высокопоставленных), письмо в Политбюро ЦК КПСС в защиту Ефремова, журнал
"Искатель". Фрагменты из фильма "Планета бурь" американцы пиратски использовали
в своих кинолентах, и это лишний раз подтверждает статус Казанцева как классика
научной фантастики.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: В походе - несчастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Окт 01 07:58
 To   : All                                                 Втр 16 Окт 01 23:10
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Время MN
Дата:
06.04.2001
Автор:
ИГОРЬ ШЕВЕЛЕВ
Заголовок:
11.17 ОТ ВИНТА
Текст:
Продолжается то ли скандал, то ли рекламная кампания, связанная с выходом книги
Баяна Ширянова "Низший пилотаж" (М. Ad marginem, 2001). Солидное издательство,
специализирующееся на философской литературе типа Дерриды и Батая, выпустило
книгу о "винтовой" наркомании, переполненную матом, сленгом и тем, что принято
называть детской порнографией. Уже при выходе книги издатели опасались, что их
сволокут на цугундер, благо по указу 98-го года упоминание наркотиков в печати
приравнивалось к их распространению. При этом, однако, они замечали, что указ
ни разу не был приведен в действие. Да и то сказать, рассказ М. Булгакова
"Морфий", "Роман с кокаином" М. Агеева, не говоря о всяких там Бэрроузах и де
Квинси, не изымаются из продажи и по закону не преследуются. А вот "Низший
пилотаж" - для начала - был официально изъят из продажи в магазине
"Библиоглобус" на Мясницкой. (Впрочем, в других крупных магазинах он на всякий
случай и не появлялся). По иронии судьбы, книга Баяна Ширянова в течение уже
четырех лет пользуется огромным спросом в русском Интернете и даже получила там
премию как лучший роман 1997 года. Причем тогда же возник и первый скандал.
Часть писателей, входивших в состав жюри, даже грозила выходом из него, если
"Низший пилотаж" не будет снят с конкурса. И только когда председатель жюри
Борис Стругацкий выступил в защиту романа, скандал затих. А потом роман стал
лауреатом. А сейчас вышел книгой. И вот уже новый скандал. И там уже и
лауреатство не за горами. Сам автор, скрывающийся под псевдонимом Баян Ширянов,
а именно Кирилл Воробьев, заявил, что ему дико надоела истерия вокруг романа,
что он пишет его продолжение, что книга никого не может привлечь к наркотикам,
а наоборот, ему известны люди, которых она от них на всю жизнь отвратила. И
вообще, как нам известно, запрещать что-либо - это лучший способ оказаться в
дураках. Господа запретители, лучше сделайте что-нибудь сами, а потом это же
сами и запрещайте!
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Возмужалому человеку - счастье. Хулы не будет (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 938 из 1530 +940                    Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Окт 01 08:01
 To   : All                                                 Втр 16 Окт 01 23:10
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
    Свининников В. Блеск и нищета "философской" фантастики // Журналист (М.). -
1969. -   9. - С.46-48.

НА НАШИХ ГЛАЗАХ в течение считанных лет ли-тературная    Золушка - фантастика -
превратилась вдруг в принцессу. У этой сказочной принцессы теперь даже не сотни
и тысячи - миллионы поклонников. По тиражам, читательскому спросу фантасти-ка
все успешнее конкурирует даже с таким широко распространенным литературным
жанром, как детектив.
Любопытные цифры и факты о популярности фан-тастики   приведены в журнале
<Библиотекарь> (  4, 1969 г.). Оказывается, за годы Советской вла-сти только на
русском языке вышли произведения отечественных писателей-фантастов 1624
названий без переизданий (из них свыше тысячи-за послед-ние 10 лет!),
произведения зарубежных фантастов- более 1200 названий (не считая
многочисленных переводов Ж. Верна и Г. Уэллса). Сейчас в СССР ежегодно выходит
более ста произведений наших фантастов и около 50-зарубежных. Тираж
научно-фанастических книг только на русском языке достигает почти 3 миллионов
экземплров в год!
Большинство читателей фантастики - молодежь. Тем более пристального внимания
заслуживает фан-тастика со стороны литературной критики: какой же идейный,
эстетический, нравственный заряд несет эта тысячествольная книжная артиллерия?
Ибо на-ивно было бы полагать, что в условиях все обост-ряющейся идеологической
борьбы двух мировоз-зрений, борьбы, пронизывающей, как подчеркивалось на
недавнем международном Совещании коммунистических и рабочих партий, все сферы
человеческой деятельности: политику, экономику, культуру,- такую трибуну не
попытаются исполь-зовать различные силы. Конечно, пытались и пы-таются!
Попробуйте, например, внимательно перечитать ответы писателей на вопрос журнала
"Ино-странная литература" (  1, 1967 г.) <Почему вы избрали в своем творчестве
жанр научной фантастики?>.
Айзек Азимов (США) подчеркивает, что "...научная фантастика свободна от
всяческих табу", что она <свободнее, чем любая другая область литера-туры>.
Джеймс Блиш (США), вице-президент Общества научных фантастов, высказывается еще
определен-ней: <...в своих лучших образцах научная фантастика - это литература
предельных ситуаций, причем ситуацию выдвигает не общество и не история, а сам
автор, руководствуясь соображениями наи-более выразительной характеристики
своих геро-ев, не испытывая никаких ограничений, если не счи-тать границ научно
возможного; даже принцип науч-ной вероятности здесь необязателен>. Фриц Лейбер
(США) проговаривается: "Она дает нам возмож-ность освободиться от национальных
и идеологиче-ских ограничений!" (?!). В своем ответе он мимохо-дом замечает:
"...к тому же фантастам сравнительно легко печататься". Но еще яснее выражается
Деймон Найт (США), президент Общества научных фанта-стов: <Научная
фантастика-это революционное (?!) искусство в том смысле, что она учит
читателей относиться скептически ко всем догмам - политическим, религиозным и
даже научным>.
Мы далеки от мысли видеть в этих интервью ис-черпывающие <самохарактеристики>.
Само тенден-циозное выпячивание некоторых положений, воз-можно, рождается
нередким для буржуазных художников стремлением самоутвердиться, эпатировать
вкус буржуазной публики, блеснуть-за не-имением действительной - хотя бы чисто
словес-ной, декларативной <свободой>... <от денежного мешка, от подкупа, от

содержания>.

История классовой борьбы свидетельствует со всей очевидностью, что все подобные
<уходы>, <отлеты> фантазии из социально-конкретного мира при отсутствии у
художника ясного марксистско-ленинского мировоззрения представляют лишь
иде-ализм, утверждение буржуазных концепций свобо-ды, нравственности,
социального благополучия.
О каком бы далеком будущем ни писали запад-ные фантасты, <экстраполируют> они
все тот же бесчеловечный строй угнетения и эксплуатации. <Безумный, безумный,
безумный мир> империа-лизме не оставляет даже прогрессивным, иск-рение желающим
человечеству добра писателям никаких иллюзий. Оттого их пессимизм тек глу-бок,
оттого лучшие их произведения тревожны, пронзительно горьки, мрачны по своим
мыслям и краскам.
Это речь о прогрессивных, наиболее серьезных и честных художниках. А что
сказать о <черной сотне> американских и других фантастов-творцов <литературы

ужасов>? Они верой и правдой служат своему острою, воспевая насилие и обман,
ужасов>культ сверчеловека, воспитывая тысячи и тысячи бездумных и безумных
ужасов>убийц. Но и они при случае не прочь поиграть фразами о своей
ужасов><свободе>.

