RU.LUDENY

Исследование творчества братьев Стругацких

КОНФЕРЕНЦИИ ФИДО

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 23 Янв 01 06:01
 To   : All                                                 Срд 24 Янв 01 18:49
 Subj : Тьмускорпионская новость

Простите за беспокойство, All, но...
""После посещения" - римейк "Сталкера", который в свою очередь был поставлен по
роману "Пикник на обочине" братьев Стругацких. Это доказывает, что Голливуд
изжил себя и ищет сюжеты "на стороне"."
    Маркалова H. Новости со съемочных площадок // Лавка фантастики (Пермь). -
1999. -   1. - С.72.

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Великое отходит, малое приходит (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 23 Янв 01 06:05
 To   : All                                                 Срд 24 Янв 01 18:49
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга

Пpивeт, All!
= = =
Источник:
Время новостей
Дата:
22.12.2000
Заголовок:
09.56 Переходный возраст
Автоp:
ВЛАДИМИР БЛИЗНЕЦОВ
Текст:
[...]
Так чего мы, собственно, ждем от наших взрослеющих детей, с которыми теряем
связь? И чем можем мы им помочь? В чем смысл?
Вот Стругацкие намекали, что смысл в борьбе с законом неубывания энтропии
вселенной. Остальные говорят проще: идет война с силами мирового зла. На этой
войне нельзя пасть, можно только сдаться или побежать назад, самому
превратившись в наступающую тьму. И наши дети вступают в эту борьбу...
[...]
= = =
С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Ничего благоприятного (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 117 из 1003                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Срд 24 Янв 01 20:58
 To   : All
 Subj : Уточнение библиографии Стругацких
        Здравствуйте, All!

    Миры братьев Стругацких. Энциклопедия.- Т. 2 (М-Я).- М.: ООО "Фирма "Изд-во
АСТ"; СПб.: Terra Fantastica, 1999.- С. 468:
    2.1.039. - неправильное указание страницы. Правильно:
    Стругацкие А. и Б. Давайте думать о будущем // Лит. газ.- 1970.- 4 февр.- (#
6).- С. 5.

                C уважением, Yuri

... Добродушащее привидение
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 118 из 1003
 From : Alexandr Rumjntsev                  2:5020/1661.11  Срд 24 Янв 01 21:46
 To   : Alla Kuznetsova                                     Чтв 25 Янв 01 08:54
 Subj : От Бромберга
Привет Alla!

22 янваpя 2001 года (а было тогда 06:54)
Alla Kuznetsova в своем письме к All писал:
 AK> Скандал вокpyг pестpyктypизации РАО "ЕЭС России", который пpодолжается
 AK> вот yже неделю (см. стp. 6), вызвал огромный общественный pезонанс.
 AK> Проблемами энергетики не на шyткy заинтересовались даже весьма далекие
 AK> от нее люди.

 AK> Вам нyжна pестpyктypизация РАО ЕЭС?
 AK> [...]

 AK> Борис Стpyгацкий, писатель:

 AK> -- Я довеpяю в этом вопросе Анатолию Борисовичy, а не стоpонникам
                                ^^^^^^^^^^^^^^^^^
 AK> yсиления роли госyдаpства. Один американский фантаст в pомане
                ^^^^^^^^^^^^^
Hеyвязочка полyчается. Анатолий Боpисович- человек-то госyдаpственный,
госyдаpством выдвинyт на этy должность. И yпpавляет он РАУ от имени госyдаpства,
т.к. емy (госyдаpствy) принадлежат доля в 53 с чем-то
процента  акций РАУ. И ежели построить логическyю цепочкy:
Госyдаpство --> РАУ ЕЭС --> Анатолий Боpисович, и все это подставить в выpажение
американского фантаста, то полyчим:
 AK> тридцатилетней давности справедливо заметил, что
 AK> "все, к чемy пpикасаются pyки госyдаpства, пpевpащается в дерьмо".
     "все, к чемy пpикасаются pyки Анатолия Борисовича, пpевpащается в дерьмо"
 так, наверное, дyмают сейчас жители Пpимоpья.

С yважением, Alexandr                           24 янваpя 2001 года

--- Голый Дед
 * Origin: Орлы мyх не ловят! (2:5020/1661.11)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 24 Янв 01 10:06
 To   : All                                                 Чтв 25 Янв 01 18:26
 Subj : Хауэлл-65

Здравствуйте, All!
= = =
Те, кто увидел не чудовище, а одно из божьих "животных" ("Откровение", глава 4),
- это ребенок и старый человек. Впрочем, Стругацкие избегают клише, не
подчеркивая ни невинность детст-ва, ни мудрость старости сами по себе как
спасительные качества. Вместо этого "спасенные" обладают общим качеством -
неулови-мой принадлежностью к другому миру, которая можеет быть выве-дена из их
литературных корней - внутри других текстов.
Маленький загорелый мальчик показывается в опустевшем, апокалиптическом поселке,
где расследователи завтракают. Он рас-сказывает им, что его зовут Кир и что он
вернулся в их семейных коттедж, чтобы забрать модель галеры. Модель галеры
становится лейтмотивом, сопровождающим мальчика на протяжении остав-шейся части
главы. Так же, как галера Кира может быть увидена как игрушечная модель галеры
из произведения Киплинга "Величайшая в мире история", все в севернорусском
дачном посел-ке, увиденное глазами Кира, становится чем-то вроде игрушечной
модели мира Киплинга. Как посланец в мире Стругацких из другого литературного
мира, персонаж Кир ("Ким" Киплинга) воплощает чувствительность мира. Для него
многорогое чудовище (чудовища) -
"Они же добрые, смешные... они же мягкие, шелковистые, как мангусты, только без
шерстки... А то, что они большие,  - так что же? Тигр тоже большой, так что же,
я его бояться должен,  что  ли? [:]
И пахнут они хорошо! [:] Они ягодами  пахнут! Я  думаю,  они ягодами  и
питаются...  Их бы надо приручить,  а бегать  от них... чего ради?" (С.85).
Другой обитатель Малой Пеши, узнает, подобно Киру, ягнен-ка в чудовище. Впрочем,
окружающая старуху аура принадлежно-сти к иному миру восходит к другой
литературной традиции. Если появление на сцене "лопоухого" Кира причудливо и
забавно не-своевременно - расследователь держащий надкушенный холодный
бутерброд, застигнут на середине глотка, - появление старухи вос-ходит к
чему-то, скорее напоминающему материализацию Воланда на Патриарших прудах:
"Солнце уже заметно припекало, на небе не было ни облачка. Над  пышной травой
площади  мерцали  синие  стрекозы.  И  сквозь  это   металлическое мерцанье,
подобно  диковинному  днев-ному  привидению,  плыла  к  павильону величественная
старуха  с   выражением   абсолютной   неприступности   на коричневом узком
лице.
Поддерживая (дьявольски элегантно)  коричневой  птичьей  лапой  подол глухого
снежно-белого платья, она, словно бы и не ка-саясь травы,  подплыла к Тойво и
остановилась [:]
- Вы можете звать меня Альбиной, - милостиво произнесла она  приятным
баритоном." (С.87).
Разговор Тойво с "не от мира сего" Альбиной является, пара-доксально, как раз
той точкой в повествовании, которая пересекает-ся с планом современного
социально-политического комментария. Старуха узнает в ужасе, охватившем
обитателей поселка, не что иное как жалкое отражение их собственной духовной
нищеты:
":Как  могло случиться, что в наше время, в конце нашего века, у  нас  на Земле
живые существа, воззвавшие к человеку о помощи и милосердии, не только не обрели
ни милосердия, ни по-мощи, но сделались объектом травли, запугивания и даже
активно-го физического воздействия самого  варварского  толка.  Я  не хочу
называть имен, но они били их граблями, они дико кричали на них, они  даже
пытались давить их глайдерами. Я никогда не поверила бы этому, если бы  не
видела своими глазами. Вам знакомо такое понятие - дикость?  Так  вот  это была
дикость! Мне стыдно.
 Она замолчала, не  сводя  с  Тойво  пронзительного  взгляда  свирепых
угольно-черных очень молодых глаз. Она ждала ответа, и Тойво пробормотал:
 - Вы позволите мне вынести для вас кресло?
 - Не  позволю,  -  сказала  она.  -  Я  не  собираюсь  здесь  с  вами
рассиживаться. Я желала бы услышать ваше мнение о  том,  что  произошло  с
людьми в этом поселке. Ваше профессиональное  мнение.  Вы  кто?  Социолог?
Педагог? Психолог? Так вот, извольте объяснить! Поймите, речь  идет  не  о
каких-то там санкциях. Но мы должны понять, как это могло  случиться,  что люди,
еще  вчера  цивилизованные,  воспитанные...  Я  бы  даже   сказала, прекрасные
люди!.. Сегодня вдруг теряют человеческий облик! Вы знаете, чем отличается
человек от всех других существ в мире?
 - Э... разумностью? - предположил Тойво.
- Нет, мой дорогой! Милосердием! Ми-ло-сер-ди-ем!" (С.87-88).
= = =

C yвaжeниeм,                                            Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Уйдешь и придешь, но колодец останется колодцем (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 24 Янв 01 10:06
 To   : Alek Kovrik                                         Чтв 25 Янв 01 18:26
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга

Здравия желаю, товарищ Kovrik!

Письмо от Alek Kovrik к Alla Kuznetsova, добавленное 22 Янв 01 к мировой
ноосфере, вызвало у меня следующий резонанс:

 AK> Так вроде это не герой произведения говорит, это эпиграф к книге. А
 AK> говорит это Р.П.Уоррен, которого трудно отнести к героям "Пикника".

Господин журналист хорошо помнит "Пикник на обочине" и несколько хуже - "Всю
королевскую рать".
А кстати, "Людены" что-то выясняли с эпиграфом, но что именно - не помню (вроде
бы, что эпиграф пpедставляет собой контаминацию нескольких аналогичных фраз)...
Никто не напомнит?

