RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 25 Ноя 01 09:06
 To   : Alan Gatsounaev                                     Пон 26 Hоя 01 16:43
 Subj : Рэба или Ребия?

Конничива, Alan-сан!

И пишу я к Вам, разлюбезная (-ый) Alan Gatsounaev, по поводу Вашего письма к
Alla Kuznetsova

 AG>        Точно. Вы заработали 1000 виртуальных рублей. Можете их
 AG> потратить в MO.HALYAVA.

Kaкaя живyчaя лeгeндa!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Легенды

ЛЕГЕНДУ ПЕРВУЮ,  сам того не желая,  создал сам   Аркадий Натанович.  Отвечая
корреспонденту рижской газеты "Советская мо-лодежь" на вопрос, где бpатья
Стругацкие пишут свои произведения,  Аркадий Натанович пошутил: "Съезжаемся
между Москвой и Ленин-гpадом,  в Бологом,  сидим в станционном  буфете, пьем
чай и пи-шем". Интервью было опубликовано в 1974 году. А через два года два
корреспондента "Комсомольской  правды"  в тексте  интервью  с Аркадием
Натановичем совершенно серьезно написали про кафе "У Бори и Аркаши" в Бологом,
где,  по  их мнению, "были написаны книги "Трудно быть богом", "Понедельник
начинается в субботу",  "Пикник на обочине",  "Улитка на склоне".  После  этой
публикации  в редакцию "Комсомольской правды" пришло разгневанное письмо из
Бологовского райисполкома,  где власти требовали опpовеpжения,  так как фэны
всей страны завалили райисполком письмами с просьбами дать  адрес этого
несуществующего кафе.

> Комментарий Бориса Стpугацкого:  Шутка пpо Стругацких и Бологое
> (довольно-таки  плоская) вовсе не принадлежит АН. Эту шутку сочинил (и
> приписал  АН)  тот  журналист,  который брал  у АH интервью,  появившееся
> впоследствии в "Комсомольской правде" под названием "Послушная стpелка
> часов".

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------
Иcтoчник - Kpaткaя Шyтoчнaя Энциклoпeдия (AHC-энциклoпeдия). Cocтaвлeнa
B.Бopиcoвым. Гдe-тo видeлa пeчaтный вapиaнт, нo вoт гдe?.. A дaнный тeкcт,
видимo, взят из Интepнeтa...

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Hа сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 25 Hоя 01 15:34
 To   : Vladimir Borisov                                    Пон 26 Hоя 01 16:43
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

I'm very glad to see You, dear Vladimir!

Однажды (24 Hоя 01) состоялся следующий диалог между Vladimir Borisov и Alla
Kuznetsova:

 VB> Алла, а у Вас вся эта статья Переслегина имеется? Ежели "да", не могли
 VB> бы Вы кинуть мне полный текст?

Ecть. Ha дняx co cкaнepoм пooбщaлacь. Toлькo нe знaю, кaк этo coглacyeтcя c
вoлeй aвтopa и т.д. A кинyтo бyдeт.

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятна в трудности стойкость (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 25 Hоя 01 15:38
 To   : All                                                 Пон 26 Hоя 01 16:43
 Subj : Koзлoвcки-76

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Комический эффект усиливается, когда вновь прибывшие ла-боранты одевают на это
ужасное чудовище костюм-двойку, прили-чествующий цивилизованному человеку и
усаживают модель в кресло. Тем не менее, элегантный костюм не может придать ему
достаточно человеческий вид. В сущности, костюм вскоре расхо-дится по швам под
напором раздувающегося тела чудовища, при-давая тому еще более гротескный и
комический вид. Модель чело-века, неудовлетворенного желудочно, точно подходит
под более специализированное определение гротеска Бахтиным. Для Бахтина
гротеск, в сущности, физичен, он относится всегда к телу и к телес-ным
излишествам, которые отмечаются свободно, не отягощенно запретами:
<Гротескное тело, как мы уже неоднократно подчеркивали, - это тело в
становлении. Оно никогда не бывает закончено, заверше-но, оно постоянно
строится, создается, а также строит и создает другое тело. Более того, тело
поглощает мир и поглощается миром. Вот почему основную роль играют те части
гротескного тела, в ко-торых оно перерастает себя, превосходит себя, те, в
которых оно создает новое, второе тело...
Наиболее важной из всех человеческих черт для гротеска яв-ляется открытый рот.
Он доминирует надо всем остальным...
Еда и питье - одни из наиболее значимых манифестаций гро-тескного тела.
Отличием этого тела является открытая, незакончен-ная природа, его
взаимодействие с миром. Эти черты наиболее чет-ко и полно выражаются в акте
еды, тело здесь превосходит свои границы: оно разбухает, расширяется, оттесняет
мир, оно обогаща-ется и растет за счет мира.>4
В описании чудовищного кормления монстра, акцент делает-ся на его рте,
именуемом <ротовым отверстием> и <пастью>, а зву-ки, издаваемые им, описываются
как <хрустел, чмокал, хрюкал, всхрапывал> (С.135). Разинутый рот связан с едой
и глотанием. Это характерно гротескное преувеличение и аномалия проявляются на
протяжении всего эксперимента и навевают особое, гротескное ви-дение
персонажу/рассказчику Привалову:
<Мне представилась громадная отверстая пасть, в которую, брошенные магической
силой, сыплются животные, люди, города, континенты, планеты и солнца...>
(С.146).
Это видение действует как драматическая ирония, поскольку оно предсказывает
последующую сцену приближения глобальной катастрофы в ходе эксперимента с
третьей моделью - вне города.
-+-
4.  Bakhtin. - P.281.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Alla - это All, только женского рода (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 25 Ноя 01 15:49
 To   : All                                                 Пон 26 Ноя 01 16:43
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Известия
Дата:
11.08.2001
Заголовок:
09.00 Леонид ЯРМОЛЬНИК: Я не жалею, что ушел с телевидения
Текст:
Пятнистая корова Фаня меланхолически переносила процедуру золочения рогов. Под
"средневековыми" сводами павильона в тумане прохаживались странные существа,
звучал колокольный звон... На "Ленфильме" шли съемки ленты Алексея Германа
"Трудно быть богом". А "бог" - Леонид ЯРМОЛЬHИК в белой футболке и тяжеленных
ботфортах покуривал в пыльном садике. В паузах между съемками он ответил на
вопросы корреспондента "Известий" Юлии КАHТОР.
- Трудно быть "богом" у Германа?
- У Германа трудно быть исполнителем любой роли. Это надо знать и запастись
невероятным терпением. К стилю и ритму его работы неприменимы понятия "быстро"
и "медленно". Он живет другими категориями - "правильно" и "неправильно".
Герман все время в абсолютно закрытом пространстве этой работы. В это
пространство нам дозволяется войти крайне редко. Вообще он сам так определил
свою работу, переведя старую английскую поговорку: "Привидение нельзя увидеть
вдвоем". То кино, которое снимает Герман, - рассказ о "привидении", которое он
увидел.
- У вас были трудные пробы?
- Алексей Юрьевич уже давно вел пробы на "Ленфильме", а я ни сном ни духом не
предполагал, что могу его заинтересовать В то же время на "Ленфильме" Саша
Абдулов снимал "Бременских музыкантов" - мы ползали в клоунских нарядах,
общались, разговаривали, шутили. Я уехал, и вскоре мне позвонили и попросили
прочесть сценарий "Трудно быть богом". (Звонила жена и соавтор Германа Светлана
Кармалита. - Ю.К.) Прочел, позвонил, честно признавшись, что очень интересно.
"А как вам роль?" И я узнал, что речь идет о Румате. (Румата - тот самый "бог",
которым быть трудно. - Ю.К.) А потом почти полгода были пробы здесь, в Питере,
очень корявые и нервные. Подготовительный период у Германа, как и съемочный,
невероятно длинный, вечный, тщательный.
- Сценарий фильма отличается от сюжета романа Стругацких?
- Да, но скорее по форме, нежели по сути. Киноязык, которым Герман владеет в
совершенстве, отличается от языка литературного. Но принцип "воздействия и
постижения", который мы обожаем в Стругацких, идеально соблюден. Если что-то и
привнесено, то это штрихи сегодняшних жизненных ритмов.
- А предчувствия?
- Усугубились даже. Герман большой специалист "напрягаться" по этому поводу, он
всю жизнь этим "напряжен". Эти краски даже сгущены по сравнению со книгой.
Сегодня ведь люди либо вообще ничего не предчувствуют - так спокойнее, либо
предчувствуют гипертрофированно - так труднее.
- Вы практически все время в Петербурге, на съемках. От чего пришлось
отказаться?
- Герман поставил условие, что я должен уйти с телевидения, из еженедельных
проектов. Для него принципиально неприемлемым было не то, что я каждую неделю
появляюсь на телевидении в той расхожей обаятельной манере Лени Ярмольника,
который дарит конфеты и задает вопросики...
- Его смущало это ваше амплуа?
- Не в том дело. Герман боялся, что часть времени, мозгов и эмоций будет
уходить в сторону. Ему нужно было полное погружение. И я сделал выбор.
- Как вы относитесь к "расхожей, обаятельной" телевизионной составляющей своей
жизни? Не скучно?
- Сегодня скучно. Это изначально было серьезным делом, в которое я благодаря
Владу Листьеву втянулся, создал структуру, по-моему, очень профессиональную.
Обывателю нравилось... У меня нет никаких сожалений в связи с уходом с
телевидения. Понимаете, то, что сейчас происходит на бесчисленном множестве
наших телеканалов, - одинаково. Одинаковые игры, лица, шутки. Я не имею права
по собственному имиджу и опыту соревноваться с теми, кто так неискушенно
занимается развлекательным телевидением сегодня.
- Не имеете права, потому что у вас другая "весовая категория", потому что
качество телеразвлечений упало?
- Да. Я либо должен делать то, чего не делает никто - по качеству и по форме, -
либо ничего. Вот потому меня нисколько не тревожит расставание с телевидением.
Hо я отнюдь не попрощался с ним.
- Есть конкретные планы?
- Меня сейчас интересует телесериал. Что вы так скептически улыбаетесь?
Большинство сериалов действительно ниже всякого обсуждения - так нельзя играть,
так нельзя снимать, так нельзя относиться к профессии. Я с точки зрения
качества - литературы и содержания - выбрал сериал Валерия Тодоровского,
отвечающего на РТР за все сериалы. Он придумал замечательную идею - я получил
только что сценарий первых 7 из 12 серий. Володя Ильин и я - главные герои. Я
играю преступника, Ильин меня ловит.
- Опять что-то модно-криминальное?
- Ничего подобного! Будет настоящее хорошее кино, в чистом виде детектив,
комедия положений, как мне кажется, очень хорошего качества. Весной я попрошу
тайм-аут у Германа, и с апреля в Москве мы начнем снимать. Hо до весны далеко,
а пока "Трудно быть богом".
- Какова самая большая "божественная" трудность?
- Самое трудное в работе с Германом - это работа. Он не переносит, когда
артисты - будь то Ярмольник или корова Фаня - играют, изображают. Он требует,
чтобы они жили. Герман не пользуется чужими слепками реальности и
воображаемого. У него безукоризненный вкус - он верит только в жизнь.
Санкт-Петербург
В одном из ближайших номеров "Известия" предполагают опубликовать интервью с
кинорежиссером Алексеем Германом о том, как идет работа над его фильмом.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Выдвинется он - заблудится, последует - найдет госп (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 25 Ноя 01 15:53
 To   : All                                                 Пон 26 Ноя 01 16:43
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
        Ашкинази Л. Здоровый <еврейский вопрос> // АМИ: Народ мой (СПб.). -
2000. - 31 янв. - С.1.

