RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 03 Ноя 01 04:17
 To   : Anton A Lapudev                                     Суб 03 Hоя 01 13:49
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв
       БВИ вновь с Вами, Anton!

     02.11.29: Anton A Lapudev --> Vladimir Borisov:

 AL> С другой стороны - может и так...
 AL> Есть же Аркадий Казанцев - фантаст (фигура известная и одиозная)
 AL> и Сергей Казанцев, который фантастику не писал, зато о фантастике -
 AL> исчо как. Бывает.

Казанцевых в моей базе данных по фантастике -- 7 разных человек (из них -- два
разных Александра), кроме того, я знаю еще трех Казанцевых, которые к
фантастике пока отношения не имели. Фамилия достаточно pаспpостpаненная.
Жвикевича же я знаю всего одного, хотя польской фантастикой занимаюсь давно.
Пример не совсем удачный. Вот если бы Вы привели парочку Лапудевых, оставивших
след в фантастике, я бы, может, и согласился. Hо ежели я встречу где-нибудь еще
Антона Лапудева, я всё-таки в первую очередь заподозрю Вас.

                                                            Wlad.
--- Демон Второго Рода 2.51.A0901+
 * Origin: Космический корабль Земля (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 02 Hоя 01 11:18
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 03 Hоя 01 13:49
 Subj : Таинственные "Перегрузки"

  i, Vladimir!

По агентурным данным, Vladimir Borisov писал 01 Hоя 01 к All:

 VB> Удалось выяснить, что это за книжка. В США нашелся человек, обладающий
 VB> этим изданием:

 VB> Стругацкий А., Стругацкий Б. Перегрузки. -- Мельбурн: Артол, 1987. --
 VB> 135 с. [Далекая Радуга]

1. 3a чтo жe ee тaк?
2. A кaк нaшeлcя cчacтливый oблaдaтeль?

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не показано, чтоб было куда выступить (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 02 Hоя 01 11:23
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 03 Hоя 01 13:49
 Subj : Swiaty braci Strugackich: Czas uczniow

Здравствуй, Vladimir!

Письмо от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova, добавленное 02 Hоя 01 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 VB> Ничего я не нашел в соседних письмах. Ну да неважно, пpишлете
 VB> ксерокопию, посмотpим...

B coceдниx пиcьмax peчь шлa o лeни...
Aбaкaнцы вышли нa cвязь. вcтpeчaнaзнaчeнa, opиeнтиpoвoчнo, нa вocкpeceньe...
Kcтaти, диcк y Kepзинa зaбpaн. K нeмy пpилaгaлcя 1-й тoм coбpaния coчинeний
Cтpyгaцкиx ("cтaлкepoвcкoгo")...

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: WinErr: 683 Ошибка ожидания - Оператор заснyл (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 02 Hоя 01 11:24
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 03 Hоя 01 13:49
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв

О многоуважаемый (-ая) Vladimir!

Однажды было послано сообщение от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova:

 VB> Можно. Это польский писатель-фантаст. Интересно, что он в 69-м году
 VB> чего-то писал в ЛГ. Ему было тогда всего 19 лет. Первый рассказ свой
 VB> он опубликовал спустя 2 года, в 1971-м. Фамилия не слишком обычная,
 VB> чтобы оказалось, что о фантастике писал какой-нибудь однофамилец...

Taк вoт cлyчaйнo инoгдa oбнapyживaeтcя мacca интepecныx явлeний...

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: В незначительных делах счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 03 Hоя 01 08:00
 To   : All                                                 Суб 03 Hоя 01 13:49
 Subj : Koзлoвcки-56

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Составное слово <злободробитель>также предлагает неожи-данную и неуместную
ассоциацию с двумя концепциями. Оно пред-ставляет комическое столкновение науки
и технологии НИИЧАВО с универсальной метафизической целью уничтожения мирового
зла, часто выраженной в волшебных сказках и мифологических дискур-сах. Это
комическое сопоставление шутливо высмеивает надежды, возлагаемые Институтом
<Hичего> на научные и технологические средства улучшения людской морали. Более
того, слово <портативный> означает, что этот амбициозный проект уже доста-точно
хорошо разработан - до стадии удобства транспортировки и массового
производства. Это притязание только усиливает комиче-ский эффект, поскольку
расширяет разрыв между иллюзиями и ре-альными достижениями магов/ученых,
показанными в тексте.
Среди нескольких отделений Института, чьей целью является доостижение
общечеловеческого счастья, один из наиболее важных - <отдел Линейного счастья>.
Комический эффект этого названия проявляется из-за использования
композиционного приема - сопос-тавления, когда два или более несвязанных слова
или образа поме-щаются рядом: сопоставление абстрактного и конкретного, боли и
удовольствия, эпоса и песни, магии и науки. Взятые отдельно, они могут не иметь
ничего общего, но при сопоставлении может быть выявлено их неожиданное
сходство, одно из них может освещать, влиять или даже изменять другое. В
названии отдела видится коми-ческое противоречие в терминах. <Линейное>
относится к линии, к чему-то, следующему прямым курсом или направлением. Оно
мо-жет также относиться к мерности - нечто, включающее единствен-ное измерение
(не двухмерное и не трехмерное - не квадрат и не куб). Это термин, используемый
в математике, физике, лингвисти-ке, например: линейная функция, линейное
уравнение, линейное ускорение, лиейный дискурс и т.д. <Счастье> - термин
метафизиче-ский, относящийся к духовному состоянию хорошего существова-ния.
Таким образом, он несовместим с <линейностью>, поскольку они принадлежат к
различным классам концепций. Счастье - один из наиболее широких и все
включающих терминов, что заставляет философов во все времена спорить об его
определении. Научное измерение счастья выглядит идеей научной фантастики
<дальнего прицела>, а создание науки линейного счастья, с первого взгляда,
абсурдно. Это несоответствие, впрочем, становится комическим, ко-гда читатель
осознает его внутреннюю, скрытую, логику. Слово <линейный> может быть
воспринято метафорически, и через ассо-циации с <одномерным пространством>,
<похожим на линию>, <прямым>, <не отклоняющимся>, <прямолинейным>,
<постоянным>, <прогрессирующим>, <упрощенным>, <направленным>, может вы-звать
образ редуцированного, запрограммированного, управляемо-го счастья, подобного
счастью выбегалловских моделей человека, которые будут рассмотрены в отдельной
главе.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: --->  Xopoшo жить xopoшo !  <--- (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 03 Hоя 01 08:01
 To   : All                                                 Суб 03 Hоя 01 13:49
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Березин В. Сайнс fiction // Октябpь (М.). -- 2001. -- # 7. -- С. 188-191.

[Эпигpaф:] Нам представляется, что фантастика есть отрасль литературы,
подчиняющаяся всем общелитературным законам и требованиям, рассматривающая
общие литературные проблемы (типа: человек и мир, человек и общество и т. д.),
но характеризующаяся специфическим литературным приемом - введением элемента
необычайного.
Аркадий и Борис Стругацкие
[...]
Обывателя теперь не удивишь научным изобретением или открытием, <еще не
осуществленным в действительности, но обычно уже подготовленным предыдущим
развитием науки и техники>. Поэтому в коктейль научной фантастики щедро
сливаются мистика и детективный сюжет. Тот самый элемент необычайного, о
котором говорили Стругацкие, оказывается вишенкой, ломтиком лимона,
декоративным зонтиком - примочкой на традиционной сюжетной конструкции.
[...]
Вспоминается один давний роман. Там в некий город приезжает человек. Цель его
приезда - трудное расследование. Крутится приключенческий сюжет, а между тем
это притча. Называется этот роман-притча, написанный братьями Стругацкими,
<Хищные вещи века>. Главное в нем - не эпиграф из Ленина, не детективная
интрига, а размышление об обществе, для которого любой бытовой и полезный
предмет превращается в орудие самоуничтожения. Так с помощью опия можно и
лекарство сделать, а можно и до смерти человека довести.
[...]

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Hа сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятно возведение князей (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 03 Ноя 01 08:06
 To   : All                                                 Суб 03 Hоя 01 13:49
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Московский комсомолец
Дата:
24.05.2001
Автор:
Александр Будберг
Заголовок:
09.33 "Купленные" штаты:
Текст:
Кто "заказал" Россию?
Вчера Комитет по международным делам Госдумы направил в МИД запрос по поводу
лоббистской кампании, развернутой в США против России. Главная цель кампании -
исключить Россию из "восьмерки". Кто заказал и оплачивает антироссийское лобби
в Вашингтоне?
В знаменитой повести Стругацких "Трудно быть богом" главного героя -
"прогрессора" - посылают с абсолютно цивилизованной Земли на одну из отдаленных
планет, где местное человечество мучается в средневековье. Задача героя -
наблюдать за историческим процессом и способствовать развитию братской
цивилизации. Hо в итоге не прогрессор привил инопланетянам разумное, доброе,
вечное, а сам набрался от них "варварства". Когда героя решили-таки
эвакуировать домой, искать его пришлось по трупам, которые оставались за ним
повсюду.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Княжичу - обладать совершенством (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Serge V. Berezhnoy                  2:5020/175.2    Суб 03 Hоя 01 14:48
 To   : Anton A. Lapudev                                    Суб 03 Hоя 01 18:42
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв
From: "Serge V. Berezhnoy" <barros@citycat.ru>

Привет, Anton!

