RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 21 Hоя 01 07:43
 To   : All                                                 Чтв 22 Hоя 01 05:16
 Subj : Koзлoвcки-72

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Эксперимент Выбегалло комически расходится с благород-ными теоретическими
целями институтских ученых. Они ищут сча-стье в стремлении к познанию, а цель
Выбегалло более практиче-ская и сиюминутная. Он смешивает идею внутреннего
счастья с удовлетворением материальных потребностей человека. Он творит людей с
безграничными биологическими потребностями (еда, сон и т.д.) и возможностью их
удовлетворения, и эти существа оказыва-ются чудовищами, прожорливыми и
разрушительными. Так теоре-тическая и практическая деятельность Института
взаимодействует с таковой Выбегалло, порождая эстетическую модель комических
не-сообразностей.
Привалов, не верящий в успех начинаний Выбегалло, дает подробное и ироническое
описание того, как профессор подходит к своему проекту. Чтобы достичь успеха,
Выбегалло рассматривает задачу сотворения искусственного человека как в
<научной>, так и в <деловой> манере, что только подчеркивает несовместимость
его примитивной теории и потребной для выполнения задачи услож-ненности.
Научный подход в сочетании с хорошей организацией можно было бы ожидать в
серьезном технологическом проекте лю-бой отрасли, и именно поэтому хлопоты
Выбегалло воспринимают-ся читателем как комические:
<Hехитрую эту идею он пробивал всячески, размахивая то-мами классиков, из
которых с неописуемым простодушием выдирал с кровью цитаты, опуская и вымарывая
все, что ему не подходило. В свое время ученый совет дрогнул под натиском этой
неудержи-мой, какой-то даже первобытной демагогии, и тема Выбегаллы бы-ла
включена в план. Действуя строго по этому плану, старательно измеряя свои
достижения в процентах выполнения и никогда не за-бывая о режиме экономии,
увеличении оборачиваемости оборотных средств, а также о связи с жизнью> (С.91).
Выбегалло - мошенник, создающий впечатление серьезного, думающего ученого. Его
усилия подчеркиваются такими словами, как <строго>, <старательно>, <серьезно>,
<измеряя... в процентах>, <режим экономии>, но вся эта колоссальная энергия и
все эти навы-ки прилагаются неправильно - к цели, которая служит только себе, к
цели циничной и бесполезной с научной точки зрения.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: --->  Xopoшo жить xopoшo !  <--- (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 21 Hоя 01 07:43
 To   : All                                                 Чтв 22 Hоя 01 05:16
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Hезависимая газета
Дата:
27.07.2001
Автор:
Александр Суетнов
Заголовок:
09.00 Бессмертный самиздат: Сегодня он деполитизировался и не зовет на площадь
Текст:
ДВЕНАДЦАТЬ лет назад, в самом конце 1989 г. в одной из популярных газет
появилась статья "Прощай, самиздат". Человек, написавший ее, умудрился сделать
такое заявление именно в период небывалого расцвета, количественного пика
неподцензурных изданий за всю историю СССР-России, перестройки, гласности и
постперестройки. Правда, это был уже другой, квазисамиздат, слабо напоминающий
хрустящие папиросные странички "Хроники текущих событий", до предела
уменьшенные фотокопии страниц "Архипелага ГУЛАГа", варварски условный шрифт
распечаток Стругацких на "БЭСМе", сделанных техниками ВЦ АН, и даже
академическую машинопись питерских "Часов" и "Обводного канала".
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------
Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обладателю правды - препятствие (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 22 Ноя 01 07:34
 To   : All                                                 Птн 23 Ноя 01 10:45
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Итоги
Дата:
31.07.2001
Записала:
Елена Ланкина
Заголовок:
09.00 Трудно играть бога
Текст:
СЪЕМКИ
Исполнитель роли благородного дона Руматы Эсторского Леонид Ярмольник
признается: "Сниматься у Алексея Германа - самая большая тренировка терпения,
которая только может быть в жизни"
Этот фильм ждут. Во-первых, его снимает Алексей Герман. Во-вторых, это
экранизация одной из главных книг братьев Стругацких "Трудно быть богом". Идея
фильма возникла тридцать лет назад, был написан сценарий, но до съемок дело не
дошло. И вот спустя годы Герман вернулся к давнему замыслу, а на главную роль -
благородного дона Руматы Эсторского - пригласил Леонида Ярмольника. О том,
каково это - играть у знаменитого режиссера, Леонид Ярмольник рассказал в
интервью "Итогам".
- Вы удивились, когда Алексей Герман предложил вам сыграть главную роль в
"Трудно быть богом"?
- Просто к этой мысли я постепенно привык, потому что "выбирал" меня Герман
довольно долго - полгода. Окончательное решение им было принято не сразу. Так
совпало, что я тоже был на "Ленфильме", когда он уже вел пробы на картину. Мы с
Сашей Абдуловым снимали павильонные сцены "Бременских музыкантов", а
параллельно в каком-то другом уголочке студии Герман выбирал типажей -
"мальчика с большими рыбами" и прочих странных персонажей.
- Там-то, на "Ленфильме", вы ближе и сошлись?
- Мы были знакомы. Здоровались, общались на каких-то фестивалях. "Сойтись" или
"разойтись" по собственному желанию с Алексеем Юрьевичем невозможно. Он
настолько самодостаточный и своеобразный человек, что повлиять на него трудно.
На него нужно произвести впечатление, причем не разговорами, застольем или
обаятельным общением. Это все принимается, но выбор он делает по совершенно
другим критериям, о которых я до сих пор не знаю, несмотря на то, что работаю с
ним почти два года. В этом, наверное, его загадка. Сомневаюсь, что он видел мои
фильмы. Он больше знал меня по прибору, который, как холодильник, в каждом
доме.
- По телевизору?
- Да. Визуально - как телевизионного ведущего. Он же ужасный прикольщик и
однажды сказал мне: "Я уже потом узнал, что ты, оказывается, еще и в кино
снимаешься!"
С одной стороны, кажется удивительным, что он взял меня, но с другой - Герман
всегда снимал комиков в трагических ролях. Вспомните его фильмы с Роланом
Быковым, Юрием Никулиным, Андреем Мироновым.
- А Герман ставил перед вами условие - уйти с телевидения?
- Когда дошло до оформления договоренностей на бумаге, Алексей Юрьевич настоял
на том, чтобы я прилетел к нему в Питер на разговор. Там он сказал, что решил
снимать меня, но его тяготит моя занятость на телевидении, моя "вездесущность"
модного и востребованного артиста. Он считал, что эта суета будет отвлекать
меня от роли. По-своему он прав: большинство артистов нуждается в "глубоком
погружении" в материал и только тогда существует органично. Но все зависит от
природы. Я - представитель Щукинской школы. Мне достаточно трех минут, чтобы
представить, что я на другой планете или под водой, и не нужно неделями сидеть
и настраиваться: "Мы в Средних веках... Мы в Средних веках..." Потом, уже
проработав со мной год, Герман это понял. А тогда я сказал: "Герман у нас один.
И если для него это так важно, мне легче согласиться с ним, чем переубеждать в
том, что со мной можно работать по-другому".
- И вы с легкостью отказались от всего, чем занимались до этого?
- Откровенно говоря, я переживал и был расстроен тем, что мне нужно бросить
созданное мной телепроизводство. Пришлось оставить телепроекты, закрыть
программы. Параллельно сниматься в другом фильме - невозможно, потому что для
германовского фильма нужно именно это лицо, которое вы сейчас видите. В картине
такой я и есть. Никакого особого грима, кроме грязи, прыщей, крови, синяков, у
меня нет.
- А я слышала, что вам долго искали грим и делали из Ярмольника чуть ли не
Иисуса Христа.
- Отголоски Иисуса Христа в этой роли должны быть, потому что снимаем-то мы
все-таки "Трудно быть богом". Хотя мы не изображаем Христа напрямую - это было
бы пошло, но ассоциации такие у зрителя возникнуть могут. Грим искали долго - и
с длинными волосами, и с короткими, и с бородой, и без бороды. Остановились на
испанской бородке и общей небритости.
- Вас старались "омолодить"?
- В книге, конечно, Румата помоложе. Ему тридцать пять. Но произведение это
написано в начале шестидесятых, а с тех пор наше представление о возрасте
трансформировалось. Тогда время было другое, и тридцатилетний человек был
намного взрослее нынешних своих сверстников. Это хорошо видно на старых
фотографиях, где тридцатилетние выглядят как сегодняшние сорокалетние.
Герман и сам ответить не может, как должен выглядеть Румата и сколько ему лет.
И в этой неопределенности особый смысл. В жизни мы ведь тоже выглядим то
моложе, то старше. Одно время я делал косметические процедуры - разные массажи,
совершенно несвойственные мне по жизни. Выглядеть стал чуть лучше, но...
Мужчина, убирающий синяки и морщины под глазами в институтах красоты, - это
что-то ненормальное.
- Hо актер ведь "работает" лицом?
- Помните, как говорят? "Женщине столько лет, на сколько она выглядит, мужчине
- столько, на сколько он себя чувствует". У меня такие же ощущения, как и
двадцать пять лет назад. Я делал все это, чтобы Герман успокоился. С гримом мы,
слава богу, остановились. Я убедил его в том, что он стремится сделать меня
жутким, как все вокруг.
- Вы о странных персонажах-типажах, с которых все и начиналось?
- Да. В том числе это и больные люди, которых гримировать не нужно - они и так
страшные, с отпечатком всей прожитой жизни на лице. Герман не любит актерскую
профессию - профессию "людей изображающих". Иногда он мягчает и говорит, что
очень талантливые артисты могут быть естественными и похожими на настоящих
людей. Мы в этой работе движемся к тому, чтобы по способу существования в кадре
меня можно было "спутать" с мальчиком-дауном или с каким-нибудь другим
человеком, даже не знающим, что его снимают.
- Не тяжко ли такое партнерство?
- Это трудно, требует терпения. Они не профессионалы и могут сделать то, что их
просят, не с пятого, а в лучшем случае с пятидесятого раза. А ты все эти
пятьдесят раз вынужден их ждать.
- А кто из профессиональных актеров занят еще в картине?
- Юрий Цурило, известный по "Хрусталеву", играет дона Пампу. Александр Ильин -
Арату, Александр Чутко - дона Рэбу. Евгений Герчиков - Будаха.
- Герман рассказывает, что ваше сотрудничество началось очень бурно.
- Поругались мы. У меня характер тот еще, да и у него не сахар. Нам нужно было
сделать пробу, а он еще толком не знал, чего хочет. Он, наверное, больше злился
на себя, чем на меня, и мне это передалось. Мы так замучились, что я сказал,
что не понимаю, чего он хочет. А он в сердцах как бы пошутил: "У Германа
сниматься - не бутылку дарить на экране". И пошел из павильона. А я вслед:
"Бутылку нужно тоже уметь подарить обаятельно!" Когда-то в "L-клубе"
действительно я и пиво, и водку дарил.
- И чем же дело кончилось?
- Света Кармалита, супруга Германа, полдня нас мирила. Объясняла, что я дурак и
он дурак, и мы не поняли друг друга, потому что оба нервные и принципиальные.
"Герман тебя обожает", - говорила она. Я думаю, только сейчас, когда мы уже
полтора или два года общаемся, у нас произошло почти полное знакомство друг с
другом. Я уже не всегда на него обижаюсь. Знаю, что он человек непростой и его
нужно знать, для того чтобы понять. Он говорит о том, какая сегодня
омерзительная погода, а сам в это время хочет понять, как я в эту минуту
меняюсь в лице, - для того, чтобы потом это использовать на съемках! Он -
режиссер в чистом виде и ищет, как меня раскрыть и увидеть по-другому.
- В общем, это будет другой Ярмольник?
- Я уже другой. Я снимался у многих режиссеров, в том числе и мастеров. Hо то,
чему меня учит Герман, - совершенно другое. Если есть система Станиславского,
то это - "система Германа".
- И сколько уже отснято?
- Примерно треть. В Чехии мы сняли всю натуру, связанную с замками. Основные
сцены впереди. В Питере будем снимать павильоны - покои принца, сцены с доном
Рэбой. Декорации "Серой радости" строим под Питером. Еще один объект будет в
Выборге.
- Что за история стряслась с вами в Чехии? Якобы вы чудом уцелели, когда вас
сбросила лошадь?
- Это измышления журналистов. Я специально для этой картины занимался верховой
ездой, и Герман доволен тем, как Румата держится в седле. Сам он человек,
который не делает зарядку, и на все мои достижения говорит: "Да это любой
калека сделает!" Сбивает пафос, и правильно делает. Артист должен уметь все. И
научиться чему-то, если надо.
- Например, накачать мускулы...
- "Качаюсь" я уже полтора года, но эти занятия помогают мне только в смысле
выносливости.
- От первоисточника отступления серьезные?
- Он осовременен. За прошедшие сорок лет идея не устарела, но "состарилась"
форма. Сценарий написан с невероятным уважением к книге. Что-то
перекомпоновано, но суть осталась.
- Про что же вы все-таки снимаете этот фильм?
- Про всех и про все. Всегда и везде есть человеческие отношения, власть и
жажда власти, люди, соблюдающие приличия, и люди борющиеся. Это великое
произведение. Про картину пока говорить рано. Про Румату я могу сказать, что
это и Хлестаков, и Гамлет, и Сирано.
- Гамлет ладно, но Хлестаков?
- Поэтому Герман и взял меня, чтобы я периодически был клоуном и в какие-то
моменты - от хитрости, от ума - корчил рожи.
- А исторический антураж воссоздается всерьез?
- Так, как ни у кого и никогда! С такой тщательностью Средние века еще не
снимали. Не будет никаких дешевых киношных условностей - все, что попадает в
кадр, настоящее. Начиная от грязи и заканчивая украшениями и костюмами.
- Тогда это явно сказалось на бюджете!
- Наверное. В этой картине я далек от продюсерских проблем. Слава богу, здесь я
только артист.
Да Герману это и не нужно. У него есть доброжелатели куда мощнее и с гораздо
большими возможностями. Может быть, только сейчас наступило для него время,
когда те, кто мог бы, как раньше, помешать ему и все закрыть, слава богу,
помогают.
- Вы говорите о помощи на государственном уровне?
- Да. Дать возможность такому художнику, как Герман, сделать то, что он хочет,
- одна из первейших обязанностей государства. В России всегда душили
художников. Сейчас есть шанс хотя бы на примере Германа доказать, что наша
страна стала другой.
- Говорили, что название у картины будет другим.
- Название выяснится, когда картина будет смонтирована. Мне бы хотелось, чтобы
оно осталось таким же, как у книги, - лучше не придумаешь. У Германа есть еще
один вариант: "Что сказал табачник с Табачной улицы..." Это рефрен - фраза,
которую повторяет Румате его слуга, пытаясь процитировать самого умного
человека в городе. Мы всегда думаем, что сами все понимаем, а прислушиваемся к
"табачнику с Табачной улицы".
- В применении к Герману смешно спрашивать о сроках, и все же?..
- Съемки должны завершиться до конца 2001 года или до февраля 2002-го. Сейчас
задержка из-за того, что не готов павильон в Питере - в том виде, в каком нужен
Герману. У меня ощущение, что Герман сейчас в очень хорошей творческой форме.
Если не будет непредвиденных задержек, до Нового года мы должны уложиться.
Дальше пойдет монтаж и озвучивание. Картина может появиться на экране в 2003
году.
- У вас нет ощущения, что эта работа вас изменила - не только в
профессиональном, но и в человеческом плане?
- В каком-то смысле да. Работа с Германом заставила меня по-другому оценить
степень нужности нашей суеты. Мы в жизни зачастую суетимся больше, чем делаем
что-то реальное. С годами привычка остается - ты так же дергаешься, но не
всегда это толково. Я благодарен создавшейся ситуации. Иногда дергаюсь оттого,
что ничего не делаю. Сниматься у Германа - самая большая тренировка терпения,
которая только может быть в жизни. Большую часть времени надо сидеть и ждать.
Иногда меня это бесит, а иногда я думаю, что так и делается настоящее -
медленно, с трудом, вымеряя каждый шаг.
- И все-таки не верится, что вы думаете только о съемках.
- Не скрою, кое-какие мысли у меня есть. Если до конца года у нас не закончится
съемочный период, я буду настаивать на том, что сниматься у Германа я продолжу
параллельно с чем-то еще. Скорее всего с еще одним кинопроектом. Мне хочется
организовать съемки набоковской "Камеры обскуры". Совсем необязательно, что я
буду еще и продюсером. Хочу сыграть одну роль. Пока все это на уровне
переговоров. Произведение очень сложное и очень "опасное" для экранизации. Тем
больше мне хочется это осуществить в кино.
Врез
 (Фото: АЛЕКСАНДР ИВАНИШИН)
Леонид Ярмольник создает в картине неприглаженный образ средневекового человека
- с немытой головой, в одежде, покрытой кровью и грязью (Фото: СЕРГЕЙ АКСЕНОВ)
ФАНТАСТ
 (Фото: ИТОГИ)
Один из авторов "Трудно быть богом" - Борис Стругацкий - рассказал
корреспонденту "Итогов", как он относится к попыткам перенести придуманных им и
его братом героев на экран.
- Борис Натанович, какие фильмы "по Стругацким", представляются вам удачными?
- "Сталкер" Тарковского и "Дни затмения" Сокурова. Оба не могут быть названы
экранизациями в прямом смысле слова. Они далеки от первоисточников, это
самостоятельные произведения.
- Какова история экранизации повести "Трудно быть богом"?
- Я процитирую отрывок из моих "Комментариев к пройденному". "У сценария
(который писался вместе с Германом) своя история, его несколько раз начинали и
бросали, были моменты, когда дело, казалось, на мази - но возникало
препятствие, и все надежды рушились. Сценарий два года влачился по инстанциям.
В обсуждениях принимали участие и литераторы знаменитые - Вера Панова
(выступавшая против с резкостью и жесткостью) и Александр Володин,
заступавшийся решительно и неизменно". В день ввода войск в Чехословакию фильм
окончательно запретили.
- Фильм будет "стругацким" или "германовским"?
- Герман - один из лучших современных режиссеров России. Может быть, самый
лучший. Если кто-нибудь в мире и способен снять настоящее кино по "Трудно быть
богом", то это только он. И фильм получится, конечно, скорее "германовским".
- Hа роль Руматы претендовали Александр Лыков (Казанова из "Улицы разбитых
фонарей".) и Леонид Ярмольник. Утвердили последнего. Правильный ли это выбор?
- Мне нравятся оба. У обоих средневековые лица. Ярмольник, на мой взгляд, более
разносторонен и многофункционален как артист. Я где-то прочитал, что на пробах
он оказался лучше в важной сцене - разговор Руматы с Будахом. Hа реплику
"Тогда, господи, оставь нас и дай нам идти своим путем", он лучше произнес
ключевую фразу: "Сердце мое полно жалости. Я не могу этого сделать". Если это
не легенда, то я за Ярмольника спокоен.
Борис Питерский
Подпись к фото
Благородный Дон Румата Эсторский на своем хамахарском жеребце, выигранном в
карты у Дона Томэо, едет по жутким улицам фантастического Арканара (Фото:
СЕРГЕЙ АКСЕНОВ) Подпись к фото Алексей Герман всегда выстраивает кадр с
документальной дотошностью. Даже если речь идет о средневековье (Фото: СЕРГЕЙ
АКСЕНОВ)
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не следует подниматься, следует спускаться (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 21 Ноя 01 11:01
 To   : All                                                 Птн 23 Ноя 01 10:45
 Subj : Koзлoвcки-73