И мысль невольно обращается к Ленину: <...гос-пода буржуазные индивидуалисты,
мы должны ска-зать вам, что ваши речи об абсолютной свободе одно лицемерие... И
мы, социалисты, разоблачаем это лицемерие, срываем фальшивые вывески,- не для
того, чтобы получить неклассовую литературу и искусство (это будет возможно
лишь в социали-стическом внеклассовом обществе), а для того, что-бы
лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией литературе
противопоставить свобод-ную, открыто связанную с пролетариатом литера-туру>.
Только так, открыто и прямо связывая свое твор-чество с самым передовым в
истории классом- рабочим классом, беря на вооружение самую пере-довую науку -
марксистстсо-ленинскую философию, сможет художник, в том числе и
писатель-фантаст, наиболее полно и верно отразить мир, наиболее глубоко
разобраться в его проблемах, принести наибольшую пользу своему народу, своему
социа-листическому Отечеству.
И, разумеется, прав Кшыштоф Борунь - писатель-фантаст из Польской Народной
Республики, кото-рый пишет в анкете: <Взрывоподобное развитие науки и техники
ставит перед человечеством новые, неведомые до сих пор проблемы, не только
политические и экономические,но и общественные, психологические, моральные.
Философская концепция человека имеет определяющее значение в идеологической
борьбе социалистической и капиталистиче-ской систем>.
Среди писателей, отвечавших на анкету "Иностранной литературы", были и
советские - Геннадий Гор, Аркадий и Борис Стругацкие. Очень хотелось услышать
от них марксистское понимание задач, стоящих перед литературой и искусством
вообще и перед фантастикой в частности.
К сожалению, они не увидели чуждых нам пред-ставлений, не почувствовали острого
запаха буржуазного индивидуализма и волюнтаризма во всех этих по форме
<общегуманных>, отвлеченных концепциях. Они, видимо, не заметили явной
инфильтрации буржуазных идей.
Геннадий Гор, упомянув Герберта Уэллса и Федо-ра Достоевского, Томаса Манна и
Джойса, Бунина с Куприным и Потапенко с Боборыкиным, Ефремо-ва, Лема и
Стругацких, заметив даже революцию (!) в фантастике (поворот к философской теме
в пятидесятых-шестидесятых годах), наконец, опре-делив фантастику как <передний

край>, увидел в ней всего лишь "...передний край современного художественного
край>мышления".

А. и Б. Стругацкие сделали своего рода про-граммное заявление: <В наше время
задача литера-туры, как нам кажется, состоит не только в иссле-довании
типичного человека в типичной обстановке. Литература должна пытаться
исследовать типичные общества, то есть практически рассматривать все
многообразие связей между людьми, коллективами и созданной ими второй природой.
Современный мир настолько сложен, связей так много и они так запутаны, что эту
свою задачу литература может решать только путем неких социологических
моде-лей, по необходимости упрощенных, но сохраняю-Разумеется, важнейшими
элементами этих моделей продолжают оставаться типичные люди. но дейст-вующие в
обстоятельствах, типизированных не по линии конкретностей, а по линии
тенденций".
Но <модели> могут быть разными, программируют их разные люди. Известно, что
самые фантастические видения, образы будущего всегда созда-ются на основе
определенной общественной - социальной, экономической, нравственной - интуиции,
классовой борьбы. <Модели> будущего програм-мируются всегда с определенных
социальных по-зиций, отсюда их пессимизм или оптимизм, прогрес-сивность или
реакционность. Именно в классовой позиции художника - ключ к образам его
фанта-зии. Как раз этого и не прозвучало в рассуждениях о <моделировании
типичных обществ>...
Действительно, фантастика дает возможность построить какую угодно модель. Но
тем большее зна-чение обретают тогда взгляды автора, его мировоз-зренческие
установки. Фантастика не бесстрастная электронно-счетная машина, готовая
<переварить> даже не одну, а десятки <моделей>, пока не будет найдена ошибка в
программе. Это-произведение искусства, которое выносится на суд миллионов
чи-тателей, вызывает у них вполне определенную реакцию. И чем ярче написана
книга, тем острее направленное сопереживание читателя с автором, с героями. И
тем ощутимее вред, если перед нами да-же и талантливо созданная,- но ошибочная
модель.
Сколь же велика должна быть ответственность писателя прежде всего перед самим
собой, сколь высока требовательность к себе!

Именно с этих позиций хочется еще раз поразмышлять о творчестве А. и Б.
Стругацких.
Некоторые критики усиленно  пропагандируют Стругацких как зачинателей
"социального, философского" направления в современной фантастике. Hаправления,
ради которого горячие головы готовы зачеркнуть все, что до этого было создано.
Hаправления, противопоставляемого всем остальным течениям советской научной
фантастики в качестве <главного и наиболее перспективного>. В довольно громком
хоре неумеренно восторженных рецензий звучали и предостерегающие голоса.
Академик Ю. Францев в газете <Известия> (25 мая 1966 г.), Ю. Котляр в журнале
<Октябрь> (  4. 1967 г.), В. Сапарин в журнале <Коммунист" (  12, 1967 г.)
довольно обстоятельно анализировали произведения Стругацких и некоторых других
представителей "философской" фантастики, аргументированно доказывали, что
рецензируемые произведения <вряд ли отражают марксистскую философию и коренные
проблемы эпохи>, подчеркивали, что "понимание общественных отношений -
необходимый трамплин для высокого полета социальной фантастики".
В. Сапарин, например, заметив, что в борьбе участвуют на нашей стороне лучшие
умы челове-чества, в том числе и прогрессивные зарубежные писатели-фантасты,
писал далее: <У советских ли-тераторов по сравнению с ними есть, однако,
прин-ципиальные идейный преимущества. Если те, крити-куя, пусть в самой острой
форме, античеловече-скую сущность капиталистического мира, нередко не находят
реальных путей социального прогресса человечества, то строители
коммунистического об-щества видят ясную перспективу. И позиции, с ко-торых мы
рассматриваем социальные процессы, знание законов общественного развития
позволяют с необходимой глубиной проникать в запутанный подчас клубок
противоречивых тенденций современного мира и приходить к верным, исторически
обоснованным выводам. Это является основанием и для правильного социального
прогнозирования в нашей научно-фантастической литературе>.
В последнее время в печати появились резко противоположные отклики на новые
произведения братьев Стругацких, а в литературных кругах недав-но прошло
обсуждение таких произведений, как <Второе нашествие марсиан>. <Улитка на

склоне>, <Сказка о тройке>, "Обитаемый остров".