Fri Nov 02 2001 09:17, Anton A. Lapudev wrote to Vladimir Borisov:

 AAL> Есть же Аркадий Казанцев - фантаст (фигура известная и одиозная)

Антон!!! Ну низя же так людей пу(г|т)ать...

-= Удачи! =- Сергей =- [ http://barros.rusf.ru ]

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 112 из 530                          Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 05 Ноя 01 00:26
 To   : All
 Subj : 1984: КЛФ "Стругарий" (Свердловск)
        Здравствуйте, All!

    Из интервью, которое я взял 01.11.01. у Татьяны Патраковой (Екатеринбург):
    "Бить нас было совершенно не за что, мы выжили совершенно спокойно. Чего не
скажешь про "Стругарий", который вообще-то просуществовал четыре заседания или
пять. И не собирался дольше существовать, но был заклеймён, как ни странно.
Всеми подряд он был заклеймлён, Малютиным в том числе.
    Создал "Стругарий" Колечка Белозёров, в те времена ещё весьма активный
"радиантовец". А получилось так, что тогда на "Радианте" (я тогда активно его
посещала и даже входила в совет клуба) нам просто не хватило времени, для того,
чтобы поговорить о том, что было интересно, конкретно - по Стругацким. И Коля
тогда предложил: "А давайте отдельно ещё соберёмся, кому эта тема конкретно
интересна, соберёмся дополнительно". А он тогда был очень активный, очень
творчески заряженный человек. И когда мы собрались, он нам предложил название
"Стругарий". Это было смешно, потому что и со Стругацкими, и "стругательное"
что-то тут такое, то есть дискуссия уже сразу заложена в название - и тема, и
дискуссия. То есть такое ёмкое получилось название и забавное, не скучное. Мы
радостно приняли, там даже эмблемочка была из журнала "Знание сила" -
иллюстрация к "За миллиард лет...", там такой сидящий. Сидит, изображает
роденовского мыслителя, но уже в современной одежде.
    Он изготовил эти эмблемочки для нас, моя хранится до сих пор... И был такой
"Стругарий". Мы собирались четыре-пять раз. Всё. Как бы опять-таки тема-то
исчерпалась, он был создан с конкретной целью - собрание людей, которые хотят
обсудить то-то и то-то. Ну, собрались, обсудили. Всё.
    И когда потом уже кто-то рассказал - с широкими, квадратными совершенно
глазами - что нас заклеймили как антисоветскую организацию, это был такой
хохот... Я до сих пор не знаю, насколько это достоверно, потому что это дошло
ко мне в виде слухов, я не видела никаких бумажек, ничего с официальной трибуны
не слышала. Но сказали конкретно так, что на какой-то конференции, чуть ли не
партийной, короче, какой-то официальной конференции на уровне нашего города или
области, выступающий товарищ говорил: "А вот некоторые антисоветские
организации типа пресловутого "Стругария"..." "Пресловутого", как интересно...
Мы хохотали очень сильно, потому что ничего там антисоветского, конечно, не
было. Но есть такая версия (это не для публикации), что [...].
    Hо это так, на уровне версии, доказательств у меня нет."

                C уважением, Yuri

... Жук на обочине
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 04 Ноя 01 02:22
 To   : All                                                 Пон 05 Hоя 01 16:46
 Subj : ### Тьмускорпионские новости
       БВИ вновь с Вами, All!

>      Тьмускорпионские новости: Вып. 59

-- H... Hу... маме -- большой филадельфийский торт, -- сказал я. --
Может, еще к букинистам заскочу -- куплю какой-нибудь редкий старинный
экземпляр романа братьев Стругацких...

Вольф Сергей. Завтра утром, за чаем//Л.: Дет. лит., 1974. -- С. 39

-- Отстаете от жизни, благородный дон, среди своих мезозойских костей!
/.../

Равно как и непременный портрет орла нашего, товарища Андропова:
пронизывающий взор Великого Инквизитора, тонкий хрящеватый нос и
бескровные губы вампира. /.../

Болтают, впрочем, тут еще и "чисто личное": уж очень орел наш, Юрий
Владимирович, эту дату -- 1984 -- недолюбливает... /.../

И вот, буквально за день до назначенного ему "машинного времени", в ВЦ
океанографов нагрянул КГБ: выяснилось, что предприимчивые программисты
распечатывали прямо на казенных печатающих устройствах Мандельштама и
Стругацких. Весь ВЦ загремел под фанфары; помимо обычных в таких
случаях статей "Антисоветская агитация" и "Хранение и размножение
антисоветской литературы" ребятам навесили еще и "Незаконное частное
предпринимательство", а поскольку по новому Кодексу срока не
поглощаются, а плюсуются, на круг им вышло лет по десять... Чудо, что
Викторовы перфоленты и прочую хренотень не загребли при обыске как
вещдоки -- выцарапать их потом было бы весьма проблематично...

Еськов Кирилл. Дежа вю//Если (М.). -- 2001. -- # 7. -- С. 108,
126-128.

Окинем беглым взглядом советскую фантастику... Фантастика 50-60-х,
возрожденная верой в "коммунизм через двадцать лет", дала миру
последние утопии XX века -- "Туманность Андромеды" и "Полдень, XXII
век". Такое было время.

Третье поколение отечественных фантастов -- дети времени сегодяншнего.
 Они не пишут о революции на Марсе и принципе действия лазера, о
всеобщем братстве людей и белых городах с самодвижущимися тротуарами.
Сегодняшняя фантастика, "литература о будущем", говорит прежде всего о
настоящем...

Шмаков Юрий. Б.н.: [Предисловие]//Третье поколение. -- Хабаровск,
1990.  -- С. 3.

"Главное -- на Земле. Главное всегда остается на Земле, и я останусь
на Земле", -- мог бы сказать Харлан Эллисон словами Жилина из
"Стажеров" А. и Б. Стругацких. Спасти человека (а в конечном итоге --
человечество) от распада -- такова миссия писателя.

Шмаков Юрий. Белые одежды "черного зверя фантастики": [Предисл. к
рассказу Х.Эллисона "Немного света"]//Публикатор. -- 1990. -- # 7. --
С. 4.

Мы позвонили в десять библиотек страны. За последнее время из
опрошенных библиотек в домашние библиотеки читателей перекочевали:
огромное количество все тех же детективов, книги Стругацких,
Солженицына, Аверченко, Бродского, "Хоббит" и "Властелин колец"
Дж.Р.Толкиена...

Водзаковская Ю. Какие книги воруют сегодня//Комсомольская правда. --
1991. -- 1 июня (# 123-124). -- С. 6.

У Стругацких принцип невмешательства в ход "посторонней" жизни
принимает форму закона: землянам, выполняющим на других планетах
функции пришельцев, запрещается искажать своими поправками процессы
социального развития.

Вряд ли, разрабатывая свою теорию (скажем условно) исторического
суверенитета, Брэдбери или Стругацкие имели в виду зеркальные
пространства или хотя бы -- как минимум -- мимоходом вспомнили простое
зеркало. Hо тем не менее их "на цыпочках" как нельзя лучше моделирует
отношение литературы и живописи к таинственным пространствам по ту
сторону зеркала.

Вулис Абрам. Литературные зеркала//М.: Сов. писатель, 1991. -- С.
232.

Когда я вижу в названии "ведьм", то почему-то сразу вспоминается
несколько неожиданное словосочетание наших классиков фантастики:
"ведьмин студень"! Что-то такое аморфное, дрожащее, вечно срывающееся
с вилки...

Гаков Вл. Послесловие//Смит Д.Г. Королевы и ведьмы Лохлэнна. -- Минск,
1991. -- С. 250.

Когда-то я пытался снять политическую картину "Трудно быть богом" по
Стругацким, но мне ее не дали делать. В основе сюжета -- человек,
который обладает уникальной возможностью сделать абсолютно все. И он
ничего не может сделать -- только пустить кровь. Выясняется, что
человечество должно само выстрадать свою историю. Согласитесь, картина
была бы достаточно провидческой.

Герман Алексей. "Что говорить, когда нечего говорить", или Фигура
умолчания/Интервью взяла М.Чудина//Hевское время. -- 1991. -- 26
марта.  -- С. 4.

Я долгое время вообще не снимал фильмов, потому что отстал от времени,
была растерянность, сильно уставал. Все, за что я брался, как-то сразу
устаревало... Заявил было картину "Трудно быть богом", но мне
почему-то запретили, а картину стал делать кто-то другой. Попробовал
снимать параллельный вариант, но бросил -- разочаровался в теме.

Герман Алексей. Фильмы, которые вы не увидите//Комсомольская правда.
-- 1991.  -- 1 июня (# 123-124). -- С. 6.

...Гейтс -- это опытный сталкер, который выведет в опасной зоне
каждого клиента к причитающемуся оному клиенту счастью. счастье может
прийти нежданно, если не боишься рискнуть, -- и RISCуют, отправившись
за Гейтсом со товарищи в зону, где их ждут рабочие станции с
микропроцессором MIPS R4000 внутри.

Гиглавый А., Чащин К. Hовейшая история компьютерных войн: кошмары по
Оруэллу//Компьютер-пресс. -- 1991. -- # 9. -- С. 5.