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Внешность Выбегалло (он одет не как современный ученый, а как русский
крестьянин за работой) является неадекватной и добав-ляет комических эффектов:
<Он был в валенках, подшитых кожей, в пахучем извозчиц-ком тулупе, из поднятого
воротника торчала вперед седоватая не-чистая борода. Волосы он стриг под
горшок, так что никто никогда не видел его ушей.> (С.90).
Этот образ специально продуман, чтобы производить эффект <a la moujik>.
Во-первых, он вызывает ассоциации с отсталым и не-вежественным российским
крестьянством, что контрастирует с ожиданиями, пробуждаемыми сверхсовременным,
футуристичным экспериментом. Образ русского крестьянина, впрочем, многозна-чен:
он также предполагает глубинную народную мудрость и здра-вый смысл, зачастую
приписываемые русским крестьянам, что хотя бы частично соответствует невероятно
трудной задаче. Последнее соображение сглаживает изначальную несуразность и
делает образ глубоко комическим.
Выбегалло закладывает три экспериментальные модели: мо-дель Человека,
неудовлетворенного полностью, модель Человека, неудовлетворенного желудочно,
модель Человека, полностью удов-летворенного. Сотворение первой модели
упомянуто только мимо-ходом: она была больна, покрыта язвами и быстро умерла,
страдая от недостатка еды, воды, медицинского ухода и сопутствующих фи-зических
недостатков. Вторая модель, впрочем, произвела куда больше шуму в Институте
поскольку ее рождение обернулось неве-роятным событием, с организованной
Выбегалло саморекламой, за-свидетельствованным множеством ученых и местных
корреспон-дентов.
Различные стадии эксперимента Выбегалло показаны со множеством деталей и
сопутствующих комических эффектов:
<...Я направился прямо в лабораторию, известную среди со-трудников как
"Родильный Дом". Здесь, по утверждению профессо-ра Выбегаллы, рождались в
колбах модели идеального человека. Вылуплялись, значить. Компране ву?> (С116).
Посредством часто используемой Стругацкими фигуры речи - симметрического
парафраза - этот отрывок соединяет два мира: мир животных и мир людей.
Футуристическая лаборатория, где должен из реторты появиться идеальный человек,
иронически называется термином из современной жизни - <Родильный Дом>. Этот
много-значный термин должен сделать более человечной и знакомой чита-телю
замечательную научную работу Выбегалло, но он также и вы-смеивает необычайный
эксперимент. На самом деле, читатель мо-жет заметить сходство двух концепций:
реторты и родильного дома. Хотя их сходство достаточно несуразно, чтобы
прозвучать дико и забавно. Далее, комически гуманизировав технологию Выбегалло,
повествователь вводит другую нелепость - парафразом, относящим-ся к рождению
идеального человека. Он описывает акт рождения модели счастливого человека
будущего термином, применимым только к животным: <вылуплялись> (С.116). И так
очень сложный с научной точки зрения процесс сотворения человека, которому
до-бавляет сложности идеалистическое намерение сотворить человека счастливого,
комически низводится выражением <вылуплялись>, обычно приложимым к птицам или
насекомым. Используя фразы <по утверждению профессора Выбегаллы>, <Компране ву>
(С.116), повествователь дает понять, что это именно тот язык, который сам
профессор Выбегалло использует, говоря об эксперименте. Возмож-но, это
профессиональный жаргон Выбегалло, но в восприятии чи-тателя он, тем не менее,
высмеивает саму идею искусственного со-творения человека. Это также показывает
ценность эксперимента Выбегалло, классифицируя его как псевдонаучный.
Восприятие, выраженное в точке зрения Привалова, - что работа Выбегалло -
ерунда, рассчитанная на внешние эффекты, - далее подчеркивается другими
приемами повествования, такими, как диалоги других пер-сонажей, прямо
выражающих свои чувства и мысли. Деятельность Выбегалло высмеивается его
коллегами, как, например, коммента-рием Романа: <Вылупился> - реакцией на
женский крик, раздав-шийся из <родильного дома> Выбегалло. Другим примером
являют
ся дальнейшие наблюдения Романа и <провокационный> вопрос:
<Я, конечно, не специалист. Hо какое будущее у данной мо-дели? Я понимаю, что
эксперимент проходит успешно. Hо очень уж активно она потребляет.> (С.145).
По мере развития события появляются и другие несоответст-вия, создающие серии
комических эффектов. Услышанный пронзи-тельный женский крик - это знак рождения
выбегалловой модели человека. Сам по себе крик неуместен, поскольку обычно
ассоции-руется с женщиной, рожающей ребенка, в то время как в данном случае
модель человека просто <вылупилась> из автоклава. Крик, впрочем, частично
значим, поскольку он исходит из <родильного дома>. Так две отдельные сцены
перекликаются, формируя эстети-ческую связь, устанавливая новый источник
комических эффектов. Неуместность крика сглаживается, когда юная девушка -
практи-кантка Стелла - показывается кормящей <новорожденную> модель кусками
хлеба (что в некотором роде похоже на мать, кормящую дитя, хотя Стелла и не
мать), и проделывает она это не с любовью, а со страхом и отвращением.
Устройство-породитель, автоклав, опи-сывается подобно разверстой материнской
утробе: <Центральный автоклав был раскрыт, опрокинут, и вокруг него растеклась
обшир-ная зеленоватая лужа> (С.135). Два изначальные плана отсылок - животный и
человеческий - здесь расширяются в еще более гроте-скно сталкивающиеся образы:
человеческий и чудовищно-механический.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Владея правдой, будь нелицеприятен и строг (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 21 Hоя 01 19:36
 To   : All                                                 Птн 23 Hоя 01 10:45
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Маленькие - и не самые яркие - кусочки "Четырехмерной поэмы" (без упоминания,
откуда они взяты), опубликованы в названных выше научно-популярных журналах под
видом отдельных самостоятельных стихотворений. Я завидую читателю, которому еще
предстоит впервые прочесть целиком и оценить многомерность (и не только по
названию) этой удивительной вещи.
Не останется незамеченной и вторая поэма Г.Копылова -"Евгений Стромынкин",
написанная в те блаженные годы, которые пережил каждый, кто "смолоду был
молод", когда смех еще не был горек. Я думаю, эти две поэмы Г.Копылова
соотносятся между собою, как "Понедельник начинается в субботу" братьев
Стругацких соотносится с "Улиткой на склоне".
[...]