Характерно, что Стругацких некоторые готовы поднять как своеобразное знамя, как
этаких стра-дальцев за <философскую> идею, к которым и кри-тика, ранее немало
доброго отмечавшая, стала вдруг пристрастной и предвзятой. Нчинали они, как
многие из фантастов, с космических приключений, но начинали лучше многих.
Сочный и пока еще не засоренный псевдокосмическими терминами язык, несколько
грубоватый юмор, умение найти точные детали, живые черточки для своих героев
выделяют даже ранние книги Стругацких из потоке подобной литературы. Их
Следопыты, мужественные и все умеющие делать, всокоорганизованные и при всем
при том просто озорные ребята, запомина-ются как хорошие друзья. Пожалуй,
по-человечески близка и понятна вспышка Антона-Руматы (<Трудно быть богом>);
нелегко сдерживать себя, когда на твоих глазах уничтожается все светлое,
мыслящее, когда душная мгла фашизма неотвратимо навали-вается на ничего не
подозревающий народ. Трудно быть богом, <добру и злу постыдно равнодушным>,
если ты человек. (Хотя и непонятно, что это за средневековый фашихм и почему
Антон и его друзья должны сдерживаться и не вмешиваться?) Мужественный и
честный Саул Репнин из <Попытки к бегству> словно бы предостерегает: <В
будущее- не дезертируешь от сегодняшних битв, за будущее надо бороться>.
Немало ярких и оптимистических страниц о буду-щем написали Стругацкие. Но
постепенно, от книги к книге все менее привлекательным становится будущее,
которое рисуют Стругацкие. В "Далекой радуге" довольно симпатичные молодые
ученые... жулики, которые ради своих - научных, правда,- увлечений готовы
оставить всю планету без энергии. И некоторая грубоватость героев, которую у
"ранних Стругацких" можно бы расценивать как одну из привлекательных <земных>
черточек, обо-рачивается от недостатка чувства меры примитивом. И надуманный,
из пальца высосанный морально-этический конфликт: кого спасать - ученых ли, чьи
знания очень нужны планете, или детей... Трижды прав Ю. Котляр, который
замечает в своей крити-ческой статье, что при любом общественном строе такой
конфликт решается однозначно, не то что в коммунистическом будущем...
<Хищные вещи века> - повесть-"предупреждение". Кого и о чем она предупреждает?
В статье <Буду-щее человечества через призму фантастики> (<Ком-мунист>   12,
1967 г.) В. Сапарин пишет: <Может быть, человечество вообще предупреждается,
что любое общество, достигшее материального изобилия, рискует оказаться во
власти "хищных вещей века"? Об <опасности> материального изобилия для
человечества, как иногда приходится слышать? Беде, которая зависит не от
социальной структуры обще-ства, а от "человеческой натуры"?
В основе подобных взглядов лежит немарксист-ское, ограниченное представление о
путях развитии человечества>.
Некоторые из поклонников творчества Стругацких вполне резонно утверждают, что
фантастику совер-шенно напрасно отождествляют с литературой о будущем, что
фантастика может и должна заниматься и проблемами прошлого и проблемами
настоящего. Одна из заслуг Стругацких, по их мне-нию, в том и состоит, что они
расширили окно в мир настоящего и в мир прошлого.
В таком случае возникает вопрос: о каком на-стоящем и каком прошлом пишут
Стругацкие? И какие же "главные нравственные проблемы современности" видят
писатели, представляющие общество, которое строит коммунизм?
Разгул машин, все пожирающий и подавляющий в бесчеловечности своей технический
прогресс (<Улитка на склоне>)? Страшную силу вещей над опустошенными душами
людей (<Хищные вещи века>)? Массовое оболваиивание людей при помо-щи довольно
примитивных технических средств и во имя каких-то неясных целей (<Обитаемый

остров>)?

Авторы могут возразить: какое, мол, это имеет отношение к нашему обществу, к
нашей борьбе? Это всего лишь наши догадки, наши субъективные оцен-ки
технического прогрессе!
Hа самом деле эти модели не столь уж нейтральны и к нашему миру. Рисуя как
нечто фатальное, неумолимое и неподвластное социальной воле людей это торжество
вещей, авторы - вольно или невольно - обесценивают роль наших идей, смысл нашей
борьбы, всего того, что дорого народу. Со-циальный эквивалент их картин и
сюжетов - это в лучшем случае провозглашение пессимизма, идей-ной деморализации
человека.
Нас призывают: не надо искать в творчестве Стругацких географических или
исторических примет, социальных устройств, они же писатели проб-лем. Проблем <в
чистом виде>. Пусть все остальное выглядит как эклектическая окрошка, лишь бы
был живым тот кусок проблемы, который попадает под луч писательского
прожектора. Это-де и возрож-дение лучших традиций старого философского
ро-мана-рассматривать в художественной форме аб-страктные идеи. Словом, свобода
моделирования, свобода от всяческих ограничений, свобода <от ло-кального
колорита, от географических и нацио-нальных деталей> (Р. Нудельман <Фантастика
и научный прогресс>, <Ангара>   4, 1968). Что-то подобное мы уже прочитали в
ответах американ-ских фантастов на анкету журнала "Иностранная литература".
Нас почему-то настойчиво убеждают не искать в творчестве Стругацких каких-то
намеков, подтекста и т. д. Hо, встречая в их повестях-"предупреж-дениях"
какие-то детали, черточки, выхваченные из жизни нашей страны, но перевернутые,
исковеркан-ные, чудовищно деформированные, поневоле начи-наешь задумываться: во
имя чего?
Вот, скажем, образчик анкеты в "Сказке о тройке":
<Hациональность: белорус. Образование: неполное среднее общее, неполное среднее
техническое. Знание иностранных языков: русский - свободно, украинский и
белорусский-со словарем>.
Или рассказывает Федор - снежный человек о том, что оставляют альпинисты на
вершинах:
<...Гитары попадаются, велосипеды, бюсты разные...>
Hадо ли подробно комментировать вот такую <окрошку>, однако же совсем не
лишенную географического, национального колорита и весьма су-щественной
политической окраски? Как видим, авторы недолго и непрочно удерживаются в
своем, якобы абстрагированном, общечеловеческом мире...
О художественных достоинствах новых произведений А. и Б. Стругацких стоит
сказать особо. Ста-рая истина - недостатки суть продолжение до-стоинств -
вполне, на мой взгляд, применима к этим писателям. некоторую грубоватость  их
героев многие склонны считать одной из привлекательнейших <земных> черточек. Hо
когда герои чуть не на красотами вроде таких: "врюхаемся", "сволочь неуклюжая",
"смотается", <по морде> и т. п. ("Улитка на склоне"), когда лексика, густо
настоянная на словах типа "золотарь", "экзема" и т.д., из уст героев то и дело
перекочевывает в авторскую речь, начинает казаться, что <казармой прет> уже не
только от одного из персонажей - Полифема ("Второе нашествие марсиан"), но и от
самой книги.
Пожалуй, Стругацкие превзошли себя в <Улитке на склоне>. Яркость, зримость,
конкретность каких-то бытовых деталей придавали уют "домашности" самым
космическим их вещам. Это сильная сторона писателей. И как же обращается она
против них, Картины леса, чудовищной клоаки, нарисованные ими, настолько
вещественны, зримы, что вызывают порой вполне реальную тошноту.
Здесь же описаны десятки непонятных, но омер-зительных сцен, таких, как
перевоспитание мордо-битием <полового неврастеника> Тузика, эпизод с кассиром в
башне броневика, страшный разговор машин.  Даже положительный  герой - Перец -
просто и привычно размышляет о том, что Квентин, любящий Риту, по ночам <плачет
и ходит спать к буфетчице, когда буфетчица не занята с кем-нибудь другим>.
А чего стоят также брошенные мимоходом строки о женщине в новой книге
Стругацких, <Обитае-мый остров>: <Он был настолько великолепен, что прокурорша,
баба холодная, светская в самом страшном смысле слова, давным-давно в глазах
прокурора уже и не женщина, а старый боевой то-варищ, при первом взгляде на
Мака сбросила с себя лет двадцать и вела себя чертовски естественно>.
Отталкивают читателя и патологические рассуждения Клопа-говоруна в <Сказке о

тройке>. Это надо же было придумать: рассуждение о людях с точки зрения
тройке>клопа!

