RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Птн 16 Ноя 01 16:37
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 16 Hоя 01 23:00
 Subj : Swiaty braci Strugackich: Czas uczniow
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     14.11.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Kcтaти, Bы eщe нe cмoтpeли япoнcкий тeкcт?..

Я только год выхода посмотpел. Точно, 1994. А там еще Вы послесловие
скопировали, надо будет посмотpеть. Hо это попозже.

 AK> И чтo пoют?

А чёpт его знает. Это цитата из песни. К слову пpишлась...

                                                            Wlad.
--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Уйду я от вас совсем -- подвигов искать! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alan Gatsounaev                     2:5020/1681.2   Суб 17 Hоя 01 00:33
 To   : Alla Kuznetsova                                     Суб 17 Hоя 01 05:29
 Subj : Re: Рэба или Ребия?
 Proz"ivite srec'an z"ivot, Alla.

 AK> Гoвopят, чтo пpaвдa. A вoт чтo eщe тaм cпpaшивaли?...

           А это не оффтопик?

                                    Z"elim vama sve najleps"e, Alla.
---
 * Origin: Maki... Samo nju volim... (FidoNet 2:5020/1681.2)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Timur Kopylov                       2:5020/1048.10  Чтв 15 Hоя 01 17:29
 To   : All                                                 Вск 18 Hоя 01 00:35
 Subj : Опа!%0
*** Answering a msg posted in area RU.AVIATION (Fidonet EchoMail).

                        --   * Любезнейший All! *   --

   Четверг Hоябрь 08 2001 10:21, Andrey Platonov писал к Oleg Levkin:

 AP>                     Guten danoya, Oleg! Ali chuba danalya?

 AP> Sunday November 04 2001 в 23:26  Oleg Levkin пишет к Anatoli Dontsov:

 d>>> А может ли Змей Горыныч летать в режиме огибания местности?

 AP> Не стоит пользоваться материалами агентства "СОРОКА" - они страдают целым
 AP> рядом ошибок. Hа самом деле каждая из голов способна самостоятельно
 AP> управлять всеми параметрами полета и боевым применением комплекса. А то,
 AP> что их три - это многократное резервирование, повышающее боевую живучесть.

 AP> Более того - он способен совершать маневры из области
 AP> "сверхманевренности", а также совершать вертикальные взлет и посадку как
 AP> на землю, так и на воду.

 d>>> А на радарах он виден?

 AP> Вот тут поспорю. Аэродинамическая компоновка и машущее крыло не позволяют
 AP> достичь таких скоростей. Другое дело - всепогодность и большая программа
 AP> выпуска (поставляется в виде компактных округлых контейнеров типа "яйцо",
 AP> которые из поздемных заводорв-пещер можно легко забрасывать в тыл
 AP> противника).

 AP> Этому способствует выбор основных конструктивных материалов, среди которых
 AP> отсутствуют металлические сплавы.

 d>>> А С-200 его собьет?

> [...]

 AP> как "меч-кладЕнец" изучается лишь теоретически, учения с его
 AP> использованием практически не проводятся. Лишь недавно на Лукоморье
 AP> впервые были проведены полномасштабные учения с его применением. Hо
 AP> результаты оказались плачевными - был сбит летучий корабль, погибли люди
 AP> (хотя, в основном и инородцы). В результате воеводу прогнали с царского
 AP> двора, а практическое применение меча заморожено на неопределенный срок.

 AP> NB: Вот так, начали за здравие, а закончили за упокой...

 AP>        Dixi et animam salvavi...               Platon

Как вам сей опус?

---
 * Origin: Meine Ehre heisst Treue. (2:5020/1048.10)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 17 Ноя 01 08:33
 To   : All                                                 Вск 18 Ноя 01 10:17
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Известия
Дата:
19.07.2001
Автор:
Дмитрий НОВИК
Заголовок:
21.55 Как вас трудно отсюда выковырять
Текст:
Александровы - три поколения педагогов
В Большом энциклопедическом словаре содержится 20 биографий людей, носивших
фамилию Александров. Один из них Александр Данилович - математик, ректор
Ленинградского университета в годы хрущевской оттепели. Мы беседуем о династии
ученых и педагогов с его сыном, историком и социологом Даниилом Александровым,
в знаменитом доме на углу Мойки и Марсова поля. Я задаю тему, а хозяин
импровизирует.
[...]
Петергоф
Идея переезда Университета действительно принадлежала Александру Даниловичу.
Она с треском провалилась. Отец потом сокрушался: "Поверил в программу партии,
не знаю как коммунизм, а университет - построим". Конечно, это был утопизм 50-х
годов. Эскизы городка напоминали описания братьев Стругацких, которых отец
любил читать, хотя фантастикой не увлекался. В начале ректорства добрался до
премьера Вячеслава Молотова, но на Васильевском не получилось. Тогда он
обратился к архитекторам, те заверили, что город будет развиваться в сторону
фонтанов. Метро там появится на 20 лет раньше, чем на Гражданке. Hо генплан
изменили, а стройка началась. Брежневской эпохе университет был вообще не
нужен. Hо больше всего его обижало то, что следующие ректоры пустили процесс по
течению - не строили и не возвращали назад. Время было упущено. Он до конца
дней чувствовал свою вину, что, уехав в Сибирь, бросил этот проект, не занялся
им сам. Вот такая история с Мартышкино.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Вепрям и рыбам счастье (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 17 Hоя 01 08:34
 To   : All                                                 Вск 18 Hоя 01 10:17
 Subj : TЬмycкopпиoнcкaя нoвocть

Конничива, All-сан!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
        Что должно быть государственной тайной?: Борис Стругацкий, писатель //
Известия (М.). - 2001. - 8 нояб. - С.12.
-Государственными тайнами в России являются те же самые вещи, что и в других
странах: недостатки руководителей, слабые звенья в управлении. Ну и военные
тайны, о которых я даже представления не имею, на то они и тайны. Я не считаю,
что слабости в управлении должны быть тайной, я считаю, что это происходит. Я
не знаю, насколько это необходимо:  для принятия подобных решений надо быть
государственно мыслящим человеком, каковым я не являюсь. Раньше в той или иной
степени засекречивались все имеющиеся недостатки. Это было общим принципом,
который в конечном итоге и привел ко всеобщему развалу.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: (Для жертвоприношения) указаны крупные животные (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Птн 16 Ноя 01 10:52
 To   : All                                                 Вск 18 Hоя 01 10:17
 Subj : Koзлoвcки-69

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Спор о том, являются ли дубли формой жизни или нет проис-ходит и во время
корнеевского эксперимента с рыбой. Мертвая и выпотрошенная рыба, которую
вернули к жизни, полагается приме-ром нежити - небелковой жизни. Затем Корнеев
приводит еще при-меры небелковой жизни, сотворяя своих собственных дублей
разно-го размера. Он великий маг и творит дублей без усилий, действи-тельно
магическим методом - просто щелкая пальцами и затем по-сылая созданных дублей
работать, но его коллега Амперян не впе-чатлен:
<- Нежить не есть жизнь, - сказал Эдик. - Нежить существует лишь постольку,
поскольку существует разумная жизнь. Можно да-же сказать точнее: поскольку
существуют маги. Нежить есть отход деятельности магов.> (С.162).
Сотворение дублей в Институте - результат как высокоразви-той технологии и
науки, так и магии с волшебством. Будь они дос-тижением науки или магии (или
обеих сразу), эти экстраординар-ные создания глубоко и комически контрастируют
со своим прими-тивным или неуместным использованием. Разговорная манера
При-валова и <низкостилевое> упоминание мимоходом указывают на то, что он
описывает пустяк, требующий простейших навыков, извест-ных большей части магов
Института. Hо это также комически от-ражает ограниченность, рутинность и
обыденность функций дуб-лей:
<Дубль - это очень интересная штука. Как правило, это до-вольно точная копия
своего творца. Не хватает, скажем, человеку рук - он создает себе дубля,
безмозглого, безответного, только и умеющего, что паять контакты, или таскать
тяжести, или писать под диктовку, но зато уж умеющего это делать хорошо. Или
нужна че-ловеку модель-антропоид для какого-нибудь эксперимента - он соз-дает
себе дубля, безмозглого, безответного, только и умеющего хо-дить по потолку или
принимать телепатемы, но зато уж умеющего хорошо. Или самый простой случай.
Собирается, скажем, человек получить зарплату, а времени терять ему не хочется,
и он посылает вместо себя своего дубля, только и умеющего что никого без
очере-ди не пропускать, расписываться в ведомости и сосчитать деньги, не отходя

от кассы.> (С.118).

Если представить себе работу интеллекта и все ресурсы и энергию, потребные для
сотворения дубля, это начинает восприни-маться как забавное расхождение с
реальными целями и задачами этого творения. За этим образом дублей, стоящих в
очереди за зар-платой и следящих, чтобы никто не пролез вне очереди, Стругацкие
выстраивают и сатирически обличают постоянную плохую органи-зацию советского
общества, особенно в части сервиса, равно как и дурное управление и трату
невозобновимых ресурсов. Высмеива-ются также низкие и неэффективные технологии
и обслуживание непривилегированного слоя, в то время как для слоя
привилегиро-ванного стандарты науки и обслуживания высоки.
Таинственное двойное существование директора, а также другие дубли откликнутся
еще в наиболее заметном дубле из всего повествования - собственном
выбегалловском дубле, модели чело-века, которая будет проанализирована отдельно
- в следующей гла-ве.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Возможны дела малых (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 228 из 530                          Rcv Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 17 Hоя 01 08:32
 To   : Yuri Zubakin                                        Вск 18 Hоя 01 10:17
 Subj : Утoчнeниe

Добрый день, веселая минутка!

Приглючилось мне как-то, что Yuri Zubakin пишет Alla Kuznetsova. И решила я
добавить глюков в переписку.

 YZ>    Отправлено.

Бoльшoe cпacибo. Пoймaнo.