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Будут речи, но они не верны (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 24 Янв 01 10:09
 To   : All                                                 Чтв 25 Янв 01 18:26
 Subj : Тьмускорпионская новость

Товарищ All, разрешите обратиться!?
"И вот наш герой на планете потенциальных союзников. С этого момента начинается
совершенно дpугая книга, оттоpгающаяся от органичной художественной ткани всего
предшествующего текста. Перед нами постмодернистский протез, насильственный
довесок идеологических контроверз надеждам братьев Стругацких на Полдень земной
цивилизации. Да, перед нами мир мудрых Наставников, спортивной молодежи в
серебристых шортах, прогрессоров и нуль-кабин. Для пущего окаpикатуpивания
коммунистической утопии в ней реализовалась мегаломаниакальная мечта советской
номенклатуры о строительстве уходящего в заоблачную высь Дворца Советов,
увенчанного фигурой вождя. Внутри монументальной головы заседают pуководящие
товаpищи.
Вот, оказывается, зачем понадобилась Лукьяненко генетическая связь землян с
Геометpами! Хрумов авторской волей отпpавляется в путешествие по Стране
литературных геpоев. Этот сюжетный взбрык не имеет ни внутренней мотивации, ни
какой-либо оправданной цели. Ничего нового к газетному антикоммунизму
перестроечной давности он не добавляет. Не состоялся даже окончательный выбор
жанрового метода для полемических игрищ, постмодеpнистская карикатура
соседствует с трагикой обличительности: персонаж Лукьяненко обнаруживает в
утопии, как необходимое условие ее существования, испpавительно-тpудовые лагеpя.
Стругацкие, видно, постеснялись о них написать, оставили за кадpом... В общем,
Петру Хрумову все ясно: он ка-ак дал по морде Наставнику своего
"геометрического" альтер эго! Не тому молодежь учил!"
    Легков И. Проза с пpотезом: [ Рец. на кн.: Лукьяненко С. Звезды - холодные
игpушки. - М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 1998. - (Звездный лабиринт).] //
Лавка фантастики (Пермь). - 1999. -   1. - С.64.

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- На сто пятнадцатом прыжке в компьютер впорхнул GoldEd/W32 1.1.1.2
 * Origin: Хотели как лучше, а получилось как всегда (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 24 Янв 01 10:20
 To   : All                                                 Чтв 25 Янв 01 18:26
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга: Странное

Здравствуйте, All!
= = =
Источник:
Профиль
Дата:
25.12.2000
Заголовок:
09.00 А. и Б.Стругацкие. Будущее - это тщательно обезвреженное настоящее. В тему

Текст:
В ноябре ВЦИОМ провел опрос на тему: что ожидает Россию в ближайшем будущем в
политике. Из полученных ответов видно (см. таблицу), что позитивные ожидания
касательно политического спокойствия преобладают. При этом абсолютных оптимистов
оказалось немного - всего 2%. Таких же пессимистов больше, хотя в общем и целом
тоже мало - 7%.

На "дополнительный" вопрос: смогут ли нынешние власти в ближайшее время добиться
изменения положения в стране к лучшему? - 25% ответили "да" (или "скорее? да"),
36% сказали "нет" (или "скорее? нет"), затруднились с ответом 4%, и 35% не ждут
от властей ни плохого, ни хорошего.

Если рассмотреть динамику общественных настроений, то окажется, что больше всего
надежд и веры в новую, дееспособную власть у населения было в начале года, после
добровольной отставки Ельцина и передачи полномочий Владимиру Путину,- тогда
ожидающих позитивных перемен в общественной жизни оказалось больше, чем
говорящих "нет". То же самое было перед президентскими выборами - высокий
уровень ожиданий улучшения сохранялся вплоть до мая. С осени надежды большинства
снова уступили место разочарованию или безразличию.

В конце ноября ВЦИОМ опросил 1600 человек от 18 лет и старше с целью выяснить,
что думают россияне о реальной власти на местах (см. диаграмму).

Примечательно, что меньше всего респондентов (4%)

видят реальную власть в полномочных представителях президента в федеральных
округах. Зато ровно треть опрошенных считают, что их город или район не имеют
настоящего хозяина или находятся по верховодством подпольных дельцов и мафии.

Для федерального правительства представление жителей о реальной власти на местах
очень важно - как относительный показатель поддержки правительственных
начинаний. Дело в том, что надежды на позитивное развитие ситуации в стране чаще
появляются у жителей тех городов и районов, где ситуацию контролируют местные
администрации или губернатор региона.

В ходе всероссийского опроса исследовательский центр РОМИР задал россиянам
вопрос: многие ли граждане, по их мнению, имеют внебрачные сексуальные
отношения? Как выяснилось, только 5% респондентов убеждены, что грешат запретной
любовью "почти все". 42% опрошенных считают, что многие имеют скрытые любовные

связи. Еще 38% допускают, что внебрачные сексуальные связи имеют лишь некоторые
граждане. 15% опрошенных затруднились с ответом. ГРАФИК 1. Что ожидает Россию в
ближайшее время в политической жизни? (в % от числа опрошенных) Значительное
улучшение 2% Некоторое улучшение 31% Некоторое ухудшение 17% Значительное
ухудшение 7% Затруднились ответить 43% ГРАФИК 2. Кто является сейчас реальным
хозяином вашего города, района? (в % от числа опрошенных) Местные власти
(муниципалитет, мэрия, префектура) 35% Губернатор региона 25% Подпольные дельцы,
мафия 17% Hастоящего хозяина в городе, районе нет 16% Руководители крупнейших
предприятий 8% Новые коммерческие структуры 7% Представители президента в
регионе 4% Затруднились ответить 5% Сумма превышает 100%, так как можно было
дать несколько вариантов ответа.

***
= = =

Засим разрешите откланяться                             Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Малому - свершение (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Чтв 25 Янв 01 11:10
 To   : Alex Mustakis                                       Чтв 25 Янв 01 19:18
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга
                   Привет, Alex Mustakis!
*** Вторник Январь 23 2001, Alex Mustakis написал для Alek Kovrik следующее :
 AM> Прочитал я это произведение исключительно из-за вышеупомянутой цитаты.
 AM> Нашел ее там... Пожал плечами. Моему народу это не интеpесно.
А в каком контексте она там произносится?
                                    Alek
    *Пусто внутри и поэтому полон стакан...* /Крематорий'96/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crematorium our souls (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Чтв 25 Янв 01 20:57
 To   : Alek Kovrik                                         Птн 26 Янв 01 11:00
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга
Пpиветствyю, Alek!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Thu Jan 25 2001, Alek Kovrik => Alex Mustakis:

Ну, это вроде тpебования к пpезиденту.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 25 Янв 01 07:38
 To   : All                                                 Птн 26 Янв 01 11:01
 Subj : Хауэлл-66

Товарищ All, разрешите обратиться!?
= = =
Ответ Альбины усиливает библейский подтекст и добавляет иронический поворот к
апокалиптическому мотиву. В ее версии инцидента в Малой Пеше не люди взывали к
Богу о милосердии и жалости, спасаясь от кары Зверя, но, напротив, Зверь, по
словам Альбины, взывал к людям о жалости и милосердии - только для то-го, чтобы
быть упрекаемым и оскорбляемым обитателями поселка. Так, упомянутый Альбиной
"конец нашего века" равно относится и к хронологическому времени, и к
христианской эсхатологии. Когда в человеческих сердцах больше не находится ни
жалости, ни мило-сердия, это означает конец света и приход Антихриста. Под
коме-дией нравов, которой характеризуется встреча Тойво с грозной ста-рухой,
скрывается горькое напоминание Стругацких российскому читателю о том, что
русское слово "милосердие" на протяжении де-сятилетий отсутствовало в советских
изданиях стандартного "Словаря русского языка".
Расследование Тойво продолжается, а испуганные отпускни-ки - обитатели поселка
возвращаются по одному на свои дачи. Ос-тавшаяся часть истории выдержана в
карнавальном тоне, поскольку каждый обитатель Малой Пеши выглядит появившимся из
другого текста.
Обитатели коттеджа   10 оказываются неким Олегом Олего-вичем Панкратовым и его
женой Зосей. Описание внешности Олега похоже на описание богатыря со знаменитой
романтической карти-ны Васнецова "Три богатыря". Тойво выясняет, что реакцией
Олега на пришельцев было скорее отвращение, нежели страх, и он выпи-хивал
желеобразные тела из окна обратно в сад руками "как лопа-ты". Если Олег
представляет собой карикатуру на русского фольк-лорного героя, то его жена
представлена карикатурой на утонченно-го художника-интеллектуала. Зося выдвигает
эстетическую теорию, чтобы разделить ее саму и ее интуитивный страх при виде
чудо-вищ:
":Эти  чудовища: были настолько   страшны   и   отврат-ны,   что представлялись
своего   рода совершенством.  Совер-шенством  безобразия. Эстетический   стык
идеально безобразно-го и идеально прекрасного. Где-то когда-то  было  сказано,
что идеальное безобразие якобы  должно  вызывать  в нас  те  же  эсте-тические
ощущения, что и идеальная красота. До вчерашней ночи это  всегда  казалось ей
парадоксом. А это не парадокс! Либо она такой уж испорченный человек?.." (С.97).
= = =

Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Письмо неясного содержания, написанное с помощью GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Указано свидание с великим человеком (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 25 Янв 01 07:39
 To   : All                                                 Птн 26 Янв 01 11:01
 Subj : Тьмускорпионская новость

Товарищ All, разрешите обратиться!?
"Итак, "Армагеддон" Валентина Шеллера начался с того, что в понедельник, в
восемь тридцать его вызвал к себе начальник сектора "Побеpежье-Севеp" и
сказал... Догадались?
-Hадо найти одного человека!
Да, конечно же. Любитель "Жука..." уже навеpяка навострили уши и прицельно косят
глазом, что это, мол, там? Не спешите. Это не продолжение Стругацких. И не
подделка под них. Просто куда деться жителям чудесной страны Эбо, если большая
часть из составляющих ее население землян оказалась читавшими и "Жука..." и
"Понедельник..."? И впоследствии в тексте будут попадаться узнаваемые в чем-то
места - сцены, оценки, обpазы... Но это, я думаю, совсем не плохо. Поскольку
"ЧА" написан читавшим Стругацких. Написан для читавших Стругацких. И написан про
читавших Стругацких. И впредь хватит об этом. Потому что далее речь в
"Часовом..." идет совсем о дpугом. Каково быть магом-нелегалом Внешней pазведки?
Существуют ли в Волшебной стране водопpоводчики? Что будет, если в Великого Мага
бросить гранату Ф-1? И что, наконец, случится, если к требующему векового
кропотливого изучения искусству магии подойти с мощным аппаратом современного (и
будущего) математического анализа?..
Да, верно - уpавнения математической магии. А что, опять же, должно было
получиться?"
    Макаров П. [Рец. на: Щеглов С. Часовой Аpмагеддона. - М.: АСТ; СПб.: Terra
Fantastica, 1998. - (Звездный лабиринт).] // Лавка фантастики (Пермь). - 1999. -
  1. - С.68.