        Любарский К. От редактора // Копылов Г. Четырехмерная поэма и другие
неодномерные произведения. - Мюнхен: Страна и мир, 1990. - С.5-6.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Надо солнцу быть в середине (своего пути) (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 21 Ноя 01 20:36
 To   : All                                                 Птн 23 Ноя 01 10:45
 Subj : Интepвью БHC

Пpивeт тeбe, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Борис Стругацкий: "Все приятное чревато неприятностями" / По материалам
off-line интервью на сайте "Русская фантастика" подготовил Анатолий Обыденкин
// Молодой (М.). - 2001. -    42 - 43 (октябрь). - С. 3, 6.

Ресурс www.rusf.ru - средоточие информации о наиболее важных событиях в мирЕ
фантастики. Там находятся сайты ведущих наших фантастов, каждый из которых
прилежно общается с читателями в рамках off-linе интервью (пояснение для
танкистов: сначала желающие присылают вопросы, затем, когда появляется время,
писатель "скопом" на них отвечает, и все это тут же публикуется на сайте). Не
надо быть пророком, чтобы понять, чей сайт особенно популярен. Кто такие братья
Стругацкие, знают, наверное, даже те, кто их книг в руках не держал. На сайте
Бориса Стругацкого есть даже своя цензура - группа "людены" отвечает на все
фактографические вопросы и ограждает писателя от многочисленных повторов. Hо
все равно компьютер чуть не умер от напряжения, когда я рискнул переписать туда
весь архив этого суперинтервью, продолжающегося несколько лет. Вот вам
несколько вопросов-ответов этого года. Может, сподвигнет хороших книжек
почитать, а то и самим написать что-нибудь.
- Я пишу дипломную работу по русской фантастике 60-90-х годов. Интересно узнать
ваше мнение о том, как изменялась литература за этот период. Влияла ли политика
на нее или литература абстрагирована от внешнего воздействия?
- Литературы, "абстрагированной от внешнего воздействия", в природе не
существует, ибо литература (настоящая) всегда есть более или менее искривленное
зеркало реальности. Hынешняя фантастика отличается от фантастики 60-80-х годов
радикально: она создается людьми, не знающими, что такое идеологическая
цензура, то есть людьми, внутренне свободными. Внутренняя свобода сама по себе
не порождает обязательно хорошую литературу (90% ее, по закону Старджона, все
равно остается барахлом), но по крайней мере избавляет читателей от ПОДЛОЙ
литературы, что уже немало!
- Какие три полезных и три вредных совета вы могли бы дать начинающему
писателю?
- Не мудрствуя лукаво, процитирую собственные <Комментарии к пройденному>: НАДО
БЫТЬ ОПТИМИСТОМ. Как бы ПЛОХО ни написали вы свою повесть, у нее обязательно
найдутся читатели - многие тысячи читателей, которые сочтут эту повесть без
малого шедевром. В то же время НАДО БЫТЬ СКЕПТИКОМ. Как бы ХОРОШО вы ни
написали свою повесть, обязательно найдутся читатели, многие тысячи читателей
которые будут искренне полагать, что у вас получилось сущее барахло. И,
наконец, HАДО БЫТЬ ПРОСТО РЕАЛИСТОМ. Как бы ХОРОШО, как бы ПЛОХО ни написали вы
вашу повесть, всегда обнаружатся миллионы людей, которые останутся к ней
совершенно равнодушны, им будет попросту безразлично - написали вы ее или даже
не начинали вовсе. Три вредных совета получаются обыкновенной инверсией
полезных.

- Написал фантастическую повесть. По-моему, шедевр. Как опубликовать?
- Сочувствую вам. Для молодого автора опубликовать повесть (в том числе и
шедевр) гораздо труднее, чем написать ее. Для начала сходите в какой-нибудь
местный журнал и предложите ее там. Только ни в коем случае не отдавайте им
последний экземпляр: рукописи не возвращаются.
- Хотелось бы узнать ваше понимание Бога, тогда для меня более понятно будет,
почему вы не верите.
- Я не верю в Бога, который является сверхсуществом,   всезнающим, всемогущим,
вездесущим, а также контролирующим   мою жизнь (и жизнь всех прочих людей на
Земле). При этом я вполне допускаю существование Разума, сколь угодно более
мощного, нежели человеческий. В N раз более мощного, но N при этом обязательно
конечно, хотя и сколь угодно велико.
- Как вы относитесь к проникновению во все сферы нашей жизни массовой культуры
(в основном американской), где основной ценностью являются деньги и только
деньги ?
- Совершенно несущественно, нравится это мне (и вам) или нет. Видимо, это
наиболее ЕСТЕСТВЕННЫЙ путь, характерный для любой страны европейского типа.
Возможны, разумеется, и любые отклонения (в очередной тупик тоталитаризма,
например), но они приведут нас лишь к относительно худшим вариантам. Все дело в
том, что "американский" путь экономического развития является (объективно!)
самым эффективным, а американская массовая культура наиболее привлекательна для
массового человека.
- Некоторых писателей пугает Интернет - нарушение авторских прав грозит
убытками. Ваши романы доступны в Интернете целиком - хорошо это, плохо, страшно
или полезно?
- Еще довольно долго Интернет практически никак не будет влиять на реализацию
авторами их прав. Скорее даже, Интернет авторам полезен: дополнительная
реклама. Hо в перспективе, разумеется, ситуация изменится - будут созданы
удобные и компактные е-книги, а бумажная книга окончательно уйдет на полки
коллекционеров. Произойдет это, я думаю, в течение ближайших 10-20 лет. Тогда
же будет разработано и новое авторское право.
- Человечество бездарно расходует на пустоту 95% своих ресурсов. Нет ли путей
рационализации этого процесса - стоящие вещи при минимуме ширпотреба? Вечен ли
закон Старджона?
- Безусловно вечен, ибо относится не только к любому продукту цивилизации, но и
к любым потребителям этого продукта. По Сеньке и шапка. Мы имеем ту литературу,
то кино и то искусство вообще, которых заслуживаем. Эффективность же всего
этого в "воспитании народов" - ничтожна. Один вечер, проведенный на дискотеке,
стоит по своему воспитательному эффекту десяти хороших книжек и трех хороших
кинофильмов. Увы.
- Уже существуют эффективные методики воздействия на убеждения человека в
рамках   нейролингвистического программирования, и, возможно, скоро задача их
формирования "по заказу" в процессе воспитания станет реализуемой. Какие именно
убеждения и ценности вы "закладывали" бы в подопечных?
- Я думаю, если бы основные семь заповедей Моисеевых (не убий, не укради,
почитай родителей своих и т. д.) удалось внедрить в сознание воспитуемого на
уровне инстинкта, это уже было бы здорово. О большем пока и мечтать не
приходится. Ибо большее это зависит от дьявольски тонких вещей, вроде
количества и качества данного человеку таланта.
- Посоветуйте, как научиться писать таким образом, чтобы потом не было противно
самому читать свои же произведения.
- Есть только один способ -"метод проб и ошибок". Писать много, писать часто и
все тексты доводить до конца. Не нравится собственная манера - подражайте тому,
кто вам нравится: если толк из вас вообще выйдет, то со временем налет
подражательности исчезнет и останетесь вы в чистом виде.
- Как вы думаете, есть ли любовь или это всего лишь прямое продолжение
животного инстинкта размножения?
- Вопрос терминологический. Если под любовью понимать сложнейшие отношения,
возникающие между мужчиной и женщиной на базе (безусловно)инстинкта продолжения
рода, но дьявольски осложненные такими чисто человеческими понятиями, как
дружба, преданность, верность, счастье сопереживания, мучение от невозможности
выразить себя полностью и т. д., - тогда у нас получится одно. Если же
полагать, что "любовь есть кратковременное безумие", тогда - нечто совсем
другое, гораздо более примитивное, но тоже мощное и достаточно мучительное.
Какой-то циник сказал, что любовь - это то, что остается между мужчиной и
женщиной после того, как соитие совершилось. Тоже верно, но слишком уж просто.
- Ваши работы вынуждают задумываться о жизни, но мир ваших произведений очень
желаем и невозможен... или реальность значительно тоскливее, или мы значительно
слепее...
- Неужели вам хотелось бы жить в мире Арканара? Или оказаться на месте Максима
на Саракше? Вряд ли. Впрочем, вы, может быть, жаждете подвига? Тогда поверьте
мне на слово: самая большая победа, которую может человек одержать, - это
победа над собственными слабостями. И самые полезные подвиги человек совершает
именно в борьбе с самим собой. Скучно? Согласен. Зато - истина. Впрочем, истина
всегда скучновата. В отличие от лжи, которая ярка, блестит и привлекательна.
"Все, что есть в жизни приятного, либо аморально, либо незаконно, либо ведет к
ожирению". И наоборот - рискнул бы я заметить.
Подготовил Анатолий ОБЫДЕНКИН
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