Если вы вспомните или обнаружите в каком-нибудь произведении слова,
которые тем или иным образом ассоциируются с книгами АБС, присылайте
свои находки по адресу: bvi@rusf.ru. При этом присылаемые цитаты
обязательно должны соответствовать следующим условиям:

-- непременно должна быть точная ссылка на источник цитаты (книга,
журнал, год выхода, страницы);

-- если ассоциация неявная, пожалуйста, поясните, почему вы сочли
цитату связанной с творчеством Стругацких.

Один раз в год (ориентировочно -- в мае) я буду подводить итоги этого
маленького конкурса, и победителям (тем, кто пришлет самые интересные
и оригинальные цитаты) обещаю в качестве поощрения высылать книги
современных отечественных фантастов с автографами авторов. Призовой
фонд уже формируется.

Рассылка выходит еженедельно по понедельникам (каковой начинается
обычно в субботу).

БВИ.

--- Смуглый и золотоглазый 2.51.A0901+
 * Origin: По волне моей памяти я поплыву (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 05 Hоя 01 05:57
 To   : Alla Kuznetsova                                     Пон 05 Hоя 01 16:46
 Subj : Таинственные "Перегрузки"
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     02.11.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> 1. 3a чтo жe ee тaк?

Пути и помыслы пиратов неисповедимы.

 AK> 2. A кaк нaшeлcя cчacтливый oблaдaтeль?

Написал мне некий Кевин Ривз, который жаждет с кем-нибудь пообщаться о
Стpугацких. Ну, я его и заpядил первым делом на пpояснение всяческих
библиографических подpобностей. А он пpоболтался, что у него есть
"Перегрузки"...

                                                            Wlad.
--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Эта ваша гипотеза настолько далека от истины... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 05 Hоя 01 06:00
> [...]

 AK> вocкpeceньe... Kcтaти, диcк y Kepзинa зaбpaн. K нeмy пpилaгaлcя 1-й
 AK> тoм coбpaния coчинeний Cтpyгaцкиx ("cтaлкepoвcкoгo")...

Замечательно!

                                                            Wlad.
--- Большой Всепланетный Информаторий 2.51.A0901+
 * Origin: Может быть, есть еще вопpосы? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 116 из 530                          Rcv Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Пон 05 Hоя 01 06:13
 To   : Yuri Zubakin                                        Пон 05 Hоя 01 16:46
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв
       БВИ вновь с Вами, Yuri!

     02.11.29: Yuri Zubakin --> Anton A. Lapudev:

 YZ>     А кто такой Аркадий Казанцев?

Тьфу ты! А я и не заметил сгоpяча!

                                                            Wlad.
--- Эрг Самовозбудитель 2.51.A0901+
 * Origin: А жизнь промелькнет театрального капора пеной... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 05 Hоя 01 07:53
 To   : All                                                 Пон 05 Hоя 01 16:46
 Subj : Koзлoвcки-57

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Достижение какого именно счастья является целью отдела Линейного Счастья,
комически показывается в СОТ, продолжении ПHВС. В СОТ большие надежды
возлагаются на экспедицию Привалова и его коллеги Амперяна, целью которой
является доставка в Институт Говорящего Клопа из Тьмускорпиони, институтской
колонии. Существует убеждение, что Говорящий Клоп способен существенно помочь в
поисках счастья. В философской дискуссии Клоп настаивает на превосходстве
насекомых над людьми и утверждает, что насекомые давно открыли и построили
идеальную общественную систему. Можно задрожать от ужаса или изумиться
возможному приложению идей Клопа к поиску человеческого счастья.
Эпизод с <отделом Линейного Счастья>, впрочем, также обладает и пародийным
кодом, поскольку он различными деталями перекликается с романом
Салтыкова-Щедрина <История одного города>7. Прочтение эпизода у Стругацких в
парадигматическом отношении к произведению Щедрина, в частности, к главе об
Угрюм-Бурчееве, производит комический эффект и высвечивает возможные
направления работы отдела Линейного Счастья.
Наиболее разительным элементом, показывающим связь между этими двумя
литературными произведениями, являются концепции линейности и счастья.
Загадочный и неуместный термин <линейное счастье> перекликается с какими-то
формулировками человеческого счастья у Щедрина:
<Угрюм-Бурчеев принадлежал к числу самых фантастических нивелляторов этой
школы. Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в нее весь видимый и
невидимый мир, и притом с таким непременным расчетом, чтоб нельзя было
повернуться ни взад, ни вперед, ни направо, ни налево. Предлагал ли он при этом
сделаться благодетелем человечества? - утвердительно отвечать на этот вопрос
трудно. Скорее, однако ж, можно думать, что в голове его вообще никаких
предположений ни о чем не существовало. Лишь в позднейшие времена (почти на
наших глазах) мысль о сочетании идеи прямолинейности с идеей всеобщего
осчастливения была возведена в довольно сложную и неизъятую идеологических
ухищрений административную теорию, но нивеляторы старого закала, подобные
Угрюм-Бурчееву, действовали в простоте души, единственно по инстинкивному
отвращению от кривой линии и всяких зигзагов и извилин.> (С.154).
Щедринсий отрывок в определенной степени демонстрирует комическую игру слов,
основанную на конкретном и абстрактном значениях слова <прямолинейность>.
Угрюм-Бурчеев воспринимает суть этого слова примитивно, в некотором роде
буквально - из-за его отвращения к виду <кривой линии и всяких зигзагов и

извилин>. Hельзя отрицать, что слово <прямолинейность> просто притягивает

подобное ограниченное толкование и неправильное использование. В пародийной
переделке этого отрывка Стругацкие изымают компонент <прямо> из слова и
получают концепцию <линейности> как инститyтского метода поиска счастья, -
комическую и вызывающую беспокойство вариацию угрюм-бурчеевских методов.
-+-
7.  H.Щедрин (М.Е.Салтыков). История одного города. - М.: Московский рабочий,
1968.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятен юго-запад (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 05 Hоя 01 07:56
 To   : All                                                 Пон 05 Hоя 01 16:46
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Известия
Дата:
29.05.2001
Автор:
Андрей АННЕНКОВ Заголовок:
09.44 Кремниевой долине срочно нужны герои: Высокотехнологичная промышленность
озабочена своим тускнеющим имиджем
Текст:
Сегодня подростки мечтают о карьере адвоката, врача или - кто бы мог подумать -
бухгалтера. А за кого хотят выйти замуж современные невесты, неужели за
программиста? По данным американских исследований, профессия компьютерщика
стремительно теряет привлекательность. А ИТ-индустрия из-за этого теряет
большие деньги.
[...]
Американцы, осознав кадровую проблему, действуют иначе. Представители индустрии
(среди которых специалисты таких фирм, как Philips, крупнейшего производителя
программного обеспечения Autodesk и Hewlett-Packard) недавно собрались в одном
из калифорнийских технических центров для обсуждения ситуации в рамках
мероприятия, организованного Американской электронной ассоциацией. Задача перед
экспертами стояла следующая: что нужно сделать для того, чтобы привлечь в
будущем в промышленность для работы по найму женщин и нынешних подростков?
Рассказывают, что после длинной паузы в обсуждении один из участников предложил
финансировать телефильм на "производственную" тематику, взяв в качестве образца
успеха сериал "The X-Files". Зал разразился смехом, когда в ответ на это
прозвучала реплика: "Отличная идея! А главными героями будут трое
дегенератов-хакеров".
Надо думать, ни один из присутствующих не читал "Понедельник начинается в
субботу" братьев Стругацких, иначе было бы решено финансировать его
экранизацию. Главный герой романа, Саша Привалов, как вы помните, был именно
программистом и весьма привлекательным персонажем. Книга пользуется
популярностью уже 30 лет, в том числе - среди нынешней сплошь
"компьютеризированной" молодежи.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Благоприятно: на юго-западе найти друзей, на северо (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 05 Ноя 01 08:45
 To   : All                                                 Пон 05 Ноя 01 16:46
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
        Котин М. Можно ли переделать людей: Алексей Герман снимает новый фильм
// Hезависимая газета. - 2001. - 13 окт. - С.11.

АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН, вместе со своей съемочной группой вернувшийся из Чехии в
Петербург, продолжает работу над экранизацией культового романа братьев
Стругацких "Трудно быть богом". После нескольких недель съемок в павильонах
"Ленфильма" творческий процесс вновь переведен на природу - на дамбу, недалеко
от того места, где снимался памятный клип про тучи группы "Иванушки
International".
Когда мы спросили водителя, знает ли он место, где сейчас на дамбе снимается
кинолента, он сразу кивнул. Только благодаря осведомленности шофера мы не
пропустили остановку - из окна автомобиля сразу не увидишь невысокие декорации,
выстроенные в том месте, где сходятся, образуя узкий пролив, берега дамбы и
Северного форта. С дороги лучше видны новые жилые постройки - небольшой
одноэтажный дом из железа, две брезентовые палатки и деревянное строение из
свежей древесины. Нас встречает рыцарь в средневековых доспехах, поедающий
лапшу, и врач с табличкой, на которой изображен красный крест и выведена
надпись "Трудно быть богом". В одной из палаток как раз идет трапеза -
благородные доны, серые офицеры и мелкие бродяги за одним длинным столом
набивают желудки перед рабочей сменой. Впереди "режимные" - вечерние - съемки.
Пока площадка пуста, мы идем осматривать декорации. Черное, стоящее на сваях
здание с террасой изображает памятную таверну "Серая радость", в которой будет
происходить историческая битва барона Пампы, дона Руматы и серых офицеров.
"Радость" выглядит весьма безрадостно - унылость черных "сгнивших" бревен
дополняют грязь и обильно рассыпанный повсюду мусор. Неподалеку от основного
места действия лежит большая куча сомнительного происхождения. В таверне
особенно обращает на себя внимание расположенная снаружи печь с огромной
трубой. Дополняя картину, уныло шумит холодное Балтийское море.
- Господа, внимание! Обед закончен. Всем занять исходные позиции, - объявляют
через мегафон.
Вскоре массовка заполняет съемочную площадку. В картине у Германа снимаются
люди, хорошо известные многим. Это не только одиозный шоумен Леонид Ярмольник,
исполняющий роль дона Руматы, но и те граждане, которых мы привыкли видеть в
переходах метро с протянутой рукой или гитарой на плече. Лица "эпизодников",
мягко говоря, далеко не жизнерадостные. Кому не хватает своей "фактуры", ее
щедро добавляют гримеры - благо в искусственных язвах недостатка нет.
"Натуральных" отличить просто - бомжи держатся особняком. Молодой человек
торопливо протирает тряпочкой рельсы, по которым будут катить операторскую
тележку, и нас выгоняют из декораций.
Вот уже несколько дней работа идет над одним кадром. Здесь дон Румата приезжает
в "Серую радость" и встречается с бароном Пампой. Сначала работают
"субъективной" камерой - зритель видит мир глазами Руматы. В панораме
последовательно должны появиться следующие герои: абсолютно голый человек на
другом берегу "реки", паромщик, человек с петухом, человек с рыбой, играющие в
мяч дети, рыбак, офицер на коне, огнедышащий человек, белая лающая собака.
Затем зритель видит дона Румату, слезающего с коня, и момент встречи друзей,
окруженных веселящимися завсегдатаями "Серой радости".
Первый прогон проходит без участия Германа. Хотя все знают свои цели и задачи,
сразу начать не удается. У одного "эпизодника" поверх обычной обуви не лезут
сапоги - ему раздраженно советуют надеть их "для удобства" поверх валенок.
Больше всего хлопот доставляет дворняга Снежок, не желающий занять положенное
место на бочке. "Снежка на бочку!" - требует мегафон. Пока собаку усаживают на
место, начинается дождь, и над Ярмольником заботливо раскрывается зонтик.
Ярмольник одет в кожаные брюки, белую шелковую рубашку и средневековую куртку
без рукавов. За спиной торчат два меча:
После первого прогона появляется Герман - в свитере, брюках со стрелками и
резиновых сапогах. На голове - черная вязаная шапочка, весьма небрежно надетая
- словно колпак. Увидев на площадке журналистов, режиссер решает уделить прессе
немного внимания.
Из короткой беседы мы узнаем, что декорации, которые строились в течение двух
месяцев, Герману не очень нравятся: "подход" к "Серой радости" интересный, а
сама таверна вполне сгодилась бы для голливудского блокбастера (а это не очень
хорошо).
В паузах Ярмольник сидит на бревне и зевает. "Я не понимаю, чего мы ждем -
"режима" или зимы? - резким недовольным голосом спрашивает он. - Наверное, мы
ждем, чтобы кадр совпал с бомбардировкой Афганистана".
Наконец зовут пиротехников. В залив уплывает лодка с дымовыми шашками. Немало
времени уходит на то, чтобы расставить костры и дымы. По округе разносится
запах керосина. Перед началом съемок первого дубля Герман дает последнее
напутствие: "Леня, не забудь почесаться, а то я тебя опозорю". Но сходу до
чесотки не доходит: через пару секунд после команды "Мотор!" режиссер
останавливает съемки. Тут же делают новый дубль. "Коля! Перестань ты лицо
вытаскивать! Второй дубль губишь!" - кричит Герман серому офицеру на коне:
Всего за вечер делают шесть попыток. К концу "режима" атмосфера накаляется:
ассистенты носятся как сумасшедшие и покрикивают на "эпизодников". Съемки
заканчиваются "естественным" образом - темнеет. Режиссерская группа
отправляется в "офис" на совещание.
Предполагается, что фильм будет двухсерийным. Нам сообщают, что снята уже
приблизительно половина картины. Впрочем, это ничего не значит - Герман будет
снимать столько, сколько захочет. Перед отъездом интересуемся, доволен ли
режиссер сегодняшней работой. Алексей Юрьевич говорит, что один дубль получился
хороший. Но завтра все равно будут снимать этот же кадр - с другой точки. Может
быть, получится еще лучше.
Санкт-Петербург

Слово режиссеру Алексею Герману.
Про идею
По сути, это трагедия реформаторства. У нас есть человек, которому велели:
ничего нельзя делать - человечество должно пройти свою историю. А он начал
делать. Он все может, он бог! Hо он не может только одного - переделать людей.
И тогда в результате он берется за меч и начинает пластать весь город - это его
страшное поражение. Впрочем, те кто ничего не делал и наблюдал, тоже
проигрывают. В сценарии существует очень важная фраза: <Там, где торжествуют
серые, там к власти всегда приходят черные>. Это неизбежный закон истории.
Про параллели
Черные приходят. Людей вешают, они сами идут с табличками - сдаваться,
интеллигентки беседуют о прозрачности границ бюджета... не бюджета, а
государства. И слышно: <Зато как вольно дышится в новом освобожденном

Арканаре!> Хотя их едь на веревках ведут пороть... Это то, что может
Арканаре!> случиться с нами через пятнадцать-двадцать лет. Hо я бы не хотел
Арканаре!> делать это буквально.

Про отличия
Дон Румата у нас остается на этой планете, хоть земляне его и проклинают.
Лысый, страшный, с маленькой армией из трех человек, и он пытается с этими
людьми что-то сделать... Сегодняшняя панорама снята: вот это люди, они ужасны,
но я их люблю. Вот такую штуку надо поймать как-то.
Про массовость
С одной стороны, мы хотим сделать приключенческую картину. С другой стороны, я
уже старенький, чтобы это делать. Мне интересно и порассуждать. Поэтому я не
думаю, что это будет массовое кино. Я не иллюстратор. На меня обязательно
посплется - вот в книжке то не так, это не так... Поэтому у нас картина и
называться будет иначе: <Что сказал табачник с Табачной улицы>.
Про табачника
У нас есть раб, который все время говорит:, что есть такой табачник с Табачной
улицы: все на него орали, но никто не спросил, как надо сделать. А если б
спросили, то он, может быть, сказал бы.
Про суету
Я про <Хрусталева> много разного слышал, но главный европейский киножурнал
включил его в число 50 лучших фильмов мира. Поэтому, как там посредством
Швыдкого ни закатывают картину, <Хрусталев> их всех переживет. Так же, как
пережила <Проверка на дорогах>, которая 15 лет пролежала. Так же, как <Лапшин>,
которого четыре с половиной года держали на полке. <Лапшин> есть, а этих всех
нет... Самое главное - не надо суетиться под клиентом. Первый параграф устава
публичного дома.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Вепрям и рыбам счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 120 из 530                          Rcv Scn
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Пон 05 Hоя 01 10:35
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

 YZ>     А кто такой Аркадий Казанцев?

О, блин! А как его зовут??? Александр???
Запамятовал... Может оно и к лучшему...

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Пон 05 Ноя 01 10:38
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 05 Hоя 01 16:46
 Subj : Pacкoпaй cвoиx пoдвaлoв
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

> [...]
 VB> оставивших след в фантастике, я бы, может, и согласился. Hо ежели я
 VB> встречу где-нибудь еще Антона Лапудева, я всё-таки в первую очеpедь

Хех, спасибо, конечно, на добром слове.
Если увидите любого Лапудева - дайте мне знать. Насколько я знаю - фамилия
уникальна, и кроме папы-мамы-сестры-жены-ни_и_меня - её никто не носит.

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Пон 05 Hоя 01 10:41
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

> [...]
 VB> Стpугацких. Ну, я его и заpядил первым делом на пpояснение всяческих
 VB> библиографических подpобностей. А он пpоболтался, что у него есть
Интересное имя... Это не тот, который в кино играет? В ерунде правда всякой,
но тем не менее...

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anatoly K. Lasareff                 2:5020/400      Пон 05 Hоя 01 11:33
 To   : All                                                 Пон 05 Hоя 01 16:46
 Subj : Вопрос из глубинки
From: tolik@aaanet.ru (Anatoly K. Lasareff)

Уважаемые людены!

Возможно все, кроме меня и так знают, но. Не осветите ли ситуацию с
офф-лайн интервью БНС? А то надпись на
http://www.rusf.ru/abs/int2.htm#zapis о том, что "БНС вернется после
20 августа и снова приступит к отвечанию на ваши вопросы" в ноябре
выглядит несколько неактуальной.

У БHС нет желания / личной / технической возможности? Иное?

--
Anatoly K. Lasareff                 Email:    tolik@aaanet.ru
                             http://tolikus.hq.aaanet.ru:8080
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 05 Hоя 01 17:22
 To   : All
 Subj : Анекдот от Ст. Ругацкого
        Здравствуйте, All!

    Анекдот от Ст. Ругацкого // Икар (Екатеринбург).- 1992.- # 2.- С. 27.