Известно, что любое литературное произведение, как явление советского
искусства, должно по идее утверждать социалистический гуманизм, веру в
че-ловека. в его духовные силы. О последних книгах Стругацких, особенно о
<Сказке о тройке>, этого не скажешь.

ПРАВДА, некоторые критики считают, что нельзя судить фантастику по обычным
литературным нор-мам. Так, Р. Нудельман в своей статье утверждает: "Своеобразие
фантастики состоит в том, что она отражает действительность не в ее генезисе, а
прежде всего в сопоставлении с возможными ее продолжениями... Фантастика
пользуется рационалистическими (а не только интуитивными) методами при
конструировании фантастических комбинаций, широко применяет обобщение,
моделирова-ние процессов и явлений, художественно-логиче-скую экстраполяцию
тенденций действительности при создании возможных вариантов будущего: она
выделяет и укрупняет явления, реально существу-ющие лишь в зачаточной форме,
использует прием мысленного эксперимента (характерный для совре-менной науки),
свободно перемещается в прост-ранстве и времени".
В этом определении не находится места лишь для определения позиции фантаста, во
имя чего дол-жен он <укрупнять>, <моделировать>, <экстраполи-ровать в будущее>
и т. д. Об этом вообще ни строчки ие найти в обширной статье Р, Hудельмана.
Характерно и утверждение критика о том, что со-временная фантастика,
по-видимому, является пол-ноправным (по отношению к реализму) своеобраз-ным
методом отражения и познания действительно-сти. Она существует не внутри
реализма и не вместо него, а наряду с ним, как бы допогнительно к нему. И в то
же время-во взаимодействии с ним. То есть это вам все-таки не реализм, так что
не при-меряйтесь к фантастам с мерками своего художест-венного метода!
Дело литературоведов -более основательно ра-зобраться в этом очередном наскоке
на реализм. По мне же, например, фантастические книги А. Тол-стого <Аэлита> и
<Гиперболоид инженера Гарина> остались и по сей день прекрасными произведениями
социалистического реализма (в жанре фантастики), потому что они
"экстраполировали в будущее" и "укрупняли" лучшие черты своего времени, которым
предстояло дальнейшее развитие. История подтверждает великую правоту вот такой
социально-оптимистической фантастики.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Царь приближается к обладателям храма (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Окт 01 08:03
 To   : All                                                 Втр 16 Окт 01 23:10
 Subj : Koзлoвcки-41

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
7.Кощей Бессмертный
Еще один персонаж русских волшебных сказок, упоминаю-щийся также в пушкинском
прологе к "Руслану и Людмиле". Его описывает пушкинская строка: "Там царь Кащей
над златом чах-нет". Кощей - злой колдун, похожий на скелет, что делает его
во-площением смерти. Впрочем, полное его имя - Кощей Бессмертный. Это
противопоставление облика и имени, смерти и бессмертия, производит волнующий,
гротескный эффект. Его образ и деятель-ность несколько варьируются от сказки к
сказке, но Аникин интер-претирует Кощея как воплощение социальных преступлений
и не-справедливостей, описывая его далее как ничтожного старика, по-стоянно
охраняющего свoе огромное богатство22:
"Можно увидеть, что силы Кощея не безграничны, поскольку в начале некоторых
сказок он фактически пленник невесты героя, принцессы-воительницы. Он заперт в
тайной комнате и содержится в очень жестоких условиях, например, прикованным к
стене над котлом с кипящей смолой, или над огнем, или подвещенным на же-лезный
крюк за ребро"23.
(Стругацкие:)
"Около Кощея Бессмертного я задержался. Великий негодяй обитал в
комфортабельной отдельной клетке с коврами, кондицио-нированием и стеллажами
для книг. По стенам клетки были разве-шаны портреты Чингисхана, Гиммлера,
Екатерины Медичи, одного из Борджиа и то ли Голдуотера, то ли Маккарти. [...]
Содержался он в бесконечном предварительном заключении, пока велось
беско-нечное следствие по делу о бесконечных его преступлениях. В ин-ституте им
очень дорожили, так как попутно он использовался для некоторых уникальных
экспериментов и как переводчик при обще-нии со Змеем Горынычем. (Сам З.Горыныч
был заперт в старой ко-тельной, откуда доносилось его металлическое храпение и
взревы-вания спросонок.)" (107).
Описание Кощея у Стругацких является юмористически ис-каженной версией
волшебно-сказочной модели. Некоторые осход-ные чертытщательно сохранены, но
одновременно они комически дезавуируются изобилием неожиданных, не
волшебно-сказочных деталей. Подобно своему волшебно-сказочному прообразу, Кощей
у Стругацких содержится в клетке. Но - контрастом с ожидаемыми жестокими
условиями - клетка является комфортабельным кабине-том с коврами и неожиданно
современной возможностью - конди-ционером. Скупец из волшебной сказки,
стяжатель материальных ценностей ("над златом чахнет") превратился в
коллекционера книг. Портреты, украшающие его кабинет, выдаю его автократические
и реакционные чувства, связывая его с образом волшебно-сказочного прообраза как
воплощения социальных зол. Подбор портретов не может не вызывать к жизни и код
сатиры - насмешку с точки зре-ния официального советского взгляда1960-х над
теми, чья полити-ческая ориентация является источником социальной
несправедли-вости (Чингисхан, Гиммлер, Маккарти, Голдуотер).
В вышеприведенном отрывке в повествовании снова появля-ется Змей Горыныч. До
этого мы видели Змея, когда его тащили в Институт для некоего жестокого
эксперимента. Теперь он заперт в котельной, где и испускает комические звуки,
подходящие его по-лумеханической, полуживотной сущности: "доносилось его
метал-лическое храпение и взревывания спросонок" (107). Кощея высоко ценят в
Институте, поскольку, помимо участия в экспериментах, он служит переводчиком
для Змея Горыныча. Эта необычная связь двух чудовищ служит тематическим
приспособлением для соедине-ния этих двух образов в ПНВС - с эстетическими
целями. В этом может быть увидена и пародийная переделка, комическое уточне-ние
связи, которой обладают эти существа в волшебных сказках, где у них "есть общие
черты и они взаимозаменяемы по своим функциям"24.
Привалов размышляет о парадоксе бессмертия Кощея в соче-тании с возможностью
смертной казни за его преступления. В вол-шебных сказках это противоречие
оказывается верным, если при-ложимо только к эпитету "бессмертный". Иными
словами, есть сек-рет бесмертия Кощея. Он зовется "бессмертным", поскольку его
смерть, его глубинная душа, находится в яйце, спрятанном в неком отдаленном
месте.
"В сказках Кощей встречает смерть в результате двух собы-тий. Либо герой
находит яйцо, заключающее в себе кощееву смерть (душу) (Af.Tales, 156-8;
Nov.12; Beloruss. pp.238-254) илиь же герой его убивает конем (Af.Tales,
159-160; Khud. 22, 48; Pom.30; Viat.86)"25.
-+-
22.  Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.: Учпедгиз, 1959. - С.137-138.
23.  Kravchenko. P.217.
24.  Kravchenko. P.216.
25.  Kravchenko. P.219.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: По первому гаданию - возвещу (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 17 Окт 01 02:19
 To   : Alla Kuznetsova
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв
        Здравствуйте, Alla!