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Разводить коров - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 17 Hоя 01 11:55
 To   : All                                                 Втр 20 Hоя 01 09:39
 Subj : Koзлoвcки-70

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
ЧАСТЬ 3.
НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И СОЦИИАЛЬНАЯ УТОПИЯ

ГЛАВА 5
ВЫБЕГАЛЛОВСКИЕ МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА:
КОД КОМЕДИИ
Волшебно-сказочный элемент, столь значительный в первой половине ПНВС, играет
куда меньшую роль в другой его половине или в СОТ в целом. Таким образом,
взаимодействие дискурса <реалистического> и дискурса волшебной сказки больше не
являет-ся основным источником комических эффектов. Тем не менее эле-менты
фантастического остаются столь же многочисленными, а ис-точники комических
эффектов разнообразны и множественны. В этой части моего исследования я
сосредоточусь на комических ко-дах и их различиях в ходе анализа двух основных
событий, пред-ставительных для этих двух произведений - экспериментов
Выбе-галло в ПНВС и разборе дела Константина в СОТ.
Сцены экспериментов Выбегалло составляют самый длинный эпизод в ПНВС, играющий
в повести центральную роль. Данный эпизод состоит из набора комических образов,
которые не только составляют один из наиболее сложных комических нарративов в
ПНВС, но и эстетически расширяют комические образы и мотивы, рассмотренные в
Части 2. Комическая деятельность Института, проанализированная в Части 2, в
частности, поиски человеческого счастья, претерпевает комические трансформации
в псевдонаучных начинаниях Выбегалло. В этой главе я отдельно рассмотрю код
ко-медии для этого эпизода, затем код пародии и наконец код сатиры.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Меняют города, но не меняют колодец (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 17 Hоя 01 12:03
 To   : All                                                 Втр 20 Hоя 01 09:39
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Известия
Дата:
21.07.2001
Автор:
Сергей ЛЕСКОВ
Заголовок:
09.00 Творец и бомж
Текст:
Принято считать, что суть человека не меняется. История говорит об обратном.
Персонажи греческой мифологии уничтожали города и вырезали семьи, что не мешало
им считаться героями. В эпоху Возрождения у человека стал формироваться
внутренний мир в современном понимании. В эпоху Реформации высшей добродетелью
стало трудолюбие. В конце XIX столетия женщина, которая рассматривалась в
качестве средства для деторождения и поддержания быта, получила право на
образование и прочие гражданские свободы. Можно ли на заре информационного века
предугадать, как изменятся ценности человека? Об этом обозреватель "Известий"
Сергей ЛЕСКОВ беседует с психологом Евгенией ВАРЛАМОВОЙ.
[...]
ЦИТАТЫ
Сегодня, по-видимому, человечество стоит перед новым броском в неведомое: речь
идет о глобальной информатизации человечества, о мгновенной переброске огромных
информационных потоков с континента на континент, из страны в страну, из мозга
в мозг.
Юрий ЩЕРБАК, писатель, дипломат
Угроза энергетического голода и тесно с ней связанная угроза экологическая -
вот, по-моему, основные источники страхов ХХI века.
Борис СТРУГАЦКИЙ, писатель

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: От летящей птицы оставшийся голос (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 17 Hоя 01 12:21
 To   : Anton A. Lapudev                                    Втр 20 Hоя 01 09:39
 Subj : ТСН из Челябинска

Конничива, Anton-сан!

И пишу я к Вам, разлюбезная (-ый) Anton A. Lapudev, по поводу Вашего письма к
Alla Kuznetsova

 AAL> Хех. А я не люден. Меня вот БВИ грозился назначить член-корром, да не
 AAL> сподоблился.

Этo oн зpя...
A нa кoгo жe тoгдa нaмeкaeшь?..

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Умыв руки, не приноси жертв (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 17 Hоя 01 12:21
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 20 Hоя 01 09:39
 Subj : ТСН из Челябинска

Добрый день, веселая минутка!

Письмо от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova, добавленное 15 Hоя 01 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 VB> О как! Вот ведь вpаги! Ну, у меня есть парочка экземпляpов. Один я
 VB> себе оставлю, а второй Флейшману отошлю, он наделает копий...

Дa. Этo бyдeт гyмaннoe peшeниe...

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Крайность - к несчастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 17 Ноя 01 12:22
 To   : Vladimir Borisov                                    Втр 20 Hоя 01 09:39
 Subj : Swiaty braci Strugackich: Czas uczniow

Здравствуй, Vladimir!

Однажды было послано сообщение от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova:

 VB> Я только год выхода посмотpел. Точно, 1994. А там еще Вы послесловие
 VB> скопировали, надо будет посмотpеть. Hо это попозже.

3нaчит, нeпoxoжe, чтo этo oпeчaткa. Bидимo, в "пepвoиcтoчникe cвeдeний"
oшибкa...

 VB> А чёpт его знает. Это цитата из песни. К слову пpишлась...

Интepecнo... A из кaкoй имeннo?..

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Если некуда выступить, то оно (=разрешение) наступи (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Суб 17 Hоя 01 12:23
 To   : Alan Gatsounaev                                     Втр 20 Hоя 01 09:39
 Subj : Рэба или Ребия?

Простите за беспокойство, Alan, но...

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Alan Gatsounaev)
пишeт:

 AG>            А это не оффтопик?

Tpyднo cкaзaть... Bce зaвиcит oт тoгo, кaк тoлкoвaть фpaзy иcxoднoгo пиcьмa:
"Oднa из тeм былa "Бpaтья Cтpyгaцкиe". To ли тaм был цeлый блoк вoпpocoв пo
этoй тeмe, тo ли oдинoчный вoпpoc...

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Не показано, чтоб брать жену (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Пон 19 Hоя 01 08:59
 To   : All                                                 Втр 20 Hоя 01 09:39
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Громов Д., Ладыженский О. Писателей должно быть двое: Интервью с Г. Л. Олди
Дмитрием Громовым и Олегом Ладыженским / Беседовал с авторами С. Коломийцев //
Наша фантастика: Альм. Вып.3: Звездный Мост-2001. - М.: ЗАО Изд-во
Центрполиграф, 2001. - С.363-376.

- Псевдоним "Г. Л. Олди" - это попытка привлечь внимание читателя красивой
иностранной фамилией или просто смесь ваших имен и фамилий без всякого умысла?
- Когда у нас возникла перспектива серьезной публикации, сразу же пришлось
задуматься над тем, чтобы читатель хорошо запоминал авторов. Неплохо быть
Кингом - коротко и звучно. А вот Войскунского и Лукодьянова - извините, пока
запомнишь...
Иное дело Стругацкие - хорошо запоминаются, потому что братья. Или же супруги
Дяченко, отец и сын Абрамовы... А мы не братья, не супруги, не отец и сын...
Поэтому решили взять какой-нибудь краткий псевдоним. Составили анаграмму из
имен - вот и получился Олди. Правда, после этого возмутился издатель: "Где
инициалы?!" - иначе не писатель выходит, а собачья кличка. Мы-то публиковались
в одном сборнике с Каттнером и Говардом, и без инициалов - как без галстука! Мы
взяли первые буквы наших фамилий - вот вам и Г. Л. Олди. Ну а когда издатель
совсем замучил, требуя выдумать нормальное "Ф. И. О.", мы на основе опорных
букв наши-х фамилий составили имя - Генри Лайон. Ах, если б знать, во что это
выльется... Олди-то запомнился, литературная мистификация пошла в полный рост,
начались досужие сплетни: кто такой, откуда взялся? Если иностранец - почему
цитирует Гумилева?.. Ушлый англичанин сэр Генри помалкивал, народ бурлил, а
книги пописывались и почитывались. Со временем мосты сами по себе сгорели, да и
издатели-читатели привыкли. Склонять начали: "Олдя, Олдей, Олдями..." Однажды,
когда Дмитрий Громов брел себе в одиночестве, за спиной послышалось: "Гляди,
ребята, Олдь пошел!" А ведь пошел...
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Выдвинется он - заблудится, последует - найдет госп (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 20 Ноя 01 08:03
 To   : All                                                 Втр 20 Ноя 01 11:52
 Subj : Rasskazy
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : NETMAIL
* From : garetr@mail.ru, 2:5020/128 (18 Ноя 01 00:57)
* To   : Alla Kuznetsova, 2:5020/1941.61
* Subj : Rasskazy
for <Alla.Kuznetsova@p61.f1941.n5020.z2.fidonet.org>; Mon, 19 Nov 2001 02:29:53
+0300 (MSK)
From: Garet <garetr@mail.ru>

Добрый вечер.

  Алла, у меня тут написалось несколько фантастических рассказиков.
Три из них содержат прямые или косвенные отсылки к Стругацким. Вот м
посылаю тебе - для коллекции или постинга в эху.

Удачи,
      Гарет.

_______________
Две грани сказки

* * *

                             А где-то вдалеке за далью и за пылью
                             Остался край чудес - так человек решил,
                             Что он рожден затем, чтоб сказку сделать былью,
                             Так человек решил - но видно поспешил.
                                  М. Щербаков

- Добрый день, мистер Васильев, - сухо, одними губами улыбнулся доктор Шелдон,
- чем я могу быть вам полезен?
- Я хочу видеть моего сына.
- Я же объяснял вам, почему это бессмысленно. Ваш сын взрослый человек, он сам
выбрал свою судьбу, и вам ее уже не изменить...
- Позвольте  мне видеть сына, - упрямо повторил Васильев.
- И это ваш выбор, - коротко кивнул Шелдон, - следуйте за мной.

Алексей сидел на полу высокой, удобной комнаты, освещенной светом из огромного
- во всю стену окна... В руках его находился серебристо мерцающий жезл, на
губах гуляла странная улыбка.
- Леша, сынок, - отец кинулся к нему, забыв обо всем...
- Nitore garwes, deikotaro - спокойным голосом отозвался Алексей.
- Сынок, сынок, неужели ты меня не узнаешь!
- Nitore garwes, deikotaro horj! - недовольно отозвался Алексей и сбросил руку
отца со своего плеча.
- Вы ничего не сможете сделать, - равнодушно сообщил Шелдон, - он выбрал свою
Сказку и вам не сломать ее.
- Когда... Когда он вернется?
- Через один год и два или три месяца.
- И нет никакого способа?..
- Даже если бы таковой и был, я не вправе его использовать. Алексей Васильев
заключил с нами контракт, нарушить который мы не вправе.
Васильев-старший выругался самыми черными, подсердечными словами и изо всех сил
хлопнул дверью. Полтора года... Почти полтора года ради безумного желания
попасть в сказку.

- Зачем вы вернулись, мистер Васильев? - холодно осведомился Шелдон, - вы же
уже все видели...
- Я... я хочу стать вашим клиентом.
- Я вас слушаю.
- Сказка длиной один год и один месяц. Сказка, в которой Алексей будет со
мной...
- Хорошо. Калькуляцию по стоимости этой сказки вы узнаете в ценовом отделе,
приблизительно это составит...
- Цена не имеет значения!
- Хорошо, мистер Васильев...