    АНЕКДОТ ОТ Ст. РУГАЦКОГО

    Лев Абалкин шел по развороченной бетонной дороге под мутно фосфоресцирующим
небом Саракша и вдруг увидел в темной глубине ночного леса два горящих глаза.
    "Голован!" - подумал Абалкин.
    "Сам ты Голован!" - подумал Странник.

    * * *

    Бригада Гагрида попала в окружение, но Гагу с Гепардом удалось спастись.
Крысоеды преследовали их по пятам.
    - Послушай, брат-храбрец, - вмолился наконец Гаг. - Да брось ты этот
чемодан! На кой черт он тебе сдался?
    - Не могу, Котенок, - отозвался Гепард. - Там у меня карты Генштаба. Три
колоды.

                C уважением, Yuri

... Буратино наносит ответный удар
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 125 из 530                          Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 05 Hоя 01 17:22
 To   : All
 Subj : Анекдот от Ст. Ругацкого (дополнение к "Суете вокруг Стругацких")
        Здравствуйте, All!

    Анекдот от Ст. Ругацкого // Икар (Екатеринбург).- 1992.- # 3.- С. 29.

    АНЕКДОТ ОТ Ст. РУГАЦКОГО

    Забравшись в бронетранспортер, ротмистр Чачу разулся, снял носки и повесил
их на спинке сиденья.
    - Ротмистр, вы носки меняете? - спросил его кто-то из темноты.
    - На водку-с!

                C уважением, Yuri

... Электроник - это юный Terminator
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 06 Ноя 01 07:30
 To   : All                                                 Втр 06 Hоя 01 16:59
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Коммерсантъ
Дата:
31.05.2001
Заголовок:
02.37 Прямая речь
Текст:
Вчера совет директоров "Газпрома" освободил Рема Вяхирева от обязанностей
председателя правления компании (см. стр. 1).
3а что сняли Рема Вяхирева?
[...]
Борис Стругацкий, писатель:
-- В последнее время раздавалось немало претензий в адрес Рема Ивановича,
теперь их количество перешло в качество. Hо главная причина -- в желании Кремля
сделать "Газпром" еще более государственным, чем он есть.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Надо солнцу быть в середине (своего пути) (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 06 Hоя 01 07:41
 To   : All                                                 Втр 06 Hоя 01 16:59
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
        Олди Г.Л. Восставшие из рая: Сага про <здесь> и <там> // Олди Г.Л.
Бездна голодных глаз. Кн.3: Витражи патриархов. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
- С.315.
[Эпигpaф:] Tyт вaм нe здecь!
                Apкaдий и Бopиc Cтpyгaцкиe
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обладателю правды - только в сердце - свершение (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 05 Hоя 01 10:05
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 06 Hоя 01 16:59
 Subj : Таинственные "Перегрузки"

  i, Vladimir!

Приглючилось мне как-то, что Vladimir Borisov пишет Alla Kuznetsova. И решила я
добавить глюков в переписку.

 VB> Пути и помыслы пиратов неисповедимы.

Дa... Ho при чeм тaм пepeгpyзки?..

> [...]
 VB> Стpугацких. Ну, я его и заpядил первым делом на пpояснение всяческих
 VB> библиографических подpобностей. А он пpоболтался, что у него есть

(Глюк пoдaвилcя cлюнoй oт зaвиcти)... A мoжeт быть, y нeгo ecть и "Жyк в
мypaвeйникe", издaнный нa Фиджи?..

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Княжичу есть куда выступить (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 05 Hоя 01 10:07
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 06 Hоя 01 16:59
 Subj : Swiaty braci Strugackich: Czas uczniow

Пpивeт тeбe, Vladimir!

Kaк-тo нa дняx (05 Hоя 01) Vladimir Borisov пишeт к Alla Kuznetsova...

 VB> Замечательно!

Bcтpeчa cocтoялacь. Ждитe пocылкy... Kaк пoлyчитe - пoдтвepдитe, пoжaлyйcтa...

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Благоприятно тому, чтобы воспользоваться раздорами (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 05 Hоя 01 12:06
 To   : All                                                 Втр 06 Hоя 01 16:59
 Subj : Koзлoвcки-58

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Время и место, когда Угрюм-Бурчеев был градоначальником Глупова, приходится на
Россию 18 века, и автор объясняет, что его представления о социальной
справедливости и человеческом сча-стье - это представления так называемых
<нивеляторов>, у которых много общего с более поздними интеллектуальными
движениями социалистов и революционеров.
<В то время еще ничего не было достаточно известно ни о коммунистах, ни о
социалистах, ни о так называемых нивеляторах вообще... Сами нивеляторы отнюдь
не подозревали, что они - ниве-ляторы, а называли себя добрыми и
благопопечительными устрои-телями, в мире усмотрения радеющими о счастии
подчиненных и подвластных им лиц...> (С.153).
Угрюм-Бурчеев, впрочем, бывший палач и идиот, который, обретя власть
градоначальника, узколобо и инстинктивно следует принципу <пямолинейности>,
присущему примитивному нивелято-ру. Он стал градоначальником в награду за то,
что отрезал себе ука-зательный палец - в знак любви и преданности своему
господину. Его попытки в роли градоначальника привнести социальный поря-док
превращаются в фантастический деспотизм. На дороге к утопи-ческому счастью
честная <прямолинейность> - в руках злого чело-века - превращается в жестокость
и тиранию. То, что замышлялось как рай, становится городом-тюрьмой, полным
ужаса, где жизни людей абсурдно выпрямлены, регламентированы и расписаны по
часам.
Образ Киврина, начальника <отдела Линейного счастья>, предлагает некое
комическое подобие - но и контраст - с героем Салтыкова-Щедрина. Киврин также
искалечен - хотя и не самим собой. По обвинению в помощи повстанцам ему вырвали
ноздри и сослали в Соловец (место расположения НИИЧАВО) навечно8. Мрачное и
подавляющее настроение Угрюм-Бурчеева контрастиру-ет с неисправимым оптимизмом
Киврина, и их <королевства> - так-же раздельные миры. Кивринский <Отдел
Линейного счастья> - идиллия, где пахнет яблоками и хвоей, где никто не
испытывает бо-ли или беспокойства. Только самые красивые девушки и юноши
ра-ботают там:
<Здесь было царство Федора Симеоновича, здесь пахло ябло-ками и хвойными
лесами, здесь работали самые хорошенькие де-вушки и самые славные ребята. Здесь
не было мрачных изуверов, знатоков и адептов черной магии, здесь никто не рвал,
шипя и кри-вясь от боли, из себя волос, никто не бормотал заклинаний, похо-жих
на неприличные скороговорки, не варил заживо жаб и ворон в полночь, в
полнолуние, на Ивана Купала, по несчастливым числам> (С.104). (Выделено мной -
Е.К.).
Прекрасные, избранные работники Киврина из <отдела Ли-нейного счастья>,
руководствуются непреходящим чувством опти-мизма. Подчиненные же
Угрюм-Бурчеева, напротив, несчастные жертвы <линейного счастья> под сокрушающей
пятой тирана. Они работают по команде, двигаются только по прямой линии под
бара-банный бой. Лишенные надежды, они должны выносить мучения, страх и
замешательство. В отделе Линейного счастья нет ни криков боли, ни проклятий:
<здесь никто не рвал, шипя и кривясь от боли, из себя волос, никто не бормотал
заклинаний, похожих на непри-личные скороговорки>. Напротив, они почти
перуспели в изобрете-нии и распространении веселого беззлобного смеха.
Синтаксис от-рицания, присущий вышепроцитированному предложению, и смех могут
быть насмешкой над их дальними литературными родствен-никами из романов
Щедрина, не знающими в своем мрачном суще-ствоваии рабости, удивления или
смеха, не видевшими ни улыбки, ни какого-либо иного проявления эмоций на лице
своего загадочно-го и жестокого повелителя. В этих примерах Стругацкие создали
заново некоторые элементы щедринского текста и иронически вы-вернули их,
достигнув путем таких трансформаций комического эффекта. Щедринский
летописец-повествователь недвусмысленно критикует объект своего повествования,
что подчеркивается эпите-тами, относящимися как к самому градоначальнику
Угрюм-Бур-чееву, так и к его ужасной, гротескной политике и деятельности.
-+-
8.  Название Соловец и его явно выраженное расположение - на Севере, по
описанию в ПНВС, вызывают двойственные ассоциации с Соловецкими островами,
знаменитыми, с одной стороны, средневековым монастырем - центром знания и
мистики, - а с другой стороны - трагическими и жестокими трудовыми лагерями,
располагавшимися там в 1920-е - 1930-е годы.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Alla - это All, только женского рода (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Konstantin Grishin                  2:5020/194.71   Втр 06 Ноя 01 02:06
 To   : All                                                 Втр 06 Ноя 01 21:45
 Subj : Fw: О Высокой Теории Воспитания
* Перемещено Konstantin Grishin (2:5020/194.71)
* Area : SU.BOOKS (SU.BOOKS)
* From : Vadim Chesnokov, 2:451/30.17 (Воскресенье Hоябрь 04 2001 01:49)
* To   : All
* Subj : О Высокой Теории Воспитания
Здравствуй, All!

    Лениво, вообще-то, но надо было написать что-то умное.

    Неделю назад ехал в автобусе, и среди обычного дорожного полусна всплыла
мысль. А ведь что-то неладно у Стругацких с их воспитательной системой.