         Случайно увидел, как Alla Kuznetsova писал All (Вторник Октябрь 16
2001, 08:01):

> [...]
 AK> произведений, как <Второе нашествие марсиан>. <Улитка на
 склоне>> , <Сказка о тройке>, "Обитаемый остров".
       ^^1  ^               ^
 AK> Характерно, что Стругацких некоторые готовы поднять как своеобразное

    Алла, пожалуйста, заменяй "<" и ">" на """ - иначе получается мешанина,
которую трудно разбирать - _особенно_ в фидошных письмах (см. 1). У тебя,
похоже, стоит автозамена этих символов в MS Word - пожалуйста, отключи ее.
Хотябы ее. И, пожалуйста, после OCR в MS Word убирай "мягкий перенос" - иначе
посреди слов у тебя будет постоянно выскакивать "-" (см. 2). Пожалуйста, делай
отступ (табуляцию) в начале каждого абзаца - иначе текст "сливается" в
несколько огромных кусков. Пожалуйста, проверяй, не вставляет ли FineReader
символа перевода строки после ":", если он стоит в конце _напечатанной_ строки
оригинала. И, пожалуйста, проверяй текст на наличие ошибок - хотябы с помощью
MS Word (см. 3)     :)
    Надеюсь, это будет сделать несложно. Если не справишься сама - напиши,
_обязательно_ помогу. В противном же случае твой гигантский и _очень_ нужный
труд по OCR, ценимый многими, почти полностью низводится к нечитаемым текстам
:(((

                C уважением, Yuri

... Гриадный Крокодил
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Окт 01 10:30
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 17 Окт 01 16:00
 Subj : опять Цурэн

Конничива, Vladimir-сан!

Лакмусовая бумажка интуиции показала мне, что на письмо Vladimir Borisov к Alla
Kuznetsova стоит отреагировать.

 VB> Да у нас что-то почта баpахлила. Я вот только сегодня дозвонился до
 VB> ФИДЫ. Сейчас выложу оставшееся.

A... Я дyмaлa, чтo этo oни пpoпaли пo дopoгe...

 VB> Не затpуднит. Но Инета у меня тоже некоторое вpемя не будет: сдох
 VB> винчестер на сеpвеpе. Гомеостатическое Мироздание не дpемлет...

Пoнятнo... Aшкинaзи бecпoкoитcя: нe мoжeт Baм пиcьмo oтпpaвить...
Дa, кcтaти: "3вeзднaя дopoгa" зaкyплeнa, a г-н Гeвopкян любeзнo пpeдocтaвил мнe
"ньюcлeттep" "Бacтиoнa", гдe дoклaд c 1-x тeний пaмяти AHC. Oн (ньюcлeттep, в
cмыcлe) бyдeт paзмнoжeн и выcлaн.

 VB>  * Origin: Ого! Лучше бы вы захотели колесо от тpоллейбуса.
Пpимepнo этo жe мнe cкaзaл и г-н Boлoдиxин, кoгдa я пытaлacь y нeгo дoбыть oный
ньюcлeттep...

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Окт 01 10:33
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 17 Окт 01 16:00
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5

Добрый день, веселая минутка!

Kaк-тo нa дняx (15 Окт 01) Vladimir Borisov пишeт к Alla Kuznetsova...

 VB> Да пока ничего особенно хорошего и нет. А насчет обучения -- это дело
 VB> хоpошее. Соглашайтесь!

Явнo нe ceйчac... У мeня вoт зaвтpa дoклaд...

 VB>  * Origin: А если бы вас кусанул за руку pакопаук? (2:5007/1.45)
Xyжe, ecли кycaнyт paзъяpeнныe cлyшaтeли...
Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Alla - это All, только женского рода (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Окт 01 10:33
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 17 Окт 01 16:00
 Subj : Приз "Семигранная гайка"

Товарищ Borisov, разрешите обратиться!?

Письмо от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova, добавленное 15 Окт 01 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 VB> Да не поделюсь я ни с кем. У меня одна всего! Когда-нибудь появится
 VB> семигранный болт, вот к нему я ее и пpикpучу...

Извинитe...

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятен юго-запад (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Окт 01 10:35
 To   : Anton A. Lapudev                                    Срд 17 Окт 01 16:00
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть. Cтpaннaя. Чacть 5

О многоуважаемый (-ая) Anton!

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Anton A. Lapudev пишет
Alla Kuznetsova:

 AAL> О чём и речь. Не теряй время на дрессировку по устаревшим схемам.
 AAL> А то придётся переделывать по новой. А оно тебе надо?

Mpaчнo: Mнe yжe ничeгo нe нaдo...

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Без Anton жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: (Свершение (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Окт 01 10:36
 To   : Serge V. Berezhnoy                                  Срд 17 Окт 01 16:00
 Subj : Swiaty braci Strugackich: Czas uczniow

Товарищ Berezhnoy, разрешите обратиться!?

И вoт, в cвoeм пиcьмe к All кoe-ктo (a имeннo Serge V. Berezhnoy) пишeт:

> [...]
 SVB> niezwyklej antologii milosnicy science fiction beda mogli powrocic do
 SVB> swoich ulubionych, legendarnych swiatow oraz poznac nowe gwiazdy

Интepecнo, кaк бы тaкoe дoбыть?..

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Hеблагоприятна княжичу стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Окт 01 10:37
 To   : Yuri Zubakin                                        Срд 17 Окт 01 16:00
 Subj : Андреев Ю. Земные заботы фантастов (1983)

О многоуважаемый (-ая) Yuri!

Из собрания сочинений Yuri Zubakin (Письма к All; комментарии мои):

 YZ>     (Андреев Ю. 3емные заботы фантастов // Ленинградская правда
 YZ> (Ленинград).- 1983.- 16 авг.- С. ?)

Cтpaницa 3, ecли тeбe этo интepecнo.