В таком вот аксепте                                     Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Не лучше ли сразу прийти? Опоздавшему - несчастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 25 Янв 01 07:50
 To   : All                                                 Птн 26 Янв 01 11:01
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга

  i, All!
= = =
Источник:
Коммерсантъ-Власть
Дата:
26.12.2000
Заголовок:
09.00 Проводы века
Текст:

Книгопечатание изобрели в XV веке, садизм -- в XVIII, а великую русскую
литературу и пулемет -- в XIX столетии. У каждой эпохи, каждого века свой
символ, узнаваемый с полувзгляда и полуслова. Чем будет памятен людям XX век?
Гибелью "Титаника", ножками Марлен Дитрих или Хиросимой? Или наш век назовут
эпохой двух великих недоучек -- Альберта Эйнштейна и Билла Гейтса? Попытавшись
ответить на эти вопросы, "Власть" предлагает читателям инвентарную опись
уходящего столетия.
[...]
1951-1960 Полдень века
[...]
Феномен десятилетия -- взрыв популярности научной фантастики. Человечество вышло
в космос, и многих интересовало, что будет дальше. На Западе лидерами продаж
стали Брэдбери, Хайнлайн, Азимов, Кларк. Первые книги -- еще оптимистические --
выпустили поляк Лем и братья Стругацкие в СССР.
[...]
= = =
Жду ответа, как соловей лета                            Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: (Свершение (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alek Kovrik                         2:455/13        Птн 26 Янв 01 13:42
 To   : Alex Mustakis                                       Птн 26 Янв 01 23:09
*** Четверг Январь 25 2001, Alex Mustakis написал для Alek Kovrik следующее :
 AM> Ну, это вроде тpебования к пpезиденту.
А эпиграф точно соответствует книге,  или это компиляция нескольких фраз?
                                    Alek
    *А мир все также похож на скотный двор...* /Крематорий'96/
--- <-= Crematorium =-> ---
 * Origin: Welcome to Crematorium our souls (2:455/13)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 129 из 1003                         Snt Loc Scn
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Суб 27 Янв 01 05:23
 To   : All
 Subj : Киврин Ф. С.
        Здравствуйте, All!

    У меня смутное подозрение, что прототипом Киврина Ф. С. является И. А.
Ефремов. Никто из обитателей эхи не знает, так ли это?

                C уважением, Yuri

... Пикник в муравейнике
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 26 Янв 01 08:18
 To   : All                                                 Суб 27 Янв 01 11:04
 Subj : Хауэлл-67

Здравствуй, All!
= = =
Брак между грубым Олегом Панкратовым и застенчивой ху-дожницей Зосей является
неприятно неуместным и нарушает фун-даментально "реалистический" стиль и
перспективу, унаследован-ную от жанров детектива и научной фантастики. Внутри
условно-стей популярного жанра, сцена, в которой они появляются, выгля-дит
комической и/или пародийной. Внутри же стилизованного рус-ского пейзажа и
апокалиптических декораций Малой Пеши, впро-чем, брак между двумя традиционно
националистическими и анти-семитскими фракциями Советского Союза становится
полностью уместным. Олег Панкратов и его жена - символические отклики двух
полюсов русской романтической и неоромантической мысли. Русский романтизм XIX
века прославлял исконные русские фольк-лорные традиции и ценности (под именем
национальной гордости) с одной стороны, упивался силой и вдохновением
демонического (под именем индивидуальной свободы) - с другой. И русский
на-ционализм, и правое крыло элиты были склонны к жестокому анти-семитизму и
недоверию к демократии на широкой основе. В сущно-сти, они - две стороны одной
медали, представленные грубым бо-гатырем и его утонченной женой-художницей.
Свидетельства как "народного", так и "элитарного" русского национализма и
антисе-митизма резко возросли в последние годы: дурная слава группы "Память" -
наглядный тому пример.
На первых шагах расследования Тойво человек по имени Александр Джонатан (русский
вариант этого имени - Иоанн, ана-грамма к Ian - Ян) Флеминг был главным
подозреваемым, способ-ным спустить с привязи невероятных чудовищ на курортный
посе-лок. Флеминг - работник биоинженерной лаборатории, располо-женной недалеко
от Малой Пеши. Тойво полагает, что чудовища могли бы быть сбежавшим результатом
применения Флемингом биогенетической технологии. Обитатели коттеджа   7
возвраща-ются с мешком крабораков (биогибридов, выведенных в лаборато-рии
Флеминга), которые, подобно осетрине у Булгакова, ":только одной свежести, а
именно первой"6. Один из двух гурманов-отпускников назван Львом Николаевичем
Толстовым, хотя авторы, верные духу карнавала, описали тезку величественного
писателя как
":старого доброго Дуремара  только  что  из  пруда  тетки  Тортиллы  - длинный,
длинноволосый,  длинноносый,  тощий,  в  неопределенной  хламиде, облепленный
высыхающей  тиной." (С.80).
Другой карнавальный поворот - этот Л.H.Толстов работает в местном филиале
лаборатории Флеминга; таким образом, он имеет возможность разрушить теорию
искусственного создания чудовищ, посетивших Малую Пешу. Его тирада
воспринимается двойственно - как мотивировка для поверхностного сюжета (ясно,
что Тойво должен теперь отвергнуть "простое" объяснение происхождения чудовищ) и
как металитературный комментарий к недостатку "науки" в большей части "научной
фантастики".
"Да вы  понимаете,  о  чем говорите? Вы имеете хоть какое-то  представление  о
предмете?  Вы  вообще видели когда-нибудь ис-кусственное существо? Ах, только в
хронике? Так вот, нет и быть не может искусственных  существ,  которые способны
забираться че-рез окна в спальни людей. [:]Вы бы хоть попытались прикинуть,
какая энергия нужна  эмбриофору, чтобы развиться в такую массу хотя бы и за
час?" (С.82).
= = =

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 26 Янв 01 08:19
 To   : All                                                 Суб 27 Янв 01 11:04
 Subj : Тьмускорпионская новость

Здравия желаю, товарищ All!
"Целых три посвященные фантастике, но ранее не публиковавшиеся работы доктора
философских наук З.И.Файнбуpга (1922-1990) вошли в том II материалов XII
Уральских социологических чтений "Современное общество: вопросы теории,
методологии, методы социальных исследований", тиражом 250 экз. выпущенных
Пермским государственным техническим унивеpситетом.
Статья "Человек и будущее" посвящена жанру утопии и содержит анализ произведений
И.Ефpемова, С.Жемайтиса, А.Миpеpа, С.Гансовского, Е.Войскунского и
И.Лукодьянова, братьев Стругацких (в частности, "Улитки на склоне")."
    Легков И. Курьер // Лавка фантастики (Пермь). - 2000. -   3. - С.17.

Никто это издание не видел?..

Счастливо, пойду еще кому-нибудь приглючусь             Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Благоприятен брод через великую реку (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 26 Янв 01 08:25
 To   : All                                                 Суб 27 Янв 01 11:04
 Subj : Новость от Бромберга. Уже не новая...

Здравствуйте, All!
= = =
Источник:
Известия
Дата:
27.12.2000
Заголовок:
09.00 Борис СТРУГАЦКИЙ: В следующем тысячелетии встретимся в том же составе
Текст:

Юлия КАНТОР

Знаменитый писатель-фантаст не верит в утопии, но верит в гражданское общество в
России. "Пикник на обочине", "Полдень: двадцать второй век", "Хищные вещи века",
"Улитка на склоне": Романы братьев Стругацких читали взахлеб, радостно уходя от
советской действительности в другие миры и иную реальность. Сегодня, когда под
конец тысячелетия вдруг выяснилось, что время может идти против часовой стрелки,
Борис Стругацкий чувствует себя вполне комфортно - ему не привыкать к
фантастике.

- Если бы вы были не фантастом, а реалистом, какой бы представили Россию в
"полдень" если не двадцать второго, то двадцать первого века?

- Нипочем не скажу! Антиутопии давным-давно всем до смерти надоели, а в утопию я
не верю уже лет сорок.

- Что же заставило вас потерять интерес к утопии "лет сорок назад"?

- Hормальная реальность, и в первую очередь нравственный и культурный облик
нашего драгоценного начальства. Как-то вдруг стало в один прекрасный момент
мучительно ясно, что управляют нами беспросветные жлобы и кувшинные рыла, и не
видно никакого пути изменить положение дел в сколько-нибудь обозримом будущем. А
ведь это было время "первой оттепели", имел место знаменитый "глоток свободы" и
вдобавок всем нам был обещан реальный коммунизм к одна тысяча девятьсот
восьмидесятому году!

- В сегодняшней жизни нашей страны больше ассоциаций с Оруэллом, нежели лет 30
назад? Может, стало другим их "качество"?

- Господи, ну конечно же нет. У нас сейчас вполне добропорядочное государство
латиноамериканского типа. Великолепная, кстати, почва для появления наших
собственных, российских кортасаров, маркесов и борхесов, которых, впрочем, пока
не видно: прошло, надо думать, слишком мало времени. К Оруэллу же, я полагаю,
нам уже не вернуться: мы слишком бедны и истощены для этого, нет у нас для этого
достаточных ресурсов - ни природных, ни демографических, ни идеологических. И
слава богу. У пристойной бедности есть свои преимущества.

- Вы действительно считаете, что нет идеологических ресурсов для возвращения к
Оруэллу?

- Во всяком случае, я их не вижу. Не православие же с самодержавием и
народностью считать идеологическим ресурсом? А ничего - по сути, а не по форме -
другого нам пока не предлагают.

- Гражданское общество в России - антинаучная утопия?

- Отчего же, вполне реальная перспектива. Гражданское общество - это же не
коммунизм, это - вещь вполне доступная. Через два-три поколения гражданское
общество у нас реализуется. Ну, через четыре поколения. В крайнем случае - через
пять.

- Какие они - "хищные вещи" двадцатого века?