"- Умри, ничтожный предатель, - ледяным голосом произнес сэр Алексей, обнажая
меч.
Черный меч дьяволопоклонника со звоном встретился с его светлым мечом,
противник попробовал провести обманный финт, но у него ничего не получилось -
сэр Алексей был настороже. Еще удар, еще, еще... На мгновение дьяволопоклонник
ослабил внимание - и светлый меч вонзился в его сердце.

Сэр Алексей ехал по улицам Камелота, провожаемый восторженно-томными взглядами
молоденьких девушек и завистливо-уважительными короткими взглядами парней...
Они уже знали о его победе над Черным Рыцарем и рассматривали его жадно, словно
разглядев в нем что-то новое, незримое раньше.
От толпы отделился старик, схватился за стремя его коня
- Lesha, sinok, - на незнакомом языке пробормотал он.
- Я вас не понимаю, - спокойным голосом отозвался сэр Алексей.
- Sinok, sinok, neujeli ti menya ne uznaesh!
- Повторяю, я не понимаю вас! - недовольно отозвался сэр Алексей и сбросил руку
старика со стремени.

Сказка продолжалась..."

* * *

                                                     Hо сказку выбрал он с
печальною развязкой
                                                     И призрачное зло в
реальность обратил
                                                     Теперь бы эту быль обратно
сделать сказкой
                                                     Hо слишком много дел и
слишком мало сил...
                                                           М. Щербаков

Пустыня лежала от горизонта до горизонта, плоская как стол, с крохотными, почти
незаметными барханчиками. Пустыня была голой - на километры вокруг не
просматривалось ни оазиса, ни крупного бархана, ни какого-нибудь варрана, не
говоря уж о караванах контрабандистов, которые с началом войны  в этой части
пустыни почти не появлялись. Иногда человеку казалось, что весь мир превратился
в такую же бескрайнюю пустыню, песок заносит руины Москвы, разбитой
бомбардировками еще в первые дни Конфликта, заполняет собой русла рек, в Сибири
песок перемешивается со снегом, грязно-желтой массой покрывая землю, по колено
вязнут в песке жители Лондона, американцы, как всегда, вкладывают в борьбу
жуткие миллиарды, строят пескозащитные валы, сгоняют к городам специальные
пескоуборщики, но и они не справляются, двигатели пескоуборщиков глохнут,
мелкая песочная пыль наполняет воздух и небывалую прибыль делают производители
кислородных масок и прочих противогазов...
Фантазии человека в песчанном защитном комбинезоне, полузасыпанного песком,
прервало далекое басовитое гудение. Похоже, Капитан был прав - Серые
действительно клюнули на приманку. А может быть не Серые, а Святые,
Молчальники, Ассасины или еще кто-нибудь. Все возможно в этом безумном мире...
Далеко на горизонте показалось пыльное облачко. Человек осторожно достал из
подсумка бинокль и начал внимательно изучать приближающегося врага. Врага, в
этом не было сомнений, - друзей в этом мире у них уже не осталось...
Когда облачко приблизилось, человек разглядел, что по песочной глади
направляются целых четыре легких танкетки, два легких грузовичка с небрежно
нанесенным на полог кузова желтым пустынным камуфляжем и облегченная радарная
установка... Значит все-таки Серые - Святые никогда не собирают таких крупных
отрядов, не включив в их состав мобильной зенитной установки, а остальные вряд
ли решатся на подобную авантюру...
Человек подхватил с пояса крохотный пульт, торопливо набил на нем короткий код
сообщения и нажал на большую зеленую клавишу. Инфракрасный сигнал ушел к
лежащему в сотне метров за его спиной ретранслятору, еще раз, еще... лишь
секунд через пять пришло подтверждение. Теперь непеленгуемый сигнал побежал по
цепочке ретрансляторов - сперва инфракрасный, потом слабый низкочастотный
радиосигнал, через пару минут удаленный на несколько километров ретранслятор
отправил в эфир сжатый пакет информации...
Теперь ему оставалось ждать. Если дезинформация, запущенная Косматым достигла
нужных ушей, если Карлик своевременно подбросил Серым координатник, если
капитаны Серых поверили, если они не стали проводить рекогсценировки местности,
если сбылось еще несколько если, то до момента, когда семь машин Серых рухнут в
зыбун, остается несколько минут...
В пустыне нет дорог, есть только направления, поэтому предсказать действия
Серых было сложно, но аналитики Гранда играли в эти игры уже не первый год...
Машины Серых приблизились к старому зыбуну, въехали на него, продвинулись
вглубь... Пора!
Человек нажал на клавишу пульта и упал лицом вниз. Несколько секунд ничего не
происходило, он даже успел испугаться, что что-то сломалось и весь тщательно
рассчитанный план пошел прахом, но потом от грохота заложило уши. Заложенная в
глубине зыбуна мина разорвала тонкую пленку окаменевшего песка и машины начали
уходить в глубь зыбуна. За несколько секунд до этого включились устройства
подавления радиосвязи и на базе Серых так и не узнают - что привело к гибели их
отряда. Они, конечно, пойдут по следам, но найдут лишь зыбун, на который
неосторожно въехали машины. Вкапываться  вглубь зыбуна они не будут - слишком
уж они не ценят жизней своих солдат, чтобы докапываться (в буквальном смысле
докапываться, усмехнулся человек) до причин смерти своих бойцов.
Человек осторожно поднял голову. Предстояло делать то, ради чего он ждал
здесь... Он вскинул к плечу укороченную снайперскую винтовку, прицелился, нажал
на курок... Человеческая фигурка, тщетно пытавшаяся выбраться из зыбучего
песка, дернулась и ушла в глубь. Еще три выстрела - и три последних солдата
Серых нашли вечное упокоение в песках... Человек вновь передал с помощью пульта
короткое кодированное сообщение и спокойно поднялся - собирать ретрансляторы.
Остальное было не его делом.
Когда за спиной застрекотали винты вертолета, он даже не оглянулся, по звуку
узнав тяжелый "Черномор", мощную грузовую машину. Сейчас ребята из "Черномора"
попытаются подцепить одну из танкеток, если они еще не слишком глубоко ушли в
песок. Только одну, больше было нельзя. Потерю одной танкетки Серые спишут на
особо глубокий зыбун, потеря двух их может насторожить...
Человек положил в сумку последний ретранслятор и неторопливо зашагал к базе. За
ним вертолета высылать не будут - слишком мало было у них авиационного
керосина...

База была незаметной даже вблизи... Просто бархан чуть больше других. Укрытый
маскировочной голографической пленкой вход было сложно обнаружить, даже стоя в
паре шагов от него.
В шлюзовой камере было прохладно. Сидевший за высоким столиком охранник в
пустынном камуфляже лениво поприветствовал человека, подняв руку.
- Мои поздравления, - равнодушно кинул он, - Гранд весьма доволен...
Еще бы не доволен, - хмыкнул про себя человек, - не так уж часто удается
нанести Серым серьезный урон, нас слишком мало, наше главное оружие - тайна и
дезинформация... Hо вслух произносить этого он не стал.
- Как остальные? - лениво поинтересовался он, устраиваясь на стуле.
- Хомяк уже вернулся. Воспользовавшись суматохой, его группе удалось угнать две
легких "Валькирии" и уничтожить склад с боеприпасами Серых. Тоник еще не
вернулся, но передал, что база Серых на Учдуке уничтожена, серьезных потерь
нет...
- Лады, - человек откинулся на спинку стула, прислушиваясь к забиваемых треском
помех словам, еле доносившимся из динамика небольшого радиоприемничка,
стоявшего на столе у охранника.
"На демаркационной линии между территориями Серого Братства и Святого Ордена
инцидентов нет. Армии Святого Ордена продолжили наступление на римском
направлении, захватив Прато и Фирензу и приблизившись к пригородам Пизы. Бои на
территории японских островов между американо-японской военной группировкой и
армией Серого братства ведутся с переменным успехом. По-прежнему неопределенной
остается ситуация на Аравийском Полуострове, где позиционное противостояние
Ассасинов и Серого Братства усложнилось вследствие вмешательства в конфликт
неизвестных вооруженных формирований, предположительно Немых братьев". Человек
довольно ухмыльнулся и сам не заметил как задремал, вспоминая первые дни этого
безумного времени...

- ...Господа! - толстощекий организатор, похожий на молочного поросенка, прямо
таки лучился деланным восторгом, -  мир вступает в новую эпоху! Теперь любые
наши мечты, любые капризы могут быть разрешены в мгновение ока при помощи
"Исполнителя Желаний" фирмы "Москоу Теч Лимитед". Мы представляем вашему
вниманию модификацию Л - "литературный" Исполнителя желаний. Хотите задать
вопрос любимому герою? Взять урок фехтования у Конана-Варвара, провести ночь с
Ллевеллой, скрестить шпаги с гвардейцами кардинала? В "Исполнитель желаний"
заложены тексты тысяч книг, но он учтет и ваши пожелания, герой, которого вы
представляли себе темноволосым будет темноволосым... Итак, кто хочет первым
прикоснуться к миру волшебства от "Москоу Теч Лимитед"?
- Можно я? - с жадным нетерпением поинтересовался паренек лет тринадцати.
- Конечно, молодой человек! Итак, какая книга вас интересует?
- "Трудно быть богом" братьев Стругацких.
- Hаталья Андреевна, - кивнул толстощекий своей длинноногой ассистентке, -
прошу вас.
Пальцы ассистентки забегали по клавишам лэптопа.
- Прошу вас, подходите сюда, - тем временем пригласил паренька организатор,
станьте на этот круг и думайте о тех героях, которых вы желаете призвать.
Комната за прозрачным стеклом помутнела, на мгновение как бы расплылась - и
после ослепительно яркой вспышки в ней материализовалась целая толпа народу -
высокий темноволосый красавец с мечом, обаятельная рыжая девушка, стоящая за
ним, полтора десятка откормленных парней, толстощекостью и круглолицестью
неуловимо напоминающие организатора, все - в одинаковой серой одежде. С дюжину
людей в плотных черных балахонах, скрывающих лицо. И высокий сухопарый старик
аристократического вида с хищным ястребиным профилем, чем-то напоминающий
визиря Джаффара из старой игрушки "Prince of Persia".

