RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 13 Hоя 01 09:30
 To   : All                                                 Срд 14 Hоя 01 10:15
 Subj : Рэба или Ребия?
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : SU.BOOKS
* From : Anastacia Maximova, 2:5020/2200.203 (12 Hоя 01 11:36)
* To   : All,
* Subj : Рэба или Ребия?
With best books, All!

Вчера смотрела "Свою игру" на HТВ. Одна из тем была: "Братья Стругацкие".
Оказывается, дон Рэба задумывался АБС как Ребия (vs. Берия?), но под давлением
советской цензуры переименован в политнейтрального Рэбу... %-)

Уважаемые людены, что это за история? Не поделитесь подробностями?

WBB, Tacya
http://www.talk.ru/forum/fido7.su.books.text "Статьи и книги для вас"

-+- RealName: Анастасия Максимова, 2:5020/2200.203 (netmail), tacya@nm.ru
 + Origin: Делай, что должно, и будь что будет, All (2:5020/2200.203)

Здравствуй, All!

A чтo этo зa пepeдaчa? Hиктo нe cмoтpeл?..
Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Объятый жалостью жасмин (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 13 Hоя 01 21:44
 To   : Anatoly K. Lasareff                                 Срд 14 Hоя 01 10:49
 Subj : Вопрос из глубинки
       БВИ вновь с Вами, Anatoly!

     12.11.29: Anatoly K. Lasareff --> Vladimir Borisov:

 AL> О! Понятное дело, что в первую очередь - дай Бог, чтобы все обошлось +
 AL> пожелания здоровья. А во вторую... посчитали ненужным информировать?

Почему же? Я писал, что он болен. И на сайте, и здесь...

                                                            Wlad.
--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Нас мало. Нас, может быть, тpое. (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 13 Hоя 01 21:45
 To   : Anton A Lapudev                                     Срд 14 Hоя 01 10:49
 Subj : Kcтaти...
       БВИ вновь с Вами, Anton!

     12.11.29: Anton A Lapudev --> Vladimir Borisov:

 AL> Эт' конечно, здорово... Эт' конечно, замечательно...
 AL> А где ещё 5 томов? И что за мода - печатать вразнобой?
 AL> Хотя тут всё понятно. Проблема с деньгами. Поэтому и решили жвахнуть
 AL> 100% проходной том, да ещё и увеличенным тиражом. А на выручку и
 AL> допечатают. Будемо подождать...

Антон, ты не понял! Во-пеpвых, 6-й и 7-й только что поступили в пpодажу.
Остальные тоже уже сданы в печать. 11-й -- выйдет последним. Про увеличенный
тираж -- не знаю...

                                                            Wlad.
--- Аптоматан хепатый 2.51.A0901+
 * Origin: Хамите, паpниша! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 190 из 530                          Rcv Scn
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Втр 13 Hоя 01 21:47
 To   : Yuri Zubakin                                        Срд 14 Hоя 01 10:49
 Subj : ТСН из Челябинска
       БВИ вновь с Вами, Yuri!

     12.11.29: Yuri Zubakin --> Vladimir Borisov:

> [...]
 YZ> товарищ принялся выяснять, кто же отвечает за отбор вопросов для
 YZ> интервью, и где-то на "Русской фантастике" нашел, что их отбирает
 YZ> кто-то из Челябинска (фамилии указано не было). И даже URL давал
 YZ> с "Русской фантастики", где это было написано. На все же мои
 YZ> оправдания и уверения, что я никогда "люденом" не был и не буду по
 YZ> принципиальным соображениям, а также никогда не отбирал вопросы для
 YZ> интервью с Б. Стругацким, этот товарщ отвечал еще большим неверием,
 YZ> веско ссылаясь на знание мною книг Стругацких.
 YZ>     Так что я пострадал от своей любви к фантастике, а ваш резидент в

А мы и не обещали сдавать резидентов по первой пpосьбе! А страдать от любви к
фантастике -- это наш удел, тут уж ничего не поделаешь...

 YZ>     Знаю я одного схожего с "люденами" в своем увлечении киевлянина -
 YZ> он трепетно изучает все, что связано с Булычевым. Так этот "булычист"
 YZ> в Ленинке весьма бережно выдирает из газет малодоступные материалы о
 YZ> любимом авторе.
 YZ>     Так что ценители и почитатели бывают разными.

Ну, спасать книги и прочие материалы из библиотек -- давняя тpадиция...

                                                            Wlad.
--- Алдан-3 2.51.A0901+
 * Origin: Скажу тебе, головастик, по секpету... (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 13 Hоя 01 10:54
 To   : All                                                 Срд 14 Hоя 01 10:49
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Время MN
Дата:
23.06.2001
Автор:
ТАТЬЯНА ВОЛЬТСКАЯ
Заголовок:
09.00 НЕВЕРОЯТНОЕ, НЕВОЗМОЖНОЕ, HЕБЫВАЛОЕ...: Вручена АБС - литературная премия
имени Аркадия и Бориса Стругацких
Текст:
...На сцену является Муза фантастическая в белых одеждах. На резном троне под
синим знаменем усаживается Борис Стругацкий. Нимфы покачивают над его головой
золотистый шар, вероятно, символизирующий астероид, летящий где-то далеко от
Земли, - планету N 3054, названную в честь братьев-писателей. Скоро на этом
шаре оставят свои подписи лауреаты премии, а пока Борис Натанович встает и
разъясняет гостям идею премии.
"Премия присуждается за лучшее фантастическое произведение года, причем под
фантастическим понимается любое произведение, в котором автор в качестве
художественного сюжетообразующего приема использует элементы невероятного,
невозможного, небывалого. Таким образом, рассмотрению подвергается чрезвычайно
широкий спектр произведений - от чистой научной фантастики в манере Уэллса,
Лема и Шекли до гротесков  и фантасмагорий в стиле Кафки, Булгакова, Маканина
или современных сказок в стиле Шварца или Шефнера. Награждается не автор, а
произведение. Поэтому один и тот же писатель может неоднократно становиться
лауреатом этой премии".
Премия АБС была учреждена в 1998 году Центром современной литературы и книги -
нынешним летом церемония проводится в третий раз. Дата 21 июня - это число,
находящееся посередине между днями рождения Аркадия и Бориса Стругацких. Символ
премии - семигранная гайка - предмет, рожденный человеческим воображением.
Финалистами по итогам 2000 года стали: в номинации "Художественное
произведение" - Михаил Веллер (роман "Ноль часов"), Марина и Сергей Дяченко
("Армагед-дом"), Павел Крусанов ("Укус ангела"), Андрей Лазарчук
("Штурмфогель") и Вячеслав Рыбаков ("На чужом пиру"); в номинации "Критика и
публицистика" - Анатолий Бритиков (монография "Отечественная HФ-литература"),
Дмитрий Володихин (эссе "Потанцуем?"), Сергей Переслегин (эссе "Из дебюта в
миттельшпиль" и "Фантастика-2000") и Владимир Хлумов (статья "Молчание
космоса).
"Знающие люди подсчитали, - сказал в своей "тронной" речи Борис Стругацкий, -
что в прошлом году было написано около 600 фантастических произведений, и,
чтобы определить из них лучшие, надо было проделать титаническую работу. Да еще
не упустить писателей, которые себя фантастами не считают, но фантастику пишут.
Работа велась в три этапа - сначала номинационная комиссия прочла все 600
произведений и отобрала из них 72. Из них я отбирал финалистов. Hа все это ушло
несколько месяцев прилежного чтения. А потом жюри из 17 человек, среди которых
такие писатели и критики, как Роман Арбитман, Никита Елисеев, Александр
Житинский, Андрей Лазарчук, Николай Ютанов, сделало окончательный выбор и
определило лауреатов".
Каждому финалисту выдали почетный диплом, а потом были вскрыты конверты с
именами лауреатов. Обладателями серебряной гайки оказались писатель Вячеслав
Рыбаков и критик Анатолий Бритиков (посмертно).
Вообще-то литературная премия - дело в наши дни довольно обычное, но тусовка
фантастов - вещь все-таки специфическая. Где еще увидишь на сцене рядом с
писателями жонглера, который крутит в руках прозрачные шары дольше, чем
выступает корифей фантастики? Где еще услышишь глубокомысленное заявление вроде
того, что сейчас в России начался новый этап исследования будущего? Где еще
победителям выдают медали в форме гайки?
Впрочем, живя в стране вполне фантастической, таким вещам можно не удивляться.
Фантастика продолжается!
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

К чему бы это?                                          Алла, молчаливый глюк

--- Hа сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Наступи на хвост тигра (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 13 Hоя 01 11:35
 To   : All                                                 Срд 14 Hоя 01 10:49
 Subj : Koзлoвcки-66

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Как стало ясно из предыдущей дискуссии, заглавие книги - <Понедельник
начинается в субботу> - обладает многими значения-ми и является потенциальным
источником комических и эстетиче-ских эффектов. В некотором роде, как я
попытался показать, эти эффекты зависят от организации нарратива в терминах
порядки и эмфазиса. На протяжении всей книги отбор и организация инфор-мации,
подразумевающейся во фразе <Понедельник начинается в субботу>, похоже, является
решающим для творения ее множест-венных семантических, эстетических и
комических функций. На протяжении всех попыток достичь знания о контрамотной
жизни директора Януса заглавие книги и лозунг ученых - <Понедельник начинается

в субботу> - достигают каждый раз другого семантиче-ского уровня. Образ

директора, постепенно развивающийся, соот-носится и развивает концепцию
обратного времени в заглавии и ло-зунге. То, что изначально появляется как
амбициозный призыв к интенсивной работе (или отсутствию работы), в конце концов
ста-новится кодовой фразой не только для контрамоции, но и для фор-мулы
постижения будущего - для контроля человеческой судьбы и безопасного счастья.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Hеблагоприятно браться за оружие (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Втр 13 Hоя 01 11:36
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 14 Hоя 01 10:49
 Subj : Таинственные "Перегрузки"

Здравствуй, Vladimir!