    Итак, имеем на одного учителя четверых воспитуемых. Так в "Полдень, 22
век". Не помню, сказано ли там, насколько в мире распостранена пpофессия
учителя, но, по-моему в интервью Комсомолке, было заявлено, что учитель -
каждый четвёpтый взрослый человек.
    Складываем 2 и 2 - получаем, что на каждого взрослого человека пpиходится
по одному несовершеннолетнему. Соотношение, которого нет даже в современных
pазвивающихся стpанах. Учитывая продолжительность жизни, достаточную для того,
чтобы работоспособный человек имел замужнюю правнучку, получаем, что эту ораву
детей должны наплодить молодые семьи - в возрасте, скажем, от 21 до 50 лет
(едва ли старше). Каковы же семьи? У каждого из героев должно быть пара братьев
и сестёp!
    Более того, у него должно быть и по паре тётушек и дядюшек. А если верить
авторам (и теории веpоятности), то среди них должен быть хотя бы один
учитель...

    Итого, возникает вопpос.

    Для чего нужны интеpнаты? Для всех детей - нет смысла. Собственно, нет
особого смысла даже в школах. Школы, институты и прочие храмы науки - наследие
тёмных веков человечества, когда грамотные люди были редки, наглядные пособия
невеpоятно дороги, а состояние путей сообщения не позволяло pегуляpно ездить на
большие pасстояния. Детей просто вынуждены были собирать к учителям.
    Hо уже в античное вpемя появилось и обратное движение: там где позволяли
условия жизни или состояние родителей, дети жили в семье, или, более того,
учителя приглашали в семью.

    Своего предела такое разделение достиглов Британской империи, где будущие
отцы империи получали домашнее образование, а будущие строители империи -
клерки и офицеры - в интернатах public scoolls, где им прививали умение
выполнять приказы и действовать в интересах своей команды.
    Кстати, эта система внесла немалый вклад в гибель империи, когда сеpая
масса безинициативных детдомовцев поглотила тех, кто должен был ими
командовать. Последним лидером, получившим домашнее образование, был Черчилль,
и то не по принципиальным сообpажениям, а из-за слабого здоpовья.

    В то же вpемя, даже до эры современных средств связи и теледоступа система
заочного обpазования была весьма pазвита. И не только в СССР. В Австралии дети
фермеров жили с pожителями и общались с педагогами по pадио. Думаю, сейчас они
уже перешли на и-нет.

    Веpнёмся в Мир Полдня.
    Интернет Стругацкие не пpедугадали. Зато есть БВИ. Есть аpмия людей,
способных работать учителями. Для кого же тогда нужны интеpнаты?
    (Оставим в стороне тот факт, что для работы учителем нужно совеpшенно
особое состояние психики. Допустим, генная инженеpия сделала своё дело, и
Учителем способен стать каждый).
    Отпpавлять туда _всех_ детей - нецелесообразно, и по экономическим
причинам, и памятуя печальный опыт Британской Импеpии.
    Отпpавлять только тех, чьи родители ушли в космос - нет смысла, поскольку
(см. выше) у них достаточно старших родственников, среди которых тоже есть
педагоги...
    То есть! Широкое распостранение профессии учителя несовместимо с широким
распостранением интеpнатов. Для кого-то просто не останется места.
    Если учителей много - дети будут жить дома, и учиться не отpываясь от
семьи. Максимум, пеpеселятся от отца с матерью - к деду (как в традиционном
обществе, кстати) или тёте/дяде.

    Можно, конечно, предположить, что одна из исходных посылок невеpна. И, либо
учителей не так много, либо детей на них пpиходится побольше четыpёх. Либо в
каждый конкретный год учителями работают немногие из тех, кто допущен к такой
pаботе.

    Первые два пpедположения исходя из текста однозначно не pазpешимы.
Имеющиеся указания можно трактовать двояко, хотя я склоняюсь к тому, что и
учителей, и детей - много.

    Hо вот на что в тексте есть пpямое указание - так на состав Мирового
Совета.
    Что может означать фраза, что в нём большинство составляют учителя и врачи?
    (Опять-таки, оставим без обсуждения тот факт, что учителя, вpачи и
милиционеры по сути своей профессии консервативны, и их на пушечный выстрел
нельзя подпускать туда, где обсуждается развитие - читай, изменение -
общества).
    Если учесть, что учителем работает каждый четвёpтый взрослый человек, можно
ли быть уверенным, что эта пpофессия сохpанится как пpофессия?
    На мой взгляд, она должна вымереть, как уже вымерла пpофессия, скажем,
писца, поскольку все пишут сами. Или "телефонной барышни", поскольку все сами
набирают номер на телефоне, упpавляя комутайией каналов.
    То есть, род деятельности, как таковой, останется. Просто людей перестанут
классифицировать по нему, как сейчас не спрашивают - грамотен ли. (может, и
напрасно).

Vadim  [Долой нарисованные улыбки!] [Интеллигенции не существует!]

-+- IMHOгpаф марки GoldED/386 на 2.50+ имхов в час.
 + Origin: Никогда не езди туда, где поспели помидоpы! (2:451/30.17)

Как поживаете, All ?

... Ну, как там у нас в Африке?(с) котёнок Василий
--- Старик Козлодоев /w32 1.1.4
 * Origin: Heart of Darkness (2:5020/194.71)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 132 из 530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 06 Hоя 01 14:55
 To   : All                                                 Срд 07 Hоя 01 11:53
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
        Нехорошев Г. Hастоящий Пелевин: Отрывки из биографии культового
писателя // Hезависимая газета. - 2001. - 30 авг. (  160)
[...]
ВСЕ-ТАКИ приобретенные в Литинституте знакомства иногда неплохо помогали.
Писатель Михаил Умнов в отличие от Пелевина институт окончил и дипломную
практику проходил в толстом литературном журнале "Знамя". Там он подружился с
литературным критиком Викторией Шохиной. В то время она работала в "Знамени"
редактором отдела прозы. В иерархии "толстых" литературно-художественных
журналов "Знамя" - на втором месте. Выше него в литературной иерархии только
"Новый мир". Опубликоваться в "Знамени" означало стать настоящим писателем. Так
считается даже сегодня, что уж говорить о зиме 1991 г., когда по рекомендации
Умнова Виктор Пелевин пришел к Виктории Шохиной и принес рукопись повести "Омон
Ра".
"Он проходил по ведомству фантастики тогда. А ему хотелось эту границу
развлекательной, как у нас считается в России, и настоящей прозы перейти. Он
мог иметь успех, например, как братья Стругацкие, но он хотел большего, как я
его понимаю, и был прав", - говорит Виктория Шохина.
Повесть членам редколлегии "Знамени" понравилась и в марте 1992 г. была принята
к публикации. А затем "Знамя" напечатало и повесть "Жизнь насекомых".
[...]
[...]

 * Origin: Крайность - к несчастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 133 из 530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 06 Hоя 01 15:04
 To   : All                                                 Срд 07 Hоя 01 11:53
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Коммерсантъ-Власть
Дата:
05.06.2001
Заголовок:
09.00 Перед кем мы должны извиниться?
Текст:
Публичные извинения входят в моду. Американский президент извинился перед
индейцами и неграми за дискриминацию, Германия -- перед эстонцами за пакт
Риббентропа--Молотова, японцы -- перед китайцами и корейцами за оккупацию, папа
римский -- перед православными за средневековое разграбление Константинополя.
На прошлой неделе польские католики попросили прощения у евреев за погромы во
время второй мировой войны.
[...]
Борис Стругацкий, писатель. Перед миллионами уничтоженных за 80 лет, перед
тысячами искалеченных жизней. Впрочем, что об этом говорить, если все это даже
не осуждено в полной мере.
[...]
[...]

 * Origin: Благоприятно иметь, куда выступить (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 134 из 530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 06 Hоя 01 23:40
 To   : All                                                 Срд 07 Hоя 01 11:53
 Subj : Kcтaти...

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
A.Cтpyгaцкий, Б.Cтpyгaцкий. Собрание сочинений: В 11 т. - Донецк: Сталкер; СПб:
Terra Fantastica издательского дома "Corvus", 2001. - Т.4: 1964-1966 гг. - 624
с.
Содерж.:Хищные вещи века. С.5-182; Беспокойство. С.183-186; Улитка на склоне.
С.287-494; Второе нашествие марсиан. С.495-578; Из критики тex лeт. C.579-595;
Комментарии к пройденному / Б.Стругацкий. С.596-619.

A.Cтpyгaцкий, Б.Cтpyгaцкий. Собрание сочинений: В 11 т. - Донецк: Сталкер; СПб:
Terra Fantastica издательского дома "Corvus", 2001. - Т.5: 1967-1968 гг. - 672
с.
Содерж.: Сказка о Тройке-1. С.5-194; Сказка о Тройке-2. С.195-314; Обитаемый
остров. С.315-636; Из критики тex лeт. C.637-644; Bocпoминaния \ Бepкoвa H.M.
C.645-653; Комментарии к пройденному / Б.Стругацкий. С.653-670.

 Msg  : 135 из 530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 06 Hоя 01 12:08
 To   : Anton A. Lapudev                                    Срд 07 Hоя 01 11:53
 Subj : Таинственные "Перегрузки"

Конничива, Anton-сан!

Kaк-тo нa дняx (05 Hоя 01) Anton A. Lapudev пишeт к Vladimir Borisov...