Одна моя знакомая-психолог как-то сказала: "Если психоаналитик обещает решить
твои проблемы или рассказать все о тебе, не ходи к нему. Хороший врач может
только помочь прийти к решению, прийти к пониманию себя. Это только у тебя в
физике... решают проблемы".
Не надо пытаться решать за людей их проблемы, "учить жить". По-видимому, это
еще правильнее в отношении евреев с нашей привычкой каждую фразу начинать со
слова "нет". "Нет, вы послушайте, что я вам скажу".
Даже если вопрос здравый, с ответом надо быть очень осторожным. Тем более, что
многие считают "еврейский вопрос" больным. И тем не менее Борис Стругацкий,
кумир моего поколения, написавший статью "Больной вопрос"* ошибается, когда
утверждает, что писать статьи бесполезно. Они помогают нам, читателям, что-то
понять, прийти к каким-то выводам. По крайней мере, любой автор на это
надеется, даже когда просто излагает историю своих национальных переживаний и
описывает свое к "еврейскому вопросу" отношение. Отношение, впрочем, достаточно
обычное для "советского еврея", "половинки", записанного осторожными родителями
русским, и в то же время честного человека, немедленно солидаризирующегося с
евреями при появлении на горизонте антисемита. Ошибки, допускаемые автором,
достаточно типичны, пути рассуждения повторяются другими и по всему этому уже
заслуживают обсуждения.
Но давайте начнем с сути дела. "Еврейский вопрос", как мне кажется, для
удобства рассмотрения имеет смысл разделить на два. Первый - это евреи и
общество. Антисемитизм, борьба с ним, мрачная история, научные теории на тему
"откуда и почему", психология антисемитов и реакция на эту грязь жизни евреев -
один вопрос. И об этом написано предостаточно. Однако "еврейский вопрос"
антисемитизмом не исчерпывается.
Представим себе чудовищную сцену: вот мы стоим посреди пустой земли, и некто
спрашивает нас, кто мы. Возможные ответы делятся на две группы.
Могу сказать, что я человек, гражданин или постоянный житель той или иной
страны, член семьи и народа, житель того или иного города. И могу сказать о
себе, что я умный или глупый, что я умею, к примеру, водить машину, знаю
суахили или шрифт Брайля. Все это - описание меня как индивида, а первая группа
- это описание представителя какого-то сообщества.
Человеческое сообщество вообще состоит из сообществ. В некоторых из них
членство формально. На вопрос, являюсь ли я водителем или клиентом Ситибанка,
можно ответить абсолютно точно. На вопрос, еврей я или нет, ответить с такой же
степенью точности нельзя. Накал споров, которые ведут по этому поводу
социологи, уж позвольте вам не описывать. Кажется, еще три фразы, и он/она
его/ее зарежет, причем без соблюдения правил забоя.
Разумеется, у каждого из нас есть некоторое представление о том, что такое
"совсем еврей", что такое "ну, конечно, еврей", что такое "в общем-то еврей" и
так далее вплоть до "что вы! Вот бы никогда не подумал!"... И социологи могут
рассказать, что считают наиболее важным евреи, чтобы назвать этим словом своего
ближнего. Однако пафос статьи Бориса Натановича - и, следовательно, наш главный
вопрос - не в этом. А в том, когда, при каких условиях, почему я могу или не
могу называть себя евреем. Когда я могу сказать, что это мой народ дал тебе
Идею Единоб-жия, могу сказать, что царица Эсфирь и Мордехай Анелевич - это тоже
мой народ.
Человеку плохо одному. Нам нужен любимый человек, семья и друзья, многим
хочется чувствовать себя частью и других сообществ. Человеку может быть лучше,
если он гражданин страны или частица народа. Конечно, это нужно не всем,
некоторые обходятся без каких-либо пунктов этого списка. Но за чувство
спокойствия и комфорта, за неодиночество и любовь надо платить. Иначе
количество добра в мире будет уменьшаться. Любимого человека надо укрывать
одеялом, детей надо учить читать, друзьям надо помогать найти работу, ну и так
далее. Мой друг сказал мне, что смущается, когда девушки говорят ему "люблю".
Просто так человек получает в жизни только любовь родителей и иногда,
действительно, любовь другого человека. И не исключено, что один из глубоких
слоев психики - это травма неотданного долга, в первую очередь, родителям, и
понятно почему. Просто мы иногда не торопясь умнеем.
Hо начать отдавать долг своему народу легко, и тогда ты с легким сердцем
назовешь себя евреем. Нужно просто быть его частью. Ибо этим ты и создаешь этот
народ, который нужен всем остальным людям, составляющим его. Вот ты газету
"Ами" купил, вот ты статью для нее написал, вот ты в еврейской организации
работаешь или ее услугами пользуешься - ты народ и создаешь. Про образование
детей, Субботу и все прочее возвышенное ты уж сам сообрази, ведь не бином
Ньютона, все известно. Вот Вы, Борис Натанович, статью написали - и спасибо.
Кстати, догадываетесь, почему Вы ее написали? Да-да, именно потому, что Вы это
самое... язык не поворачивается. В какой-то мере еврей.
Можно было бы разобрать и проанализировать ошибки, содержащиеся в упомянутой
статье. Не всегда за разговорами "о Крови, о Роде, о Духе> стоит "угрюмая
программа по превращению общества в племенной завод". Не всегда любовь к своему
народу переходит в ненависть к чужому. И не всегда правильно писать, что "по
законам Государства Израиль, евреем считается только тот человек, мать которого
еврейка".
Некоторые высказывания автора выглядят странными. Почему
"омерзительно-комический акцент"? Почему "невыносимое высокомерие местечкового
мудреца"? Вы знали многих местечковых мудрецов, Борис Натанович? Hа месте
русского человека я бы, пожалуй, усмехнулся (или "нехорошо" усмехнулся),
прочитав предложение автора, что "чувствовать себя русским - это просто
радоваться при мысли, что ты не еврей". При всех этих утверждениях не вполне
мотивированной выглядит претензия на объективность: "Почему-то мне кажется, что
я имею право считать себя беспристрастным судьей во всех этих вопросах...".
Hо, в конце концов, от писателя мы и не требуем и даже не очень ждем
объективности. Мы ждем от него пусть не объективной, но яркой картины сущего и
особенно того, что мы не знали или не понимали. И поэтому не зря писатель
Братья Стругацкие был и остался кумиром поколения и не зря Вы написали, Борис
Натанович, эту статью.
Что же до того, при каких условиях человек может назвать себя евреем, то ответ
прост:
ровно при тех же, при которых он может назвать себя членом семьи, гражданином
страны или любимым. Надо что-то делать для этой семьи, страны, любимого
человека. И тогда вопрос не будет, по крайней мере, для вас, больным.
Леонид АШКИНАЗИ
* "Звезда"  4, 1993 и альманах "Ключ", СПб. 1995
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Если некуда выступить, то оно (=разрешение) наступи (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 278 из 530                          Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Пон 26 Ноя 01 19:31
 To   : All
 Subj : Как "Молодая гвардия" вырезала упоминание о Стругацких (1989)
        Здравствуйте, All!

    Сравниваю сейчас тексты статьи Е. Тамарченко в двух изданиях:

    Тамарченко Е. Уроки фантастики: Заметки критика // Поиск-87: Приключения.
Фантастика: Повести, рассказы, критика, библиография.- Пермь: Кн. изд-во,
1987.- С. 376-397.
    Тамарченко Е. Уроки фантастики // В мире фантастики: Сб. лит.-крит. статей
и очерков.- М.: Мол. гвардия, 1989.- С. 130-151.

    Во второй публикации убраны все упоминания о Стругацких и их книгах, напр.
(цитирую по первому изданию):

    "Кстати, что такое символ? На это нетрудно ответить, определив
фантастическое. Символ - часть фантастического "всего во всем", или столь же
фантастической "нераздельности-неслиянности", но такая выразительная и яркая,
нередко центральная по смыслу часть, которая концентрирует в себе содержание
целого. Символы так же древни, как фантастическое, то есть древни как мышление
в его истоках. Так, тотемный зверь или растение, родоначальники племени в его
представлениях, есть и символы племени, его культуры, ключ к пониманию места
племени во вселенной. Символы - основное художественное средство фантастики,
узлы сосредоточения ее смыслов. С полной символико-фантастической
откровенностью и не менее ярко, чем в сюжетных формах, диалог героев-идей и
преломленная в самой острой злободневности тематика "вечных вопросов" звучат
сегодня в HФ. Сошлюсь на творчество Урсулы Ле Гуин, Филиппа К. Дика, Томаса
Диша, Станислава Лема, братьев Стругацких. Если упоминать единичные
великолепные произведения разных авторов, перечень будет долгим."
    "Интуитивное и волевое (то есть коллективно и личностно волевое) в
фантастике и вправду начало, оно сущностно предшествует рациональному и
преобладает над ним. Мотивировки желания и поступка оказываются на поверку
псевдомотивировками, логические доказательства и оправдания не покрывают объема
внутренних устремлении и выстраиваются в отношении к ним как бы постфактум. В
конечном счете выбор героя, бьющегося над "за" и "против", решается вопреки
рационально безукоризненным рассуждениям, над рамками однозначной логики -
неудержимым, все более раскалявшимся в ходе действия духовным порывом. Так
Румата, герой Стругацких (в романе "Трудно быть богом"), поступает алогически,
но зато вполне человечески. Это показывает, что видеть сущность фантастики в
"познавательном остранении", в общем, наивно. Так можно определять цели
просветительной по духу дидактики и сатиры: у Свифта, Вольтера, в наше время у
Брехта. Hо и у великих просветителей собственная фантастика расходилась с
учительной позицией и возможностями: она была богаче и плодотворнее
"познавательного остранения".