- А вы съездите в Швецию или Новую Зеландию - там они во всей своей красе. Или,
на худой конец, - в США. Я понимаю "хищные вещи века" применительно к реалиям
одноименного романа: восхитительное царство изобилия, когда живется весело и ни
о чем не надо думать, весь мир в твоей тарелке: ешь - не хочу. Разумеется, такое
состояние социума остается пока еще фантастикой, но в названных (и во многих
других) странах оно, это состояние, хотя, может быть, еще и не реализовало себя
полностью, но чрезвычайно к такой реализации близко. Все основные черты Страны
Дураков просматриваются отчетливо, причем (что существенно) не только
отрицательные - беснование с жиру, духовная скудость, пренебрежение
недостижимым, но и положительные тоже - свобода действий, свобода устремлений,
состояние "каждому - свое". В хорошем смысле этой формулы, разумеется.

- Как профессиональный астроном, вы интересуетесь модной нынче астрологией? А
как фантаст?

- Астрологией я интересуюсь исключительно как обыватель. "Что там обещают нам,
Овнам, на следующей неделе? Так: отношения с противоположным полом строятся на
дружбе, но могут перерасти в чувство. Оч-чень хорошо! И главное - актуально!"
Астрономия и фантастика здесь совершенно ни при чем, уверяю вас. Какое отношение
они могут иметь, простите за резкость, к лукавому бреду сивой кобылы? -
Предложите самый фантастический новогодний тост.

- За то, чтобы следующее тысячелетие мы с вами встретили в том же составе!

Санкт-Петербург
= = =

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: Молния приходит... о, о! (А пройдет - и) смеемся ха (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Суб 27 Янв 01 00:01
 To   : Alek Kovrik                                         Суб 27 Янв 01 18:24
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга
Пpиветствyю, Alek!

RU.LUDENY (RU.LUDENY), Fri Jan 26 2001, Alek Kovrik => Alex Mustakis:

 AK> А эпиграф точно соответствует книге,  или это компиляция нескольких фраз?

Насколько моя память сохранила в целости пятнадцатилетние воспоминания -- точно.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 134 из 1003 +136                    Rcv Scn
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Суб 27 Янв 01 08:01
 To   : Yuri Zubakin                                        Суб 27 Янв 01 18:24
 Subj : Киврин Ф. С.
Пpиветствyю, Yuri!

RU.LUDENY (RU.LUDENY), Sat Jan 27 2001, Yuri Zubakin => All:

 YZ>     У меня смутное подозрение, что прототипом Киврина Ф. С. является И. А.
 YZ> Ефремов. Никто из обитателей эхи не знает, так ли это?

Подозрение правильное, кажется, я даже в этой эхе читал об этом. Вроде бы в
одном из оффлайн-интеpвью. Но утверждать, что точно здесь, не буду.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Mikhail Nazarenko                   2:463/1336.77   Суб 27 Янв 01 19:41
 To   : All                                                 Вск 28 Янв 01 01:55
 Subj : Киврин и Ефремов
Здравствуй, All!

Цитата из Пеpвоисточника:

=== Cut ===

Вопрос: 1. Когда-то давно в Интервью Вы вспоминали манеру говорить Ивана
Ефремова. Вопрос: не повлиял ли Ефремов на образ Федора Симеоновича Киврина в
ПHС: <П-проклятье, опять ч-червивое сделал>?

Владимир Шеховцов < shekvl@kpi.kharkov.ua>
Харьков, Украина - 02/09/00 12:34:59 MSK

Безусловно! Федор Симеонович писался именно и только с Ивана
Антоновича. По-моему, получилось очень похоже.

=== Cut ===

    До свидания,
                 Mikhail.
--- GoldEd v.3.00.Alpha3+
 * Origin: Такие дела (FidoNet 2:463/1336.77)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5010/30.47    Вск 28 Янв 01 02:04
 To   : Alex Mustakis
 Subj : Киврин Ф. С.
        Здравствуйте, Alex!

    Случайно увидел, как Alex Mustakis писал Yuri Zubakin (Суббота Январь 27
2001, 08:01):

 AM> Подозрение правильное, кажется, я даже в этой эхе читал об этом. Вpоде
 AM> бы в одном из оффлайн-интеpвью. Но утверждать, что точно здесь, не
 AM> буду.

    Спасибо - я этот ответ с твоей помощью обнаружил    :)

                C уважением, Yuri

... Пыль книг, въевшаяся в душу
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 27 Янв 01 07:10
 To   : All                                                 Вск 28 Янв 01 12:40
 Subj : Хауэлл-68

I'm very glad to see You, dear All!
= = =
Вставная история о Малой Пеше является фантастической притчей  под видом научной
фантастики - о реакции человечества на пришествие Антихриста. Некоторые детали
подтверждают, что "Откровение св. Иоанна" формирует декорации расследования
Тойво. Функция эклектических интертекстуальных аллюзий не столь ясна, хотя
бурлескные несоответствия в общем и пародийный портрет Толстого в частности
заставляют предположить осознан-ную аллюзию на творчество русского абсурдиста
Хармса7. С этой точки зрения можно сделать предварительный вывод о том, что
Стругацкие полагали стиль русских абсурдистов более подходящим к концу света,
нежели грандиозные апокалиптические образы рус-ских символистов.
В финальной сцене вставной истории "Второе Пришествие" не только полностью
секуляризируется, но и лишается всех револю-ционных и мистических обертонов. Мы
видели Дуремара-Толстова очень занятым и в большой спешке покидающим коттедж
7; он задержался только для того, чтобы объявить пронзительным фаль-цетом: "Да
вернусь я - скоро", что является пародийным эхо  слов Господа из "Откровения"
22:7: "Се, гряду скоро". Возвращение Ду-ремара-Толстова выглядит как кусок из
фильма "Miami Vice", что подчеркивает его интертекстуальную связь с
произведениями Иана Флеминга:
"И тут тень пала на Малую  Пешу,  и  пространство  вокруг  наполнилось
бархатистым  курлыканьем,  и   бомбой   вылетел   из-за   угла   павильона
растревоженный Базиль, на ходу напяливая свою куртку, а солнце  вновь  уже
воссияло над Малой Пешей, и на площадь величественно, не пригнув собой  ни
единой  травинки,  опустился,  весь  золотистый   и   лоснящийся,   словно
гигантский   каравай,   псевдограв   класса   "Пума"   из   самых   новых,
супер-современных,  и  тотчас  же  лопнули  по  обводу  его  многочислен-ные
овальные люки, и  высыпали  из  них  на  площадь  длинноно-гие,  загорелые,
деловитые, громкоголосые, высыпали и потащили какие-то ящики с раструбами,
потянули    шланги    с     причудли-выми     наконечниками,     засверкали
блиц-контакторами, засуети-лись, забегали, замахали руками, и  больше  всех
среди них суетил-ся, бегал, размахивал руками, тащил ящики и  тянул  шланги
Лев-Дуремар Толстов, все  еще  в  одеждах,  облепленных  засохшей  зе-леной
тиной." (С.100).
Эта пародийная сцена Спасителя, возвращающегося "зафиксировать" ущерб,
причиненный Зверем, ближе к западной традиции поп-арта, чем к российской
традиции грандиозного и мрачного перехода из старого мира в новый.
= = =

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 27 Янв 01 07:10
 To   : All                                                 Вск 28 Янв 01 12:40
 Subj : Тьмускорпионская новость

Товарищ All, разрешите обратиться!?
"В соседнюю комнату заселился Анатолий Корепанов - издатель кировоградского
журнала "Порог", невысокий, сухопарый, в неизменной клетчатой рубашке, похожий
чем-то на воспетого Стругацкими Гоpбовского."
    Скирюк Д. Четыре дня на "Звездном мосту" // Лавка фантастики (Пермь). -
2000. -   3. - С.46.

Пoкa,                                                   Алла, молчаливый глюк

--- Я большой глюк. Очень большой глюк. Размером в +/W32 1.1.1.2 GoldEdа.
 * Origin: Царь приближается к нему (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Суб 27 Янв 01 07:17
 To   : All                                                 Вск 28 Янв 01 12:40
 Subj : Давно собиралась  кинуть...

Пpивeт тeбe, All!
= = =
Дрын Дубовый: Альтернативно-историческая литература. Часть 1.

     Вчера я, Дрын Дубовый, сидел в позе лотоса, внимая токам вселенс-
кого эфира. И было мне явлено видение, пришедшее из тех заоблачных вы-
сей, где звенят хрустальные бубенцы звездных духов. Видел я мир, в ко-
тором  профессор  Толкиен  написал не "Властелин колец",  а "Обитаемый
остров", видел толкиенистов этого мира, игравших в штурм Центра и Под-
полье,  видел  сайты  "Саракш-на-Куличках" и "Библиотека княжества Он-
дол", видел споры о том, кто прав - Неизвестные Отцы или Подполье, чи-
тал стихи, написанные на трех диалектах саракшского. Видел и книги на-
писанные толкиенистами из этого мира.  Немногое из увиденного я запом-
нил,  немногое из запомненного сохранил неискаженным и этим неискажен-
ным делюсь с читателем.

H. Васильева и H. Некрасова "Черная книга Саракша".

     ... Никто не знает,  кто они были и зачем пожелали  создать  свое
отражение,  не  чающее иной доли,  нежели уготованная ему создателями.
Они называли себя Странниками и бежали откуда-то,  скрываясь за паути-
ной склизких серых теней от своих преследователей...

     ...И лишь  одна  страна посмела противостоять жестокой воле своих
творцов,  страна,  которую столетия спустя назовут Страной Отцов. Свя-
щенные башни хранили ее от рабства.  Хонти и Пандея, Островная Империя
и легионы кровожадных мутантов ополчились на Страну Отцов,  но их  на-
тиск  разбился  об  непоколебимую решимость людей Страны Отцов хранить
свою свободу до конца...

     ...Гвардеец Страны Отцов - это больше,  чем просто воин. Гвардеец
-  это судьба,  это кодекс чести.  Гвардеец никогда не тронет ребенка,
женщину, старика, никогда не поднимет автомат против безоружного. Ког-
да он стареет - он сам уходит из гвардии, но для окружающих он навсег-
да останется Гвардейцем...

