 Msg  : 173 из 1138
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Суб 24 Июн 00 00:33
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 30 Июн 00 13:58
 Subj : К чему бы это?
Пpиветствyю, Vladimir!

RU.LUDENY, Fri Jun 23 2000, Vladimir Borisov => Alla Kuznetsova:

 VB> В "Незнайке" нет про "коленками"? Какой ужас! Может, в мультике эта песня
 VB> появилась? У меня она точно ассоцииpуется с Hезнайкой...

В "Незнайке" этой песни нет, ни в книге, ни в мультике. Там "в траве сидел
кузнечик, совсем как огуречик, зелененький он был". "Коленками назад" мне нигде
не встpечалась.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 174 из 1138
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Птн 23 Июн 00 22:03
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 30 Июн 00 13:58
 Subj : Личная переписка

Fri Jun 23 2000 20:24, Vladimir Borisov wrote to Alla Kuznetsova:

 VB> Да, конечно! Но сначала посмотрим, что напишут завсегдатаи.

А что тут писать? Вот если бы к вопросам прилагались варианты ответов ("Да",
"Нет", "Не знаю", "Пошёл в пень!"), тогда их можно было бы обработать и
продемонстрировать статистику, а так - беллетристика какая-то получится. Писать
такие ответы - одно удовольствие, а читать их... В принципе, тоже
небезинтересно, но вот анализировать - сущее мучение.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 175 из 1138
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Птн 23 Июн 00 22:02
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 30 Июн 00 13:58
 Subj : Диплом-17
Hello Alla!

Thu Jun 22 2000 07:54, Alla Kuznetsova wrote to Oleg Bakiev:

 AK> Если будет на то воля модератора ака БВИ...

Он потом задним числом оформит необходимый докУмент.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 176 из 1138
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Птн 23 Июн 00 22:19
 To   : Alex Mustakis                                       Птн 30 Июн 00 13:58
 Subj : Анкета люденов
Hello Alex!

Fri Jun 23 2000 17:10, Alex Mustakis wrote to Alla Kuznetsova:

 AM> Так а куда отвечать-то? в эху?

Я думаю, что отвечать надо кому-нибудь в мыло, чтобы не подглядывали и не
взаимовлияли. А когда сбор анкет будет завершён, то анкеты, авторы которых не
оговорили другого, могли бы быть опубликованы в эхе тем, кто их собрал.

 AM> Или кто потом подсчитает и статистически офоpмит?

А кто проявил инициативу? Вот он и должен быть наказан.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 177 из 1138
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Суб 24 Июн 00 10:04

Sat Jun 24 2000 00:33, Alex Mustakis wrote to Vladimir Borisov:

 AM> В "Незнайке" этой песни нет, ни в книге, ни в мультике. Там "в тpаве
 AM> сидел кузнечик, совсем как огуречик, зелененький он был". "Коленками
 AM> назад" мне нигде не встpечалась.

В "Незнайке" такого точно не было. Но что-то очень смутное из стародавних времён
про "коленками назад" вспоминается. Hесвязанное с "Понедельником".

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 23 Июн 00 08:10
 To   : Alex Mustakis                                       Птн 30 Июн 00 14:15
 Subj : [28.LST] - не любопытно ли глянуть?
Здравствуйте, Alex!

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Alex Mustakis) пишeт:

 AM> []

 AM> Да, нелегкое дело -- защита диплома!

 AM> ;)))

Да уж!

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Благоприятна княжичу стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 23 Июн 00 08:11
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 14:15
 Subj : Диплом-22
О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется dip22.asc --------
      2.1.1. Стругацкие и "школа И.А.Ефремова"

      В  особый раздел следует выделить историю полемики со
 Стругацкими  критиков  так  называемого  "патриотического"
 направления.
      С   1960-х  гг.  особое  неудовольствие  "блюстителей
 умов"   вызывал  состав  редакции  научной  фантастики   и
 приключений   издательства  "Молодая  гвардия".   Особенно
 главный  редактор  -  С.Жемайтис. Его стараниями  "Молодая
 гвардия"  выпустила повести "Трудно быть богом",  "Попытка
 к  бегству",  "Хищные  вещи века". Даже в середине  1970-х
 гг.  Жемайтис  все еще не желал согласиться с  официальной
 оценкой  творчества Стругацких, да и вообще  реализовывать
 новые       идеологические      установки       откровенно
 шовинистического  характера.  И  в  итоге  пост   главного
 редактора  отдела  занял  Ю.Медведев.  Позже  его  заменил
 В.Щербаков234. Оба пользовались скандальной известностью по
 причине откровенно шовинистических высказываний.
      С  приходом  Медведева ситуация в  "Молодой  гвардии"
 изменилась.   Договор на сборник "Неназначенные  встречи",
 основой   которого   должна  была  стать   новая   повесть
 Стругацких  "Пикник  на  обочине",  составлялся  еще   при
 Жемайтисе,  но теперь этот договор был отложен. Стругацким
 ясно  дали  понять, что у "Молодой гвардии" теперь  другие
 задачи   -   формирование  нового  направления   советской
 научной фантастики.
      Позже   при   редакции   было   создано   "Всесоюзное
 творческое   объединение   молодых   писателей-фантастов",
 сокращенно  -   ВТО  МПФ. Оно же - "школа  Ефремова".  Сам
 Ефремов,   умерший  в  1972  г.,  никакого   отношения   к
 объединению  имел,  да  и  вообще  не  узнал,   что   стал
 основателем   "школы".  Представители   этой   организации
 обычно именовали себя "молодогвардейцами"235.
      Распространенное среди любителей фантастики мнение  о
 творчестве     "молодогвардейцев"     выразил      термин,
 предложенный Стругацкими - "нуль-литература".  "В  них,  -
 писал  позже  В.Ревич,  -  нет  ничего  -  ни  науки,   ни
 фантастики, ни литературы в смысле принадлежности  к
 изящной    словесности".   Зато   отчетлива   политическая
 тенденция:  "В  середине 70-х годов на  поверхность  стали
 выныривать фантасты-штурмовики в аранжировке стиль рюс,  и
 в   явном  соответствии  с  русопятскими  настроениями   в
 фантастике  начали  появляться сочинения  полу-  или  даже
 прямо шовинистическо-мистического толка"236.
      В  качестве  основного  объекта полемических  нападок
 "молодогвардейцы" выбрали К.Булычева, А.  и  Б.Стругацких,
 В.Ревича и В.Гопмана.
      Исходя   из  задач,  поставленных  в  данной  работе,
 рассмотрим       взаимоотношения       Стругацких        с
 "молодогвардейцами".
      Стругацкие  неоднократно говорили о том влиянии,  что
 оказал  на  них И.А.Ефремов, особенно - роман  "Туманность
 Андромеды"237. Впрочем, они не воздерживались от полемики с
 Ефремовым. Он, как известно, настаивал, что люди  будущего
 будут  представлять "сумму идеальных качеств". Из-за  этой
 вот   установки,  по  мнению  ряда  критиков,  ефремовские
 персонажи  и выглядят несколько ненатурально.   Стругацкие
 же  неоднократно подчеркивали, что люди будущего -  "почти
 такие  же", как люди второй половины XX века. Более  того,
 в  повести  "Понедельник начинается в субботу"  есть  даже
 пародия  на  Ефремова238. Впрочем, творческие  разногласия
 никак  не  отражались на дружеских отношениях  Ефремова  и
 Стругацких.  Ефремов,  как  известно,  вполне  уважительно
 отзывался о творчестве Стругацких239. Однако уже с  1960-х
 гг.   в   критических   отзывах   Стругацкие   и   Ефремов
 противопоставляются.  Так,  Г.Альтов  сетовал,   что   для
 Стругацких  главное  - машины, тогда как  для  Ефремова  -
 люди,   В.Золотавкин   же   считал   творчество   Ефремова
 философской    фантастикой,   а   творчество   Стругацких,
 напротив, психологической фантастикой240.
      Полемика    Стругацких   и   И.Ефремова   велась    с
 соблюдением  "норм  вежливости" с обеих  сторон,  чего  не
 скажешь о полемике "молодогвардейцев" со Стругацкими.
      Стругацкие  достаточно  резко  критиковали   редакцию
 научной фантастики издательства "Молодая гвардия"241. Но, в
 отличие  от  своих оппонентов, всегда держались  в  рамках
 приличий.   "Молодогвардейцы"  же  при   оказии   норовили
 "лягнуть"  -  и  в  художественных  произведениях,   и   в
 критике242.
      Один   из   наиболее   активных   "молодогвардейских"
 критиков  -  А.Казанцев. Его статьи были порою  откровенно
 доносительскими.  Так,  в  1979 г.,  выступая  против  так
 называемой  "философской" и "интеллектуальной" фантастики,
 "молодогвардеец"  обличал  неких  советских  авторов,  чьи
 книги   "приходятся   по   вкусу  антисоветским   органам,
 существующим  на  средства ЦРУ"-  издательству  "Посев"  и
 журнале "Грани"243. В обличаемых, конечно, читатель  легко
 угадывал Стругацких.
      С   1979  г.  практически  в  любом  послесловии  или
 предисловии  к  научно-фантастической  книге,   выпущенной
 "Молодой гвардией", непременно  обличались Стругацкие.  Их
 обвиняли в недостатке воображения, в пропаганде насилия244.
 Им  приписывали "апологетику пошлости"245.  Ну  а  в  годы
 "перестройки"   -    русофобию  и   богохульство246.   Для
 очередного  "лягания"  использовался  любая  оказия  -  по
 принципу  "Карфаген должен быть разрушен".  К  примеру,  в
 аннотации  на  книгу В.Забирко "Вариант Пата"  сообщалось,
 что    эта   книга   -   "предостережение   всякого   рода
 "прогрессорам"  о  пагубности  их  вмешательства  в  жизнь
 других народов и цивилизаций"247.
-------------
 234   См.  :  Медведев  Юрий  Михайлович  //  Энциклопедия
   фантастики:  Кто  есть кто / Ред. Вл.  Гаков.  -  Минск:
   Галаксиас,  1995.  - С. 375. - Подп.: Вл.  Б.;  Щербаков
   Владимир Иванович // Там же. -  С.671. - Подп.: Вл. Б.

 235 Это Ю.Тупицын, В.Потапов, В.Михановский, Д.Де-Спиллер,
   Ю.Hикитин и др.

 236   Ревич  В. Перекресток утопий. - М.: ИВ РАН, 1998.  -
   С.288.

 237 См., например: Стругацкий А., Стругацкий Б. Фантастику
   любим  с детства // Стругацкий А., Стругацкий Б. Куда  ж
   нам плыть?: Сб. публицистики. - Волгоград, 1991. - С.58-
   59;  Стругацкий  А.,  Стругацкий Б. "Собратья  по  перу,
   издатели,  читатели..." // Там же. - С.60-66; Стругацкий
   А.,  Стругацкий Б. О положении в литературной фантастике
   // Там же. - С. 71-81 и т.д.

 238   См.:   Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.   Понедельник
   начинается  в  субботу // Стругацкий А.,  Стругацкий  Б.
   Собр. соч. - М.: Текст, 1992. - Т.4. - С.144-145.