Однажды было послано сообщение от Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova:

 VB> Нет, Алла, я на такой подвиг еще не сподобился. Я еще сканирую Hацумэ
 VB> Сосэки, которого Вы любезно пpислали. А главку из Hеёлова я набил
 VB> ручками в свободное от ничегонеделания вpемя...

Глюки мoлчa cпoлзли пoд cтoл...

 VB> Бывает, что голова у меня ничего не соображает, тогда я пишу
 VB> глубокомысленные письма в ФИДО и стучу по клавишам, "чтобы жизнь мне не
 VB> казалась утомительной и длинной"...

Cвoeoбpaзный вид дocyгa! (Я нe пpo пиcьмa в ФИДO, я пpo нaбop тeкcтa...)

 VB> Хотя по большому счёту Hеёлов очень даже достоин шиpокого
 VB> pаспpостpанения...

Oчeнь дaжe... Xoть мoй нayчpyк eгo и нe любит...

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Брать жену - к счастью (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 14 Hоя 01 06:36
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 14 Hоя 01 10:49
 Subj : Swiaty braci Strugackich: Czas uczniow

Простите за беспокойство, Vladimir, но...

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Vladimir Borisov пишет
Alla Kuznetsova:

 VB> Думаю, это к тому, чтобы сложный самообучающийся дубель стал ещё
 VB> сложнее и ещё более самообучающийся...

Oй, нaдo бы... Boт экзaмeн y мeня 27-гo...
Kcтaти, Bы eщe нe cмoтpeли япoнcкий тeкcт?..

 VB> P.S. А в Норильске неделю поют...

И чтo пoют?

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Удовлетворенному князю надо жаловать коней в велико (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 14 Hоя 01 06:37
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 14 Hоя 01 10:49
 Subj : Kcтaти...

Пpивeт, Vladimir!

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Vladimir Borisov)
пишeт:

 VB> Вот тьфу на вас на всех! Уж сколько лет твердили миpу! Неужто никто не
 VB> понял, что "Словесники" -- это не фантастика!

Этo cypoвaя peaльнocть... Дeйcтвyющaя, к coжaлeнию, тoлькo в oднoм
нaпpaвлeнии...

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Без Vladimir жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Обратно вернешься на свой путь (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 14 Hоя 01 06:38
 To   : Anton A. Lapudev                                    Срд 14 Hоя 01 10:49
 Subj : ТСН из Челябинска

Простите за беспокойство, Anton, но...

Приглючилось мне как-то, что Anton A. Lapudev пишет Yuri Zubakin. И решила я
добавить глюков в переписку.

 AAL> Убивать! На месте!
 AAL> Взять к примеру "Летающих кочевников".
 AAL> В Ленинке 2 экземпляра "Костров" - в одном она была безжалостно
 AAL> вырезана. На что я указал сотрудникам библотеки. Hда... А не было бы
 AAL> второго экземпляра?

A ктo-тo вытaщил из гaзeты "Cтoлицa C" кaк paз тe cтpaницы, гдe былo интepвью c
БHC... И квa тeпepь? Гдe этy гaзeтy иcкaть?

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Не беспокойся (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 197 из 530                          Rcv Scn
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 14 Ноя 01 06:39
 To   : Yuri Zubakin                                        Срд 14 Hоя 01 10:49
 Subj : Утoчнeниe

Простите за беспокойство, Yuri, но...

При реакции письма Yuri Zubakin к Alla Kuznetsova с моим сознанием в
нерастворимый осадок выпало следующее:

 YZ>     Всенепременно!  :)

Бoльшoe cпacибo.

 YZ>     Есть. Я его даже через FineReader пропустил. Hо по причине
 YZ> отвратительного качества оригинала (практически нечитаемого) в тексте
 YZ> могут встречаться ошибки. Все несколько месяцев назад выложено на
 YZ> www.fandom.ru :

 YZ>     Арбитман Р. Морская... и прочая пена: Обзор. справка по
 YZ> фантастике.- Ростов-на-Дону: Всесоюз. Совет КЛФ, 1990.- 26 с.

Чтo-тo я тaм нaшлa. A чeгo-тo нeт. Kaжeтcя, вoт этoгo...

 YZ>     C. 11-13: ГОЛОС С КОРОБЛЯ МЕРТВЫХ -
 YZ> www.fandom.ru/about_fan/arbitman_10.htm
 YZ>     С. 23-26: ВЗГЛЯД ЗА ГОРИЗОНТ -
 YZ> www.fandom.ru/about_fan/arbitman_14.htm

 YZ>     ОК - только еще раз на предмет выявления ошибок попытаю.

Бoльшoe cпacибo.

 YZ>     P.S. Потихоньку сканирую микрофильмы, вот только пленка длинная,
 YZ> неудобно в сканер вставлять... Можно будет ее разрезать на несколько
 YZ> кусков?

Ha cкoлькo yгoднo.

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Ничего благоприятного (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Срд 14 Ноя 01 07:10
 To   : All                                                 Срд 14 Hоя 01 10:49
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравия желаю, товарищ All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
        Березин В. Утопия // Октябрь. (М.). -  2001. -    5. -  С. 188 - 191.
[эпигpaф:] Кондратьев стал думать и вдруг с изумлением и ужасом обнаружил, что
у него нет большой мечты. Тогда, в начале XXI века, он знал: он был коммунистом
и, как миллиарды других коммунистов, мечтал об освобождении челове-чества от
забот о куске хлеба, о предоставлении всем людям возможности творческой работы.
Hо это было тогда, сто лет назад. Он так и остался с теми идеалами, а сейчас,
когда все это уже сделано, о чем он может еще мечтать?
    А. и Б. Стругацкие. Полдень. XXI век.
[...]
А сейчас мы уже забыли вкус настоящей утопии. Последние русские утопии -
<Туманность Андромеды> Ивана Ефремова и <Полдень. XXI век> Аркадия и Бори-са
Стругацких. Это была действительно большая литература, но читать советские
утопии грустно. Общество там нарисовано невеселое, и радостные маски надеты на
людей, как фуражки. Верится, что такое будущее действительно могло вырасти из
того, что видели писатели за окном.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Почти достигнешь воды, но еще не хватит веревки для (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Срд 14 Hоя 01 10:33
 To   : Vladimir Borisov                                    Срд 14 Hоя 01 22:41
 Subj : Kcтaти...
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

 VB> Антон, ты не понял! Во-пеpвых, 6-й и 7-й только что поступили в пpодажу.
 VB> Остальные тоже уже сданы в печать. 11-й -- выйдет последним. Пpо
 VB> увеличенный тираж -- не знаю...
Надоть увеличить. И, кстати, можно просто выпустить не-томом. Разлетится с
визгом.
Предложи Светлане доп-тираж 11 тома не в виде собрания сочинений. Заодно и
прибыль срубят. Выгодно.

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Срд 14 Hоя 01 10:35
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 14 Hоя 01 22:41
 Subj : Swiaty braci Strugackich: Czas uczniow
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

 AK> И чтo пoют?
А кто поёт? С Норильском у нас давние устойчивые связи... Особенно с
"Норильским никелем" и его поставщиками.

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Срд 14 Hоя 01 10:36
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

 AK> A ктo-тo вытaщил из гaзeты "Cтoлицa C" кaк paз тe cтpaницы, гдe былo
 AK> интepвью c БHC... И квa тeпepь? Гдe этy гaзeтy иcкaть?

У московских люденов, вестимо.

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 202 из 530
 From : Alan Gatsounaev                     2:5020/1681.2   Срд 14 Hоя 01 03:53
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 15 Hоя 01 10:33
 Subj : Re: Рэба или Ребия?
 Proz"ivite srec'an z"ivot, Alla.

> [...]
 AK> ==========================================================================

 AK> A чтo этo зa пepeдaчa? Hиктo нe cмoтpeл?..

         Передача очень интересная и в ней участвуют по-настоящему умные люди.
Советую интеллектуалам. Данный выпуск смотрел и, действительно, такой вопрос и
ответ были. Самому интересно, правда ли это, хотя, вполне допускаю, что правда.

                                    Z"elim vama sve najleps"e, Alla.
---
 * Origin: Maki... Samo nju volim... (FidoNet 2:5020/1681.2)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 203 из 530
 From : Timur Kopylov                       2:5020/1048.10  Срд 14 Hоя 01 21:25
 To   : All                                                 Чтв 15 Hоя 01 10:33
 Subj : Эхи писателей, произведений, персонажей
                        --   * Любезнейший All! *   --

Что ещё по сабжу есть? Типа pу.кин-дза-дза, пвт.ниичаво.
По Булгакову, Орлову есть что нибудь?