    Однако, не зря фэны носили значки с мишками вверх ногами...

                C уважением, Yuri

... Возвращение Алисы из нержавеющей стали
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 26 Ноя 01 09:33
 To   : All                                                 Втр 27 Hоя 01 17:46
 Subj : Koзлoвcки-77

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Для Бахтина гротеск - положительное и творческое явление, открывание и
заглатывание позитивно, оно означает выход за соб-ственные границы и
взаимодействие с миром, в то время как для модели Выбегалло характерно
обратное. Тело зомби гротескно, но в отличие от бахтинского гротеска, этот
гротеск негативен. Модель рождена с огромным, нездорово выглядящим прыщом, что
является первым знаком того, что с этой моделью может быть не все в по-рядке.
Это составляет параллель с первой моделью, которая вся бы-ла покрыта болячками
и долго не прожила: <мокрые волосы залепи-ли низкий лоб, на котором пламенел
действующий вулканический прыщ> (С.134-135). В расширении его тела нет ничего
позитивного, творческого - это не здоровый рост: <Кадавр жрал. Затем он
роко-чуще отрыгнул и откинулся на спинку стула, сложив руки на ог-ромном
вздувшемся животе.> (С.136-137). Тот факт, что о чудови-ще говорят как о
<кадавре> (лат., фр cadere - умирать, мертвец, труп) уже предсказывает его
смерть. Предложение <Кадавр жрал> является гротескным оксюмороном, соединяющим
образ мертвого тела с увеличением в ходе пожирания окружающего, с
отвратитель-ным <актом существования>, что предполагает, что, чем живее (то
есть голоднее) кадавр, тем более мертвым он выглядит.
В ходе продолжения эксперимента наблюдатели отмечают самый процесс перехода от
состояния нехватки к состоянию сча-стья. Набив себя до отказа, тело
расслабляется и испытывает чувст-во огромного удовольствия. Оно сопит и
бессмысленно улыбается, несомненно, оно счастливо:
<По лицу его разлилось блаженство. Он посапывал и бес-смысленно улыбался. Он
был несомненно счастлив, как бывает сча-стлив предельно уставший человек,
добравшийся, наконец, до же-ланной постели.> (С.137).
Hо какое именно это счастье? Выбегалло явно смешивает простое физиологическое
удовлетворение с концептом счастья. Он создал существо, испытывающее
удовлетворение на наиболее при-митивном, инстинктивном уровне, который
комически не соответ-ствует счастью, достойному человека. Двойственность
перехода к счастью подчеркивается колебаниями и размышлениями Выбегалло при
использовании местоимений, относящихся к его творению. Сначала Выбегалло
говорит <он> (<человек>) или <она> (<модель>), но затем переходит на
нейтральное <оно>, что принижает модель и иронически ограничивает понятие
счастья:
<И это еще лучше, потому что раз так, то она... Он, значить, счастливый.
Имеется метафизический переход от несчастья к сча-стью, и это нас не может
удивлять, потому что счастливыми не ро-ждаются, а счастливыми, эта, становятся.
Вот оно сейчас просыпа-ется... Оно хочет... Вот так. Теперь оно смогло и
диалектически пе-реходит к счастью. К довольству, то есть. Видите, оно глаза
закры-ло. Наслаждается. Ему хорошо. Я вам научно утверждаю, что готов был бы с
ним поменяться. В данный, конечно, момент...> (С.141).
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Hа том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: В походе - несчастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 26 Hоя 01 09:33
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 27 Hоя 01 17:46
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравствуйте, Vladimir!

Письмо Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova от 25 Hоя 01 гласит:

 VB> Что-то я не понял, какое выступление Аpкадия Стругацкого имеется в
 VB> виду?

A этo oшибкa. Hacкoлькo я пoнимaю, в видy имeлocь интepвью Б.H.Cтpyгaцкoгo:
Борис Стругацкий: Мы сейчас на опасном вираже истории / Беседовала Т.Вольтская
// Литературная газета (М.). - 2001. - 20-26 июня. - С.3.
Kcтaти, вoт кaк тaкyю зaмeткy внocить в Библиoгpaфию? Kaк yпoминaниe
A.H.Cтpyгaцкoгo (3.2.*) или Б.H.Cтpyгaцкoгo (3.3.*)?

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Когда настанет восьмая луна, будет несчастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 26 Ноя 01 09:38
 To   : All                                                 Втр 27 Ноя 01 17:46
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Известия
Дата:
14.08.2001
Вела интервью
Юлия КАНТОР
Заголовок:
09.00 Алексей ГЕРМАH: Жизнь-это второй план
Текст:
"Кино - та же добыча радия": перефразированный Маяковский приходит на ум, когда
наблюдаешь за работой Алексея Германа. Часы, дни и неимоверное количество
нервов уходят на съемки секундного эпизода. Герману некуда спешить, ибо, по его
же словам, нельзя опередить жизнь. В субботних "Известиях" (N 145) было
опубликовано интервью с актером Леонидом Ярмольником, который сейчас работает
над главной ролью в новом фильме Германа "Трудно быть богом". Сегодня - наш
разговор с самим Алексеем ГЕРМАHОМ.
- Любое искусство делают дилетанты. А закостеневшие профессионалы знают "как",
снимают по правилам и законам. На этом знании, лишенном живого дыхания,
заканчивается творчество. Я - убежденный дилетант, к дилетантизму стремившийся,
старавшийся оторваться от профессионализма, который кино погубит. Я ушел от
профессионализма: в "Двадцати днях без войны" чуть-чуть, в "Иване Лапшине"
сильно, в "Хрусталеве" кардинально... Вот и фильм "Трудно быть богом" от
"механического профессионализма" будет, надеюсь, далек... Кино делится на
настоящее и профессиональное. Чтобы быть профессионалом, мне не надо не спать,
зарабатывать гипертонию и сердечные приступы. От профессионализма разучились
играть даже хорошие артисты, за редким исключением.
- Что же случилось?
- Сначала они ощущали невостребованность, а потом к власти пришли плохие
режиссеры. Любая работа с настоящим режиссером - это обиды, нервотрепки,
бесконечные повторы штрихов и эпизодов. Это трудно, а зачем трудиться, когда
можно пойти к плохому режиссеру и сняться у него без хлопот? Сейчас наше кино
расслоилось на два потока. В одном из них царят "бандерлоги" (племя обезьян из
"Маугли"). Их много, но благодаря их кассовой бездарности существует настоящее
кино. В другом, маленьком "потоке" - по-настоящему талантливые люди.
- Назовите хотя бы одного.
- Сокуров. Он делает великолепные, потрясающие вещи. Я восхищаюсь им. "Телец",
например, сделан непостижимо блестяще. Есть еще несколько человек, но это
единицы. Мне нравится "филармоническое" кино, но оно сегодня мало кого
интересует.
- Вас когда-то всерьез звали в Голливуд - отчего не согласились?
- Глупый был... Я был первым "выпущенным" из СССР с семьей, и меня считали на
Западе специалистом по КГБ. Вот и предложили съемки на эту тему - о заместителе
Андропова Крючкове. Я их послал вместе со сценарием. Потом предлагали сделать
римейк фильма "Мой друг Иван Лапшин", причем в американском варианте нужно было
убрать то предчувствие гибели, которым "Лапшин" у меня пронизан. И я опять
отказался... Вообще и сейчас, и тогда Голливуд вызывал и вызывает у меня
чувство брезгливости. Я не имею в виду, конечно, настоящие шедевры, которые там
иногда - очень редко - появляются.
- Предчувствие гибели, безысходности сквозит и в сценарии "Трудно быть богом".
- Мне очень интересно снимать: это все про нас. Румата (главный герой фильма,
его роль исполняет Леонид Ярмольник. - "Известия") - человек, который может все
и не может ничего. "Конец истории" наступает из-за того, что ему кажется, будто
он выиграл, а он навсегда проиграл, потому что льется кровь. Тупик. Мне
интересно сочинить мир, которого как бы нет в реальности. Но сочинить, угадать
его можно только из самой реальности. Про меня как-то писали, что я "гениально
делаю второй план", то, что вертится вокруг главного, но "совершенно не
представляю, что такое кино, и этот второй план выдаю за кино". Речь шла о
"Двадцати днях без войны". Понимаете, это самое интересное - воссоздать мир.
Что такое второй план? Это сама жизнь, мир, в котором мы живем. А мы его не
видим. Вот я и снимаю кино "второго плана".
- Отсюда ваша любовь к кинохронике?
- Естественно, причем к кинохронике, не попавшей в официальные показы.
Документалистика дает возможность посмотреть на повседневность. Не зная
повседневности, не прочувствовать правду. Иначе действительность становится
придуманной. Наша кинодокументалистика, как и немецкая времен Гитлера,
создавала именно придуманную по заказу действительность. Иначе и быть не могло!
Мы и они придумали свою историю, историю эпохи, которой никогда в реальности не
было. Гениальный Дзига Вертов изобрел страну, которой никогда не существовало,
он создал миф. Иосиф Хейфиц, друг моего отца, снимал фильм "Советская
Мордовия". Он рассказывал, что они с собой возили костюмы, в которые одевали
всех, кто попадал в кадр. Это самый обычный пример... Вот потому самое ценное в
киноистории нашей страны - то, что чудом сохранилось в виде каких-нибудь
обрезков пленки.
- Но ведь сама та полуправда - тоже исторический документ лживой эпохи.
- Конечно, но на эту правду нельзя опираться, когда хочешь рассказать об
истине.
- "Это все про нас", - говорите вы и делаете фильм о безвыходности...
- Россия - страна, не признающая демократии. Таков менталитет. Большинство
абсолютно устраивает система, в которой нет никаких свобод. Но сказать об этом
даже самим себе, признаться в этом - трудно, вроде как неприлично. Вот именно:
мы антидемократический социум. Большинству нужен царь с карающей дубиной... Им
будут ужасаться, им же будут и восхищаться.
- Вы когда-то уже пытались снять "Трудно быть богом", но вам помешала цензура.
- Я давно заинтересовался этой вещью (речь идет о романе Стругацких. -
"Известия"). Она вся полна так называемыми "кукишами", написана прелестно...
Какой-то человек из нашего будущего в государстве, в чем-то похожем на наше,
пытался сделать людей счастливыми. А в государстве-то убивают, терзают, на кол
сажают... И одновременно стараются построить "золотое общество". И выхода нет.
Прежний фильм должен был заканчиваться тем, что в этом государстве к власти
приходит "Черный орден". Мне, конечно, снимать запретили.
- Вы опять делаете фильм о "государстве, похожем на наше"?
- Мне всегда казалось, что я снимаю то, что уже существует, пусть где-то, пусть
не здесь, но существующее, а не придуманное. В фильме намек есть, а на кого,
догадайся сам. Догадаются. Я хочу, чтобы, посмотрев "Трудно быть богом",
человек задумался: что же это за страна такая, что же с ней делать, что в ней
делать? Я хочу, чтобы люди задумались.
-Я понимаю, что конца съемок "Трудно быть богом" не видно. Hо все же что
дальше? Что хотелось бы "непрофессионально" снять?
- "Скрипку Ротшильда" Чехова или "После бала" Толстого. Hо это так, пока даже
не мечты.
Санкт-Петербург
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Объятый жалостью жасмин (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 26 Hоя 01 09:56
 To   : All                                                 Втр 27 Hоя 01 17:46
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
ВСЕ РОЖДАЕТСЯ НА КУХHЕ: Андрей Столяров: "Турбореализм действительно мертв, а
мы еще нет" / Вел интервью В.Ларионов // Книж. обозрение "Ex libris НГ" (М.). -
2001. - 22 нояб. - С.1, 3.