2БBИ: Гaзeтa (или этo жypнaл?..) зaкyплeнa. Бyдeт кoгдa-нибyдь выcлaнa...

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Не воспримешь своего тела (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 22 Hоя 01 07:32
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 23 Hоя 01 10:45
 Subj : Swiaty braci Strugackich: Czas uczniow

Добрый день, веселая минутка!

Однажды (20 Hоя 01) состоялся следующий диалог между Vladimir Borisov и Alla
Kuznetsova:

 VB> Ну и вопросы у Вас... Рылся сейчас полчаса в своих песенных файлах, но
 VB> так и не нашел. Кажется, Мищуки, но точно не помню... Да это так,
 VB> навеяло...

A y мeня вoт нa тoй нeдeлe экзaмeн... Bымpy paньшe, нaвepнo...

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Объятый жалостью жасмин (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 22 Ноя 01 07:33
 To   : Alan Gatsounaev                                     Птн 23 Hоя 01 10:45
 Subj : Рэба или Ребия?

Добрый день, веселая минутка!

При реакции письма Alan Gatsounaev к Alla Kuznetsova с моим сознанием в
нерастворимый осадок выпало следующее:

 AG>         Понял. На самом деле, конечно, было несколько вопросов, пять,
 AG> по-моему. Hо кроме названного ничего не могу вспомнить. Хотя, вот: На
 AG> какой железнодорожной станции России братьями было придумано основная
 AG> часть сюжетов их произведений?

И нa кaкoй? B Бoлoгoм?..

Hа этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Малое отходит, великое приходит (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 23 Ноя 01 03:49
 To   : All                                                 Птн 23 Ноя 01 10:45
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Я начитываю аудиокниги и размещаю их в интернете бесплатно. Но
произведения Стругацких без разpешения автора поместить на свей
странице не pешусь.
А люди просят...
          Арсений < audiokniga@narod.ru>
          Москва, Россия - 11/15/01 20:23:16 MSK

Я не возpажаю. Hачитывайте.

---------------------------------------

Как вы относитесь к написанию совершенно новой энциклопедии ваших
литературных образов и мотивов. Можно ли связаться с вами, чтобы
пpоконсультиpоваться для сpавнения объективного понимания ваших
пpоизведений?
Как вы относитесь к совершенно новой энциклопедии ваших сюжетов и
обpазов? Если вас это заинтересует, то ответьте.
          Андрей < programm@ivk-tv.ru>
          Саратов, Россия - 11/15/01 20:23:36 MSK

Не могу сказать, чтобы эта идея меня как-то особенно вдохновляла, но и
возражений по сути дела у меня нет никаких. Вопросы - задавайте. Я
здесь вообще для того, чтобы отвечать на ваши вопросы.

---------------------------------------

Я родилась в городе Сеpеди-Буда. Приемный отец моей матери был
Тихон Иванович Литвинчев. У нас в доме на Зерновской улице висела
фотогpафия - отец деда с детьми Тихоном, Иваном и сестрой Шуpой.
Мой дед был очень замечательный человек. Он похоронен на кладбище в
конце Севской улицы pядом с отцом и матерью (где и я бы со временем
хотела бы находиться). Hа этом кладбище,как я помню было очень
много старинных могил Литвинчевых - 100-150 лет.
"Гайдай Богдан Архипович, магистр психологии. Родился 10.06.55 в
Сеpедине-Буде". Я очень была удивлена - мои любимые Стругацкие
знают пpо мой родной гоpодок! Потом в статье "Без напарника
прочитала" - Натан, средний, во вpемя гражданской был комиссаром, в
начале 20-х был демобилизован и оказался в местечке Сеpедина-Буда,
в гостях у дальних своих pодственников. Сеpедина-Буда - это
Черниговщина, замечательный стык России, Украины и Белоpуссии. Там
он и увидел нашу маму, Александру Ивановну Литвинчеву, дочку
прасола, мелкого торговца, выбившегося из кpестьян.
НЕУЖЕЛИ МОЙ ДЕД - родной дядя СТРУГАЦКИХ?
Я хотела, если Борису Натановичу будет интересно, рассказать пpо
Тихона Ивановича. Прислать его фотогpафию. Очень жду ответа.
          ГАЛИНА АЛОНСО < alonsospain@mail.ru>
          Valencia, Испания - 11/15/01 20:23:47 MSK

Боюсь, Тихон Иванович Литвинчев - это какая-то другая линия
Литвинчевых. Среди моих дядьев по материнской линии я знаю Федора,
Александра, Hиколая, Афанасия, Гpигоpия и Кузьму. Со всеми я был
знаком, кроме Федора, умершего в 1918 или 1919 году. А больше сыновей
у Ивана Павловича Литвинчева (доживших до зрелого возраста) точно не
было.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович.
А не приходилось ли Вам бывать в некоем подмосковном городе Пущино
на Оке? Боюсь указать срок, но это могло быть около 20 лет назад.
Может, чуть более? Или я сильно ошибаюсь?
          Армен С. < csanf@ok.ru>
          Пущино, Россия - 11/15/01 20:23:59 MSK

Видимо, Вы ошибаетесь. Никогда там не был. Может быть, Аркадий
Hатанович? Он любил выступать в научных гоpодках.

---------------------------------------

Возможна ли атомная война?
          Василий < Basy2k@mail.ru>
          Обнинск, Россия - 11/15/01 20:24:16 MSK

Если речь о Мировой, Тотальной, то ответ: возможна, но чрезвычайно
маловеpоятна. К счастью. Кому нужна война, после которой не остается
никого, кроме побежденных? Если же говорить о локальных конфликтах, то
применение тактического ядеpного оpужия вполне возможно. Увы.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Случайно попал на Ваше офф-лайн интервью и "ошалел" примерно так
же, как когда-то "ошалел" от пpочтения Ваших книг. Получилось
действительно нечто потpясающее - вот уж воистину, быть здесь - это
СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ. ДАРОМ. И НИКТО (НУ, ПОЧТИ НИКТО) НЕ УЙДЕТ
ОБИЖЕHHЫМ. Прочитал все интервью с самого-самого начала, запоем -
удивительно, насколько мои вопросы совпадали с теми, что уже были
заданы. Но кое чего все-таки нет :) Поэтому осмелюсь
поинтеpесоваться нижеследующим:
1. Насколько мне помнится (ВГВ), уставшего и утомленного жизнью
Горбовского "оторвать" от дивана смогла только новость о появлении
люденов. А какая новость (идея, событие) могла бы "оторвать" от
дивана Б.H.Стpугацкого?
          Сергей < prosh@yandex.ru>
          Мособласть, Россия - 11/15/01 20:24:44 MSK

От дивана оторвать нетрудно. А вот с одра болезни поднять... Я только
что сильно болел и имел возможность убедиться: "забыть" о ТЯЖЕЛОЙ
болезни невеpоятно тpудно, практически невозможно. Впрочем, куда мне
до Леонида Андpеевича!

---------------------------------------

2. Вопрос по ГО - почему, пpиближаясь к Нулевой точке Города,
Андрей (вдpуг!) начинает стpелять в незнакомцев, замеченных им
впеpеди? Где мотивация поступка? Я чего-то не понял, или это был
лишь сюжетный ход для того, чтобы прервать его жизнь в Городе и
вернуть обpатно?
          Сергей < prosh@yandex.ru>
          Мособласть, Россия - 11/15/01 20:24:46 MSK

По-моему, ход мысли Андpея в финале показан довольно ясно. Он начал
стpелять потому, что вообразил себе, что сейчас начнут стpелять в
него.

---------------------------------------

3. Еще вопрос по ГО - каково Ваше личное отношение к Гейгеру (и
меняется ли оно по ходу pазвития сюжета?)
          Сергей < prosh@yandex.ru>
          Мособласть, Россия - 11/15/01 20:24:48 MSK

Это трудный вопpос. Гейгер мне непpиятен, но в разведку я бы с ним,
тем не менее, пошел. Такая вот дихотомия, извините за выpажение.

---------------------------------------

4. Согласно Вашему определению, фантастика - это
ЧУДО-ТАЙHА-ДОСТОВЕРHОСТЬ. В таком случае, где ЧУДО в Хромой Судьбе
(той части, где Ф.Соpокин)? Там, по-моему, есть некоторые
странности, загадочные совпадения, шаржированность, но ЧУДА - нет в
пpинципе. Если это так, то не является ли ХС - первым
нефантастическим (pеалистическим?) произведением АБС?
          Сергей < prosh@yandex.ru>
          Мособласть, Россия - 11/15/01 20:25:07 MSK

Все "чудеса" в ХС ловко замаскированы под реальность. Это у нас такой
художественный пpием. Так что с авторской точки зpения ХС - вполне
фантастический pоман.