 239 Ефремов И.  Предисловие // Стругацкий А., Стругацкий Б.
   Хищные  вещи  века.  -  М.,1965.  -  С.3-7;  Ефремов  И.
   Миллиарды граней будущего // Комс. правда. - 1966. -  28
   янв.; Ефремов И.  Сражение за будущее // Лит. Россия.  -
   1966. - 4 фев. -   6 (162);

 240  См.: Альтов Г. Курс - на человека // Лит. и жизнь.  -
   1960.  -  31  авг.  - С.3; Золотавкин  В.  Фантастика  и
   будущее   //   Эстетич.   идеал  и   пробл.   художеств.
   многообразия. - М., 1968. - С.317-355

 241  См., например: Стругацкий А., Стругацкий Б. Кое-что о
   нуль-литературе // В мире книг. - 1987. -   10. -  С.52-
   53;   Стругацкий  А.,  Стругацкий  Б.  О   положении   в
   литературной фантастике // Стругацкий А., Стругацкий  Б.
   Куда  ж нам плыть?: Сб. публицистики. - Волгоград, 1991.
   - С.71-81 и т.д.

 242 См., например: Медведев Ю. Протей  //  Роман-газета. -
   1989.  -    12. - С. 2-3. В этом произведении Стругацкие
   обвинялись  в  доносе на И.А.Ефремова, результатом  чего
   оказался    обыск   в   его   квартире   и   последующее
   замалчивание  его  работ.  Подробнее  см.:   Хаес   Л.Б.
   Скользкий протей // АБС-панорама. - 1989. -   2.-  С.43-
   46;  Измайлов А.  [Примечание] // Двести. - 1995. - Дек.
   -   Е (6). - С.38-40.

 243 Казанцев А.  Приглашение  к  мечте // Фантастика,  1979
   год. - М., 1979. - С.360-364.

 244   Жарков  В.  Тайны  марсианских  лун  //  Хрунов  Е.,
   Хачатурьянц Л. Здравствуй, Фобос!. - М., 1988. -  С.202-
   213.

 245  Бондаренко  В.  Игра на занижение  //  Бондаренко  В.
   Позиция. - М.: Молодая гвардия, 1989. - С.63-87.

 246  Петухов  Ю. О "гонимых" и "гонителях" //  Петухов  Ю.
   Вечная Россия. - М., 1990. - С. 64-94.

 247  [Аннотация] // Забирко В. Вариант Пата. - М., 1991. -
   С.2.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает dip22.asc -------
Продолжение следует...
Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода
 * Origin: А в чем смысл жизни? (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 23 Июн 00 08:16
 To   : Oleg Bakiev                                         Птн 30 Июн 00 14:15
 Subj : Диплом-10
  i, Oleg!

Однажды (22 Июн 00) состоялся следующий диалог между Oleg Bakiev и Alla
Kuznetsova:

 OB> Это все отмечают.

Спpаведливо?

 OB> Как это было?

Первый вариант диплома (тот, который, может быть, отпpавится в эху) был написан
за неделю и отдан научруку месяца за 2 до защиты (если не раньше)... На вопросы
типа "Ну как диплом" следовали реплики "Все в поpядке". Вpемя же шло-шло, и
примерно недели за 2 до защиты диплома выяснилось, что научрук его не читал, не
правил, а считает, что написано кошмарно, и править надо... В это же вpемя у
научрука были проблемы по pаботе... Так что примерно за неделю до защиты мне
стало очевидно, что ну НЕ УСПЕЕТ он выправить диплом. Пошла в деканат пpоситься
на другую дату защиты (у нас защищались 3-мя поpциями, так что примерно неделю
можно было выгадать). С мотивировкой "не успева... (именно так - поскольку
создавалась неясность, кто именно не успевает) диплом доделать". За этим
последовал скандал (основные действующие лица - я и научрук), я решила
pазобpаться со всем pадикально... Словом, не встpеться моя пpиятельница, не
писала бы я сейчас письма. Да, финал правки диплома: за день до защиты
(оппоненты его еще не видели) научрук принес мне последние 40 страниц,
собственнноручно pаспечатанные.
Ух, ну и получился плач в жилетку! Извини!
На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Обладателю правды - только в сердце - свершение (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 23 Июн 00 08:24
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 14:15
 Subj : Анкета люденов
Здравствуй, All!
Отвечу я, для почина, что ли...

 AK> 1. Когда Вы впервые познакомились с творчеством братьев Стругацких?

Давно... До 12 лет - это точно. "Страна багровых туч"... Или "Трудно быть
боогом"+"Понедельник начинается в субботу"?

 AK> 2. Какие пpоизведения Стругацких Вы считаете лучшими?

"Улитка на склоне", "Град обреченный", "Отягощенные злом...", "Трудно быть
богом"...

 AK> 3. Считаете ли Вы кого-либо во все времена более сильными фантастами?
 AK> Кого именно?

Не знаю...

 AK> 4. Перечитываете ли Вы книги Стругацких?

Да.

 AK> 5. Повлияло ли творчество Стругацких на Вашу жизнь? В чем это
 AK> выpазилось?

Повлияло. В выборе прфессии, круга общения...

 AK> 6. Как Вы думаете, будут ли читать книги Стругацких через 100 лет?

Будут...

> [...]
 AK> же творчестве писателей Стругацких в последнее вpемя все заметнее стали
 AK> разрушительные, нигилистические тенденции. Это относится к "Хищным
 AK> вещам века", "Трудно быть богом", "Жук в муравейнике", "Гадкие
 AK> лебеди". Критик В.Бондаpенко ("Наш современник", 1985,   12),
 AK> обратившись к повести Стругацких "Жук в муравейнике", с горечью писал:
 AK> "Заметно стало, как сегодня наше "элитарное, авангардное искусство"
 AK> смыкается с "массовой культурой" самого низшего соpта. Бывшие
 AK> "прогрессисты" пропагандируют пошлость, заpабатывая дешевую славу и

Своеобразное понятие "последнего времени" - середина 60-х для середины 80-х это
"последнее вpемя"?
А по сути - "воинствующий идиотизм".

 AK> 8. Какие имена, выpажения из книг Стругацких стали для Вас
 AK> наpицательными?

"Я по натуре не Пушкин, я по натуре Белинский. - Ты по натуре кадавр", "Там, где
торжествует серость, к власти всегда пpиходят черные", "массаракш", "змеиное
молоко", "шерсть на носу", "не чай он там пьет", "все пили кефир", "дубль"
(срочно нужен дубль, хорошо умеющий конспектировать), ой, долго можно
пеpечислять...

 AK> 9. Считаете ли Вы, что пpоизведения Стругацких следует понимать
 AK> буквально, или же относиться к ним метафорически, как
 AK> к повествующим в равной мере и о будущем, и о нашем вpемени?

Все настоящие писатели (к коим, как мне кажется, можно отнести и Стругацких)
пишут о "вечных проблемах"... В общем, "относиться метафорически".

 AK> 10. К какому из двух мнений Стpугацких Вы бы пpисоединились:
 AK>     а) вертикальный прогресс в галактических масштабах;
 AK>     б) главное всегда остается на Земле?

б.

 AK> 11. Как Вы относитесь к миссии Прогрессоров и проблеме вмешательства в
 AK> развитие иных цивилизаций?

Понимаю и сторонииков прогрессорства, и их пpотивников... То есть есть аргументы
и за, и пpотив. Не знаю...

 AK> 12. Что для Вас олицетвоpяют Управление и Лес в "Улитке на склоне"
 AK> (уточните, знакомы ли Вы с мнением самих Стpугацких об этом)?

Знакома. Но поскольку ознакомилась сравнительно недавно, могу еще припомнить
свои собственные мысли по этому поводу...
Управление для меня олицетвоpяло советскую систему и одновременно - показывало
невозможность осуществления утопии ("хрустальные закусочные"...). А Лес -
Непознаваемое. "Экзистенциальное"...

 AK> 13. Как Вы относитесь к фильму А.Таpковского "Сталкер"?

С непониманием. Hе понимаю я его...

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Благоприятно иметь, куда выступить (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Птн 23 Июн 00 08:46
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 14:15
 Subj : Тьмускорпионская новость. Не очень новая...
Пpивeт, All!
"Аркадий и Борис Стругацкие изначально были приверженцами гуманистического
содеpжания фантастики, опpеделяя ее так: "...отpасль литературы, подчиняющаяся
всем общелитературным законам и тpебованиям, pассматpивая общие литературные
проблемы (типа: человек и мир, человек и общество и т.д.), но хаpактеpизующаяся
специфическим литературным примемом - введением элемента необычайного" (1965).
Во многом именно благодаpя Стругацким советская фантастика времен ее Золотого
века свернула с тропинки инженеpно-технической НФ на магистраль литературы
традиционной".
    Гевоpкян Э. Последний бастион // Если (М.). - 2000. -   2. - С.220.

Спокойной плазмы!                                       Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Малому - свершение (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 24 Июн 00 07:32
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 14:16
 Subj : Хорек в мышеловке - Время учеников N+1
* Forwarded by Alla Kuznetsova
* Area : RU.SF.NEWS
* From : Artem Shadrin, 2:5020/400 (23 Июн 00 23:19)
* To   : All,
* Subj : Хорек в мышеловке - Время учеников N+1
From: "Artem Shadrin" <art@cabel.net>

Hi All!

В он-лайн интервью со Стругацким прочитал, что в библиотеке Мошкова вывешен
новый роман - перетрактовка мира Полдня в духе "времени учеников", под
названием "Хорек в мышеловке" Константина Мзареулова -
http://www.lib.ru/RUFANT/MZAREULOV/

Прочитал весь текст с экрана. Есть очень интересные идеи, хотя конечно текст
в 498 К вполне можно было бы достаточно сильно подсократить. Ряд деталей
позабавил. Чего стоит формат записей БВИ -  bwi.//ComCon2/3065.076-07

--
Везения!
                             Артем

-+- ifmail v.2.15dev5
 + Origin: Fidolook Express page http://fidolook.da.ru (2:5020/400)

О многоуважаемый (-ая) All!
Никто не ознакомился?

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Почти достигнешь воды, но еще не хватит веревки для (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 24 Июн 00 07:43
 To   : Alek Kovrik                                         Птн 30 Июн 00 14:16
 Subj : Диплом-15
I'm very glad to see You, dear Alek!

Сижу я как-то, никого не трогаю, и вдруг в компьютер влетает послание от Alek
Kovrik к Vladimir Borisov...

 AK> И каково же Предназначение у главного героя? Или нет у него
 AK> предназначения, а только возможность "ломать судьбы"?

Мне кажется, что - спасать Виконта. Как только появилась возможность замены
главного геpоя его... клоном? - так и все. В подтверждение этой идеи -
устpаняются все, кто может так или иначе... э-э-э... переместить геpоя из
Ленингpада/Санкт-Петеpбуpга. А в экспедиции с Виконтом он ездит - и ничего...
Позже: ой! Но - честное слово - ответ писала, еще не зная слов БHС!

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Молодой лис почти переправился, но вымочил хвост (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 24 Июн 00 07:41
 To   : Alex Mustakis                                       Птн 30 Июн 00 14:16
 Subj : Анкета люденов
Конничива, Alex-сан!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Alex Mustakis к Alla Kuznetsova и задумалась:

 AM> Так а куда отвечать-то? в эху? Или кто потом подсчитает и
 AM> статистически офоpмит?

В эху. А БВИ все зафиксиpует. Hавеpно.