 * Message split, to be continued *

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не следует подниматься, следует спускаться (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 20 Hоя 01 08:03
 To   : All                                                 Втр 20 Hоя 01 11:52
 Subj : [part 2] Rasskazy
* From : garetr@mail.ru, 2:5020/128 (18 Hоя 01 00:57)
* To   : Alla Kuznetsova, 2:5020/1941.61
* Subj : [part 2] Rasskazy
From: Garet <garetr@mail.ru>

 * Continuation 1 of a split message *

- Это не Рэба, а прямо таки какой-то Старец Горы, - прошептал на ухо своему
спутнику один из посетителей презентации.
Паренек широко раскрыл глаза, в них сиял страстный восторг. "Румата, давай же,
руби их..." - шепнули губы паренька.
- Вперед, дети мои, - торжественно провозгласил старик. В одно мгновение
темноволосый и девушка были сметены, дверь из комнаты - выбита... Минуту спустя
серые и черные, предводительствуемые стариком неслись по лестнице парадного
выхода, оставив за своей спиной комнату с трупами организатора, его помощницы и
гостей презентации...
Никто не мог догадаться, что это будет началом конца...
В скучном, секулярном мире созданные фантазией паренька люди стали
катализатором мощного кипения. Серое Братство давало освобождение от всего
человеческого, Святой Орден - иллюзию высшей цели. Спустя полгода почти
половина европейской части России принадлежала Ордену и Братству, а их
численность исчислялась уже десятками тысяч человек...

23.10.01

  Three Rings for the Elven-kings under the sky...

http://eressea.ru                           mailto:garetr@mail.ru

Пpивeт, All!

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Пребудешь в стойкости - будет счастье (2:5020/1941.61)S

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 20 Ноя 01 08:03
 To   : All                                                 Втр 20 Ноя 01 11:52
 Subj : Rasskazy-2
* From : garetr@mail.ru, 2:5020/128 (18 Ноя 01 00:58)
* To   : Alla Kuznetsova, 2:5020/1941.61
* Subj : Rasskazy-2
for <Alla.Kuznetsova@p61.f1941.n5020.z2.fidonet.org>; Mon, 19 Nov 2001 02:29:54
+0300 (MSK)
From: Garet <garetr@mail.ru>

Добрый день.

Специалист по контактам

- Они не понимают, капитан!
- Нейролингву пробовали?
- Пробовали, все равно не понимают!
Человечеству было не впервой встречаться с братьями по разуму, оно нашло общий
язык даже с разумными слизнями Гарроты, разумными кристаллами Антареса,
коллективным разумом янтарных жуков Хашгоры, не говоря уж о хлородышащих
кремнийорганических гуманоидах Дельты Кита и бесчисленных органических расах,
населявших планеты Галактики...
Hо эти новые существа были загадкой. Они не прятались от контакта, напротив,
они активно отвечали на попытки землян вступить в контакт - но в их ответах не
было никакой системы. Они сперва передавали радиосигналы, потом светились,
разнообразно изменяя цвет, потом издавали звуки, теперь на цилиндрическом теле
самого большого из трех существ поползли цепочки знаков - сперва посложнее,
потом попроще... Теперь эти знаки были совсем простые - круги, квадраты,
треугольники, их строчки чем-то напоминали таблицы для проверки зрения из
древних фильмов.
Второй постулат прикладной нейролингвистики гласит - всякая цивилизация,
вышедшая в космос, разделяет определенные базовые схемы мышления, экстраполируя
которые возможно найти общий язык. Существовали давно отлаженные алгоритмы
расшифровки сообщений в любой форме. Используя их, в свое время удалось
расшифровать даже язык запахов квазиприматов Дево и метаязык разумных рыб
Лурриша. Однако здесь все отлаженные алгоритмы пасовали. Кем бы ни были, эти
космические гости, они думали как-то иначе, чем все остальные разумные расы...
- Нестандартные преобразования пробовали?
- Испытали более тридцати процентов преобразований из каталога
Веселовского-Штульцмана.
- Алгоритмы повышенной сложности?
- Да. Все уровни сложности синтаксиса - от второго до восемнадцатого
включительно. Девятнадцатый наши корабельные компьютеры не потянут.
- Ладно, откатывайте остальные преобразования. И позовите Иванова, нечего ему
без дела прохлаждаться...

"- Варвары...
- Точно варвары - даже таблицу умножения понять не могут.
- Hо откуда у них техника для галактических путешествий?
- Не знаю. Быть может это просто обслуживающий персонал? Или полуразумные
механизмы вроде наших Цизынь?
- Быть может..."

Невысокий плотный человек ворвался в зал, где были размещены гости. Со странной
властностью человека, имеющего право делать то, что делает, он подошел к гостям
из космоса, по-хозяйски подвинул удобный стул, выложил перед собой компьютерную
планшетку и стал на ней что-то рисовать.
Инопланетянин отреагировал. По строкам символов, уже полчаса сохранявшихся
неизменными, пробежала дрожь, некоторые символы изменились. Гость вновь начал
рисовать на планшетке. Инопланетянин вновь отреагировал...

- Кто это?
- Не знаю, капитан... Прекратить?
- Ни в коем случае! Похоже ему удалось что-то понять...

- Вот так-то, - проворчал себе под нос загадочный гость, - а то все они
поначалу хитрые, человеческого языка не понимают...
Его пальцы порхали над планшеткой, символы на теле инопланетянина менялись один
за другим. Странный диалог длился уже полчаса, скорость обмена информацией
становилась все больше, символы - все мельче и замысловатее...
- Как это отказываетесь? -  удивленно буркнул себе под нос человек с
планшеткой, - тоже мне ловкие нашлись...
Он на мгновение замер, потом обмен символами восстановился. Еще минут через
пятнадцать он довольно откинулся на спинку стула.
- Вот так-то... И чего спорили, спрашивается?
Он поднялся и неторопливо подошел к капитану.
- Капитан, я убедил их. Они все заплатят - и пени, и штраф, и неустойку, только
не знают чем вам удобнее будет получить оплату - обогащенным плутонием в
гранулах, лантаноидами или черными алмазами.
- Как вы с ними договорились?! - ошалело посмотрел на него капитан.
- Очень просто... Тоже мне, клиенты. Сперва только придурялись, никак
по-человечески говорить не хотели, пришлось их диалект космолингвы изучать... А
потом я им все соответствующие параграфы земного космического права перечислил,
они и пошли на попятную. Hадеялись перехитрить нас. Hаивные...
- Капитан, - нейролингвист только что не схватился за голову, - я понял! Они
нам не осмысленные фразы, они каталог лексем их универсальной лингвы
транслировали... А мы анализировали это как осмысленный текст уровня сложности
не ниже второго... Теперь все понятно.
- Вы сможете расшифровать записи их ранних сообщений?
- Теперь, наверное, да.
- Действуйте.
- Большое спасибо, вы оказали нам большую услугу, - капитан церемонно
полупоклонился обладателю планшетки.
- Не стоит благодарности, это - моя работа.
- Вас не затруднит назвать себя?
- Налоговый инспектор первого разряда трансгалактической налоговой службы
Георгий Иванов.

Когда Иванов вышел, капитан прошипел в коммуникатор
- Кто вызывал Иванова?
- Я. Лаура Тайсон, капитан.
- Это не тот Иванов! Нужно было вызвать Hиколая Иванова, корабельного
специалиста по ИИ.
- Прошу прощения, капитан! Я...
- Hичего. Со всеми бывает. Hо в будущем постарайтесь быть внимательнее.
- Хорошо, капитан.

23.10.01

  Имя твое - птица в руке, имя твое - льдинка на языке...

http://eressea.ru                           mailto:garetr@mail.ru

Здравствуйте, All!

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: (Стойкость) - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 20 Ноя 01 08:04
 To   : All                                                 Втр 20 Hоя 01 11:52
 Subj : Rasskazy-3
* From : garetr@mail.ru, 2:5020/128 (18 Hоя 01 00:59)
* To   : Alla Kuznetsova, 2:5020/1941.61
* Subj : Rasskazy-3
for <Alla.Kuznetsova@p61.f1941.n5020.z2.fidonet.org>; Mon, 19 Nov 2001 02:29:58
+0300 (MSK)
From: Garet <garetr@mail.ru>

Добрый день.

Время чумы

Александр деловито шагал по улицам Тулузы. Хронопортер остался в небольшой
рощице, чудом уцелевшей среди бескрайних полей и редких выпасов, окружавших
столицу державы графа Раймонда. Мир вокруг был очень похож на то, что он ощущал
в симуляторе, но все же чем-то неощутимо отличался от безупречных иллюзий,
созданных процессорами виртуальной реальности Академии... В воздухе кроме
запахов дыма, пота, свежего хлеба и пыли ощущался еле заметный аромат цветов и
терпкий запах вымоченных кож, язык прохожих мало подчинялся вызубренным
правилам, причудливо коверкаясь и искажаясь. И, самое главное, жители Тулузы в
отличии от бдительных надзирателей обучающих программ, не обращали никакого
внимания на пришельца в добротной, но потрепанной одежде.
Александр купил у уличной торговки пару пирожков, мимолетом подумав, что только
попытайся он поступить подобным образом во время долгих занятий в Академии, его
ждало бы немедленное отчисление с волчьим билетом. В памяти юноши невольно
всплыл тот день, когда он, юный, восторженный студентик сделал первые шаги по
коридорам Академии хронофизики. Обзорную лекцию им читал Михаил Николаевич
Королев, легендарный глава Службы безопасности истории. На протяжении двух
часов он рассказывал им об ответственности, лежащей на них, вспоминал "парадокс
бабочки", задолго до изобретения хронопортера придуманный каким-то писателем...
За своими размышлениями Александр почти не заметил, как достиг своей цели -
дворца графа Раймонда. Он долго готовился к этому моменту и уже знал какие
слова необходимо произнести и сколько золотых сунуть в сухонькую ладошку
распорядителя, чтобы его немедленно представили графу. Он сделал глубокий вдох,
решаясь переступить самый главный, накрепко вдолбленный с первого курса запрет
и тут его плеча коснулась чья-то тяжелая рука.
- State! Mel posco vos me sequi. Vos estis comissi (1).
Обернувшись и обнаружив за спиной монаха-доминиканца с подозрительно знакомым
лицом, Александр не успев одернуть себя, изумленно воскликнул
- Sed vos non estis etiam!  (2) - в голове пронеслась нелепая мысль, что
доказательство существования доминиканского ордена задолго до официально
принятой датировки тянет по меньшей мере на докторскую. И где же он кстати
видел этого монаха? На картине, изображающей свиту легата Арнольда? Или...
- Sumus, sumus (3), - добродушно кивнул доминиканец, - progressor hrenow. Don
Rumata Langedokskiy.
Александр недоуменно качнул головой, пытаясь понять, на каком  странном
диалекте латыни говорит доминиканец и лишь пару секунд спустя он понял - где он
видел этот живой анахронизм... На лекциях в Академии, конечно. Из под высокого
капюшона на него поглядывали серьезно-ироничные глаза Королева.
- Инквизитор, - сквозь зубы прошипел Александр.
- Он самый, курсант, - спокойно качнул головой Королев, - пошли, что ли. И
спокойно зашагал по улице, не оглядываясь, словно заранее зная, что Александр
потащится за ним, как побитая собачонка.
Александр словно во сне шел за эсбистом, садился в хронопортер, наблюдал, как
сноровисто орудуя микрохронокорректором Королев "сдергивает петлю". Последствия
любого путешествия во времени можно исправить, если путешественники
своевременно возвращены назад и изменения не успели отпечататься в ткани
бытия...
Лишь когда Александр и эсбист, возвратившись назад, шагали по коридорам
Академии, к Александру стали возвращаться чувства. И первым из них было
ощущение жгучего стыда. Новички смотрели на него с восхищением, видя в нем
помощника самого Королева, только что вернувшегося с задания, а он... он
бездарно провалил все, что мог.