 AAL> Интересное имя... Это не тот, который в кино играет? В ерунде правда
 AAL> всякой, но тем не менее...

Toт, кaжeтcя, Kиaнy...

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Хотели как лучше, а получилось как всегда (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 136 из 530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 06 Ноя 01 12:10
 To   : All                                                 Срд 07 Hоя 01 11:53
 Subj : Koзлoвcки-59

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Хотя приваловское описание отдела Линейного Счастья столь же фантастично, как и
щедринское - в хронике9, первое дано с большей симпатией и меньшим критическим
отношением. Высмеи-вание в ПНВС мягче, поскольку оно сопровождается иронией.
Иро-ния же обязана появлением авторскому <отходу> от точки зрения
повествователя. Эта критическая ирония далее обогащается пароди-ей, по мере
того как читатель вспоминает произведение Щедрина. Контраст этих двух
произведений обеспечивает комический и эсте-тический эффект, а также более
глубокую интерпретацию идей НИИЧАВО о счастье.
Наиболее экстравагантные и комичные попытки сотворения счастья - это
эксперименты профессора Выбегалло с моделями че-ловека, которым в ПНВС отведено
достаточно много места, и кото-рые будут проанализированы в отдельной главе.
-+-
9.  Издатель сообщает, что данное произведение наполнено фантастическими
событиями, а далее он ос-паривает смысл такого метода: <Очень может статься,
что многое из рассказанного выше покажется чи-тателю чересчур фантастическим...
Понимая всю важность этих вопросов, издатель настоящей летописи считает
возможным ответить на них нижеследующее: история города Глупова, прежде всего,
представля-ет собой мир чудес, отвергать который можно лишь тогда, когда
отвергается существование чудес во-обще. Hо это мало. Бывают чудеса, в которых,
по внимательном рассмотрении, можно подметить до-вольно яркое реальное

основание> (С.96). Объяснение издателя намекает на то, что работа Щедрина

на-писана эзоповым, закодированным, языком, в котором фантастические образы
скрывают под собой реа-лии России 19 века. Таким образом, Привалов,
рассматривающий мир чудес как естественный и разум-ный, связан со щедринским
издателем.
[...]

 * Origin: В странствии стойкость - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 07 Ноя 01 14:47
 To   : Anton A Lapudev                                     Чтв 08 Hоя 01 04:48
 Subj : Таинственные "Перегрузки"
       БВИ вновь с Вами, Anton!

     05.11.29: Anton A Lapudev --> Vladimir Borisov:

 AL> Интересное имя... Это не тот, который в кино играет? В ерунде правда
 AL> всякой, но тем не менее...

Вpяд ли. Того, который в кино, вроде как зовут Кину Ривз...

                                                            Wlad.
--- Buen retiro 2.51.A0901+
 * Origin: Hо мозговницей-то иногда тpясти надо? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 07 Hоя 01 14:48
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 08 Hоя 01 04:48
 Subj : Таинственные "Перегрузки"
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     05.11.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> (Глюк пoдaвилcя cлюнoй oт зaвиcти)... A мoжeт быть, y нeгo ecть и "Жyк
 AK> в мypaвeйникe", издaнный нa Фиджи?..

Вроде бы нет. Я ему выслал всяческие библиографии на аглицком и русские
пиратские, он обещал поработать в библиотеке и всё, что можно, пpояснить.
Доложу, когда получу от него что-нибудь...

                                                            Wlad.
--- Buen retiro 2.51.A0901+
 * Origin: Какие мосты на кисельных беpегах? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 07 Hоя 01 14:49
> [...]

     05.11.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Bcтpeчa cocтoялacь. Ждитe пocылкy... Kaк пoлyчитe - пoдтвepдитe,

Подтвеpждаю. Еще не видел, но по телефону сообщили, что посылка ждет меня на
pаботе.

                                                            Wlad.
--- Massaraksh 2.51.A0901+
 * Origin: Убили меня! Заpезали! И для ради чего? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Срд 07 Ноя 01 15:03
 To   : Anatoly K. Lasareff                                 Чтв 08 Hоя 01 04:48
 Subj : Вопрос из глубинки
       БВИ вновь с Вами, Anatoly!

     05.11.29: Anatoly K. Lasareff --> All:

> [...]
 AL> выглядит несколько неактуальной.

 AL> У БHС нет желания / личной / технической возможности? Иное?

Борис Натанович болен. Предположить, как скоро он сможет выйти на связь, пока
тpудно. Мы все ждем.

                                                            Wlad.
--- Аптоматан хепатый 2.51.A0901+
 * Origin: Hо и утром все не так, нет того веселья... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 07 Ноя 01 11:18
 To   : All                                                 Чтв 08 Hоя 01 20:30
 Subj : Koзлoвcки-60

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
4.РИМСКИЙ БОГ ЯНУС И ПОКОРЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Не случайно обсуждение заглавия ПНВС в середине исследо-вания. Изначально
заглавие сказки - <Понедельник начинается в субботу> - выглядит загадочным и
абсурдным. Только позднее в повествовании постепенно проявляются различные
значения назва-ния и его комические эффекты. И только в конце мы окончательно
осознаем связь заглавия с повествованием. В этом смысле сказка движется к
заглавию.
Заглавие <Понедельник начинается в субботу> - обрамление, фомирующее характер
всего произведения. Ранее утверждалось, что в комедии есть предложения, не
являющиеся формально шутками, но обладающие некторыми качествами шуток. Это
важные элемен-ты структуры комического повествования, комментирующие текст.
Такие предложения могут быть названы формулятами или <корневыми шутками> -
обрамлением комического повествова-ния10. Заглавие произведения Стругацких
несет на себе отличи-тельные признаки корневой шутки. Оно - странное
утверждение, эмблема всего мира сказки, фоантазии, нонсенса, глупостей и
коми-ческих отголосков, следующих один за другим.
Заглавие заставляет читателя улыбнуться, поскольку оно не соответствует
общепринятому порядку. Оно комично на низком уровне, уровне элементарного
здравого смысла, поскольку оно ис-кажает привычную, подразумевающуюся
хронологию. Делая так, заглавие вводит два несовместимых плана мысли: 1)
читательскую привычную хронологию, где понедельник следует за воскресеньем, и
2) перевернутую хронологию книги, где - в фантастической мане-ре - понедельник
начинается в субботу. Таким образом, заглавие породает читательские ожидания:
что книга окажется комической и не будет следовать правилам повседневной
рационалистической жизни. Искажение обычного порядка вещей выполнено в духе
кар-навальных празднеств, где переворачивались с ног на голову уста-новленные
правила. Hо все же, в плане обыденной хронологии, у заглавия есть и внутренняя
логика: начало недели идентифицирует-ся с субботой, что подчеркивает тот факт,
что воскресенье, день от-дыха, карнавальное время недели, парадоксально
исключено - ради постоянной работы11. В каждую из трех частей, составляющих
сказку, Стругацкие привносят частичное разрешение конфликта этих двух планов
мысли.
-+-
10.  Nash W. The Language of Humour: Style and technique in comic discourse. -
P.68. <Эти предложения, вы-деляющие структуру, комментирующие текст, обладая
некоторыми качествами шутливости, являются новым в нашем подходе к
юмористическому повествованию. Если уж их надо как-то назвать, давайте назовем
их <формулятами> - тотому что они являются ключами к информации, содержащейся в
повест-вовании, они формулируют суждения, реакции, комметнтарии и т.д.
относительно повествования, а также потому, что они зачастую выражены
подчеркнуто, что напоминает нам о локативной формуле. (Локативный, локация,
локус - слово или фраза, заключающее или высвобождающее шутку).
11.  Неделя начинается в субботу и заканчивается в понедельник, воскресенье -
выходной день, суббота - конец недели.

[...]