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Без Alex жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не воспримешь своего тела (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 24 Июн 00 07:45
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 30 Июн 00 14:16
 Subj : Личная переписка
Товарищ Borisov, разрешите обратиться!?

И вoт, в cвoeм пиcьмe к Alla Kuznetsova кoe-ктo (a имeннo Vladimir Borisov)
пишeт:

 VB> Да, конечно! Но сначала посмотрим, что напишут завсегдатаи.

Мой вариант уже уехал...

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода
 * Origin: В незначительных делах счастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 24 Июн 00 07:46
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 30 Июн 00 14:16
 Subj : К чему бы это?
Здравствуй, Vladimir!

Вешаю я как-то уши на гвоздь внимания, и замечаю, что Vladimir Borisov пишет
Alla Kuznetsova:

 VB> В "Незнайке" нет про "коленками"? Какой ужас! Может, в мультике эта
 VB> песня появилась? У меня она точно ассоцииpуется с Hезнайкой...

Про кузнечика там есть. Но про "зелененького, как огуречик"...

 VB> Ну что ж. Хорошо, что сдали. Тоже неплохо...

Спасибо...

 VB>  * Origin: Сомкни уста свои и в монастырь ступай (2:5007/9.9)
"Сомкни ты челюсти, тяжелые как мрамор, и в монастырь ступай"...

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Благоприятна в трудности стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 24 Июн 00 07:47
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 30 Июн 00 14:16
 Subj : Диплом-17
Здравствуй, Vladimir!

И пишу я к Вам, разлюбезная (-ый) Vladimir Borisov, по поводу Вашего письма к
Alla Kuznetsova

 VB> Емеля у нас пpостой: sauron@shans.khakassia.ru
 VB> Или, что то же самое: bvi@rusf.ru
 VB> Или совсем уж пpосто: mordor@khakassia.ru

 VB> Но это только адреса разные, а смысл одинаков.

Спасибо. А вот тут часть народа предлагает в эху закидывать...

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Не следует подниматься, следует спускаться (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 24 Июн 00 07:48
 To   : Vladimir Borisov                                    Птн 30 Июн 00 14:16
 Subj : Диплом-17
Пpивeт, Vladimir!

Сижу я как-то, никого не трогаю, и вдруг в компьютер влетает послание от
Vladimir Borisov к Alla Kuznetsova...

 VB> Попpобуйте. Надеюсь, сразу нас не побьют.

Побьют?! Кто и за что?!

Честь имею кланяться                                    Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода
 * Origin: Изначальное (счастье) свершение (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 24 Июн 00 07:49
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 14:16
 Subj : Диплом-23
Товарищ All, разрешите обратиться!?

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется dip23.asc --------
      2.2.  Творчество  братьев Стругацких  в  читательском
 восприятии: На примере "упоминаний"

      Выше  рассматривалось восприятие  творчества  братьев
 Стругацких советскими критиками. Однако советская  критика
 в  основном  была  (не  могла не  быть),  что  называется,
 "рупором  партии  и  правительства". Исключения  из  этого
 правила  крайне  редки. На основании  анализа  критических
 суждений   советской  печати  можно  судить  об  отношении
 власть  имущих к творчеству Стругацких, но не о собственно
 читательском восприятии.
      Некоторую    -   но   только   некоторую    (учитывая
 особенности  советской  издательской  модели)   помощь   в
 анализе   этого  восприятия  могут  оказать   сведения   о
 динамике   изданий   Стругацких,   положение   изданий   в
 рейтингах "читательских пристрастий"248. Однако рейтинги в
 массе    своей    относились   только   к   фантастической
 литературе,  т.е. отражали "читательские  пристрастия"  не
 всех читателей вообще, но именно любителей  фантастики.

      Значительную    помощь   в   анализе    читательского
 восприятия   может  оказать  рассмотрение  так  называемых
 "упоминаний"249.
      Мне    представляется   возможным    разделить    эти
 упоминания  на  две группы: "литературоведческие"  и  "все
 остальные".
      "Литературоведческими  упоминаниями"  можно   считать
 упоминания  перечисления любимых писателей, среди  которых
 -  А.  и  Б. Стругацкие250. Или перечисление "известнейших
 современных    фантастов",   к   которым    относятся    и
 Стругацкие251. Равным образом - упоминание Стругацких во фразе о
 советской фантастике252. А также замечания о Стругацких как
 о  представителях некоей группы писателей, рассматриваемой
 в   статье   (монографии)253.  Все  варианты   нет   нужды
 перечислять,  поскольку  суть ясна.  "Литературоведческие"
 упоминания  интересны с точки зрения включения  Стругацких
 в   "общелитературный  контекст".  Кстати,   в   последнее
 время редкая "фантастоведческая" статья обходится  без упоминаний
 Стругацких254.
      Показатель влияния Стругацких на общество в  целом  -
 упоминания в "нелитературоведческих" статьях. Так,  уже  в
 1963    г.    соответствующее    упоминание    есть      в
 специализированной   статье   по   биологии255.   Диапазон
 контекстов    упоминания    достаточно    широк.    Помимо
 космической  медицины  и кибернетики  -  новейшая  история
 России.  Например,  когда  в  газетной  статье  российский
 парламент  сравнивается со специфической боевой  техникой,
 описанной в романе "Обитаемый остров"256. Интересно также,
 что  Сибирское  отделение  АН  СССР  многими  сотрудниками
 именуется    "соанской    академией",    что    напоминает
 соответствующую  реалию из романа "Трудно быть  богом"257.
 Упоминаются  Стругацкие  и  тогда,  когда  речь   идет   о
 проблемах  психологии,  коль  скоро  автор  полагает,  что
 фантастика  -  "тоже литература", значит,  у  нее  есть  и
 "человековедческая функция"258. Само собой разумеется, что
 упоминание  Стругацких  возможно  при  обсуждении  проблем
 инопланетной   топонимики259.   А   статья   о   воровстве
 сотрудников  столовой закономерно озаглавлена  "Пикник  на
 обочине"260.  И в магазине "Сталкер" покупатель  вовсе  не
 обязательно  встретит нечто экзотическое. Список  примеров
 можно  продолжать. Порою кажется, что Стругацкие упомянуты
 не   затем,   что   это  уместно,  а  просто   исходя   из
 "читательских   пристрастий"   -   как   эмблема   любимой
 футбольной команды у спортивных фэнов261.
      Особо  следует выделить упоминания таких реалий,  как
 "прогрессор",  "сталкер", "Зона", "пикник  на  обочине"  и
 т.п. Возможно, что авторы используют их вне соотнесения  с
 произведениями Стругацких. Так термины "сталкер" и  "Зона"
 (без   которых  редко  обходятся  журналисты,  пишущие   о
 последствиях   чернобыльской   аварии),   обязаны    своей
 популярностью не только повести "Пикник на обочине", но  и
 фильму  А.Тарковского "Сталкер", снятому по  мотивам  этой
 повести.
      Отметим,  что в художественной литературе большинство
 упоминаний  приходится   на   "перестроечные"    и
 "постперестроечные"   годы.    В    это    время    многие
 представители    так    называемой     "четвертой    волны
 отечественной   фантастики"   называли   себя    учениками
 Стругацких,    чем,   вероятно,   следует   объяснить    и
 соответствующие    упоминания   в    работах,    например,
 В.Рыбакова, Г.Прашкевича, С.Лукьяненко.
      При  рассмотрении  данных  упоминаний  можно  сделать
 вывод,  что,  во-первых, выражения, взятые из произведений
 Стругацких, равно как и сами произведения, вошли  в   язык
 и  быт  советского человека довольно устойчиво,  до  такой
 степени,  что  для  создания  "атмосферы  эпохи"  зачастую
 достаточно упомянуть Стругацких262. Или - привести цитату,
 даже  не  упоминая  авторов263 и т.д. Такое  проникновение
 творчества Стругацких "в быт" началось довольно рано  -  в
 середине   1960-х  годов264.  Если  рассматривать   только
 "нефантастические"   произведения,   то   можно    увидеть
 свидетельство популярности Стругацких: сами  писатели,  их
 персонажи   и   т.п.   упоминаются  без   пояснений,   как
 общеизвестное.   Стругацких   приводят   в   пример    как
 обладателей  неуемной фантазии265. Создателей эскапистской
 литературы266.  А также любимых авторов всех  диссидентов,
 "средство       самоидентификации       инакомыслящих"267.
 Сформулированное    персонажем   мнение    о    творчестве
 Стругацких  -  важный  элемент его  характеристики268.   В
 общем,    уже   к   1970-м   гг.   Стругацкие   -   символ
 "сопротивления",   "скрытого  диссидентства".   Потому   и
 ожесточенна    борьба   со   Стругацкими    представителей
 официально  поддерживаемого направления научной фантастики
 -  "молодогвардейцев",  потому столь  часты  упоминания  в
 работах Ю.Медведева, С.Ковякина, В.Головачева и др.269
      О  популярности Стругацких говорит и  тот  факт,  что
 многие  их произведения удостоились продолжений  и  /  или
 пародий270. Эти продолжения ныне изданы в сборниках "Время
 учеников" и "Время учеников-2"271.
      Продолжения   повестей   Стругацких   написаны   ныне
 известными  российскими фантастами.  Особенный  интерес  в
 связи с  "переоценкой  ценностей" представляет повесть
 А.Лазарчука "Все хорошо"272. Лазарчук описывает дальнейшее
 развитие   "Мира   Полдня"  в   полном    соответствии   с
 тенденцией,   наметившейся уже в произведениях Стругацких:
 "Мир  Полдня"  по Лазарчуку - антиутопия. Эпигоны  открыто
 говорят   многое  из  того,  что  Стругацкие  выражали   в
 притчевой форме, навязчиво предлагая читателю параллели  с
 событиями новейшей российской истории273.
      Итак,   на  основании  материалов,  рассмотренных   в
 данном  разделе,  можно,  как мне представляется,  сделать
 следующие выводы.
      Во-первых,   о  важной  роли,  которую,   по   мнению
 "власть    предержащих",   могли    играть    произведения
 Стругацких.   Свидетельство  тому   -   усилия   критиков,
 настойчиво и целенаправленно дискредитирующих Стругацких.
      Во-вторых, эволюция критики зависела не только  и  не
 столько  от  эволюции  творчества Стругацких,  сколько  от
 общеполитической    ситуации,   о   чем    свидетельствует
 "переоценка    ценностей",    произведенная     в     ходе
 "перестройки".
      В-третьих,  основным  направлением  критики  были  не
 собственно    литературные   достоинства   и    недостатки
 произведений  Стругацких,  сколько  таковые   из   области
 идеологии.
      В-третьих,   что   сложилась  целое   направление   в
 критике,   считающее   своей  обязанностью   полемику   со
 Стругацкими (зачастую выходящую за рамки приличия)  -  так
 называемая "молодогвардейская критика".
      В-четвертых,  что  на  все усилия  критиков  читатели
 особого  внимания не обращали, и произведения  Стругацких,
 реалии   оттуда   проникали  "в  быт  и   язык".   О   чем
 свидетельствуют  и статистика упоминаний в  художественной
 литературе, и в контекстах, к ней не имеющих отношения.
      Стоит   отметить,  что  творчество  Стругацких   ныне
 интерпретируется как "примета эпохи". Исследователи -  кто
 в  шутку,  кто и серьезно рассуждают о влиянии  творчества
 Стругацких   на   "культуру  интеллигентного   трепа   2-й
 половины  XX века"274. А  "молодогвардейцев" - в  связи  с
 упоминавшейся  полемикой  -   называют  "малозначительными
 писателями              эпохи              Стругацких"275.
-------
 248  Cм.,  например: Клуб любителей фантастики МГУ  :   От
   Москвы до Витима // Фантастика, 1967 год.  - М.,1968.  -
   Сб.1. - С.409-413; Савченко В. Фантаст читает письма  //
   Фантастика,  1967  год. - М.,1968. -  Сб.  1.  -  С.403;
   Соломоденко   В.  Hаучно-фантастическая   литература   в
   чтении   подростков   //   Сов.   библиотековедение.   -
   1977.  -     1.   -  С.  62-72; Приз вручен  //  Молодой
   дальневосточник (Хабаровск).  - 1977.   -  18  сент.   -
   С.2;  Свиридов Т. Приз "Аэлита" // Лит.  газ. - 1981.  -
   3  июня.  -     23. - С.3; Харлампович Г.  Стругацкие  -
   первые  лауреаты  "Аэлиты"  //   За  индустриал.   кадры
   (Свердловск).   -  1983.  - 19 мая.  -  С.4;  В   пользу
   знатоков  // Заря молодежи (Саратов).  -  1986.   -   22
   марта.  - С.10; АиФ опрос // Аргументы и факты  (М.).  -
   1991. -   37. - С.1. и т.д.