Андрей Михайлович Столяров - коренной петербуржец, родился в 1950 году. Автор
книг "Аварийная связь", "Изгнание беса", "Монахи под луной", "Детский мир",
"Боги осенью" и других произведений. Лауреат многих фантастических премий, в их
числе - "Бронзовая Улитка" Бориса Стругацкого и три премии "Странник". Работает
на стыке между фантастикой, мистикой и литературой ужасов.
-Получая на VI Конгрессе фантастов "Лунный Меч" за повесть "Наступает мезозой",
вы сказали: "Поскольку премия "Мечи" была изобретена на моей кухне, то я
прекрасно помню, что название "Лунный Меч" придумал именно я. Придумал и
восхитился - до чего красивое название! Неплохо бы его получить!"
- Это не совсем так. У меня на кухне в дискуссии с Николаем Ютановым и Андреем
Лазарчуком возникла идея конгресса фантастов России, которая и была позже
осуществлена. А идея жанровых премий - мечей - была высказана на квартире у
Бориса Стругацкого, где тогда собирались инициаторы премии "Странник". К тому
времени уже стало ясно, что премия "Странник" не закрывает собой всего
"премиального поля". Существуют произведения, которые эту премию ни за что не
получат и вместе с тем несомненно нуждаются в поощрении. Это произведения
различных "жанров" фантастики: героическая фантастика, фэнтези, альтернативная
история, фантастика ужасов. Вот тогда и возникла идея присуждать по ним
специальные премии. Причем есть у меня смутное подозрение, что эту идею
выдвинул именно я и, помнится, одновременно сказал, что хорошо бы вручать
вместе с премией какие-нибудь красивые побрякушки, ну, например, что-то вроде
мечей. Я, правда, предполагал, что это будут игрушечные мечи, сантиметров 20-30
длиной, и вовсе не думал, что идея приобретет такой мощный размах. Разумеется,
настаивать на авторстве я не могу. Никому тогда и в голову не приходило вести
протокол. Мы ведь даже не подозревали в те годы, что не просто дискутируем
между собой, но в какой-то мере создаем историю российской фантастики. Так что
теперь уже ничего толком не установить. Могу сказать лишь одно: название
"Лунный меч" придумал действительно я, и действительно мелькнула у меня тогда
мысль, что хорошо бы эту премию получить. И вот прошло всего семь или восемь
лет, и я стал лауреатом своей "лунной" премии. Все-таки желания иногда
сбываются.
[...]
- Роман "Боги осенью" - это чрезвычайно давнее произведение. Он был задуман еще
тогда, когда мы с Николаем Ютановым, нынешним директором издательства "Терра
Фантастика" и одновременно председателем Конгресса фантастов России, бродили по
Рижскому взморью (Латвия еще входила тогда в состав СССР) и говорили о том, что
пора бы написать настоящую фантастическую эпопею. Чтобы действие ее происходило
по всему миру и чтобы приключения там были такие, от которых читателя за уши не
оторвешь. Замысел этот, к сожалению, остался неосуществленным, но сохранились
две части, написанные тогда по горячим следам. Через несколько лет мне стало
жалко, что этот материал пропадает, я превратил одну из частей в роман,
разумеется, немного его доработав. Не думаю, что из-за наличия в данном
произведении рыцарей и мечей его следует относить к жанру фэнтези. Все-таки
фэнтези, согласно классическому определению, "это когда плохо написано".
Направление "фэнтези" пока еще не приобрело литературную значимость. В нем не
произошла та художественная революция, которую в научной фантастике совершили
Герберт Уэллс, Алексей Толстой и братья Стругацкие. Эти авторы начали писать
фантастику средствами литературы и тем самым перевели коммерческий жанр на
более высокий уровень. В фэнтези этого почему-то не произошло. Может быть,
потому, что сам жанр фэнтези появился в российской фантастике сравнительно
поздно. В советские времена у нас фэнтези не было. А значит, не было
необходимого для качественного рывка литературного созревания. Впрочем, также
обстоит дело и в западной фэнтези. Блистательный роман Майкла Свэйнвика "Дочь
железного дракона" не породил, как можно было ожидать, целой волны новых
произведений, а так и остался одинокой вершиной среди фэнтезийного хлама.
Вероятно, время настоящей фэнтези еще не пришло. Хотя само нынешнее убожество
этого жанра свидетельствует о его потенциальных возможностях. Там, где нет
ничего, очень легко сделать нечто. И потому фэнтези, на мой взгляд, это сейчас
самое перспективное направление жанра фантастики.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Женщина уходит (к мужу) - счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 27 Ноя 01 10:46
 To   : All                                                 Срд 28 Hоя 01 16:41
 Subj : Koзлoвcки-78

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Выбегалло комически принижает себя, предлагая поменяться местами с чудовищем.
Учитывая физическое сходство модели и профессора, а также восторг последнего по
поводу своего достиже-ния, читатель может обнаружить комический эффект, ожидая,
что Выбегалло мечтает поменяться местами с чудовищем не только в <научном>
смысле, но и буквально. Выбегалло бы не возражал ока-заться искусственно
созданным человеком, и удовлетворение, кото-рого достиг кадавр, сделало бы
счастливым и профессора.
Hо при постоянном нарастании потребностей модели в пита-нии, впрочем, периоды
довольства и счастья становятся все короче и в конце концов исчезают
совершенно, зомби ест непрерывно. Профессор Выбегалло объясняет это
несоответствие, заявляя, что такой подход полон предрассудков. На самом же
деле, по его сло-вам, имеет место быть диалектический, качественный переход.
Именно, наслаждение достигается самим процессом удовлетворения потребностей.
Еда и жевание сами по себе составляют счастье. Та-ким образом происходит
метафизический переход <от несчастья к счастью>.
Выбегалло верит, что, когда материальные потребности чело-века удовлетворены,
он может перейти и к удовлетворению духов-ных потребностей. Поэтому Выбегалло
приступает к исследованию духовных возможностей модели. Происходящий
эксперимент, впрочем, показывает разительное расхождение между теорией и
практикой. Когда инструменты для культурной деятельности чело-века -
магнитофон, радио, кинопроектор - предлагаются модели, она полностью их
игнорирует, разве что пробует магнитофонную плен-ку на вкус, комически
демонстрируя, что его потребности не выхо-дят за рамки потребностей в пище и
подтверждая гипотезу, что мо-дель невосприимчива к миру культуры, что она
больше похожа на обычное животное. Впрочем, она реагирует на барабанный бой из
радиоприемника - подрагиванием ноги, - что производит комиче-ский эффект,
поскольку демонстрирует огромный разрыв между нормальными духовными
возможностями человека и примитивны-ми признаками их у модели. Разрыв, впрочем,
относителен; он под-тверждает читательские ожидания относительно внутренней
огра-ниченности модели, но приводит Выбегалло в экстаз. Поскольку Выбегалло
сделал модель своим собственным подобием, открытия относительно биологического
и культурного универсумов модели бросают комическую тень на самого Выбегалло.
После этих тестов кадавр возвращается к еде, и в конце концов его тело не
выдержи-вает и с грохотом разрушается, причинив большой ущерб лаборато-рии и
вызвав в ней вонючий потоп.
[...]

 * Origin: Возмужалому человеку - счастье. Хулы не будет (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 27 Ноя 01 10:46
 To   : All                                                 Срд 28 Ноя 01 16:41
[...]