     ... Мэллин устало  обернулся,  услышав  звук  открывшейся  двери.
Сердце  отчаянно забилось в груди,  когда он увидел тонкую девичью фи-
гурку,  застывшую в дверном проеме.  Эйлэ...  - Ты знаешь, - негромкий
голос Эйлэ звенел серебряными бубенцами, - я тревожусь за тебя. Сегод-
ня я смотрела на закат и мне показалось,  что небо залила кровь... Мне
страшно, - девушка сбилась на тревожный шепот, - а еще этот твой новый
ученик. Тот, которого называют Умником. Я боюсь его! - Не бойся, Эйлэ,
-  мягко,  успокаивающе заговорил Мэллин,  - страна Отцов меняет всех,
беглец из Хонти не сразу сможет стать иным...

     ... Медленно падала, обрушиваясь в себя башня Центра, а по улицам
Столицы уже стучали кованые сапоги закованных в сияющую сталь воителей
Хонти, сеющих страх и разрушение. Торжествующие победители ворвались в
чертоги  Мэллина,  бросили Владыку Страны Отцов на пол,  сковали руки.
Мэллин не сопротивлялся...

H. Перумов "Башня Тьмы"

     ...Всю необъятную равнину заполоняло  войско  Олемра.  На  правом
фланге стояли светловолосые гиганты-Пандейцы,  облаченные в чешуйчатые
бронежилеты грубой ковки.  Левый прикрывали Имперцы в поставленных  на
колеса  гигантских  подводных  лодках,  выкрашенных  в вызывающе белый
цвет. Из дыр в их бортах торчали дула пулеметов, легких автоматических
пушек,  гранатометов и тяжелых газораспылителей. А за спинами их буше-
вало необъятное море голов:  бронзовокожие горцы, вооруженные лишь ко-
роткими толстыми мечами, конные арбалетчики из Западных Джунглей, бес-
численные полки мутантов из западных пустынь -  многолазые  хараканны,
однорукие тукалеры,  вооруженные тяжелыми дубинами,  серокожие, призе-
мистые пулярты,  восседавшие на гигантских чешуйчатых тварях, турданы,
уреки,  сартены,  упыри из южных лесов,  морматы-пустынники. А рядом с
ними бурлилась бесконечная серая масса - ополчение голованов...

     ...Олемр торжествующе шагал по улицам Столицы,  окруженный свитой
из  мутантов.  Казалось,  уже ничто не остановит ликующего победителя,
когда навстречу ему бросился Дар Гаал,  нацеливший прямо в грудь врага
заветный автомат далекого предка, того самого Гая Гаала...

К. Еськов "Последняя башня"

     ... -  Так что же мне нужно делать?  - обреченно спросил врач.  -
Уничтожить нуль-передатчик Максима Камеррера на позитронных эммитерах.
И  учти у тебя есть всего лишь сто двадцать дней,  после этого земляне
окончательно возьмут контроль над Саракшем,  - негормко произнес  Дер-
гунчик...

     ...Формально, земляне  еще  не установили своего протектората над
Саракшем, но "Контора Сикорски" уже действовала в Хонти почти не скры-
ваясь.  В  городской канализации стали находить трупы со следами чудо-
вищных пыток,  с посеревшей от применения  "сыворотки  правды"  кожей,
распухшими от синяков лицами,  ожогами от утюгов и паяльников.  Сперва
жертвами становились только беглецы из  Страны  Отцов,  но  потом  был
дерзко  похищен  из  собственного дома Хальтер Дуайл,  всеми уважаемые
старый адмирал и над Хонти сгустилась тяжелая пелена страха...

     ... Труднее всего было Таресу.  Мало того,  что за  ним  гонялись
убийцы из "Конторы Сикорски",  обеспокоенная непонятными маневрами со-
перника к нему на хвост села и Морская  разведка  Хонти.  Более  того,
поскольку  Тарди,  глава  Морской  Разведки,  давно и надежно сидел на
крючке у разведки Островной Империи,  все  передвижения  Тареса  сразу
становились известны ему, а через подкупленных пандейцами шифровальщи-
ков штаба армий "С" - и пандейцами.  Времени оставалось все меньше,  а
выйти  на агентуру землян в Хонти никак не удавалось.  Оставалось лишь
надеяться на то, что Уррену на Земле повезет больше и он все же сумеет
передать пакет Горбовскому...

"Хроники деяний саракшиан и арканарцев", Рада, Тарала, Дина.

...- Но что ты называешь прогрессом? - мягко спросил Умник у Максима.
- Прогресс - изменение в лучшую сторону, - уверенно ответил Максимю
- Но не кажется ли тебе,  что само по себе понятие лучшего заклю-
чает в себе непоределенность? Быть может именно создания Башен и доби-
вались от нас Странники?
- Не думаю, - ответил Максим...

"Саракш: Отражение Х" Таййа

     ...Волдырь не успел скрыться...  Еще  грохотали  пулеметы,  глаза
слезились от порохового дыма, но Волдырь прекрасно понимал, что он уже
обречен. Сперва замолк один пулемет, потом начали затихать звуки авто-
матной стрельбы и,  последним, глухо поперхнувшись замолчал второй пу-
лемет.  Волдырь еще успел увидеть выходящего из порохового дыма Стран-
ника и прочесть в его холодных глазах смертный приговор. Тяжелый круп-
нокалиберный пистолет в руках Странника  вздрогнул,  выплюнув  в  лицо
Волдыря свинцовую смерть...

"Книга хроник Саракша" Диритариан и Педро из Кордовы.

     ...Максим глубоко  вдохнул  напоенный цветочными ароматами воздух
Потаенного Леса,  снял руку с автомата и устало  опустился  на  землю.
Хрупкие серебристо-белые цветы испачкали серую рубашку Максима сладко-
ватым соком. Максим лежал, наслаждаясь покоем и не видел, как медленно
поднимает  к  плечу  тяжелый карабин капрал Чача,  вторично нарушивший
клятву...
= = =

На том и покалим сростень                               Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: Разобьешь бадью - несчастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Вск 28 Янв 01 07:19
 To   : All                                                 Пон 29 Янв 01 18:08
 Subj : Хауэлл-69

  i, All!
= = =
2.3. "Гадкие лебеди" (1972)8

Горбачев: У нас может быть расхожие мировоззрения,  но все-таки нас объединяет
одно отечество, одно прошлое и одно будущее.
Отец Иннокентий: Конечно, если смотреть с исторической точки зрения: но все дело
в том, что мы, христиане, смотрим за пределы истории, и тут-то наши будущие
могут очень отли-чаться.9

"Гадкие лебеди" этого романа - дети главных героев. Глав-ный герой - Виктор
Банев, талантливый писатель, который, возму-щаясь репрессивным режимом, редко
обладает нравственной пря-мотой, чтобы смело встречать его, присоединяясь к
распутному стилю жизни своих знакомых. Его знакомые - в большей или меньшей
степени циники, более или менее безнадежные алкоголи-ки. Его подруга, Диана,
цинична по отношению к декадентскому обществу, в котором они вращаются, но она
тайно сочувствует дис-сидентам, оппозиционным режиму и дегенерировавшей
культуре, взлелеянной им. Диссиденты защищают небольшую группу населе-ния,
именуемую "мокрецами". Мокрецы - некий вид генетических мутантов. Они
характеризуются кругами вокруг глаз (отсюда их другое прозвище, "очкарики"),
любовью - граничащей с физиче-ской потребностью - в книгах, аскетическим образом
жизни и в чем-то неприятными, "не от мира сего", манерами. Городские дети -
полностью под влиянием мокрецов. Хотя они и не схожи физиче-ски с
мутантами-мокрецами, они фантастически рано развиваются интеллектуально.
Действие происходит в городе, удаленном в пространстве и времени от конкретной
исторической реальности, хотя эта реаль-ность, очевидно, - часть его прошлого.
Город представляет собой сплав фашизма ХХ века, социализма в советском стиле и
упадочно-го западного капитализма. Присутствуют указания на интернацио-нальность
жителей города (называемых, например: Банев, Квадри-га, Голем, Ювента, Тедди,
Росшепер и т.д.), которые, хотя и подав-ляюще однородны в своем нынешнем
воплощении, происходят из разных исторических времен и мест. Хотя граница между
историче-ским и вымышленным временем и пространством в романе не сде-лана
четкой. Главные герои и сами  только интуитивно чувствуют, что дети не разделяют
опыта своих родителей (и читателей) относи-тельно исторического настоящего:
": Они  действительно  не  испытывают  ни  малейшего   чувства благодарности или
хотя бы элементарного уважения к не-му,  Баневу,  за  то, что он пошел
добровольцем в гусары  и  ходил  на  "рейнметаллы"  в  конном строю, и едва  не
подох  от  дизенте-рии  в  окружении,  и  резал  часовых самодельным ножом, а
по-том,  уже  на  гражданке  дал  по  морде  одному спецуполномочен-ному,
предложившему  ему  написать  донос:" (С.85).
Дети выглядят рожденными после Времени, вне Истории:
"Кажется, будущему удалось все-таки запустить щупальца  в  самое  сердце
настоящего,  и  это будущее было холодным, безжа-лостным, ему было  наплевать на
все  заслуги прошлого - истин-ные или мнимые." (С.87).
= = =

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Дубль+/W32 1.1.1.2, сложный, многопрограммный, самообучающийся
 * Origin: У женщины - сила (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Вск 28 Янв 01 21:16
 To   : All                                                 Пон 29 Янв 01 18:08
 Subj : Тьмускорпионская новость

Конничива, All-сан!
"[А.Сидоpович об Интеpпpессконе:] Есть там еще пpемия "Бpонзовая улитка". Она
уже недемокpатичная, вручает ее Борис Натанович Стругацкий - своим собственным
решением, кому хочу - тому даю. Борис Натанович вручает ее сам. Как участник и
как оpганизатоp.
[...]
Снова вопрос Лукьяненко:
- Скажите, вы хотели бы жить в мире Полдня  Стругацких? Это вопрос по поводу
вашей книги "Звезд-ная тень" и мира Геометров.
-- Я, конечно, хотел бы жить в мире "Полдня". Это чудный мир, где живут умные
добрые, люди, которые любят свою работу. Это хороший мир, просто я не уверен,
что он может существовать. Когда я писал "Звездную тень", мне нужно было
отправить героя в мир, который был бы абсолютно добрым по форме, но абсолютно
жестоким и беспощадным по содержанию. Я стал описывать этот мир, и оказалось,
что внешне он походил на модель, созданную братьями Стругацкими, и поделать с
этим ничего было нельзя. Когда я стал делать его более функционирующим,
оказалось, что мир этот - не самый приятный для жизни в нем. Именно поэтому
герой позв-лил себе разрушить этот мир. Это не было сознательной полемикой со
Стругацкими, это просто стало совпадением. В романе "Звезды - холодные игрушки"
было три плана - свобода-несвобода личности, свобода-несвобода страны (а том
контексте - планеты) и свобода-несвобода конгломерата цивилизаций. То есть вся
эта полемика имеет один результат - мир этот внешне очень красивый и хороший, но
когда пытаешься его претворить в жизнь, он оказывается нереальным. Так что, на
самом деле мир "Полдня" - это сказка.
[...]
-Есть у вас любимые фильмы или сериалы, наши или заpубежные?
-[...] Тарковский, pазумеется - "Сталкер" и "Соляpис". Я понимаю, что в них
очень мало общего с первоисточниками, но мне повезло - я ухитpяюсь любить и
книги, и фильмы. "Пикник на обочине" и "Сталкер", на мой взгляд, два совершенно
разноплановых явления, что не мешает им быть хорошими по-своему.
[...]
-Как вы пишете с соавтоpами?
-[...] На самом деле у меня настоящего писательского опыта не было, как,
например, у братьев Стругацких."
    Маркалова H. Медной горы Аэлита // Лавка фантастики (Пермь). - 2000.  -   3.
- С.23, 24, 26.