 249  См.,  например:  Переслегин С. Свет  мой,  зеркальце,
   скажи...  //  Стругацкий  А., Стругацкий  Б.  Парень  из
   преисподней;  Беспокойство;  Жук  в  муравейнике;  Волны
   гасят  ветер. - М.: АСТ; СПб: Terra Fantastica, 1996.  -
   С.564.)

 250 См. например: Гранин Д.  В людях ценю  неповторимое  //
   Известия.  - 1984. - 9 янв. - С.3. и т.д.

 251   См.  например:  Тимофеев  Л.   Hаучно-фантастическая
   литература   // Дет. энцикл. - 2-е изд. -  М.,  1968.  -
   Т.11. - С.499-504. и т.д.

 252  См.  например: Жвикевич В.  [Отзыв читателя] //  Лит.
   газ. - 1969. - 3 дек. и т.д.

 253  См.  например: Балабуха А.  Если б не  ошибки...   //
   Книж.  обозрение. - 1975. - 4 апр. -    14.  -  С.8.   и
   т.д.

 254  См.  например: Владимирский В.  [Pец.] //  Двести.  -
   1995.  -  Янв.  -   В (3).  - С.56-57.  - Рец.  на  кн.:
   Брайдер Ю., Чадович H.. Избранные произведения. -  Hижн.
   Hовгород: Флокс, 1994. - Т.1.

 255  См.:  Парин  В.,  Баевский Р. Вопросы  кибернетики  и
   космическая  медицина // Изв. АН СССР: Сер. Биология.  -
   1963. -   1. - С.9-14.

 256  Никитинский  Л. Кто там? - Матрос Железняк  //  Комс.
   правда (М.). - 1991. - 4 апр. - С.1-2.

 257  Католин Р. Кибернетические путешествия. - М.: Знание,
   1967. - С.148.

 258 Башкирова Г. Наедине с собой. - М.: Мол. гвардия, 1972.
   - С.226.

 259 Наименование спутников Юпитера // Природа.  - 1976. -
   8. - С.129-130

 260 См. : Столица. - 1991. -   18. - С.31-34.

 261 См. например: Михайлов М. Парад СУБД // Компьютер-пресс
   (М.).  -  1991.  -     1.  -  С.3-10;  Липкин  И.  Слово
   компьютеру // Компьютер-пресс (М.). - 1991.  -     4.  -
   С.12-14;  Стариков Е. Перед выбором  //  Знамя  (М.).  -
   1991. -   5. - С.225 - 232; Богачихин М. Москва-Пекин  и
   (главное) обратно // Химия и жизнь. - 1992.  -     6.  -
   С.63.

 262  См.  например: Амнуэль П. Высшая мера //  Знание-сила
   (М.). - 1990. -   8;   9. - С.84.

 263  См. например: Звягинцев В. Одиссей покидает Итаку.  -
   М.:  ЭКСМО,  1997; Веллер М. Ножик Сережи  Довлатова  //
   Веллер  М.  Хочу  быть дворником.  -  СПб.:  Издат.  дом
   "Нева",  1995. - С.414, 419, 421, 422-423, 434,  445-446
   соответственно.

 264  См. например: Сартаков С.  Козья морда // Октябрь.  -
   1967.   -     1.  -  С.94; Громова А.,  Нудельман  Р.  В
   Институте  времени идет расследование. - М.: Дет.  лит.,
   1973. - С.193.

 265 Сартаков С.  Козья морда // Октябрь.  - 1967.  -   1. -
   С.94;  Хмелик  А.  А все-таки она вертится  //  Школьный
   театр.  -М, 1987. - Вып. 3. - С.9..

 266 Залыгин С.  Незабудка // Новый мир.  - 1989.  -   11. -
   С.58.

 267 Исарова Л. Тени жар-птицы. - М.: Молодая гвардия, 1983.
   -  С.126;  Тоболяк А. История одной любви // Юность.   -
   1975. -   1. - С.3-53.

 268  Тендряков  В.  Ночь  после выпуска  //  Тендряков  В.
   Шестьдесят свечей. - М., 1985. - С.529.

 269 Головачев В. Особый контроль // Особый контроль. - М.,
   1992.  -  С.26-292; Ковякин С. Дьявольская субмарина  //
   Ковякин  С.  Странные приключения. - Кемерово,  1991.  -
   С.99-176.; Ковякин С. Дьявольская субмарина // Сокол.  -
   1991.  -     1. - С.151; Медведев Ю.  Протей //   Роман-
   газета. - 1989. -   12. - С. 2-3.

 270 См. соответствующий раздел Указателя.

 271  Время  учеников / Сост. А. Чертков. - М.: АСТ;  СПб.:
   Terra  fantastica,  1996; Время учеников-2  /  Сост.  А.
   Чертков. - М.: АСТ; СПб.: Terra fantastica, 1998.

 272  Лазарчук А. Все хорошо  //  Время  учеников.  -   М.;
   СПб.,1996.    -  С.399-502. - (Миры братьев Стругацких).
   - С.399-502.

 273 Издержки гласности?..

 274  Душенко К. Рукописи не горят //  Измерение Ф (Л.).  -
   1990.  -   3. - С.16. - [Рец. на кн.: Стругацкий А.  H.,
   Стругацкий Б. H. Улитка на склоне. - Л.: Наука, 2028.  -
   512  с.  -  (Лит.  памятники. Большая сер.).  -  3750000
   экз].

 275 Цит. по: Тетельман А. [Ответ на анкету] // Понедельник
   (Абакан). - 1992. -   29 (82). - 20 июля.  - С.2.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает dip23.asc -------
Продолжение следует...
C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Транслятор двухходовой +/W32 1.1.1.2 Китежградского завода
 * Origin: Наступи на хвост тигра (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Суб 24 Июн 00 07:50
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 14:16
 Subj : Тьмускорпионская новость. Или это уже было?
Добрый день, веселая минутка!
"Сама причастность к "сильным мира сего" способна развратить любого из нас -
такая господствовала точка зpения. Сложно не увидеть здесь переклички с
хрестоматийной уже повестью братьев Стругацких "Трудно быть богом", где впервые
было поставлено под сомнение право более "продвинутого" индивида вмешиваться в
судьбы менее "продвинутых" даже ради их собственного блага".
    Ройфе А. Из тупика // Если (М.). - 2000. -   3. - С.247.

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Ничего не утратишь, но ничего и не приобретешь (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Вск 25 Июн 00 11:58
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 30 Июн 00 14:16
 Subj : Диплом-23
Hello Alla!

Sat Jun 24 2000 07:49, Alla Kuznetsova wrote to All:
> [...]
 AK>  парламент  сравнивается со специфической боевой  техникой,
 AK>  описанной в романе "Обитаемый остров"256.

Было бы здорово, если бы в качестве приложения шли бы соответствующие выписки из
источников.

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 25 Июн 00 07:46
 To   : Oleg Bakiev                                         Птн 30 Июн 00 14:16
 Subj : Диплом-17
Пpивeт тeбe, Oleg!

Увидeла я кaк-тo пиcьмeцo oт Oleg Bakiev к Alla Kuznetsova и задумалась:

 OB> Он потом задним числом оформит необходимый докУмент.

В виде [!]?

Таков наш примар                                        Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Указано свидание с великим человеком (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 25 Июн 00 07:47
 To   : Oleg Bakiev                                         Птн 30 Июн 00 14:16
 Subj : Анкета люденов
Здравствуй, Oleg!

Письмо Oleg Bakiev к Alex Mustakis от 23 Июн 00 гласит:

 OB> А кто проявил инициативу? Вот он и должен быть наказан.

Если это про меня - то попрошу не забывать, по чьей пpосьбе!

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Пребудешь в стойкости - будет счастье (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 25 Июн 00 07:48
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 14:16
 Subj : Диплом-24
Добрый день, веселая минутка!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется dip24.asc --------
         3. ТВОРЧЕСТВО БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ В ОСВЕЩЕНИИ
               ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ

      Публикации,   связанные   с   изучением   Стругацких,
 появляются уже в начале 1960-х гг.276 В 1968 г. Стругацкие
 -  как  популярнейшие писатели - упомянуты и  в  вузовском
 учебнике277.   А   уже  в  начале  1970-х   гг.   есть   и
 монографические исследования278.
      Были  конечно  причины  столь  активного  интереса  к
 Стругацким "солидного вузовского литературоведения"279. По
 мнению   фантастоведа  Т.Чернышевой,  одна  из   важнейших
 причин - особенность эволюции творчества Стругацких,  "как
 бы   в  миниатюре  повторяющей  общие  тенденции  развития
 утопической литературы", а если шире, то "общие  тенденции
 развития" научной фантастики в целом280.
      Действительно,   Стругацкие   начинали   с    научной
 фантастики   ("Страна  багровых  туч",  ранние  рассказы),
 когда  в них видели эпигонов Ж.Верна и А.Беляева. Затем  -
 в  1960-1970-х  гг. - так называемая социально-философская
 фантастика  ("За  миллиард лет до  конца  света",  "Второе
 нашествие   марсиан"  и  т.д.),  после   чего   Стругацких
 сравнивали  с  Г.Гором и С.Лемом. Далее - в 1980-е  гг.  -
 переход   к  фантастике  "в  духе  М.Булгакова"   ("Хромая
 судьба").
      Соответственно,  в 1960-1970-е гг. и  даже  в  начале
 1980-х    гг.    отечественное    фантастоведение     было
 представлено  в  основном работами Ю.Смелкова,  Е.Парнова,
 В.Гакова,       Г.Гуревича,      В.Бугрова,      H.Черной,
 Ю.Кагарлицкого.  Помимо  задач описания  и  популяризации,
 авторы  эти были по преимуществу озабочены доказательством
 того,  что  фантастика тоже литература, причем литература,
 не     противоречащая     установкам    "социалистического
 реализма"281. Первые академические монографии о научной фантастике -
 "Природа  фантастики" Т.А.Чернышевой и "Волшебно-сказочные
 корни  научной фантастики" Е.М.Неелова появились во второй
 половине  1980-х  гг.282 И закономерно,  что  значительное
 внимание    исследователи   уделили   именно    творчеству
 Стругацких283.
      Как  уже  говорилось выше, "публицистическая" критика
 и  "вузовское литературоведение" словно бы поделили  между
 собой  творчество Стругацких. Критики оценивали Стругацких
 с   идеологической  точки  зрения,  литературоведы   -   с
 филологической. Но если критики периодически  использовали
 и  филологические аргументы (вспомним хотя бы дискуссию  о
 языке    произведений   Стругацких),   то   литературоведы
 старательно   избегали  даже  упоминаний   об   идеологии,
 противопоставлений "западной" и "советской"  фантастики  и
 т.д.  Редкое  исключение - диссертации,  поскольку  в  них
 ссылки   на   учение   Маркса-Ленина  и   вызванная   этим
 определенная идеологизированность были неизбежны284.
      Неординарность  Стругацких  признана  уже  в   работе
 А.Бритикова,  где  Стругацкие, наряду с  А.Громовой,  были
 названы  авторами, использующими "фантастику как прием"  в
 связи  с  обращением к социально-психологическим темам285.
 А.Бритиков    посчитал   использование    такого    приема
 нарушением  "чистоты  жанра" и,  соответственно,  явлением
 отрицательным,  но  все же это было признанием  Стругацких
 родоначальниками целого направления в фантастике.
      Сами  Стругацкие строили свою систему защиты  на  том
 же  принципе:  фантастика - прием, использование  которого
 не  противоречит принципам "социалистического реализма"  и
 отнюдь    не    оскорбляет   науку.    "В    произведениях
 реалистической  фантастики,  -  указывали  Стругацкие,   -
 демоны  и  ведьмы  могут  разгуливать  по  городу,   может
 нарушаться  второй  закон  термодинамики,  и  Иисус  может
 вторично    спуститься   на   грешную    землю.    Каждому
 непредубежденному   читателю   ясно,    что    это    лишь
 художественные  приемы,  позволяющие  автору   подчеркнуть
 какую-то мысль или оттенить некоторые черты человека  (или
 общества).  Никому  и  в  голову  не  придет  обвинение  в
 нарушении  суверенных  прав  Ее  Величества  Науки  и  Его
 Величества  Здравого  Смысла. Что же  касается  фантастики
 научной,    то    своеобразие    нынешней    ситуации    в
 естествознании заключается как раз в том, что  современная
      - c*  с невиданным благодушием и терпимостью относится к
 любой  игре  научного воображения. Ведь  и  само  развитие
 науки    сделалось   ныне   возможным   только   благодаря
 "достаточно   сумасшедшим  гипотезам"".   Потому   странно
 "слышать  об  ограничениях,  которые  якобы  ставит  перед
 фантастикой  наука  -  та  самая наука,  которая  всячески
 поощряет  фантазию, которая не способна  ни  существовать,
 ни  тем  более  двигаться вперед без  самого  безудержного
 фантазирования",  хотя,  разумеется,  есть   "стройное   и
 величественное  здание достоверных фактов  и  обоснованных
 теорий,  разрушать которые по произволу  не  рекомендуется
 никому  из  научных фантастов, если он не  хочет  прослыть
 невеждой и неучем"286.
      Примечательно    в    этом    пассаже    оксюморонное
 определение "реалистическая фантастика". Выдумано  оно  не
 Стругацкими.  Это типичный и обязательный  "идеологический
 реверанс":     раз    уж    советская,    то    безусловно
 реалистическая.
      Бритиков,  кстати,  требовал  от  фантастики   именно
 научности.  Он  даже обвинил Стругацких в  "идеологической
 деформации",  равнозначной которой оказалось использование
 "фантастики  как  приема" в повести  "Улитка  на  склоне".
 Впрочем,   тут   он  ооказался  не  одинок:  "ненаучность"
 инкриминировали   Стругацким  также   оппоненты   идейные,
 находя  в творчестве Стругацких многочисленные прегрешения
 против    марксизма287.   Позже,   однако,   исследователи
 "смирились"  с  тем,  что  фантастика  Стругацких   -   не
 обязательно научная, поскольку и цели писатели  ставят  не
 научные.  Так,  H.Черная  в своей диссертации  доказывала,
 что  искажение  исторических реалий  в  фантастике  вполне
 возможно,  если  это обусловлено художественными  задачами
 288.
      В    "общефантастоведческих"   работах   1970-х   гг.
 творчество Стругацких рассматривалось в основном  в  связи
 с  эволюцией "от техники - к человеку". Кстати, именно так
 -  "от  техники  -  к  человеку",  озаглавлен  посвященный
 Стругацким раздел монографии А.Урбана289.
      В   "перестроечном"  "фантастоведении"  особое  место
 занимают  работы Т.Чернышевой и Е.Неелова, со студенческих
 лет   занимавшегося  проблемой  взаимовлияния   сказки   и
 фантастики290.    Немалое   количество   примеров    этого
 взаимовлияния Неелов находил в произведениях Стругацких.
      Подчеркнем:  еще  в начале 1960-х  гг.  упоминания  о
 Стругацких  эпизодичны291.  Позже  ситуация  принципиально
 иная.    Рублев,    к    примеру,   пишет:    "Говоря    о
 "фантастоведении"   в   целом   и   роли    зарождающегося
 "стругацковедения" в нем, нельзя не отметить,  что  редкая
 статья,   посвященная  проблемам  современной  фантастики,
 стала обходиться без опоры на творчество Стругацких".292
      Что  же касается первой литературоведческой статьи  о
 Стругацких,  то  появилась она в 1972 году293.  Творчество
 Стругацких  анализировалось в аспекте  "воспитания  нового
 человека"  и,  шире, нравственной проблематики  и  образов
 людей  будущего.  Новаторство  Стругацких  автор  видел  в
 создании  условных  обществ, которым  "придаются  какие-то
 особые   черты  и  расследуются  естественные  последствия
 этого  отступления"  - "выявляются неизбежные исторические
 трудности  на  пути  коммунистическому  обществу  ,  очень
 важная   проблема,  не  затронутая  до  сих  пор   другими
 писателями-фантастами"294.
      Этой  статьей, которую позже В.Гопман охарактеризовал
 как   "описательную  работу"  (что  представляется  вполне
 справедливым)   началось "отечественное стругацковедение"295.
-----------
 276  См.  например:  Рыбалкин М. О  жанровых  особенностях
   научно-фантастического рассказа:  В связи с  дискуссиями
   о  науч.  фантастике // Учен. зап. / Южно-Сахалин.  гос.
   пед.  ин-т. - Южно-Сахалинск, 1963. - Т. 4, Вып.  1.   -
   С.79-105;    Дхингра    К.   Пути    развития    научно-
   фантастического жанра в советской литературе:  Дис.   на
   соиск. учен. степ. канд. филологич. наук. - Л., 1968.  -
   С.9,  26-27,  1122,  126, 138, 151, 216-259,  269,  273,
   279.

 277 Щепилова Л.В. Введение в литературоведение. - М.: Высш.
   шк., 1968. - С.72-73.

 278 Шек А.  В.  О  своеобразии  научной фантастики А.  и Б.
   Стругацких  //  Тр. Самаркандского ун-та.  -  Самарканд,
   1972. - Вып. 200. - С.123-143.

 279  Рублев  К. Блеск голубоватого пенсне, или Как  писали
   критики о фантастике Стругацких // Двести. - 1995.  -
   Е (6). - Дек. - С. 26.

 280  Чернышева  Т.  Природа фантастики. - Иркутск:  Изд-во
   Иркут. ун-та,  1985. - С.320.

 281  См., например: Смелков Ю. Фантастика - о чем она?.  -
   М.:   Знание,   1974;  Парнов  Е.  Современная   научная
   фантастика.  -  М.:  Знание,  1968;  Гаков  В.    Четыре
   путешествия  на машине  времени:  Hауч.  фантаст.  и  ее
   предвидения.   -  М.: Знание, 1983;  Гуревич  Г.   Карта
   страны   фантазий.  -  М.:  Искусство, 1967; Гуревич  Г.
   Беседы  о  научной фантастике: Кн. для учащихся.  -  М.:
   Просвещение,  1983;  Бугров  В.  1000  ликов  мечты.   -
   Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1988; Черная  H.   В
   мире  мечты  и  предвидения.   -  Киев:  Наукова  думка,
   1972;Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? -  М.:  Худож.
   лит.,  1974;  Бритиков  А.Ф. Русский  советский  научно-
   фантастический роман. - Л.: Наука, 1970.

 282  Чернышева  Т.  Природа фантастики. - Иркутск:  Изд-во
   Иркут.  ун-та,   1985;  Неелов Е. М.  Волшебно-сказочные
   корни научной фантастики. - Л.:  Изд-во ЛГУ,  1986.

 283  См.  :  Рублев К. Блеск голубоватого пенсне, или  Как
   писали  критики  о фантастике Стругацких  //  Двести.  -
   1995. -   Е (6). - Дек. - С. 27.

 284  См.,  например: Золотавкин В.  Эстетический  идеал  и
   особенности  советской  фантастики:   Дис.   на   соиск.
   учен.  степ.  канд. филологич. наук. - М., 1968;  Мирлис
   А.   Современная  научно-фантастическая  литература,  ее
   особенности    и   актуальные   проблемы   редакторского
   анализа:  Дис.  на  соиск. учен. степ. канд.  филологич.
   наук. - М., 1969.

 285  Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический
   роман. - Л.: Наука, 1970. - С. 18.

 286 Стругацкий А., Стругацкий Б. "Давайте думать о будущем"
   // Лит. газ. (М.).  - 1970. - 4 февр. - С.3.

 287  См.: Бритиков А.Ф.  Советская  научная  фантастика //
   Жанрово-стилевые искания современ.  сов.  прозы.  -  М.,
   1971.   -  С.308-350; Францев Ю.  Компас  фантастики  //
   Известия. - 1966. - 25 мая. - С.4; Леплинский Ю.  Против
   антинаучной  фантастики // Природа. - 1961.  -     8.  -
   С.118-119).

 288  Черная  H. И. Проблемы развития научной фантастики  в
   русской советской литературе на современном этапе:  Дис.
   на  соиск.  учен. степ. канд. филологич. наук.  -  Киев,
   1969. - С.278.

 289 Урбан А.  Фантастика и наш мир.  - Л.:  Сов.  писатель,
   1972. - С.158.

 290  См.: Неелов Е.  О специфике научной фантастики // Сб.
   науч.  работ студентов. - Петрозаводск, 1970. - Вып.  7.
   -  С. 75-79; Неелов Е.  От литературной сказки к научной
   фантастике:  Сказочная  трилогия  H.Hосова  "Приключения
   Незнайки  и его друзей" // Учен.  зап.  / Петрозаводский
   гос.   ун-т. - Петрозаводск, 1972. - Т. 18. - Вып. 3.  -
   С.148-156;  Неелов Е.  Современная литературная   сказка
   и   научная фантастика: Дис. на соиск. учен. степ. канд.
   филологич.  наук.  -  Петрозаводск,  1973;   Неелов   Е.
   Элементы   фольклорной  поэтики  в   структуре   научно-
   фантастического персонажа  //  Жанр  и  композиция  лит.
   произведения. - Петрозаводск, 1981. - С.149-160;  Неелов
   Е.   М.   Образ  леса  в  народной  сказке  и  сказочной
   фантастике  //  Жанр и композиция лит.  произведения.  -
   Петрозаводск, 1983. - С.104-120; Hеелов Е. М.  Волшебно-
   сказочные  корни научной фантастики. - Л.:  Изд-во  ЛГУ,
   1986;  Hеелов  Е.  Сказка, фантастика, современность.  -
   Петрозаводск: Карелия, 1987.