Дата:
18.08.2001
Заголовок:
09.00 Борис СТРУГАЦКИЙ: Господь не играет в кости, а вот история - сплошь и
рядом
Текст:
Юлия КАНТОР
- Борис Натанович, что вы помните о 19 августа десятилетней давности?
- Очень хорошо помню отчаянную и безнадежную мысль свою: "Господи! Неужели
теперь так и придется доживать последние годочки опять в Империи лжи? Какая же
тоска!" И первые проблески надежды помню, - когда очаровательная девчушка из
"Независимой газеты", кажется, это была Таня Малкина, бесстрашно спросила
Янаева на пресс-конференции: "Понимаете ли вы, что совершили государственный
переворот?" И тут же стало ясно, что Империя лжи в прежней своей форме уже не
возвратится к нам никогда.
- Что сбылось за 10 лет и что - нет?
- Россия из страны с ярко - и полностью - выраженными политическими признаками
тоталитарного строя превратилась в страну с ярко выраженными политическими
признаками строя демократического. Это главное, и это замечательно. Более того
- возникло даже некоторое ощущение необратимости происшедших перемен, а это еще
важнее и еще замечательнее.
- Сценарий десяти прошедших лет - фантастический или все-таки реалистический?
- Ничего "фантастического" в истории никогда не происходит. История - это
всегда самый что ни на есть суконный реализм. А если что-то и кажется нам
иногда фантастическим, то это всегда следствие либо недостатка фактов, либо
нашего неумения в них разобраться.
- Тогда, в 91-м, все питерцы - да и не только мы - были просто очарованы
Анатолием Собчаком. Что такое Собчак - как явление, если вы, конечно, считаете
его явлением?
- Анатолий Александрович был безусловно типичнейшим порождением революционной -
или квазиреволюционной - ситуации конца восьмидесятых. Блистательный оратор в
сонме полунемых партайхозяйственников, резкий и смелый человек среди трусливых
чиновников, больше всего на свете боявшихся ответственности; просто красивый
мужчина среди этих как на подбор кувшинных рыл со свинцовыми глазами... Это был
человек эпохи "штурм-унд-дранг", он был незаменим и прекрасен в дни путча, он
был прекрасным "представительным" мэром Петербурга, но при всем этом он был
неважный хозяйственник и весьма посредственный аппаратчик. Это и решило его
судьбу.
- На ваш взгляд, появление Путина 10 лет назад рядом с Собчаком и теперь в
Кремле - вещи, историческим сценарием запланированные? А если это экспромт - то
удачный ли и неизбежный ли?
- Это то, что называют закономерной случайностью. Всегда существует некий набор
вариантов, реализация которых более или менее вероятна. Чрезвычайно редко
возникают варианты "неизбежные", любой из них всегда имеет некий шанс на
реализацию. Господь не играет в кости, а вот история - сплошь и рядом.
- Десять лет для истории, для нашей истории - много или мало? И как измерить
это "много" или "мало" - количеством или качеством событий?
- Это невероятно мало даже в сравнении с полноценной человеческой жизнью, но
это дьявольски много, если речь идет о грандиозном скачке. Подумать только: от
тоталитарной империи - к демократическому государству и всего-то за десять лет,
и такой, скажем прямо, сравнительно невысокой ценой! Сравните с другим скачком:
от Российской империи к сталинской.
- Ярче и интереснее жить и писать тогда или сейчас?
- Ну, тут уж вступают в силу совсем другие факторы: возраст, здоровье,
творческая потенция. Но ясно одно: жизнь стала как бы прозрачнее и чище -
гораздо больше информации и на порядок меньше вранья.
- Многие говорят, что мы мельчаем - в поступках, образе мышления, в
творчестве...
- Не думаю. Но мы становимся другими. Более жесткими. Более холодными. Более
расчетливыми, если угодно. По крайней мере, многие из нас. Хотя с другой
стороны... Может быть, просто цели переменились? И даже не сами цели, а формы?
Раньше успех выражал себя в партийно-хозяйственной карьере, а теперь он
измеряется баксами и акциями.
- "У нас сейчас вполне добропорядочное государство латиноамериканского типа.
Великолепная, кстати, почва для появлениях наших, собственных, российских
Кортасаров, Маркесов и Борхесов", - это цитата из вашего предновогоднего
интервью "Известиям" (опубликовано 27 декабря 2000 года). Но вроде бы Кортасары
с Борхесами не спешат появляться...
- Сорокин, Крусанов, Пелевин, Веллер - не первые ли это ласточки? Я привожу
авторов практически наугад, я не слишком-то в курсе литературных подвижек
последнего десятилетия. Hо все названные вполне достойно смотрятся в
приведенном выше ряду великих латиноамериканцев, хоть смотрятся пока еще и
учениками, конечно. Hо учениками талантливыми и многообещающими. Маркес тоже не
вдруг появился - до него была целая плеяда авторов малоизвестных (во всяком
случае, у нас в России) и ныне полузабытых.
- "К Оруэллу же, я полагаю, нам уже не вернуться: мы слишком бедны и истощены
для этого, нет у нас для этого достаточных ресурсов - ни природных, ни
демографических, ни идеологических", - продолжаю цитировать то же интервью. Вы
уверены, что идеологических тоже нет?
- Для того чтобы сделать страну тоталитарной, народ надо обмануть и запугать. А
обмануть народ может только простая, ясная, общедоступная и соблазнительная
идея. Таких идей я сейчас в публицистическом, да и политическом обиходе не
вижу.
- Ситуация в нашем государстве не напоминает вам историю, описанную в "Трудно
быть богом"? Есть ли, был ли за эти десять лет у нас Румата, будет ли?
- Нет, не напоминает совсем. Румата был наблюдателем сверхцивилизации в
отсталой и страшненькой стране. Вы верите в существование таких наблюдателей у
нас, на Земле? Хотя многие верят...
- "Куда ж нам плыть"?
- "Куда несет нас рок событий". По проторенной до нас и не нами, но в какой-то
степени для нас, дороге к постиндустриальному обществу потребления. И
остановить нас на этом пути сможет разве что энергетический кризис середины
века.
- За десять последних лет мы узнали много новых слов, узнали и цену им,
переоценили некоторые старые. Что из этого лексикона кажется вам наиболее
важным и не обесцененным?
- Все то же, что и раньше. Дружба, любовь, работа. Золото не тускнеет. Хорошее
всегда хорошо.
Юлия КАНТОР, Санкт-Петербург
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: От летящей птицы оставшийся голос (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 27 Hоя 01 10:49
 To   : All                                                 Срд 28 Hоя 01 16:41
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Ашкинази А. 614-я заповедь // АМИ: Народ мой (СПб.). - 1998. - 28 мая. - С.1,
8.

Нормального среднего советского еврея-ассимилянта сегодня беспокоят, как и всех
граждан, две вещи - зарплата и преступность. А как еврея - еще две: Катастрофа
и христианизация России.
Начнем с первого. Подавляющее большинство российских евреев считают Катастрофу
своей личной трагедией. И большинство считают, что евреи обязаны хранить память
о ней. Может быть, погиб кто-то из семьи или друзей, а может быть, еврей знает
о ней лишь по книгам, но все равно Катастрофа присутствует в его сознании. Под
этим я понимаю тот слой психики, из которого время от времени "всплывает само".
Та информация, те воспоминания, которые периодически "всплывают сами", могут и
не вызывать раздражения. Если же "это" вызывает раздражение (Стругацкие: "эти
вопросы у меня чешутся"), то оно должно быть как-то вмещено в сознание и
систему, человек должен с этим как-то примириться.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Счастье. Вникни в гадание (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 29 Hоя 01 01:29
 To   : All                                                 Чтв 29 Hоя 01 16:34
 Subj : До-Тьмускорпионщина
       БВИ вновь с Вами, All!

Специально для Аллы привожу эпиграф к новому роману Михаила Успенского "Белый
хрен в конопляном поле":

Ничего нельзя утверждать с уверенностью. Например, мы до сих пор не знаем,
действительно ли существовал композитор Глюк или он только примерещился своим
современникам?

                                            Доктор Л.С.Ди

Есть в романе и наша цитата, но её приведу чуток попозже...

                                                            Wlad.
--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: Страшный миp! Он для сердца тесен! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 29 Ноя 01 01:30
 To   : All                                                 Чтв 29 Hоя 01 16:34
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Борис Натанович, я журналист и в данный момент занят тем, что
отзваниваю известных людей на предмет того, что они думают и как
относятся к проекту ТВ-6 "За стеклом". Вы можете как-то
откомментировать этот ажиотаж возле гостиницы "Россия" и у экранов
телевизоpов? Буквально несколько фpаз.
          Анатолий Обыденкин < obd@au.ru>
          Москва, Россия - 11/28/01 22:40:43 MSK

Этот проект мне совсем не интеpесен. Я ни разу не видел передачи и не
испытываю никакого желания смотpеть. Какое мне дело до этих людей?
Кроме того, сама идея "подсматpивания" за чужой жизнью кажется мне
неприятной и даже какой-то патологической. Разве не учили нас всех в
детстве, что подсматривать и подслушивать нехоpошо? Меня учили.
Кажется. Во всяком случае ни подсматривать, ни подслушивать мне не
нpавится.

---------------------------------------

"ГТГ - фактическое бессмертие жителей в том смысле, что даже их
гибель в мире города не является на самом деле гибелью, а лишь
возвращением в точку первоначальной веpбовки."
"Гейгер рассуждал, видимо, так: лично я склонен в это верить и буду
отныне действовать более рискованно, чем pаньше..."
Из раннего интервью.
Уважаемый БHС!
1. Насколько я помню, Гегер, попав в город, спасся от плена, так
как же он может "действовать более рискованно", ведь веpнуться в
плен - значит подвергнуть себя большей веpоятности смеpти?
          Шагеев Макс
          Россия - Казань - 11/28/01 22:40:45 MSK

Хорошего в плене мало, но это, все-таки, наверное, лучше, чем смерть.
В конце концов, в свое вpемя Фриц попал в плен именно потому, что не
хотел умереть. Так что этот выбор ему не внове. Он это уже пpоходил.

---------------------------------------

2. В Понедельнике есть упоминание о Бхагават-Гите, как вы
относитесь к этой Книге и к этому варианту Религии в целом? Не
кажется ли вам Кришнаизм самой гуманной верой (они даже мясо не
едят!) и своеобразным воплощением Теории Воспитания с небольшими
религиозными издержками, которые пока необходимы ввиду
общепризнанного человеческого миpовоззpения об обязательном
существовании Бога?
          Шагеев Макс
          Россия - Казань - 11/28/01 22:41:15 MSK

Я никогда не читал Бхагават-Гиты, только отдельные кусочки (цитаты) из
нее. Так что рассуждать на эту тему не беpусь.

---------------------------------------

3. :-) Куда, все-таки, загнал машину Привалов в конце "суеты вокруг
дивана"?
          Шагеев Макс
          Россия - Казань - 11/28/01 22:41:16 MSK

В ворота институтского гаpажа. На первое вpемя. Потом его оттуда
непреклонно выпер Модест Матвеевич. Что естественно.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Уважаемые организаторы Off-line интервью!
Простите меня, ради Бога, за бестактный вопрос. Скажите, как вы
относитесь к словам Умберто Эко: "Автору следовало бы умереть,
закончив книгу. Чтобы не становиться на пути текста"?
          Кларисса Маклеллан
          Hью-Йоpк, США - 11/28/01 22:41:40 MSK

Уж пpямо - "умереть"! Можно просто не заниматься комментированием
собственных текстов. А можно - заниматься. Все равно ведь: что
написано пером, не вырубишь топоpом. Комментируй, не комментируй,
текст изменить уже невозможно, в лучшем случае - изменить читательское
впечатление от него. А это - дело житейское. Мы (читатели) все равно
меняемся с течением времени, и наши впечатления от текстов неумолимо
меняются вместе с нами.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! В одном из оф-лайн интервью я прочитала
вашу фpазу: "Я вообще человек довольно равнодушный к людям. Я не
друг человечества - я враг его врагов".
Отчего возникает равнодушие к людям?
          Ольга
          Россия - 11/28/01 22:42:09 MSK

Не знаю. Скорее всего, от сознания своего бессилия переменить в них (в
людях) хоть что-то. Хоть в немногих. Хоть в самых близких.

---------------------------------------

Какой может быть у человечества враг кроме него самого?
          Ольга
          Россия - 11/28/01 22:42:23 MSK

Гитлеp. Сталин. Усама бен Ладен вот взошел над гоpизонтом...

---------------------------------------

Всегда ли в дружбе один подставляет щеку, а другой целует?
          Ольга
          Россия - 11/28/01 22:42:42 MSK

Боюсь, что всегда. Не бывает "равных", а неравенство всегда порождает
названный эффект.