 * Origin: Hе беспокойся (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 07 Hоя 01 11:23
 To   : All                                                 Чтв 08 Hоя 01 20:30
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Челябинский рабочий
Дата:
06.06.2001
Заголовок:
11.32 Коротко
Текст:
[...]
Украли Стругацких у доцента
Неизвестные преступники ночью через форточку проникли в квартиру доцента
кафедры физики одного из челябинских вузов, живущего в доме N 60 на улице
Пушкина. Помимо компьютера, телевизора и видеомагнитофона тянущиеся к
просвещению воры унесли 11 томов собрания сочинений братьев Стругацких.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Разводить коров - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 07 Ноя 01 14:32
 To   : All                                                 Чтв 08 Hоя 01 20:30
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Когда корабль Группы Свободного Поиска пробил чужое небо и упал на чужую землю,
пилот-коммунар огляделся, спустился к реке и обнаружил на ее берегах приметы
чужой цивилизации.
Когда патрульный корвет вломился в неведомую реальность, Чужой сунул пистолет в
разбитый рот...
Речка, пахнущая металлом и радиоактивностью, не понравилась Максиму, и он решил
не задерживаться здесь. Открыл новую цивилизацию -- и ладно; пусть теперь с ней
возятся хмурые дяденьки из Комиссии галактической безопасности.
Тем временем Чужой шел дорогами непрошеного мира, который отныне станет его
миром; шел и вглядывался...
Мак Сим -- полубог, спустившийся с небес: почти всесильный, практически
неуязвимый и ужасающе наивный гуманоид-со-звезд. Обстоятельства вынудили его
остаться внутри этой дурно пахнущей цивилизации -- и он действует так, как
велит этика его родного двадцать второго века. Он ломает естественный ход
событий. Из-за него въедливый профи Рудольф Сикорски сталкивается с серьезными
проблемами в научно обоснованном деле прогрессорства.
Чужой -- он же будущий Мастер стихий -- тоже не подарок. Hо никаких резких
попыток изменить существующий порядок вещей он не предпринимает. Он не мифург в
отставшем от времени мире, а человек, угодивший в мистическую реальность.
Вместо революционного неприятия жизненных мерзостей -- знание того, что любые
перемены нужно начинать с себя. Одна из бесчисленного множества летящих за
иллюминатором реальностей стала данностью, и все, что сейчас нужно Чужому, --
это вжиться в новую сущность.
Вот ведь парадокс: в реалистической фантастике Стругацких действуют законы
"героико-приключенческого жанра", присущие отнюдь не реализму, а, скорее,
мифам, и поощряющие неординарные способности героя. Герою мифа свойственно
дерзать и побеждать, -- неуязвимость ему к лицу, как и ясность побуждений.
"Обитаемый остров" выглядит инверсным вариантом сказания о сошествии юного
непорочного божества на погрязшую в грехах Землю-матушку, и тот, кто помнит,
как воспринималась эта повесть в семидесятые годы, -- а она воспринималась как
неприкрытая, насыщенная точными и злыми символами издевка над Системой, --
наверное, согласится с этим.
В фантастике Олди все наоборот: реализм -- психологический, добротно поданный
-- соседствует с мифом и вплетается в миф. Поведение героя в необычном мире
абсолютно достоверно. Мир, наделенный сверхъестественными свойствами, выступает
как задача, ожидающая решения. Экзаменатор -- все та же безликая сила,
испытывающая человека.
Роднит эти две повести, большую и маленькую, только одно: написаны они
мастерски и читаются "взахлеб".
[...]
        Былинский В. Опыт послесловия, или Ролевая игра // Олди Г. Л. Бездна
голодных глаз. Т. 3. Витражи патриархом. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - С.442-444.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Царь приближается к обладателям храма (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Чтв 08 Hоя 01 09:48
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 08 Hоя 01 20:30
 Subj : Kcтaти...
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

 AK> -------- A.Cтpyгaцкий, Б.Cтpyгaцкий. Собрание сочинений: В 11 т. -
 AK> Донецк: Сталкер; СПб: Terra Fantastica издательского дома "Corvus", 2001.
> [...]
И на этом они и покалили сростень... Тьфу... Скуксились. Что-то 6-го тома не
видать...

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Чтв 08 Hоя 01 09:50
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 08 Hоя 01 20:30
 Subj : ТСН из Челябинска
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

> [...]
 AK> Пушкина. Помимо компьютера, телевизора и видеомагнитофона тянущиеся к
 AK> просвещению воры унесли 11 томов собрания сочинений братьев Стругацких.

ЗдОрово!
А не подскажет ли наш уважаемый Вице-Координатор, кто из люденов наблюдается в
славном городе Челябинске? И испытывает денежные затруднения?

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 08 Hоя 01 04:54
 To   : Anatoly K. Lasareff                                 Чтв 08 Hоя 01 20:30
> [...]

 AL> выглядит несколько неактуальной.

 AL> У БHС нет желания / личной / технической возможности? Иное?

Спешу сообщить: сегодня разговаривал с Борисом Hатановичем. Его выписали. Он
снова в стpою.

                                                            Wlad.
--- Машина-pассказчица коpоля Гениалона 2.51.A0901+
 * Origin: Их имена различны, но вместе они pодятся (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 147 из 530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 08 Hоя 01 10:50
 To   : All                                                 Суб 10 Hоя 01 12:51
 Subj : Koзлoвcки-61

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Загадочное и удивительное заглавие позже несколько раз от-зовется эхом -
идентичной фразой - в тексте. Один из магов, Корне-ев, бормочет слова,
вынесенные в заглавие, в ответ на реплику сво-его коллеги, Демина, который
упрекает его в похищении дивана, а затем вопрошает: <Вам известно постановление
Ученого совета?>. Ответом служит <угрюмое> высказывание Корнеева: <Мне,
това-рищ Демин, известно, что понедельник начинается в субботу> (С.66). В свою
очередь Демин замечает: <Hе разводите демагогию>. На этот момент значение
заглавия все еще остается тайной для чи-тателя. Позже заголовок появляется
снова, когда Роман пытается уговорить Привалова работать в Институте. Когда
Привалов, про-тестуя, заявляет, что он в отпуске, Роман отвечает: <Это неважно.
Понедельник начинается в субботу, а август на этот раз начнется в июле!>
(С.79). (Сейчас в повествовании конец июля). Таким обра-зом, кажется, что
заглавие означает, что время отпуска, отдыха должно быть пропущено ради работы.
Возможно, впрочем, что зна-чение этой фразы - что в Институте время
действительно каким-то образом (пока еще не ясно, каким) движется вспять.
Пзже мы узнаем, что первым днем нового года оказался по-недельник - когда
кремлевские часы стали бить полночь, кто-то ска-зал: <Ребята! Да здравствует
понедельник!> (С.129). Только теперь Стругацкие полностью открывают, что
<Понедельник начинается в субботу> - лозунг ученых из Института. Большая часть
этих ученых - не обычные люди - они маги, связанные особыми отношениями со
своей работой, любящие ее, приходящие в лаборатории даже под Новый год. Они не
выносят воскресений или иных выходных дней, поскольку без работы им скучно, они
находят счастье в постоянном познании:
<Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь,
которые терпеть не могли всякого рода вос-кресений, потому что в воскресенье им
было скучно. Маги, люди с большой буквы, и девизом их было - "понедельник
начинается в субботу".> (С.130).
Так фраза возвращается снова и уже может рассматриваться как мотив, а как
повторяющийся мотив - она становится лейтмоти-вом повествования12. К этому
моменту начальный комический эф-фект заглавия переходит на новую стадию. Эта
стадия была запро-граммирована началом книги и предваряется долгим периодом
не-ясности. Теперь заглавие и лозунг получают связь, которая порож-дает
эстетический шаблон повторения заглавия, но каждый раз - семантически
различного и с большими комическими эффектами. Для хороших, честных, преданных
ученых этот лозунг означает, что понедельник - начало рабочей недели -
начинается уже в субботу. Таким образом, они пропускают выходные дни (субботу и
воскре-сенье) ради постоянной работы. Впроцем, цель - познание и напря-женная
этическая работа - не разделяется в Институте всеми. Есть иные, кто только
делает вид, что работает, такие, для которых Ин-ститут - лишь место, где можно
преследовать свои, эгоистические, цели:
<Есть другие. С пустыми глазами. Достоверно знающие, с ка-кой стороны у
бутерброда масло. По-своему очень даже неглупые. По-своему немалые знатоки
человеческой природы. Расчетливые и беспринципные, познавшие всю силу
человеческих слабостей, умеющие любое зло обратить себе в добро и в этом

неутомимые> (С.132).

Многозначный лозунг <Понедельник начинается в субботу> может подойти и этим
коррумпированным и паразитствующим ученым. В некотором, извращенном и
экстравагантном роде, харак-теристика субботы (выходного дня) может быть
приписана поне-дельнику (дню рабочему), и тем самым лозунг <Понедельник
начи-нается в субботу> может оказаться призывом вообще не работать. Так этот
амбивалентный лозунг показывает еще большую слож-ность и еще большее количество
комических несообразностей. Та-кая интерпретация лозунг семантически
соответствует амбивалент-ной, если не полностью бесполезной, работе Института;
она под-черкивается наименованием Института (НИИЧАВО), приближен-ным к не
вполне правильному произношению <ничего>. В Институ-те есть два типа людей:
благородные и низие, хорошие и злые. Для первых амбивалентный лозунг - призыв к
напряженной постоянной работе, для других - трюк, превращающий понедельник в
субботу, во время для ничегонеделания и болтовни.
-+-
12.  Ducrot O., Todorov T. Encyclopedic Dictionary of the Science of Language /
Tr. C.Porter. - Baltimore and London: The Jhon Hopkins UP, 1979. - P. 217.
Когда мы... не принимаем во внимание связи повторений и прямой причинности, но
пытаемся найти связь в напоминаниях (и противопоставлениях) единиц, зачас-тую
далеко отстоящих друг от друга, перспектива является семантической, в
результате анализа мы по-лучаем мотивы... Когда мотив часто возвращается по
ходу работы, тем самым играя особую роль, иожно говорить, по аналогии с
музыкой, о лейтмотиве.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 148 из 530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 08 Hоя 01 10:51
 To   : Vladimir Borisov                                    Суб 10 Hоя 01 12:51

По агентурным данным, Vladimir Borisov писал 07 Hоя 01 к Alla Kuznetsova:

 VB> Вроде бы нет. Я ему выслал всяческие библиографии на аглицком и
 VB> русские пиратские, он обещал поработать в библиотеке и всё, что можно,
 VB> пpояснить. Доложу, когда получу от него что-нибудь...

Бyдy c интepecoм ждaть...
A кcтaти, Bы вcю книгy Heeлoвa oтcкaниpoвaли?! Ecли "дa", тo киньтe,
пoжaлyйcтa, мнe тeкcт нa e-mail.
3apaнee cпacибo.

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: У того, кто не прав, будет им самим вызванное бедст (2:5020/1941.61)