 291  См. например: Ляпунов Б.  Новые достижения техники  и
   советская  научно-фантастическая литература  //  О  лит.
   для детей. - Л.,1960. - Вып. 5. - С.204.

 292  Рублев  К. Блеск голубоватого пенсне, или Как  писали
   критики о фантастике Стругацких // Двести. - 1995.  -
   Е (6). - Дек. - С. 26.

 293  Шек А. В. О своеобразии  научной фантастики А.  и  Б.
   Стругацких  //  Тр. Самаркандского ун-та.  -  Самарканд,
   1972. - Вып. 200. - С.123-143.

 294 Там же. - С.143.

 295 Гопман В. Из всех наук для нас важнейшей является... //
   Фантакрим-MEGA. - 1995. -   3. - С.44.
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает dip24.asc -------
Продолжение следует.
Такие вот дела                                          Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1004.61  Вск 25 Июн 00 07:49
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 14:16
 Subj : Тьмускорпионская новость. Не очень новая.
О многоуважаемый (-ая) All!
"То, что попадает в романы Громова из фантастических миров, чаще всего бывает
слабым и даже втоpичным. В "Ватерлинии" (1999) это Оpеол: фактически ваpиация на
тему Странников и Саpкофага. В блистательном романе "Год лемминга" (1997) -
неподконтpольная главному герою способность избегать смертельной опасности,
котоpая его и губит в конце концов. Аналоги буквально pядышком. В новой книге
"Шаг влево, шаг вправо" (М.: АСТ, 1999) некий "объект Иванова" производит с
людьми странные эксперименты по образцу пpоисшествия в поселке Малая Пеша".
    Володихин Д. Собачьи бега // Если (М.). - 2000. -   2. - С.251.

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Будильник "Дружба" на +/W32 1.1.1.2 камнях
 * Origin: Благоприятна стойкость (2:5020/1004.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Oleg Bakiev                         2:5061/109.58   Пон 26 Июн 00 10:48

26 Jun 00 08:03, Alla Kuznetsova wrote to Oleg Bakiev:

 AK> Если это про меня - то попрошу не забывать, по чьей пpосьбе!

По-моему, это наезд на неназываемого. А что Вы там говорили про жёлтого
земляного червяка?

WBR, Oleg

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 26 Июн 00 19:38
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 14:17
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, Борис Натанович!
Я стаpался. Я прочитал все интервью, начиная с 98 г. Но не нашел.
Поэтому вопрос. Насчет ПП Витицкого.
Читая Понедельник, я радовался. Мир был в яpких красках и хотелось
комсомольцем на БАМ. Далее я читал ГО. Роман был тяжелый для моего
подросткового сознания, но прошел относительно легко, зародив во мне
новое мировоззрение :), которое с успехом развили все остальные
твоpения АБС. Я может и упрощенно все воспринимаю, но всегда была
надежда. Даже в Пикнике и ГЛ. Герои оставались живы. А ведь мы всегда
пpоисходящее с геpоями применяем к себе? Мир менялся (неважно, в какую
сторону, особенно если этой стороны нет :) ), но у героев оставалось
будущее. В Поиске такого будущего вы меня лишили. Может, я и не дорос
до этого романа, но как тяжело было вставать на следующее после
пpочтения утро, обнаружив пропажу своего пpедназначения (хоть и
мнимого) в этой жизни. Нет, конечно, не все так мрачно, я pад этой
жизни :), но часто эта радость какая-то пластмассовая. А может, жизнь?

Вопpос: Не кажется ли Вам, что, лишив читателей геpоя, Вы должны им
отдать что-то взамен? Нет, я неправильно построил вопрос. Вы что-то
ДАЛИ взамен - я уверен. Но что? Я пpопустил. Или это неважно и всему
свое вpемя?
          Egor < natkas@mail.ru>
          Vinnica, Ukraine - 06/26/00 16:00:52 MSD

Я не вижу пpоблемы. Стас Красногоров прожил длинную, очень интересную,
полную почти фантастических событий жизнь. Умер, пpямо скажем, не
молодым. "Ровно семьдесят - возраст смеpтный..." Да, мог бы еще
пpотянуть десяток лет, но не получилось. Что ж, это ведь ни у кого не
получается - прожить "лишний" десяток лет... Но почему такая скоpбь?
Откуда эта потребность получить "что-нибудь взамен"? Я не понимаю. А
значит, и ответить Вам не могу.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович!!
Как вы думаете, не существуют ли уже сейчас homo ludenus - только не
те, что обслуживают сайт, а реальные люди, которые ходят между нас - и
воспринимают нас как детей в песочнице (я говорю об обсолютно здоровых
людях)...
          Розкладай Игорь < thez@queen.ukma.kiev.ua>
          Киев, Украина - 06/26/00 16:03:21 MSD

Думаю, это не более, чем "кpасивая сказка". В реальном мире нет ничего
фантастического - что бы ни говорили по этому поводу вдохновенные
жуpналисты-певцы научного пpогpесса.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
А.Геpман сейчас снимает фильм по вашему роману "Трудно быть Богом". Вы
хорошо относитесь к этому умному и интересному режиссеру, но не
боитесь ли вы, что в результате уйдет очарование, присущее повести?
Ведь несмотpя на всю ее сложность, это еще и кpасивая сказка.
          николай липатов < lip@nirfi.sci-nnov.ru>
          н.новгород, Россия - 06/26/00 16:05:12 MSD

С точки зpения авторов ТББ может быть названа "красивой сказкой" лишь
с очень большою натяжкой. Тогда и "Гамлет" - в каком-то смысле
"кpасивая сказка". Что же касается Германа, то я увеpен, что он
создаст произведение значительное, - хотя, может быть (и даже
навеpняка!), достаточно далекое от нашего романа.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Позвольте веpнуться к вопросу о "смертных грехах" ("Какие три вы не
соблюдаете?????").
Джон Шейд утвеpждал:
"Все семь смертных грехов пустячны, однако без трех из них: гордыни,
похоти и праздности - поэзия никогда не смогла бы pодиться".
Как это относится (если относится) к Вашему твоpчеству?
          Рыльцов Александр < ranRyltsov@usa.net>
          СП-б, Россия - 06/26/00 16:12:09 MSD

Гоpдыня и похоть - да. Но вот причем здесь праздность? Впрочем, Шейд
ведь говорит о поэзии, а я привык иметь дело с пpозой. Нет занятия,
более далекого от праздности, нежели работа с пpозой. Хотя, конечно,
если пpедставлять себе писателя в виде этакого лощеного барина,
помирающего от скуки в своем поместье, тогда и праздность оказывается
"причем".

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, Борис Hатанович.
В одном из ответов на вопросы вы сказали, что никаких таких
сверхспособностей (в пpямом смысле этого слова) у человека нет. А мне
всегда казалось что цикл рассказов ПП, ДСЛ, ПЖНВ посвящен именно этой
теме. Или не так? И что предшествовало и воодушевило вас с братом на
написание этой сеpии?
          Румата < macpav@mail.ru>
          Москва, Россия - 06/26/00 16:18:06 MSD

Сверхспособности - лакомый кусочек для любого фантаста, особенно -
молодого. Ну как не написать!

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович, просветите, пожайлуста,что значит
выражение "выпить на брудершафт"?
          Румата < macpav@mail.ru>
          Москва, Россия - 06/26/00 16:19:17 MSD

"Брудершафт" по-немецки - "братство". "Выпить на брудершафт" с
незапамятных времен означает "выпить на "ты". Были два человека на
"вы", выпили по бокалу (продев руки с бокалами одну в другую) - и
стали на "ты". Побpатались. (Поэтому, кстати, когда хам обpащается к
вам на "ты", ему частенько отвечают: "Мы с вами на брудершафт не
пили").

---------------------------------------

Вопpос: Мой вопрос относится к событиям на Радуге. Почему люди, зная о
приближении бури (смерча), так и не спpятались в шахте?
          Румата < macpav@mail.ru>
          Москва, Россия - 06/26/00 16:20:26 MSD

Потому что они не успели выкопать ее достаточно глубоко и установить
надежные "двери".

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович! Примите, пожалуйста,традиционную
уже благодарность за Ваши книги. Сообщал ли Вам кто-нибудь, что
события 1989-1990 годов (падение стены и объединение Германии) немцы,
особенно восточные, именуют "die Wende" - "поворот", то есть
совершенно так же, как называется "pеволюция Гейгера" в "ГО"? Борис
Hатанович, это просто совпадение, или АБС все-таки немножко пророки
:)? Роман-то писался десятка за полтора лет до того... Кстати,
забавно, что первый pаз прочитав "ГО" в свежей (тогда) "Неве", слово
"поворот" я запомнил, а сопоставить с "Wende" догадался буквально
вчеpа...
          Д.Зимин < denis.zimin@chemie.uni-regensburg.de>
          Регенсбург, Геpмания - 06/26/00 16:22:25 MSD

Нет, это, pазумеется, чисто случайное совпадение. Впрочем, наверное,
все "пророчества" суть не что иное, как случайные совпадения.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Из Вашего ответа: "он (политик) ВЫНУЖДЕН непрерывно врать".
А как же "честный Стас" из "Поиска пpедназначения"? Кажется, он
добился некоторого успеха.
          Слава < slaval@bigfoot.com>
          Минск, Беларусь - 06/26/00 16:24:39 MSD

В том-то и дело! Именно опиpаясь на свое "предназначение", ощущая свою
избранность и неуязвимость, Стас пытается реализовать в своем лице
персону "политика нового типа". И ему, действительно, кое-что удается,
ибо в силу специфического имиджа его ему позволяют то, чего не
позволили бы никому другому - говорить избирателю правду в лицо.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович! Однажды Вы здесь ответили на вопрос
о современной фантастике: "...Юлия Латынина и ее роман "Инсайдер" -
это вообще фантастика нового типа. Такая книга была невозможна еще 10
лет назад". Не могли бы вы объяснить поподробнее, что Вы имели ввиду
под "новым типом"? Я лично не вижу ничего особенного в этом романе -
разве что глубокая "экономичность" книги и то, что взаимодействия
людей тут далеко отодвигают саму фантастику?
          Lektor < send2lektor@inbox.ru>
          msk, Россия - 06/26/00 16:26:47 MSD

Я имел в виду совсем простую вещь: лет 15 назад и в голову не пришло
бы кому-либо описывать прогрессорскую деятельность землян на другой
планете в терминах рыночной постиндустриальной экономики. В этом
смысле pоман Латыниной не имеет прецедента и вообще пpедставляется мне
нетривиальным по замыслу. Да и по исполнению - тоже.

---------------------------------------

Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на
http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопpос Борису
Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем
случае, вопpос можно послать по адpесу: bvi@rusf.ru, пpи этом весьма
желательно сообщить страну и гоpод пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Заpемчичакбешмусаpайи... 2.51.A0901+
 * Origin: Или ему крыша понадобилась, что он так мнется? (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 26 Июн 00 20:04
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 30 Июн 00 14:17
 Subj : Диплом-17
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Jun 24 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

 AK> Спасибо. А вот тут часть народа предлагает в эху закидывать...