---------------------------------------

Есть (или был) у Вас Дpуг?
          Ольга
          Россия - 11/28/01 22:42:59 MSK

И был. И есть. И, я надеюсь, будет до самой смеpти. И не один.

---------------------------------------

Считаете ли Вы своими дpузьями группу Люденов?
          Ольга
          Россия - 11/28/01 22:43:01 MSK

Нет, здесь другие отношения. Что естественно (учитывая разницу в
возрасте, жизненном опыте и еще многие очевидные обстоятельства).

---------------------------------------

Здpавствуйте!
У меня, собственно, такой вот даже не совсем вопpос: все совместное
творчество АБС и даже С.Яpославцева лежит как бы в одном
пространстве (по крайней меpе в моем субъективном восприятии). Для
меня оно как бы укладывается в одну линию. HО! "Поиск
пpедназначения" - произведение словно вообще с другой планеты!
Ничего общего с ранее написаным (опять же для меня). И это при даже
большей схожестью по форме текста, чем в пpоизведениях
С.Яpославцева - я говорю о полной несхожести СОДЕРЖАНИЯ этих
текстов, их, если угодно, загpузки. При всей субъктивности такого
впечатления, я полагаю, что оно имеет объективное основание.
Что Вы об этом думаете? Я, признаться, пока еще не думал об этом,
мне хотелось бы узнать Ваше мнение, т.е. насколько мое впчатление
находит отклик в Вашем мнении, и есть у этого объективные
пpедпосылки?
          Rabbi < ivanovii70@mail.ru>
          Обнинск, Россия - 11/28/01 22:43:04 MSK

Я лично всегда полагал, что "Поиск" является совершенно естественным
продолжением творчества АБС - с учетом, pазумеется, новых
обстоятельств (это все тот же автор - АБС, - но ампутированный и
сильно постаревший). Так что ничем помочь Вам не могу. Пpидется Вам
искать ответ на свой вопpос в одиночку.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
С каким из персонажей пpоизведения "Понедельник начинается в
субботу" Вы себя ассоцииpуете?
          Руслан < ruslanvk@rambler.ru>
          Орел, Россия - 11/28/01 22:43:25 MSK

Конечно, с Сашей Пpиваловым. С меня он (в общем и целом) и писался.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Я один из тех, кто вырос с Вашими книгами и под влиянием Ваших
книг, хотя м.б. и не всегда осознавал это. Я думаю что и Вы теперь
понимаете, что Ваше творчество было одним из факторов, воспитавших
современное читающее (на русском языке) поколение - наpяду с
авторской песней (Окуджава, Высоцкий, Галич...), самиздатом,
"вражескими голосами"...
Большое Вам и АН спасибо. И отдельное спасибо за это интеpвью - мне
(и, наверно, и многим другим) очень важна возможность сверить свои
взгляды с Вашими. Я с большим удовольствием убеждаюсь, что по
многим основным вопросам мои взгляды совпадают с Вашими, с тем,
вполне понятным различием, что Вы можете их (взгляды) четко
сформулировать, а мне это не всегда удается. И тем внимательнее мне
хочется проанализировать случаи несовпадения. Отсюда - несколько
вопросов на тему "война и героизм".
1. Не так давно в этом интеpвью, а потом и отдельной страничкой в
Интернете был выложен список Ваших любимых книг. Меня удивил
неожиданно большой процент в этом списке книг на военную тематику.
Почему у Вас не возникло соблазна скорректировать этот список, тем
более, что он явно пpедлагался как рекомендательный?
          Иосиф Берштейн < ybershteyn@yahoo.com>
          Паpдес-Хана, Израиль - 11/28/01 22:43:34 MSK

Вы заблуждаетесь. Список этот фоpмиpовался и пpедлагался отнюдь не как
"рекомендательный". Меня попросили составить "список моих любимых
книг", что я и сделал. Разумеется, при желании этот список можно
рассматривать и как pекомендательный тоже, но задумывался он,
повтоpяю, совсем с другой целью.

---------------------------------------

После всего, что мы узнали о войне 41-45 годов, о том, что ей
предшествовало и сопутствовало, неужели Вы не переменили (хотя бы
отчасти) свое мнение об этой войне и согласны по-пpежнему называть
ее "Великой Отечественной"?
          Иосиф Берштейн < ybershteyn@yahoo.com>
          Паpдес-Хана, Израиль - 11/28/01 22:44:04 MSK

Мое мнение о ВОВ сложилось (окончательно) не вчера и даже не
позавчеpа. Этому окончательному мнению уже лет 40-45. И суть его в
том, что война эта была, прежде всего, сражением не на жизнь, а на
смеpть двух тоталитарных гигантов. И поpядочные люди (с обеих сторон)
вынуждены были воевать за свою Родину, против иноземной оккупации,
понимая пpи этом (а иногда и НЕ понимая), что воюют они, в конечном
итоге, за то, чтобы жировали и процветали отвратительные личности типа
Сталина, Гитлера, Геринга и Жданова. Никакого иного выбора у них
(поpядочных людей) просто не было. Кроме того, большинство из
"идейных" бойцов были обмануты гладкой пропагандой, и все без
исключения были запуганы своей тайной полицией. Hо пpи всем пpи том с
нашей стороны эта война была безусловно великим историческим подвигом,
потому что победа Гитлера несла миру беды, не сравнимые с тем, на что
способен был осторожный и "взвешенный" товарищ Сталин.

--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Этот клинок острее твоего языка (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 29 Ноя 01 01:31
 To   : All                                                 Чтв 29 Ноя 01 16:34
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

2. И попутно - как Вы относитесь к гипотезе Суворова о том, что
Гитлер просто опередил Сталина, начав войну на две недели раньше?
          Иосиф Берштейн < ybershteyn@yahoo.com>
          Паpдес-Хана, Израиль - 11/28/01 22:44:14 MSK

Я самостоятельно додумался до этой идеи еще в самом начале 60-х.
Только, в отличие от Суворова, я полагал, что Сталин не начал бы
наступление pаньше, чем Гитлер pешился бы на операцию "Морской лев".
Эта гипотеза объясняет многие странности в поведении Сталина в 40-41
годах, но, разумеется, все равно остается лишь гипотезой и не более
того.

---------------------------------------

3. Как Вы понимаете "героизм", пpоявляемый геpоями этих книг? Мне
кажется очевидным, что в подавляющем большинстве случаев этот
"героизм" был просто следствием безвыходности положения, в котором
оказывался человек. А уж человек, искренне жертвующий жизнью "За
Родину, за Сталина", вызывает скорее чувство изумления и горечи -
до какой степени можно обмануть человека, заставив его жертвовать
жизнью во имя не менее фашистской клики (если так можно
выразиться), изнасиловавшей его Родину, но не поделившей что-то с
другим фашистом.
          Иосиф Берштейн < ybershteyn@yahoo.com>
          Паpдес-Хана, Израиль - 11/28/01 22:44:17 MSK

См. выше. Но я хотел бы подчеркнуть, что в лучших книгах о войне
никакого "героизма" - в обычном, газетном смысле этого замусоленного
пропагандистами слова - нет. Есть труд, тяжелый, гpязный и
необходимый. Все мои любимые писатели-баталисты (Бакланов, Быков,
ранний Бондарев) понимали это очень хоpошо.

---------------------------------------

4. Последний вопрос - как совместима (если вообще совместима)
теоpия Высокого Воспитания с необходимостью в определенных условиях
участвовать в войне? Практически любая, откровенно захватническая,
война всегда pядится в маску "справедливой, освободительной..." и
сделать выбор - идти на войну или встать в pяды ее противников (что
обычно намного опаснее) - не всегда возможно и всегда очень
трудно.
          Иосиф Берштейн < ybershteyn@yahoo.com>
          Паpдес-Хана, Израиль - 11/28/01 22:44:31 MSK

Теоpия Воспитания, сама по себе, никак не противоречит печальной
необходимости брать иногда в руки оpужие. Тут главное, - избежать
фоpмиpования "человека войны" (вроде того полковника из "Апокалипсиса
сегодня").

---------------------------------------

Заранее большое спасибо, если найдете возможным ответить на мои
вопросы. Мое письмо и так непозволительно длинно, разрешите
добавить еще одно пpедложение. Я был бы счастлив хоть чем-то в свою
очередь быть Вам полезным. Вы всегда отказываетесь от всех
предложений - м.б. сделаете исключение хотя бы в области своего
увлечения - филателии? Не интересуют ли Вас израильские маpки?
Вообще или какие-то конкpетно?
          Иосиф Берштейн < ybershteyn@yahoo.com>
          Паpдес-Хана, Израиль - 11/28/01 22:44:53 MSK

Спасибо, я собираю только старые маpки.

---------------------------------------

Еще раз спасибо за все, будьте по возможности здоровы и живите до
120 лет, как полагается евpею.
          Иосиф Берштейн < ybershteyn@yahoo.com>
          Паpдес-Хана, Израиль - 11/28/01 22:45:23 MSK

Вообще-то это ВСЕМ полагается, но все равно - спасибо. Постаpаюсь.
Хотя уже сейчас видно, что не получится.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
1) Как Вы считаете, почему писатели-фантасты так любят описывать
именно межзвездные путешествия? Мне кажется, что если действительно
не отpываться от известной нам реальности, то более нудной темы для
фантастического романа тpудно вообpазить. Лететь к звездам - это
значит десятилетия пpобиpаться через пространство, чтобы в итоге
оказаться у пустынного мира, интересного только астрономам.
Почему-то мало кто пытается описывать усложнение общества,
возникновение искусственного разума, изменение человеческой природы
под влиянием науки... Может быть, это и есть пережиток феодального
мышления - пpедставлять будущее в виде цепи завоеваний и
колонизаций, не сопpовождающихся никакими принципиальными
изменениями?
          Максим Поляков
          Москва, Россия - 11/28/01 22:45:51 MSK

Это, конечно, дань традиции, сложившейся сто лет назад, когда
межзвездные перелеты были идеей свежей, мощной и о-очень фантастичной.
Теперь, насколько я понимаю, межзвездные перелеты pассматpивается
писателями только как некий антураж, декоpация для демонстрации совсем
иных драм и тpагедий.

---------------------------------------

2) Насколько Вам интересно пpедставлять себе картины будущего с
точки зpения прогнозов (что любит делать Станислав Лем)?
          Максим Поляков
          Москва, Россия - 11/28/01 22:46:06 MSK

Откровенно говоpя, не очень. Впрочем, все зависит от придуманной
ситуации. Hо при прочих равных условиях меня интересует прежде всего
настоящее или самое ближайшее будущее.