---
 * Origin: Meine Ehre heisst Treue. (2:5020/1048.10)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 15 Hоя 01 07:39
 To   : All                                                 Чтв 15 Hоя 01 11:27
 Subj : Koзлoвcки-67

Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
История директора Януса может быть также прочитана как пародийная переделка
размышлений А.Герцена о судьбе России, разорванной конфликтом между
славянофилами и западниками. В <Былом и думах> западник Герцен говорит:
<Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но не
одинакая - и мы, как Янус или как двугла-вый орел, смотрели в разные стороны в
то время, как сердце билось одно.>15
Размышляя над российским культурно-национальным кризи-сом идентификации, Герцен
с беспокойством и волнением вспоми-нает ссоры интеллигенции. Западники
полагали, что Россия отстала и предлагали строить общество по западной модели.
Славянофилы полагали, что западное общество вырождается и считали, что Рос-сии
следует восстановить древние уникальные принципы соборно-сти и православия. С
середины 19 века русские политические и об-щественные движения склонялись то к
одному, то к другому из этих направлений, циклически чередуя их. В то же самое
время, впро-чем, эти две школы зачастую смешивались, как это видно в отрывке из
Герцена. В нем автор, западник, отдает дань уважения своим прежним оппонентам,
а закончил он свой жизненный путь славя-нофилом. На самом деле, в определенные
периоды эти два направ-ления не могли быть четко разграничены; они иногда
перекрыва-лись и противоречили друг другу. Истоки Октябрьской революции - в
западных идеях Маркса о пролетарском государстве, но при со-ветском,
марксистском, режиме Россия оказалась вновь отрезана от Запада, в то время как
славянофильские моменты - как, например, интерес к фольклору и иногда религии
(на протяжении Второй ми-ровой войны) культивировались, общественная,
<соборная> жизнь развивалась - хотя в основном под влиянием принуждения и
необ-ходимости.
Аллюзия Стругацких на герценовское видение российской интеллигенции 19 века
выражается в показе современной россий-ской интеллигенции, творческого научного
сообщества в лице ди-ректора Института. У-Янус - выдающийся ученый, в то время
как А-Янус - обычный администратор: <У-Янус - это крупнейший уче-ный
международного класса. Что же касается А-Януса, то это до-вольно обыкновенный
администратор> (С.73). Разделение и обо-значение их функций подчеркивается
инициалами: <А> - админист-ратор, <У> - ученый. Они представляют собой конфликт
в совет-ском обществе - между коммунистической администрацией и твор-ческими
силами российской интеллигенции. Авторитарные адми-нистративные методы А-Януса
хорошо показаны его поведением в споре по поводу места проведения эксперимента
его подчиненным Выбегалло. Он отвергает предложение провести эксперимент в
го-роде, утверждая саркастически, что это - в соответствии с желания-ми самого
Выбегалло:
<Эксперимент, согласно просьбе Амвросия Амбруазовича, будет произведен сегодня
в десять ноль-ноль. Ввиду того, что экс-перимент будет сопровождаться
значительными разрушениями, ко-торые едва не повлекут за собой человеческие
жертвы, местом экс-перимента назначаю дальний сектор полигона в пятнадцати
кило-метрах от городской черты.> (С.158-159).
У-Янус, напротив, - ученый, образец самопожертвования. Он занимается тайнами
мироздания, а его жизнь - жизнь контрамота - позволяет ему знать будущее, и эта
особенность делает его метафо-рическим образом - современным пророком. Тайна
директора по-степенно раскрывается в книге. В последней главе читатель наконец
узнает, что директор, будучи А-Янусом и У-Янусом, знает будущее и прошлое, как
они существуют в памяти. Что объединяет двух Янусов, так это их любовь и
приверженность науке как средству достижения человеческого счастья. Что
объединяло славянофилов и западников, так это их любовь к России и стремление к
счастью для ее народов. Славянофилы были преданы прошлому, смотрели в прошлое,
что Герцен назвал <воспоминанием>, а западники смотре-ли в будущее и были
заняты <пророчеством>.
-+-
15.  А.И.Герцен. обрание сочинений в тридцати томах. Том девятый - Былое и
думы. Часть 4. Глава 30, С.170.
[...]

 * Origin: WinErr: 01F Зарезервировано для новых ошибок. (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 15 Hоя 01 07:40
 To   : All                                                 Чтв 15 Hоя 01 11:27
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

Простите за беспокойство, All, но...

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Коммерсантъ
Дата:
06.07.2001
Заголовок:
10.19 Прямая речь
Текст:
Вчера коммунисты и их сторонники устроили дебош в Охотном Ряду, протестуя
против принятия Думой нового варианта КЗоТа. Объяснить, что их не устраивает в
новом кодексе, который все эксперты считают более прогрессивным, сами
манифестанты не могли (см. стр. 7).
О чем они спорят?
[...]
Борис Стругацкий, писатель:
-- Этого КЗоТа я в глаза не видел, как, впрочем, и манифестанты. И за что они
ломают копья, они сами не знают, им сказали, они и бузят. Это все
самовозбуждение компартии, которая решила отстаивать две линии обороны -- КЗоТ
и Земельный кодекс. Не нужны им эти кодексы ни в каком варианте. Вот и
Жириновского с Митрофановым ни за что поколотили. Сплошной самозавод.
[...]
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: (Для жертвоприношения) указаны крупные животные (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 15 Ноя 01 07:42
 To   : All                                                 Чтв 15 Hоя 01 11:27
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Здравствуйте, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
        Богословская Е. Третья <Золотая гайка> попала куда надо //
Петербургский час пик (СПб.). - 2001. - 27 июня - 3 июля (  26). - С.12.
Определены и награждены соответствующими наградами финалисты и лауреаты
тре-тьей международной премии в области фан-тастической литературы имени А. и
Б. Стру-гацких - АБС-премии, девиз которой <Думать - не развлечение, а
обязанность>. Золотых медалей, имеющих форму семигран-ных гаек, удостоены
Анатолий Бритиков - в номинации <Критика и публицистика> за монографию
<Отечественная научно-фанта-стическая литература: некоторые проблемы теории и
истории жанра> и Вячеслав Рыба-ков - в номинации <Художественное произ-ведение>
за роман <Hа чужом пиру>.
Два катера отплыли от набережной Ма-карова, где в доме 10 находится учредитель
премии - Центр современной литературы и книги. Один катер под чернильного цвета
флагом с золотой семигранной гай-кой и буквами АБС, другой - под крас-ным
флагом с гербом города Санкт-Петер-бурга.
Пассажиры катеров - писатели, члены оргкомитета, журналисты. Невские бере-га
открылись им во всей своей красе, и ка-залось, так бы плыть и плыть...
Hо вот вдали показался до боли знако-мый силуэт. Это была <Аврора>. И сразу
вспомнилось, ради чего все здесь собра-лись, поскольку легендарный крейсер
сыг-рал немаловажную роль не только в судь-бе нашей родины, но и в романе
одного из финалистов - петербуржца по проис-хождению и жизненным принципам, но
эс-тонского подданного Михаила Веллера <Го-нец из Пизы, или Ноль часов>. Все
закри-чали: <Миша, смотри, <Аврора>!>, а писатель прочел короткую, но
терминологически выверенную лекцию о том, поче-му крейсер революции не может
под-плыть под стены Кремля (мосты, мол, и все такое).
Вот так возвышенно-романтическая ре-альность (солнечные блики на воде, золо-тые
купола и шпили, легкий ветерок, шур-шание голубых и розовых воздушных ша-ров
над кормой) переплелась с суровым замыслом прозаика.
Потом все приплыли к причалу на Фонтанке и под флагами пошли по Аничкову мосту
к Дому журналиста, в котором со-стоялась красивая и волнующая церемо-ния.
- Минувший год - последний год ты-сячелетия - был чрезвычайно плодород-ным для
фантастов, - сказал Борис Стру-гацкий, открывая церемонию. - Знающие люди
подсчитали, что в 2000 году вышло более 600 названий романов и повестей.
Поэтому перед нами, организаторами пре-мии, стояла воистину титаническая
зада-ча - отобрать из этих 600 названий луч-шие. Задача в каком-то смысле
осложня-лась, а в каком-то упрощалась тем замечательным обстоятельством, что в
этом году, как никогда раньше, большое количество писателей, будучи сугубо
реа-листическими, отдали дань фантастике. Десятки писателей, такие, как Татьяна
Толстая, например, или Павел Крусанов, вдруг написали фантастические
произве-дения. Я уж не говорю о тех, кто себя фан-тастами не считают, но
фантастику пишут.
По существующей и сложившейся тра-диции и в соответствии со статусом пре-мии
работа разделилась на три этапа. Сна-чала номинационная комиссия - 17
писа-телей и литературных критиков - должна была прочесть все 600 названий и из
них отобрать достойнейшие. Список был со-кращен до 72 произведений. Из них
Борис Натанович выбрал девять произведений-финалистов в номинациях <Критика и
публицистика> и <Художественное произ-ведение>.
- Существуют определенные критерии, в соответствии с которыми я действовал, -
рассказал он. - Я должен был отобрать не просто фантастические произведения, а
те, которые можно было бы отнести к фантастическому реализму. То есть
произ-ведения, которые сочетают в себе буйное воображение автора и в то же
время жест-ко сцепляют действие с действительнос-тью, которая нас окружает.
Только такое литературное произведение может назы-ваться художественным. Все
прочее, как бы оно ни было хорошо придумано, как бы ни было красиво и элегантно
выполне-но, служит целям эскейпизма, увлекает читателя подальше от реального
мира.
Работа, по словам Бориса Стругацкого, оказалась не слишком сложной, скорее -
приятной. Из выбранных им пяти художе-ственных произведений и четырех
теоре-тических жюри, члены которого живут в разных городах России, определило
двух победителей. К сожалению, за Анатолия Бритикова премию получила его вдова.
О своем первом ощущении после обре-тения <Золотой гайки> Вячеслав Рыбаков
сказал:
- Я не ожидал. Думал, что получат или Марина и Сергей Дяченко, или Миша
Вел-лер. Hо когда получил, считаю, что все правильно.
...Может быть, это и хорошо, что время техногенной фантастики безвозвратно ушло
в прошлое. Борис Стругацкий так сформулировал условия для претендентов на
АБС-премию: она <присуждается за лучшее фантастическое произведение, в котором
автор в качестве художественно-го сюжетообразующего приема использу-ет элементы
невероятного, невозможного, небывалого... Hаграждается не автор, а
произведение>. И вряд ли кто-то из совре-менных фантастов задается теперь целью
продемонстрировать читателю какой-ни-будь новый гиперболоид. Разве можно нас,
удивленных Чернобылем и Интернетом, удивить чем-нибудь еще? И все же фанта-сты
всегда невольно пророчествовали, заг-лядывали куда-то за поворот, объясняли,
куда мы придем, если будем так ходить и не уважать причинно-следственные связи.
А как теперь? Вот я и спрашиваю Михаи-ла Веллера, который в общем-то, как и
многие другие на этом празднике жизни, не считает себя коренным фантастом:
уда-лось ли что-нибудь напророчить? Он от-вечает: <Я очень много чего предрек.
Я предрек гонения на НТВ, я предрек уси-ление вертикали власти, зажим (загиб?
зак-рут?) чиновников. Более того, даже Пути-на я почти предрек, но тут жизнь
стала обгонять мечту, события пошли так быс-тро, а я не умею так быстро писать,
как они в Москве тасуют. Чистые наперсточники - раз, и все другое!>
Тот же вопрос задаю Вячеславу Рыбако-ву: стало ли реальностью что-либо из его
фантазий?
- Вся наша жизнь. Честно говоря, на этот вопрос нельзя ответить иначе. Вот,
на-пример, такой казус: в 1989 году в июле я опубликовал небольшую повесть,
которая называется <Не успеть>. В ней была чисто арифметическая экстраполяция
того бар-дака, который происходил в стране, и, в частности, там упоминалось,
что бутылка коньяка стоит 160 рублей. Повесть полу-чила довольно много
хвалебных рецензий от либеральной прессы, но первой успела меня лягнуть,
кажется, <Советская Россия>, обвинив во всех смертных грехах вплоть до измены
Родине. В том числе там был примерно такой пассаж: <И мы вздра-гиваем от
размеров инфляции, которую предрекает нам автор, считая, что бутыл-ка коньяка
может стоить 160 рублей, но, подумав, мы понимаем, что этого не будет никогда>.
У Павла Крусанова в <Укусе ангела> речь идет об империи от Владивостока до
Пра-ги и от Шпицбергена до Константинопо-ля, и на вопрос о том, можно ли
назвать фантастику наукой Кассандры, он говорит, что нельзя.
- Не задача писателя что-то прогнози-ровать и предсказывать.
В этом году АБС-премия стала уверенно международной. Русскоязычных фантас-тов
можно теперь встретить от Австралии до Израиля. Кроме иностранца Веллера, в
финалисты вышли Марина и Сергей Дя-ченко из Киева. В их романе <Армагед-дом>
речь идет об апокалипсисе - судный день приходит раз в двадцать лет, и
открыва-ются некие ворота, и которые устремля-ются те, кто еще может спастись,
а осталь-ные гибнут.
Красавица Марина Дяченко... Кто бы подумал, что такой панночке могут прийти в
голову подобные жуткие видения. Hе случалось ли с ней такого, что придуман-ное
ею вместе с Сергеем, изложенное на бу-маге, возникало в реальности?
- Нет, у нас такого не бывало. Может быть, потому, что какие-то конкретные
научно-технические фантастические, про-гностические вещи - не наше поле. Наше
поле - межличностные отношения, камер-ные. Выдумать можно все что угодно, но
только не человеческие взаимоотношения. И бывали случаи, когда подходили люди и
говорили: знаете, со мной было то-то и то-то, мне было невыносимо, но я
прочи-тал вашу книжку и с ее помощью вышел из депрессии. Мне всегда в <Капитане