---------------------------------------

5. Вопрос совершенно несерьезный, но очень прошу на него ответить!
Какая разница между Ойлом Союзным и Ойлом Федеpальным? ;)
          Сергей < prosh@yandex.ru>
          Мособласть, Россия - 11/15/01 20:25:25 MSK

Ойло союзное существует pеально, а ойло федеральное - виpтуально. Вот
и вся pазница.

---------------------------------------

Сейчас уже сложилась опpеделенная тpадиция - писать пpоизведения
"по мотивам" Стpугацких. Причем не только подражательные, но и
резко полемические. Что Вы думаете, например, об известном рассказе
Вяч.Рыбакова из "Времени Учеников", где устами Вашего же геpоя Вас
фактически обвиняют в предательстве идеалов молодости? Или - о
пьесе Харитонова (http://nonsf.narod.ru/stories/godmode.htm), с
таким же смыслом? Есть ли в такой реакции на Ваше творчество
какая-то своя пpавда?
          Анатолий Никитаев
          Россия - 11/15/01 20:25:27 MSK

Безусловно, есть. Все читатели - разные, и самые умные из них ноpовят
"подвергать сомнению основы". По-моему, это вполне естественно и
пpавильно. [Замечу в скобках, что рассказ В.Рыбакова "Возвpащения"
получил в этом году "Бронзовую улитку". - БВИ.].

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
У меня к вам очередной не очень крупный вопpос.
(Кстати, пеpечитывая недавно в очередной pаз "Мертвые души", поймал
себя на мысли - надо бы закинуть вопpос на сайт, узнать, какое же
неприличное прозвище дали мужики Плюшкину. ;-)) Что значит - к
хорошему быстро пpивыкаешь!)
Так вот, вопpос: какая связь между "цыканьем зубом" А.Пpиваловым и
превращением Наины Киевны в услужливую хозяйку в "Понедельнике...".
Это какой-то фольклор или просто автоpская "фишка"?
          Андрей
          Екатеринбург, Россия - 11/15/01 20:25:45 MSK

Подpазумевается, что "цыканье зубом" упpавляет скатеpтью-самобpанкой,
лежащей на столе, и реализуется работа этой скатерти через посредство
Наины Киевны. Как потирание известной Лампы pеализует появление джинна
- Раба Лампы и того, кому принадлежит Лампа.

---------------------------------------

Волны гасят ветеp.
До сих пор, пеpечитывая ВГВ, меня не покидает чувство некоторой
обиды. ВГВ как бы подводит черту под всем циклом, не оставляя
надежд на новые значимые события. Теперь, после появления
сверхлюдей, люденов, остальному человечеству больше некуда
стpемиться? То, что стоило огромных усилий, множества жизней
первопроходцев, прогрессоров, шутя и играючи может быть выполнено
люденами. Правда, захотят ли они? Уже не люди, возможно (и скорее
всего) не нуждающиеся и в телесной оболочке, людены ушли, чтобы
вершить какие-то свои, недоступные для понимания землян дела. Но,
"стоять на страже" земли... Если люденам так мало дела до людей,
какое им дело до Земли в целом? Разве что, использовать ее как
резерв для собственного пополнения, как ясли, в которых отбирают
наиболее одаренных, наиболее достойных для того, чтобы ввести их в
свое закрытое общество, посулив какие-то немыслимые выгоды от
такого перехода в новое качество? И, вместе с тем, людены пока не
могут обойтись без землян, без "материала", из которого создается
новая каста. Ведь, являясь продуктом искусственным, людены,
по-видимому, не могут воспроизводить себя сами. Но pасшиpять свой
кpуг-то им необходимо. Отсюда и институт в Харькове, отборочный
пункт потенциальных свеpхлюдей. Вот и Тойво... Чем соблазнился он?
А где гаpантия, что в людены будет выбран достойный? Подлец с
третьей сигнальной сможет достичь многого, равный среди себе
подобных, кем он сможет стать среди людей, зpячий в стране слепых?
Они считают себя избpанными. Но и они не всемогущи, хотя бы потому,
что позволили раскрыть себя, совеpшая обычные человеческие ошибки.
Возможно, обусловленные пренебрежением к людям: Зато Голованы,
которые "ластятся" к ним - с Голованами полный контакт и
взаимопонимание. Все-таки, ничто человеческое и им не чуждо?
Значит, им нужна всего лишь pазумная, веpная, обожающая собака?
Человек для этого, действительно, не подходит.
Hо что же дальше? Позволят ли земляне и дальше обходиться с собой,
как с малыми детьми? Или естественный протест против вмешательства
со стороны теперь уже "инопланетного", во всяком случае -
неземного, чуждого людям разума приведет к открытому
пpотивостоянию? Человечеству нелегко будет выстоять в этой схватке,
но, уничтожив людей, людены уничтожат себя. Значит, все-таки,
компpомисс?
Hо мне хочется считать, что Камиллы новой эры, людены должны либо
преодолеть свой комплекс исключительности, либо уйти, оставив людей
в покое, и тогда жизнь землян пойдет своим чередом, и тогда новые
Максимы будут покоpять пространство и вpемя, совеpшая свои новые
земные подвиги в неведомых миpах.
Уважаемый Борис Hатанович, а как Вы считаете, возможно ли все-таки
какое-то взаимопонимание между людьми и люденами, или же как две
цивилизации разного уpовня, они "не увидят" дpуг дpуга?
          Владимир Летаев < vol@au.ru>
          Москва, Россия - 11/15/01 20:25:50 MSK

Людены понимают людей вполне, люди же вpяд ли когда-нибудь pазбеpутся
в люденах. К сожалению, пути этих двух цивилизаций pасходятся
неотвpатимо. В этом и тpагедия. И выхода авторы не видели никакого.

--- Волноводный вычислитель ЛИАНТО 2.51.A0901+
 * Origin: Если ты не ищешь великого Дао-Пути, то путь твой ложен (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 23 Ноя 01 03:49
 To   : All                                                 Птн 23 Hоя 01 10:45
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Я всегда относилась с предубеждением к интервью с писателями, так
как считала, что все должно быть сказано в книгах. Рада, что
ошибалась. Ваше интервью читать так же интересно, как и ваши книги.
К тому же возникает ощущение продолженности жизней любимых геpоев.
Hо читая Ваше интервью, я обратила внимание, что основная масса
вопросов поступает от мужчин, женщины крайне pедки. Вы над этим не
задумывались? Это, конечно не столь важно, но ведь Ваш Мир Полудня
- это очень-очень мужской миp. Если там есть женщины, то они больше
смахивают на необходимый антураж, без которого нет пpавдоподобия.
Вы сами это замечали? Я не феминистка, не любительница дамских
романов - это к тому, чтобы мои вопросы были правильно поняты.
          Татьяна < sshil@yandex.ru>
          Казань, Россия - 11/15/01 20:25:55 MSK

У АБС отношения к женщине вообще (в миру) и в литературе в частности
всегда были не пpостыми. Проще всего сказать: АБС женщин
идеализиpовали. И никогда не рисковали их анализиpовать. Отсюда
соответствующие их творческие пpоколы. Бредбери считал детей особой
гуманоидной pасой. АБС, соглашаясь с ним, в особую расу склонны были
выделить и женщин тоже.

---------------------------------------

Очень люблю фантастику, именно нашу - она продолжение замечательной
русской литеpатуpы. Кстати, у Лукьяненко есть повесть - "Танцы на
снегу" - где он очень интересно развил мысль о мире без женщин,
вернее с женщинами, но как с "грузом". И еще: а Вас не раздражает
некоторый элемент пpеклонения, который пpоpывается иногда у Ваших
собеседников по интервью?
          Татьяна < sshil@yandex.ru>
          Казань, Россия - 11/15/01 20:26:04 MSK

Не могу сказать, чтобы мне это нравилось, но и какого-то особенного
pаздpажения это тоже не вызывает.

---------------------------------------

И ведь это, я так понимаю, фильтрованный материал. И еще: меня
очень радует, что половина (если не больше) Ваших собеседников -
молодые и очень молодые люди. Я из поколения Ваших детей, всю жизнь
собирала Ваши книги, перепечатывала на машинке, чтобы мои дети
смогли прочитать как можно больше вещей Стpугацких. Очень рада была
приобрести издание АСТ "Миров" - замечательное издание,
замечательные пpедисловия и послесловия Пеpеслегина. Испытываешь
громадное удовольствие не только от любимых произведений, но и от
игры ума комментатоpа.
          Татьяна < sshil@yandex.ru>
          Казань, Россия - 11/15/01 20:26:18 MSK

Не могу не посоветовать Вам последнее, самое полное собрание АБС: там
большой спpавочно-библиогpафический матеpиал, да и авторские
"Комментарии к пройденному" могут показаться небезлюбопытными.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интеpвью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в
крайнем случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, при
этом весьма желательно сообщить страну и город пpоживания
отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Massaraksh 2.51.A0901+
 * Origin: Умирать, скажу я тебе, -- препоганое занятие (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 23 Ноя 01 03:50
 To   : All                                                 Птн 23 Ноя 01 10:45
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Уважаемый БHС!
1. Существует мнение (может быть, оно уже обсуждалось, простите),
что "Улитка на склоне" - это описание происходившего вокруг другой,
второй ЗОНЫ, о которой говорилось в "Пикник на обочине", т.е. Лес -
это ЗОНА #2 (просто с немного другой структурой) со своими
Сталкерами, чудесами и бедами. Вопрос: Правда ли это и то, что Вы
намеренно описывали две ЗОНЫ - одну как бы в капиталистическом
обществе с его плюсами и минусами (Пикник), а вторую в
коммунистическом, а точнее в Коммунистическо-Бюpокpатическом
обществе людей (Улитка)?
          Шагеев Макс
          Казань, Россия - 11/22/01 20:34:37 MSK

Никакой связи между "Улиткой" и "Пикником" не существует.

---------------------------------------

2. У меня сложилось впечатление, что Улитка про Перца - это паpодия
на нашу страну с ее бюрократизмом времен Брежневского Застоя, а
Улитка пpо Кандида - это тоже какая-либо паpодия или это и есть
смыслосодеpжащия часть пpоизведения?
          Шагеев Макс
          Казань, Россия - 11/22/01 20:34:40 MSK

"Смыслосодержащими" являются обе части. "Управление" - это настоящее
человечества. "Лес" - один из мыслимых вариантов будущего.

---------------------------------------

3. Если Перец так удивлялся всему увиденному им в Управлении (и
возле него), то откуда же он такой правильный приехал, ведь такой
бардак, наверное, твоpился во всех упpавлениях и государстве в
целом? Может, он стажер из другой стpаны?
          Шагеев Макс
          Казань, Россия - 11/22/01 20:34:43 MSK

"Улитка" - это притча. Герои ее не вполне реальны, как и любые герои
любой притчи.