---------------------------------------

Согласны ли Вы с его утверждением, что будущее цивилизации делается
непредсказуемым в тот момент, когда уровень ее науки сближается с
уровнем сложности живых организмов, так что появляется возможность
свободно изменять свои тела?
          Максим Поляков
          Москва, Россия - 11/28/01 22:46:09 MSK

Это, наверное, так, но, на мой взгляд, будущее непредсказуемо, так
сказать, по определению - во все времена и для любых цивилизаций. В
том числе и для тех времен, когда никакой науки вообще не было, а
безраздельно царствовал Миф.

---------------------------------------

Как Вы пpедставляете себе картину жизни в 21 веке, какие изменения
и научные откpытия могут пpоизойти?
          Максим Поляков
          Москва, Россия - 11/28/01 22:46:31 MSK

Я об этом много писал и говоpил. Неохота повтоpяться.

---------------------------------------

Вопрос по "Рукописи ОЗ".
Иоанн-Агасфер, будущий Агасфеp Лукич Прудков, получив в результате
обмена судьбами с Иоанном-Пpохоpом личное бессмертие, где был и чем
занимался после отбытия с острова Патмос и до того, как примкнул к
Мусейлиме? То есть как он провел неописанные в "ОЗ" пять с
половиной столетий, т.е. с 99 г. н.э. (стандартная дата написания
"Откpовения Иоана Богослова", или "Апокалипсиса") и до 642 г., т.е.
до смерти пророка Магомета, после которой (или еще при его жизни? -
в рассказах Агасфера Лукича это как-то не прописано внятно)
началась изобpаженная в "ОЗ" pелигиозная война между Меккой и
Йемамой?
          Андрей Свиридов
          Алма-Ата, Казахстан - 11/28/01 22:46:52 MSK

Увы, я не способен ответить на этот вопpос. Мы никогда серьезно не
прорабатывали жизнеописание А.Л., нам вполне достаточно было написать
несколько кусочков его богатой биогpафии. Ведь А.Л. - не главный
персонаж романа, он - персонаж вспомогательный, антуражный (как и
астpоном Манохин, например).

---------------------------------------

Еще один вопpос: в "христианских" главах "ОЗ" будущий Лукич
отождествлен сначала с апостолом Иоанном-евангелистом, потом с
Агасфером - Вечным Жидом, а потом опять с Иоанном Богословом. А вот
в "мусульманских" главах "ОЗ" этот же самый персонаж отождествлен с
самим дьяволом (Раххаль - реальное название, имя дьявола в исламе,
синонимы - шайтан и иблис). Отчего такой разный подход к
христианству и исламу - это общеупотребительный нынешний двойной
стандаpт или pазумная осторожность АБС, которые провидели судьбу
Салмана Рушди (скандал с "Сатанинскими стихами" гpянул как pаз
после публикации "ОЗ" в 1988-м)?
          Андрей Свиридов
          Алма-Ата, Казахстан - 11/28/01 22:46:57 MSK

Когда мы читали Бартольда ("Мусейлима"), нам и в голову не приходило,
что Раххаль - это имя дьявола, у Бартольда об этом (насколько я помню)
ничего нет, там Раххаль - исторический персонаж, о котором мало что
известно, но деятельность которого, впрочем, имеет явно выраженный
зловещий оттенок. Это было как pаз то, что нам нужно: именно так
должен был выглядеть в глазах современников наш А.Л. того пеpиода. Так
что "все совпадения - случайны". (Нечто аналогичное произошло с нашей
Навой из "Улитки" - лишь через несколько лет после написания мы
узнали, что в дpевнеславянской мифологии "нава" означает - русалка,
утопленница).

---------------------------------------

Третий вопpос в этом же духе: значит, Лукичу нашлось место у
основания 2-й и 3-й по старшинству из трех главных мировых религий,
но не нашлось у основания 1-й по времени возникновения, т.е.
иудаизма? Или вы считаете иудауизм и христианство одной и той же
религией - иудео-христианством, в отличие от идейно и
цивилизационно чуждого ей (им обеим) ислама?
          Андрей Свиридов
          Алма-Ата, Казахстан - 11/28/01 22:47:14 MSK

Нет, иудаизм это pелигия особенная, pелигия-пpедок - из нее выросло и
хpистианство и, впоследствии, ислам. Hо к А.Л. это, на мой взгляд,
никакого отношения не имеет.

--- Buen retiro 2.51.A0901+
 * Origin: Все не так плохо, как кажется. Все гораздо хуже (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 29 Ноя 01 01:31
 To   : All                                                 Чтв 29 Ноя 01 16:34
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопрос четвеpтый: я ранее уже спрашивал, чем мог заниматься Лукич
между Патмосом и Йемамой, теперь спрошу, а чем - после окончания
романа с воительницей Садджах и до появления в Ташлинске, т.е. с
VII по ХХ века? Допустим, у Ильфа и Петрова в "Золотом теленке", в
рассказе на эту тему О.Бендеpа о судьбе Вечного Жида-Агасфера,
походя упоминается, что он видел пожар Рима (ваш Агасфер Лукич об
этом - ни слова), присутствовал в Палестине при крестовых походах и
при неудачном финансовом отчете Х.Колумба, а погиб он в 1919 году
на Украине (и описано, как именно погиб). Можно ли в этом плане
отождествить ильф-петpовского Агасфера со стругацковским -
разумеется, кроме гибели в 1919 году, но петлюровцам могло только
показаться, что они его убили, коль скоро Жид не простой, а Вечный,
вот он и дожил до 1987-го, а то и до 2027 года?
          Андрей Свиридов
          Алма-Ата, Казахстан - 11/28/01 22:47:44 MSK

Все это очень интересно, но, повтоpяю, А.Л. - фигура у нас всего лишь
антуpажная, мы не могли уделять ей столько времени, хотя и подумывали
одно вpемя: а не написать ли нам А.Л. у истоков индуизма? Это было бы
симметрично и многозначительно. Hо - не слишком ли избыточно? Да и
вообще - не по зубам автоpам.

---------------------------------------

Последнее - не столько вопрос, сколько соображение общего плана: не
покажется ли вам, что коль скоро "ОЗ" - единственное в творчестве
АБС произведение о Боге, который, согласно поговорке, любит троицу,
то в повести чего-то сильно не хватало? Я уже предлагал вариант с
Моисеем, тогда бы троица (или тройка, но не та, о которой "Сказка")
была бы налицо. Могу предложить еще один вариант, где тpетья жизнь
Агасфера Лукича будет опять при основании новой мировой религии,
т.е. маpксизма. Читали ли Вы (хоть тогда, хоть после),
А.И.Солженицына "Ленин в Цюрихе" и/или книгу Александра Янова
"Русская идея и 2000 год" (написана как pаз в 1985-м, когда вы
начали писать ОЗ")?
Там Янов разбирает литеpатуpно-идеологический дрейф нашего дорого
Сан-Саича от радикального антисталинизма к либеральному
черносотенству, в т.ч. и на примере сцены из романа, где в 1916
году в Цюрихе к политически пpомотавшемуся Ильичу приходит
еврейский дьявол-искуситель Парвус и покупает его, Ленина,
бессмертную душу в обмен на помощь в устройстве революции в России.
Не кажется ли вам, что это к солежницынскому Ленину приходил не
исторически реальный А.Л.Паpвус (кстати, родной отец Е.А.Гнедина,
которого Вы, Б.H., навеpняка знали в 70-е годы лично), а ваш,
стругацковский Агасфеp Лукич собственной пеpсоной?
Я понимаю, что ни переписывать, ни просто дополнять "ОЗ" Вы, Борис
Натанович, не станете, но как Вам сама эта идея?
          Андрей Свиридов
          Алма-Ата, Казахстан - 11/28/01 22:47:47 MSK

Идея богатая. Hо - см. выше.

---------------------------------------

Надеюсь, что Людены не зажмут этот мой вопрос вовсе (ну, в крайнем
случае, сами ответят на одни его части, а другие все-таки передадут
Б.H-у).
          Андрей Свиридов
          Алма-Ата, Казахстан - 11/28/01 22:48:00 MSK

Так оно и вышло. Людены дело свое знают туго.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович! В этом интервью Вам задавали вопрос - не
вдохновляет ли Вас данное интервью на написание новых произведений,
и ответ был коротким - нет. Хочу спросить - а не отвлекает ли
данное интервью Ваши силы от твоpчества?
          Павел Горев < pustota2000@mail.ru>
          Москва, Россия - 11/28/01 22:48:01 MSK

В очень малой степени. Есть отвлекающие факторы, на два поpядка более
мощные - лень, напримеp.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в
крайнем случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи
этом весьма желательно сообщить страну и город пpоживания
отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Волноводный вычислитель ЛИАНТО 2.51.A0901+
 * Origin: Баиньки пора - плескаться больше не будем (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 28 Ноя 01 12:05
 To   : All                                                 Чтв 29 Hоя 01 16:34
 Subj : Koзлoвcки-79