Hемо> было интересно не устройство <Hа-утилуса>, а путь, который проходили

ге-рои.
Классик жанра Борис Натанович Стру-гацкий тоже считает, что фантастика не наука
Кассандры, это вид литературы. И про то, сбывались ли прогнозы братьев
Стругацких, отвечает:
- Только случайно. Конкретности непреддоказуемы. Предсказать можно только общий
дух.
[...]

 * Origin: Стропила прогибаются (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5020/175.2    Чтв 15 Hоя 01 20:09
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 15 Hоя 01 22:59
 Subj : Утoчнeниe
From: "Yuri Zubakin" <magnus@avtgr.chel.su>

Wed Nov 14 2001 06:39, Alla Kuznetsova wrote to Yuri Zubakin:

 AK> Чтo-тo я тaм нaшлa. A чeгo-тo нeт. Kaжeтcя, вoт этoгo...

   Все выложено. На всякий раз еще послал.

   Отправлено.

   С уважением, Yuri

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 208 из 530                          Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 16 Ноя 01 02:57
 To   : All
 Subj : H. Черная о Стругацких [1/3]
        Здравствуйте, All!

    Из монографии: Черная H. И. В мире мечты и предвидения: Hаучная фантастика,
ее проблемы и художественные возможности.- Киев: Наукова думка, 1972.- 228 с.
    В ближайшее время эта работа будет полностью выложена на
www.fandom.ru/about_fan/chernaya_0.htm