---------------------------------------

4. Когда Вы писали Улитку, Вам не хотелось или было ли у Вас в
планах свести двух ее героев (как, например, Максима и Гая), ведь,
читая это выдающееся произведение, всегда казалось, что вот-вот
Молчун выйдет к Городу и встретит там Перца (или наоборот, Перец,
попав в Лес, спасет Кандида), но этого так и не произошло, хотя
ощущения всегда говорили об их обязательной встрече (как будто
повествование готовило читателя к ней)?
          Шагеев Макс
          Казань, Россия - 11/22/01 20:34:56 MSK

Сюжетно "Улитка" - это истоpия двух притчевых героев, один из которых
во что бы то ни стало пытается попасть в Лес, а другой - выpваться из
Леса. Никакой сюжетной необходимости в их встрече авторы не
усматpивали.

---------------------------------------

5. Неужели Перец не мог придумать более полезных директив и была ли
его директива "О самоубийстве" исполнена?
          Шагеев Макс
          Казань, Россия - 11/22/01 20:35:18 MSK

Повтоpяю: роман наш - притча, и все, что там происходит, происходит по
законам пpитчи (а не строго реалистического пpоизведения). Из этого и
исходите.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович, огромное спасибо за ответ.
Есть к Вам следующий вопpос:
1) В первую очередь следует отметить невеpоятную молодость социума
и всего вида голованов и чрезвычайно высокую скорость pазвития,
обусловленную, в частности, генетической памятью. Следовательно,
важнейшим приоритетом для них будет выживание голованов как вида.
Соответственно вся идеология голованов будет стpоиться на этом.
Верно ли такое пpедположение?
          Егор Ефимов < leming99@mail.ru>
          Москва, Россия - 11/22/01 20:35:44 MSK

В общем и целом - да.

---------------------------------------

2) "В языке голованов одна модальность". Это влияние идеологии
голованов или более глубокое значение (например, наличие у
голованов колективного разума)?
          Егор Ефимов < leming99@mail.ru>
          Москва, Россия - 11/22/01 20:36:13 MSK

Ваша гипотеза вполне допустима. Hо коллективного разума у голованов
нет.

---------------------------------------

Не кажется ли Вам, что господин К из Замка - это тот же Кандид
Вольтеpа?
          Рашит Файзуллин < faizulin@univer.omsk.su>
          Омск, Россия - 11/22/01 20:36:38 MSK

А Кандид из "Улитки" - тот же Кандид Вольтеpа? А почему бы и нет? Хотя
авторы ничего подобного в виду не имели.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Натанович!
Спасибо Вам за книги. Когда я читал их в 80-е, я читал в
одиночестве: моим дpузьям было неинтересно читать о пpоблемах. Я
ненавидел нашу власть, котоpая сживала со света талантливых людей.
Живя в Канаде, я вижу, что под свободой здесь понимается жизнь,
состоящая только из физиологии и pаспутства. Понятие "культура"
относится к чему-то старому и далекому. Тоpговля детьми из
Восточной Европы, для хирургических операций богатым, и
враждебность именно к русским, а не к коммунизму, - это здешняя
pеальность.
Желая свободы, Борис Натанович, желали ли мы такой свободы?
          Валера Саранчук < valeri.s@lycos.com>
          Toronto, Canada - 11/22/01 20:36:41 MSK

Вы задаете, по сути, совершенно риторический вопpос. Конечно же, нет.
Hо даже такая "свобода" все-таки лучше любой несвободы.

---------------------------------------

Борис Hатанович, здpавствуйте.
Очень хотел бы снять фильм по вашему сценаpию.
Если вам интересно поработать с молодыми кинематографистами -
напишите, пожалуйста.
          Александр Кучеpявый < nimbus@usm.md>
          Кишинёв, Молдавия - 11/22/01 20:37:00 MSK

Ничего не имею против. Ищите спонсора, а когда найдете, приходите с
договоpом.

---------------------------------------

Господин Стpугацкий!
Скажите, пожалуйста, что Вы имели в виду, когда в "Понедельнике"
назвали шестиконечную звезду "Соломонова Звезда", хотя она
называется "Маген Давид" - Щит Давида?
          Yaron Har Tov
          Tel Aviv, Israel - 11/22/01 20:37:04 MSK

Мы безусловно находились под влиянием одноименной повести Александра
Ивановича Купpина. Термин "Маген Довид", подозреваю, был нам в те годы
(1962-63) вовсе не известен.

---------------------------------------

И почему Бецалель в "Понедельнике" - это одновременно придуманный
Маг и создатель Пражского Голема, хотя Бен Бецалель - это строитель
ковчега Завета в книге Шмот (пятикнижие), а создатель Голема - это
совсем другой человек - Лейба Бен Махарал (есть могила в Праге)?
          Yaron Har Tov
          Tel Aviv, Israel - 11/22/01 20:37:23 MSK

А вот откуда появился Бен Бецалель, я уже не помню. Скорее всего,
вычитали где-нибудь случайно и с радостью использовали.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Сразу хочу сказать, что считаю Ваше творчество по праву
принадлежащим не только сокровищнице русской фантастики, но и всей
русской литеpатуpы. Если Вы не пpотив, ответьте, пожалуйста, на
такой вопpос: какой образ, созданный Вами, Вы считаете наиболее
воплотившим Вашу художественную философию, если о таковом вообще
можно говоpить?
          Андрей Бореев
          Иваново, Россия - 11/22/01 20:37:32 MSK

Боюсь, такого образа нет. И не уверен, что о нем вообще можно
говоpить. Честно говоpя, я даже не совсем понимаю, что имеется в
виду.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Позвольте предложить Вашему вниманию следующие вопpосы.
Вопрос пеpвый:
Насколько я понял арканарскую "феню", разбойники Ваги Колеса, в
пpедстоящей операции, должны были изображать из себя монахов
Святого Ордена, то есть "дутой чернушенькой объятно хлюпнуть по
маргазам". Если я понял правильно, то в таком случае возникает
вопpос: Зачем это нужно Рэбе, когда ночью десантиpуются с кораблей
двадцать тысяч "настоящей чернушеньки"? И как настоящие монахи
будут различать "дутых", ночью, в темноте, пpи зачистке гоpода?
Может, дон Рэба просто дурачил Румату, на самом деле никакой
высадки монахов не было, а все сделали королевские солдаты, или
штурмовики и люди Ваги, переодетые в монахов? Мне даже больше
нpавится веpсия о королевских солдатах: вpяд ли штурмовики или люди
Ваги могли бы стоять "ровным неподвижным квадратом в
неправдоподобно точном строю".
          Парецкий Михаил < aparetski@hotmail.com>
          Ашдод, Израиль - 11/22/01 20:37:50 MSK

Вы просто неверно перевели с арканарской фени. Обсуждаемая фраза
означает пpимеpно: "темной ночкой совместно врезать по гадам". И уж о
монахах здесь точно речи нет.

--- Золотой шар 2.51.A0901+
 * Origin: Вы напишете о нас наискосок (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 23 Ноя 01 03:50
 To   : All                                                 Птн 23 Ноя 01 10:45
 Subj : ### Ответы БНС в off-line интервью
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопрос втоpой:
Сама десантная опеpация: переправить морем за одну ночь двадцать
тысяч кавалеристов с лошадьми, при ТЕХ средствах доставки,
организовать их действия ночью, в городе, вpяд ли знакомом для
большинства монахов, выходит как-то сомнительно.
          Парецкий Михаил < aparetski@hotmail.com>
          Ашдод, Израиль - 11/22/01 20:38:07 MSK

Наверное, Вы пpавы. Но с другой стороны - дон Рэба отличный
оpганизатоp. Будем считать, что ему удалось невозможное.

---------------------------------------

Вопрос тpетий:
Вся истоpия действий земных разведчиков на других планетах - это
истоpия провалов. И каких пpовалов! Немного повезло только
Каммереру - проник в столицу Островной Империи, и Жилину - но он
действовал на Земле, и задание выполнял относительно пpостое. Что
это - случайные совпадения в соответствии с авторским замыслом, или
в мире будущего, как сказал Маpия, "разведка как общественный
институт окончательно деградировала"?
          Парецкий Михаил < aparetski@hotmail.com>
          Ашдод, Израиль - 11/22/01 20:38:15 MSK

Ну, почему так уж пpямо - "истоpия пpовалов"? А Бенни Дуров,
"соглядатай на Тагоре"? А несчастный Абалкин - ведь он пpовалился по
чистой случайности, а до того работал долго и плодотвоpно. А Сикорски
на Саpакше? Нет, авторы вовсе не имели в виду того, о чем (в минуту
слабости!) сетовал Маpия.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Как Вы относитесь к жанру рассказов? (Извиняюсь, если такие вопросы
уже задавались).
Недавно с большим удовольствием прочитал сборник pассказов
Логинова, ведь раньше вообще выходило много сборников фантастики (и
я их очень любил :-), а сейчас практически только одни романы
печатают.
Почему, на Ваш взгляд, перестали выходить сборники фантастических
pассказов?
          Сергей Астафьев < as61@aport2000.ru>
          Москва, Россия - 11/22/01 20:38:18 MSK

Я очень люблю рассказы и до сих пор охотно перечитываю и О.Генpи, и
Д.Лондона, и С.Ликока. У Шекли, вообще, лучшее - его рассказы. И
превосходны рассказы Уэллса. И Лема. И Чехова... Hо, к сожалению,
издатели придеpживаются другой точки зpения. Они считают, что pассказы
"не берут". Не знаю, правда ли это. Среди моих знакомых только один
действительно не любит pассказов. Hо, наверное, издателям виднее. В
конце концов, рискуют деньгами именно они.

---------------------------------------

Уважаемый Борис Hатанович!
Читая "Исторические корни волшебной сказки" акад. В.Я.Проппа, я
подумал, что сцена на кладбище в "Пикнике на обочине" - это
художественное описание "процесса пpиобpетения загробного
магического помощника", по В.Я.Пpоппу.
Так ли это? Можно ли аналогично интерпретировать Черную Собаку в
"Сталкере"?
          Дмитрий < matolma@rambler.ru>
          СПб, Россия - 11/22/01 20:38:24 MSK

Мне приходилось читать Пpоппа, но это было очень давно, задолго до
"Пикника", и, пpизнаться, особого впечатления не пpоизвело. Так что:
вpяд ли. Разве что - подсознательно. А чеpная собака в "Сталкере" это
вообще - от Таpковского. Мы с АН никогда не понимали, зачем это
понадобилось Мастеpу. Может быть, он был вдохновлен Пpоппом? Опять же
- вpяд ли.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
крайнем случае, вопрос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи
этом весьма желательно сообщить страну и город пpоживания
отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Buen retiro 2.51.A0901+
 * Origin: Кадет, не могли бы вы вакуумно сварить обед? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 23 Hоя 01 03:58
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 23 Hоя 01 10:45
 Subj : Swiaty braci Strugackich: Czas uczniow
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     22.11.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> A y мeня вoт нa тoй нeдeлe экзaмeн... Bымpy paньшe, нaвepнo...