Кабинет Королева был на удивление скромно обставлен. Только пара черных кожаных
кресел, стол, стойка с инфокомплексом и полка со старомодными бумажными
книгами...
- Садись, курсант, - мрачно кивнул эсбист.
Александр сел и с запоздалой дерзостью поинтересовался.
- И что теперь? На костер пошлете, ваше святейшество?
- Не думаю, - сообщил Королев с таким равнодушием, что юноша понял - если надо
будет, он пошлет. Не поморщившись...
- Я вам ничего не расскажу, - брезгливо бросил - словно выплюнул Александр.
- И не надо. Давай я сам тебе расскажу. Ты решил исправить мир к лучшему.
Богатое, могучее и веротерпимое государство в центре Европы, стремительное
развитие культуры и науки, упрочение связей с мусульманским миром, никаких
крестовых походов, никакой инквизиции, Возрождение приходит на пару веков
раньше... Верно?
- Не только, - криво усмехнулся Александр, - я видел запись казни Танштейна, -
перед глазами юноши всплыло перекошенное лицо Владимира Танштейна,
предпринявшего одну из самых успешных попыток хронокоррекции. Он кричал "Я не
убийца... Я только привел в исполнение приговор Нюренбергского трибунала на
семнадцать лет раньше. Я не уби...". Пуля размозжила ему голову, прервав крик.
- Рано, - кивнул эсбист, - обычно мы показываем эту запись только студентам
пятого курса. И что ты собирался делать?
Александр молча подал Королеву сложенные трубкой пергаменты.
- Опять порох, - в голосе слышалась какая-то странная брезгливость... -
впрочем... месторождения селитры, технологии отлива пушек, даже правила техники
безопасности. Неплохо... Очень редко кто-нибудь думает о чем-то более
серьезном.
- Выходит я не первый?
- И даже не двадцать первый, - Королев усмехнулся, - вы не отличаетесь
оригинальностью... Порох, убийство Иннокентия или де Монфора.
Он неторопливо подошел к инфокомплексу, нажал какие-то клавиши...
- Все равно ты не жилец, так что посмотри на это, - мрачно улыбнулся эсбист и
кивнул на светлеющий экран.
Из сероватой глади медленно проступали кроваво-красные слова "Лангедокские
войны". Послышался слабый перезвон гитары.
Bы приговорены к повешенью
душою вниз. А я -
лишь барский пес, что травлю чует носом.
Паленым мясом пахнет год
по эре Дионисия,
год номер тыща триста сорок восемь.

Великая, как ус вождя, всемирная чума
уже ползет по городам и весям,
и всех, кто не чумной
и не хотел терять ума,
мы заразим, а не проймет - повесим.

Пел хрупкий паренек лет семнадцати. Он сидел на траве под высоким дубом, где-то
вдалеке виднелись разноцветные палатки и грубо сработанная из бревен стена с
невысокой башенкой над неким подобием ворот.
Звуки стали ослабевать. Сквозь тающее изображение паренька стали проступать
нечеткие кадры. Тулуза. Та самая Тулуза, где совсем недавно был Александр...
Мирная, еще не знавшая войны, богатая. Александр почувствовал, что это - не
декорации, не компьютерная реконструкция, это подлинные кадры, сделанные
примитивной хронокамерой.
В верхнем углу экрана желтые цифры - "10.1215". Цифры  скользят лениво и
неспешно - 11, 12, 01. Сменяются кадры и ракурсы, камера скользит по крышам и
улицам, ненадолго останавливаясь на лицах людей...
 На цифрах "04.1216", закадровые переборы гитары становятся тревожными. Цифры
окрашиваются алым. Начало очередной войны между Тулузой и Каркассоном, одной из
многих войн-файд, служащих для благородных сеньоров скорее развлечением. Первые
годы войны - скучновато-неспешные движения армий, осады мелких замков, редкие
столкновения... В кадре скользят силуэты лучников, легких копейщиков и рыцарей
обеих сторон, стены замков, улицы городов, где все так же поют менестрели и
бранятся торговки, словно войны и нет... Продолжают сменяться цифры в углу
экрана.
1221! Из глубины экрана выплывает фигура мальчишки с гитарой. Звучат строки.
Кто приговорен к повешенью,
тем думать не с руки.
К тому ж война! Заботимся о тыле.
И вот уже в кострах ревмя ревут еретики -
вчерашние пророки и святые.

Музыка прервалась коротким тревожным аккордом. На экране вновь Тулуза, но цифры
в углу экрана теперь сплетены из мерцающих языков пламени. Высокий, худой
старик в черном балахоне с фанатическим блеском в глазах возвещает анафему на
"лионистов, генрихианцев и вальденцев, а также на Роже Транкавеля
Каркассонского, как покровительствующего им".
- Гийом де Борн, епископ тулузских катаров, - флегматично комментирует Королев.
- Hо... - начинает вопрос Александр и прикипает взглядом к экрану.
Первое аутодаффе в Тулузе. На костре - пять вальденсов. Приговор читает все тот
же Гийом де Борн.
Hестроения в Каркассоне. На плаху идут Добрые люди, осужденные Роже Транкавелем
и его новым советником-вальденсом.
- А это называется переход войны национальной в войну религиозную, - равнодушно
бурчит себе под нос эсбист.

1230. Лангедок в огне. Каркассон, Тулуза и Париж безуспешно борются за власть,
юный Педро Арагонский ищет, к кому выгоднее примкнуть, а Англия готовится
нанести удар в спину победителю... Братья-проповедники проклинают
еретиков-альбигойцев с кафедр немногочисленных уцелевших католических соборов,
последователи Добрых людей и ученики Вальдо взяли в руки оружие. На кострах
горят катары, вальденсы и католики, в Тулузе прогремели свирепые еврейские
погромы...
А за спинами королей и графов, крестьянских вождей и епископов сцепились в
невидимой миру, но оттого не менее жуткой схватке две инквизиции - римский
Святейший Трибунал и тулузская Палата Взыскующих Истины.
Из глубины экраны выплывает лицо паренька. Звучат последние строки песни...
Когда уйдет во тьму веков
последний день чумы,
и выползут на свет, кто жив остался,
разверзнет небо важный рот,
и вновь приимем мы
приход очередного Ренессанса.

Цифры 1240 заливаются мертвенной чернотой. Исчезают все звуки, остается лишь
изображение.
Мертвая земля. Желтая, сухая трава, черные кроны мертвых деревьев, безлюдие.
Только одинокий ворон, какой-то взъерошенный, скособоченный, сидит на ветке.
Камера стремительно поднимается ввысь. Зеленую гладь полей и лесов Лангедока
разорвали черные пятна, похожие на язвы. Вот только каждая  из этих язв тянется
на десятки километров...

- Что это? - Александр ошарашено оглянулся, с трудом отведя взгляд от гаснущего
экрана.
- Ты же говорил - расцвет науки... - ядовито усмехнулся Королев, - вот она и
расцвела. Синильную кислоту арабы из косточек абрикоса еще в седьмом веке
добывать могли...
- Я не про это... То есть про это тоже... Что это было?
- Ты про запись? - сухо осведомился Королев, - никто не знает. Похоже, это
единственное свидетельство прошедшей коррекции...
- Как?
- Очень просто, - в речи эсбиста прорезались явственные лекторские нотки, - как
ты знаешь, хронопортеры позволяют проникать лишь в определенные периоды -
"окна" длительностью в сорок семь лет, расположенные с интервалом в восемьсот
девяносто три года. Диск с фильмом и базой данных по истории этих альбигойских
войн, записанными в незнакомом формате и устройство-интерпретатор информации
обнаружил наш агент в двестивосьмом - на нижней границе "окна". И то и другое
было оставлено девице Рахиль из Тулузского еврейского квартала ее сожителем,
умершим от неустановленной болезни за два года до того.
- Кем? - с жадным любопытством в глазах качнулся вперед юноша.
- Судя по словам девицы Рахиль - тем самым юношей с гитарой, - сухо качнул
головой Королев.
На несколько секунд Александр даже забыл дышать. Привычная картина мира
обрастала настолько странными, даже не бессмысленными или невозможными, а
неправильными подробностями...
- Hо почему никто не знает об этом? - наконец выдохнул он.
- Hе понимаешь? - сухо усмехнулся Королев, - как ты думаешь, сколько попыток
доморощенных исправителей истории нам придется прерывать, если всем станет
известно об удачной попытке?..
-  Hет! Hикогда! Я могу?.. - коротко выдохнул Александр и осекся, наткнувшись
на понимающий взгляд эсбиста...
- Можешь. Ты будешь мне отличным помощником...
И в приступе внезапного понимания Александр дерзко вскинул глаза и спросил.
- А какую коррекцию пробовали провести вы?
- Я?... - Михаил Николаевич бросил мечтательный взгляд на полку с книгами, - я
попытался обратить Филиппа в валденсианство. Меня поймали только но третий день
авантюры...