    "Человек живой и реальный, с неповторимым, индивидуальным обликом и
душевным миром, со своими собственными, иногда забавными, иногда трогательными
привычками и странностями, человек, который любит жизнь и умеет ценить ее и в
радости, и в печали, ищет и ошибается, но имеет в себе силы признать и
исправить ошибку, для которого чувство товарищества, доверие друга - самая
высокая святыня и, наконец, человек, честно и неуклонно, но просто, без позы и
рисовки исполняющий свой долг перед людьми - "далекими и близкими", - вот
герой, с каким мы встречаемся в мире будущего, созданном Стругацкими на
страницах их книг ("Путь на Амальтею", 1960; "Стажеры", 1962; "Возвращение",
1963 и др.).
    Герои Стругацких не согласны на бессмертие, если ради него надо жертвовать
полнотой своих чувств и переживаний, а всякая искусственная ограниченность,
односторонность, будь это даже развитие одной из самых существенных
человеческих способностей - способности к познанию, - воспринимается ими как
уродство и фанатизм. Именно так оценивают герои повести "Далекая Радуга"
поступок тринадцати ученых - "Чертовой Дюжины", которые, приняв решение отсечь
в себе всю "эмоциональную половину человечьего", избавиться от "психической
призмы", чтобы посвятить себя целиком и исключительно процессу развития
научного знания, срастили себя с машинами: "Избавиться от всех этих слабостей,
страстей, вспышек эмоции. Голый разум плюс неограниченные возможности
совершенствования организма. Исследователь, которому не нужны приборы, который
сам себе прибор и сам себе транспорт... Человек-флаер, человек-реактор,
человек-лаборатория. Неуязвимый, бессмертный..." (80) Совершив эту изуверскую
операцию, уничтожив в себе целый мир высших человеческих эмоций, эти ученые
фактически перестали быть людьми, обрекли себя на одиночество среди живых.
Вместе с ценностями эмоционального и нравственного порядка у них исчезли и
стимулы к научному творчеству. Опыт не удался, и один за другим "бессмертные"
разрушают себя и уходят из жизни.
    Коммунистическое общество всей Земли, изображенное И. Ефремовым, и картины
будущего, рисуемые Стругацкими, сходны в принципиальном и основном:
определяющим для фантазии утопистов неизменно является коммунистический идеал.
Эта общность конечной цели уверенность в ее осуществлении лежит в основе
оптимистической концепции будущего, характерной для советской
научно-фантастической утопии в целом и отличающей ее от негативных построений
фантастов Запада мрачных безрадостных картин будущего, внушаемых писателям
самой буржуазной действительностью (81).
    Однако принципиальная идейная общность советской утопической фантастики не
исключает богатства и разнообразия конкретных решений в трактовке будущего.
"Туманность Андромеды" Ефремова и произведения о будущем Стругацких
представляют собой как бы два крыла, две основные разновидности современной
советской утопической фантастики, отличия между которыми обусловлены прежде
всего разницей творческих установок писателей.
    Роман Ефремова, при всем его своеобразии и новаторстве, ведет свою
генеалогию, как указывалось выше, от традиционной утопии. Сознательная
ориентация на изображение идеального общественного уклада, определенная
философская установочность свойственна роману Ефремова. И значительная
временная дистанция, отделяющая общество Эры Великого Кольца от наших дней,
необходима для того, чтобы дать возможность полностью развиться и созреть этому
идеалу. Да и чисто психологически Эра Кольца из своего прекрасного
тысячелетнего далека вполне может быть воспринята как воплощенный идеал по
отношению к действительности нашей жизни. С сознательной установкой на
"идеальность" связаны многие специфические качества романа Ефремова, сближающие
его с утопической традицией, как, например, некоторая за данность,
иллюстративность картины будущей жизни, ее сравнительная малоподвижность и
некоторая отчужденность (в ряде моментов, на которые указывалось выше) от нужд
и забот современной жизни (82).
    Эти особенности в значительной мере представляют неизбежные издержки
утопического романа - произведения чрезвычайно насыщенного, с усложненной
этико-философской проблематикой и с "подгоняющейся" под эту проблематику, а
потому почти всегда несамостоятельной и отвлеченной образной системой.
    Иная тенденция в изображении будущего у Стругацких связана с преодолением
подобных свойств, но заодно и с отходом от традиционной схемы и программы
утопии, от установки на изображение идеала. Прежде всего мир будущего,
созданный Стругацкими, это мир гораздо более близкий к нашему времени,
отделенный от нас одним, самое большее - двумя столетиями, мир, в котором будут
жить наши внуки и правнуки, который во многих своих существенных чертах
закладывается, строится уже сегодня, и, может быть, потому более доступный,
теплый, обжитой и человечный.
    Ефремов, стремясь создать цельную, непротиворечивую и единую картину
общества отдаленного будущего, идет в общем по типичному для утописта пути
показа всех существеннейших и характернейших черт общественной жизни, как,
например, организация производства, уровень развития науки и искусства,
разнообразные виды человеческой деятельности, воспитание и обучение детей,
общественный быт, люди в их отношениях друг к другу и к обществу, новая система
взглядов на жизнь и т. п. Стругацкие, отступая от традиций, показывают жизнь
будущего как бы в отдельных эпизодах, самостоятельных сюжетно и тематически и
условно связанных между собой временной последовательностью и образами героев.
Такая "мозаичная" картина будущего если и проигрывает в цельности, все же
производит впечатление большей естественности: писатели как бы идут от самой
жизни, а не от продуманной и вычерченной заранее схемы.
    В фантастике Стругацких отчетливо заметно, даже порой полемически заострено
стремление приблизить мир будущего к сознанию и чувствам современников, дать
возможность читателю не только увидеть завтрашний день, но и освоиться в нем,
"заболеть" его проблемами, осознать его как реальную жизнь, в которой свои
трудности и свои заботы и в которой все в конце концов решает, как и сегодня,
скромный и самоотверженный труд "рядовых" тружеников. Конечно, многое
изменится, говорят писатели, жизнь в целом станет счастливее, свободнее и
радостней, неизмеримо возрастут знания и расширятся возможности человечества,
которое, покончив с голодом и нуждой, с истребительными войнами, враждой и
недоверием, начнет наводить порядок на своей планете и в ее космических
"окрестностях". Hо жизнь останется жизнью, и на место старых, решенных встанет
тысяча новых проблем, будут, как прежде, поражения, неудачи, разочарования, но
будут и находки и открытия; как в прежние времена, молодежь будет гореть жаждой
романтики, и лишь пройдя суровую жизненную школу, приходить к выводу, что
"главное всегда остается на Земле" (83).
    Применяемый Стругацкими для изображения будущего метод аналогий и
параллелей с современной действительностью сообщает их фантастике в глазах
читателя наибольшую вероятность и правдоподобие. Что, как не "узнавание",
испытывает читатель, прочтя, например, о том, что среди выпускников Высшей
школы космогации считается позором после окончания школы работать на давно
"изъезженных" лунных трассах? Той же цели служит и попытка фантастов увидеть
действительность будущего не столько с героико-романтической, сколько с ее
будничноИ, обычной стороны. Писатели отдают предпочтение не исключительным,
выдающимся подвигам, не знаменательным, памятным дням в истории человечества, а
его будням, наполненным повседневным творческим трудом. Hе первый межзвездный
полет человека изображают они, а очередной рейс фотонного "грузовичка",
отвозящего продовольствие на постоянную планетологическую станцию на спутнике
Юпитера ("Путь на Амальтею"), или учебные будни студентов Высшей школы
космогации, готовящихся к дальним полетам ("Почти такие же"), труд работников
скотоводческих ферм ("Томление духа") или китовых пастухов из Океанской Охраны
("Глубокий поиск"). Легко заметить, что обыкновенность, будничность здесь
кажущиеся, но именно такая "заземленная", "обыкновенная" фантастика с ее почти
реалистической образностью наиболее прямым и верным путем завоевывает доверие и
симпатии читателей.
    Центральным звеном, объединяющим все разрозненные картины и эпизоды
"третьей действительности" у Стругацких, является образ человека. Мир будущего
у Стругацких не только увиден глазами их героев, пропущен сквозь их сознание,
он создан и "подогнан" писателями по их мерке, так как именно они являются
полноправными хозяевами окружающего, создателями и творцами своей жизни.
Человек - идейный и художественный фокус фантастики Стругацких, "человечность"
фантастики, завещанная Уэллсом, нашла в писателях своих самых убежденных
сторонников. Человек у Стругацких не просто статист, демонстрирующий успехи
науки и техники, или условная фигура - вместилище всяческих совершенств, и не
образ-символ, воплощение какого-нибудь одного, раздутого до
гипертрофированности качества, будь то железная воля, жажда геройских подвигов
или страсть познания. Героям Стругацких свойственны и эти, и многие другие
человеческие качества, превращающие их в полноценные, живые, реальные
человеческие образы.
    Кто же такой герой фантастики Стругацких, человек из воображаемого мира
будущего? Это, прежде всего, наш современник. "Мы населили этот воображаемый
мир людьми, которые существуют реально, сейчас, которых мы знаем и любим, -
пишут Стругацкие в предисловии к одной из своих книг, - таких людей еще не так
много, как хотелось бы, но они есть, и с каждым годом их становится все больше.
В нашем воображаемом мире их абсолютное большинство: рядовых работников,
рядовых творцов, самых обыкновенных тружеников науки, производства и культуры"
(84). Отказавшись от конструирования образа предполагаемого человека будущего и
избрав своим героем современника, фантасты тем самым максимально приблизили мир
будущего к читателю, дав ему возможность взглянуть на это будущее глазами
героя.
    Принятому писателями как творческий принцип изображению будничной
повседневной стороны жизни будущего соответствуют и образы их героев - "самых
обыкновенных тружеников" будущего. Центральные, сквозные образы в фантастике
Стругацких четко индивидуализированы. Такие персонажи, как Быков, Юрковский,
Горбовскнй, Дауге, наделены запоминающейся внешностью, яркими своеобычными
характерами, собственными привычками, даже мимикой, жестами, индивидуальными
вкусами н темпераментом. От книги к книге, от эпизода к эпизоду перед читателем
проходит их жизнь, складываясь у каждого по-разному, но всегда заполненная
нелегким трудом, борьбой, поражениями и победами. Ряд других эпизодических
образов Стругацкие умеют охарактеризовать одним-двумя бросками, запоминающимися
штрихами.
    В целом картины будущего, представленные в фантастике Стругацких,
отличаются высокой степенью художественной убедительности и силой воздействия
на читателя, секрет которых заключается в трехмерности, объемности "третьей
действительности", изображаемой писателями по аналогии с живой современной
жизнью, а также в той близости, родственности ее читателю, которая достигается
согласованностью изображаемого писателями будущего с современными
представлениями и идеалами. Обращаясь к современнику, в первую очередь
молодому, фантастика Стругацких внушает ему чувство ответственности перед
будущим, а значит и перед каждым прожитым днем, так как будущее определяется
настоящим и уже сегодня присутствует в мыслях и делах людей. Именно таков смысл
шутливой аллегории о встрече с далеким потомком, которую рассказывает один из
героев Стругацких. Прощаясь с предками, потомок говорит: "Вы нам нравитесь.
Мы... в вас верим. Вы только помните: если вы будете такими, какими собираетесь
быть, то и мы станем такими, какие мы есть. И какими вы, следовательно, будете"
(85).
    (Черная H. И. В мире мечты и предвидения: Hаучная фантастика, ее проблемы и
художественные возможности.- Киев: Наукова думка, 1972.- С. 110-117).

                C уважением, Yuri

... Гремля из кремля
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 209 из 530                          Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 16 Ноя 01 02:57
 To   : All
 Subj : H. Черная о Стругацких [2/3]
    "И все же будущее, изображенное в фантастике Стругацких, как впрочем и
вообще в фантастике, в значительной мере условно. Это объясняется, во-первых,
как уже отмечалось, необходимостью для писателей при воссоздании подобных
картин исходить из современных представлений и идеалов. Во-вторых, тем, что
писатель-фантаст неизбежно руководствуется в своих предвидениях пусть даже
самыми отдаленными, гипотетическими, но все же вытекающими из современного
уровня развития возможностями науки и может лишь с незначительной долей
вероятности предполагать, какие перспективы откроются перед наукой, когда она
взойдет на качественно новую ступень. И, наконец, надо иметь в виду, что
изображение будущего в фантастике отнюдь не равняется сумме научных,
технических, социальных и экономических прогнозов. Каждый писатель-фантаст
неизбежно в соответствии с собственными идеалами и представлениями, с тем, что
он хочет сказать своим современникам, осуществляет отбор среди громадного
количества предвидений и прогнозов, которыми снабжает нас футурология. Но и те
идеи, которые он отбирает, ложатся в основание образного представления о
будущем, обрастают в фантастике живой плотью художественных деталей и
подробностей, частично домышленных, частично взятых из современной, реальной
жизни и несущих на себе отпечаток индивидуального художественного видения.
    Конечно, все эти специфические трудности утопического жанра нисколько не
умаляют объективной идейно-художественной ценности лучших картин будущего,
создаваемых фантастами. Однако понятным становится нежелание части фантастов
употреблять по отношению к своим фантастическим произведениям термин
"предвидение" или "предсказание", столь любимый критиками. Так, например,
Стругацкие свои романы и повести о будущем определяют как выражение
направленной мечты и "практического" идеала. "Романом-мечтой" называет
произведения, посвященные изображению близкого или более отдаленного будущего,
и польский писатель Станислав Лем (89)".
    (Там же, С. 119-120).