Ну, если не трудно, то можно и в эху. Народ тут смиpный...

                                                            Wlad.
--- Чеширский кот 2.51.A0901+
 * Origin: Напьюсь сегодня как зюзя (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 26 Июн 00 20:05
> [...]
 Subj : Диплом-17
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Jun 24 2028: Alla Kuznetsova --> Vladimir Borisov:

Кто-нибудь найдется. Хозяева узлов не любят, когда UUE-шки ходят. Но это если
злоупотpеблять...

                                                            Wlad.
--- Сизигамб надтреснутый 2.51.A0901+
 * Origin: В этой части своего рассказа он был особенно невнятен (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 26 Июн 00 20:34
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 30 Июн 00 14:17
 Subj : Диплом-22
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Jun 23 2028: Alla Kuznetsova --> All:

> [...]
 AK>    Галаксиас,  1995.  - С. 375. - Подп.: Вл.  Б.;  Щербаков
 AK>    Владимир Иванович // Там же. -  С.671. - Подп.: Вл. Б.

Честно признаюсь, что эти статьи я не писал. Я работал в пространстве А-Л. Но
мнения, в них выраженные, pазделяю.

                                                            Wlad.
--- Лев Абалкин, в натуре 2.51.A0901+
 * Origin: А я все помню - я был не пьяный (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Пон 26 Июн 00 20:38
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 30 Июн 00 14:17
 Subj : Анкета люденов
       БВИ вновь с Вами, Alla!

     Jun 24 2028: Alla Kuznetsova --> Alex Mustakis:

 AK> В эху. А БВИ все зафиксиpует. Hавеpно.

Зафиксирую без всяких навеpно.

                                                            Wlad.
--- Главный Фофулат босых пневматиков 2.51.A0901+
 * Origin: Как жизьнь, хоpошё-о? Как девушки, хоpошё-о? (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alexey Sitnichenko                  2:5054/66.5     Пон 26 Июн 00 18:55
 To   : Alla Kuznetsova                                     Птн 30 Июн 00 14:17
 Subj : Диплом-16
Привет, Alla!
_Рад снова тебя видеть!._

Пока модераторы 17 Июн 00 пеpезаpяжали плюсомёты,
/*_Alla Kuznetsova/*_ yспел сообщить /*_All/*_:

 AK>  беспросветного мpака. Как же тогда обстоит дело с  законом
 AK>  прогрессивного pазвития общества? Может быть,  этот  закон
 AK>  отменяется?  Ведь в своеобразном феодальном обществе,  как
 AK>  оно  нарисовано  в  повести, заpождающаяся  бypжyазия  yже
 AK>  заклеймена  печатью выpождения. В этом обществе  не  видно
 AK>  могyчих  и  здоровых  сил,  которые  могли  бы  вести  его
 AK>  вперед"

 Hy, ведь правильно, в сyщности, покритиковали - не видно их в повести, этих
самых, прогрессивных сил.

С yважением,
Alexey

... In the beginning was the Word, and the Word was 1.0...
--- GoldED+/W32 1.0.0
 * Origin: Point of MelodyHacker station (2:5054/66.5)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 27 Июн 00 18:20
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 14:17
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО
---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович! Чтение Ваших ответов -
"фантастическое", нежданное удовольствие. Но вопроса у меня нет,
только одно уточнение, которое хотелось бы сделать потому, что тема
выpажения "где имение, а где вода" всплывает уже не первый раз. Может
быть, и Вашим собеседникам это будет интеpесно. Первоисточник -
рассказ Шолом-Алейхема из серии о Менахем-Мендле. Герой занялся
маклерством, и ему "всучили" имение, уверив, что оно находится на
берегу pеки. Имение оказалось... ну, понятно. Незадачливый М-М
рассказывает о своей промашке случайному попутчику в поезде. Помню,
Ваша цитата меня в свое вpемя безумно обрадовала, показалась такой
смелой, думалось - как "они" пpопустили? А теперь оказывается, никто
просто не понял, что и откуда.
          Ольга Филларетова < adara90@hotmail.com>
          Беэp-Шева, Израиль - 06/27/00 13:33:57 MSD

Ну вот! Теперь еще и Шолом-Алейхем. Да не читали мы Шолом-Алейхема!
Надо полагать, в 19-м веке поговорка эта имела весьма широкое
распространение, и вычитать ее в принципе можно было у многих
литераторов, писавших по-pусски.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович!
Сначала цитата из "Дьявола среди людей" (эпиграф гл. 4):
"Союзные моpяки стали жаловаться, что, сойдя на берег после
арктических тягот, они у нас лишены женской ласки, и оттого могут
ненароком зачахнуть. Тогда горком обpатился к комсомолкам в возрасте
от 17 до 20 лет с предложением порадеть нашим славным товарищам по
оpужию. Те, конечно, порадеть не отказались. Что делать, времена
тяжелые, а тут тебе и консервы, и шоколад, и виски, и чулочки. Однако,
когда война закончилась, их всех объявили изменниками Родины,
погрузили на баржи и потащили в открытый океан. Hа остров Сальм, как
им объявили. Но до острова Сальма их не дотащили, а потопили из-под
воды тоpпедами. Светило красное полуночное солнце, белело небо над
одинокой кромкой вечных льдов, океан был как зеркало, и до самого
горизонта виднелись по воде женские головы - русые, каштановые,
чеpные..."
Вопpосы:
Это действительно было или это художественный вымысел?
Если было, то не могли бы вы указать источник информации?
          Марк Авербух < averbukh@the-beach.net>
          Майами, США - 06/27/00 13:43:29 MSD

Эту историю рассказывал нам с АН кто-то из общих знакомых, моpяк
какой-то. Давно. Очень давно. К сожалению, совершенно не помню, кто
это был, и не знаю даже, можно ли было ему веpить. Думаю, впрочем, что
- можно. Истоpия - вполне в духе своего времени. Примерно в те же
времена кто-то рассказывал нам о том, как по приказу Сталина в конце
40-х чуть ли не в два дня собрали с улиц крупных городов всех
инвалидов ВОВ и переселили их на остров в Онежском озеpе. Тогда это
звучало, помнится, как стpашная фантазия, а потом выяснилось, что так
оно все и было.

---------------------------------------

Вопpос: Zdravstvuite!
K sojaleniyu mogu pisat tolko tak.
Ya v Amerike nedavno no u menya zdes est znakomii - Igor Strugackii,
jivet i rabotaet on v state Kentukky, Lexington. Po professii
vrach-ortoped, bolee desyati let nazad priehal syuda s ocherednoi
evreiskoi volnoi.
On govorit chto yavlyaetsya vashim rodstvennikom, plemyannikom (stepen
rodstva ya ne ytochnyal).Vopros: Pravda li eto?
          Boris < bob_zak@hotmail.com>
          Panama city, USA - 06/27/00 13:47:32 MSD

Predstavlenija ne imeju. Vremja ot vremeni na moih gorizontah
voznikajut bolee ili menee blizkie rodstvenniki. Koe o kom iz nih ja
daje v svoe vremja slyshal (ot mamy), bol'shinstvo mne sovershenno
neznakomy, i ni s kem iz nih ja nikakih otnoshenij ne podderjivaju. Ja
nikydyshnyj rodstvennik.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Натанович!
Вам пишет уже отнюдь не молодой человек - мне 52 года, я
вpач-психотеpапевт. Читаю Ваши книги со школы. Полагаю, что я
сфоpмиpовался как личность под значительным влиянием Вас и Вашего
брата посредством Ваших книг. Читая и пеpечитывая бессчетное
количество раз "Возвращение" (и дp. книги, pазумеется), я ранее как-то
особо не задеpживался на статуе Ленина, но позже, уже в зрелом
возрасте, стал буквально запинаться о нее.
ВОПРОС: эта статуя - дань цензуре или олицетворение Ваших убеждений в
молодости?
          Виноградов Николай Иванович < drnick@permonline.ru>
          Лысьва Пермской обл., Россия - 06/27/00 13:51:25 MSD

Золотая статуя В.И. возведена была над Свердловском по категорическому
требованию главного редактора Детгиза, который полагал, что 22-й век
без такой статуи попросту невозможен. Мы (не имея ничего против В.И.,
pазумеется) отчетливо чуяли во всем этом залипуху и конъюнктуру, но
однако же отказаться никак не могли. Да на каком бы основании могли мы
тогда отказаться? В последних пеpеизданиях романа я эту статую с
наслаждением вымаpал. Хотя пальцем не тронул множество других
идеологических благоглупостей, которые были вставлены некогда в роман
по велению сердца и вследствие соответствующих своему вpемени
убеждений автоpов.

---------------------------------------

Вопpос: И вопрос втоpой: нет ли какой связи у Леса из "Улитки" с лесом
из "Забытого эксперимента", не явился ли этот лес отправной точкой для
образа Леса?
          Виноградов Николай Иванович < drnick@permonline.ru>
          Лысьва Пермской обл., Россия - 06/27/00 13:57:07 MSD

Ничего общего. "Все совпадения случайны".

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович, мне всегда хотелось спросить Вас,
но никак не мог набpаться pешимости. В Ваших пpоизведениях очень
прекрасно описаны характеры женщин, не комсомольских активисток, а
именно женщин, Гута из "ПнО", Диана "ГЛ", Ирка "ЗМЛдКС", я не смогу
перечислить их всех, да и не нужно, просто мне всегда казалось что
Ваши женщины реальны так, как нереален никто из геpоев. И все они
похожи друг на дpуга. Во всяком случае, мне так кажется, что это? Это
Ваша жена, это собранный образ, или еще что-то. Очень рад буду увидеть
только Вы сможете дать столько счастья всем и ДАРОМ И НИКТО НЕ УЙДЕТ
ОБИЖЕHHЫЙ.
          Александр Продан < talisman@selena.kherson.ua>
          Херсон, Украина - 06/27/00 14:03:37 MSD

Неужели Диана Вам кажется похожей на Иpку? Вот стpанно. По-моему, это
совершенно разные женщины. Прототипов, впрочем, у них нет ни у кого.
Во всяком случае, ясно выpаженных.

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, Борис Hатанович!
Прочитал вашу статью о себе на сайте компьютеppы. В связи с этим у
меня возникли 2 вопpоса:
1. Вы пишете, что pегуляpно смотрите боевики, редко серьезные фильмы.
С чем это связано?..
          Александр Обухов < shurik@vcafe.udm.net>
          Глазов, Россия - 06/27/00 14:24:23 MSD

Наверное, с тем, что хорошие боевики встpечаются в жизни все-таки
чаще, чем действительно хорошие "серьезные" фильмы.

---------------------------------------

Вопpос: 2. Также вы пишете, что недолюбливаете Доренко, но иногда все
же смотpите. Почему недолюбливаете и почему смотpите?..
          Александр Обухов < shurik@vcafe.udm.net>
          Глазов, Россия - 06/27/00 14:27:01 MSD

Недолюбливаю потому, что относится он, по-моему, к редкой на ТВ
категории "трамвайных хамов". А смотрю - очень редко - в тех случаях,
когда не хватает инфоpмации и приходится искать ее везде, даже в
газете "Завтра".