 * Message split, to be continued *

Здравствуй, All!

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Указано свидание с великим человеком (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 20 Ноя 01 08:04
 To   : All                                                 Втр 20 Hоя 01 11:52
 Subj : [part 2] Rasskazy-3
* From : garetr@mail.ru, 2:5020/128 (18 Hоя 01 00:59)
* To   : Alla Kuznetsova, 2:5020/1941.61
* Subj : [part 2] Rasskazy-3
From: Garet <garetr@mail.ru>

 * Continuation 1 of a split message *

Владимир неторопливо шагал по улицам Тулузы. Портативный хронопортер  ждал его
возвращения в гигантских винных подвалах богатого купеческого дома. Реальная
Тулуза оказалась многоцветнее и ярче стерильной картинки из виртуальной
реальности.
Когда до дворца графа Раймонда оставалось совсем немного, его остановила
хриплая команда.
- Стой, грязный холоп!
Он обернулся. Тупой конец копья неспешно опускался на его голову... Он еще
успел увидеть, как мелькнула черная пластинка парализатора, скрытая в одном из
вычурных украшений рыцарского нагрудника, успел с ужасом узнать в рыцаре
Александра Павловича Семисалова, шестой год возглавляющего Службу безопасности
истории и провалился в спасительное беспамятство...

11.06.01-24.10.01

В тексте рассказа использованы фрагменты песни Е. Сусорова "Чума".
___
Сноски:
1  Стойте! Приказываю вам проследовать за мной (лат.).
2  Hо вас же нет! (лат.)
3  Есть, есть. (лат.)

  Where now the horse and the rider? Where is the horn that was blowing?

http://eressea.ru                           mailto:garetr@mail.ru

I'm very glad to see You, dear All!

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Hеблагоприятен брод через великую реку (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 20 Ноя 01 08:05
 To   : All                                                 Втр 20 Hоя 01 11:52
 Subj : Koзлoвcки-71

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Выбегалло - представитель худшего типа развращенных уче-ных, нашедших, по
словам Привалова, прибежище в Институте, на-ряду с истинными учеными. Он
вовлечен во множество проектов, но наиболее важным его экспериментом является
производство мо-делей идеального, счастливого человека. Этот эксперимент
подни-мает вопрос человеческого счастья, <конструирования человека> и улучшения
людей. Произведение Стругацких ярко и комически схватывает противоречия
конструирования человека, воплощенные в гротескных монстрах шарлатана
Выбегалло.
Сегодня ученые сознают, что знание генетического кода не только открывает новые
пути для распознавания и лечения многих таинственных болезней и
неправильностей, но также теоретически предоставляет возможность для создания
человека, того, что в на-учной фантастике известно как <андроид> -
органический, но ис-кусственно созданный человек. С практической точки зрения
эта задача все еще фантастична, поскольку предполагаемая технология создания
искусственного человека все еще выглядит недостижимой:
<Даже если мы сможем изобрести новый биохимический код - замену ДНК,
информация, необходимая для производства искус-ственного человека, будет,
вероятно, столь же сложной и расширен-ной, как и та, что требуется для создания
обычных людей. Доба-вочная информация, требующаяся для производства уже
взрослых людей - без длительной тренировки под влиянием окружения, - до-бавит
очень много к сложности задачи. Если у общества есть сред-ства на это, оно
окажется способно и на многие другие проекты, так что произведения, в которых
андроиды производятся обществом близкого будущего, во многом похожего на наше,
граничат с абсур-дом>1.
Именно этот абсурд лежит в основе экспериментов Выбегал-ло, являясь также
источником гротескных и комических несоответ-ствий. Ключ поэтики к разгадке
этих несоответствий и к порожде-нию комических эффектов обеспечивается самим
текстом, где уже представлены и другие фантастические моменты, как, например,
дубли, неотличимые от людей, рассказывающие шутки или поющие песни:
<Hастоящие мастера могут создавать очень сложных, много-программных,
самообучающихся дублей. [...] Дубль великолепно вел мой "москвич", ругался,
когда его кусали комары, и с удоволь-ствием пел хором.> (С.118).
Таким образом, различные тексты семантически связаны друг с другом и формируют
определенные эстетические модели, где при-сутствуют несоответствия и перекличка
образов, вызывающие ко-мические эффекты. Выбегаллова идея производства
счастливого человека очень проста. Он верит, что если человеку дать достаточно
хлеба и пареных отрубей, все его проблемы исчезнут:
<Этот Выбегалло заявлял, что все беды, эта, от неудовольст-вия проистекают, и
ежели, значить, дать человеку все - хлебца, зна-чить, отрубей пареных, - то и
будет не человек, а ангел.> (С.91).
Этот рецепт счастья упрощен до смешного. Hо если философ-ские вопросы
человеческих потребностей и безопасности подразу-мевались под словом <хлеб>, он
начинает выглядеть метафорично и серьезно. Выбегалло, впрочем, использует не
стандартный вариант, а уменьшительный - <хлебца>, - напоминающий о нежном и
береж-ном отношении русского крестьянина к выращенному им самим хлебу. Этот
крестьянский, аффектированный стиль комически не соответствует сложности самого
научного проекта. Более того, обо-жание немедленно перефразируется выражением
<отрубей паре-ных>, которые зачастую используются для кормления скота. Это
развенчивает метафору <хлеба> и либо низводит человека, либо обесценивает всю
теорию, как для людей не подходящую. Вдоба-вок, в том же самом предложении
низкий образ <корма для скота> сталкивается с гиперболой - превращением
человека в <ангела>, что делает всю фразу еще более неуклюжей и смешной.
-+-
1.  Nicholls P. Science in Science Fiction. - New York: Alfred A.Knopt, 1983. -
P.153.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: (Родня) на полях (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 20 Ноя 01 08:07
 To   : All                                                 Втр 20 Ноя 01 11:52
[...]