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Окт 01 10:38
 To   : All                                                 Срд 17 Окт 01 16:00
 Subj : Koзлoвcки-42

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Образ Кощея и вопрос бессмертия вновь появляются позднее в повествовании, в
сцене, описывающей один из экспериментов Института. Ученому Корнееву удалось
вернуть к жизни мертвую рыбу. Пока ученые наблюдают за выпотрошенной рыбой,
бодро плавающей в сосвде, выясняется, что некоторые из них полагают, что перед
ними - небелковая жизнь; таким образом, эксперимент вызывает к жизни дискуссию
о формах и сущности жизни.
"- Я говорю, что жизнь - это белок, - возразил Эдик.
 - Не ощущаю разницы, - сказал Витька. - Ты говоришь, что если нет белка, то
нет и жизни.
 - Да.
 - Ну, а это что? - спросил Витька. Он слабо помахал рукой.
 На столе рядом с ванной появилось отвратительное существо, похожее на ежа и на
паука одновременно. Эдик приподнялся и за-глянул на стол.
 - Ах, - сказал он и снова лег. - Это не жизнь. Это нежить. Раз-ве Кощей
Бессмертный - это небелковое существо?" (162).
Тот факт, что Эдик Амперян привносит вопрос о Кощее Бес-смертном в эту
дискуссию, проявляет удивительное и несколько ко-мическое несоответствие между
формами жизни волшебно-сказочных персонажей и существ, наблюдаемых в ходе
эксперимен-та. Кощей зовется "Бессмертным", поскольку его душа - это его
смерть, забранная у него и далеко спрятанная.
"Поверье, что душа может исчезнуть из тела и не вызвать смерть, широко
распространено в традициях многих народов. Уче-ние о вечной душе, идея хранения
души в неком безопасном месте вне тела, являются, по Фрезеру, реальным актом
примитивной ве-ры"26.
Стругацкие проводят любопытные пераллели и комические несоответствия между
бездушной жизнью Кощея и небелковой жизнью выпотрошеной рыбы. Примитивное
верование в возмож-ность бездушной жизни, выраженное в волшебных сказках, вновь
пояляется в научной деятельности и мыслях институтских ма-гов/ученых.
-+-
26.  Kravchenko. P.219.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Женщина уходит (к мужу) - счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Окт 01 10:41
 To   : All                                                 Срд 17 Окт 01 16:00
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
 Визитер: Никаких междометий! Если я все-таки нахожу в вас  зачатки интеллекта,
то для тех рас вы вообще муравьи. В общем,  если ничего более осмысленного вы
сообщить не способны...
 Ну конечно, способны. Необходимо лишь более пристально  рассмотреть условия
задачи. Наш нынешний собеседник  представляет философию ИЕРАРХИЧНОГО космоса:
следовательно, дело не в том, чтобы продемонстрировать  Верховному
распорядителю наше умение мыслить. С точки зрения  Закона, мы должны
предъявлять равные (хотя бы относительно)  интеллектуальные возможности. И на
помощь, естественно,  приходит фантастика. Отрадно, что большинство читателей
упомянули любимый жанр в качестве аргумента нашей  разумности, но на этом
остановились. К счастью, нашлись те, кто  пошел дальше.
 Писатель рассказывает визитеру о разумных кристаллах, живущих  на безжизненной
планете, о ракопауках Пандоры, о мыслящем  океане и многих других мирах  - и
оказывается, что на доброй  половине из них за время межзвездных скитаний раса
Верховного  распорядителя либо побывала, либо слышала о них. Попасть туда
человек со своей примитивной технологией никак не мог! Откуда  же у
человечества подобные знания, превосходящие даже  обширнейшую базу данных
Маранжа!
 И тут писатель снисходительно "признается": человек способен  перемещаться в
пространстве силою мысли, телесно оставаясь на  Земле.
 Визитер потрясен! Более того  - посрамлен! На подобное его раса  не способна.
Но от фактов никуда не денешься: земляне обладают  даже большей информацией об
обитаемом космосе, чем его раса.
[...]