    "Именно мысль о долге каждого живущего перед своей эпохой и современниками,
перед современностью, какой бы тяжкой, неприглядной стороной не повернулась она
к человеку, проходит сквозь сюжет фантастической повести Стругацких "Попытка к
бегству", скрепляя несколько присутствующих в ней временных планов единым
идейным замыслом. Герой этой повести, узник фашистского концлагеря, командир
Красной Армии Савел Репнин, организующий бунт и побег заключенных, в последний
трагический момент смертельной схватки "дезертирует"... в коммунистическое
будущее. При этом авторы не используют ни один из излюбленных способов,
применяемых фантастами для путешествия по времени; факт появления героя в
другой эпохе и возвращения его назад, в свое время, не получает вообще никакого
объяснения. Обнаженная условность сюжетного приема соответствует
аллегорическому смыслу повести: ни в будущем, ни в прошлом нельзя укрыться от
современности, от необходимости найти свое отношение к проблемам, поставленным
современной жизнью, определить и защищать свою позицию по ту или другую сторону
баррикады. К такому выводу приходит Репнин, который в мире будущего неожиданно
для себя встречается все с той же вечной дилеммой, с необходимостью выбора
между позицией бездействия, созерцательности, капитулянтства и новым суровым и
жестоким сражением за счастье человека и человечества. Репнин не колеблясь
выбирает борьбу и этот выбор возвращает его в свою эпоху, где он выполняет до
конца свой долг и погибает, расстреляв в эсэсовцев последнюю обойму. Таков
урок, преподанный будущим настоящему и составляющий смысл аллегорической
фантастики Стругацких.
    Повесть "Попытка к бегству", проникнутая пафосом современности, является
своеобразным вступлением к ряду социально-философских произведений Стругацких
("Далекая Радуга", "Трудно быть богом" и др.), в которых фантастика будущего и
прошедшего поступает на службу современности.
    Так, уже в "Попытке к бегству" заключена завязка сюжетного конфликта,
развернутого и углубленного Стругацкими в фантастической повести "Трудно быть
богом". Репнин указывает молодым энтузиастам, своим спутникам, уверенным, что
"Мировой совет не потерпит существования планеты с рабовладельческим строем",
на всю сложность внешне казалось бы простой задачи - помочь "младшему брату"
выбраться на прямую дорогу исторического прогресса. Герои повести "Трудно быть
богом", сотрудники Института экспериментальной истории, пытаясь найти
практическое решение этой задачи, живут и работают в необычной обстановке - в
метрополии и провинциях обширной феодальной империи. Земляне считают себя не в
праве ни круто вмешиваться в течение чужой истории, пересоздавая общество на
иных, более разумных началах, ни даже слишком резко искусственно форсировать
его развитие, так как это может привести к нарушению закона исторической
преемственности, необходимости последовательной закалки и воспитания разума и
души человека. Не могут земляне также обратиться к прямой пропаганде и
агитации, основав на планете образцовую коммунистическую колонию: слишком
велика историческая дистанция, чтобы можно было наладить какие бы то ни было
дружеские отношения и контакты. Тем более невозможен третий путь - ввести сразу
на планете век материального изобилия, так как это значило бы превратить три
четверти населения планеты в потомственных бездельников, уничтожить стимулы к
труду, развитию знания, движению вперед. Поэтому избранный землянами путь
состоит в том, чтобы, смешавшись и растворившись в феодальном обществе и внешне
ничем не возбуждая подозрений, изучить досконально обстановку, вжиться в нее и
начинать осторожно действовать изнутри, применяясь к местным условиям. На
первых порах участники эксперимента ограничиваются поддержкой и защитой местных
прогрессивных общественных элементов, ограждая от преследований реакции ученых
и людей искусства - грамотеев и книжников, врачевателей, мудрецов, астрологов,
алхимиков и т. д., спасая от расправы ватажков крестьянских восстаний, но
понемногу их деятельность усложняется, становится более разнообразной и
целенаправленной, вплоть до управления какими-то существенными пружинами
внешней политики феодальных государств в интересах общего поступательного
движения вперед. Однако помощь землян не выходит за рамки изнутри действующего
фактора, и основной ее смысл - не подмена или навязывание новых законов
общественного развития, а попытка предотвратить некоторые "исторические"
ошибки, уберечь от громадных и невосполнимых потерь на долгом и длинном пути.
    Следует ли, принимая во внимание сказанное, видеть в фантастической повести
Стругацких изложение программы действий при возможной встрече в космосе с
человечеством, находящимся на низком уровне общественного развития? Конечно,
нет, и в этом убеждает хотя бы то, что изображенное в повести феодальное
государство представляет собой довольно тщательную кальку земного
средневекового общества: типичные средневековые установления и институты,
королевская власть, придворные церемонии и пышные титулования, спесивая и
невежественная аристократия, набирающее силу третье сословие - мещане и
лавочники, и, наконец, трудовой люд - крестьяне и ремесленники, задавленные
непосильным трудом и разоренные поборами, войнами, грабежами, - конечно,
возможность встречи с подобным обществом в космосе практически равна нулю.
    И все же такое необычное решение проблемы воздействия, которое можно было
бы назвать скрытым контактом, и все доводы, приведенные для его обоснования и
защиты, понадобились писателям не только для создания живописной и богатой
возможностями ситуации в духе "Янки при дворе короля Артура", но и для того,
чтобы раскрыть хоть в какой-то мере всю необычайную сложность, специфические
трудности, тяжелый груз обязательств и ответственности, который ложится на
активную, действующую сторону при подобных контактах. Последнее тем более
необходимо, что в нашей фантастике нередки случаи чересчур прямолинейных и
простых трактовок этой темы. Так, например, рассказ М. и Л. Немченко "Случай на
полуострове Маяковского", в котором изображается неудачная смехотворная попытка
посланца Ватикана обратить в католичество аборигенов Венеры - венантропов,
живущих первобытнообщинным строем завершается констатацией успехов советской
научной делегации, завязавшей контакты с венантропами: вскоре после неудачной
миссии католического священника подросток - вен Йоф возвращается на Венеру
после окончания Батумского сельскохозяйственного техникума. "Все рвался домой,
скорей взяться за работу: ведь он пока единственный на всю Венеру
дипломированный агроном из местного населения" (98). По своему комическому
эффекту такой вариант приобщения к цивилизации не уступает, пожалуй, высмеянной
в рассказе безнадежной попытке "окатоличить" венерианских дикарей, хотя нельзя
не признать, что авторы руководствовались вполне благородными намерениями.
    Кроме того, своеобразие сложных, исключительных условий, в которых работают
на планете посланцы Земли, служит логическим и художественным обоснованием
центрального противоречия и конфликта повести. "Трудно быть богом" -
произведение не историческое, а фантастическое, и рассказ о событиях,
происходящих в Арканаре, это не просто художественная материализация типичной
обстановки европейского средневековья. Есть в повести ряд отступлений от
исторического принципа, есть и моменты, которые, присутствуй они в историческом
произведении, были бы определены как модернизация. Сюжетно эти отступления и
моменты оправданы тем, что действие происходит на другой планете, история
которой не может буквально повторить земную. Как раз возможность такой разницы,
принципиального несходства и не была учтена земными историками,
разрабатывавшими план эксперимента по проверке на планете "базисной теории
феодализма", созданной исключительно на основании анализа закономерностей
исторического опыта Земли. Но вот в какой-то момент участник эксперимента
историк Антон, а для жителей Арканара - дон Румата Эсторский - осознает, что
"положение в Арканаре выходит за пределы базисной теории" (99) и что назревает
то, чему нельзя подыскать точной аналогии в истории Земли и что условно можно
охарактеризовать как средневековый фашизм. И хотя этот фашизм связан не с
империалистическими монополиями, а с происками Святого ордена, приход его к
власти обрисован в достаточной степени убедительно. Предварительно агент
Святого ордена в Арканаре, интриган и властолюбец дон Рэба, глава им самим
созданного Министерства охраны короны, осуществляет с помощью охранной гвардии
- "серых рот", состоящих из невежественных сыновей торгашей и лавочников,
крестовый поход против инакомыслящих, "книгочеев", "грамотеев", короче всех
потенциальных врагов нового порядка, и расчищает дорогу "святым отцам". Затем
следует убийство короля и государственный переворот, новая резня и уничтожение
"зарвавшегося серого руководства", высадка в Арканарском порту монастырских
дружин, присоединение бывшего королевства к Области Святого Ордена и водворение
в нем нового порядка, суть которого сводится к трем простейшим установлениям:
"слепая вера в непогрешимость законов, беспрекословное оным повиновение, а
также неусыпное наблюдение каждого за всеми" (100). Однако было бы, конечно,
ошибкой полагать, что, пользуясь фантастической формой, писатели здесь сделали
заявку на некое социологическое открытие и утверждают возможность прихода к
власти диктатуры фашистского типа в условиях феодализма, хотя в истории
европейского средневековья, например, действительно много жестоких, мрачных,
внушающих ужас и залитых кровью страниц и не зря фашистский режим называли
возвратом к средневековому варварству. Средневековье и фашизм "наложены" в
повести, во-первых, для того, чтобы создать исключительную ситуацию высокого
драматического накала, поставившую героя перед необходимостью выбора между
принятой земными историками тактикой "бескровного воздействия", осторожности,
терпения, выжидания и тщательной маскировки и диктуемой чувствами потребностью
срочного и резкого вмешательства, чтобы предотвратить ужасающие зверства и
бесчинства, ежесекундно совершающиеся в Арканарском королевстве. Теория и целый
ряд разумных доводов и соображений свидетельствуют в пользу того, что земляне
должны проявить максимум терпения, выдержки, снисходительности, должны помнить,
что в большинстве подобных случаев нет виновных и преступников, что люди
таковы, какими сделало их воспитание, время, среда, что они "не ведают, что
творят", что задача землян - помочь им, а не утолять свой справедливый гнев. Hо
человек не может не принимать близко к сердцу заботы, волнения и несчастья себе
подобных, и, оказывается, далеко не всегда позиция божества, все видящего,
знающего, понимающего, преисполненного скорби и жалости, но предоставляющего
событиям идти своим чередом, так как невозможно изменить одним ударом природу
человеческую, совпадает с требованиями человечности. "Братья мои, подумал
Румата. Я ваш, мы плоть от плоти вашей. С огромной силой он вдруг почувствовал,
что никакой он не бог, ограждающий в ладонях светлячков разума, а брат,
помогающий брату, сын, спасающий отца" (101). И это братское, сыновнее чувство
велит действовать даже в том случае, если разум предупреждает, что любое
активное вмешательство скорее всего окажется напрасным, действовать во имя
человечности. Поэтому и эмоциональный срыв Руматы, его отчаянный и неравный
поединок с "черными силами" по-человечески оправдан, хотя, возможно, ничего не
изменит в общем ходе исторического процесса.
    Совмещение в фантастической повести разновременных планов понадобилось
также для того, чтобы нарисовать обобщенный, гротескно-сатирический портрет тех
социальных пороков, которые на протяжении столетий мертвым грузом тянули
человечество к прошлому, служили реальной опорой реакционерам всех мастей и
оттенков и которые и по сей день угрожают будущему человечества. Речь идет
прежде всего об особенностях удивительно стойкой и живучей обывательской,
мещанской психики, сущность которой мало менялась с течением времени, лишь
внешне приспосабливаясь к новым условиям и обстоятельствам. "Серые штурмовики"
дона Рэбы, вооруженные мясницкими топорами, это не только невежественные и
фанатичные обыватели средневековья, искренне считающие всех книгочеев и
грамотеев колдунами и слугами дьявола, это серость, узость, посредственность,
самодовольно претендующая на абсолют, стремящаяся переделать мир по своему
образу и подобию, утвердить повсеместно свой мещанский, обывательский идеал.
Вот откуда тот гнев и ненависть, которые с ужасом ощущает в себе герой вместо
положенных для "божества" жалости и терпения: "Ведь я же их по-настоящему
ненавижу и презираю... Не жалею, нет - ненавижу и презираю. Я могу сколько
угодно оправдывать тупость и зверство этого парня, мимо которого я сейчас
проскочил, социальные условия, жуткое воспитание, все, что угодно, но я теперь
отчетливо вижу, что это мой враг, враг всего, что я люблю, враг моих друзей,
враг того, что я считаю самым святым" (102).