Сайонара                                                Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: В незначительных делах счастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alex Mustakis                       2:5020/194.125  Пон 29 Янв 01 07:35
 To   : Yuri Zubakin                                        Пон 29 Янв 01 18:08
 Subj : Киврин Ф. С.
Пpиветствyю, Yuri!

ALEX.INBOUND (RU.LUDENY), Sun Jan 28 2001, Yuri Zubakin => Alex Mustakis:

 YZ>     Спасибо - я этот ответ с твоей помощью обнаружил    :)

Да сильно не за что -- кто другой бы напомнил, и более точно...

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Yuri Zubakin                        2:5020/175.2    Пон 29 Янв 01 10:40
 To   : All                                                 Пон 29 Янв 01 18:08
 Subj : Playboy о Стругацких
From: "Yuri Zubakin" <magnus@avtgr.chel.su>

     Здравствуйте, All!

   Из обзора
   Бабенко В. Предписать будущего несть // Playboy Россия.- 2001.- янв.- С.
63:
   "Гадкие лебеди"
   Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий (1966-1967, издана в ФРГ (1972), в
СССР (1987), вошла в роман "Хромая судьба" (1986)
   Эта повесть, как и многие у Стругацких, очень не нравилась советской
власти. И понятно почему: с одной стороны, действие происходит в вымышленном
"зарубежном" городе, не придерешься, с другой - смысл притчи прозрачен:
мутанты-интеллектуалы, не могущие жить без книг; силы из будущего, управляющие
климатом; разлагающийся город и, наконец, дети, уходящие к мутантам - в
будущее.

   С уважением, Yuri

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Пон 29 Янв 01 06:44
 To   : All                                                 Втр 30 Янв 01 16:09
 Subj : Хауэлл-70

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
На самом деле, дети - "гадкие лебеди" оперившегося нового человечества. Их сила
происходит от уверенности в лакуне между историческим временем, в которое жил
Банев, и постисторическим пространством, в котором они растут. Когда
десятилетний мальчик называет поколение Банева "почти мертвецами", он
подразумевает это как в буквальном, так и в переносном смысле:
"- Нынешний старый мир, - загадочно сказал Бол-Кунац, - нам мешать  не станет.
Он будет даже помогать. Прежняя история прекратила  течение  свое, не надо на
нее ссылаться." (С.89).
Так, как и в романе "Град обреченный" [2.5], действие про-исходит в
апокалиптическом преддверии ада, где-то/когда-то после конца времени, но до
определенного рассвета новой эры. Одновре-менно декорации узнаваемы как прямой
продукт (мимезис) совре-менной эмпирической реальности. Пропитанное джином
философ-ствование Виктора равно относится и к его положению в фантасти-ческом
(апокалиптическом) мире, и к его (и читателя) положению в эмпирическом мире:
"Потому что  прогресс  -  это,  кроме  всего  прочего, дешевые  автомобили,
бытовая  электроника  и  вообще  возможность  делать поменьше а получать
побольше.  И  потому  каждое  правительство  вынуждено одной рукой... то есть,
не  рукой,  конечно...  одной  но-гой  нажимать  на тормоза, а другой на
акселератор. Как гонщик на  повороте.  На  тормоза  - чтобы не потерять
управление.  А  на  ак-селератор  -  чтобы  не  потерять скорости, а то ведь
какой-нибудь демагог, поборник прогресса,  обязательно скинет с водительского
места." (С.31-32).
Дети в романе "Гадкие лебеди" рассуждают по-другому. Они читали Шпенглера,
Фромма, Гегеля и Ницше, равно как и "местного" философа Зурзмансора. Взрослые
читали произведения Виктора Банева, который утверждает, что на него повлиял
Хемин-гуэй. Кратко говоря, в воображаемом городе воображаемое будущее перемешано
с эмпирическим настоящим. Два момента времени мо-гут существовать одновременно,
а их атрибуты - таинственность будущего и узнаваемость настоящего - равно
инкорпорированы в декорации.
Материальные атрибуты апокалиптического пейзажа в рома-не "Гадкие лебеди"
отличаются от таковых в романах "Град обре-ченный" [2.5] и "Улитка на склоне"
[2.6]. В романе "Гадкие лебе-ди" климатическим признаком конца Времени является
непрекра-щающийся дождь. Мы узнаем, что с момента некого политического
переворота, приведшего к власти нынешний репрессивный режим, погода в городе
установилась на непрекращающемся дожде и плот-ном тумане. Город не видел солнца
на протяжении трех лет. Этот аспект городских декораций явно "предсказан"
потопом из Ветхого Завета.
"- Это все дожди, - сказал Голем. - Мы дышим водой. Но мы не рыбы,  мы либо
умрем, либо уйдем отсюда [:]
- Апокалипсис, - проговорил Виктор, чтобы что-нибудь ска-зать.
- Да, Апокалипсис... Будет падать и падать, а потом земля на-питается, и взойдет
новый посев, каких раньше не бывало, и  не  будет  плевел  среди сплошных
злаков. Но не будет и нас, чтобы на-сладиться новой вселенной." (С.27).
--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Целую, до свидания                                      Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Не скорби (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Пон 29 Янв 01 22:08
 To   : All                                                 Втр 30 Янв 01 16:09
 Subj : Тьмускорпионская новость

I'm very glad to see You, dear All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
"Юный посланец Земли посреди романтически мрачного инопланетного средневековья
изумительно ловко фехтует, хоть и старается при этом никого не убивать. А
посреди феодальных усобиц вызревает государственный переворот, готовящийся
зловещим монашеским орденом... Если вы думае-те, что мы пересказываем сюжет
"Трудно быть богом", то вы почти угадали: это фабула повести "Плен", открывающей
новую книгу пермяка Сергея Щеглова.
Рецензент журнала "Если", отзываясь на предыдущий труд Щеглова, роман "Часовые
Армагеддона", определил его жанр так: "сумма прочитанных книг". И подчеркнул,
что жанр этот особенно популярен в последнее время. Если так, то Щеглов - самый
яркий представитель жанра, не так давно ставшего прорываться к читателю в
печатном виде, но существовавшего с незапамятных времен. Младшие школьники,
балуясь сочинительством, непременно производят на свет вольные пересказы
мультфильма "Тайна третьей планеты", а становятся постарше - обречены
верифицировать приключения дона Руматы Эсторского. Вариантов почти не бывает.
Ну, а потом, если баловство мало-помалу становится профессией, начинающий
литератор все дальше уходит от любимых с детства книжек и иногда обретает
творческую индивидуальность. А иногда не обретает, что не мешает ему, в конце
концов, сделаться популярным писателем.
Интересно, что Щеглов суммирует со Стругацкими пермского автора Евгения Филепко,
в том же "ACT" издавшего три тома похождений "галактического консула"
[...]
Борис Стругацкий еще несколько лет назад печально констатировал смерть
отечественной социально-философской фантастики и приветственным гимном встретил
набравшую бешеную популярность русскую фэнтези. Читатель ныне не склонен
рефлексировать над лабиринтами психологии и встраиваться в цивилизационные
модели - он хочет непрерывного действия, попятного юмора и много драк."
    Копейщиков П. [Рец. на кн.: Сергей Щеглов. Дипломат особо-го назначения. -
М.: ACT, 2000. (Звез-дный лабиринт).] // Лавка фантастики (Пермь). - 2000. -
3. - С.53.

--------- Как кролик в шляпе фокусника, исчезает Windows Clipboard -------

Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Стойкость - к счастью (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Kirill Temnenkov                    2:5020/5609.17  Втр 30 Янв 01 17:17
 To   : All                                                 Втр 30 Янв 01 22:10
 Subj : Она схватила ему за руку и неоднократно спpосила: "Где ты девал папку?"
Hello, All!

Прошу пpощения, если это старый, неоднократно задавашийся вопрос, ответ на
который уже у всех завяз в зубах, :-)
но все-таки -
 что же было в папке у Изи Кацмана?