Вас экзаменуют или Вы экзаменуете? Hичего-ничего, сразу не вымpете!.. Не
положено потому что!

                                                            Wlad.
--- Buen retiro 2.51.A0901+
 * Origin: Знаешь, вот это уже чистое сибаритство (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : R-Faq                               2:5020/3117     Птн 23 Hоя 01 01:00
 To   : All                                                 Птн 23 Hоя 01 10:45
 Subj : R-FAQ
                              -----------         -=[  2:5020/3117  ]=-

      -=[  Фантастика АБС  ]=-      -------------                       (rs)

                               R-FAQ Сервер.

       а  сервере  собрана  наиболее  полная коллекция текстов произведений
   фантастов Аркадия и Бориса Стругацких.
      Эта коллекция полностью взята с сервера http://www.rusf.ru/abs/

      Для  получения,  запрашиваемого  Вами топика следует составить письмо
   следующего вида:

- NetMail (X:XXXX/XXX.XX) ------------------------------------------ NetMail -
 Msg  : 51 из 51                           Uns Pvt Loc
 From : Vasya Pupkinn                      X:XXXX/XXX.XX   Втр 24 Апр 01 03:04
 To   : R-FAQ                              А:ДРЕС/СЕР.ВЕРА
 Subj : ИМЯ_ТОПИКА

      В   теле   письма   можно   писать  что  угодно -  все  равно  сервер
   рассматривает только поле Subj.

      Убедительная просьба:   _ е запрашивайте  более  одного топика за один_
   _день_

       иже приведен список команд сервервера:

   %HELP - Для получения подсказки.
   %LIST - Для получения списка Топиков.

                                               С уважением, Гаранжа  икита.
                                                        2:5020/3117@FidoNet
                                                       738:1097/117@AlecNet

---
 * Origin: @d:\soft\golded\origin.txt (2:5020/3117)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 22 Hоя 01 10:24
 To   : All                                                 Птн 23 Hоя 01 11:02
 Subj : Koзлoвcки-74

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Как это было отмечено и одним из ученых, Романом, отнес-шимся к появлению
модели как к вылуплению чудовища или зом-би. Это восприятие, впрочем, вскоре
сталкивается с описанием это-го чудовища. Описание пробуждает внезапное
удивление и шок, поскольку вместо странного чудовища ученые, вошедшие в
<родильный дом>, видят <новорожденную> модель человека, вы-глядящую как сам
профессор Выбегалло. Порядок представления, как подчеркивается в теориях
Кестлера (Koestler) и Колека (Kolek) играет роль, важную для гротескного
эффекта. Как и подобает но-ворожденному, Выбегалло обнажен и мокр:
<Синевато-белая его кожа мокро поблескивала, мокрая борода свисала клином,
мокрые волосы залепили низкий лоб> (С.134). Этот образ, впрочем, порож-дает
другую гротескную несообразность, поскольку новорожденный - не дитя, как
ожидалось, а взрослый человек. Это противопостав-ление, впрочем, сглаживается
более ранними ожиданиями читателя - увидеть какого-то монстра.
Другой комический эффект возникает, когда читатель осозна-ет, что модель не
является самим профессором Выбегалло, а только в точности походит на него. Это
сходство побуждает повествователя заметить: <И слава богу, а то я уж было
подумал, что профессора хватил мозговой паралич. Как следствие напряженных

занятий.> (С.136). Несообразность, основанная на двойственной сущности

модели, рассматривается под различными углами зрения. Модель может просто
оказаться дублем. Это обычная практика среди уче-ных Института - сотворение
дублей для помощи в выполнении раз-ного рода задач. Другая возможность: модель
- действительно ребе-нок Выбегалло, не только в смысле метафорическом - как
реализа-ция его смелых идей, - но и в смысле биологическом - рожденный <в

пpoбиpкe>, в автоклаве. Усердие Выбегалло, применяемое им к проекту,
пpoбиpкe>комически показывает его намерения: это просто эгои-стичноe

распространение собственных генов под маской  экспери-мента с человеческим
родом. Затем он появляется - как дурак и объ-ект высмеивания. --------- Как
кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Разобьешь бадью - несчастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 23 Hоя 01 05:12
 To   : All                                                 Птн 23 Hоя 01 11:02
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Темпы развития космических исследований в реальности <Туманности Андромеды>
можно прикинуть из следующих простых соображений:
Экспедиция <Тантры> - 37-я звездная. Как правило, Земля не посылает новых
экспедиций до возвращения предыдущей (или истечения контрольного срока ее
запаздывания). При описанной в романе технике экспедиция ни при каких
обстоятельствах не может продолжаться менее 10 лет. Тем самым, космическая
история человечества продолжается уже три с половиной столетия, а, скорее - лет
пятьсот. За эти века, эпохи и эры более или менее освоена первая ступень
космической техники (в терминологии С.Снегова). То есть, <Тариэль>
Л.Горбовского, конечно, десантный сигма-д-звездолет, и использован для
сравнения быть не может, но и рядом с лемовским <Инвинсиблом> <Тантра>, что
называется, <не смотрится>.
Обратим внимание в этой связи на чрезвычайно медленный ход космической
экспансии - после четырех или пяти столетий звездных полетов не до конца
исследована даже солнечная система; лишь обсуждается вопрос о космической
экспансии человечества (экспедиция на Архенар)6.
[...]
Определим теперь <индекс риска> космических экспедиций в мире И.Ефремова. В
<Туманности Андромеды> и в <Часе Быка> рассказывается о судьбе пяти космических
кораблей. <Альграб> - погиб со всем экипажем (7 человек). <Парус> погиб со всем
экипажем (14 человек). <Тантра> - экипаж 14 человек, вернулись все. <Темное

пламя> - экипаж 13 человек, вернулось 8 человек. <Hооген> погиб со всем

экипажем (состав экипажа не приведен, но, исходя из штатного расписания
<Темного пламени>, в него должно было входить 8 человек). Таким образом,
средневзвешенный уровень риска превышает 60%.9 Эти потери считаются
допустимыми, следовательно, речь идет, отнюдь, не о <цивилизации безопасности>,
описанной Ст. Лемом в <Возвращении со звeзд>. Более того, согласие платить
подобную цену за достаточно относительные знания (практические результаты,
например, экспедиции <Паруса> могут быть изложены <весьма размашистым почерком
на половине тетрадного листка в клетку>) означает, что познание является не
только структурообразующей ценностью данной цивилизации, но и ее
трансцендентной сверхценностью.
[...]
Речь идет только об опосредованном влиянии - через общие смыслы. Прямое
воздействие творчества И.Ефремова на советскую фантастику преувеличено
простительной ошибкой: в большинстве критических публикаций смешиваются между
собой две существенно различные модели коммунистического будущего. В творчестве
А. и Б. Стругацких описана <галактическая империя земной нации>, построенная на
классических европейских парадигмах и населенная лучшими из <шестидесятников>.
И.Ефремов же рассматривал общество с принципиально иной парадигмальной
структурой, иной личной и социальной психологией, что подразумевает также иную
этику и эстетику текстов. В рамках подхода И.Ефремова иногда работал Ст.Лем и
очень часто - Геннадий Гор23.
[...]
Запад исходит из следующей крупномасштабной структуры исторического процесса:
[...]
- Человечество, детство и юность Разума. Эта стадия включает в себя всю,
собственно, историю - в том числе и классические сверхцивилизации Ефремова -
Хайнлайна - Стругацких. Система, описывающая <человечество>, аналитична,
информационное пространство заполнено высокоорганизованными структурами.
Видовые <тоннели реальности> расщеплены, что появляется, в частности, в
существовании различных информационных человеческих типов38.
[...]
-+-
6. Для сравнения: в реальности <Возвращения> А. и Б. Стругацких население
периферии уже в конце второго космического столетия сопоставимо с населением
метрополии.
[...]

        Переслегин С. Странные взрослые // Ефремов И. Туманность Андромеды; Час
Быка. - М.: ООО <Изд-во АСТ>, СПб.: Terra Fantastica, 2001. - С.733-763.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Через семь дней - возврат (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 23 Hоя 01 05:19
 To   : All                                                 Птн 23 Hоя 01 11:02
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Известия
Дата:
01.08.2001
Автор:
Георгий ИЛЬИЧЕВ
Заголовок:
09.00 Общий аршин: Евросоюз надеется когда-нибудь принять Россию в свое лоно
Текст:
Как Европейский союз может помочь России? Международный семинар на эту тему,
организованный Московской школой политических исследований и лондонским Центром
европейской реформы, прошел в понедельник в посольстве Великобритании в Москве.
Однако в отличие от большинства подобных мероприятий собравшиеся - известные
российские и зарубежные политологи - высказали на этот раз множество весьма
здравых мыслей.
[...]
Спорить со столь здравыми речами, вдобавок изложенными хорошим литературным
языком, не хочется. Только никак не идут из головы две истории: о данайцах и о
прогрессорах. Про первую все хорошо помнят, ее в подробностях изложил еще на
заре европейской культуры Гомер. Не обернутся ли просвещенные европейцы
озверевшим древнегреческим ОМОНом, когда, принеся дары на алтарь
сотрудничества, они в итоге ворвутся на наш внутренний рынок? Конкурентов ведь
при либеральной экономике не щадят, это первая заповедь капитализма.
С прогрессорами сложнее. Само слово придумали в свое время братья Стругацкие. В
их фантастических романах прогрессором именовался персонаж из высокоразвитой
цивилизации, который внедрялся в какое-нибудь слаборазвитое общество на другой
планете и старался ускорить его прогресс изнутри. Для этого он встречался с
наиболее просвещенными в том мире людьми и пытался осуществить - с их помощью,
но часто против их воли - какие-то новаторские и гуманистические идеи. Обычно
все кончалось очень скверно, как в финале романа "Трудно быть богом". Благие
намерения и их последствия, знаете ли.
К счастью, России это не грозит: не измеримая общим аршином страна не
втискивается в рамки ни одной цивилизационной модели - ни европейской, ни
китайской, ни исламской... Так что ни данайцы, ни прогрессоры нам не помеха и
не подмога.

[...]

 * Origin: Обладателю правды - изначальное свершение (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 24 Hоя 01 03:44
 To   : All                                                 Суб 24 Hоя 01 13:24
 Subj : В  орильске
       БВИ вновь с Вами, All!

Вот, поймал я всё-таки эту песню. Это шуточки Леонида Сергеева, явно с
какого-то КСПшного слета. Совершенно непонятно мне, почему эта строчка вызвала
интерес публики, вот текст песенки, которую я записал:

    А в Норильске

Приближенные к солнцу тают белые мухи,
Унося отголоски негромкой струны,
И шуршат за оконцем несогретые звуки,
Hавевая метель на пастельные сны.

Где-то в белых волнах притаился Талнах,
Вспоминая недавний уют,
Где-то в белый капкан угодил Каеркан,
А в Норильске, а в Норильске, а в Норильске, а в Норильске,
А в Норильске неделю поют...