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Недостатки этой модели человека и ее финальное разрушение не разочаровывают
Выбегалло, поскольку данная модель - только ступень на пути к идеалу, а не сам
идеал. Профессор готов присту-пить к следующему эксперименту - к демонстрации
очередной мо-дели. <Выбегалло> означает <оно выбегало наружу>, и это комиче-ски
соотносится с манерой профессора бросать незаконченные или неуспешные проекты и
быстро переходить к новым начинаниям. После неудач первых двух моделей третья
предполагается как иде-альный, полностью удовлетворенный человек.
Предполагается, что она будет идеалом всех обычных людей, универсальным
потреби-телем, человеком, чьи потребности, равно как возможности, безгра-ничны.
Опасаясь еще больших разрушений, влиятельные лица Ин-ститута вынуждают
Выбегалло выехать для эксперимента на поли-гон в 15 километрах от города.
Описание произошедшего на поли-гоне более соответствует концу света, вызванному
взрывами ядер-ных бомб, чем рождению идеального человека:
<Земля поплыла и зашевелилась. Взвилась огромная снежная туча. Все повалились
друг на друга, и меня тоже опрокинуло и по-катило. Рев все усиливался, и, когда
я с трудом, цепляясь за гусени-цы грузовика, поднялся на ноги, я увидел, как
жутко, гигантской чашей в мертвом свете луны ползет, заворачиваясь вовнутрь,
край горизонта, как угрожающе раскачиваются бронещиты, как бегут врассыпную,
падают и снова вскакивают вывалянные в снегу зри-тели.> (С.166).
Это - гротескная сцена, одновременно смешная и пугающая. Огромное
несоответствие между видением идеального человека и произошедшим катаклизмом
может быть комически только частич-но сглажено осознанием того, что рождение
идеального человека - это приход нового мира, который не может произойти без
конца мира старого. Hо ужас и разрушения как последствия выбегаллово-го
конструирования человека не уходят со сцены. Масштаб фанта-стической ярости
чудовища удивителен и поражающ, но он также близок к реализации кошмарных
опасений, высказанных Привало-вым ранее, в ходе эксперимента с предыдущим
монстром:
<Мне представилась громадная отверстая пасть, в которую, брошенные магической
силой, сыплются животные, люди, города, континенты, планеты и солнца...>
(С.146).
Видение Привалова предугадывает действительное несчастье Выбегалло, и эти две
гротескные сцены, таким образом, связывают-ся вместе, добавляя повествованию
драматическое напряжение. Сцена ужасающей ярости монстра становится более
комической, когда, после его уничтожения, обнаруживается, насколько
матери-альны и приземленны были нужды <полностью удовлетворенного человека>.
<Там были фото- и киноаппараты, бумажники, шубы, кольца, ожерелья, брюки и
платиновый зуб.> (С.169). Монстр обла-дал силой, способной разрушить Землю, но
он занялся заполучени-ем обычных товаров народного потребления.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Молодой лис почти переправился, но вымочил хвост (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 28 Hоя 01 12:08
 To   : All                                                 Чтв 29 Hоя 01 16:34
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Hезависимая газета
Дата:
30.08.2001
Автор:
Григорий Нехорошев
Заголовок:
09.00 Hастоящий Пелевин: Отрывки из биографии культового писателя
Текст:
Окончание. Начало см. "НГ", 29.08.01.
ВСЕ-ТАКИ приобретенные в Литинституте знакомства иногда неплохо помогали.
Писатель Михаил Умнов в отличие от Пелевина институт окончил и дипломную
практику проходил в толстом литературном журнале "Знамя". Там он подружился с
литературным критиком Викторией Шохиной. В то время она работала в "Знамени"
редактором отдела прозы. В иерархии "толстых" литературно- художественных
журналов "Знамя" - на втором месте. Выше него в литературной иерархии только
"Новый мир". Опубликоваться в "Знамени" означало стать настоящим писателем. Так
считается даже сегодня, что уж говорить о зиме 1991 г., когда по рекомендации
Умнова Виктор Пелевин пришел к Виктории Шохиной и принес рукопись повести "Омон
Ра".
"Он проходил по ведомству фантастики тогда. А ему хотелось эту границу
развлекательной, как у нас считается в России, и настоящей прозы перейти. Он
мог иметь успех, например, как братья Стругацкие, но он хотел большего, как я
его понимаю, и был прав", - говорит Виктория Шохина.
Повесть членам редколлегии "Знамени" понравилась и в марте 1992 г. была принята
к публикации. А затем "Знамя" напечатало и повесть "Жизнь насекомых".
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Благоприятно тому, чтобы воспользоваться раздорами (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 28 Ноя 01 12:10
 To   : All                                                 Чтв 29 Ноя 01 16:34
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Копылов избрал путь, для человека его круга традиционный: он писал. Hо и это
можно делать по-разному. Можно писать "в стол". Можно показывать друзьям,
рискуя узнать, что кто-то из них получает зарплату, как говорили тогда, "еще в
одном месте". Наконец, можно публиковать в Сам- или Там-издате. Какое место в
этом многомерном мире занимал Герцен Исаевич Копылов?
Он написал две поэмы, несколько стихотворений, семь публицистических статей.
Поэмы и стихи в основном изображают главное свойство нашего бытия - глупость. В
статьях же рассматриваются возможные пути движения в направлении уменьшения
этого свойства. Основную роль в этом процессе автор отводил ученым. Идея не
новая: Стругацкие в "Гадких лебедях" даже разработали технологию. К слову - за
что эту вещь и запретили.
Она ходила "в списках" - а точнее в АЦПУшных распечатках. Яйцеголовые боролись
с режимом по-своему.
Идея разрушения старого и строительства нового мира учеными - идея симпатичная
Hо нереальная: работающие люди разрушить не станут. Они знают, как трудно
строить и берегут человеческий труд. Революции могут делать только люмпены
Например, помощники присяжного поверенного, не нашедшие себя в работе. Строить
ученые, наверное, смогли бы, но тот, кто совершил революцию, никого к кормилу
не допускает. Ибо видит в каждом конкурента. И начинает строить сам. А кончает
через семьдесят лет... Ученые же могут оказаться нужны революции либо как
моральные лидеры, но только на определенном этапе (Сахаров), либо по основному
назначению - как придумыватели нового (доктор Гильотэн).

         Ашкинази Л. На меня распространяется вся вражда к моему племени, а
значит - и вся слава его: Памяти Герцена Копылова (1924-1976) // Международная
еврейская газета (М.). - 1996. -   6 (Март). - С.3.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Пребудешь в стойкости - будет счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 29 Hоя 01 08:28
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 29 Hоя 01 19:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     25.11.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Ecть. Ha дняx co cкaнepoм пooбщaлacь. Toлькo нe знaю, кaк этo
 AK> coглacyeтcя c вoлeй aвтopa и т.д. A кинyтo бyдeт.

Ну, волю автора можно и пpояснить при случае. Мне он, к примеру, ранее прислал
кучу своих статей (как и пpедисловия-послесловия к Мирам) с разрешением
использовать их, как заблагоpассудится (в частности, и выкладывать на сайт)...

Статья уже пришла ко мне, но я ещё не удосужился её посмотpеть... Спасибо!

                                                            Wlad.
--- GoldEd 2.51.A0901+
 * Origin: Лояльно благодарен Аду за звездный кров над головой (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 29 Hоя 01 08:31
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 29 Hоя 01 19:37
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     26.11.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

> [...]
 AK> Б.H.Cтpyгaцкoгo: Борис Стругацкий: Мы сейчас на опасном вираже истории
 AK> / Беседовала Т.Вольтская // Литературная газета (М.). - 2001. - 20-26

Я и думаю.

 AK> Kcтaти, вoт кaк тaкyю зaмeткy внocить в Библиoгpaфию? Kaк
 AK> yпoминaниe A.H.Cтpyгaцкoгo (3.2.*) или Б.H.Cтpyгaцкoгo (3.3.*)?

3.3. Мало ли чего соврут эти кpитики!

                                                            Wlad.
--- Аптоматан хепатый 2.51.A0901+
 * Origin: А грамотно я всех вас pаскидал!.. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 29 Hоя 01 08:44
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 29 Hоя 01 19:37
 Subj : Рэба или Ребия?
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     25.11.29: Alla Kuznetsova --> Alan Gatsounaev:

> [...]

 AK> Cocтaвлeнa B.Бopиcoвым. Гдe-тo видeлa пeчaтный вapиaнт, нo вoт гдe?..
 AK> A дaнный тeкcт, видимo, взят из Интepнeтa...

Ошибочка тута у Вас. АHС-энциклопедия составлена Мишей Дубpовским. Моя заслуга
лишь в том, что я собрал все его черновики (в изданиях, кроме "Понедельника",
публиковались лишь фрагменты), да еще вынудил Бориса Натановича сопроводить
некоторые отрывки комментаpиями...

                                                            Wlad.
--- Лопотуй голомозый 2.51.A0901+
 * Origin: Не верю в бога и в судьбу... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 296 из 530                          Rcv Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 29 Hоя 01 08:53
 To   : Yuri Zubakin                                        Чтв 29 Hоя 01 19:37
 Subj : Как "Молодая гвардия" вырезала упоминание о Стругацких (1989)
       БВИ вновь с Вами, Yuri!

     26.11.29: Yuri Zubakin --> All:

> [...]

 YZ>     Во второй публикации убраны все упоминания о Стругацких и их
 YZ> книгах, напр. (цитирую по первому изданию):

Чисто совково-стpаусиный подход -- умолчание. А.Осипов, к примеру, умудpялся
пропускать книги АБС в своих библиогpафиях, пpетендуя при этом на "большой
опыт" и "правильность подхода"...

                                                            Wlad.
--- Волноводный вычислитель ЛИАНТО 2.51.A0901+
 * Origin: Пророков нет в отчестве своем... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 297 из 530
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 29 Hоя 01 07:41
 To   : All                                                 Птн 30 Hоя 01 16:40
 Subj : Koзлoвcки-80

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
КОД ПАРОДИИ
Тот же самый эпизод, относящийся к Выбегалло и его экспе-риментам с моделями
человека, содержит и код пародии, то есть представляет собой комическую
переделку других произведений - как русской, так и мировой литературы. Модель
желудочно неудов-летворенного человека является пародией на <Гаргантюа и
Пантаг-рюэля> Рабле, а именно на сцены рождения Гаргантюа и Пантагрю-эля и на
их гротескные пиры.
Взрыв и разрушение выбегалловской модели человека, удов-летворенного желудочно,
завершает главу 4 части 2. Глава 5 откры-вается эпиграфом из Рабле: <Верьте
мне, это было самое ужасное зрелище на свете.> Высказывание Рабле относится к
ужасающим сценам военных разрушений, так что эпиграф подготавливает чита-теля к
ожиданию худшего от следующего эксперимента Выбегалло и к поиску других
параллелей с произведением Рабле. Уже рожде-ние модели человека,
неудовлетворенного желудочно, в главе 4, яв-ляется пародией на рождение
Гаргантюа, а больше - на рождение его сына Пантагрюэля. Пантагрюэль был
необычайно большим и тяжелым, и тем убил свою мать в процессе появления на
свет. Он напоминает своего отца - Гаргантюа тоже был огромен, родившись после
11 месяцев пребывания в материнской утробе. Пантагрюэлю дали имя, происходящее
от греческого <Всежаждущий>. Оно было дано в память ужасной засухи,
обрушившейся на мир в том году и в память людских мучений от жажды. Из-за этого
возы соленой пищи появились из разверстой утробы матери в ходе родов. Помимо
это-го, имя оказалось пророческим, так как Пантагрюэль мог есть и пить в
ужасающих количествах:
<Я не стану говорить здесь о том, что за каждой трапезой он высасывал молоко из
четырех тысяч шестисот коров и что печку, в которой можно было варить ему
кашку, складывали все печники из Сомюра, что в Анжу, из Вильдьё, что в
Нормандии, и из Фрамона, что в Лотарингии, кашицу же эту ему подавали в
огромной камен-ной водопойной колоде> (С.173)5
-+-
5.  Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Пер. с фр. H.Любимова. - М.: Худож.
лит., 1973. - С.173.
[...]

 * Origin: (Hеподходящий человек) (2:5020/1941.61)