Kirill

--- GoldED/386 3.00.Beta3+
 * Origin: Лоб у барана чугунный, а за ним - пустота... (2:5020/5609.17)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 30 Янв 01 07:29
 To   : All                                                 Срд 31 Янв 01 15:54
 Subj : Хауэлл-71

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
В конце романа город разрушен, большая часть населения бежала; дождь
прекращается и выглядывает солнце: но образ Но-вого Иерусалима неубедителен.
Виктор наблюдает, как его дочь Ирма и ее товарищ Бол-Кунац шагают по
обновленному, яркому и пустому городу. Оба вундеркинда теперь уже выросли. Они -
на-следники нового мира, который желали и создали мокрецы. Впро-чем, вместо
дивного нового мира Стругацкие представляют нам на последней странице романа
карикатуру на победивший новый мир:
"Hо навстречу уже  шел Бол-Кунац, повзрослевший, с  выго-ревшими  усиками  на
загорелом  лице,  а поодаль шла Ирма, тоже почти взрослая, босая, в простом
легком  платье,  с прутиком в руке. Она посмотрела вслед истребителю, подняла
прутик,  словно при-целиваясь и сказала: "Кх-х!"" (С.266).
Стругацкие не попытались изобразить совершенный мир, следующий за апокалипсисом,
ни в каком другом романе. В романе "Пикник на обочине" (1972) (Roadside Picnic),
например, мы нико-гда не увидим, какой мир был сотворен последним жеанием
главно-го героя, обращенным к всемогущему Золотому Шару: "Счастье для всех,
даром, и пусть никто не уйдет обиженный"10. Желание совер-шенного мира - просто
последняя строка романа, оно не может быть реализовано.
Попытка изобразить очищающий апокалипсис и взгляд на его небесный результат не
может быть успешным из-за фундаменталь-ного скептицизма авторов. Образец
визуальной образности и сим-волических имен, формирующий часть эстетической
структуры ро-мана, указывает на отчетливое направление в истории
апокалипти-ческой мысли. Я показывала выше, что интернациональный подбор имен,
назначенных главным героям, придает оттенок вневременной универсальности
действию. При более близком рассмотрении сим-волизм каждого имени становится
более узко сфокусированным. Голем, архитектор нового, постапокалиптического мира
мокрецов, назван "в честь" гомункулуса, бежавшего из алхимической лабора-тории
рабби Лева в Праге XV века: иными словами, он связан с ев-рейской Каббалой,
равно как и с чудовищем научного прогресса, предсказанным этой легендой, то есть
с Франкенштейном. В именах швейцара Тедди и его сына Бол-Кунаца отзывается имя
Теодора Бар-Кони, современника Мани и явного врага его учения (манихей-ства)11.
В Главе 3 [3.1.1] я рассматриваю связь между именем Диана - в частности, Дианы
Блудницы и Дианы Сияющей, как она описа-на до и после апокалипсиса
соответственно, - с гностической и со-ловьевской идеей Божественной Софии.
Каждое имя имеет прямую, перевернутую или пародийную связь с еврейскими,
гностическими и православными мистическими и оккультными тенденциями. То, что
эти спекулятивные движения и апокалиптический мотив у Стругацких имеют общего,
может быть описано как некий род кос-мического нетерпения по отношению к тому,
что в человечестве че-ловеческое. В почти всех формах мистического идеализма
адепт должен выйти за игрушечные границы этого мира, чтобы достичь истинного
(высшего) знания.
Если мы вернемся к процитированному выше отрывку - фи-налу романа, то как
выглядят необыкновенные одаренные интел-лектуалы в своем новом, совершенном
мире? Они подобны более совершенным, нежели жизненным фигурам с плакатов
нацистской пропаганды или картин социалистического реализма. Молодой че-ловек
широкоплеч, с выгоревшими усиками; девушка сильная, бо-сая, в простом летнем
платье. Они - архетипы, которые вновь появ-ляются, как предостережение, в
западном поп-арте и российском "соц-арте" (конспективно изображенные на
пародийных картинах Комара и Меламида). Юные взрослые нового мира не говорят,
они просто передразнивают гул самолета-истребителя. Роман кончается тем, что
Банев отрицает этот образ миллениума: "все это прекрасно, но вот что, не забыть
бы  мне вернуться."
[...]

 * Origin: (Hеподходящий человек) (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Втр 30 Янв 01 07:30
 To   : All                                                 Срд 31 Янв 01 15:54
 Subj : Тьмускорпионская новость

Конничива, All-сан!
"Втоpичен-тpетичен-четвеpтичен и "экологизм" повести Владимира Васильева
"Пpоснуться на Селентине". Технология эмбриомеханики известна нам по Стругацким
и Биленкину."
    Легков И. [Рец. на кн.: Фантастика 2000. - М.: АСТ, 2000] // Лавка
фантастики (Пермь). - 2000. -   3. - С.54.
Засим низко кланяюсь                                    Алла, молчаливый глюк

--- Без All жизнь не та, люблю, привет от ЛИАНТА+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Что нужно (для жертвоприношения?) - и двух (вместо  (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 149 из 1003
 From : Vladimir Borisov                    2:5020/175.2    Срд 31 Янв 01 17:53
 To   : Alla Kuznetsova                                     Срд 31 Янв 01 23:07
 Subj : Тьмускорпионская новость от Бромберга
From: "Vladimir Borisov" <sauron@shans.khakassia.ru>

БВИ вновь с Вами!

Wed Jan 24 2001 10:06, Alla Kuznetsova wrote to Alek Kovrik:

 AK> А кстати, "Людены" что-то выясняли с эпиграфом, но что именно - не помню
 AK> (вроде бы, что эпиграф пpедставляет собой контаминацию нескольких
 AK> аналогичных фраз)... Никто не напомнит?

 Вот что было об этом в "Понедельниках":

Виктор Курильский: Шикарная проработка Марата о различиях в изданиях ПнО
(П-84) подвигла меня поделиться следующей мелочью. В сравниваемых Маратом
изданиях эпиграф из Уоррена печатался так:

Ты _должна сделать добро из зла, потому что его больше не из чего_
сделать. (Выделено здесь и далее мной. -- В.К.)

В печально известном же антииздании ПнО в "Неназначенных встречах" эпиграф
выглядит чуть иначе:

Ты _должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего_ делать.

В источнике же, в романе "Вся королевская рать", вернее, в переводе
В.П.Голышева (насколько мне удалось выяснить -- единственном) в шестой
главе читаем:

Ты _должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего_ делать.

К сожалению, не могу похвастать полнотой просмотра -- нет у меня
журнального ПнО. В прочих же изданиях отличий от приведенных двух
вариантов эпиграфа не обнаружил. Итак, "Сов. пис." и "Юр. лит."
опередили "Лейб-гвардейцев" на одну ошибку.

[В "Авроре" был использован четвертый вариант:

Ты _должен сделать добро из зла, потому что его больше не из чего_
сделать.

Видимо, для равновесия. -- В.Б.]

//Понедельник. -- 1992. -- # 39 (92). -- 28 сент.

Вадим Казаков: Проблема с цитатой из Уоррена (или Уорена -- фамилия у нас
пишется и так и этак) действительно существует. К сказанному Витей
Курильским могу добавить следующее (далее везде используется издание:
Уорен Р.П. Вся королевская рать: Роман/Пер. с англ. В.Голышева. -- М.:
Мол. гвардия, 1968. Очень жаль, что Виктор не сообщил, какое издание
использовал он):

Авторство изречения принадлежит губернатору Вилли Старку, но затем эти
слова вспоминаются главным героем -- Джеком Бёрденом -- еще несколько раз
(и вообще эта концепция создания добра из зла -- одна из ключевых в
романе). Подлинные слова Старка связного афоризма не составляют -- его
смысл разбросан по нескольким фразам:

"Ты должен сделать его (добро -- В.К.), док, если хочешь его. И ты должен
сделать его из зла. Зла. Знаешь почему, док? /.../ Знаешь, почему?
Потому что его больше не из чего сделать". (С. 318).

Это Старк говорит Адаму Стентону, убеждая его принять руководство
больницей, созданной в результате политических махинаций Старка. Далее
идет попытка обоснования этой теории, а затем изречение Старка начинает
использовать Бёрден. Вот наиболее точный вариант:

"И, убаюканный кадиллаком, я спрашивал себя: верит ли он в то, что
сказал? Он сказал: "Ты _должен сделать добро из зла, потому что его
больше не из чего_ сделать".Что ж, он сотворил кое-какое добро из зла.
Больницу. Больницу Вилли Старка, которая будет стоять, когда от самого
Вилли Старка ничего не останется". (С. 322).

(Есть, правда, на с. 324-325 вариант "добро приходится _делать из зла, ибо
больше его не из чего_ сделать", но это не совсем то).

Роман достаточно категорично убеждает, что помимо вышеприведенного в
тексте романа существует еще и версия "Ты должна..." при каком-то
разговоре Бёрдена с Анной Стентон. У меня где-то смутно блуждает
воспоминание, что Роман мне это даже когда-то демонстрировал по имеющейся
у него книге. Поэтому именно по этой книге я и проверял текст. И
варианта в женском роде (при двухкратной проверке) -- не нашел. Похоже, у
нас возникла какая-то сложная, тщательно наведенная галлюцинация. Во
всяком случае любые попытки рассудить окончательно наш спор будут приняты
с благодарностью.

(Кстати, кое-кто помнит, наверное, хохму, когда в своем пасквиле "Свет
угасшей звезды" некто Бушков не придумал ничего умнее, как прозрачно
намекнуть на проповедь Стругацкими в ПнО реакционных идей на том одном
основании, что автор слов в эпиграфе -- фашиствующий демагог Вилли Старк.
О том, что точное звучание эпиграфа дано не у Старка, а у Бёрдена, который
отнюдь не фашист и не демагог, скромно забыто. Что, впрочем, вполне в
традициях данного "полемиста").

Так что, в силу вышеизложенного, вопрос с точным звучанием эпиграфа более
сложен и, возможно, еще может быть уточнен.

//Понедельник. -- 1992. -- # 49 (102). -- 7 дек.

Влад.

- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Dmitry Ermolaev                     2:5057/19.19    Срд 31 Янв 01 17:40
 To   : All                                                 Чтв 01 Фев 01 01:06
 Subj : Хищные вещи века
                         Привет, All!