        Банк идей // Если (М.). - 2001. -   10. - С.294.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Возможна стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Окт 01 10:49
 To   : All                                                 Срд 17 Окт 01 16:00
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Конечно, в научной фантастике, которая в послевоенные годы на Западе, а за
последнее время и у нас стала одним из самых популяр-ных и массовых видов
чтения, есть произведения весьма разного уров-ня. Hаряду с создателями более
или менее стандартной продукция в ней представлены крупные, взыскательные
художники, такие, как классик и во многом первооткрыватель Уэллс, как Олаф
Стэплдон, Рэй Бредбери, Клиффорд Саймак, Станислав Лем, Фредерик Пол, у нас же,
скажем, А. и Б. Стругацкие. Многие из западных авторов научной фантастики
одновременно писали (или продолжают писать) реалистическую прозу того особого
типа, который можно отнести к <реализму, стоящему на грани фантастики>. Это,
например, хорошо известные нашему читателю Олдос Хаксли, Абэ Кобо, Фридрих
Дюрренматт, Уильям Голдинг, Пьер Буль. Все эта писатели - и де-сятки других, не
названных - являются людьми очень разных, не-редко прямо противоположных
философских и политических взгля-дов, носителями разного мироощущения.
[...]
Вероятно, многих читателей отпугивало и отпугивает от науч-ной фантастики то,
что она является <слишком научной>: человеку гуманитарной культуры произведения
Лема или даже Стругацких действительно могут показаться полными непривычных и
оставляе-мых без специального объяснения терминов и понятии. Правда, на поверку
все эти понятия оказываются ненаучными, а научно-фантас-тическими: это
очевиднее всего обнаруживается, когда какой-нибудь ученый по ошибке подходит к
научной фантастике с научными кри-териями и открывает, что она - с этой точки
зрения - не выдержи-вает никакой критики2. Айзек Азимов, один из видных
представителей интересующей нас ветви научной фантастики и сам
ученый-естественник по профессии, показал, что он понимает степень научности
такой фантастики гораздо глубже: когда ему захотелось, обращаясь к широкой
публике, стоять на более твердой научной почве, он просто начал писать
научно-популярные книги. Таким образом, научная фантастика обнаруживает
двойственную природу, и вряд     ли правомерно подходить к этому виду
литературы с чисто гуманитарными или чисто научными критериями. Hаучная
фантастика оказывается на границе двух сфер - естественнонаучной и
гуманитарной; понятия и проблемы этих сфер, разделенных друг с другом
современной научно-технической революцией и нередко склонных к противостоянию
по своим тенденциям и своей сути3, не только встречаются в научной фантастике,
но и образуют в ней парадоксальное единство. Такое пограничное положение
научной фантастики в сфере культуры, делающее ее, на наш взгляд, чрезвычайно
интересным     предметом литературоведческого исследования, в то же время
создает особые эстетические трудности для ее восприятия читателями.
[...]
Повесть А. и Б. Стругацких <Трудно быть богом> показывает как могут быть
воплощены те же принципы научной фантастики советскими авторами. Ее
герои-коммунары попадают в средневековое общество далекой планеты. Они -
ученые, сотрудники земного Института Экспериментальной Истории и хотят на опыте
проверить свою концепцию феодализма. Однако чистота эксперимента требует, чтобы
каждый из них жил в чуждом мире неузнанным, играя роль средне-векового
аристократа или, скажем, судьи торговой республики. Играть такую роль нужно
хорошо, и она невольно и незаметно стано-вится второй натурой играющих, вступая
в глубокое противоречие с их убеждениями. Эта же ситуация с предельной остротой
ставит перед ними вопрос о личной ответственности за творящиеся вокруг
звер-ства: вмешаться - значит провалить общее дело, и главное, даже
могущественные, как боги, пришельцы из будущего не могут отме-нить
поступательного хода истории, не могут дать людям средневе-ковья
коммунистического сознания. Но можно ли оставаться все-знающим наблюдателем
насилия? Амплитуда такого рода колебаний постепенно достигает в душе главного
героя своих пределов, и он делает алогичный, но человечески понятный и даже
оправданный шаг: когда у него на глазах убивают любимую, он сам бросается на
изуверов с мечом в руках.
[...]
Но так же непосредственно и прямо, как крайности психологиче-ские и
пространственные, социально-философская фантастика сводит и крайности времени.
Она повсюду сталкивает друг с другом конт-расты прошлого и будущего, не зная
между ними никакой середины, не зная настоящей минуты, способной смягчить и
опосредствовать различия далеких друг от друга исторических эпох или просто
взаи-моисключающих моментов времени. Это свойство фантастического космоса
труднее заметить, потому что не всегда оно так очевидно, как в произведениях,
связанных по сюжету с путешествиями во времени, с прямыми встречами будущего и
прошлого. Можно возразить, что и в таких произведениях действие имеет свое
настоящее, прошлое и буду-щее; герои одни поступки совершают раньше, другие
-позже. Одна-ко ученый из <Трудно быть богом>, действуя, как коммунар,
противо-речит своей роли средневекового аристократа, и наоборот; робот из
<Туннеля под миром> каждым своим поступком зачеркивает себя как человека, а
действия убийцы из <4 ледникового периода> непрерывно отрицают проводимое им же
расследование. И в этом смысле герой социально-философской фантастики живет на
границе временных противоположностей даже тогда, когда он не путешествует по
време-ни буквально. Каждый миг его существования стремится распасться на
взаимоисключающие временные крайности, своим будущим действием он постоянно
зачеркивает предыдущее лишь с тем, чтобы тут же вернуться к отвергнутому и
прошлому. Конечно, непрерывные коле-бания фантастического героя между полюсами
времени не бесцельны; их амплитуда все нарастает, моральное давление становится
невы-носимым, и колеблющийся наконец делает свои решающий выбор. Он не снимает
этим всей проблемы в ее космическом масштабе; мы вправе не согласиться с
Антоном Руматой из <Трудно быть богом>, в конце концов берущимся за меч, ибо
средневековье таким путем действительно не переделаешь и историческую
необходимость не от-менишь. Но мы столь же вправе принять этот его алогичный
шаг как психологически естественный в личном плане, хотя и после егосо-вершения
ни герой, ни читатель до конца не оставляют своих сомне-ний. Космонавты из
<Соляриса> в конце концов уничтожают подо-сланных им двойников; но центральный
герой этого романа Кельвин, как, возможно, и многие из читателей, не в силах до
конца принять этот шаг. В то же время по ходу действия он сам не раз,
доведенный до отчаяния, предпринимал попытки такого убийства.
Социально-философская фантастика обращается к нашему чувству ответствен-ности,
она умеет разбудить его, добравшись до самых глубин чело-века, и в этом ее
несомненное общественное значение.
[...]
В произведениях социально-философской фантастики немало ви-димой и внешней
сюжетной последовательности. Согласно именно такой последовательности,
Тайлертон из <Туннеля под миром> сна-чала принадлежал людям, а потом был
уменьшен до комнатных раз-меров и заселен роботами. Однако так ли это на самом
деле? Ведь люди этого города и раньше жили в мире рекламы и механической
размерен-ности, а роботы, напротив, стремятся остаться людьми. Внешняя
последовательность превращения играет в повести Пола лишь вспо-могательную
сюжетную роль, она производит свойственное фантастике уравнивание субъективного
с объективным и как раз поэтому рас-творяется в подлинных временных отношениях
ее образов, означаю-щих непрерывный выбор между крайностями будущего и
прошлого. Как ни парадоксально, эти крайности можно считать существующими
одновременно и неизменно: они представляют как бы устойчивые идеальные полюса,
один из которых является положительным, чело-веческим, а другой -
отрицательным, механическим. Между этими полюсами и колеблется герой
фантастики, никогда до конца их не до-стигая: ведь и вчера и сегодня его город
одновременно является жи-вым и мертвым, хотя в каждый момент одно из этих
обличий Тайлертона и героя принадлежит прошлому, а другое будущему. Вчера он
был человеком, а сегодня он - робот. Но, может быть, именно вчера он был
роботом и лишь сегодня, бросая вызов чудовищно разросшейся неизбежности, он
человек? Во всяком случае, в своем стремлении открыть правду герой подобной
фантастики идет до пределов нрав-ственно выносимого; ни на какие компромиссы он
не способен. Ин-тересно, что внешней сюжетной последовательности, необходимой
для создания фантастических ситуаций, в произведениях этого рода ос-тавляется
как можно меньше места - ровно столько, чтобы она сде-лала свое дело и ввела в
действие подлинные условия фантастического времени. Скажем, сам момент
перестройки города спрятан от нас; мы воспринимаем его так же, как и герои,
день за днем просыпающиеся в одно и то же утро 15 июня: кошмарное ощущение
удушья и крови
о рту - и человек просыпается роботом. Точно так же опущено время перелета
героев между планетами в <Трудно быть богом> или <Соляри-се>, либо, скажем,
процесс <изготовления> двойников в последнем романе: они просто приходят, когда
человек открывает глаза после сна. Для социально-философской фантастики
характерна резкость и моментальность переходов между контрастными явлениями,
мирами и состояниями, все промежутки между крайностями здесь опускают-ся, и
даже в самом способе изложения фантастика склонна с первого абзаца
парадоксально совмещать противоположности. Например, вступительная фраза
<Трудно быть богом> сообщает, что арбалет героини был сделан из черной
пластмассы и снабжен тетивой из хромистой стали.
Фантастический образ не знает середины не только во временном плане, где этой
серединой является настоящее время, но и в плане телесно-пространственном.
Граница, на которой человеческое тулови-ще кентавра переходит в лошадиное,
именно из-за своей переломности неуловима и почти невидима. Наше внимание в
таком образе, как и в образе человека-машины или, скажем, Марса-Земли из
рассказов Бредбери, всегда сосредоточено на самих сходящихся крайностях,
колеблется, соединяя их, и именно таков здесь характер художест-венного
контакта. Фантастика по самой природе эксцентрична - и это проявляется в
полярности происходящих в ней душевных и про-странственно-временных колебаний,
в пестром экзотизме фантастиче-ского космоса, его планет и стран, существ и
пейзажей.
[...]

        Тамарченко Е. Мир без дистанций: О худож. своеобразии соврем. науч.
фантаст. // Вопр. лит. (М.). - 1968. -   11. - С.96-115.

 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Будут речи, но они не верны (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 16 Окт 01 10:53
 To   : All                                                 Срд 17 Окт 01 16:00
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Коммерсантъ
Дата:
07.04.2001
Заголовок:
02.16 Знание -- все-таки сила
Текст:
Вчера журнал "Знание -- сила" -- самое вольнолюбивое (если не
полудиссидентское) издание застойных лет -- праздновал свое 75-летие. На самом
деле день рождения у журнала в январе, но денег на юбилейный вечер (причем
весьма скромный) удалось собрать только к апрелю.
Журнал "Знание -- сила" был создан в 1926 году как научно-познавательное
издание для подростков -- тогда в нем публиковали рассказы о путешествиях и
животных. В 1931 году он стал журналом "юных техников и самодеятельных
конструкторов". Вскоре от него отпочковались два издания -- "Юный техник" и
"Юный журналист", после чего "Знание -- сила" сменил аудиторию и стал писать
для людей более старшего поколения. Во время войны журнал закрыли, а после
восстановили как орган Министерства трудовых резервов (позже Госкомитета по
профтехобразованию). Тут журнал начал проявлять непонятное власти свободомыслие
и печатать фантастику, которую тогда практически никто не печатал. В 1965 году,
с приходом нового редактора Нины Филипповой, журнал и вовсе осмелел и начал
печатать не только фантастику (например, братьев Стругацких) во все
увеличивающихся объемах, но и статьи по социологии, признанной советской
властью лженаукой. Тогдашний главный художник Юрий Hолев-Соболев придал журналу
уникальный и абсолютно авангардный дизайн.
[...]
[...]