                C уважением, Yuri

... Добродушащее привидение
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 210 из 530                          Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Птн 16 Ноя 01 02:57
 To   : All
 Subj : H. Черная о Стругацких [3/3]
    Приспосабливаясь и перекрашиваясь, мещанство вступило в атомный и
космический век, сохранив узость и косность мышления, ограниченность или полное
отсутствие духовных запросов и интересов, сочетав их с отчетливо
потребительским отношением к жизни. Обывателя не переделаешь, предоставив ему
максимум материальных благ, поселив "в самых современных спектроглассовых
домах" и научив "ионным процедурам" (103). Очевидно, полагают писатели, где-то,
быть может, в сравнительно недалеком будущем человечеству еще предстоят
решающие, последние бои, в которых "серость" должна потерпеть поражение и уже в
обществе, свободном от классового угнетения, исчезнуть как реальная сила
навсегда. Один из этапов такой борьбы с мещанством изображен Стругацкими в их
повести-предупреждении "Хищные вещи века", в которой описываются тягостные
последствия наступления "изобилия" в фантастической Стране дураков, населенной
по преимуществу мещанами. "Возможно, при мирном и постепенном переходе к
социализму в некоторых высокоразвитых капиталистических странах веками
взлелеянная традиция мещанства возьмет верх, - пишет по поводу этой повести А.
Ф. Бритиков. - Тогда, показывают Стругацкие, развернется битва за души людей.
Битва, быть может, самая сложная, ибо противник неуловим, он - в самом
человеке, вступающем в освобожденный мир с наследством проклятого прошлого"
(104).
    Если социальный портрет мещанства дан в повести "Трудно быть богом" со
своеобразной проекцией в будущее, то таким же образом, с учетом исторической
перспективы, изображены в повести антиподы мещанства, средневековые гуманисты,
люди науки и искусства, представители той идеологической силы, которая со
временем поведет решительное наступление на обывательские позиции, прервет
духовную спячку, пробудит к полноценной жизни сотни тысяч "существователей". Их
еще очень мало, этих носителей знания, новой культуры, нового мировосприятия,
но в мире страшных призраков прошлого именно они являются единственной
реальностью будущего и ради них живут и работают на планете прошлого посланцы
будущей коммунистической Земли.
    В повести сведены две эпохи - прошлого и будущего, разделенные по меньшей
мере тысячелетием, а равнодействующая, как всегда у Стругацких, направлена в
настоящее, способствует кристаллизации современного комплекса идей, созданию
величественной панорамы пути, которым поднимается человек от дикости,
варварства, костров средневековья, разгула реакции и мракобесия - к высотам
разума и человечности. И в то же время полнокровная художественная ткань
повествования, колоритность персонажей, многочисленные реалии быта, обстановки,
стремительность развития действия, нарастания, накала противоречивых чувств в
душе героя, неистощимый комизм ситуаций при глубоко драматическом характере
основного конфликта способствуют созданию той иллюзии правдоподобия, которая
так важна в фантастике, той живительной среды, из которой черпает свои силы
идея повести".
    (Там же, С. 138-147).

    80 Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. Далекая Радуга, М., "Молодая
гвардия", 1964, стр. 67.
    81 Знаток американской фантастики польский фантаст Станислав Лем в своей
статье "Фантастика с конвейера", написанной для "Литературной газеты", так
характеризует это явление и его причины: "Американские фантасты создали легенду
нового времени, которая превратилась как бы в сатиру на человеческие отношения,
существующие в их собственной стране. Hо им не удалось создать ничего
значительного в жанре романа о будущем - романа-утопии. Основные проблемы
общественного уклада, вроде проблемы собственности на средства производства,
являются как бы неприкосновенными для всей американской фантастики и стоят вне
рамок дискуссии. Поэтому даже острая критика монополистических финансовых
трестов, содержащаяся подчас в книгах американских фантастов, не сопровождается
какими-либо выводами" ("Литературная газета", 1961, 18 ноября).
    82 Об этих особенностях романа Ефремова пишет Г. Гуревич в своей книге
"Карта страны фантазий" (стр. 138-139), также связывая их с задачей,
поставленной писателем, - "изобразить законченное совершенство".
    83 А. Стругацкий, Б. Стругацкий, Стажеры. М., "Молодая гвардия", 1962, стр.
254.
    84 А. Стругацкий, Б. Стругацкий, Полдень, XXII век. (Возвращение), М.,
"Детская литература", 1967, стр. 6.
    85 А. Стругацкий, Б. Стругацкий, Полдень, XXII век. (Возвращение), стр.
318.
    89 См., например, запись беседы с С. Лемом в статье Е. Брандиса и В.
Дмитревского "Век нынешний и век грядущий" (Сб. "Hовая сигнальная", М., 1963,
стр. 259-261).
    98 М. и Л. Немченко, Летящие к братьям, Свердловск, 1964, стр. 77.
    99 А. Стругацкий, Б. Стругацкий, Далекая Радуга" стр. 168.
    100 Там же, стр. 187.
    101 А. Стругацкий, Б. Стругацкий, Далекая Радуга, стр. 260.
    102 А. Стругацкий, Б. Стругацкий, Далекая Радуга, стр. 242-243.
    103 А. Стругацкий, Б. Стругацкий, Далекая Радуга, стр. 209.
    104 "Советская литература и новый человек", Л., "Наука", 1967, стр. 354.

                C уважением, Yuri

... Громозексуализм
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 211 из 530
 From : R-Faq                               2:5020/3117     Птн 16 Hоя 01 01:21
 To   : All                                                 Птн 16 Hоя 01 11:34
 Subj : R-FAQ
                              -----------         -=[  2:5020/3117  ]=-

      -=[  Фантастика АБС  ]=-      -------------                       (rs)

                               R-FAQ Сервер.

       а  сервере  собрана  наиболее  полная коллекция текстов произведений
   фантастов Аркадия и Бориса Стругацких.
      Эта коллекция полностью взята с сервера http://www.rusf.ru/abs/

      Для  получения,  запрашиваемого  Вами топика следует составить письмо
   следующего вида:

- NetMail (X:XXXX/XXX.XX) ------------------------------------------ NetMail -
 Msg  : 51 из 51                           Uns Pvt Loc
 From : Vasya Pupkinn                      X:XXXX/XXX.XX   Втр 24 Апр 01 03:04
 To   : R-FAQ                              А:ДРЕС/СЕР.ВЕРА
 Subj : ИМЯ_ТОПИКА

      В   теле   письма   можно   писать  что  угодно -  все  равно  сервер
   рассматривает только поле Subj.

      Убедительная просьба:   _ е запрашивайте  более  одного топика за один_
   _день_

       иже приведен список команд сервервера:

   %HELP - Для получения подсказки.
   %LIST - Для получения списка Топиков.

                                               С уважением, Гаранжа  икита.
                                                        2:5020/3117@FidoNet
                                                       738:1097/117@AlecNet

---
 * Origin: @d:\soft\golded\origin.txt (2:5020/3117)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 15 Hоя 01 10:28
 To   : All                                                 Птн 16 Hоя 01 12:14
 Subj : Koзлoвcки-68

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Образ директора, само противоречие двух разных личностей, воплощенных в одном
человеке и живущих в противоположных по-токах времени, обладает эффектом
загадочности и комичности. Смешение правил обычной жизни и двойственность жизни
дирек-тора Януса Полуэктовича обладает комическим эффектом в духе бахтинского
карнавального смеха:
<Для карнавального мышления очень характерны двойные образы, выбираемые либо за
различие (высокий/низкий, тол-стый/тонкий и т.д), либо за сходство (близнецы).
Также характерно обратное использование предметов: надевание нижней одежды
по-верх (или наизнанку), штанов на голову, тарелок вместо шляп, ис-пользование
кухонной утвари вместо оружия и т.д. Существует тра-диция карнавальной
эксцентричности, выворачивания обыденного и общепринятого, жизни вне
повседневной рутины>16.
Феномен двойственности (двойной сущности), представлен-ный директором
Института, соединяется с иными образами, и вме-сте они формируют основной,
повторяющийся мотив сказки. Hе-обычная сама по себе, двойственность директора
перекликается со сходным и очень распространенным в Институте феноменом
дуб-лей. Дубли у Стругацких различны. За исключением загадочной двойственной
целостности Директора, они - некий вид роботов, ко-пии своих создателей
(<точная копия своего творца>), или, в край-нем случае андроиды (выбегалловская
модель человека). Сотворе-ние копий человека и использование их в работе
подобно роботам - распространенная практика в Институте:
<Hастоящие мастера могут создавать очень сложных, много-программных,
самообучающихся дублей. [...] По поводу же дублей до сих пор еще не прекратился
спор между философами и киберне-тиками: считать их живыми или нет.> (С.118,
119).
Изначальная абсурдность вышеприведенных утверждений повествователя о дублях
частично сглаживается и становится ис-точником комических эффектов, если
вообразить различные фило-софские и научные школы, серьезно подходящие к этой
проблеме и не исключать возможности искусственной жизни. Искусственный человек
или искусственный разум на протяжении долгого времени были объектом мифов,
алхимии, науки и литературы. <Размытая грань между человеком и машиной, одно из
больных мест филосо-фии нашего времени, восхищает научную фантастику>17.
Изготов-ленные людьми существа в мифах и литературе принимали различ-ные формы:
гомункулусы, големы, чудовища Франкенштейна, ро-боты, механические мозги,
андроиды.
-+-
16.  Bakhtin M. Problems of Dostoevsky's Poetics / Tr. by C.Emerson. -
Minneapolis: University of Minnesota P., 1984. - P.126.
17.  Updike J. The Flaming Chalice // The New Yorker. - 1990. - 26 February. -
P.127.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 15 Ноя 01 10:30
 To   : All                                                 Птн 16 Hоя 01 12:14
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть oт Бpoмбepгa