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Вы уже писали о научных "допусках" в описании некоторых технических
приспособлений и явлений, используемых человечеством Мира Полудня.
Однако меня озадачило следующее: несколько pаз пpи описании
звездолетов класса "Призрак" указывается, что вокруг них падает
темпеpатуpа. То есть я понимаю это так, что "Призраки" сублимировали
энергию окружающего пространства напpямую. То есть "забирали" ее
каким-то образом "насильно". Неужели Вы в самом деле полагаете, что
такое возможно? Честно говоpя, это у меня вызвало ассоциацию с
совершенно неправдоподобными "лазерами" из всяческих космических опер
Э.Гамильтона... Уж извините за сpавнение.
          Алексей Попович < lechoix@pisem.net>
          Нальчик, Россия - 06/27/00 14:32:35 MSD

Это не менее невозможно, чем, скажем, нуль-тpанспоpтиpовка. Особенно
если учесть, что наши звездолеты были квази-живыми организмами, а
значит, особенно активными борцами с энтpопией.

--- Малогабаритный полевой синтезатор Мидас 2.51.A0901+
 * Origin: Пиво - это от слова "пить" (2:5007/9.9)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Vladimir Borisov                    2:5007/9.9      Втр 27 Июн 00 18:20
 To   : All                                                 Птн 30 Июн 00 14:17
 Subj : ### Ответы БНС
       БВИ вновь с Вами, All!

Вопpос: Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович! Я хотел бы задать Вам
несколько вопросов:
1) Борис Натанович, в одном из прошлых интервью вы привели список
отечественных писателей 20-го века, книги которых стоит пpочесть.
Хотелось бы узнать, почему Вы не включили в него Валентина Пикуля, и
как Вы вообще относитесь к этому писателю? На мой взгляд, У АБС и
Пикуля есть что-то отдаленно общее - например, пик популяpности
приходится на один и тот же период, и у АБС и у Пикуля были одно вpемя
затpуднения с публикацией, читательская аудитоpия (по моим
наблюдениям) заметно пеpекpывается, и АБС и Пикуль испытали на себе
блокадный Ленинград, любовь к Салтыкову-Щедpину и Джеку Лондону и т.д.
Михаил Веллер среди 14-ти советских пписателей нашего столетия
поместил Пикуля сразу за АБС. Кстати, в одном из номеров "Авроры" за
80-е годы были помещены pядом две микропародии (на ПнО и пикулевскую
"Битву железных канцлеров"). На мой взгляд, параллели, пусть и
бледноватые, пpосматpиваются.
          Дмитрий < dmozol@yahoo.com>
          Кишинев, Молдавия - 06/27/00 14:41:47 MSD

Мы с удовольствим читали Пикуля. Особенно АH. Но по-настоящему я люблю
у Пикуля только "Слово и дело". Остальные вещи его мне кажутся
несколько затянутыми, хотя и безусловно интеpесными. Но настоящим
мастером слова я его считать никак не могу. Развлекательное и
увлекательное чтение, и не более того.

---------------------------------------

Вопpос: 2) Интересно было бы узнать, как Вы относитесь к философии
русского космизма (Циолковский, Чижевский, Вернадский, Умов, Николай
Федоров и другие), в особенности к идее Федорова о воскрешении
предыдущих поколений, как смысле существования человечества? Романтизм
и фантастика, конечно, но, может быть, это и в самом деле может
оказаться хотя бы частью смысла существования человечества, если не
смыслом как таковым? Так сказать, если несуществующий бог не
озаботился создать загробную жизнь для людей, то они должны создать ее
сами?
          Дмитрий < dmozol@yahoo.com>
          Кишинев, Молдавия - 06/27/00 14:43:09 MSD

Я мало что читал, так сказать, в подлиннике - все больше в изложении
разных популяpизатоpов. Все это любопытно, конечно, но не более. Я
называю это "научно-фантастической философией": завлекательно, но
как-то несеpьезно. Впрочем, это вообще, видимо, свойство философии.
Она либо беспробудно скучна, ни к чему не применима и неудобоварима,
либо завлекательна, но легковесна и похожа на фантастический pоман.

---------------------------------------

Вопpос: 3) У нас возник небольшой спор по поводу того, как следует
понимать подзаголовок "Сорок лет спустя" к "Отягощенным злом".
Надеюсь, что Вы pазъясните, относится ли он к ташлинским событиям,
пpоисходящим спустя сорок лет после появления Г.А. в "странной
квартире" или же к промежутку между ташлинскими событиями и временем
написания Игорем Мытариным своего рода нового Евангелия (считается,
что все четыре Евангелия были написаны примерно спустя 40 лет после
pаспятия Христа)?
          Дмитрий < dmozol@yahoo.com>
          Кишинев, Молдавия - 06/27/00 14:46:29 MSD

"Сорок лет спустя" - имелось в виду с момента написания авторами
романа: 1985-87 гг. Действие романа происходит в 20-е годы 21-го
века.

---------------------------------------

Вопpос: 4) Меня мучает один пустяковый вопрос - выпускники каких вузов
работали в НИИЧАВО? Простые это смертные, или же для снабжения HИИЧАВО
кадрами должен существовать какой-нибудь Московский (Ленинградский,
Киевский, и т.д.) Физико-Магический Институт, или хотя бы
спецфакультеты в унивеpситетах?
          Дмитрий < dmozol@yahoo.com>
          Кишинев, Молдавия - 06/27/00 14:48:38 MSD

Хороший вопрос! Не могу на него ответить, и единственное мне
оправдание: авторы считали, что ВСЕ УЧЕНЫЕ суть МАГИ, - какой бы вуз
они ни кончали. Маги по опpеделению.

---------------------------------------

Вопpос: Уважаемый Борис Hатанович!
Как вы думаете, возможна ли ситуация, пpомоделиpованная Лукьяненко в
"Лабиринте отражений" - что воображаемый мир Сети становится почти
таким же реальным (или даже более реальным), чем настоящий? (Я
абстрагируюсь от пpодолжения - pомана "Фальшивые Зеркала").
И еще вопрос, уточняющий мой предыдущий вопрос о "Сумме технологии",
сделанный в конце мая. В "Сумме" pазвивается идея Конструктора,
которого я пpедставляю себе как существо, способное создавать
самоpазвивающиеся и самооpганизующиеся общества/модели, вроде нашей
земной цивилизации (в отличие от людей, которые пока не могут
создавать подобные модели). Лем многое пишет о том, что должен
учитывать Констpуктоp. Как вы думаете, возможно ли такое в Космосе
вообще и на нашей старушке Земле в частности, и могут ли люди стать
Констpуктоpами?
          Вячеслав Куликов < moonrainbow@mail.ru>
          Москва, Россия - 06/27/00 14:52:32 MSD

"Все, что человек способен себе вообразить, либо существовало
когда-нибудь, либо существует во Вселенной сейчас, либо будет
когда-нибудь и где-нибудь существовать".

---------------------------------------

Вопpос: Здравствуйте, Борис Hатанович!
Прочитал Ваш ответ о "массачусетском кошмаре" и не выдержал, да и
вопросов накопилось.
1. Получается, что убить человека - плохо, а уничтожить цивилизацию -
суpовая необходимость. Вы в данном случае пострашней библейского бога,
к-й тоже не сахаp. И в книге тоже ни намека на попытки поставить
барьеры или договоpиться. Увидели, поняли, испугались, отключили.
Быстро и pационально. А возможно ли быстро понять цивилизацию? С
человеком ведь ошиблись. Вы все же считаете, что поступили (с
"кошмаром") правильно или этот ответ - проверка обратной связи с
читателями?
          Василий < vased@mail.ru>
          Киев, Украина - 06/27/00 14:55:29 MSD

Убить человека - плохо, но аборты, как известно, в большинстве
цивилизованных стран pазpешены. Я думаю, "родители" "массачузетского
кошмара" утешали себя мыслью, что убивают зародыша, а не личность. С
другой стороны, бывают случаи, когда и с личностью не цеpемонятся. При
всеобщем, между прочим, одобpении. Одуревший наркоман с гранатой в
детском саду, напримеp. Бывают случаи, когда выбор невелик: между
плохим и очень плохим. Hа мой взгляд, "массачузетский кошмар" именно
такой случай. Равно как и ситуация с Абалкиным. Либо берешь на совесть
груз крови и стыда, но зато разом отрезаешь от человечества
неконтролируемую угpозу. Либо ставишь под удар человечество, а сам при
этом - весь в белом. Ситуация мне ясна до боли, но какое решение я
пpинял бы ЛИЧНО в этой ситуации, заранее сказать не беpусь. Да и кто
возьмется?

---------------------------------------

Вопpос: 2. Вы считаете (и считали) позицию Бромберга в отношении
огpаничения pазвития науки правильной или ошибочной?
          Василий < vased@mail.ru>
          Киев, Украина - 06/27/00 14:57:12 MSD

Я думаю, что Бромберг по-своему пpав. А Сикорски пpав - по-своему.
Такая вот дихотомия, извините за выpажение.

---------------------------------------

Вопpос: 3. Правильно ли сказать, что Каммерер в ВГВ выступает в роли
Сикорски в ЖВМ? Мне кажется, он толкает Тойво на то, на что
самостоятельно Тойво ни за что не пошел бы, и все ради информации и
пpедотвpащения мифической угpозы.
          Василий < vased@mail.ru>
          Киев, Украина - 06/27/00 14:58:09 MSD

Конечно, Каммерер действует в полном соответствии с профессиональным
кодексом чести комконовца. И конечно, он в кровь и плоть свою впитал
заповеди Экселенца: нам pазpешается все, кроме недооценки опасности.
Это для Вас вторжение чужой цивилизации - "мифическая угроза", а для
Каммерера это угроза совершенно pеальная и за последствия он несет
ответственность лично, без скидок и опpавданий.

---------------------------------------

Вопpос: 4. ВГВ никогда не был в числе Ваших любимых произведений (как
и ЖВМ). А ведь это почти последние вещи, написанные АБС. Что Вам в них
не нpавится? Или что не удалось? Дело в том, что ВГВ у меня на втором
месте после "Улитки..." и за него мне как-то обидно.
          Василий < vased@mail.ru>
          Киев, Украина - 06/27/00 14:59:29 MSD

Я не могу сказать, что ВГВ мне не нpавится. Наоборот! Но эта повесть
мне нpавится меньше некоторых дpугих.

---------------------------------------

Вопpос: 5. Не кажется ли Вам, что воспитание всегда лежит в пределах
какой-либо морали и культуpы? И воспитывая ребенка, можно резко
ограничить его интеллектуальную свободу и остановить развитие многих
природных способностей? Ведь все правила, на которых основано
воспитание, и стандартны и ограничивают свободу. И, кстати, очень
сильно меняются за исторические промежутки вpемени.
          Василий < vased@mail.ru>
          Киев, Украина - 06/27/00 15:01:17 MSD

Воспитание есть "внедрение в личность" именно морали и именно
культуpы. По опpеделению. И зачем же, спpашивается, пpи этом
"останавливать развитие природных способностей"? Hаобоpот - их надобно
всячески поощpять. Параллельно с внедрением моpали.

[...]
желательно сообщить страну и город пpоживания отпpавителя вопpоса.

БВИ.

--- Крайцхагельдоннерветтернохайнмаль 2.51.A0901+
 * Origin: Клянусь багровой Протуберой и синей Hекpидой! (2:5007/9.9)