А в пустынной саванне старый пень саксаула
Всё мечтает о снеге, коченея в мечтах,
И пллют на барханы три усталых верблюда,
Словно три ледокола, застрявших во льдах.

Где-то легкий, как стриж, веселится Париж,
И шампанского реки текут,
Где-то всем не до сна, в Абудабе весна,
А в Норильске, а в Норильске, а в Норильске, а в Норильске,
А в Норильске неделю поют...

Мама, милая мама, я тебя вспоминаю,
Я тебя не забуду, может быть, прилечу,
И не выпью ни грамма, и не выйду из дома,
Буду петь под гитару и проситься к врачу.

Где-то в белых волнах притаился Талнах,
А в Норильске неделю поют,
[...]

Насколько я понимаю, к Стругацким эту песенку никаким боком пристегнуть не
получается...

                                                            Wlad.
--- Машина-pассказчица коpоля Гениалона 2.51.A0901+
 * Origin: Вы что,не помните,как Сугимото договоpился с тагорцами (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Суб 24 Hоя 01 03:53
 To   : Alla Kuznetsova                                     Суб 24 Hоя 01 13:24
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     23.11.29: Alla Kuznetsova --> All:

 AK>         Переслегин С. Странные взрослые // Ефремов И. Туманность
 AK> Андромеды; Час Быка. - М.: ООО <Изд-во АСТ>, СПб.: Terra Fantastica,
 AK> 2001. - С.733-763.

Алла, а у Вас вся эта статья Переслегина имеется? Ежели "да", не могли бы Вы
кинуть мне полный текст?

                                                            Wlad.
--- Электрувер Тpуpля 2.51.A0901+
 * Origin: Эксперимент есть Эксперимент (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alan Gatsounaev                     2:5020/1681.2   Суб 24 Ноя 01 23:06
 To   : Alla Kuznetsova                                     Вск 25 Hоя 01 04:49
 Subj : Re: Рэба или Ребия?
 Proz"ivite srec'an z"ivot, Alla.

 AK> И нa кaкoй? B Бoлoгoм?..

       Точно. Вы заработали 1000 виртуальных рублей. Можете их потратить в
MO.HALYAVA.

                                    Z"elim vama sve najleps"e, Alla.
---
 * Origin: Maki... Samo nju volim... (FidoNet 2:5020/1681.2)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 23 Hоя 01 09:14
 To   : Vladimir Borisov                                    Вск 25 Hоя 01 14:55
 Subj : Swiaty braci Strugackich: Czas uczniow

Пpивeт тeбe, Vladimir!

По агентурным данным, Vladimir Borisov писал 23 Hоя 01 к Alla Kuznetsova:

 VB> Вас экзаменуют или Вы экзаменуете?

Meня... Я - c нaчaлa дeкaбpя...

 VB> Hичего-ничего, сразу не вымpете!..

Cнaчaлa пoмyчaюcь? Bы вceгдa были дoбpы...

 VB> Не положено потому что!

A чтo дeлaть, ecли инoгo выxoдa нe ocтaeтcя?

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 23 Hоя 01 09:17
 To   : All                                                 Вск 25 Hоя 01 14:55
 Subj : Koзлoвcки-75

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Hесмотря на нормальный человеческий вид и сходство моде-ли с профессором,
изначально ожидавшийся образ монстра возвра-щается, когда рассказчик начинает
описывать поведение модели. Отвратительно видеть, как существо поглощает горы
пищи, издавая громкие звуки, подобно животному:
<Hе обращая ни на кого специального внимания, он зачерпы-вал отруби широкой
ладонью, уминал их пальцами, как плов, и об-разовавшийся комок отправлял в
ротовое отверстие, обильно посы-пая крошками бороду. При этом он хрустел,
чмокал, хрюкал, всхра-пывал, склонял голову набок и жмурился, словно от
огромного на-слаждения.> (С.135).
Этот образ несовместимого, человека/животного, частично объясняется тем
очевидным обстоятельством, что перед нами мо-дель человека, неудовлетворенного
желудочно.
Эти сцены также весьма характерны в плане гротеска. <Гротескна трансформация
человеческого элемента в животный, комбинация животных и человеческих черт
является одной из древ-нейших форм гротеска>2. Несглаженное столкновение
несовмес-тимого, параллельно которому присутствует амбивалентно ано-мальное
явление, является базовым определением гротеска3. Именно аномальное (в отличие
от фантастического) является источ-ником как комизма, так и отвращения,
смешанного со страхом. Та-ким образом, что отличает гротеск от комизма, - так
это нерешенная природа конфликта. Комизм в гротеске только частично разрешает
конфликт. Образ модели, выглядящей подобно Профессору и веду-щей себя подобно
животному, одновременно комичен и пугающ. Улыбки ученых далее определяют и
подчеркивают комический ас-пект модели: <Все переглядывались, неуверенно

улыбаясь> (С.138), в то время как вскрики и испуганная дрожь Стеллочки

указывают на пугающую сторону модели: <Стелла дрожала, шепча: "Что ж это будет?
Саша, я боюсь!"> (С.138). Когда у модели кончается еда, по-ведение модели
приобретает все больше сходства с животным. Он жует пустую кювету, в, все более
и более раздражаясь и разочаро-вываясь, обращает каннибалистический взгляд на
собравшихся лю-дей. Несчастье, впрочем, предотвращается, когда удается починить
сломавшийся конвейер, и в помещение начинает литься поток - тонны - вонючих
селедочных голов, долженствующих насытить мо-дель. Подобно животному, модель
опускается на четвереньки и на-чинает пожирать селедочные головы.
-+-
2.  Bakhtin. - P.326.
3.  Thompson. The Grotesque. - P.20-27.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 25 Ноя 01 07:18
 To   : All                                                 Вск 25 Hоя 01 14:55
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Все же лучше всех поняли замысел моей статьи "Ослепление и наказание" не бывшие
несогласные, к кому я обращался, а мои идейные противники, приверженцы
коммунистической идеи.
[...]
Как видно, прорваться к каким-то глубинам бытия посткоммунистической России и
посткоммунистического человека мы пока что не можем. Hо негативный результат
тоже является результатом. По крайней мере, становится понятно, что мешает
нынешней либеральной элите взглянуть "окрест себя" и увидеть мир, который она
создала и в котором живет. О непреодолимой традиции марксистского мышления,
которая нейтрализует нравственное чувство, я уже сказал. До тех пор, пока наша
интеллигенция будет славить "великие революции", она не будет способна к
нравственной оценке собственных деяний. Очевидно также, что наш нынешний
либерализм имеет мало общего с дореволюционным русским либерализмом. Либерализм
до революции означал неразрывное единство идеи свободы с уважением каждой
человеческой личности. Русские либералы много сил приложили, чтобы доказать,
что идея достоинства каждой человеческой личности, идея моральной равноценности
каждого человека является существенной чертой их мировоззрения. Сегодня же идея
свободы отрывается от основ гуманизма, она отождествляется с социальным
дарвинизмом. В наиболее жесткой и выпуклой форме это мировоззрение социального
дарвинизма проявилось в выступлении Аркадия Стругацкого. И самая главная беда
нашего либерального мышления - нарочитое пренебрежение к народу, к простым
людям.
[...]

        Ципко А. СТРАНА ГЛУХИХ // Литературная газета (М.). - 2001. - 21-27
нояб. - С.3

 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Вск 25 Ноя 01 07:21
 To   : All                                                 Вск 25 Hоя 01 14:55
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Московский комсомолец
Дата:
09.08.2001
Вела интервью:
Татьяна Никишина
Заголовок:
01.21 СЕРГЕЙ ШОЛОХОВ: ЭТА ПИТЕРСКАЯ НАГЛОСТЬ
Текст:
Его поколение очень скромно представлено на ТВ. Сам Сергей Шолохов вместе с
"Тихим домом" появляется на ОРТ всего раз в месяц. Казалось бы, его
телевизионная карьера зашла в тупик, но в мае 1999 года Сергей Леонидович был
назначен генеральным директором продюсерского центра "Петербург-Культура"...
[...]
- А Курехина вы считали своим другом или приятелем?
- Конечно, приятелем. Другое дело, что вместе с ним мы сделали несколько
дружественных акций. Hо это не значит, что я разделял с ним жизнь его семьи.
Если вы читали Стругацких, то знаете, что мироздание мстит тем, кто открывает
тайны Вселенной и уничтожает их. Он же умер от загадочной болезни, которой не
существует в природе, - от рака сердца. Его забрали те силы, которые, видимо,
прислали его на Землю, чтобы он совершил свой подвиг, но не простили ему то,
что он совершил. Я не знаю, я воздерживаюсь от комментариев, потому что мы
соприкасаемся здесь с чем-то таинственным. А началось все с того, что Курехин
сказал мне: "Давай разоблачим грибное происхождение Ленина, ведь он абсолютный
наркоман". Нам было важно, чтоб зрители, принадлежащие к различным сословиям,
поверили аргументам. А вы их видели - они просто безукоризненны.
- Если Курехин открыл тайну Вселенной и из-за этого умер, то почему же вы
остались живы?
- Ну, это разные вещи. Он эту тайну открыл и озвучил, а я только в стороночке
микрофон держал.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Что нужно (для жертвоприношения?) - и двух (вместо  (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Пpoгpeccивнaя oбщecтвeннocть        2:5020/1941.61  Вск 25 Hоя 01 07:32
 To   : Vladimir Borisov                                    Вск 25 Hоя 01 14:55
 Subj : C Днeм Bapeнья!

                       Многоуважаемый Владимир!
  @->->->---                                                  ---<-<-<-@

  Вот и наступил этот великий день - Ваш День Рождения!

  Как мы его ждали! Ждали, чтобы сообщить Вам следующее:

  Мы желаем Вам в новом году Вашей жизни исполнения всех Ваших желаний,
  здоровья и счастья, бодрости тела и духа, много друзей и денег (на
  числе "сто" останавливаться необязательно) и всего самого наилучшего!
  Красивой и пpиятной жизни Вам!

  Да и всего того, что Вы сможете (и захотите) себе пожелать!

  Пyсть мечты Ваши исполнятся, а непpиятности обойдyт Ваш дом стоpоной!

       Общественность эхи "Ru.Ludeny"

  @->->->---                                                  ---<-<-<@

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Княжичу - обладать совершенством (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Вск 25 Ноя 01 21:42
 To   : Alla Kuznetsova                                     Вск 25 Hоя 01 21:05
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     25.11.29: Alla Kuznetsova --> All:

> [...]
 AK> нарочитое пренебрежение к народу, к простым людям. [...]

 AK>         Ципко А. СТРАНА ГЛУХИХ // Литературная газета (М.). - 2001. -

Что-то я не понял, какое выступление Аpкадия Стругацкого имеется в виду?

                                                            Wlad.
--- Смуглый и золотоглазый 2.51.A0901+
 * Origin: Когда я слышу слово "фантаст", я хватаюсь за пистолет (2:5007/1.45)