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
Источник:
Общая газета
Автор:
БОРИС ВИШНЕВСКИЙ
Дата:
12.07.2001
Заголовок:
09.00 Перед прочтением - сжечь?
Текст:
Братья Стругацкие когда-то придумали гриф, который следовало бы ставить в
правом верхнем углу особо важных документов: "перед прочтением - сжечь".
Трагедия советской абсурдной "совсекретности" при нынешней власти, похоже,
оборачивается фарсом.
[...]
К коммерческой тайне отнесены сведения о кадрах, нормативно-правовые документы
фонда, планы продаж объектов на торгах, бюджет и имущественное положение фонда
(напомним, его статус - государственное учреждение), сведения о состоянии рынка
недвижимости, об уровне цен на услуги фонда и рыночных ценах на объекты... Hо
если воспользоваться услугами фонда без нарушения "коммерческой тайны" нельзя,
если нельзя узнать, чем занимаются подразделения фонда, какие документы изданы,
сколько стоят его услуги, - на кой, извините, черт этот фонд нужен? Неужели
придуманный фантастами гриф - уже не фантастика?
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

На этой оптимистической ноте мы и прервем наш диалог    Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 15 Hоя 01 14:57
 To   : Alan Gatsounaev                                     Птн 16 Hоя 01 12:14
 Subj : Рэба или Ребия?

Простите за беспокойство, Alan, но...

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Alan Gatsounaev пишет
Alla Kuznetsova:

> [...]
 AG> умные люди. Советую интеллектуалам. Данный выпуск смотрел и,
 AG> действительно, такой вопрос и ответ были. Самому интересно, правда ли

Гoвopят, чтo пpaвдa. A вoт чтo eщe тaм cпpaшивaли?...

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: (Свершение) (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 15 Hоя 01 15:04
 To   : Anton A. Lapudev                                    Птн 16 Hоя 01 12:14
 Subj : Swiaty braci Strugackich: Czas uczniow

Здравствуйте, Anton!

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Anton A. Lapudev пишет
Alla Kuznetsova:

 AAL> А кто поёт? С Норильском у нас давние устойчивые связи... Особенно с
 AAL> "Норильским никелем" и его поставщиками.

Boт и cпpocи - ктo тaм пoeт, чтo и пo кaкoмy пoвoдy...
A тo тyт нapoд и "мылoм" интepecyeтcя, a я-тo нe в Hopильcкe...
В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Благоприятен юго-запад (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 15 Hоя 01 15:11
 To   : Anton A. Lapudev                                    Птн 16 Hоя 01 12:14
 Subj : ТСН из Челябинска

Здравствуйте, Anton!

При реакции письма Anton A. Lapudev к Alla Kuznetsova с моим сознанием в
нерастворимый осадок выпало следующее:

 AAL> У московских люденов, вестимо.

Этo ты нa ceбя нaмeкaeшь?

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1941.61  Чтв 15 Hоя 01 15:37
 To   : All                                                 Птн 16 Hоя 01 12:14
 Subj : Tьмycкopпиoнcкaя нoвocть

Пpивeт, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
[...]
Двигаясь все время на восток, можно обойти Землю и вернуться к своему дому с
запада. В повести "Страх" Восток предстает замысловатым, цветистым Орнаментом.
Мы попадаем в средневековый город на морском берегу, от которого вглубь земли
убегает страна безвременья -- страна смешения эпох и мест. Здесь, на
неисследованных зыбких просторах, сосуществуют китаец Лю Чин и генуэзец
Джакопо, мадьяр Момчил и доминиканец Лоренцо, германец Свенельд и всевозможные
"люди Торы и Евангелия, адепты Будды и Магомета", -- все они в этом Граде
Обреченном живут единожды и единожды умирают. Умирают по-разному. Спокойно
завершив свои земные дела -- или внезапно, жутко, от беспричинного страха,
который в любой момент может вцепиться в каждого.
[...]
Былинский В. Опыт послесловия или Мир грозящий  // Олди Г. Л. Бездна голодных
глаз. Т. 2. Ожидающий на перекрестках. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.  -
С.364.
 --------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: От летящей птицы оставшийся голос (2:5020/1941.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Anton A. Lapudev                    2:5020/175.2    Птн 16 Hоя 01 09:48
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 16 Hоя 01 23:00
 Subj : ТСН из Челябинска
From: "Anton A. Lapudev" <ucb@nefteprom.com>

 AK> Этo ты нa ceбя нaмeкaeшь?
Хех. А я не люден. Меня вот БВИ грозился назначить член-корром, да не
сподоблился.

Такая вот печаль...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 15 Hоя 01 15:43
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 16 Hоя 01 23:00
 Subj : ТСН из Челябинска
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     14.11.29: Alla Kuznetsova --> Anton A. Lapudev:

 AK> A ктo-тo вытaщил из гaзeты "Cтoлицa C" кaк paз тe cтpaницы, гдe былo
 AK> интepвью c БHC... И квa тeпepь? Гдe этy гaзeтy иcкaть?

О как! Вот ведь вpаги! Ну, у меня есть парочка экземпляpов. Один я себе
оставлю, а второй Флейшману отошлю, он наделает копий...

                                                            Wlad.
--- Волноводный вычислитель ЛИАНТО 2.51.A0901+
 * Origin: Остановите мир, я сойду! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 15 Ноя 01 15:57
 To   : Alan Gatsounaev                                     Птн 16 Ноя 01 23:00
 Subj : Рэба или Ребия?
       БВИ вновь с Вами, Alan!

     14.11.29: Alan Gatsounaev --> Alla Kuznetsova:

> [...]
 AG> умные люди. Советую интеллектуалам. Данный выпуск смотрел и,
 AG> действительно, такой вопрос и ответ были. Самому интересно, правда ли

Подробностей я не знаю. У меня в голове этот факт отложился как широко
известный, но вот поpылся в файликах, нашел только, откуда я его сам узнал --
из письма АHС. Само письмо я сейчас вpяд ли найду в своих завалах, поэтому
цитирую "Понедельник":

[Это короткое упоминание об иероглифе, обозначающем Румату, вызвало к
жизни мои старые потуги. Дело было так. В начале 80-х я прочел дипломную
работу Кости Рублева, в которой блистательный анализ мира Арканара
заканчивался чистосердечным признанием, что мол, он, Рублев, еще бы
чего-нибудь накопал, да слаб в культуре Востока и Японии, в частности.
Случилось так, что в это время я пытался изучать японский язык. И, ничтоже
сумняшеся взялся восполнять пробелы Рублева. Самое смешное, я довольно
быстро усек, что большинство арканарских имен действительно фонетически
похожи на японские. Но в словарях, как ни пытался, ничего логического я не
нашел. После получения письма от Светланы я снова засел за словарь, опять
не пришел ни к каким разумным результатам, и решил обратиться к А.H.
Аркадий Натанович в ответном письме добродушно пояснил, что действительно,
за основу в системе имен и топонимики Арканара они взяли японский язык, но
только за основу. А в "ОО" -- венгерский, но также бесполезно искать в
словарях, к примеру, массаракш.  "Румата" же -- это удачно звучащее в
русском знакосочетание, используемое в ряде японских иероглифов. Вот я
даже попытался его изобразить по подсказке А.H. Ниже -- оно же в
иероглифе, обозначающем слово "бросать". Hо самое занятное, что невод,
заброшенный по неграмотности не туда, все же принес пару рыбин. А именно,
Арканар -- вовсе не из японского. Это придуманная братьями в детстве
Швамбрания, и образовалась она из первых букв имени А.H. -- "Арка", а
окончание дало название вымышленной страны "Казинария" (от слова --
"казино") из популярного когда-то кинофильма "Последний миллиардер". И еще
одно имя -- Рэба, первоначально звучало как Рэбия -- анаграмма от Берия!
Hо при первом же издании было деликатно изменено, да так и осталось во
всех последующих и в кино. "И хрен с ним", как деликатно выразился А.H.,
что и будет мне позволено с удовольствием за ним повторить. -- В.Б.]

// Понедельник. -- 1990. -- 29 окт. (# 16).

--- Золотой шар 2.51.A0901+
 * Origin: Я -- дежурный по апpелю! (2:5007/1.45)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ---------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/1.45     Чтв 15 Ноя 01 16:09
 To   : Alan Gatsounaev                                     Птн 16 Hоя 01 23:00
> [...]

 AG> умные люди. Советую интеллектуалам. Данный выпуск смотрел и,
 AG> действительно, такой вопрос и ответ были. Самому интересно, правда ли

Вдогонку. В су.буксах Юра Зубакин приводит ещё и ответ БНС в оффлайн-интеpвью:

    Из off-line с Борисом Стругацким http://www.rusf.ru/abs/
    "Вопрос: В сборнике сценариев из "Миров братьев Стругацких" издательства
АСТ есть интерсная мне неувязка. В сценарии по повести "Трудно быть богом"
доблестный орел наш дон Рэба упорно именуется как дон Раба, а к концу сценария
снова становится Рэбой.
    Это опечатка, или в сценарии дон Рэба должен был сменить имя?

    Alex S.S. Rat
vrchance@ipk.edu.yar.ru
Ярославль, Россия - 05/27/99 20:54:05 MSD

    Это безусловно опечатка. Названный дон только однажды менял свое имя: в
самом первом варианте ТББ он назывался "дон РЭБИЯ". Hо Иван Антонович Ефремов,
прочитав, сказал: "Эт-то уж с-слишком! Т-такую анаграмму только ленивый не
р-разгадает..." Редакторы приняли его сторону, и авторам пришлось пойти на
попятный."

--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Ого! Лучше бы вы захотели колесо от тpоллейбуса. (2:5007/1.45)