Новая газета
Дата:
23.07.2001
Вопросы задавал Ким СМИРНОВ, научный обозреватель "Новой газеты"
Заголовок:
00.13 ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ: Борис Стругацкий: В середине века мы можем попасть
на двести лет назад
Текст:
Когда-то в послесловии к "знаковому", как теперь сказали бы, роману братьев
Стругацких Всеволод Ревич написал: "Трудно быть богом" назвали авторы свою
книгу. Совсем наоборот. Трудно быть человеком". Сегодня мы открываем новую
рубрику "Новой газеты" - "Трудно быть человеком. Диалог с современником". О чем
речь?
О том, как низко пали (или, наоборот, как высоко поднялись)  в наше время в
нашей стране духовные, в том числе и так называемые вечные ценности. Что они
для нас: недостижимый идеал или приближающийся берег исполнения желаний? Какой
ценой мы за них расплачиваемся?
Напомним: в романе "Трудно быть богом" земной Институт экспериментальной
истории посылает на далекую планету своих разведчиков. Антон и Пашка, еще
недавно, в отрочестве, игравшие в Вильгельма Телля и разгадывавшие тайну
анизотропного (однонаправленного) шоссе, становятся доном Руматой Эсторским,
"плотью от плоти двенадцати поколений воинственных предков, прославленных
грабежами и пьянством", и доном Гугом, старшим постельничим его светлости
герцога Ируканского. А на планете дремучий, беспросветный феодализм с
бесчисленными Мертвожорками, Висельниками, Ограбиловками, недавно
переименованными по августейшему указу в Желанные, Благодатные, Ангельские. С
семью могилами святого
Мики на одной дороге. С таверной "Серая радость" и пыточной Веселой башней. С
поголовным физическим уничтожением людей творчества, мысли, культуры, науки. С
диктатурой серых штурмовиков и "серого кардинала" Рэбы при короле-недоумке Пице
Шестом, которая в одночасье зловеще оборачивается феодально-фашистской
диктатурой черного Святого Ордена, наместник которого епископ и боевой магистр
- все тот же Рэба. Обладая в условиях арканарской "цивилизации" возможностями
"богов", земным разведчикам невыносимо оставаться только наблюдателями.
Некоторые, как и герой романа, не выдерживают. И тогда...
Открываем рубрику вопросом: почему братья Стругацкие написали роман "Трудно
быть богом" в 60-е годы ХХ века и почему Алексей Герман снимает по его мотивам
фильм в первом году века XXI?
Сегодня отвечает Борис СТРУГАЦКИЙ.
Алексей Герман обещал ответить позже, когда спадет цейтнот идущих сейчас и
отнимающих все его силы и время съемок
- Борис Натанович! Представьте: перед вами - чистый первый лист, на котором
только заголовок: "Трудно быть богом". Что бы последовало дальше именно
сегодня?
- Положительно, решить подобную задачку мне не по плечу. Во-первых, никогда не
приходилось мне начинать новое произведение с заглавия. Название всегда
приходило позже - как правило, в самом конце работы. Во-вторых, совсем уж
невозможно (не представляю, как) написать что-либо на заданную тему, да еще
повторно. Не понимаю даже, с какого конца здесь следует начинать. И наконец,
если вы имеете в виду вполне определенный, именно этот роман, то первоначальное
("условное") название у него было совсем другое: он назывался "Седьмое небо" и
представлялся авторам как забойная приключенческо-мушкетерская повестушка об
Арканаре времен тамошних Великих географических открытий... Так что увольте. Не
берусь. Как говорится, спасибо, нет.
- В "Понедельнике", который "начинается в субботу", вы сотворили образ времени,
движущегося в обратном направлении. Один из критиков написал тогда: "Меня не
устраивает финал "Понедельника...". Мне кажется, что слишком уж засерьезнили
его авторы, придумав хитроумную историю с У-Янусом и А-Янусом. В отличие от
других мест, сцен, образов, ходов "Понедельника..." за этой самой контрамоцией
не скрывается никакого намека. Она существует сама по себе и именно поэтому
выпадает из общей забавно-иронической тональности". Но не относится ли этот
мотив к тому, что Блаженный Августин определял как "настоящее прошлого,
настоящее настоящего, настоящее будущего"? И не есть ли это в какой-то мере
продолжение романа "Трудно быть богом" с его несовместимостью разных времен?
- Должен вас огорчить. Прав в этом маленьком негласном споре все-таки ваш
оппонент, которого вы процитировали выше. История с контрамоцией и в самом деле
есть, безусловно, шутка - тяжеловесная (согласен), лишенная какого-либо
подтекста (увы) и придуманная, по сути, для того лишь, чтобы проиллюстрировать
(как и сказано в послесловии Саши Привалова) "работу мысли, но" "на
неблагодарном материале довольно элементарной логической задачки". Так что не
будем привлекать сюда тяжелую артиллерию физики и философии. Это просто шутка
из серии "маги продолжают шутить", и никак не более того.
- Так все-таки прав или не прав был ваш герой, нарушив заповедь эпиграфа из
Хемингуэя: "Выполняя задание, вы будете при оружии... Hо пускать его в ход вам
не разрешается ни при каких обстоятельствах"? Сами-то вы на чьей стороне в этом
конфликте между долгом и совестью (кстати, очень злободневном для России и ХХ,
и, как уже ясно, XXI веков)?
- Наш Румата задуман как фигура беспросветно трагическая. Человек, который
пытается изменить естественный (то есть кровавый и грязный) ход истории и даже
обладает, казалось бы, всеми возможностями сделать это (могучая
сверхцивилизация стоит за его плечами), но в конечном итоге оказывается
бессилен и, по сути, предает все те идеи и принципы, во имя которых жил и
работал: терпимость, человеколюбие, милосердие. "Божьи мельницы мелют
медленно", и ничего нельзя сделать в истории за время одной человеческой жизни
- разве что еще более увеличить количество страданий, крови и грязи. Так уж
она, история людей, устроена. Не станет дерево расти быстрее, если тянуть его
вверх за ветки. А если хочешь, чтобы что-нибудь хорошее случилось через сто
лет, - начинай прямо сейчас.
- Нас с вами усиленно убеждают, что спасение России, да и всего мира, - в
повсеместном переходе к рыночной экономике и к демократии западного образца.
Очень популярен нынче афоризм Черчилля, что демократия - безобразная форма
правления, но, к сожалению, человечество до сих пор не придумало ничего
лучшего. А между тем самые глубокие и дальновидные умы утверждают, что оба пути
развития экономики - и командно-административный, и рыночный - привели
человечество в тупик, на грань экологического апокалипсиса. Выход один -
революционная (время не терпит!) экологизация всей жизни человечества на Земле,
всей мировой экономики, политики, образования, культуры.
Однако не приведет ли попытка революционной экологизации мира к тому же, что и
попытка Антона (он же - Румата Эсторский) из "Трудно быть богом" вмешаться в
естественный и страшный своей естественностью ход событий на далекой, но так
похожей на нашу планете?
- Я решительный противник каких-либо революций, в том числе и революции
экологической. Революция - это всегда насилие над существующим: обязательно
летят щепки, обязательно мучаются люди, обязательно возникают руины там, где
только что стояли здания, еще вполне пригодные для жилья... Дальше - больше, а
когда революция наконец затихает, выдохшись, начинается откат - расправа над
революционерами и реставрация разрушенного, но уже в новых формах. Так что
хорошо бы обойтись без революций. Тем более что главная угроза, поджидающая нас
"за поворотом, в глубине", - это все-таки не экологический, а скорее
энергетический кризис: истощение традиционных источников энергии при отсутствии
сколько-нибудь адекватной замены типа пресловутого "термояда". В середине века
нам грозит быть отброшенными на двести-триста лет назад со всеми вытекающими из
такого поворота обстоятельствами: резкое ухудшение качества жизни, приостановка
технического прогресса, вынужденный отказ от демократических ценностей и
возврат к самому крутому тоталитаризму. Это будет похлеще любой революции!
- Почему так легко серые штурмовики преобразуются в книге в черных ландскнехтов
Святого Ордена? Не потому ли, что этот переход подготовлен уничтожением
культуры, книгочеев, ученых, мастеров? Не потому ли, что это необходимо для
превращения народа в серое трясинное болото?
Дмитрий Сергеевич Лихачев повторял буквально до последнего дыхания: культура в
опасности, надо спасать ее! Только выполнение Декларации прав культуры, считал
он (дальше цитирую нашу газету), "даже не Декларации прав человека - спасет
народ от самоуничтожения". Как вы относитесь к такому современному прочтению
вашего романа?
- Идея хрупкости и незащищенности культуры, идея культуры как главного (а может
быть, и единственного) витамина прогресса и одновременно главного врага любого
тоталитаризма - это, собственно, и есть основная идея нашего романа.
"Единственный носитель культуры - интеллигенция, а потому никакой прогресс без
интеллигенции невозможен" - так или примерно так формулировали мы для себя
"основную теорему", заложенную фундаментом под трагическую историю несчастного
дона Руматы. Это было время, когда мы идеализировали интеллигенцию, она
представлялась нам единым, сплоченным, наиболее энергичным и "боеспособным"
отрядом социума, единственной надеждой человеческой истории. Это было,
разумеется, заблуждением. Hо и сейчас я, перефразируя упомянутого вами сэра
Уинстона, готов заявить: "Интеллигенция разрозненна, рыхла, ненадежна,
капризна, зачастую продажна, но ничего лучшего человечество за всю свою историю
не придумало". Такие дела.
- В каком времени прописаны вами герои "Трудно быть богом" - Антон, Павел,
Анка? Останутся они в 60-х прошлого столетия, акклиматизируются на почве века
XXI, или им еще только предстоит появиться в том будущем, в котором их
изобразили авторы?
- Вообще-то мы писали довольно типичных ребятишек нашего времени. Мы и сами
были примерно такими же, и школьные друзья наши - тоже. Уверен, что и сегодня
таких полным-полно - и в дачных поселках, и на рок-танцульках, и даже в мрачных
наших подъездах, в которые так страшно заходить по вечерам. К сожалению, далеко
не все наши дети такие, а те, кто сегодня "такие", завтра под прессом поганой
действительности, может быть, перестанут такими быть... Hо в этом и состоит
главная проблема наша: как сделать, чтобы они выросли Человеками Воспитанными,
чтобы избежали нравственной порчи, чтобы нашли себя в этом мире, в котором быть
плохим естественнее, чем быть хорошим, болеть на порядок естественнее, чем быть
здоровым, а умереть молодым легче, чем дожить до глубокой старости.
- На что ваша главная надежда в новом веке, в новом поколении? На интернет? На
прогресс науки? Hа волю, разум, совесть и дальновидение человека? Hа Бога?
Или?..
- Я надеюсь на естественный здравый смысл человечества и на поистине
твердокаменную стабильность этой поразительной Системы. Вполне могу допустить,
что нас ожидают в этом веке трудные времена, но ни в какую не допускаю ни
возможности всеобщей катастрофы, ни полной остановки прогресса, ни гибели
цивилизации, ни прочей "эсхатологии". "Чем велик человек? Тем, что создал
вторую природу? Что привел в движение силы почти космические? Что в ничтожные
сроки завладел планетой и прорубил окно во Вселенную? Hет! Тем, что, несмотря
на все это, уцелел и намерен уцелеть и далее".
[...]

 * Origin: Брать жену - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 20 Ноя 01 08:13
 To   : All                                                 Втр 20 Ноя 01 11:52
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Бромберг А. Дино сапиенс // Наша фантастика: Альм. Вып.3: Звездный Мост-2001. -
М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. - С. 418-422.

Тема: Динозавр разумный - человек-рептилия или иной вариант?
Содержание: Заметки об эволюции динозавров в фантастике.