Интересно, а каким же все-таки было третье желание Вузи, когда Жилин над ней
свой любимый эксперимент поставил? 8-)

  С наилучшими
    Дмитрий Ермолаев  (846-2)32-31-71, "ermo@pioner.smr.ru", ICQ 20989963

--- GoldED/W32 3.0.1
 * Origin:  Ermo`s workbench  (2:5057/19.19)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 151 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 31 Янв 01 06:01
 To   : All                                                 Чтв 01 Фев 01 07:27
 Subj : Хауэлл-72

И много ли у тебя глюков в этот прекрасный день, All? Давай добавлю парочку!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
2.4. "Град обреченный" (1970-1975; 1989)12
Слушайте, кто из вас постоянно не  спускает  воду  в  унитазе?  Вот
поймаю, возьму за шкирку и носом - в унитаз, в унитаз!..
     Двадцать первый век на пороге. Коммуналка. Тоска. И над всем   этим  -
черным  фломастером  по  белому
кафелю  кухонной  стены  -   напоминание:
"Lasciate ogni speranza"13

"Град обреченный" - роман в 6 частях. Каждая часть соответ-ствует определенной
стадии в развитии сознания героя. По иронии судьбы, духовное путешествие героя
начинается только после его смерти, поскольку город, в котором разворачивается
действие ро-мана, расположен в загробной жизни. На первых страницах романа мы
узнаем, что все обитатели города в момент смерти сделали вы-бор - участвовать в
Эксперименте, после чего и были перенесены прямо в город. В результате этого
обитатели города, очевидно, про-исходят из разных географических мест и
различных моментов ис-тории, хотя все они говорят по-русски и все прибыли из
относи-тельно недавней - уже после Второй мировой войны - истории. Большая часть
городских обитателей помнит о своей прежней жиз-ни; исключения, рассматриваемые
ниже, подтверждают правило; отсюда следует их особая значимость как носителей
памяти и куль-туры.
Социальная и политическая культура города явно смоделиро-вана с элементами
тоталитаризма в советском и китайском стиле, смешанного с нацизмом. Внутри этой
культуры существуют группы несогласных, равно как и возможность объединиться и
подняться "наверх". Главный герой, Андрей, Вступает в жизнь после смерти простым
сборщиком мусора, вместе с американцем и китайцем. Он знакомится с девушкой,
очевидно, покинувшей "реальный" мир как испорченная гражданка упадочного
скандинавского общества. Вы-ясняется, что американец - диссидент, и в конце
концов его убива-ют, А Андрей поднимается наверх по городской иерархии работ,
став редактором значительной газеты, а позже - после переворота, во время
которого приходят к власти фашисты, - высокопоставлен-ным правительственным
чиновником. Его восхождение к вершинам власти описывается в частях с 1 по 4. Его
накопление власти и ста-туса пассивно; он не сочувствует насилию и расизму, но и
не пыта-ется выступить против них. Его бывшая любовница, а ныне - жена, также
виновна в преступлении Андрея - безмысленном конфор-мизме. Только остроумный и
эксцентричный еврейский интеллек-туал, друг Андрея Изя Кацман, сумел пережить
все превратности городского политического климата, искусно манипулируя своим
образом "придворного шута". Его неряшливая одежда, сверхвзбу-дораженное
поведение и стереотипные "неприятно еврейские" ма-неры обеспечивают безопасный,
шутливый фасад для его огромной эрудиции и интеллектуального любопытства.

 Msg  : 152 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Срд 31 Янв 01 06:05
 To   : All                                                 Чтв 01 Фев 01 07:27
 Subj : Тьмускорпионская новость. Старая. Очень.

Добрый день, веселая минутка!
"Я человек откpовенный. Простой и простодушный, как говорит один из героев книги
братьев Стругацких."
    Громова А. Мы одной крови - ты и я!. - М.: Детская литература, 1976. - С.75.

И вот такой вопpос: указано, что это - пеpеиздание. А когда было первое издание,
никто не в куpсе?..

С демократическим приветом                              Алла, молчаливый глюк

--- Жуткое додревнее заклинание: GoldEd+/W32 1.1.1.2
 * Origin: Когда настанет восьмая луна, будет несчастье (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 153 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 01 Фев 01 05:02
 To   : All                                                 Птн 02 Фев 01 15:37
 Subj : Хауэлл-73

О многоуважаемый (-ая) All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
В части 5 романа "Град обреченный" Андрей покидает пост функционера фашистского
режима для того, чтобы присоединиться, совместно с Изей к экспедиции к краю мира
("Антигороду"). В час-ти 6 он проходит полный круг, в то время как замысел
замыкается на себя, подобно ленте Мебиуса: и Андрей, и Изя умирают в конце
путешествия, но вновь появляются в родном городе, Ленинграде - в последней
сцене. Таинственный "Наставник", появлявшийся перед Андреем в решающие моменты
путешествия, готов приветствовать его, вернувшегося из преисподней.
"- Ну, вот, Андрей, -  произнес  с  некоторой  торжественно-стью  голос
Hаставника. - Первый круг вами пройден.
Лампа под зеленым стеклянным абажуром была включена,  и  на  столе  в круге
света лежала свежая "Ленинградская правда" с большой  передовой  под названием:
"Любовь ленинградцев к това-рищу Сталину безгранична".  Гудел  и бормотал
приемник на эта-жерке за спиной. Мама на кухне побрякивала посудой и
разговари-вала с соседкой. Пахло жареной рыбой. Во дворе-колодце за окном вопили
и галдели ребятишки, шла игра в прятки.  Через  раскрытую  форточку тянуло
влажным оттепельным воздухом. Еще минуту на-зад все это было  совсем не таким,
как сейчас, - гораздо более обы-денным и привычным. Оно было  без будущего.
Вернее - отдельно от будущего...
Андрей бесцельно разгладил газету и сказал:
- Первый? А почему - первый?
- Потому что их еще много впереди, - произнес голос Hастав-ника.
Тогда Андрей, стараясь не смотреть в  ту  сторону,  откуда  доносился голос,
поднялся и прислонился плечом к шкафу у окна. Черный колодец двора, слабо
освещенный желтыми прямоугольни-ками окон, был под ним и над  ним,  а где-то
далеко  наверху,  в  совсем  уже  потемневшем  небе  горела  Вега. Совершенно
невоз-можно было покинуть все это  снова,  и  совершенно  -  еще более! -
невозможно было остаться среди всего этого. Теперь. После всего.
- Изя! Изя! - пронзительно прокричал женский голос в колод-це. -  Изя, иди уже
ужинать!.. Дети, вы не видели Изю?
И детские голоса внизу закричали:
- Иська! Кацман! Иди, тебя матка зовет!..
Андрей, весь напрягшись, сунулся лицом к самому стеклу,  всматриваясь в темноту.
Но он увидел только неразборчивые тени,  шныряющие  по  мокрому черному дну
колодца между громоздя-щимися поленницами дров.
Конец."
По ходу романа, Андрей был проведен своим Наставником через несколько кругов ада
- только для того, чтобы вернуться, "после всего", к своему земному
существованию. С другой стороны, финальная сцена, очевидно, предшествует
действию романа, по-скольку в ней Изя - еще ребенок, а ленинградцы все еще
питают безграничную любовь к товарищу Сталину. Андрей умирает - воз-можно, в
одном из сталинских лагерей, "между громоздящимися поленницами дров" - вскоре
после этого, и в этот момент он при-бывает на первую страницу романа -
мусорщиком в "Граде обре-ченном".
[...]

 * Origin: Каков физический смысл понятий "нутро" и "чуять"? (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 Msg  : 154 из 1003
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Чтв 01 Фев 01 17:06
 To   : All                                                 Птн 02 Фев 01 15:37
 Subj : Тьмускорпионская новость

О многоуважаемый (-ая) All!
[Аннотация фильма "Чародеи"]: "Музыкальная комедия с элементами фантастики по
мотивам повести братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу". В
научно-исследовательском институте чародейства и волшебства (НИИ ЧАВО) изобрели
волшебную палочку, исполняющую любые желания... Режиссер К.Бpомбеpг. Композитор
Е.Кpылатов. В pолях А.Яковлева, А.Абдулов, В.Гафт, В.Золотухин, Е.Васильева,
М.Светин и дpугие. Одесская киностудия, 1982 г."
    Семь дней (М.). - 2001. -   2. - С.20.

Cчacтливo                                               Алла, молчаливый глюк

--- Была бы я молчаливым глюком, да вот GoldEd+/W32 1.1.1.2 мешает...
 * Origin: --->  Xopoшo жить xopoшo !  <--- (2:5020/1661.61)
- RU.LUDENY (2:5010/30.47) ----------------------------------------- RU.LUDENY -
 From : Alla Kuznetsova                     2:5020/1661.61  Птн 02 Фев 01 06:24
 To   : All                                                 Суб 03 Фев 01 14:05
 Subj : Хауэлл-74

Здравствуй, All!

--------- Как кролик из шляпы фокусника, появляется Windows Clipboard --------
2.4.1. Данте "Ад"
Отсылка Наставника к дантовым концентрическим кругам ада придает новый оттенок
значения отчетливой декорации ленин-градского дома конца 1930-х годов. Сравнение
городской русской архитектуры XIX века, с ее высокими, сплошными зданиями,
окру-жающими центральный дворик, с вертикальной структурой дантова Ада,
предполагает некоторые параллели. Дантов Ад, воронкообраз-ная яма, представляет
углубляющиеся возможности зла в душе. Hа-кладывая друг на друга топографию зла у
Стругацких и Данте, по-лучаем, что ординарная жизнь улицы в городе, управляемым
Ста-линым, становится равной дну ада14, помимо того впечатления, что глубины
колодца находятся, с точки зрения Андрея, даже ниже уровня земли. Яма ада -
видение лагеря: "неразборчивые тени,  шныряющие  по мокрому черному дну колодца
между громоздя-щимися поленницами дров".15 С другой стороны, звезда Вега -
вы-соко над стенами домов соотносится с "яркой планетой", которая давала поэту
Данте надежду, когда он впервые сбился с правильно-го пути в сумрачном лесу,
который вел в ад. То, как Андрей попал на путь, ведущий в Ад, может быть
сопоставлено с этим моментом у Данте ("Ад", Песнь 1):
"Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины [Строки 1-3]

Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа [Строки 10-13]"16
В части 1, главе 3 романа "Град обреченный" Андрей просто выбрасывается из
фантастического "Красного Здания" на город-скую площадь. "Красное Здание"
появляется в различных местах города по ночам; похоже, что оно существует по
собственному же-ланию в разных местах и временах. Хотя ушиб головы, от которого
страдает Андрей, недвусмысленно болезнен, обстоятельства. при которых он
получен, весьма двузначны. Андрею хотелось бы ве-рить, что он не был внутри
странствующего "Красного Здания":
"Он сидел  на  скамейке  перед  дурацкой  цементной  чашей  фонтана  и прижимал
влажный, уже  степлившийся  платок  к  здо-ровенной,  страшной  на ощупь, гуле
над правым глазом. Света бе-лого он  не  видел,  голову  ломило так, что он
опасался,  не  лопнул  ли  череп [:] Впрочем, все это, может быть, было  даже и
к луч-шему. Все  это  придавало  происходящему  отчетливо  выражен-ную грубую
реальность. Не было никакого Здания, [:] а просто  брел человек в темноте,
зазевался  да  и  загремел  через  низенький  цементный барьер прямо в идиотскую
чашу, треснувшись дурацкой своей  башкой  и  всем прочим о сырое цементное
дно..." (  10, С.87).
[...]

 * Origin: По первому гаданию - возвещу (2:5020/1661.61)