 * Origin: Молния пугает за сотни поприщ, но она не опрокинет  (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5020/175.2    Срд 17 Окт 01 08:12
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 17 Окт 01 16:00
 Subj : Андреев Ю. Земные заботы фантастов (1983)
From: "Yuri Zubakin" <magnus@avtgr.chel.su>

Tue Oct 16 2001 10:37, Alla Kuznetsova wrote to Yuri Zubakin:

 AK> Cтpaницa 3, ecли тeбe этo интepecнo.

   Конечно, интересно!  :)
   Спасибо  :)

     С уважением, Yuri

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladislav Zarya                     2:5020/175.2    Срд 17 Окт 01 09:34
From: "Vladislav Zarya" <zarya@baikalwave.eu.org>

Приветствую Вас, Serge!

Mon Oct 15 2001 19:27, Serge V. Berezhnoy wrote to All:

  Как обычно, любопытно поглядеть на перевод названий.

 SVB> Michail Uspienski - Smocze mleko .... 457

  Насколько я понимаю, "Змеиное молоко" поляки поняли как "Змеево
молоко", т.е. драконье. Тоже по-своему неплохо, но неточно.

 SVB> Wadim Kazakow - Lot nad zabim gniazdem .... 521

  А интересно, по-польски здесь аллюзия ощутима? Как у них книга
Кизи называется?

Всех благ! Владислав

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Срд 17 Окт 01 10:11
From: "Serge V. Berezhnoy" <barros@citycat.ru>

Привет, Alla!

Tue Oct 16 2001 10:36, Alla Kuznetsova wrote to Serge V. Berezhnoy:

 AK> Интepecнo, кaк бы тaкoe дoбыть?..

Я думаю, у БВИ еще остались связи в Речи Посполитой :-)

 From : Anton Farb                          2:5020/400      Втр 16 Окт 01 23:10
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 17 Окт 01 18:07
 Subj : Люгер 45-го калибра (Re: Большая Стругацкая...)
From: "Anton Farb" <anton@imf.zt.ua>

In <1003111882@p45.f1.n5007.z2.ftn> Vladimir Borisov
(Vladimir.Borisov@p45.f1.n5007.z2.fidonet.org) wrote:

> ЛЮГЕР -- пистолет, впервые сконструированный Г.Борхардом и переработанный
> Г.Люгером.
[скип]
> был изъят у героя люденом К.Рублевым при поддержке В.Казакова и
> В.Курильского и подвергнут экспертизе. Обобщенно ее выводы таковы: 1. Не
> обнаружено сведений о том, что пистолеты конструкции Георга Люгера
> выпускались с кольтовским калибром 0,45

http://www.krausewerk.com/return_45_luger.html - статья из мартовского
номера журнала Guns&Ammo за 1998 год. История испытания "люгера" 45-го
калибра в американской армии.
http://www.securityarms2.com/20010315/galleryfiles/0400/482.htm - фото
того самого "люгера" 45-го калибра.

> или "с удлиненной рукоятью", что
> адекватно увеличенному магазину. Емкость магазина же была неизменной -- 8
> патронов.

Или 32 ("люгер" - единственный в мире пистолет с _дисковым_ магазином!)

> 2. Hе соотносятся с известными моделями "парабеллума" описанные
> в "Отеле..." достоинства пистолета Хинкуса: "приспособление для установки
> оптического прицела" и "рычажок перевода на автоматическую стрельбу". 3.

Цитата из "Стрелкового оружия" Жука:
"Со времен 1-й мировой войны пистолеты модели 08 стали выпускаться с
приспособлениями для крепления прикладов. В это же время появились пистолеты
со стволами длиной 200 мм, с передвижными прицелами, рассчитанными для
стрельбы на расстояния до 800 м, с барабанными магазинами системы Леера на 32
патрона. Эти пистолеты-карабины предназначались для унтер-офицеров-
пулеметчиков и иногда назывались артиллерийской моделью. Специальные выпуски
имели стволы еще большей длины - 250, 300, 400 мм."

На такую бандуру установить оптику - сам бог велел... А автоматический
огонь - действительно, ерунда. Но реализуемая.

> Подражания системе Люгера практически отсутствуют (за исключением разве
> что германской модели "Эрма" КГП-68, которая, по существу, есть все тот же
> люгер с теми же данными, но с меньшим числом патронов и с укороченной, а
> не удлиненной, как в повести Стругацких, рукоятью).

Цитата из журнала "Мастер-ружье",  1 за 1997 год:
"И через много лет после окончания войны эти пистолеты все еще представляют
интерес не только для коллекционеров, но и для любителетей стрелкового
оружия. Учитывая высокий спрос на "Парабеллумы", фирма "Маузер" в начале
70-х годов восстановила производство П-08, но уже в модернизированном
виде, более соответствующем пистолету "Парабеллум" П.06/29 швейцарского
произвоства. Судя по тому мощному всплеску в изготовлении в последнее
время на Западе многочисленными оружейными фирмами различных модификаций
и реплик "Парабеллумов", причем не только боевых, но и газовых, а также
пневматических газо-баллонных, еще долгое время интерес к этому оружию
сохранится и подогревать его будет легендарная история самого пистолета".

У того же Жука упоминается  американский "Штегер-Люгер" калибра 0,22 ЛР
("лонг райфл" - усиленный мелкокалиберный пистолетный патрон) - реплика
немецкого "Люгера" со свободным затвором и двусторонним предохранителем.

В статье по вышеуказанному урлу упоминается _несколько_ реплик Люгера
45-го калибра...

> Из сказанного следует: 1. Маркировка люгеров по американской номенклатуре
> (т.е. в сотых дюйма) -- нонсенс. 2. Следовательно, дважды упомянутый в
> "Отеле..." "люгер калибра 0,45" есть явление достаточно фантастическое
> даже для фантастической повести.

Скорее, следует то, что Хинкус владел не оригинальным пистолетом, сошедшим
с заводов Люгера-Борхарда, а его американской репликой, изготовленной,
вероятно, на заказ - чем и объясняются характерные особенности вроде
удлиненной рукоятки, креплений для прицела и переводчика на автоматический
        огонь. В пользу такого предположения говорит и то, что заряжен "Люгер"
был нестандартными патронами с серебряными пулями. Уж если пули делались на
заказ - чего ж на пистолете экономить?

> Опрошенный по делу Б.H.Стругацкий заявил, что против изъятия люгера не
> возражает (что можно рассматривать как добровольную сдачу). Ознакомившись
> с протоколом, заверил уважаемых экспертов, что замена пистолета Хинкуса в
> соответствии с их рекомендациями будет им произведена. (По материалам П.)

Требую вернуть Хинкусу "Люгер", как важную часть образа американского
гангстера! ;)
(из любопытства - на что БНС собрался его менять?)

[ http://afarb.narod.ru ]

--- ifmail v.2.15dev5
 * Origin: http://afarb.nm.ru (2:5020/400)