Дорогие читатели, не сочтите этот подзаголовок старческой издевкой над научными
работами. Дело в том, что перед вами - литературный вариант доклада,
прочитанного на научном семинаре в рамках конвента "Звездный мост", который
регулярно проходит в Харькове (правда, не при Институте Чудаков, а при
Харьковском национальном Университете). По просьбе оргкомитета "Звездного
моста" и редакции издательства "Центрполиграф" я оставляю за кадром большую
часть научной аргументации и ссылок на соответствующую литературу. Могу лишь
заверить, что каждое из положений может быть уже сейчас аргументировано самым
исчерпывающим образом.
Итак, разумный динозавр. Возможен ли такой вариант эволюции, или это лишь
фантастика? Надо сказать, что и с той, и с другой стороны был разработан по
этому поводу целый ряд умозрительных моделей. Основной пик полемики выпал на те
далекие десятилетия, когда родители большей части наших читателей только
оканчивали школу, но и в последние годы эта тема регулярно поднимается в
творчестве самых разных авторов, как отечественных, так и зарубежных. Так что
вопрос, видимо, созрел.
Сразу скажу, что большинство вышеупомянутых моделей вызывает приступ
неудержимого хохота своей анекдотической примитивностью. Подобно тому, как
старые теоретики поиска внеземных цивилизаций стремились сделать
человекоподобным любого разумного инопланетянина, так и разработчики
динозавровой теории упорно придавали своему объекту человекоподобные черты:
вертикальную ориентацию тела, заднюю (т. е. нижнюю) конечность с постановкой на
всю ступню, по-человечески длинные "руки", рудиментарный или даже полностью
утраченный хвост... Со всем этим комплексом причудливо и не совсем гармонично
сочетались признаки завроидные: трехпалые конечности, вертикальный зрачок,
иногда - чешуя, весьма часто - сохраняющие боевую функцию когти и зубы (хотя
челюсти обычно укорочены почти до человеческого масштаба). Вообще, создается
впечатление, что "динозавроделы" так и не смогли до конца определиться, от кого
произошел их дино сапиенс: был ли его предком мелкий, шустрый, всеядный заврик
ростом с кошку (типичный образец такого существа - компсогнатус) или раптор,
т.е. активный хищник вроде дейнонихуса либо более известного благодаря М.
Крайтону велоцераптора (ящер размером с леопарда и имеющий аналогичные
наклонности). Вообще-то самый разумный из известных ящеров, заврорнитоид, т.е.
"птицеящер", морфологически расположен в точности между ними - но кто о нем
слышал?
Прежде всего попытаемся включить нашего сапиенса в мэйнстрим науки об эволюции
динозавров, теперь уже хорошо развитой. В этом случае некоторые признаки
отпадают, так сказать, автоматически. Например - вертикальное положение тела:
при всей своей двуногости высокоразвитые динозавры корпус держали почти
горизонтально. Выпрямляться в полный рост они могли без труда - примерно так
же, как практически любой человек способен сделать "ласточку". Но естественным
положением тела это все-таки назвать нельзя...
Если так, ни о каком исчезновении хвоста, равно как о стопоходящей походке и
по-настоящему длинных руках не может быть и речи. Хотя будут они, скорее всего,
именно трехпалыми: у динозавров цепкие, хваткие, подвижные передние лапы
развивались именно в этом направлении, иногда даже переходя в фазу двупалости,
как у гигантского тираннозавра или крохотного компсогнатуса, а то и становясь
однопалыми, например, у загадочного мононикуса. Скорее всего, дино сапиенс
работал бы двумя руками одновременно: это мы с нашими пятипалыми руками,
расположенными к тому же по бокам тела, а не спереди-внизу, можем позволить
себе некоторые независимые действия, а у него обе "ручки", видимо, образовывали
бы единую систему, функционально аналогичную многопалому манипулятору, который
вполне годится для точных и тонких действий. К тому же на помощь ему могли бы
приходить гораздо более подвижные, чем у нас, челюсти. А раз так, то хотя
мозговая коробка, увеличившись, и сделает голову относительно человекоподобной,
почти наверняка сохранится выступающая морда, придающая ее владельцу
гротескно-жутковатый, с нашей точки зрения, вид.
В отличие от человека дино сапиенс мог бы также использовать для тонких
операций, выполняемых руками, задние лапы. Большинство динозавров с легкостью
могли почесать правой ногой левое ухо. Внутренний палец ноги завра, снабжен он
режущим когтем или нет (у героев "Парка юрского периода" как раз снабжен)
противопоставлен двум "ходовым" и обеспечивает хватательные функции. Полагаю,
наш дино сапиенс мог бы управляться со своими конечностями примерно так же, как
жертвы талидомида. Помните - скандально известный фармацевтический препарат,
вызывавший врожденные уродства верхних конечностей у младенцев? Иные из них, с
рождения имея недоразвитые руки, натренировали подвижность ножных суставов так,
что ухитряются писать, рисовать, работать на компьютере... Возможно, разумный
завроид каменного века (кто сказал, что у них сразу начнется космическая эра?)
стрелял бы из лука, стоя на одной ноге: в другой ноге он сжимал бы этот самый
лук, а тетиву натягивал обеими ручками одновременно.
Если бы наши предки не разминулись с динозаврами на многие миллионы лет, скорее
всего, столкновение с расой дино сапиенс для нас вполне могло бы обернуться
Апокалипсисом, тем более если бы разумные завроиды и впрямь происходили от
каких-нибудь "саблекоготных" рапторов. Именно такой вариант предложил Крайтон,
но в фильм он не вошел, а текст романа я, честно говоря, мог читать только под
дулом скорчера. Гораздо симпатичней и экзотичней выглядит гаррисоновская
трилогия об Эдеме - но она хоть и не совсем тривиальна, однако начисто лишена
сколько-нибудь серьезной научной аргументации, из-за чего разработчик
фантастической гипотезы вынужден героически преодолевать трудности, созданные
им самим. Например, проблему холоднокровности, ибо она невозможна у
высокоразвитых активных существ. Они просто обязаны быть теплокровными,
поскольку дело вовсе не в определенной температуре тела, а в
"однотемпературности", едином режиме работы всех органов, чего не так-то просто
добиться холоднокровному организму.
Не стоит забывать и о мозге. Думается, у завроидов он должен был обладать
совсем иными характеристиками, нежели человеческий, поскольку у них были
задействованы совсем другие доли мозга, работали они иначе и в другом режиме, а
отсюда может проистекать все что угодно, от иной структуры общения и социальной
системы до экстрасенсорных способностей!
Кстати, социальная структура обитателей Эдема являет собой причудливый гибрид
"быта и нравов" муравьев и экзотических рептилий типа морских игуан. Вряд ли
так могло быть на самом деле. Скорее всего, завроидная общественная организация
проистекала бы из принципов построения взаимоотношений в птичьей стае, как
человеческая происходит из обычаев обезьяньего стада. В результате динозавроиды
(вспомним их "рапторную" свирепость и силу) не превратились бы в "медленную"
биологическую цивилизацию наподобие всем известных леонидян. Скорее их общество
исповедовало бы постулаты "цивилизации вервольфовичей" (имею в виду
общественную модель, предложенную для своей страны аятоллой Жиринициным или
Солженовским - что-то я стал путаться в именах древних феодалов). За неимением
в Меловом периоде Индийского океана им пришлось бы мыть коготки в Тихом, он как
раз успел возникнуть к этому времени.
Мэйнстрим эволюции динозавров в фантастике почему-то не включает высокоразвитых
"плавающих" видов. Гунганы из первого эпизода "Звездных войн" скорее не
динозавры, а на удивление убедительно описанные амфибии. А как бы
соблазнительно! Перемещения и ориентация в трехмерном пространстве способны
очень сильно развить мозг - достаточно вспомнить дельфинов. Наземный же хищник,
пусть даже высокоразвитый, всегда рискует стать жертвой собственных зубов и
когтей, успешно теснящих его с магистрали универсального развития на торную, но
узкую тропу специализации.
Но только ли океан может обеспечить "третье измерение"? Нет! Потому что оно
открывается как вглубь, так и... ввысь. На деревья, на скалы. В пространство
лазанья, карабканья, прыжков - "обезьяньих" (это уже как бы и про нас: прежде
чем слезть с дерева, надо на него забраться) или "птичьих", скорее порхающих
прыжков, чем собственно полета.
Многие наши писатели, включая и представленных в этом сборнике - не будем
указывать пальцем - затрагивали завроидную тематику. Но на одного пальцем
указать все же придется, причем не осуждающе, а наоборот. Сергей Лукьяненко.
Hет, не "Вечерняя беседа с господином чрезвычайным послом" - там явлен завроид
слишком классической схемы. А ранняя вещь, в которой автор, кажется, и сам не
заметил данных мотивов. "Рыцари сорока островов", описание инопланетян.
С авторской точки зрения они, скорее, разумные птицы. Hо - не летающие (это
"утраченное умение"); но - с сохранившимися когтями на передних конечночтях;
но...
Это как раз наш контингент. Видимо, многие динозавры в той или иной степени
были покрыты перьями, могли совершать длинные "порхающие" прыжки. Это умение
можно и утратить. А вот тот, кто по-настоящему летал, даже лишившись перьев ни
когти не вернет, ни разумным не станет. У птиц настолько лимитирован вес, что
увеличенный мозг - не для них; спустившись с неба, они могут вырасти - но так
ли умен, допустим, страус? Во всяком случае, пришельцы Лукьяненко описаны не
менее достоверно, чем уриане из "Богов войны" Ж. Клейна, вплоть до особенностей
психики, которая делает их чужее всех Чужих. Этакие "вервольфовичи", нечто
среднее между орлом и гигантским петухом - с соответствующими, чуждыми
человеческим взглядами на проблемы контакта, войны и мира...
Вот такое могло быть. А возможно, было? Возможно, даже есть и сейчас? Что-то уж
больно "завроиден" облик разного рода пилотов НЛО, начиная с Массачусетского...
то есть Росуэллского инцидента!
Hо это уже совсем другая история.
Айзек Бромберг
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Проходя по своему двору, не увидишь своих людей (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 20 Hоя 01 15:07
 To   : Alla Kuznetsova                                     Втр 20 Hоя 01 19:30
 Subj : Swiaty braci Strugackich: Czas uczniow
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     17.11.29: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Интepecнo... A из кaкoй имeннo?..

Ну и вопросы у Вас... Рылся сейчас полчаса в своих песенных файлах, но так и не
нашел. Кажется, Мищуки, но точно не помню... Да это так, навеяло...

                                                            Wlad.
--- Демон зла и падения Абу-Сумама 2.51.A0901+
 * Origin: Позвольте, однако же, куда вы? (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alan Gatsounaev                     2:5020/1681.2   Срд 21 Ноя 01 00:00
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 21 Hоя 01 13:13
 Subj : Re: Рэба или Ребия?
 Proz"ivite srec'an z"ivot, Alla.

        Понял. На самом деле, конечно, было несколько вопросов, пять, по-моему.
Hо кроме названного ничего не могу вспомнить. Хотя, вот: На какой
железнодорожной станции России братьями было придумано основная часть сюжетов
их произведений?

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 20 Ноя 01 18:58
 To   : All                                                 Чтв 22 Hоя 01 05:16
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

  i, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Русские страшилки // Мир ТВ и кино (М.). - 2001. -   44 (5-11 нояб.). - С.6. -
[Без подп.].

Россия, 2001. 4 серии. Комедия. Режиссер Юрий Мамин. В ролях: Виктор Сухорукое,
Юрий Гальцев, Екатерина Ксеньева.
С пятого ноября телеканал СТС начинает показ нового комедийного сериала
"Русские страшилки", снятого знаменитым комедиографом Юрием Маминым.
Собственно, одного имени Мамина достаточно для того, чтобы охарактеризовать
"Русские страшилки": кто же не помнит его замечательные комедии "Фонтан" и
"Окно в Париж"? Однако про новое детище питерского режиссера можно рассказать
еще множество интересных вещей. Например, над сериалом работал не только Юрий
Мамин, но и его постоянный соавтор еще со времен "Праздника Нептуна", сценарист
Владимир Вандус. А сериал они начали снимать, так сказать, на добровольных
началах, решив отснять сначала пять серий, а только потом предложить его
какому-нибудь "солидному" каналу.
Режиссер и сценарист задумали оживить русскую сказку, но сказку специфическую,
для взрослых интеллигентных людей, именно так, как это сделали братья
Стругацкие в своих романах "Понедельник начинается в субботу" или "Сказка о
тройке". Hо и это еще не все: длинные руки отечественных комедиографов
добрались-таки до знаменитых "Секретных материалов"! Именно благодаря
инопланетным страстям агентов Малдера и Скал-ли на свет появились герои
"Русских страшилок" Маша Палкина и Лев Венедиктов. Только в российском фильме
они не агенты спецотдела ФСБ, а простые репортеры газеты под названием "Русские
страшилки", чье кредо - выискивать на просторах нашей необъятной Родины
аномальные явления и раскрывать их тайны. А в редакции газеты висит не плакат с
надписью "Я хочу верить", как в кабинете агента Малдера, а бюстик Гоголя
Hиколая Васильевича - большого специалиста по части запугивания беззащитных и
хитрых хуторян.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода маготехники
 * Origin: Через семь дней - возврат (2:5020/1941.61)